Публичные торги. Некоторые исторические аспекты торгов в россии Публичные торги были известны со времен атлантиды

По наиболее общему определению торги представляют собою заключение юридической сделки с любым лицом, предложив­шим самые выгодные условия. Торги позволяют максимально учитывать и использовать механизм конкуренции и добиться наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие условия и требования гарантий исполнения.

В юридически оформленном виде торги известны еще со времен Римской империи, где они подразделялись, согласно римскому пра­ву, на три категории:

  • 1) торги на труд;
  • 2) торги на труд с материалом;
  • 3) торги на поставку материалов.

По сути, они выполняли функции эквивалента рабочего време­ни, общественно необходимого для производства определенного товара. Поэтому купля-продажа производилась в форме публич­ных торгов. Они различались по составу участников, по видам принимаемых обязательств и по финансовым условиям. В первом случае в основании различий - единичные, физические, юриди­ческие и групповые субъекты (оференты) торгов. Во втором слу­чае различие идет по договорам подряда. Торги по финансовым условиям различаются по предложениям цен, скидке по кредит­ной основе и оплате наличностью; торги с товарообменными операциями.

> Результатом торгов является сделка, специфическое соглаше­ние. Кроме конъюнктуры (стремления получить максимальную прибыль с учетом конкуренции), торги имеют и различные пси­хологические основания. В их числе убеждение, что соглашение является надежным, если оно добыто в борьбе. Иной партнер те­ряет чувство самоуважения, если он не торговался. Торги порой вызывают подлинную страсть и становятся манерой поведения и даже правилами игры. Человек, попавший на восточный базар, даже если он не намеревался ничего покупать, теряет уважение окружающих (“теряет лицоо), если он не торговался. Зачем же то­гда пришел на базар?

Наряду с психологическими моментами есть в торгах важ­ные методологические аспекты, имеющие прямое отношение к переговорам. Янош Нергеш, автор книги <-Поле битвы - стол переговоров”, отмечает, что любой процесс, посредством кото­рого два или несколько участников достигают некоторого единства, при котором их действия становятся взаимодополня­ющими, является торгами. Причем достижение наиболее бла­гоприятного результата связано с использованием определен­ного метода.

Очень многие процессы, а не только купля-продажа, могут рассматриваться и объясняться в терминах торгов. Это судеб­ный процесс, как торг между защитой и обвинением, любое со­гласование действий и решений, предполагающее взаимные уступки.

Всякие торги - специфическая форма разрешения и урегу­лирования конфликта. Сам факт торгов предполагает, что сто­роны ищут компромисс, и поиск протекает в направлении на­хождения наиболее выгодного решения. Оно не тождественно максимальным требованиям участников переговоров или их претензиям, притязаниям и ожиданиям. Оптимальность ком­промисса - исключительная прерогатива торгов, основанных как на сопоставлении конфликтующих позиций, так и на учете всей существующей конъюнктуры.

Большое значение имеет первый шаг, в котором стороны де­лают заявку. Ее особенность такова, что даже при максимальном запросе она должна выглядеть приемлемой основой для даль­нейшего обсуждения с учетом повышения ставок (в пределах возможного) или уступок, не выходящих за рамки прибыльно­сти всего этого предприятия. Торги отличаются еще и тем, что они ^обречены” на результативность. Я. Нергеш дает такое пояс­нение: футбольный матч в отличие от торгов (переговоров на взаимовыгодных условиях) характеризуется тем, что известна его продолжительность, но не известен результат. В случае с тор­гами мы знаем их результат, но не знаем, в течение какого време­ни (какой ценой, какими усилиями) он будет достигнут.

Вопрос, который ставит Я. Нергеш, отнюдь не банален: если ситуация столь очевидна, то почему бы сторонам не оставить торг и не перейти к заключению соглашения немедленно? По мнению О. Бартоша, это объясняется неизбежно возникающим в ходе переговоров или торгов внутренним противоречием меж­ду кооперативным и компетитивным поведением, т.е. между установками на сотрудничество и конкуренцию. На его взгляд, переговорщики лояльно сотрудничают лишь до тех пор, пока принуждены к этому. Если же они чувствуют возможность избе­жать сотрудничества, они немедленно превращаются в беспо­щадных конкурентов и стремятся вырвать друг у друга макси­мально возможные уступки.

Вопрос о том, чего больше в торгах - борьбы или уступок,

  • - тоже непростой. По сути, внутренняя мотивация торгов -
  • *ты мне, я тебе”, поэтому уступки - необходимая черта этой формы сотрудничества. Главное заключается в том, что уступ­ки должны быть взаимными и обоснованными. Если первый шаг, в расчете на доброжелательность, начинается с уступки, но сразу наталкивается на уничижительный ответ, то нор­мальные торги в подобной ситуации невозможны. Начинает­ся острая конкуренция. Следовательно, начиная торги, не сто­ит приписывать своему партнеру более темные намерения, чем свои собственные. Иначе подозрительность в торгах ста­нет основным мотивом взаимодействия. Главным законом торгов можно назвать следующий: мера уступки должна быть уравновешена мерой приобретения. Именно это служит тем основанием, на котором устанавливается равновесие в притя­заниях сторон.
По наиболее общему определению торги представляют собою «заключение юридической сделки с любым лицом, предложившим наиболее выгодные условия». В отличие от торга с индивидуальным партнером, торги позволяют максимально учитывать и использовать механизм конкуренции и добиваться наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие условия и требования по гарантиям исполнения.
В юридически оформленном виде торги известны еще со времен Римской империи, где они подразделялись, согласно римскому праву, на три категории: 1. Торги на труд; 2. Торги на труд с материалом; 3. Торги на поставку материалов. В этих характеристиках по сути Они выполняли функцию эквивалента рабочего времени, общественно необходимого для производства определенного товара. Поэтому купля-продажа производилась в форме публичных торгов. Практика торгов привела к тому, что они различаются по составу участников, по видам принимаемых обязательств и по финансовым условиям. В первом случае в основании различий единичные, физические, юридические и групповые субъекты (оференты) торгов. Во втором случае различие идет по договорам купли-продажи и договорам подряда. Торги по финансовым условиям различаются по предложениям цены, скидки, торги на кредитной основе и на основе оплаты наличностью, торги с товарообменными операциями.
Результат торгов — сделка, специфическое соглашение. Кроме конъюнктуры (стремления получать максимальную прибыль с учетом конкуренции), торги имеют и различные психологические основания. В числе их убеждение, что соглашение является надежным, если оно добыто в борьбе. Иной партнер теряет чувство самоуважения, если он не поторговался. Торги порою вызывают подлинную страсть и становятся манерой поведения и даже правилами игры. Человек, попавший на восточный базар без намерения что-либо покупать, теряет уважение окружающих («теряет лицо»), если он не поторговался. Зачем же тогда пришел на базар?
Наряду с психологическими моментами, есть в торгах важные методологические аспекты, имеющие прямое отношение к переговорам. Янош Нергеш, автор книги «Поле битвы — стол переговоров», пишет, что любой процесс, посредством которого два или несколько участников достигают некоторого единства, при которых действия их становятся взаимодополняющими, является торгами. Причем достижение наиболее благоприятного результата связано с использованием определенного «метода».
Очень многие процессы, не только купля — продажа, могут рассматриваться и объясняться в терминах торгов. Это судебный процесс как торг между защитой и обвинением, любое согласование действий и решений, предполагающее взаимные уступки.
Любые торги — специфическая форма разрешения и урегулирования конфликта. Сам факт торгов предполагает, что стороны ищут компромисс и поиск протекает в направлении нахождения наиболее выгодного решения. Оно не тождественно максимальным требованиям участников переговоров, или их претензиям и ожиданиям. Оптимальность компромисса — исключительная прерогатива торгов, основанных не только на сопоставлении конфликтующих позиций, но и на учете всей существующей конъюнктуры.
Большое значение имеет первый шаг. В нем стороны делают заявку. Ее особенностью является следующее: при максимальном запросе она должна выглядеть приемлемой основой для дальнейшего обсуждения с учетом повышения ставок (в пределах возможного) или уступок, не выходящих за рамки прибыльности всего этого предприятия. Торги на взаимном интересе отличаются еще и тем, что они «обречены» на результативность. Можно дать такое пояснение: футбольный матч в отличие от торгов (переговоров на взаимовыгодных условиях) характеризуется тем, что известна его продолжительность, но не известен результат. В случае с торгами мы знаем их результат, но не знаем, в течение какого времени (и какими усилиями) он будет достигнут.
Этот вопрос не является тривиальным: если ситуация столь очевидна, то почему бы сторонам не оставить торг и не перейти к соглашению немедленно? Это объясняется неизбежно возникающим в ходе переговоров или торгов внутренним противоречием между кооперативным и компетативным поведением, т.е. между установками на сотрудничество и конкуренцию. Переговаривающиеся стороны лояльно сотрудничают лишь до тех пор, пока принуждены к этому. Если же они чувствуют возможность избежать сотрудничества, они немедленно превращаются в беспощадных конкурентов и стремятся вырвать друг у друга максимально возможные уступки.
Вопрос о том, чего больше в торгах: борьбы или уступок — тоже не простой. По сути внутренняя природа торгов — «ты — мне, я — тебе», поэтому уступки — необходимая черта этой формы сотрудничества. Главное в том, что уступки должны быть взаимными и обоснованными. Если первый шаг, в расчете на доброжелательность, начинается с уступки и сразу наталкивается на уничижительный ответ, то конечно же, нормальные торги в этой ситуации уже невозможны. Начинается острая конкуренция. Понятно, что, начиная торги, не стоит приписывать своему партнеру более темные намерения, чем свои собственные. Иначе подозрительность в торгах станет основным мотивом взаимодействия.
Основным законом торгов можно назвать следующий: мера уступки должна быть уравновешена мерою приобретения. Именно это является тем основанием, на котором устанавливаются равновесие в притязаниях сторон.
Следует коснуться некоторых сторон технологии ведения торгов:
Вступая в торги, необходимо составить для себя перечень того, что и в какой очередности (а равно и в обмен на что) можно уступить;
Наряду с этим должен быть составлен список того, что желательно приобрести.
Список уступок должен быть дополнен методикой или тактикой, т.е. осмыслением возможных условий и необходимых действий.
На каждом этапе торгов должно ясно пониматься то, что каждая уступка должна подразумевать свою гарантию.
Приобретение должно быть соотносимым с ожиданием.
После каждой уступки и каждого приобретения необходимо делать экспресс-анализ, показывающий, что доминирует на данном этапе.
Разумная тактика ведения торгов рекомендует не мелочиться в большой игре и не блефовать в малой,
Не играть с целью победить любым средствами, но и не проигрывать, экономя средства.
Как и в любом другом виде взаимодействия, в торгах не допустим обман.
Подготовка торгов предполагает выдвижение предположений, установление потребностей и возможностей партнера, побуждение его к действиям, вызывая интерес к взаимной выгоде, стимулирование к доверительным действиям.
Торги — это общение и убеждение. В Оксфордском словаре отмечается, что общение — это сообщение, передача чувств, новостей, открытий; разделение чего-либо с кем-либо; установление и поддержание контакта. В этом же словаре говорится, что убеждение — «заверение кого-либо в том, что дело обстоит именно так; побуждение кого-либо к какому-нибудь действию». Это и есть торги.

В юридически оформленном виде торги известны еще со времен Римской империи. На торгах цены снижались по мере поступления всех новых предложений поставщиков и подрядчиков, и у покупателя создавалась иллюзия нахождения «правильной цены» на требуемые товары и услуги.

В России первые шаги по законодательному оформлению процедуры публичных торгов восходят к середине семнадцатого века, когда были введены "поручные записи, произведенные артельщиками, выигравшими подряд, чтобы можно было верить". В 1712 году становятся обязательными такие элементы торгов, как широкое оповещение населения, фиксация всех поступивших предложений и гласность.

Механизм использования торгов рассматривался в качестве меры, препятствующей нерациональному расходованию государственных средств. Еще в указах начала восемнадцатого века публичный характер торгов объявлялся мерой пресечения злоупотреблений должностными лицами с одной стороны, и сговоров подрядчиков с другой. В "Регламенте об управлении адмиралтейством и верфью, утвержденным Петром Первым в 1722 году, содержался целый комплекс требований к порядку выдачи подрядов, который достаточно жестко регламентировал процедуры организации и проведения торгов. Это было связано с расширением государственного предпринимательства, когда государство активизировало деятельность по созданию заводов и фабрик по производству военных материалов, горных предприятий. Разрабатывались правовые нормы, усиливающие юридическую и материальную ответственность участников торгов за соблюдение принимаемых на себя обязательств.

На рубеже ХIХ и ХХ веков в промышленно развитых странах интенсивно осуществляется техническое и организационное совершенствование производства. Процессы концентрации производства по мере развития капитализма сопровождается изменениями в отраслевой направленности торгов. На смену торгам на поставки преимущественно потребительских товаров и выдачу подрядов на строительство административных и жилых зданий приходят торги на поставку инвестиционных товаров и строительство промышленных объектов.

Международные торги стали ареной острого соперничества монополий развитых стран за получение заказов на поставки и подрядные работы, основным каналом сбыта в ведущих отраслях промышленности, машиностроении, энергетике, металлургии. Особое влияние на повышение роли торгов во внутрихозяйственной жизни в развитых странах оказали процессы роста государственно-монопольного регулирования экономики. Увеличение расходов государства на военные и гражданские цели, расширение общественных работ привело к значительному росту объемов и расширению отраслевой направленности заказов, оплачиваемых государством. Торги при этом становятся важнейшим из элементов системы ценообразования и контроля государственно-капиталистического контрактования.

Исторически возникнув как форма поиска соответствия между ценой и величиной стоимости товара, торги на современном этапе выступают как важное средство регулирования уровня цен контрактов, а также как элемент государственного регулирования внешнеэкономических связей.

| следующая лекция ==>

Страница 25 из 47


Публичные торги

Особой формой организации оптового торгового оборота выступают публичные торги, проводимые в форме аукциона или конкурса . Интерес представляет соотношение понятий «конкурс», «торги» и «тендер». В одних случаях они используются как синонимы, в других - как самостоятельные понятия. При этом тендер рассматривается как:

– отдельный вид торгов;

– форма проведения конкурса;

– цель проведения конкурса;

– возможная форма конкурса.

В качестве организаторов торгов могут выступать собственники товаров, обладатели прав на имущество либо специализированные фирмы, которые действуют на основании договора с собственниками товаров и выступают от их или от своего имени. Сами торги могут быть открытыми и закрытыми.

На аукционе подлежат продаже реальные товары, обладающие индивидуальными свойствами, в то время как предметом конкурса может быть право на заключение договора, что особенно характерно для договоров поставки для государственных нужд. Подготовкой и проведением торгов руководит аукционный комитет (конкурсная комиссия).

Извещение о проведении торгов, если иное не предусмотрено законом, должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения. В извещении должны содержаться сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и о порядке проведения, об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о них должен быть указан предоставляемый для этого срок. Организатор открытых торгов, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, вправе отказаться от проведения торга в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса не позднее, чем за 30 дней. При нарушении указанных сроков организатор обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор закрытых торгов обязан возместить приглашенным участникам реальный ущерб независимо от того, в какой срок после направления извещения последовал отказ от торгов.

Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, определенных в извещении о проведении торгов. Он возвращается, если торги не состоялись или участники торгов не выиграли их.

Подготовка аукционных торгов начинается с анализа предложений, поступающих от владельцев товаров, где указывают полное наименование товаров, их краткое описание, характеристику потребительских свойств и качеств, сведения о количестве экземпляров и основные реквизиты владельца, после чего владельцам товаров, направляются приглашения для оформления аукционных соглашений. К операциям по подготовке аукциона и торгам относятся также: подготовка помещений для хранения, предпродажная подготовка товаров, выпуск каталогов, где указаны составы и номера лотов и проч. Покупателям предоставляется возможность заблаговременно ознакомиться с выставленными товарами.

Аукционные торги проводятся в заранее определенный день и час в специальном аукционном зале. Их открывает аукционист, который дает краткую характеристику товара, составляющего лот, с указанием стартовой цены и минимального размера надбавок. Причем лот может формироваться из продукции нескольких поставщиков. Победителем торгов признается лицо, предложившее наиболее высокую цену за товар. Аукционист имеет право снять лот с продажи и через некоторое время выставить его еще раз, если из-за отсутствия интереса к данному товару не удается достичь намеченной аукционом продажной цены. При отсутствии спроса лот снимается с торгов, и товар возвращается владельцу с взиманием за определенный период хранения платы в размерах, установленных аукционом в процентах к стартовой цене. После окончания торгов по соответствующему лоту оформляется аукционная сделка. Владельцы получают за свои товары деньги, а покупатели вносят соответствующие суммы стоимости купленных ими товаров и получают их в течение срока, установленного правилами аукциона. Порядок распределения аукционной выручки предусматривается в аукционном соглашении.

В ходе подготовки конкурсных торгов разрабатывается конкурсная документация, содержащая инструкции о подготовке заявок на участие в открытом конкурсе, требования к его участникам, составу технической документации на поставляемые товары, критерии оценки поступивших заявок, условия государственного контракта, если предметом конкурса является его заключение; проводится предварительный отбор участников в целях выявления поставщиков, соответствующих установленным требованиям.

Содержание торгов, проходящих в форме конкурса, образует рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в нем. Для этого в установленное конкурсной документацией время проводится заседание конкурсной комиссии, на котором председатель комиссии вскрывает конверты с заявками на участие в конкурсе. Участники конкурса или их представители вправе присутствовать при этом. Конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление поступивших заявок в целях определения победителя конкурса в соответствии с требованиями конкурсной документации. Она вправе потребовать от участников конкурса разъяснения положений поданных ими заявок. Заявка отклоняется, если: участник конкурса не соответствует установленным требованиям, отказался дать разъяснение положений заявки, сама заявка не отвечает конкурсным требованиям.

Победителем конкурса признается его участник, в заявке которого предложены лучшие условия. При этом комиссия вправе потребовать от победителя подтверждения соответствия установленным требованиям. Если предметом конкурса является только право на заключение Договора, то он должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в Извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.



Индекс материала
Курс: Организация коммерческих сделок
Дидактический план
Понятие и классификация коммерческих сделок
Этапы реализации коммерческих сделок
Роль информации при организации коммерческих сделок
Виды информации
Коммерческая корреспонденция
Коммерческая тайна и способы ее защиты
Товарная информация и товарные знаки
Правовая охрана товарного знака
Использование товарного знака
Понятие и правовое регулирование договоров
Классификация договоров. Договоры, применяемые в торговле
Порядок заключения и исполнения договоров
Ответственность за нарушение договорных обязательств
Изменение и расторжение договора
Содержание закупочной работы
Особенности договора поставки, его содержание
Закупка товара на оптовых ярмарках
Контроль за осуществлением коммерческой сделки
Сущность и методы оптовой продажи товаров
Коммерческие сделки при биржевой торговле
Аукционная торговля
Публичные торги
Коммерческие сделки при продаже товаров на оптовых рынках и ярмарках
Понятие и организация розничной торговли

Вряд ли большим преувеличением будет отнесение торгов к наиболее сложным гражданско-правовым институтам. Лаконичность их законодательного регулирования явилась обманчивой простотой - применение на практике этой конструкции неизменно вызывает затруднения даже у самых искушенных правоприменителей. Если же учесть нормы специальных законов, регулирующих отдельные виды торгов, число возникающих вопросов неумолимо возрастает.

Публичные торги (англ. sale by public cant) - продажа имущества посредством вызова желающих принять участие в торгах.

Публичные торги представляют собой один из способов заключения договоров, который тесно связан с основными законами свободного рынка, выражая их наиболее последовательно. Суть публичных торгов состоит в том, чтобы обеспечить по возможности больший набор отозвавшихся на извещение и выбрать среди сделанных предложений лучшее.

Публичные торги были известны еще в Древнем Риме. Ими охватывался уже тогда весьма широкий круг отношений, притом иногда с элементами публичного характера: примером могли служить торги по сдаче в аренду городских земель. Для успешного достижения своей цели торги должны были непременно обладать двумя признаками: публичностью (обращение к публике) и состязательностью, которая и давала возможность объявить победителяСм.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) /под ред. А.П. Сергеева. - М.: Проспект, - 2005 г. - 463 с..

Появившийся значительно позже конкурс родился из обстоятельств, совсем не связанных с торгами. То были обязательства в сфере бытовых отношений: нашедшему чужую вещь и возвратившему ее собственнику должно было быть выплачено обещанное вознаграждение. Много лет спустя конкурс вместе с аукционом были признаны двумя формами торгов, что означало, что родовые признаки торгов - публичность и состязательность - должны были быть присущими в равной мере и конкурсу, и аукциону.

Отсутствие в послевоенный период, свободы рынка существенно ограничивало проведение обеих форм торгов. Сфера применения конкурса оказалась узкой, специфичной. Как правило, речь в подобных случаях шла о конкурсах в сфере науки, литературы, искусства. Все сводилось к тому, что путем конкурса определялись лучшие писатели, поэты, художники, акты. Отражая это, впервые появившиеся в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года нормы, выделенные в особую главу "Конкурс", ограничивались указанием на то, что "публичное обещание государственной, кооперативной или общественной организацией специального вознаграждения (премии) за лучшее выполнение определенной работы (объявление конкурса) обязывает эту организацию уплатить обещанное вознаграждение лицу, работа которого признана достойной вознаграждения в соответствии с условиями конкурса" (ст.439 ГК 1964 г).

Действующий ГК РФ в своей второй части содержит главу 57 ("Публичный конкурс"), которая представляет собой третий, не охваченный понятием "торги" вид конкурсов. Публичный конкурс весьма близок к тому, который был предусмотрен главой 28 ГК 1964 года ("Конкурс").

Необходимо отметить несовпадение норм о содержании условий объявления о публичном конкурсе (п.4 ст.1057 ГК РФ) и сведений извещения о торгах в форме конкурса (п.2 ст.448 ГК РФ).

Одни сведения, подлежащие указанию в объявлении о публичном конкурсе и в извещении о торгах в форме конкурса, являются идентичными понятиями, однако выражены терминологически по-разному: "существо задания" - "предмет торгов", "порядок представления работ" - "оформление участия в торгах", "критерии и порядок оценки" - "определение лица, выигравшего торги". Между ними коллизии не возникает.

Другие сведения - о времени и месте конкурса - предусмотрены для извещения о торгах в форме конкурса, но не предусмотрены для объявления о публичном конкурсе. При публичном конкурсе эти сведения могут не указываться, поскольку в этом нет той необходимости, какая имеется при проведении торгов. В торгах включение названных сведений обусловлено заключением в день проведения торгов соответствующего договора (протокола о результатах торгов) (ч.1 п.5 ст.448 ГК РФ) См.: Новоселова Л.А. Заключение договора на торгах. Проблемы юридической квалификации. // Арбитражная практика. - 2005 г. - №6 - с.14.. Сведения о времени и месте торгов информируют участников торгов о том, где и когда будет заключен соответствующий договор (в этом заключается их значимость и необходимость). В публичном конкурсе, содержащем обязательство заключить договор с победителем конкурса, договор может быть заключен не только в день проведения конкурса, но и в более поздний срок (п.5 ст.1057, ч.2 п.5 ст.448 ГК РФ). В таком случае указание в объявлении о публичном конкурсе сведений о времени и месте конкурса лишено того смысла, который оно имеет в торгах.

Существенные различия между нормами о торгах в форме конкурса и о публичном конкурсе имеются в вопросе условий и правовых последствий отмены конкурса. В торгах возможен только отказ от конкурса, который должен быть сделан не позднее чем за 30 дней до его проведения (ч.1 п.3 ст.448 ГК РФ). При закрытом конкурсе в любом случае, а при открытом конкурсе в случае нарушения установленного для отказа от конкурса срока организатор конкурса обязан возместить участникам реальный ущерб (ч.2, 3 п.3 ст.448 ГК РФ).

Между тем в публичном конкурсе допускается как изменение, так и отказ от конкурса, которые должны быть сделаны в течение первой половины установленного для представления работ срока (п.1 ст.1058 ГК РФ). Изменение или отмена публичного конкурса совершается тем же способом, каким он был объявлен (п.2 ст.1058 ГК РФ). При изменении или отмене публичного конкурса лицо, объявившее публичный конкурс - организатор конкурса, обязано возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу, а в случае нарушения способа или срока изменения или отмены - выплатить награду лицам, выполнившим работу (ч.1 п.3, п.4 ст.1058 ГК РФ).

Данная коллизия разрешается исходя из установленного Гражданским кодексом приоритета норм о торгах в форме конкурса над нормами о публичном конкурсе. Это проявляется в том, что публичный конкурс, содержащий обязательство заключить договор, может быть изменен или отменен не позднее чем за 30 дней до его проведения; изменение условий или отмена конкурса могут быть произведены любым способом; единственным последствием изменения или отмены открытого конкурса с нарушением установленного срока (при закрытом конкурсе независимо от нарушения срока) для организатора конкурса является только возмещение реального ущерба участникам конкурса.

В юридической практике бытует мнение о том, что внесение задатка в торгах обеспечивает только интересы организатора конкурса и никак не влияет на правовые последствия проведения конкурса. Задаток обеспечивает исполнение обязательства подписать протокол о результатах торгов (ч.1 п.5 ст.448 ГК РФ) как участниками, так и организатором конкурса См.: Новоселова Л.А. Публичные торги и исполнительное производство. // Закон. - 2005 г. - №1 - с. 95..

Иногда в нормативных актах, регулирующих проведение какого-либо конкурса, задаток заменяется другим способом обеспечения обязательства, например, неустойкой, которую должен уплатить победитель конкурса в случае отказа от подписания протокола о результатах торгов.

Если объявление публичного конкурса содержало обязательство заключить с победителем конкурса договор, то последний подлежит обязательному заключению сторонами. В случае же уклонения одной из них от заключения договора в соответствии с приоритетом норм торгов в форме конкурса над нормами публичного конкурса другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Закрытое акционерное общество "Монаб" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к правительству Москвы, Комитету города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов и обществу с ограниченной ответственностью "СТ Девелопмент" о признании недействительными решения конкурсной комиссии по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия", оформленного протоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, а также распоряжения правительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП "Об итогах конкурса по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия".

Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 17.10.2005 оставил решение и постановление без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов закрытое акционерное общество "Монаб" просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, и принять, не передавая дела на новое рассмотрение, новый судебный акт о признании недействительными решения конкурсной комиссии, оформленного протоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, и распоряжения правительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП.

В отзывах на заявление правительство Москвы и Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Иск заявлен о признании недействительными решения конкурсной комиссии и распоряжения правительства Москвы, поскольку они не соответствуют условиям конкурсной документации.

Суд отказал в иске, ошибочно полагая, что проведение конкурса и определение победителя соответствуют законодательству Российской Федерации.

Между тем в соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации организатором торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени.

Как установлено судами, конкурс проводился в отношении объекта, имеющего нескольких собственников. Без согласия всех собственников такого объекта проведение торгов, затрагивающих их имущественные интересы, незаконно.

Условиями конкурса необоснованно возложена обязанность урегулирования имущественных отношений со всеми заинтересованными лицами на победителя конкурса, тогда как последний в каких-либо правоотношениях с этими лицами не состоит.

Условиями инвестиционного проекта и документами конкурса предусматривается возникновение права собственности на вновь созданный объект у города Москвы и инвестора в пропорции 49: 51. При этом не учитываются права других собственников и титульных владельцев реконструируемого объекта, что на этапе реализации инвестиционного проекта может повлечь нарушение их прав и законных интересов.

Кроме того, на момент проведения торгов не были урегулированы в установленном законом порядке вопросы предоставления земельного участка для строительства нового многофункционального комплекса зданий.

На основании проведенного конкурса здание гостиницы "Россия" подлежит сносу. Следовательно, земельный участок, на котором была расположена гостиница, переходит в категорию незастроенных участков.

Условия передачи незастроенных (свободных) земельных участков для строительства регламентируются статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно этой статье участки предоставляются в собственность (пункт 2) или в аренду (подпункт 3 пункта 4) на основании результатов торгов (конкурсов, аукционов). Причем, по общему правилу, проводятся торги по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

В нарушение данных норм земельного законодательства торги по продаже земельного участка под строительство нового многофункционального комплекса зданий в собственность или по продаже права на заключение договора аренды земельного участка конкурсной документацией не предусмотрены.

Допущенные нарушения закона создают условия для приобретения девелопером-инвестором застроенного на условиях конкурса земельного участка в собственность или в аренду по правилам пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в обход установленного законом порядка предоставления земельных участков для строительства.

Поскольку нарушение императивных норм законодательства является самостоятельным основанием для признания конкурса недействительным, суды должны были учесть факт нарушения этих норм независимо от того, заявлял об этом истец или нет.

Кроме того, условия конкурса не содержат определенных критериев, на основании которых был бы возможен выбор лучших предложений его участников.

При таких обстоятельствах не исключен произвольный выбор победителя конкурса, в связи с чем позиция судов трех инстанций, согласно которой арбитражный суд не может рассматривать вопрос о том, правильно ли определен победитель конкурса, не соответствует закону и нарушает единообразие судебной практики.

Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2005 по делу N А40-8725/05-79-70, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2005 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.10.2005 по тому же делу отменить.

Решение конкурсной комиссии по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия", оформленное протоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, а также распоряжение правительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП "Об итогах конкурса по выбору девелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы "Россия" признать недействительными См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 16916/05..