Пьяные отморозки посадили на кол парня ради забавы. Мартин Монестье - Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней

Казнили на Руси издавна, изощренно и мучительно. Историки по сей день не пришли к единому мнению о причинах появления смертной казни.

Одни склоняются к версии продолжения обычая кровной мести, другие отдают предпочтение византийскому влиянию. Каким же образом на Руси расправлялись с теми, кто преступил закон?

Утопление

Это вид казни был весьма распространен в Киевской Руси. Обычно он применялся в тех случаях, когда требовалось расправиться с большим количеством преступников. Но были и единичные случаи. Так, например, киевский князь Ростислав разгневался как-то на Григория Чудотворца. Велел связать непокорному руки, накинуть на шею веревочную петлю, на другом конце которой закрепили увесистый камень, и бросить в воду. При помощи утопления казнили в Древней Руси и вероотступников, то есть христиан. Их зашивали в мешок и бросали в воду. Обычно такие казни происходили после сражений, в ходе которых появлялось много пленных. Казнь через утопление в отличие от казни через сожжение считалась для христиан самой позорной. Интересно, что спустя века большевики в ходе Гражданской войны использовали утопление в качестве расправы над семьями «буржуев», при этом приговоренным связывали руки и бросали в воду.

Сожжение

С XIII века этот вид казни обычно применялся по отношению к тем, кто преступил церковные законы – за хулу на Бога, за небогоугодные проповеди, за колдовство. Особенно ее любил Иван Грозный, который, к слову сказать, был весьма изобретателен в способах экзекуции. Так, например, он придумал зашивать провинившихся в медвежьи шкуры и отдавать их на растерзание собакам или сдирать кожу с живого человека. В эпоху Петра казнь через сожжение применялась по отношению к фальшивомонетчикам. Их, кстати, наказывали и еще одним способом – заливали в рот расплавленные свинец или олово.

Закапывание

Закапывание живьем в землю обычно применялось к мужеубийцам. Чаще всего женщину закапывали по горло, реже – только по грудь. Такая сцена превосходно описана Толстым в его романе «Петр Первый». Обычно местом для казни становилось людное место – центральная площадь или городской рынок. Рядом с еще живой казненной преступницей выставляли часового, который пресекал любые попытки проявить сострадание, дать женщине воды или немного хлеба. Не возбранялось, однако, высказывать свое презрение или ненависть к преступнице – плевать на голову или даже пинать ее. А еще желающие могли подать милостыню на гроб и церковные свечи. Обычно мучительная смерть приходила на 3–4 сутки, но в истории зафиксирован случай, когда некая Ефросинья, закопанная 21 августа, умерла только 22 сентября.

Четвертование

При четвертовании приговоренным отрубали ноги, затем руки и только потом голову. Так был казнен, например, Степан Разин. Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей. По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство. Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской, например парижской, толпы, которая воспринимала казнь как зрелище и разбирала виселицу на сувениры, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным. Так, во время казни Разина на площади стояла гробовая тишина, нарушаемая только редкими женскими всхлипываниями. По завершении процедуры люди обычно расходились молча.

Кипячение

Кипячение в масле, воде или вине было особенно популярно на Руси во времена царствования Ивана Грозного. Приговоренного сажали в котел, наполненный жидкостью. Руки продевали в специальные вмонтированные в котел кольца. Затем котел ставили на огонь и начинали медленно подогревать. В результате человек варился заживо. Такую казнь применяли на Руси к государственным изменникам. Однако этот вид выглядит гуманно по сравнению с экзекуцией под названием «Хождение по кругу» – одним из самых лютых способов, применявшихся на Руси. Приговоренному вспарывали живот в районе кишечника, но так, чтобы он не скончался слишком быстро от потери крови. Затем изымали кишку, прибивали один ее конец к дереву и заставляли казненного ходить вокруг дерева по кругу.

Колесование

Широкое распространение колесование получило в эпоху Петра. Приговоренного привязывали к закрепленному на эшафоте бревенчатому Андреевскому кресту. На лучах креста делали выемки. Преступника растягивали на кресте лицом вверх таким образом, что каждая его конечность лежала на лучах, а места сгибов конечностей – на выемках. Палач железным ломом четырехугольной формы наносил один удар за другим, постепенно переламывая кости на сгибах рук и ног. Работа плача завершалась двумя-тремя точными ударами в живот, при помощи которых переламывался хребет. Тело разломанного преступника соединяли так, что пятки сходились с затылком, укладывали на горизонтальное колесо и в таком положении оставляли умирать. Последний раз такая казнь была применена на Руси к участникам Пугачевского бунта.

Посажение на кол

Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Так был казнен в 1614 году Заруцкий, сообщник Марины Мнишек. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз. Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Сажание на кол до XVIII века было очень распространенным видом казни среди запорожских казаков. Меньшие колы использовали для наказания насильников – им вбивали кол в сердце, а также в отношении матерей-детоубийц.

Французский путешественник и купец Jean de Thévenot в 1687 г. рассказывал, будучи свидетелем такой казни в Египте, входившем тогда в состав Османской империи, что приговоренного заставляли отнести кол к месту казни (сравни с древнеримским "несением креста"). затем заставляли стать на колени в удобную позу, прижимали и надрезали ножом задний проход (в руке палача нож, а не некий фаллоимитатор, как порой думают).

CHAP. LXXIX.

Of Punishments in Use in Ægypt.

The usual Punishments in Ægypt are Beheading, which they dextrously perform: For the Sous-basha finding a Robber, or any one that looks like such, seises him, and making him kneel, one of his Men cuts off his Head at one blow with a Shable, and yet not striking with great force neither; but drawing towards him the Shable, and so using the whole length of it, he never fails at the first blow to sever the Head from the Body. Impaling is also a very ordinary Punishment with them, which is done in this manner. They lay the Malefactor upon his Belly, with his Hands tied behind his Back, then they slit up his Fundament with a Razor, and throw into it a handful of Paste that they have in readiness, which immediately stops the Blood; after that they thrust up into his Body a very long Stake as big as a Mans Arm, sharp at the point and tapered, which they grease a little before; when they have driven it in with a Mallet, till it come out at his Breast, or at his Head or Shoulders, they lift him up, and plant this Stake very streight in the Ground, upon which they leave him so exposed for a day. One day I saw a Man upon the Pale, who was Sentenced to continue-so for three Hours alive, and that he might not die too soon, the Stake was not thrust up far enough to come out at any part of his Body, and they also put a stay or rest upon the Pale, to hinder the weight of his body from making him sink down upon it, or the point of it from piercing him through, which would have presently killed him: In this manner he was left for some Hours, (during which time he spoke) and turning from one side to another, prayed those that passed by to kill him, making a thousand wry Mouths and Faces, because of the pain be suffered when he stirred himself, but after Dinner the Basha sent one to dispatch him; which was easily done, by making the point of the Stake come out at his Breast, and then he was left till next Morning, when he was taken down, because he stunk horridly. Some have lived upon the Pale until the third day, and have in the mean while smoaked Tobacco, when it was given them. This poor wretch carried the Scales and Weights, of those who go about to visit the Weights, to see if they be just, and he had so combined with such as had false Weights, that he brought false ones also with him; so that the Searchers not perceiving the change of their own Weights, thought the other to be just. When Arabs, or such other Robbers are carried to be Empaled, they put them on a Camel, their Hands tied behind their Backs, and with a Knife make great gashes in their naked Arms, thrusting into them Candles of Pitch and Rosin, which they light, to make the stuff run into their Flesh; and yet some of these Rogues go chearfully to Death, glorying (as it were) that they could deserve it, and saying, That if they had not been brave Men, they would not have been so put to death. This is a very common and ordinary Punishment in Ægypt, but in Turkie it is but very rarely put into practice. The Natives of the Country are punished in this manner, but the Turks are strangled in Prison.

Ну а как выглядел пресловутый лес кольев отлично видно из отрывка из романа "Шут" Джеймса Паттерсона и Эндрю Гросса:

Люди, мимо которых мы проходили, уже не приветствовали нас, как в Трейле. Одни плевали в нашу сторону, другие отворачивались.

— Проклятые бунтовщики… еретики… убирайтесь домой…

— Посмотрите, что вы нам принесли! — запричитала какая-то женщина, собиравшая у дороги объедки. — Идите, идите, полюбуйтесь, чем вас встречают.

Чем нас встречают? Что бы это значило?

Внезапно передние шеренги сбавили шаг. Люди указывали на виднеющиеся впереди то ли столбы, то ли кресты. Несколько человек побежали вперед. Постепенно подошли и остальные.

То, что мы увидели, заставило одних закрыть в ужасе глаза, других отвернуться. Даже у самых смелых лица сделались белее мела. Те, кто только что похвалялся будущими подвигами, словно онемели.

Нас встречали не кресты, нас встречали насаженные на колья люди. Некоторые были еще живы; они что-то бормотали и даже шевелили руками. Еще ужаснее выглядели те, кого насадили на кол вниз головой. Здесь были старики и молодые, крестьяне и торговцы. Были даже женщины, раздетые догола, как шлюхи. Они стонали, открывали рты, ворочали стекленеющими глазами.

Тридцать человек.

5 (100%) 1 vote

Казнь посредством посажения преступника на кол практиковалась у многих славянских, германских и других западноевропейских народов. Широко распространена она была и на Руси.

Чаще всего применялась к государственным преступникам, предателям, членам оппозиции, повстанцам - словом, всем не угодившим высшей власти в лице монарха. Также сажали на кол за супружеские измены, аборты, убийство младенцев.

Технология казни

Во время этой жесточайшей казни преступник медленно насаживался на заостренный кол всем весом своего тела и умирал мучительно долго от болевого шока и обескровливания. Расправа всегда происходила на центральной площади города или другом лобном месте, где за ней мог наблюдать любой свидетель. Публично такое жестокое и долгое истязание производилось для того, чтобы «другим не повадно было».

«Технология» проведения была такова: толстый деревянный кол, остро заточенный с одного конца, вгоняли мужчине в анальное отверстие, женщине - во влагалище на несколько десятков сантиметров. Затем кол устанавливался вертикально и закапывался в землю. В результате этого жертва очень долго оседала на него, самопроизвольно пронзая свои внутренние органы.

Палач следил, чтобы кол не дошел до сердца и жертва не скончалась раньше времени. Для этого он устанавливал на определенном уровне горизонтальную перекладину. Казнь могла длиться от 10-15 часов до 4-5 суток. Придумали такой жестокий способ умерщвления в II тысячелетии до н.э. в Древнем Египте, Ассирии и на Востоке. В те далекие времена этим способом казнили все тех же бунтовщиков и женщин-детоубийц.

Самые известные примеры казни

Очень уважал этот вид казни Иван Грозный. «Заведовал» проведением посажения на кол, а также массой других видов изуверских казней его опричник, легендарный садист Малюта Скуратов. На Лобном месте в Москве сажали на кол бояр, служивых и мирских людей, заподозренных в государственной измене. Но и после Ивана IV эта излюбленная казнь русских царей не утратила своей популярности.

Летом 1614 года был посажен на кол государственный изменник, казачий атаман Иван Заруцкий. Будучи фаворитом Марины Мнишек, он являлся сообщником Лжедимитрия I и участвовал практически во всех основных заговорах Смутного времени. За все эти «подвиги» смутьян был приговорен к одной из самых жестоких казней на Руси.

Посажением на кол был также казнен сын известного воеводы Степан Глебов. Его обвинили в связи с первой супругой Перта I, Евдокией Лопухиной, что приравнивалось к государственной измене. Прелюбодеяние значилось уже вторым пунктом обвинительного приговора. Степан был казнен в марте 1718 года в лютый мороз. Осужденного сначала жестоко пытали. Затем на Красной площади перед лицом 200-тысячной толпы раздетым донага посадили на кол.

Рекомендуем почитать

Глебов мучился 14 часов. На него набросили тулуп, чтобы преступник часом не умер раньше времени, замерзнув в 20-тиградусный мороз. За пыткой заставили наблюдать его опальную любовницу. Когда Степан наконец умер, ему отсекли голову, а тело бросили в общую могилу. Государю и этого показалось мало. Спустя 4 5 года по его приказу Святейший Синод предал покойного любовника заключенной в монастырь государыни вечной анафеме.

Сажание на кол

По приказу народного комиссара солдаты Красной армии повесили и насадили на кол польского капитана Рожинского. 1917 г. Фото «Сигма». «Иллюстрасьон».

Казнь на колу - «одна из самых ужасных казней, порожденная человеческой жестокостью», как определяет ее «Большая энциклопедия XIX века», - состоит в забивании кола в тело приговоренного. Чаще всего кол вводили через задний проход и оставляли жертву умирать.

Такая казнь, особенно популярная на Востоке и в Азии, применялась повсеместно: в Африке, Центральной Америке и даже в Европе, в славянских странах и германских племенах Карла Пятого, где кодекс Каролины предусматривал сажание на кол для матерей, виновных в детоубийстве. В России сажали на кол вплоть до середины XVIII века. В XIX веке сажание на кол по-прежнему практиковали в Сиаме, Персии и Турции, где в 30-х годах такого рода казни совершались публично.

В Законе Ману, древнем своде религиозных и гражданских законов индийского общества, среди семи видов смертной казни сажание на кол занимало первое место. Ассирийские правители прославились, приговаривая к смерти на колу повстанцев и побежденных. Упоминаемый Гастоном Масперо Ашшурнасирпап писал: «Я повесил трупы на столбы. Некоторых я насадил на верхушку столба…, а оставшихся - на колы вокруг столба».

Персы также питали особую привязанность к этому виду смертной казни. Ксеркс, взбешенный непокорностью царя Леонида, который с тремястами спартанцами пытался преградить в Фермопилах путь персидской армии, приказал посадить греческого героя на кол.

Техника сажания на кол во всем мире была практически идентична, за исключением нескольких деталей. Некоторые народы, в том числе ассирийцы, вводили кол через живот, а выводили через подмышку или рот, но такая практика не получила широкого распространения, и в подавляющем большинстве случаев деревянный или металлический кол вводили через анус.

Приговоренного клали на живот на землю, разводили ноги и либо закрепляли их неподвижно, либо их держали палачи, руки пригвождали к земле копьями, или связывали за спиной.

В некоторых случаях в зависимости от диаметра кола анус предварительно смазывали маслом или надрезали ножом. Палач обеими руками втыкал кол так глубоко, как мог, а потом загонял его внутрь с помощью дубины.

Здесь открывался широкий простор для фантазии. Иногда в кодексах или приговорах уточнялось, что кол, введенный в тело на пятьдесят - шестьдесят сантиметров, нужно поставить вертикально в заранее подготовленную лунку. Смерть наступала чрезвычайно медленно, и приговоренный испытывал неописуемые мучения. Изощренность пытки заключалась в том, что казнь совершалась сама собой и более не требовала вмешательства палача. Кол все глубже проникал в жертву под действием ее веса, пока наконец не вылезал из подмышки, груди, спины или живота в зависимости от заданного направления. Иногда смерть наступала спустя несколько дней. Случаев, когда агония длилась больше трех дней, было предостаточно.

Точно известно, что кол, введенный через анальное отверстие и вышедший из живота, убивал медленнее, чем вышедший из груди или горла.

Нередко кол вбивали молотком, протыкая тело насквозь, задача палача в данном случае заключалось в том, чтобы он вышел изо рта. Помимо физических данных приговоренного, длительность агонии зависела от типа кола.

В некоторых случаях кол, вводимый в анальное отверстие, был хорошо заострен. Тогда смерть наступала быстро, поскольку он легко разрывал органы, вызывая внутренние повреждения и кровотечения летального характера. Русские обычно целили в сердце, что удавалось не всегда. Многие историки рассказывают, что один боярин, посаженный на кол по приказу Ивана IV, промучился целых два дня. Любовник царицы Евдокии после двенадцати часов, проведенных на колу, плюнул в лицо Петру I.

Персы, китайцы, бирманцы и жители Сиама заостренному колу предпочитали тонкий с закругленным концом, наносивший минимальные повреждения внутренним органам. Он не протыкал и не разрывал их, а раздвигал и оттеснял, проникая вглубь. Смерть оставалась неотвратимой, но казнь могла продлиться несколько дней, что с точки зрения назидательности было весьма полезно.

На колу с закругленным наконечником казнили Сулеймана Хаби в 1800 году за то, что он зарезал кинжалом генерала Клебера, главнокомандующего французскими войсками в Египте после отплытия Бонапарта во Францию.

Сажание на кол в Персии. Гравюра. Частн. кол.

Возможно, это единственный в истории случай, когда западная юриспруденция прибегла к такому способу казни. Французская военная комиссия отступила от военного кодекса в пользу обычаев страны. Казнь прошла при большом стечении народа на эспланаде Каирского института при участии французского палача Бартелеми, для которого это был первый опыт подобного рода. Он справился с задачей сравнительно успешно: перед тем как приступить к забиванию молотком железного кола, счел необходимым надрезать анус ножом. Сулейман Хаби бился в агонии четыре часа.

Китайский способ насаживания на кол, как всегда, отличался особой изощренностью: в анальное отверстие забивали бамбуковую трубку, через которую внутрь вводили раскаленный на огне железный прут.

Кстати говоря, именно так казнили английского короля Эдуарда II, чтобы выдать его смерть за естественную. Раскаленный прут ввели в его тело через полый рог. Мишле пишет в «Истории Франции»: «Труп выставили на всеобщее обозрение… На теле не было ни единой раны, но люди слышали крики, и по обезображенному мукой лицу монарха было понятно, что убийцы подвергли его ужасной пытке».

Казнь на колу. Гравюра из «De Сгuсе» Юстуса Липсия. Частн. кол.

На Востоке этот способ казни часто использовали для устрашения, сажая на кол пленников у стен осажденного города, чтобы посеять ужас в душах горожан.

Подобными акциями устрашения особенно славились турецкие войска. К примеру, именно так они действовали у стен Бухареста и Вены.

В результате восстания в Марокко около середины XVIII века бухарцев, знаменитой «черной гвардии», состоявшей из купленных в Судане негров, на кол были посажены несколько тысяч мужчин, женщин и детей.

В те же годы в Дагомее девушек приносили в жертву богам, насаживая вагиной на заостренные мачты.

В Европе сажания на кол были популярны во время религиозных войн, особенно в Италии. Жан Лежер пишет, что в 1669 году в Пьемонте дочь нотабля Анну Шарбонно де ля Тур насадили «причинным местом» на пику, и эскадрон палачей пронес ее через город, скандируя, что это их флаг, который в конце концов они воткнули в землю у пересечения дорог.

Во время войны в Испании наполеоновские войска сажали на кол испанских патриотов, те платили им тем же. Гойя запечатлел эти ужасные сцены в гравюрах и рисунках.

В 1816 году, после бунта, закончившегося убийством более пятнадцати тысяч человек, султан Махмуд II ликвидировал корпус янычаров. Многих обезглавили, но большинство подверглось казни на колу.

Ролан Вильнев пишет, что в 1958 году дядя иракского короля, известный своими гомосексуальными наклонностями, «был посажен на кол, дабы кара настигла его через место его греха».

Техническое описание

Художественное описание

Сажание на кол

Применялась данная казнь ещё в Древнем мире. Была широко распространена на Ближнем Востоке, Средиземноморье и в Древнем Египте. Первые упоминания о ней датируются началом II тысячелетия до н.э. На ассирийских барельефах часто изображались сцены с подобным видом наказаний, вероятно в нравоучительных целях. На кол сажали за аборт и другие особо тяжкие преступления. На ассирийских рельефах можно разглядеть две разновидности экзекуции: прокалывание через грудь и через задний проход.

В Средние века посажение на кол стало одним из основных видов расправы на Ближнем Востоке. Своей страстью к посажению врагов на кол известен Влад Цепеш (Влад Дракула, Влад Колосажатель, Влад Кололюб), превративший эту казнь в действо, отличавшееся особой жестокостью и кровожадностью.

По указаниям палачей жертву насаживали на заостренный кол (иногда заокругленный и смазанный маслом) через анус или влагалище на несколько десятков сантиметров, затем кол приводили в вертикальное положение и под воздействием собственной тяжести тело медленно соскальзывало вниз. Женщины в виду анатомических особенностей умирали от кровопотери сразу. Мучения же мужской половины населения могли продолжаться вплоть до нескольких дней, так как кол, проходя через анальное отверстие, не повреждал жизненно важных органов и жертвы умирали довольно нескоро. Иногда этому способствовали дополнительной горизонтальной перекладиной, не позволявшей телу сползать слишком низко.

Есть документальные подтверждения распространенности казни на территории Руси при правлении Ивана Грозного. В 1614 в Москве был посажен на кол атаман донских казаков Заруцкий. Петр I же именно таким образом расправился с любовником своей сосланной в монастырь жены Евдокии, о чем свидетельствуют рассказы современников императора.

Согласно Риттеру, подобное наказание применяли и жители Южной Африки. Зулусы так наказывали трусливых воинов и ведьм, но их вариант отличался тем, что жертве, поставленной на четвереньки забивали в задний проход несколько палок длиной 30-40 см. и обрекали на мучительную гибель в саване.

Интересный факт:

Разновидностью пытки является китайский бамбук, над которым подвешивали провинившегося. Ростки его были заострены и прорастали довольно стремительно, пронзая промежность и доставляя неимоверные муки на протяжении нескольких дней.

Художественное описание

Любопытный факт: некоторые преступники, приговоренные к сажанию на кол, перегрызали себе язык и вены, или расшибали череп об острый выступ стены. Они выбирали самоубийство, лишь бы не испытывать на себе эту чудовищную казнь. Вы не понимаете, почему они это делали? Тогда смотрите!

Вражескую шпионку, связанную по рукам и ногам, с кляпом во рту, буквально волочат по грязному полу, но она извивается как червь, пытаясь отдалить хотя бы на секунду роковое событие. Один из конвоиров наступает ей на шею тяжелым ботинком, и вынимает кляп. Палач берет осиновую палку, толщиною с запястье подростка, рассматривает ее остро заточенный наконечник, и с садистской улыбкой подносит к лицу обреченной преступницы. Та принимается истерически ругаться и проклинать своих мучителей на языке вражеского государства, лишний раз подтверждая свою вину. Довольный палач берет тяжелый молоток, окунает острие в ведерко с топленым жиром, приставляет кол между ягодиц жалобно скулящей женщины, и начинает забивать его. Душераздирающий крик разрывает легкие и горло несчастной. Кол с каждым ударом входит глубже в полость тела, но палач старается не переусердствовать. Общими усилиями трое экзекуторов устанавливают кол вертикально. Теперь казненная трепыхается на осиновом острие, медленно проседая вниз. Кол прогрызает ее внутренности, и они густым слизистым потоком стекают на землю. Преступница рыдает как младенец, хрипит диким зверем от бессилья, боли и унижения. Она умирает на рассвете, но тело продолжает проседать, до тех пор, пока острие кола не выходит из грудной клетки.