Судебная ветвь власти в рф. Судебная власть в российской федерации

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия, т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной власти реализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ

1.1 Понятие судебной власти, ее соотношениес другими ветвями государственной власти. Разделение властей

1.2 Признаки судебной власти

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ. ВЕТВИ

СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

2.1 Суды общей компетенции (юрисдикции)

2.2 Верховный Суд Российской Федерации. Место Верховного Суда

РФ в системе судов общей юрисдикции и его функции

2.3 Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе РФ

2.4 Конституционный Суд РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Всякая власть имеет определенные институциональные формы, определенную организацию. Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население, - это государственная власть. Она осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств, направленное на достижение общественно-значимых целей - права, авторитета, воли, убеждения или принуждения. Власть всегда выражена в официальных формах.

Одно из проявлений общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности, - судебная власть. Что же понимается под судебной властью?

Судебная власть - это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от любых посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую системы, права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций.


1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ

1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей

В соответствии с теорией разделения властей судебная власть - одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», другими федеральными конституционными и федеральными законами .

Принцип разделения властей - фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. Суть его в том, что демократический правовой режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти. Таким образом, Конституцией РФ признано, что судебная власть является одним из видов государственной власти.

Однако самостоятельность и независимость судебной власти в известном смысле относительны. Таковой она должна быть только во взаимоотношениях с другими ветвями власти. По отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу, являющемуся единственным источником любой власти (ст. 3 Конституции РФ), не должна быть самостоятельной. В этой связи существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных, но подчиненных власти народа, призванных обеспечивать и оберегать власть народа.

1.2 Признаки судебной власти

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками .

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она - одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами - судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд - орган государственной власти, который создается и упраздняется только в соответствии с Конституцией РФ или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.

Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с названным выше. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию. Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом (ст. 14 УПК РФ).

4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Конституция РФ запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118), в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ст. 294 УК РФ). Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению и обязаны противостоять попыткам такого воздействия, должны обладать высокими нравственными качествами, хранить верность закону.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены. Взаимодействие судов с другими ветвями государственной власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей и выделившего суды в самостоятельную, обособленную систему.

6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона о судебной системе. Судопроизводство - это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного - разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; гражданского - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административного - рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях; уголовного - досудебного и судебного производства по уголовному делу. Разновидностью гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, является арбитражное судопроизводство - разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

7. Процессуальный порядок деятельности - еще один важный признак судебной власти. Этот порядок определяет только закон, изданный на основе Конституции РФ. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (гл. 7, 8, ст. 43-83 и ряд статей разд. 3) гражданское, уголовное и арбитражное - по правилам, установленным соответственно ГПК РФ, УПК РФ и АПК РФ. По делам об административных правонарушениях процессуальный порядок деятельности определяется КоАП РФ (разд. 4 и 5).

Процессуальный порядок, регулирующий правила судебной процедуры, - важная гарантия законности деятельности судебной власти, обоснованности и справедливости судебных решений.

8. Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ, ч. I, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Подзаконность судебной власти распространяется на правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т. д., а также на все без исключения органы, ее представляющие.

9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Это означает, что решения суда имеют властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории государства. Их неисполнение влечет ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ. Реализация судебных решений составляет функцию органов исполнительной власти, прежде всего Минюста России. Эти органы наделены правом применять принудительные меры (привод, наложение ареста на имущество, арест ценных бумаг и т. д. - см. § 3 гл. 16 учебника) с целью реализации судебных решений.

4. Судебная власть Российской Федерации

Судебная власть в Российской Федерации наряду с законодательной и исполнительной является самостоятельной и независимой сферой публичной власти. Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, то есть, полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в судебной системе государства. В настоящее время в судебную систему Российской Федерации входят суды трех категорий:

Обычные суды (суды общей юрисдикции и военные трибуналы);

    арбитражные суды;

    конституционные (уставные) суды.

Так, в судебную систему на территории Тульской области входят Тульский областной суд, Тульский областной арбитражный суд, городские и районные суды.

Высшими судебными органами Российской Федерации являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ принимаемых и действующих федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ.

В состав Конституционного суда РФ входят 19 судей, назначенных Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий каждого – 12 лет.

Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является Высший Арбитражный суд РФ .

Арбитражные суды наделены специальной подсудностью, осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений:

1) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя;

2) между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Кроме того, арбитражные суды рассматривают дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, о несостоятельности, банкротстве организаций и граждан. Поэтому арбитражные суды имеют и другие названия: хозяйственные, торговые.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам является Верховный суд Российской Федерации

Все суды Российской Федерации относятся к федеральным органам государственной власти. Это означает, что они выражают государственную волю России в целом и осуществляют правосудие именем Российской Федерации, а не субъекта России или ее отдельного района или города. Россия предпочла создание единой федеральной судебной системы, а не смешанной, как, например, в США, где функционируют одновременно и единая судебная система государства и независимые судебные системы каждого штата.

Субъекты РФ не могут устанавливать собственные судебные системы. В то же время есть два исключения из этого положения.

Во-первых, каждый субъект Российской Федерации может создавать свой конституционный (или уставный) суд (в зависимости от статуса субъекта РФ) для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативно-правовых актов государственной власти субъекта РФ, правовых актов органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (или уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции или устава субъекта РФ. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ не составляют единой конституционно-судебной системы с Конституционным Судом РФ, поэтому их финансирование идет из бюджета субъекта РФ.

Во-вторых, в 1998г. в России был возрожден институт мировых судей. Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Субъекты РФ своими законами определяют должности мировых судей, порядок их деятельности и размеры судебных участков. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или избираются на должность населением соответствующего судебного участка.

Обеспечение заработной платой мировых судей и социальных выплат является расходным обязательством Российской Федерации, поэтому осуществляется из федерального бюджета. А материально-техническое обеспечение их деятельности осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации

Мировые судьи рассматривают в первой инстанции:

Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;

Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда;

Прочие дела в соответствии с федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» №188-ФЗ от 17 декабря 1998г.

Характерной чертой демократического общества является защищенность прав и свобод человека сильной и независимой судебной властью.

Состояние судебной власти оказывает определяющее воздействие на все стороны жизни общества. Там, где не уважают судебную власть, закон, правит в лучшем случае чиновник, а в худшем - насилие. Такое общество обречено на постепенное самоуничтожение.

Суды выполняют правоохранительные функции, рассматривают споры юридических и физических лиц, а также обращения по поводу действий исполнительной власти. Каждый должен быть уверен, что суд разрешит спор самым справедливым образом.

Судебное разбирательство является открытым, публичным, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, истца и ответчика, защитника (адвоката) и обвинителя (прокурора). Суд выносит решения от имени государства на основе действующего законодательства. Решение суда может быть отменено судом высшей инстанции лишь на основании закона, так как судебные органы не находятся в отношениях подчиненности одного другому. Судья подчиняется только закону.

Судебная система РФ

В стране сложилась трехзвенная судебная система: Конституционный Суд. суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Они осуществляют конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Суды подразделяются также на федеральные и региональные (субъектов РФ). Судьи всех видов и уровней судов образуют судейское сообщество.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему арбитражных судов.

К судам субъектов РФ относятся:

  • конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • мировые судьи.

Основное место в судебной системе занимают суды общей юрисдикции. Им подсудны все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме дел, отнесенных исключительно к компетенции Конституционного Суда или арбитражных судов, а также уголовные и иные дела

Единство судебной системы обеспечивается соблюдением всеми судами установленных законом правил судопроизводства, обязательного исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в законную силу, финансированием федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета, что должно обеспечивать возможность полного и независимого правосудия в соответствии с федеральным законом. Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем году, может быть уменьшен только с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей РФ.

В осуществлении правосудия участвуют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели. Участие заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом; за время участия в осуществлении правосудия им выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей и присяжных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность судов, несут ответственность по закону.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, судья несменяем, он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, если он не был назначен (избран) на определенный срок или до достижения определенного возраста.

Государство защищает личность, жилище, имущество судьи, судья не может привлекаться к административной и дисциплинарной ответственности. Уголовное дело против него может возбудить только Генеральный прокурор с согласия квалификационной коллегии судей. Судья может иметь огнестрельное оружие.

Конституционный Суд РФ

Конституционный Суд РФ является органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, а также порядок образования и деятельности Конституционного Суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Кроме того, Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов РФ. По жалобам о нарушении прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный Суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

С запросами в Конституционный Суд могут обратиться Президент РФ, палаты Парламента РФ, члены Совета Федерации или депутаты Государственной Думы (одна пятая часть всего количества), Правительство РФ. Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, органы государственной власти субъектов РФ,

Президент РФ имеет полномочного представителя в Конституционном Суде, который обеспечивает деятельность Президента РФ как гаранта Конституции РФ. прав и свобод человека и представление интересов Президента РФ в Конституционном Суде.

Конституционный Суд рассматривает дело и принимает решение коллегиально с участием тех судей, которые присутствовали при процессе, открытым голосованием. Судья обязан голосовать, он не может воздерживаться, уклоняться от голосования. Решение Конституционного Суда окончательное и не может быть обжаловано никаким другим государственным органом, никем не может быть отменено. Только в одном случае решение Конституционного Суда может быть неокончательным: если гражданин обратился в межгосударственный суд по защите прав и свобод человека, исчерпав все средства защиты в своей стране.

Конституционный Суд решает вопросы права и не вмешивается в политику". Он автономен, независим в финансовом отношении: ему выделяются средства из бюджета, которыми он распоряжается самостоятельно.

Конституционный Суд не рассматривает уголовные и гражданские дела, трудовые споры, не подменяет ни суды общей юрисдикции. ни арбитражные, ему не поднадзорны действия государственных органов и должностных лиц, он не вправе отменять нормативные акты. Конституционный Суд оценивает нормы закона с точки зрения их соответствия Конституции РФ. Законы, признанные им неконституционными, не должны применяться.

Конституционный Суд не наделен нормотворческими полномочиями, его постановления и определения не являются самостоятельными источниками права, но развивают законодательство.

В состав Конституционного Суда входят 19 судей, каждый из которых утверждается персонально Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 12 лет.

Суды общей юрисдикции

Верховный Суд РФ является высшим органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, включая военные и специализированные федеральные суды, являясь непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным, судам городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Каждый судья Верховного Суда назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ. Полномочия судья федерального уровня получает по указу Президента РФ.

При Верховном Суде РФ функционирует Судебный департамент. Он является федеральным органом по организационному обеспечению деятельности верховных судов республик, судов краевых, областных, городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, судов районных, органов судебного сообщества, финансирования мировых судей. Организационное обеспечение включает мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для осуществления независимого правосудия.

В состав Верховного Суда РФ входят 115 судей.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, автономной области, автономного округа рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, непосредственно выступают судебной инстанцией по отношению к районным судам.

Районный суд рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций и является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где законом предусмотрена военная служба.

Арбитражные суды

Арбитражные суды разрешают споры между юридическими лицами. гражданами-предпринимателями, государственными органами в сфере экономики и управления (по договорам между предприятиями, между бизнесом и государством, по налогам, о банкротстве). В случаях, когда решения суда не исполняются по вине должностных лиц, материалы направляются в прокуратуру для предъявления исков о взыскании штрафов и привлечения к уголовной ответственности.

Новые формы хозяйствования резко увеличили количество экономических споров требующих судебного вмешательства: неплатежи, недобросовестность одной из сторон, стремление получить выгоду за счет контрагента и т.п. Сейчас в системе арбитражных судов 92 суда в субъектах РФ, 10 окружных арбитражных судов, в них занято 2,5 тыс. судей.

Высший Арбитражный Суд РФ является органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, а также вышестоящей судебной инстанцией по отношению к арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ.

В 1991 г. создан Высший Арбитражный Суд СССР (в 1992 г. преобразован в Экономический Суд СНГ). Он рассматривал споры, связанные с государственной собственностью. В современном статусе Высший Арбитражный Суд действует с февраля 1992 г.

Федеральный арбитражный суд округа рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судебного округа арбитражным судам субъектов РФ.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанций, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Третейские суды создаются для разрешения экономических споров в деловом мире. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом по соглашению сторон возникший или могущий возникнуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, до принятия дела к производству арбитражным судом может быть передан на разрешение третейского суда. Третейский суд предлагает альтернативное решение в расчете на добровольное исполнение обязательств по сделкам. В случае неисполнения следует принудительное исполнение по приказу арбитражного суда без рассмотрения дела по существу. Третейские суды эффективны гам, где высок уровень деловой культуры. Они финансируются за счет отчислений лицами, обращающимися за разрешением возникших споров в суд.

В США до 80% коммерческих споров разрешаются с помощью третейских судов, переговоров, посредников, т.е. минуя государственные структуры. В Германии, наоборот, судятся в основном в государственных судах.

Суды субъектов РФ

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ финансируется за счет средств бюджета субъекта РФ.

В существовании такого контрольного органа региональные власти объективно мало заинтересованы, поэтому конституционные (уставные) суды действуют далеко не везде. Их полномочия часто реализуют суды общей юрисдикции.

Мировой судья является низшим звеном судов общей юрисдикции. Число мировых судей и судейских участков определяется Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ и законом региона. Например, законом г. Москвы в городе предусмотрено иметь 384 мировых судьи.

Мировые судьи призваны облегчить доступ гражданам к правосудию. Они рассматривают дела в качестве суда первой инстанции: имущественные споры при цене иска менее 500 МРОТ, трудовые споры (кроме восстановления на работе), бракоразводные и другие дела, разгружают федеральную систему судов, ускоряя рассмотрение дела.

Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, в пределах судебного участка.

Постановления мировых судей являются обязательными для всех органов государственной власти, местного самоуправления, юридических, должностных и физических лиц.

Мировые судьи назначаются законодательным органом субъекта РФ или избираются населением судебного участка на срок не более пяти лет. Они входят в единую судебную систему РФ. На них распространяются гарантии независимости и неприкосновенности, материального обеспечения, установленные законом.

Органы судейского сообщества

Для выражения интересов судей как носителей судебной власти судейским сообществом образуются следующие органы:

  • Всероссийский съезд судей;
  • Конференция судей субъектов РФ;
  • Совет судей России;
  • советы судей субъектов РФ;
  • общие собрания судей;
  • Высшая квалификационная коллегия судей России;
  • Квалификационная коллегия судей субъекта РФ.

Органы судейского сообщества действуют коллегиально, гласно, при невмешательстве в судебную деятельность.

Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Делегаты на съезд избираются по нормам представительства от каждого вида судов. Съезд собирается один раз в четыре года, формирует совет судей РФ. Совет судей избирает председателя совета и его заместителей.

В Совет входят по одному представителю от каждого субъекта РФ. Совет рассматривает вопросы судебной практики, совершенствования "законодательства, ресурсного и кадрового обеспечения, представляет интересы сообщества в органах законодательной и исполнительной власти.

Высшая квалификационная коллегия судей состоит из 29 человек по нормам представительства по видам судов, а также представителей от общественности (10 человек) и от Президента РФ (один член). Представители от общественности назначаются Советом Федерации.

Кандидатуры на должности судей отбираются в судейских квалификационных коллегиях, согласовываются с субъектами РФ и представляются для назначения Президенту РФ.

Согласование назначения судей многоступенчато. Президент РФ не может принять решение о назначении, если согласование затягивается.

Назначаются судьи вначале на три года, а затем пожизненно. Сейчас более 50% судей и все председатели судов, в том числе Председатель Верховного Суда, назначены пожизненно.

Само судейское сообщество в лице Совета судей РФ ведет контроль за работой судей. Никто, кроме него, не вправе привлечь судью к административной или дисциплинарной ответственности. Коллегия отрешает от должности судей, совершивших недостойные поступки.

Порядок назначения судей
Должность
Кто назначает на должность
Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ
Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей
Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ
Совет Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заключении квалификационных коллегий судей
Председатели военных судов и их заместители
Президент РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ
Судьи военных судов
Президент РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей
Председатели федеральных арбитражных судов округов и их заместители
Президент РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов РФ
Судьи федеральных арбитражных судов округов
Президент РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
Председатели и заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономных округов
Президент РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ
Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, а также судьи (в том числе председатели и заместители председателя) районных судов
Президент РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ
Председатели арбитражных судов субъектов РФ и их заместители
Президент РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ
Судьи арбитражных судов субъектов РФ
Президент РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ
Мировые судьи, судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ
Назначаются (избираются) в порядке, установленном законами субъектов РФ

Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В Европейском суде по правам человека возможно рассмотрение исков к Российской Федерации в случае нарушения прав человека. В целях обеспечения эффективной защиты интересов России при рассмотрении дел в Европейском суде Указом Президента от 2 марта 1998 г. № 310 учреждена должность Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека.

Уполномоченный по правам человека назначается Президентом РФ, ему подотчетен и работает во взаимодействии с Межведомственной комиссией РФ по делам Совета Европы. Основной функцией Уполномоченного по правам человека является защита интересов России при рассмотрении в суде дел, возбужденных против нее на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он выступает в качестве представителя России при разбирательстве дел, ведет переговоры о досудебном их урегулировании.

В федеральном бюджете отдельной строкой предусматриваются расходы на защиту интересов России в Европейском суде и выплату денежных компенсаций истцам в случае вынесения соответствующих решений судом. Уполномоченный осуществляет свои функции одновременно с исполнением обязанностей по государственной должности федеральной государственной службы, которую он занимает.

Вступление России в Совет Европы стало побудительным мотивом ускорения судебной реформы. Приняты законы об адвокатуре, судейском сообществе, введен институт судебных приставов, обновлены процессуальные кодексы. Однако коренные вопросы укрепления судебной власти, повышения качества правосудия, его доступности решаются медленно, половинчато или формально подстраиваются под западные стандарты.

В посланиях Президента парламенту отмечается неэффективность деятельности судебной системы. В стране сложилось теневое правосудие, теневая юстиция, судьи нередко принимают решения не по закону, а под давлением заинтересованных сторон. Нарушаются сроки рассмотрения дел, низка квалификация судей, не хватает кадров (нагрузка на судью в четыре раза превышает норму).

Многие считают, что психологически судьи еще не готовы к обладанию пожизненным статусом. Пожизненное назначение снижает стимулы к совершенствованию, карьерному росту. Ротация руководящих кадров является азбукой управления. Мир идет по пути профессионализма и специализации судейского корпуса, а в России многие в судах присяжных видят разрешение всех проблем.