Телемедицина: дистанционные медосмотры водителей. Предрейсовые медицинские осмотры водителей Услуги по медицинскому освидетельствованию водителей

Введение

В соответствии с российским законодательством руководство авто предприятия или других предприятий, связанных с производством, во всех пунктах выпуска транспорта на линию, допуска сотрудников к месту исполнения своих трудовых обязанностей обязано организовать проведение перед сменой, рейсом предрейсовые, предсменные и послерейсовые, послесменные медицинские осмотры (далее - Медосмотры) своими медицинскими работниками или работниками, привлеченными по договору с медицинскими учреждениями. Традиционным способом проведения таких Медосмотров требовало нахождение на этих пунктах медицинских сотрудников в достаточном количестве для своевременного выхода водителей на линию или допуска сотрудников к месту производства работ.

Существует стандартный медосмотр, но в результате:

  1. Затяжная процедура существующего медосмотра.
  2. «Договорной» характер медосмотров.
  3. Нерентабельность финансирования увеличения медперсонала.
  4. Неукомплектованность медицинским оборудованием службы медосмотров.
  5. «Халатное» выполнение медработниками своих обязанностей.

Наше предложение

МЫ ПРЕДЛАГАЕМ АВТОМАТИЗАЦИЮ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДОСМОТРОВ ПРИ ПОМОЩИ ПРОГРАММНО-АППАРАТНОГО КОМПЛЕКСА (ПАК) «МЕДИС». Комплекс состоит из комплекта оборудования:

  • Компьютер
  • Тонометр
  • Алкотестер
  • Пирометр
  • Оборудование, которое можно добавить по желанию Заказчика (наркотестер, сканер отпечатка пальца и т.д.)
  • Программное обеспечение

Все медицинские приборы являются сертифицированными Минздравом. Организация может самостоятельно приобрести рекомендуемый комплект оборудования.

Законодательные основания

Метод дистанционных медосмотров показывает свою состоятельность в течение более четырех лет в различных государственных и частных структурах. Законодательно 21.10.2015 г. одобрено использование телемедицинских технологий при проведении Медосмотров в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 15 декабря 2014 г. N 835н г. Москва «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Устройство работы комплекса «медис»

  1. Установка комплекса «МеДис» на автоматизированное рабочее место сотрудника (АРМ Терминал)
  2. Прохождение Медосмотра в соответствии с законодательством РФ
  3. Данные сохраняются на сервере с правом доступа с автоматизированных рабочих мест
  4. Допуск сотрудника по результатам Медосмотра осуществляет удалённый профессиональный медработник через автоматизированное рабочее место
  5. Отметка о разрешении выхода на рабочее место (путевой лист) или передача в информационные системы Заказчика преимущества
  6. Экономия средств за счет автоматизации процесса Медосмотра.
  7. У Заказчика отпадает необходимость в штатных медработниках.
  8. Невозможность «договориться» с компьютером, а, следовательно, и более ответственное отношение к безопасности и своему здоровью.
  9. Время прохождения Медосмотра не превышает 3 минут
  10. Количество правонарушений на рабочих местах по вине работников или ДТП по вине водителей Заказчика будет сокращаться и стремиться к нулю.

Порядок взаимодействия

  1. Заключение договора
  2. Подбор и закупка необходимого оборудования, рекомендации
  3. Установка Терминала и наладка ПО автоматизированного рабочего места
  4. Тестирование комплекса «МеДис», консультирование и обучение персонала Заказчика
  5. Интеграция с существующими информационными системами Организации
  6. Ввод в эксплуатацию
  7. Сервисное обслуживание комплекса «МеДис»

Преимущества медосмотра с помощью комплекса «медис»

  • Время прохождения и допуска фиксируется с точностью до секунды
  • Видео прохождения Медосмотра сохраняется в системе и его всегда можно просмотреть
  • Медработник не знает водителей лично, он работает удалённо с уже готовой медицинской статистикой
  • Комплекс «МеДис» автоматически определяет отклонения в результатах Медосмотра и сообщает об этом удалённому медработнику для принятия решения о допуске
  • Допуск сотрудника после Медосмотра на комплексе «МеДис» подтверждается в электронном виде удалённым медработником
  • Медицинский журнал ведется исправно и всегда доступен
  • Удобство (комфорт), доступность и быстрота оформления разрешительной документации

Алгоритм проведения медосмотра

ДЛЯ КАЖДОГО ШАГА НА ЭКРАНЕ ТЕРМИНАЛА ВЫВОДЯТСЯ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОДСКАЗКИ

  1. (опционально) Сотрудник выбирает свою организацию
  2. Сотрудник входит в систему:
    1. Либо вводом табельного номера
    2. Либо через сканнер отпечатка пальца
    3. Либо путем верификации при помощи камеры
    4. Любым другим способом по согласованию с Заказчиком
  3. Сотрудник выбирает тип Медосмотра: предрейсовый, послерейсовый
  4. Сотрудник измеряет пульс и давление при помощи тонометра
  5. Сотрудник измеряет содержание алкоголя в парах выдыхаемого воздуха при помощи алкотестера
  6. (опционально) Сотрудник измеряет температуру кожного покрова при помощи пирометра
  7. (опционально) Сотрудник проходит тест на адекватность
  8. Сотрудник указывает на наличие жалоб на самочувствие
  9. Завершение Медосмотра, вывод на экран результатов Медосмотра

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ДОПУСКЕ СОТРУДНИК ПОЛУЧАЕТ У ВЫПУСКАЮЩЕГО ДИСПЕТЧЕРА ОДНИМ ИЗ СПОСОБОВ:

  1. Печать с отметкой на путевом листе (ином документе организации)
  2. Печать наклейки для последующего размещения на путевом листе (ином документе организации)
  3. Допуск к системе диспетчеризации в информационной системе организации
  4. Другим способом в зависимости от бизнес-процесса организации

терминал Количество терминалов для Заказчика может быть расчитано из соотношения: 3 минуты на один Медосмотр к количеству необходимых допусков в часы наибольшей интенсивности при выходе на работу. То есть, 1 терминал в среднем осуществляет Медосмотр и допуск для работы примерно 20 человек в час. Например, если необходимо выпустить за час 100 человек, то рекомендуется поставить 5 терминалов. КОМПЛЕКС «МЕДИС» МОЖЕТ ОБСЛУЖИВАТЬ НЕСКОЛЬКО ТЕРМИНАЛОВ ОДНОВРЕМЕННО.

Терминал - состав оборудования

Любая организация может самостоятельно закупить терминалы, рекомендуемое и поддерживаемое оборудование в составе представленом ниже: терминал + алкотестер, тонометр, термометр ТЕРМИНАЛ Любой моноблок с touch -экраном Минимальные системные требования: Операционная система Windows 7, поддержка режима Single-touch, Оперативная память: 1ГБ, Жёсткий диск: 256 ГБ USB2.0-разъёмы: 4 Желательно наличие com-port АЛКОТЕСТЕРЫ Персональный цифровой алкометр Динго Е-010 с электрохимическим датчиком

Высококачественный датчик электрохимического типа обеспечивает непревзойденную точность результатов. Электрохимический сенсор обеспечивает беспрецедентную точность показаний, полностью исключая их разброс. Обычно удел недорогих моделей - измерения при помощи полупроводниковых сенсоров. Электрический сигнал в таком датчике вырабатывается при его сильном разогреве, до температур в сотни градусов Цельсия. Обнаружение молекул этилового спирта производится при их сжигании на поверхности полупроводника. В электрохимическом же датчике химические реакции с участием паров алкоголя происходят практически при комнатной температуре. Эта разница в принципах действия не может не сказываться на точности измерений и долговечности сенсоров.

Алкометр АКПЭ-01М-02

АКПЭ-01М 02 – это профессиональный анализатор паров этанола со спектрофотометрическим датчиком, с внешним принтером (входит в комплект поставки по отдельному заказу), без клавиатуры. Прибор позволяет производить измерения высокой точности и при этом не нуждается в калибровке. Тестирование может выполняться в двух режимах: с мундштуком и без. Во втором случае результат виден уже через 3 секунды. Информацию об измерениях можно перенести на компьютер, обработать и распечатать. Алкотестер подключается к бортовой электросети автомобиля, работает от 220 В, есть встроенный аккумулятор, заряда которого достаточно для 8 часов работы. АКПЭ-01М 02 внесен в Госреестр измерительных приборов, рекомендован к использованию в ГИБДД МВД РФ.

Алкотестер (алкометр) Динго В-01

Алкотестер Динго В-01 предназначен для использования в составе систем обеспечения доступа – проходных, контрольных пунктах и т.п. для контроля трезвости персонала. В отличие от других анализаторов алкоголя Динго В-01 имеет входной и выходной сигналы для коммутации с установленной на входе системой контроля управления доступа (СКУД). Легко вписывается в любую СКУД благодаря простому алгоритму управления – разрешающий сигнал с контроллера запускает процесс подготовки Динго В-01 к тестированию, если в выдохе алкоголя не обнаружено, на выходе алкотестера появляется отрицательный импульс для управления исполнительным механизмом (калиткой, шлагбаумом, дверью шлюзовой камеры и т.д.), при наличии же алкоголя в выдохе состояние выходного сигнала алкотестера не изменяется, и исполнительное устройство остается в запертом состоянии.

ИЗМЕРЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ

Тонометр OMRON M10-IT автоматический

Тонометр OMRON M10-IT позволяет определить симптомы утренней гипертензии и предупредит о вероятности инфаркта или инсульта. Тонометр OMRON M10-IT совместим с ПК. Прибор обладает функцией Intellisense. Эта интеллектуальная технология контролирует процесс накачки манжеты. Манжету Comfort Cuff, являющуюся уникальной и имеющую параметры 22-42 см, легко наложить на руку. Камера манжеты имеет особую конструкцию, гарантируя высокую точность измерения. Размер подойдет практически любому пользователю. Этот прибор для измерения артериального давления снабжен индикаторами аритмии и движения и способен рассчитать среднее значение из 3 измерений за 10 минут.Память прибора вмещает 2 ряда измерений по 84 на каждый. Дату и время аппарат фиксирует, предусмотрен особый режим «для гостей». A&D UA-767PC Автоматический тонометр с интерфейсом передачи данных A&D UA-767PC — это одно из наиболее востребованных в отрасли решений для проводной передачи данных, полученных при измерении артериального давления и пульса. Прибор используется и как самостоятельное решение, и как часть комплекса для измерения функциональных показателей в условиях амбулатории. A&D TM-2655P Профессиональный автоматический монитор артериального давления и пульса TM-2655P – идеальное решение там, где важны точность, надежность, высокая пропускная способность и комфорт

ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ

Основные функции: Измерение максимальной и минимальной температур Сигнализация максимальной и минимальной пороговых температур световая и звуковая Одновременная установка 2-х пороговых температур с сигнализацией выхода за границы диапазона *Работа в режимах измерения Тмакс или Тмин с одновременной сигнализацией пороговых температур Фиксация последнего значения с автоматическим отключением через 8 с Встроенная память на 100 значений Индикация разряда батарей

ПЕЧАТЬ ЭТИКЕТОК

Термопринтер для печати этикеток SLP 600 Series. (Действующий)

Термопринтер Японской фирмы Seiko. Ресурс термоголовки 15 км. На выходе из податчика имеется режущая поверхность для отрывания этикеток. Валик, на который крепится лента, находится внутри корпуса. Также конструкционно допускается установливать катушку с лентой болшего размера вне корпуса.

Обновлено: 06.04.2018 08:15

Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.

Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ
    «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
    от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ
  3. Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г.
    «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»
  4. Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308
    «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями)
  5. Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32
    «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»
  6. Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей , трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр . И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии. Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

В целом, организация предрейсовых медосмотров - задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия - поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации , тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.

Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров
С 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен ». Тут же ставится подпись медицинского работника.
Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.
По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:

  1. Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
  2. Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
  3. Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.

В текущем году правила прохождения водителями медицинского осмотра перед выездом в рейс не претерпели существенных изменений. Путевка на выполнение определенной задачи выдается на основании его результатов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Если водитель не пройдет его в установленном законодателем порядке, то он лишается права выезда из гаража для исполнения функциональных обязанностей.

Общие понятия

Законодатель в последние годы усилил борьбу за безопасную езду транспортного средства, поэтому к водителям и работодателю предъявляются повышенные требования.

Обстоятельство вынуждает производить предрейсовый медицинский осмотр состояния здоровья водителей перед началом трудового дня.

Основная задача заключается в исключении случая физического переутомления водителя, выявления состояния алкогольного либо наркотического опьянения.

Что это такое

Под формулировкой «предрейсовый медицинский осмотр» обозначается ряд мер, направленных на определение реального состояния здоровья водителя.

Они входят в разряд обязательных процедур, предусмотренных указаниями приказа , изданного Минздравсоцразвития РФ.

В соответствии с указаниями нормативных актов водитель вне зависимости от вида категории обязан пройти предрейсовый осмотр.

Его состояние здоровья должно отвечать предъявляемым законодателем требованиям, что отмечено в ряде правовых актов.

Как правило, его проводит медицинский работник, закрепленный за определенным транспортным предприятием.

Медицинский осмотр водителей позволяет своевременно выявить у них:

  1. Патологические процессы состояния здоровья.
  2. Профессиональные и инфекционные заболевания, их развитие.

Перечисленные выше факторы напрямую влияют на окружающих водителя людей.

Они должны быть изолированы от пагубного влияния возбудителей заболеваний вне зависимости от их вида. Мера позволяет защитить пассажиров, их права и законные интересы.

На кого распространяется

Норма об организации и проведении медицинского осмотра водителей до начала рейса продолжает действовать и в начавшемся году.

Она распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность с использованием транспортного средства.

Цель его назначения не влияет на обязательность применения нормы.

Куда следует обращаться

Работодатель вправе заключить договор с медицинским учреждением на оказании услуги медицинского осмотра его работников.

В то же время он может предусмотреть в соответствующую должность. Работодатель в такой ситуации должен организовать рабочее место занимающего его лица.

Например, оснастить специальный кабинет медицинским оборудованием, выделив помещение в здании предприятия.

Предрейсовый медосмотр для водителей

Необходимость проведения предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств вызвана большим количеством дорожных происшествий.

Они могут возникнуть из-за плохого самочувствия водителя, его невнимательностью при вождении транспорта, пребывании за рулем в опьяненном состоянии.

Необходимые условия

Чтобы правильно провести предрейсовый медицинский осмотр работодатель должен руководствоваться нормативами, предусмотренными законодателем.

В частности в них подчеркнуто, что его должен проводить медицинский работник, прошедший курс обучения, имеющий сертификат.

Работодатель должен оплатить его услуги, стоимость которых различается в зависимости от региона.

Если в Новосибирской области проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей законодательство цена равна 50 рублям.

Стоимость процедуры в крупных мегаполисах, таких как, город Москва, Санкт-Петербург более 100 рублей.

Она повышается при организации выезда медицинского работника на транспортное предприятие, если оно не имеет собственного штатного работника.

В ходе осуществления предрейсового осмотра медицинский работник применяет алкотестер и другие виды тестомеров.

Прибор предназначен для определения процента содержания алкоголя в организме водителя.

Для чего проводится

На предприятиях, ведущих деятельность по оказанию услуг по перевозке в обязательном порядке должны осуществляться профилактические осмотры работников.

Его основная цель заключается в предупреждении профессиональных заболеваний, выявлении наличия в их организме алкогольных напитков и наркотических веществ.

Мера направлена на:

  • обеспечение безопасной езды транспортного средства;
  • повышение защищенности пассажиров;
  • на доставление груза по месту назначения в надлежащем виде.

Кем осуществляется

Законодатель обязал каждого работодателя проводить предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году нововведения, в которых установлены периоды их проведения.

Расходы в полном объеме на их организацию и проведение несет работодатель, который отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему людей.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 555н медицинский осмотр проводится перед рейсом:

Порядок оформления

Медицинский осмотр водителей производится в кабинете, оборудованном приборами и мебелью. В письме Минздравсоцразвития РФ приведен минимальный набор требуемого оснащения.

В его состав входит:

В журнале регистрации осмотра водителя должна быть указана информация относительно времени проведения медицинского осмотра.

Кроме того в него вписываются персональные данные водителя, его дата рождения. Каждая запись скрепляется подписью водителя и медицинского работника.

На путевом листе проставляется штамп – «медосмотр пройден», который содержит подпись врача с его расшифровкой.

При возникновении необходимости водитель направляется в медицинское учреждение, чтобы ему была оказана соответствующая помощь.

Когда возникает запрет на управление ТС

Водителям стоит обратить внимание, что новый закон предъявляет в их отношении определенного рода требования.

Они не допускаются к управлению транспортным средством, если:

  • состояние здоровья резко ухудшается в связи с наступившей болезнью;
  • находятся в нетрезвом виде;
  • накануне принимали наркотические вещества.

Видео: предрейсовые осмотры водителей

Важные нюансы

Законодатель предъявляет нижеперечисленные требования в отношении лиц, которые трудоустраиваются в качестве водителя транспортного средства определенной категории.

К ним относится:

Показатели Описание
Достижение совершеннолетия нужно обратить внимание на факт допущения к работе в качестве водителя трамвая и троллейбуса по исполнению 21 года
Признание дееспособности что предполагает несение гражданской ответственности за совершаемые действия либо бездействия
Прохождение медицинского обследования для выяснения вопроса о пригодности к допущению вождения техническим средством передвижения. Норма распространяется на водителей всех категорий без исключения
Наличие регистрационного учета по местожительству

Водитель лишается права управления транспортным средством, если допустить незначительные правонарушения.

Данная норма применяется в случаях, когда он являются причиной возникновения аварийных ситуаций, вследствие которых наносится ущерб здоровью российских граждан, они лишаются жизни либо повреждается их имущество.

Чем регулируется

На федеральном уровне вопросы относительно проведения медицинского осмотра водителей перед началом рейса и после регламентируется рядом законодательных и подзаконных актов.

В них предусмотрены правила допущения к управлению и основания, дозволяющие участвовать в движении на дорогах по территории российского государства и за ее пределами.

В перечисленных ниже актах разъяснены общие и частные вопросы, касающиеся эксплуатации технических средств передвижения для перевозки людей и грузов.

Федеральный закон:

Номер Описание
Акт издан 30 декабря 2001 года за номером 197-ФЗ

Приказ Министерства здравоохранения РФ:

Письмо Министерства здравсоцразвития РФ:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Одобрен законопроект о телемедицине

Правительственный законопроект, позволяющий дистанционно общаться с врачом и ставить диагнозы, Госдума приняла в первом чтении 15 июня 2017 года.

Авторы законопроекта предлагают разрешить оказывать медицинские консультации с помощью дистанционного общенния как пациента с врачом, так и врачей между собой. Правила проведения таких консультаций будет утверждать уполномоченный орган власти. Для организации процесса предлагается создать Единую государственную систему в сфере здравоохранения. Такая система обеспечит взаимодействие всех медицинских организаций, а также позволит собрать в одном месте электронные медицинские карты пациентов и выделять лиц, больных отдельными заболеваниями. По итогам электронного общения с врачами, можно будет получать справки, медицинские заключения, а также рецепты на лекарства. Между тем, полной заменой обычной медицине такое нововведение не станет.

При этом, как заявил глава профильного комитета Госдумы по охране здоровья, дистанционные консультации не снимают ответственности с врачей за недобросовестное выполнение своей работы. «Это совершенно не убирает такого понятия как ответственность лечащего врача, который и сейчас принимает решения, исходя из мнений консультантов, но именно он несет ответственность за качество лечебно-диагностического процесса», — отметил депутат. Кроме того, по его словам, наиболее важными вопросами в теме телемедицины сегодня становится сохранение личных данных пациента.

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрив проект Минздрава об использовании информационно-телекоммуникационных технологий в здравоохранении, лабирует возможность после его принятия оказывать медицинскую помощь и проводить мониторинг состояния здоровья пациента (водителя) «путем проведения консультаций, обеспечивающих дистанционное взаимодействие врачей между собой, врача и пациента или его законного представителя».

Еще в апреле в Госдуму был внесен альтернативный проект, который готовили эксперты Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Института развития интернета. Изначально тексты проектов значительно отличались, но в ходе консультаций Минздрав также согласился на дистанционную диагностику, осмотр и выписку рецептов.

Его проект предусматривает создание Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Она позволит взаимодействовать информационным системам клиник, больниц и органов власти, сформирует медкарты пациентов в электронном виде и обеспечит ведение федеральных регистров лиц, больных отдельными заболеваниями. Также документ вводит возможность выдачи медицинских рецептов и справок в форме электронного документа.

По прогнозу дорожной карты подгруппы «Интернет+медицина» в рамках рабочей группы у помощника президента Игоря Щеголева, в 2018 году 25% государственных медицинских организаций смогут внедрить телемедицинские технологии и будут оказывать помощь дистанционно, такие услуги будут доступны для 20% жителей труднодоступных регионов России. Ранее в послании к Федеральному собранию 1 декабря 2016 года президент РФ Владимир Путин предложил в течение двух лет подключить к высокоскоростному интернету все российские больницы и поликлиники.

Основное действующее законодательство:

    Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями)

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ

    Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г. «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»

    Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями)

    Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»

    Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Основные положения Проекта:

Документ дает определение телемедицине: «Телемедицинские технологии - комплекс организационных, технических и иных мер, применяемых в процессе оказания медицинской помощи пациенту с использованием процедур, средств и способов передачи данных по каналам (линиям) связи, обеспечивающих достоверную идентификацию участников информационного обмена - врача (медицинского работника), пациента (его законного представителя)».

Телемедицина применяется для дистанционного взаимодействия медработников: чтобы принять решение по вопросам осмотра, профилактики, диагностики и пр., для проведения консилиумов и принятия иных медицинских решений, а также для общения врача с пациентом: для консультаций, мониторинга состояния здоровья и оценки необходимости очного приема, говорится в документе.

Все общение происходит через Интернет, с соблюдением законодательства об охране персональных данных; правила взаимодействия «утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Законопроект предполагает создание «федеральных регистров лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями». Ведение региональных сегментов таких регистров должны осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также намечено создание национальных научно-практических медицинских центров на базе ведущих научных медицинских организаций — для «совершенствования организации и оказания медицинской помощи по соответствующим профилям, развития науки и инноваций в сфере здравоохранения, обеспечения системы здравоохранения высококвалифицированными медицинскими работниками».

Отдельно в документе описаны информационные системы в сфере здравоохранения. Они включают Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и иные медицинские ИС, в которых осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществляемой ими деятельности в сфере охраны здоровья.

В законопроекте перечислены сведения, которые поставщики информации должны предоставлять в ЕГИСЗ, отмечена необходимость взаимодействия между Единой системой и иными ИС в автоматическом режиме. Разработка и ведение единых форматов информационного обмена данных в сфере охраны здоровья должен осуществлять «уполномоченный федеральный орган исполнительной власти». Доступ к информации должен быть разграничен, с учетом положений действующего законодательства о защите персональных данных и конфиденциальной информации.

Функционирование ЕГИСЗ осуществляется с использованием в том числе инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций, говорится в документе.

Организации частной системы здравоохранения обязаны будут предоставлять данные в ЕГИСЗ с января 2018 года — если самостоятельно не решат начать это делать раньше.

Напомним, что вопросы телемедицины параллельно прорабатывают Институт развития Интернета (ИРИ) и Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ): в августе прошлого года ИРИ предложил перейти от лицензирования медучреждений к лицензированию врачей и разрешить им консультировать по Интернету. Следом и ФРИИ подготовил текст законопроекта, касающегося дистанционного консультирования граждан по вопросам медпомощи.

Электронный путевой лист водителя

Дополнительный проект носит название «Электронный путевой лист». Речь идёт о создании специальных пунктов контроля, на которых физическое присутствие врача не потребуется.

Предполагается, что такие пункты будут оборудованы современными средствами контроля и видеонаблюдения, что исключит возможность фальсификации результатов. Дистанционный медосмотр предполагает проведение тестов на алкоголь и наркотики. Кроме того, будут измеряться давление и температура тела водителя для определения его состояния.

Новая система «Электронный путевой лист» позволит медикам дистанционно осматривать профессиональных водителей перед выходом в рейс.

Данные планы содержатся в проекте «дорожной карты» по развитию и внедрению индустриального интернета в отрасли реального сектора экономики. Система будет создана до конца 2017 года и начнёт работать в 2018 году.

Напомним, путевой лист — это документ учёта работы водителя и пробега, маршрута автомобиля, выдаваемый водителям коммерческих транспортных средств. Сейчас он выдаётся в бумажном виде, часто ежедневно. Главным пунктом для допуска водителя на рейс является «проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя».

Удалённые пункты осмотра будут оснащаться современными средствами контроля и видеонаблюдения. Допуск водителя к работе может осуществляться врачом с помощью ЭЦП. Минстранс уже поддержал создание государственной информационной системы «Электронный путевой лист».

Независимо от того, сколько в организации водителей, работодатель обязан за свой счет проводить для них предрейсовые медосмотры. Штрафы за нарушение предусмотрены серьезные: до 130 000 рублей за одного водителя.

Мы предлагаем три готовых решения, как наиболее выгодно организовать предрейсовые медосмотры в зависимости от численности водителей.

Способ 1. Если у вас транспортная организация

Организовать предрейсовые медицинские осмотры работодатель может собственными силами. Такой вариант подойдет для крупных компаний с многочисленным штатом сотрудников и сменными графиками работы. Работодатель должен быть готов к значительным вложениям сил, времени и денег на выполнение требований законодательства.

Чтобы проводить предрейсовые медосмотры внутри организации, работодатель имеет право включить в штат должность медицинского работника и создать подразделение, которое будет оказывать медицинскую помощь работникам организации (ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Учтите, что предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, для которой необходима лицензия Росздравнадзора (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). В том числе, если предрейсовые осмотры проводит медицинский работник, который состоит в штате работодателя (п. 8 приказа Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»). Поэтому для своего медицинского подразделения работодатель обязан получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности)

Как оснастить помещение для медицинских осмотров

Медицинский кабинет работодатель оборудует по требованиям законодательства (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»). Помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: одна - для проведения осмотров, вторая - для отбора биологических сред.

Помещение оснащают медицинскими приборами, оборудованием и мебелью. В частности, должны быть:

Медицинская кушетка;

Письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;

Прибор для определения артериального давления - 2 штуки, термометр - 3 штуки, стетофонендоскоп - 2 штуки;

Прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе - 2 штуки;

Алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры - 2 штуки, экспресс-тесты на наркотики - 10 штук;

Столик для медицинского оборудования - 1 штука;

Шпатели медицинские - 10 штук;

Сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи - 1 штука;

Оборудованная комната для отбора биологических сред;
- средства связи.

Способ 2. Если в организации работает несколько водителей

Если в организации водителей мало - например, три, то создавать и обслуживать подразделения для проведения предрейсовых медосмотров будет дорого. В этом случае экономически выгодно проводить осмотры в медицинской организации. Преимущества: не нужно тратить силы и средства на лицензию, помещения, приборы, оборудование и заработную плату медицинских работников.

Для проведения осмотров заключите договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В договоре на оказание медицинских услуг зафиксируйте режим работы медсотрудника и обязанности медорганизации:


  • обеспечивать методическое руководство и контроль за деятельностью медработника, ответственного за медосмотры водителей;

  • повышать квалификацию медработника;

  • предоставлять отчеты по результатам медосмотров, в установленные сроки;

  • заполнять журнал медосмотров.

При проведении предрейсовых осмотров вне своей организации работодатель создает условия для того, чтобы водители посещали медицинское учреждение. Учтите, что время прохождения медосмотра, а также время в пути до пункта его проведения и обратно включают в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, подп. «г» п. 15 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»).

Способ 3. Если в организации несколько удаленных подразделений и в каждом есть водители

Еще один вариант организации предрейсового медицинского осмотра - проводить его на территории работодателя, но с привлечением медицинских работников учреждений здравоохранения. В этом случае работодатель не тратит время, силы и деньги на доставку работников до медицинской организации и обратно. Кроме того, не нужно получать лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Если работодатель решает привлечь работников сторонней медицинской организации, следует заключить договор. Проверьте, чтобы медицинская организация внесла ваш адрес в свою лицензию.

Осуществлять медицинскую деятельность можно только по адресам, которые прописаны в лицензии (ст. 15 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»). Если медицинская организация планирует проводить предсменные медосмотры по новому адресу, который не указан в лицензии, ее нужно переоформить (ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п. 8 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»).

Если медицинская организация не включит в лицензию адрес места, где будет проводить медицинский осмотр ваших сотрудников, надзорные органы могут признать результаты осмотров недействительными.

Для медицинских организаций, которые допускают нарушения требований лицензирования, предусмотрены административные взыскания. В частности, штраф до сорока тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).

Чем грозит нарушение порядка проведения предрейсового медосмотра

За нарушение порядка проведения предрейсового медицинского осмотра установлены штрафы в размере (ст. 11.32 КоАП РФ):

  • для водителя - от 1000 до 1500 рублей;

  • для медработника, проводящего осмотр, - от 2000 до 3000 рублей;

  • для индивидуальных предпринимателей (примечание к ст. 11.32 КоАП РФ) и юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей.

Ответственность за допуск сотрудника к управлению транспортным средством (ТС) без предрейсового медосмотра.
Категория нарушителей Допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
(ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Повторный допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра
(ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)
Допуск сотрудника к управлению ТС в состоянии опьянения
(ст. 12.32 КоАП РФ)
Должностные лица Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от 1 года до 3 лет Штраф для ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ТС 20 000 рублей
Предприниматели Штраф от 15 000 до 25 000 рублей Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Штраф 100 000 рублей
Организации Штраф от 110 000 до 130 000 рублей Штраф от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток Штраф 100 000 рублей

Как работодателей привлекают к ответственности: судебная практика

Если инспектор ГИБДД установит состояние алкогольного опьянения у водителя во время исполнения должностных обязанностей, то накажут и водителя, и работодателя. Инспектор выдаст протокол водителю по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. После изучения путевого листа и договора аренды транспортного средства работодателя привлекут к административной ответственности по статье 12.32 КоАП РФ. Штраф - 100 000 рублей (пример - постановление Архангельского областного суда от 19 сентября 2014 г. по делу № 4а-325).

Учтите, что если после выплаты административного штрафа по статье 12.32 КоАП РФ работодатель захочет взыскать его с работника, суд может отклонить такое требование. Штраф на работодателя не признают ущербом, который работник причинил во время исполнения своих трудовых обязанностей (пример - апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18 ноября 2014 г. по делу № 33-9744-2014).
Андрей КРЕТОВ , эксперт-профпатолог Центра профессиональной патологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России и Минздрава России (Москва).

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.