Требования SOLAS для спасательных кругов. Спасательные круги на судах Спасательные круги требования к ним

3.1. Спасательные круги. В зависимости от назна­чения и длины суда снабжаются спасательными круга­ми в количестве от 2 до 30 шт. Конкретное число спасательных кругов определяется требованиями Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ЛСА. Количество спасательных кругов зависит от длины судна, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, на грузовых – от 8 до 14 штук.

Спасательные круги должны соответствовать основ­ным требованиям:

Иметь наружный диаметр не более 800 мм, внутрен­ний диаметр не менее 400 мм, масса не более 2,5 кг;

Иметь прочность, выдерживающую сброс с высоты 30 м;

поддерживать на плаву в течение 24 часов груз 14,5 кг (приблизительно равный весу двух человек, находящих­ся в воде);

Не поддерживать горение или продолжать плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с;

Иметь на каждой стороне не менее четырех полос из светоотражающего материала;

Иметь плавучий спасательный леер диаметром 9,5 мм и длиной не менее четырех наружных диаметров круга. Спасательный леер должен быть закреплен по периметру круга в четырех равноотстоящих друг от друга местах, образуя четыре одинаковые петли;

Быть изготовлены из негорючего пенопласта или пеноприта и обшиты тканью из синтетического волокна, быть окрашены в оранжевый цвет с нанесением назва­ния порта приписки судна.

Рис. 2. Спасательные круги.

а) самозажигающийся; 6) светодымяший; 1,7 буи самозажигающийся и светодымящий;

2 линь; 3 спасательный леер; 4 светоотражающие поло­сы; 5 круг; 6 – маркировка.

Кроме того, к комплекту судовых спасательных кругов предъявляют дополнительные требования:

Один (или более) с каждого борта должен иметь спасатель­ный линь длиной, равной двойному расстоянию от места установки круга до поверхности воды, но не менее 30 м;

Половина спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися ог­нями с источником питания, обеспечивающим продол­жительность горения не менее 2 ч (рис. 2, а);

Не менее двух кругов должны иметь автоматически дейст­вующие дымовые шашки, дающие дым в течение не менее 15 мин.



Спасательные круги равномерно распределяют по бортам судна в легкодоступных местах, в любой момент они должны быть готовы к применению. Два спасатель­ных круга с самозажигающимися огнями и автоматически действующими дымовыми шашками (рис.3.) распо­лагают на крыльях ходового мостика.

Тактика пользования спасательным кругом (рис.4.):

а - доплыть до круга и взяться двумя руками за его поверхность;

б - нажимая руками на круг, опрокинуть его через голову, на себя;

в - положить руки на поверхность круга, занять удобное положение.

Добравшись до круга, следует не подныри­вать под него, а только опрокидывать. Стараться максимально сохранять энер­гию и тепло - от этого зависит время выжи­вания в воде.

Рис.3. Штатное поло­жение спасательного круга

1 - буй; 2 - круг; 5 - линь (длиной не менее 30 м).

Рис. 4. Тактика пользования спасательным кругом.

Требования Конвенции СОЛАС-74, регламентирующие количество спасательных кругов для пассажирских и грузовых судов приведены в табл. 1.

Таблица 1. Минимальное количество спасательных кругов для пассажирских и грузовых судов

Спасательные жилеты

Число спасательных жи­летов должно быть не менее числа людей, находящихся на судне. Кроме того, на местах несения вахты, а также в местах удаленных от расположения спасательных шлюпок и плотов должны находиться дополнительные спасательные жилеты, так как вахтенный состав по тревоге не может покинуть своего места. На пассажирских судах жилетов должно быть на 5% больше общего числа людей на судне.

Кроме того, в спасательное снабжение судна дополнительно входят детские жилеты - 10% числа пассажиров. Дет­ские жилеты имеют меньший размер и надпись "Для детей". Спасательный жилет должен быть снабжен свистком, огнем с источником энергии, рассчитанным на 8 часов непрерывной работы. Независимо от конструкции, спасательные жилеты должны удовлетворять основным требованиям:

Обеспечивать всплытие потерпевшего, находящего­ся в бессознательном состоянии; при этом рот должен находиться на 12 см над водой под углом 20-50°;

Не травмировать человека при прыжках в воду с высоты 4,5 м;

обеспечивать возможность свободно плыть и взо­браться на спасательное средство;

Удобно и быстро надеваться за время не более 1 мин;

Разворачивать тело в воде за время не более 5 сек ;

Иметь комплект снабжения (огонь поиска, морскую батарейку, свисток, светоотражательные полосы), клей­мо проверки и маркировку.

Существует множество типов спасательных жиле­тов, причем некоторые устаревшие конструкции пред­ставляют опасность при пользовании.

Комплектация жесткого спасательного жилета (рис.6.) должна соответствовать требованиям СОЛАС-74. Запас плавучести такого жилета обеспечи­вается водоизмещающим наполнителем, покрытым вла­гостойкой тканью оранжевого цвета.

Кроме жестких, применяют надувные спасательные жилеты, имеющие две отдельные камеры, которые при погружении в воду надуваются автоматически от бал­лончика с газом (например, СО 2), а в необходимых слу­чаях могут надуваться ртом, для чего предусмотрена гибкая трубка с мундштуком. На рис. 6., приведены образцы современных спасательных жилетов.

Тактика пользования спасательным жилетом и его действие (рис. 7.):

Взять жилет со штатного места;

Проверить пол­ную комплектацию;

Определить сторону надевания по расположению светоотражающих полос и огня поис­ка;

Надеть жилет через голову на шею.

Действие надувного спасательного жилета для чело­века, потерявшего сознание. В течение 5 с (рис.8.) после погружения в воду, человек всплывает (вид а), разворачивается (б), занима­ет безопасное положение (в).

Спасательные жилеты распределены между всеми лицами на судне, а дополнитель­ные хранятся в местах несения вахт: в машин­ном помещении, на мостике, в радиорубке.

При осмотре жилета перед надеванием обязательно проверить: наличие лампочки, провода к батарейке, штерта и пробок, закры­вающих отверстия в батарейке, наличие сиг­нального свистка и его крепление, состояние ремней и пряжек.

При прыжках в воду необходимо:

Осмотреть место предстоящего приводне­ния;

Крепко прижать жилет к груди руками, от­жимая вниз;

Сделать глубокий вдох;

Прыгнуть ногами вперед, держа их вместе или скрестив, слегка согнув;

Закрыть глаза, голову держать прямо.

Подъем человека из воды Спасательный модуль

Рис.5. Индивидуальные спасательные средства

Рис.6.Спасательные жилеты.

1 - светоотражающие полосы; 2 - ремни крепления; 3 - свис­ток сигнальный;

4 - батарейка; 5 - фонарик (огонь поиска).

Рис. 7. Тактика надевания спасательного жилета

а) расправить жилет; б) расправить жилет и ремни (лямки); в) застегнуть ремни или завязать лямки на груди

Рис. 8. Действие спасательного жилета.

ГОСТ 19815-74

Группа Д47

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КРУГИ СПАСАТЕЛЬНЫЕ

Общие технические условия

Life-Buoy. General technical requirements

Дата введения 1975-07-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Российским государственным концерном речного флота

РАЗРАБОТЧИК

В.М.Тендлер, канд. техн. наук

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного Комитета СССР по стандартам от 22.05.74 N 1257

3. Срок проверки - 1997 г.

4. Стандарт соответствует требованиям "Международной конвенции по охране человеческой жизни на море - 74, гл.III (поправки 1983 г.)"

5. ВЗАМЕН ГОСТ 2148-54 и ГОСТ 10669-63

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер пункта

7. Постановлением Госстандарта от 13.04.92 N 390 снято ограничение срока действия

8. ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1997 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в марте 1980 г., ноябре 1985 г., апреле 1992 г. (ИУС 5-80, 2-86, 7-92)


Настоящий стандарт распространяется на спасательные круги, предназначенные для судов, плавучих средств и береговых постов.

Стандарт соответствует требованиям "Международной конвенции по охране человеческой жизни на море - 74, гл.III (поправки 1983 г.)".

Требования пп.2.1-2.5, 2.7, 2.9, 2.12, 2.13 настоящего стандарта являются обязательными, другие требования - рекомендуемыми.



1. РАЗМЕРЫ

1. РАЗМЕРЫ

1.1. Основные размеры спасательных кругов должны соответствовать указанным на черт.1.

Пример условного обозначения спасательного круга:

Круг спасательный ГОСТ 19815-74


Разд.1.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Спасательные круги должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

2.2. Спасательные круги должны соответствовать исполнению ОМ категории I по ГОСТ 15150 для эксплуатации в диапазоне температур: воздуха - от минус 40 до плюс 65 °С, воды - от минус 2 до плюс 35 °С.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.3. Спасательные круги должны поддерживать человека в пресной воде не менее 24 ч.

2.4. Спасательные круги должны быть стойкими к воздействию морской воды, нефти, солнечных лучей, а также стойкими против гниения, коррозии и воздействия плесени.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.5. Поверхность спасательных кругов должна быть оранжевого цвета.

2.6. Масса спасательного круга должна быть не менее 2,5 кг. Масса спасательного круга, снабженного дымовой шашкой или самозажигающимся огнем, должна быть не менее 4 кг.

Круги массой не менее 4 кг особо оговариваются при заказе.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2.7. Спасательные круги должны изготавливать из материалов, одобренных органами надзора, и выдерживать сброс в воду с высоты не менее 30 м без повреждений.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.7а. Спасательные круги должны быть устойчивыми к воздействию в радиальном направлении нагрузки не менее 0,9 кН.

(Введен дополнительно, Изм. N 3).

2.8. Спасательный леер диаметром не менее 9,5 мм и длиной, равной четырем наружным диаметрам круга, должен быть надежно закреплен в четырех местах, равноотстоящих друг от друга. Допускаемое предельное отклонение расположения мест крепления должно быть ±10 мм.


2.9. Прочность спасательного круга и леера должна обеспечивать возможность подъема человека из воды.

2.10. Срок службы спасательного круга устанавливается технической документацией на конкретный круг и должен быть не менее 5 лет.

По истечении срока службы пригодность круга к дальнейшему использованию определяют компетентные органы после проведения испытаний на соответствие круга требованиям настоящего стандарта.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.11. С двух сторон спасательного круга в четырех равнорасположенных местах должны быть установлены из световозвращающего материала полосы размером не менее 100х50 мм.

2.12. Спасательный круг не должен гореть или плавиться после того, как он был полностью охвачен пламенем в течение 2 с.

2.13. Спасательный круг должен поддерживать в пресной воде монолитный металлический груз массой не менее 14,5 кг в течение 24 ч.

2.11-2.13. (Введены дополнительно, Изм. N 2).

3. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1. Для проверки соответствия качества спасательных кругов требованиям настоящего стандарта устанавливают следующие категории испытаний:

- приемо-сдаточные;

- периодические;

- типовые.

3.2. Спасательные круги для приемки представляют партиями. Партией считают круги, изготовленные по одной технологии из одних и тех же материалов, но не более 2000 шт.

3.3. Приемо-сдаточные и периодические испытания спасательных кругов проводят в объеме, указанном в таблице.

Наименование показателя

Число проверяемых кругов

Номер пункта настоящего стандарта

Размеры

Внешний вид, качество окраски и маркировки

2.5, 4.3, 4.4, 5.1, 5.2

Прочность

2% от партии, но не менее 3 шт.

Плавучесть


Периодические испытания проводит предприятие-изготовитель не реже одного раза в год под надзором Регистра или Речного Регистра государства-изготовителя по принадлежности круга.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

3.4. Типовые испытания проводят по программам и в объеме, согласованным Регистром или Речным Регистром государства-изготовителя по принадлежности спасательного круга.

В программу типовых испытаний должны быть включены испытания кругов на соответствие требованиям пп.2.4 и 2.12.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

3.5. В случае несоответствия результатов приемо-сдаточных испытаний требованиям настоящего стандарта проводят испытания удвоенного количества кругов.

При неудовлетворительных результатах повторных испытаний хотя бы по одному кругу, вся партия бракуется.

Забракованная партия кругов после устранения недостатков может быть представлена к повторному контролю.

В случае несоответствия результатов повторных испытаний требованиям настоящего стандарта вся партия окончательно бракуется.

4. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

4.1. Круги до начала испытаний должны быть выдержаны 24 ч в помещении при температуре от 18 до 25 °С и относительной влажности от 50 до 70%.

4.2. Соответствие спасательных кругов требованиям пп.1.1 и 2.8 проводят сличением с чертежами и измерением размеров.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

4.3. Внешний вид спасательного круга и его окраску проверяют сравнением с эталоном, утвержденным в установленном порядке.

4.4. Качество материалов удостоверяют сертификатом.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.5. Массу спасательного круга определяют взвешиванием на технических весах.

Погрешность взвешивания не должна быть более 3%.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

4.6. Три спасательных круга должны быть проверены на стойкость к десятикратному циклическому изменению температуры от минус 40 до плюс 65 °С по следующему режиму.

4.6.1. Спасательные круги выдерживают при температуре 65 °С в течение 8 ч, после чего их извлекают из камеры тепла и выдерживают при температуре от 10 до 30 °С не менее 6 ч.

4.6.2. Испытанные по п.4.6.1 спасательные круги выдерживают при температуре минус 40 °С в течение 8 ч, после чего их переносят в помещение с температурой от 10 до 30 °С и выдерживают не менее 6 ч.

4.6.3. Спасательные круги после проведения испытания не должны иметь усадки, растрескивания, вспучивания и разложения.

4.7. Три спасательных круга, прошедшие испытания по п.4.6, сбрасывают плашмя в воду с высоты не менее 30 м. Кроме того, один круг трижды сбрасывают на бетонный пол плашмя с высоты 2 м. При этом не должно быть обнаружено разрывов в швах и ткани оболочек.

4.8. Для испытания на нефтестойкость один из спасательных кругов, прошедших испытание по п.4.7, должен быть погружен в горизонтальном положении в дизельное топливо на глубину 100 мм на 24 ч при температуре от 10 до 30 °С. Круг после испытания не должен иметь усадки, растрескивания, вспучивания и разложения.

4.9. Типовое испытание спасательного круга на стойкость к воздействию пламени проводят в огнестойком сосуде размером 300х350х60 мм, заполненном водой до высоты 10 мм и бензином до высоты 40 мм. Бензин зажигают и дают свободно гореть 30 с, после чего над верхней кромкой сосуда на расстоянии от 250 до 500 мм свободно подвешивают круг, прошедший испытание по п.4.7, который должен находиться в открытом пламени в течение 2 с. Круг не должен гореть и плавиться после удаления его из пламени.

4.10. Для испытания на плавучесть три спасательных круга, прошедшие испытания по пп.4.7-4.9, каждый с подвешенным к нему монолитным грузом стали массой 14,5 кг должны оставаться на плаву в пресной воде в течение не менее 24 ч. Не допускается крепление груза к лееру.

4.6-4.10. (Измененная редакция, Изм. N 3).

4.11. Три спасательных круга, прошедшие испытание по п.4.10, проверяют на прочность грузом массой 90 кг в течение 30 мин, подвешивая круг и груз к кругу на противоположных сторонах на лентах шириной 50 мм. При этом не должно быть разрывов, трещин в швах и ткани оболочек, остаточной деформации, превышающей допуски, указанные на черт.1.

Прочность крепления спасательного леера проверяют путем последовательного подвешивания к двум смежным участкам леера груза массой 75 кг на 10 мин согласно черт.2, при этом не должно быть проскальзывания спасательного леера и смещения его заделки, трещин и разрывов в леере и оболочке круга.

4.12. Спасательные круги после проведения испытаний не должны иметь усадки, растрескивания, вспучивания, остаточной деформации, превышающей допуски, указанные на черт.1, и не должны терять своих функциональных свойств.

4.13. Испытания по пп.4.6-4.9 проводят при замене материалов спасательных кругов, при изменении технологии их изготовления и при постановке изделия на производство.

4.11-4.13. (Введены дополнительно, Изм. N 3).

5. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Каждый спасательный круг должен иметь маркировку, содержащую:

- товарный знак предприятия-изготовителя;

- дату изготовления;

- номер партии;

- клеймо ОТК;

- срок службы;

- штемпель Регистра или Речного Регистра государства-изготовителя;

- обозначение стандарта или технических условий.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

5.2. Маркировка должна осуществляться на бирке из некорродирующего материала диаметром 25 мм и вкладываться под бензель в месте сплесня леера. При соединении концов леера втулкой или головкой штыря маркирование допускается осуществлять на втулке или головке штыря. Допускается проставлять штемпель Регистра или Речного Регистра государства-изготовителя на самом круге несмываемой краской.

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

5.3. Упаковка должна предохранять спасательные круги от изменения их формы и от повреждений при транспортировании.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

5.4. В каждый ящик (или грузовое место) должен быть вложен паспорт в соответствии с ГОСТ 2.601*.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 2.601-2006 . - Примечание изготовителя базы данных.

5.5. Условия хранения и транспортирования - по группе Ж2 ГОСТ 15150 .

5.5.1. Транспортирование спасательных кругов должно производиться в крытых вагонах, трюмах судов, закрытых автомашинах, контейнерах.

5.5.2. Хранение спасательных кругов должно производиться в закрытых складах, обеспечивающих сохранность товарного вида и предохранение от повреждений. Круги без упаковки при хранении должны укладываться в штабеля высотой не более 3 м.

6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие спасательных кругов требованиям технической документации, утвержденной в установленном порядке, при соблюдении потребителем правил эксплуатации, транспортирования и хранения.

6.2. Гарантийный срок эксплуатации спасательных кругов - один год со дня ввода в эксплуатацию.

6.3. Гарантийный срок хранения спасательных кругов - один год со дня изготовления.

6.2, 6.3. (Измененная редакция, Изм. N 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ. (Исключено, Изм. N 3).



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1997

Спасательные средства - это устройства, способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Все спасательные средства делятся на два основных вида: коллективного использования и индивидуальные.

Помимо этого существует еще один вид спасательных средств,не относящихся к вышеуказанной классификации, линеметательные установки.

Требования, предъявляемые к спасательным средствам, а также нормативы снабжения ими судов регламентируются Конвенцией СОЛАС-74 и Правилами Регистра.

Эти требования в общем случае сводятся к следующему:

спасательные средства не должны приходить в негодность при хранении их при темпе-ратуре воздуха от -30 до +65 °С; должны работать при температуре морской воды от -1 до +30 °С;

быть стойкими к гниению, коррозии, морской воде, нефти и грибкам;

быть хорошо видимого цвета для лучшего их обнаружения (обычно оранжевого);

быть снабжены светоотражающим материалом;

должны работать на волнении.

Коллективные спасательные средства

К ним относятся: спаса­тельные и дежурные шлюпки, спасательные плоты, спасательные приборы, плот-каюты.

Спасательные шлюпки. Изготавливаются из металла (сталь или алюминиевые сплавы) или стеклопластика. Дерево для изготовления спасательных шлюпок не применяется. Спасательная шлюпка непо­топляема за счет наличия воздушных ящиков под сиденьями вдоль бортов. Поэтому в перевернутом, затопленном состояниях она остается на плаву. Конвенция СОЛАС-74 определяет общие требования к шлюпкам и дополнительные к частично закрытым и закрытым шлюпкам.

Современные суда оснащены только закрытыми шлюпками. Каждая полностью закрытая спасательная шлюпка должна быть оборудована жестким водонепроницаемым закрытием, полностью закрывающим спасательную шлюпку.

Водонепроницаемое закрытие должно быть устроено так, чтобы отвечать следующим требованиям:

1) защищать находящихся на спасательной шлюпке людей от зноя и холода;

2) доступ в спасательную шлюпку должен обеспечиваться с помощью люков, которые могут герметично закрываться;

3) входные люки должны располагаться так, чтобы можно было производить спуск и подъем спасательной шлюпки, не прибегая при этом к выходу людей из закрытия;

4) входные люки должны быть способны открываться и закрываться как снаружи, так и изнутри спасательной шлюпки и быть оборудованы надежными средствами, позволяющими держать их в открытом положении;

5) обеспечивать возможность грести;

6) должно быть способно при закрытых люках и без значительных протечек поддерживать на плаву общую массу спасательной шлюпки с ее полным комплектом людей и снабжения, включая механизмы, когда шлюпка находится в опрокинутом положении;

7) на обоих бортах спасательная шлюпка должна иметь окна или прозрачные панели, пропускающие внутрь спасательной шлюпки достаточное количество дневного света при закрытых люках, с тем, чтобы исключить необходимость искусственного освещения;

8) наружная поверхность закрытия должна быть хорошо видимого цвета, а внутренняя - такого цвета, который не вызывает дискомфорта у находящихся на спасательной шлюпке людей;

9) должно быть снабжено поручнями, за которые могут надежно держаться люди, передвигающиеся снаружи спасательной шлюпки, и которые могут быть использованы при посадке и высадке людей;

10) люди должны иметь возможность проходить от входа к своим местам для сидения, не перелезая через поперечные банки или другие препятствия;

11) находящиеся на спасательной шлюпке люди должны быть защищены от воздействия разряжения воздуха в опасных для человека пределах, которое может возникнуть при работе двигателя спасательной шлюпки.

Сбрасываемая шлюпка имеет более прочный корпус специальной формы. После отдачи крепления шлюпка соскальзывает с платформы, с ускорением падает воду, а войдя в воду, кратковременно погружается под углом к вертикали, при этом отходит от судна и всплывает в стороне от него.

Остойчивость закрытой спасательной шлюпки должна быть такой, чтобы шлюпка сама по себе или автоматически возвращалась в прямое положение, когда она нагружена полным или частичным комплектом людей и снабжения, а также когда все ее входы и отверстия водонепроницаемо закрыты, а люди пристегнуты привязными ремнями.

После получения пробоины в любом месте ниже ватерлинии спасательная шлюпка должна поддерживать на плаву полный комплект людей и снабжения, а ее остойчивость должна быть такой, чтобы в случае опрокидывания она могла автоматически занимать положение, позволяющее находящимся на спасательной шлюпке людям покинуть ее через выход, расположенный выше уровня воды.

Все выхлопные трубы двигателя, воздухопроводы и другие отверстия должны быть устроены так, чтобы при опрокидывании спасательной шлюпки и возвращении ее в прямое положение исключалась возможность попадания воды в двигатель.

Управление двигателем и его передачей должно производиться с поста управления рулем.

Двигатель и относящиеся к нему устройства должны быть способны работать в любом положении во время опрокидывания спасательной шлюпки и продолжать работать после возвращения ее в прямое положение или автоматически останавливаться при опрокидывании, а затем вновь легко запускаться после возвращения спасательной шлюпки в прямое положение.
Конструкция топливной системы и системы смазки должна предотвращать возможность утечки из двигателя топлива и утечки не более 250 мл смазочного масла во время опрокидывания спасательной шлюпки.

Двигатели с воздушным охлаждением должны иметь систему воздухопроводов для забора и выброса за пределы спасательной шлюпки охлаждающего воздуха. Должны быть предусмотрены заслонки с ручным управлением, позволяющие забирать охлаждающий воздух изнутри спасательной шлюпки и выбрасывать его также внутрь спасательной шлюпки.

Полностью закрытая спасательная шлюпка должна иметь такую конструкцию и наружные привальные брусья, чтобы обеспечить защиту от возникающих при ударе опасных ускорений, нагруженной полным комплектом людей и снабжения спасательной шлюпки о борт судна со скоростью не менее 3,5 м/с.

(resque boat) являются специальным спасательным средством, которое должно находиться на судне в постоянной готовности для немедленного использования и предназначено для спасения упавших в воду людей, людей с аварийного судна, а также для сбора и буксировки спасательных плотов в условиях аварийного случая. Подготовка и спуск дежурной шлюпки должны быть произведены в течение не более 5 мин.

На грузовых судах валовой вместимостью более 20 000 per. т должен быть предусмотрен спуск всех спасательных, а на остальных судах - дежурных шлюпок с помощью фалиней на переднем ходу судна, следующего со скоростью до 5 уз на тихой воде.
Все грузовые и пассажирские суда валовой вместимостью менее 500 per; т должны иметь одну дежурную шлюпку, а пассажирские суда вместимостью более 500 per. т должны иметь дежурную шлюпку на каждом борту. Дежурные шлюпки могут быть жесткими, надувными и комбинированными. Они должны быть оборудованы стационарным или подвесным мотором. Подвесной мотор может быть бензиновым, в любом случае должна быть обеспечена скорость 6 уз в течение 4 ч.

В дежурную шлюпку должны помещаться 5 человек сидя и один лежа. Надувные дежурные шлюпки должны находиться на судне в надутом состоянии под спусковыми устройствами в постоянной готовности.
Прочность днища должна обеспечивать спрыгивание в шлюпку людей с высоты 3 м. В качестве дежурной может использоваться спасательная шлюпка, если она отвечает всем предъявляемым к ней требованиям.
Однако для этого существует одно непреодолимое препятствие: на подавляющем большинстве подъемно-спусковых устройств спасательных шлюпок произвести отдачу гаков шлюп-талей с одной точки нельзя, а это весьма важное требование к дежурной шлюпке.


Спасательные плоты (рис. 1.1) - очень эффективное спасательное средство, а на малых судах - основное. Плоты бывают мягкие и жесткие. Жесткие плоты являются раритетом и остались только на очень старых судах. Мягкие спасательные плоты различаются по вместимости и по методу спуска. Вместимость надувных плотов находится в пределах 6-25 чел.

На российских грузовых судах при-меняются в основном два типа: ПСН-6 и ПСН-10, т.е. шести- и десятиместные. По способу спуска они могут быть сбрасываемые и спускаемые. Конструкция спасательного плота должна быть такой, чтобы он не повреждался при сбрасывании с высоты 18 м и выдерживал нахождение на плаву в течение 30 сут при любых морских условиях. Спасательный плот должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты 4,5 м как с поднятым тентом, так и без него. Его можно буксировать со ско-ростью 3 уз на тихой воде с полным комплектом людей.

Плот должен иметь тент для защиты людей от воздействия внешней среды, который устанавливается автоматически при спуске плота на воду. Общая масса сбрасываемого плота со снабжением и контейнером не превышает 185 кг.

Плот внутри разделен на отсеки, которые надуваются через отдельные клапаны. При повреждении половины отсеков плот должен выдерживать на плаву всех допускаемых к размещению людей.
Надувается он нетоксичным газом за 1 мин при температуре 18-20°С и за 3 мин - при температуре 30°С. Спасательные плоты крепятся к корпусу судна при помощи разобщающего устройства, которое приводится в действие нажатием на педаль, либо, когда судно уйдет под воду, на глубине 4 м срабатывает гидростат и освобождает плот от крепления.

Плот, имея положительную плавучесть, всплывает и надувается автоматически. Для обеспечения положительной плавучести количество снабжения внутри плота уменьшено до минимума и, в частности, запасы воды меньше в 2 раза, чем на спасательной шлюпке, т.е. 1,5 л на человека.

Рис. 1.1. Спасательный плот ПСН и его снабжение:

1 - плавучий якорь; 2 - бросательный конец с плавучим кольцом; 3 - мешок с аварийными пробками; 4 - полиэтиленовый пакет с таблицей спасательных сигналов и инструкцией по сохранению жизни на спасательном плоту; 5 - черпак и губка для удаления воды; 6 - кармашек с плавающим ножом; 7 - мешок со складными веслами и вторым плавучим якорем; 8 - крест из световозвращающего материала .

Спускаемые плоты спускаются на воду с полным количеством людей. Посадка в сбрасы-ваемые плоты производится, как правило, из воды, куда предварительно нужно прыгнуть. Это является очень большим недостатком сбрасываемых плотов, так как для людей в процессе посадки возникает угроза гипотермии и холодового шока. Все надувные плоты подлежат ежегодному переосвидетельствованию вместе с гидростатами разобщаю­щих устройств.

- это, по существу, упрощенный вариант жестких спасательных плотов, на которых отсутствуют снабжение, тенты и днище, но они меньше по размеру. В качестве плавучих приборов применяются также элементы палубной мебели, не закрепленные к-судну и имеющие воздушные ящики: скамьи, банкетки, столы и т.д.

Используются на судах, где невозможно обеспечить установленные нормативы, а именно: на местных паромах и судах, перевозящих пилигримов в районах традиционной миграции мусульман в Мекку. Это, например, Средиземноморье, Персидский залив, Красное море.

Представляет собой техническую разработку спасатель­ного отсека, вмещающего весь экипаж судна, сочлененного с судном и отсоединяемого изнутри от гибнущего судна.

Плот-каюта (спасательный отсек):

а) крепление на корме судна; б) форма отсека и возможные положения-при падении в воду; 1 - корпус судна; 2 - плот-каюта; 3 - возможные положения плот-каюты при входе в воду спасательной шлюпки, а на малых судах - и основной формой спасательного оборудования.Изготовляются плоты различных размеров вместимостью от 6 до 25 чел

После отсоединения этот отсек начинает автономное существование, обладая определенными море­ходными качествами. Плот-каюта предназначена в основном для крупных судов - супертанкеров, балкеров и для морских буровых платформ.

Индивидуальные спасательные средства

К ним относятся спаса­тельные круги, спасательные жилеты, гидротермокостюмы, теплозащитные средства.

Спасательные круги должны отвечать определенным требованиям.

Так, их наружный диаметр должен быть не более 800 мм, а внутренний - не менее 400 мм. Они должны поддерживать в пресной воде груз массой 14,5 кг в течение 24 ч, сам круг должен иметь массу не менее 2,5 кг, выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30 м, его плавучесть не должна обеспечиваться тростником, пробковой крошкой или надувными воздуш­ными камерами.

Круг спасательный. Положительная плавучесть - не менее 14500 гр.

Спасательный круг должен иметь спасательный леер и спасательный линь длиной около 30 м, а на каждой стороне - не менее четырех световозвращающих полос. Иметь маркировку, товарный знак. Количество спасательных кругов зависит от длины судна.Так, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, а на грузовых от 8 до 14 шт.

Спасательные жилеты должны быть предусмотрены для каждого находящегося на борту человека. На пассажирском судне должно быть 10% детских жилетов от общего количества пассажиров. Спасательный жилет для взрослых должен быть снабжен огнем с источником энергии на 8 ч и свистком.

Спасательный жилет "Штурман"

Если спасательный жилет надувной, то он должен иметь не менее двух камер, надуваться либо автоматически при погружении в воду, либо иметь устройство для надувания от специального баллончика со сжатым воздухом, а также может надуваться ртом. В случае потери плавучести одной из камер жилет не теряет своих качеств. Применение надувных жилетов на танкерах и пассажирских судах не допускается.

Все спасательные жилеты независимо от конструкции должны обеспечивать всплытие лицом вверх упавшего в воду человека, потерявшего сознание, и поддержание его над водой таким образом, чтобы рот находился на высоте 12 см, а тело было наклонено назад от вертикали под углом от 20 до 50°. Также должен обеспечиваться поворот тела человека в бессознательном, состоянии из положения лицом вниз за 5 с. Спасательный жилет должен обеспечивать возможность удобно одеть его не дольше, чем за 1 мин.

- защитный костюм из водонепроницаемого материала, предназначен-ный для предохранения организма человека от переохлаждения в холодной воде. Он должен закрывать все тело человека, кроме лица. Руки также должны быть закрыты. В районе ног он должен иметь приспособление для стравливания излишков воздуха. В определенных случаях гидротермокостюм может быть спасательным жилетом (если предусмотрено его надувание) или использоваться в комплекте со спасательным жилетом.

Гидротермокостюм должен обеспечивать защиту от холода так, чтобы внутренняя температура тела человека не снизилась более чем на 2 °С после пребывания в цирку­лирующей воде с температурой +5°С в течение 6 ч. Гидротермокостюм не должен повреждаться при прыжках с высоты 4,5 м, обеспечивать возможность действий по спуску спасательной шлюпки, возможность лезть по вертикальной лестнице до 5 метров высотой. Снабжается огнем поиска, сигнальным свистком, спасательным поясом с карабином и свето-возвращающими полосами. Гидротермокостюмы подлежат переосви­детельствованию через 12-24 месяца. Для каждого члена команды дежурной шлюпки должен быть предусмотрен гидротермо-костюм.В открытых спасательных шлюпках должно быть три гидротермокостюма.

Это мешок или костюм из водонепро­ницаемого материала с низкой теплопроводностью. Оно должно закрывать все тело человека с надетым спасательным жилетом, за исключением лица, работать в пределах температуры воздуха от +20 до -30°С.

Теплозащитное средство должно позволять надеть его на воздухе и снять в воде не более чем за 2 мин. Предназначено для обогрева людей в спасательном средстве, а также после поднятия человека из воды для транспортировки к месту оказания медпомощи.

Линеметателъное устройство служит для подачи тонкого проводника с судна на судно или с судна на берег для подачи буксира при устройстве канатной дороги и в других аварийных случаях. Оно такой конструкции, что его может использовать 1 чел.

В комплект входит пистолет, четыре ракеты и четыре линя длиной, позволяющей обеспечить дальность метания 230 м. Линеметательным устройством снабжаются все суда морского района плавания.

Совсем недавно спасательные круги делали из коры пробкового дуба, произрастающего в некоторых странах Средиземноморья и искусственно выращиваемого на Кавказе. При изготовлении кругов заготовки из пробки распаривались, набивались на деревянную оправку и закреплялись на ней при помощи деревянных гвоздей. После сушки заготовку обтачивали на токарном станке, обшивали парусиной, затем шпаклевали и красили. Круг получался довольно тяжелым, кроме того, он дорого стоил из-за высокой стоимости пробки.

С развитием синтетических материалов начались поиски дешевого и доступного заменителя пробки. Многолетняя практика продиктовала весьма жесткие требования, которым он должен удовлетворять. Во-первых, необходим запас плавучести, обеспечивающий поддержание на плаву монолитного груза массой не менее 14,5 кг в течение 24 часов. Во-вторых, материал должен быть стойким к воздействию нефти и нефтепродуктов, которые могут плавать на поверхности воды, не разрушаться под действием солнечной радиации, не подвергаться порче при хранении. К тому же, по требованию новой международной конвенции по охране человеческой жизни на море СОЛАС-74 спасательный круг не должен терять своих свойств в диапазоне температур от -40 до +05 °С, при внесении в пламя бензина не должен плавиться или загораться в течение двух секунд.


Прочность круга, предназначенного для морских судов, проверяется его сбрасыванием на воду с высоты не менее 36 м; для речных - с высоты не менее 18,5 м. Это испытание можно заменить сбрасыванием круга плашмя на бетонный пол с высоты 5 м. При этом не должно появляться разрывов швов и оболочек, а также деформации.

Несколько лет назад была предпринята попытка выпустить спасательные круги из пенорезины, однако они сравнительно быстро деформировались, резина выкрашивалась. В настоящее время промышленность освоила производство кругов с пенополистироловым наполнителем.

По этой технологии сначала сшивают из прочной ткани оболочку, придающую заготовке необходимую форму. С наружной стороны в оболочке оставляют небольшое отверстие. Исходным материалом заполнителя служат плотные гранулы полистирола. Гранулы распаривают в специальной машине, где они увеличивают свой объем в 5-10 раз. затем остужают. При остывании из гранул выходят избытки летучих веществ, пары воды. Получившиеся мелкие шарики пенополистирола меркой засыпают в оболочку, после чего отверстие зашивают. На этом этапе заготовка круга имеет плоскую форму. Ее укладывают в перфорированную объемную форму, закрывают сверху и прогревают паром. При этом гранулы резко увеличивают свой объем, склеиваются между собой и с тканью оболочки. Через 10-20 мин форму остужают водой и вынимают ровный туго набитый пенополистиролом круг. После сушки его окрашивают и оснащают спасательным леером.


Раньше леер крепили к кругу бензелем (обвязкой), сейчас для этой цели чаще применяют полиэтиленовые или капроновые клинья. Станок-полуавтомат пробивает на круге плоское прямоугольное отверстие, впрыскивает в него клей и вбивает клин с леером. В этом случае лучше всего использовать эпоксидный клей, обеспечивающий наибольшую прочность, можно применять и клей ПВА. Традиционные сизальские и манильские троса для лееров заменены плавучими полипропиленовыми концами.

Пенополистирольные круги, изготовленные Ленинградским предприятием ОСВОД, начинали гореть лишь на 20-й секунде после их внесения в открытое пламя.

Согласно требованиям конвенции, морские круги должны окрашиваться в один хорошо заметный на воде цвет - оранжевый. Ленинградские конструкторы спасательной техники предложили использовать для этой цели водоэмульсионную краску, которая меньше выгорает и не трескается на солнце, как это случается с пентафталевыми красками типа ПФ.

Целесообразно вообще отказаться от необходимости шпаклевания и окраски кругов. Гораздо удобнее использовать предварительно окрашенные в оранжевый цвет синтетические ткани с пропиткой, задерживающей оплавление в огне. Эту технологию предстоит внедрить в производство в ближайшем будущем.

Спасательные круги, предназначенные для установки на морские суда, должны иметь с двух сторон полосы из световозвращающих материалов белого цвета. Эти полосы могут быть пришиты или приклеены к поверхности круга. Свет прожектора, попавший на круг, отражается в обратную сторону с отклонением около 10°, помогая найти в темноте спасательный круг с человеком.

Круги из пенопласта веся! всего 2,5 кг. Это удобно при эксплуатации, но создает и определенные недостатки. При бросании круга необходимо учитывать его снос ветром. На воде под воздействием ветра и поверхностного течения круг легко дрейфует, так что спасаемому приходится прилагать усилия, чтобы в штормовых условиях достать брошенный ему прибор. Поэтому круг желательно дополнить плавучим якорем, препятствующим дрейфу.

Морские круги снабжаются лампочкой с водоактивной батарейкой, которая начинает действовать в тот момент, когда полость элемента заполнится водой. На яхтах и катерах, где замена использованных батареек затруднительна, лучше применять обычные цилиндрические сухие элементы, размещенные в герметичном контейнере с поплавком. Цель лампочки должна включаться при переворачивании контейнера на плаву за счет соответствующего размещения поплавка.

В конце 1984 г. на спасательные круги был утвержден новый стандарт СЭВ 2162-84. Перерабатывается и наш отечественный ГОСТ 19815-74 «Круги спасательные. Общие технические требования». Согласно этим стандартам наружный диаметр спасательного круга не должен превышать 700 мм, внутренний - 430-450 мм. Гарантированный срок службы кругов всех типов должен составлять не менее пяти лет.