Аудит организации при процедуре банкротства на примере оао "полиграфист". Аудит организации-банкрота Обязательный аудит в конкурсном производстве убытки

Существует множество понятий финансового анализа. Самое обобщенное из них: финансовый анализ - это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений.

Как предсказать банкротство предприятия?

Для прогнозирования банкротства предприятия следует провести финансовый анализ организации. Еще до банкротства предприятие может проявлять признаки банкротства. Все признаки банкротства можно разделить на 2 большие группы, рассказала Виктория Проскурина - член некоммерческого партнерства СРО «Экспертный совет», исполнительный директор финансово-аналитического бюро «Рост» г. Челябинск.

К первой группе признаков банкротства относятся показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем. На них собственнику или руководителю предприятия необходимо обратить пристальное внимание и принять срочные меры. Собственник или руководитель может не знать, как избавиться от признаков несостоятельности предприятия первой группы. В этом случае самое разумное - привлечь специалистов для финансового анализа, аудиторов или арбитражных управляющих. Во вторую группу признаков банкротства предприятия входят показатели, неблагоприятное значения которых не означают, что финансовое состояние предприятия критическое. Однако эти признаки несостоятельности также требуют принятия соответствующих мер, так как сигнализируют о возможном резком ухудшении финансового состояния предприятия в будущем.

Вероятность банкротства в недалеком будущем

Возможность резкого ухудшения финансового состояния в будущем при отсутствии соответствующих мер

Повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности;

Наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

Низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденция их к снижению;

Увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;

Дефицит собственного оборотного капитала;

Систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;

Наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;

Использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;

Неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

Падение рыночной стоимости акций предприятия;

Снижение производственного потенциала.

Чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;

Потеря ключевых контрагентов;

Недооценка обновления техники и технологии;

Потеря опытных сотрудников аппарата управления;

Вынужденные простои, неритмичная работа;

Неэффективные долгосрочные соглашения;

Недостаточность капитальных вложений и т.д.

Как правило, собственник предприятия, определив негативную сторону функционирования своего предприятия, стремится разными путями улучшить ситуацию. Однако порой ему это не удается, возникает процедура банкротства.

Законодательство в сфере финансового анализа при банкротстве

Процедура банкротства имеет четкий алгоритм действий согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несколько статей данного закона конкретно регламентируют именно процедуру финансового анализа при банкротстве. В законе указано:

  • когда проводится финансовый анализ при банкротстве;
  • кем он проводится;
  • на основании какой документации он проводится;
  • какие выводы по финансовому анализу при банкротстве должны быть представлены.

В делах о банкротстве предприятий используются нормативные документы, регулирующие принципы и условия проведения финансового анализа арбитражными управляющими и осуществление их функциональных полномочий:

  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 №367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

В соответствии с постановлением №367, финансовый анализ проводится на основании бухгалтерской отчетности организации. Поэтому все показатели деятельности организации делятся на 4 группы.

1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности.

2. Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника:

  • коэффициент абсолютной ликвидности;
  • коэффициент текущей ликвидности;
  • показатель обеспеченности обязательств должника его активами;
  • степень платежеспособности по текущим обязательствам.

3. Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника:

  • коэффициент автономии (финансовой независимости);
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах);
  • доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;
  • показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.

4. Коэффициенты, характеризующие деловую активность должника

  • рентабельность активов;
  • норма чистой прибыли.

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника формируют основную группу коэффициентов финансового состояния в рассчитываемом процессе анализа.

Данные коэффициенты целесообразно анализировать в поквартальной динамике, не менее чем за 2 года. Полученные результаты дают более четкую картину для понимания того, что происходило с предприятием в последнее время. Согласно подпункту 6 Постановления №367 для анализа финансового состояния должника рекомендуется определить причины утраты платежеспособности компании и сделать выводы о возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности предприятия.

Для расчета данных показателей можно применить Распоряжение ФУДН при Госкомимуществе от 12.08.1994 №31-р «Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса».

Показатели платежеспособности имеют огромное значение для организации, но необходимо учитывать, что их применение для отдельного расчета, не беря во внимание другие коэффициенты, показатели, невозможно. Все должно быть в совокупности.

«Очень важно вовремя сказать собственнику и руководителю предприятия о том, какие имеются проблемы. Возможно, это позволит избежать процедуры банкротства», - заключила Виктория Проскурина.

Аудит при банкротстве предприятия

В основном аудиторов привлекают на добанкротной стадии, когда идут суды между кредиторами, рассказала Зайцева Елена Олеговна - член центрального совета некоммерческого партнерства "Российская Коллегия Аудиторов», председатель Совета Уральского территориального округа, директор компании «ПРЕМЬЕР-АУДИТ».

По ее мнению, стоимость услуг аудиторских фирм полностью окупаются эффектом, который может получить конкурсный управляющий. Основная цель аудита предприятия в рамках процедуры банкротства - увеличить конкурсную массу. Для этого аудиторы проводят экспертизу сделок с последующим возвратом активов, выявляют признаки фиктивного и преднамеренного банкротства, проводят экспертизу формирования кредиторской задолженности в предбанкротный период.

«За 18 лет аудиторской деятельности в моей практике не было ни одного случая, чтобы аудиторами не были выявлены факты преднамеренного банкротства» , - поделилась опытом Елена Зайцева.

Практически всегда обнаруживается вывод активов, мнимые сделки, поэтому в целях увеличения конкурсной массы рекомендуется использовать аудитора. Многие помнят резонансное дело Уралсевергаза. Создавались управляющие компании, которым отгружалась электроэнергия и тепло. Эти фирмы были созданы путем вывода денежных средств, все долги оставались у Уралсевергаза. Действительно, такое бывает нередко. При проведении экспертизы организаций, которые задолжали крупные суммы денег, может оказаться, что фирмы создавались не для оказания услуг населению, а для вывода активов.

Может ли аудитор проводить финансовый анализ предприятия?

В статье 70 закона о банкротстве отмечено, что если организация подлежит обязательному аудиту, то необходимо привлечение аудиторов для подтверждения отчетности, которая будет служить и конкурсным управляющим в том числе. Раньше аудиторов часто привлекали для проведения финансового анализа. В Федеральном законе об аудиторской деятельности, который вступил в силу в 2015 г., есть перечень аудиторских услуг, которые имеет право осуществлять аудиторская организация. Проводить финансовый анализ аудиторские фирмы не имеют права. Но и до выхода закона об аудиторской деятельности было много постановлений в разных регионах РФ, указывающих, что аудиторская фирма может привлекаться арбитражным управляющим для финансового анализа, но подписывать финансовый анализ должен только арбитражный управляющий. Хотя есть решения арбитражных судов, что возможно участие аудитора в финансовом анализе, причем его может подписывать и аудиторская фирма, и конкурсный управляющий. Но внесение поправок в закон об аудиторской деятельности четко говорит, что с 2015 года аудиторские фирмы не имеют права проводить классический финансовый анализ при банкротстве.

Могут ли заставить директора вернуть деньги по неэффективным сделкам?

Многие слышали, что компания «Балтийский берег» подала иск о взыскании 613 млн. рублей убытков с бывшего руководителя, Сергея Лебединского, за то, что ряд сделок привел к банкротству компании. Указанные сделки осуществлялись сотрудниками бухгалтерии без участия руководства (этот факт доказан судом). Однако истец считает, что Лебединский С.В. должен понести ответственность, так как «не проявил необходимой степени осмотрительности». Конечно, сам по себе случай абсурден, но могут ли заставить директора вернуть деньги, если он лично принимал решение о заключении экономически нецелесообразных сделок?

Предприятие в стадии банкротства, производства нет. Численность: конкурсный управляющий, сторожа, охраняющие имущество и бухгалтер. По стоимости имущества предприятие подлежит обязательному аудиту. Обязано ли предприятие (в стадии банкротства) проводить обязательный аудит?

Да, обязано.

Банкротство не исключает обязанностей проводить аудиторскую проверку организации, которая подлежит обязательному аудиту.

Причем в случае банкротства управляющий обязан провести анализ финансового состояния должника (ст. 70 Закона о банкротстве). И среди инструментов такого анализа указан и обязательный аудит.

Но достаточно одной аудиторской проверки. Если у организации будет заключение аудитора, полученное для анализа финансового состояния должника, в Росстат можно представить его и не проводить еще одну аудиторскую проверку.

В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Когда проведение аудита обязательно

В частности, обязательный аудит проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица , содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2014 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.*

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1 , ст. , Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • организаций, формирующих консолидированную отчетность.

Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Главбух советует: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 3000 до 5000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Об этом сказано в Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности , обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545 , от 20 января 2014 г. № 16-15/003855 .

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Из закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

«Статья 70. Анализ финансового состояния должника

1. Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.

2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.

При отсутствии документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.

3. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур».

- 22.46 Кб

Аудиторские услуги при банкротстве появились на стыке юридических и экономических наук в ответ на запросы практики, как реакция на многочисленные нарушения в области арбитражного управления. Раскрытие сущности аудита при банкротстве, его содержания, уточнение и конкретизация предмета, метода и объектов дают возможность сформулировать концептуальные основы этой отрасли научных знаний и обосновать перспективы ее развития.

Особенности аудита при банкротстве состоят в следующем. Во-первых, инициатива проверки исходит, как правило, от кредиторов, а не менеджмента или собственников. Во-вторых, необходимо согласие арбитражного управляющего как исполнительного органа обанкротившейся компании, чтобы обеспечить доступ к документации и материальным ценностям для сбора аудиторских доказательств. В-третьих, ввиду кризисного финансового положения организации, вплоть до полного отсутствия денежных средств в ее распоряжении, возможна оплата услуг аудиторов кредиторами должника.

Прежде чем описывать аудит при банкротстве экономического субъекта, обратимся к общему определению предмета и объектов аудита вообще.

Определение предмета аудита опирается на выяснение того, чем эта наука занимается, что изучает, каков круг решаемых ею основных вопросов. В специальной литературе приводятся различные подходы к трактовке сущности и содержания аудита. Множество определений предмета аудита объективно обусловлено тем, что сложно найти не вызывающую возражений и приемлемую для всех исследователей формулировку. Одни определения - краткие и упрощенные, другие - более широкие, но все они имеют общие признаки, что позволяет выделить среди них несколько групп:

1. Проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности. Независимое рассмотрение специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. Независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов с целью выражения мнения о ее достоверности. Рассмотрение независимым аудитором бухгалтерских отчетов организации и выражение мнения о степени их достоверности и соответствия нормам, установленным законом.

2. Хозяйственная деятельность. Процессы и явления хозяйственной деятельности, на изучение которых направлена деятельность субъекта – аудитора. Процессы и явления, которые отображены документально и связаны с хозяйственной деятельностью предприятий, при этом границы аудиторского исследования определяются его целью. Финансово- хозяйственная деятельность экономических субъектов и достоверное представление результатов этой деятельности в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

3. Экспертиза экономической информации. Систематический процесс сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения их соответствия установленным критериям и предоставление результатов проверки заинтересованным пользователям. Сбор и оценка фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения), или информации о таком функционировании и положении, осуществляемые компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования.

4. Детализированный состав объектов. Осуществляемая на договорной и конфиденциальной основе независимая экспертиза и анализ финансовой отчетности и другой экономической информации о деятельности хозяйствующего субъекта с целью объективной оценки ее полноты, точности и достоверности, представления заказчику квалифицированного заключения о действительном финансовом положении предприятия и реалистичности его финансовых прогнозов, а также проверка состояния внутреннего контроля, принятой учетной политики действующим законодательным и нормативным актам, оказание консультационных и иных услуг клиентам по интересующим их вопросам.

Предметом аудита при проведении процедур банкротства в отношении экономического субъекта является независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности должника и действий арбитражного управляющего, а также бухгалтерской и иной отчетности с целью выражения мнения о степени их соответствия установленным критериям, результатом которой является предоставление заинтересованным лицам объективной информации, касающейся прохождения процедур банкротства. Предмет аудита при банкротстве должен быть конкретизирован задачами, поставленными перед аудитором, и ограничен рамками хозяйствующего субъекта, деятельность которого попадает под проверку.

С предметом аудита тесно взаимосвязано определение его объектов. Понятие объекта аудита следует рассматривать как отдельный элемент предмета аудита, на который направлено действие аудитора. Объекты аудита в широком понимании весьма разнообразны по составу, целевой ориентации, по отношению к различным сферам функционирования исследуемого предприятия и другим характеристикам. Под совокупным объектом аудита понимается хозяйственная деятельность организаций. Но хозяйственная деятельность организаций представляет собой объект всех экономических наук, поэтому данный подход требует конкретизации.

Объектами аудита выступают осуществляемые хозяйственные процессы, которые в совокупности составляют хозяйственную деятельность проверяемого субъекта. Эти процессы формируют циклы хозяйственных операций, т.е. образующиеся при их осуществлении взаимосвязи между отдельными объектами учета.

Объекты аудита - хозяйствующие субъекты рыночной экономики. При этом имеются в виду отдельные процессы, результаты и стороны деятельности предприятий, их подразделения, участки, показатели, факторы, исследование которых позволяет полнее раскрыть предмет аудиторского задания. С точки зрения содержания аудита его объектами являются ценности, документы, операции, методы оценки. Объект аудита может рассматриваться как категория предметов, характеризующихся общими свойствами (например, активы, обязательства, капитал хозяйствующего субъекта).

Объектом аудита может быть любой документ, хозяйственный процесс, явление, факт хозяйственной деятельности. Аудитор чаще имеет дело не с самими фактами, процессами, явлениями, а с их отражением в системе бухгалтерского учета. С этой позиции объектом аудита можно назвать документально зафиксированную информацию о наличии и движении средств предприятия и источников их формирования. Следовательно, под объектом аудита в узком смысле понимается материальный носитель информации о фактических данных, связанных с аудиторским заданием. Это может быть определенный предмет, избранный для исследования аудитором (например, отдельно взятая накладная или счет-фактура).

Разнообразие объектов аудита, в том числе при банкротстве организации, требует их классификации , которая позволяет создать общее представление о них. Представленная классификация не является исчерпывающей. Она имеет целью выявить особенности объектов аудита при банкротстве хозяйствующего субъекта.

Классификация объектов аудита в случае прохождения процедур банкротства экономическим субъектом

Группы объектов Примеры
По процедурам банкротства
Наблюдение Отчет временного управляющего, реестр требований кредиторов, имущество
Финансовое оздоровление Отчет административного управляющего, реестр требований кредиторов, план финансового оздоровления, доходы, расходы, имущество
Внешнее управление Отчет внешнего управляющего, план внешнего управления, реестр требований кредиторов,имущество, доходы, расходы
Мировое соглашение Договор о мировом соглашении, реестр требований кредиторов
Конкурсное производство Промежуточный ликвидационный баланс , ликвидационный баланс, отчет конкурсного управляющего, реестр требований кредиторов, конкурсная масса, оценка, текущие расходы
По ответственным лицам
Документация, составленная арбитражным управляющим Реестр требований кредиторов, план финансового оздоровления, план внешнего управления, промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, oтчет арбитражного управляющего, бухгалтерская отчетность, возражения по требованиям кредиторов, договорная и бухгалтерская документация
Документация, составленная руководством должника Бухгалтерская отчетность, возражения по требованиям кредиторов, договорная и бухгалтерская документация
По экономическим субъектам
Юридические лица Реестр требований кредиторов, промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, отчет арбитражного управляющего, бухгалтерская отчетность, возражения по требованиям кредиторов, договорная и бухгалтерская документация, конкурсная масса
Физические лица Имущество, обязательства, личные доходы и расходы
Муниципалитеты Имущество, обязательства, доходы, расходы, бюджет, целевое финансирование, муниципальное имущество, план корректировки бюджета, антикризисная программа
Суверенные государства Бюджет, обязательства, доходы, расходы, федеральное имущество, условия реструктуризации обязательств
По наличию обычной деятельности
Объекты, связанные с продолжением хозяйственной деятельности Производственная и управленческая деятельность, экономическая эффективность, доходы, расходы, бухгалтерская отчетность, договорная и бухгалтерская документация
Объекты, связанные с ликвидацией Промежуточный ликвидационный баланс, ликвидационный баланс, отчет конкурсного управляющего, реестр требований кредиторов, конкурсная масса, текущие расходы, процедуры увольнения работников

До настоящего времени нет единства в понимании и определении основополагающего метода аудита как сложившейся системы, позволяющей познать его предмет. В среде практикующих аудиторов распространено мнение, что методы аудита содержатся в стандартах аудиторской деятельности.

Согласно А.Д. Шеремету и В.П. Суйцу метод аудита представляет собой совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов. В широко известных работах других авторов недостаточное внимание уделяется определению метода аудита. Большинство исследований сводятся к перечислению и систематизации различных методик и отдельных процедур, применяемых в аудите.

Сложность и широта предметной области аудита обусловливают разнообразие методов его реализации . Для проведения качественного и всестороннего аудита разработана целая система методов, которые могут быть классифицированы различным образом:

  • методы организации проведения аудиторских проверок (сплошной, выборочный и комбинированный, документальный и фактический);
  • процедуры получения аудиторских доказательств (инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет, аналитические процедуры);
  • методы аудита (общенаучные методы и подходы к исследованиям, собственные методы аудита, нормативно-правовые методы, эмпирические методы, методы других наук).

При этом внимание акцентируется на возможностях диалектического метода познания как основного способа изучения сложных систем, в пределах которого существуют дедуктивный и индуктивный методы. Многообразные приемы, используемые в аудите, подразделяются на методы собственно аудита и методы, заимствованные из других наук.

Методы аудита, в свою очередь, группируются по следующим направлениям:

  • определение реального состояния объектов (осмотр, пересчет, измерение, лабораторный анализ, запрос, документальная проверка);
  • анализ (аналитические процедуры);
  • оценка прошлого, настоящего и будущего состояния объектов.

Аудит в условиях банкротства успешно выполняется с помощью известных методов, приемов, процедур и терминов посредством их адаптации к данной предметной области. На разных этапах аудита в обанкротившихся организациях и при обобщении проаудированных эмпирических материалов целесообразно использовать как отдельные приемы, входящие в научный аппарат аудита, так и их комбинации. Для конкурсного процесса характерны конфликты персонала, пробелы в учете, изъятие документации судом и органами дознания. Более широкое распространение в аудите обанкротившихся организаций получают нормативно-правовые методы и приемы фактического контроля. Проведение устных и письменных опросов может быть неинформативно в связи с частой сменой персонала и увольнениями в предбанкротный период. В случае утраты финансово-хозяйственной документации возрастает значимость запросов и подтверждения при снижении возможностей документальной проверки. Методы сбора и аудирования информации, необходимые для формирования аудиторских выводов и выработки рекомендаций, должны быть разнообразными в зависимости от объекта, его специфики, а также конкретных задач, стоящих перед аудитором.

Важным теоретико-методологическим аспектом, нуждающимся в переосмыслении в условиях банкротства, является обоснование основополагающих принципов аудита в несостоятельных организациях. Использование процедур банкротства для передела собственности в конце 1990-х годов и низкий уровень профессионализма арбитражных управляющих привели к тому, что в обществе сложилось негативное восприятие этих явлений. В значительной мере это связано со снижением уровня профессиональной этики, которая всегда служила основным критерием общественного доверия к той или иной профессии.

Описание работы

Аудиторские услуги при банкротстве появились на стыке юридических и экономических наук в ответ на запросы практики, как реакция на многочисленные нарушения в области арбитражного управления. Раскрытие сущности аудита при банкротстве, его содержания, уточнение и конкретизация предмета, метода и объектов дают возможность сформулировать концептуальные основы этой отрасли научных знаний и обосновать перспективы ее развития.

Должно ли акционерное общество, находящееся в стадии банкротства (решение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства должно быть принято арбитражным судом 15.06.2017), составлять годовую бухгалтерскую отчетность и промежуточную бухгалтерскую отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах)? Подлежит ли акционерное общество, находящееся в стадии банкротства, обязательному аудиту?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Введение в отношении акционерного общества процедуры конкурсного производства не освобождает его от составления годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности, а также от проведения обязательного аудита.

Обоснование позиции:
1. Под конкурсным производством понимается процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов ( Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", далее - о банкротстве). В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный управляющий вправе привлекать бухгалтеров, аудиторов и иных специалистов ( , Закона о банкротстве).
Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), если иное не установлено N 402-ФЗ ( Закона N 402-ФЗ). Закона N 402-ФЗ установлен перечень хозяйствующих субъектов, которые вправе не вести бухгалтерский учет.
Из Закона N 402-ФЗ следует, что для целей бухгалтерского учета под отчетной датой следует понимать дату, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность. Этой датой является последний календарный день отчетного периода. В свою очередь, отчетным периодом является период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность ( Закона N 402-ФЗ). Так, отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Для промежуточной бухгалтерской отчетности отчетным периодом является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно (ч. , Закона N 402-ФЗ). Закона N 402-ФЗ предусмотрено, что промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления. Действующие подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, предусматривают составление организацией промежуточной бухгалтерской отчетности за месяц и квартал нарастающим итогом, если иное не установлено законодательством РФ (п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н), п. 48 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (утверждено Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н)). При этом бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации ( Закона N 402-ФЗ).
В законодательстве отсутствуют положения, которые бы освобождали от ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления в установленные сроки бухгалтерской отчетности лиц, в отношении которых введена процедура конкурсного производства. На это обстоятельство указывают и суды, отмечая также, что надлежащая организация ведения бухгалтерского учета также способствует достижению целей конкурсного производства и является одним из условий надлежащего и эффективного исполнения обязанностей конкурсного управляющего по выявлению имущества должника и задолженности третьих лиц перед должником, необоснованных требований кредиторов (смотрите, например, : Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2017 N 19АП-4530/15, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.08.2016 N по делу N А32-4686/2011, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2017 N 19АП-6282/12, оставленное без изменения Арбитражного суда Центрального округа от 04.05.2017 N Ф10-2138/13 по делу N А48-702/2009, Арбитражного суда Центрального округа от 05.09.2014 N по делу N А08-7851/2011 и от 26.06.2014 N Ф10-2933/12 по делу N А08-6745/2011). Таким образом, введение в отношении акционерного общества процедуры конкурсного производства не освобождает его от составления как промежуточной бухгалтерской отчетности, так и годовой бухгалтерской отчетности.
2. Согласно Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества, подлежит обязательному аудиту (смотрите также ГК РФ, Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). При этом в законодательстве отсутствуют нормы, освобождающие от проведения обязательного аудита акционерные общества, в отношении которых введена процедура конкурсного производства. Поэтому такие общества, как мы полагаем, обязаны соблюдать вышеуказанное требование Закона об аудиторской деятельности. В целом это подтверждается судебной практикой (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 27.12.2016 N Ф10-2754/14 по делу N А35-1514/2011, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2017 N , Арбитражного суда Поволжского округа от 25.02.2015 N Ф06-20244/13 по делу N А65-4126/2013, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2017 N 13АП-4411/17, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2015 N 11АП-11633/15, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 N 15АП-1025/17).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Введение

Признаки

Стадии процедур

Цель аудита

Этапы аудита

Заключение

Практическое задание


Введение


Любая организация проходит несколько стадий жизненного цикла: возникновение, становление, подъем, спад. И на каждой стадии возможны кризисные ситуации. При установлении характера кризисной ситуации наиболее обоснованной является омплексная ее оценка на основе совокупности абсолютных и относительных показателей, характеризующих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и тенденции их изменения в изучаемом периоде. Определение жизнеспособности организации, выявление резервов лучшего использования его финансовых ресурсов, разработка мероприятий по улучшению финансового положения организации - основная цель проведения аудиторских проверок организации.

Обязательное проведение аудита законодательством не предусмотрено, аудиторские стандарты не выделяют процедуры аудита, выполняемые на этапах банкротства организации.

Целью проведения аудита организации - банкрота является определение соответствия законодательству совершаемых операций в ходе проведения процедур банкротства, выявление причин и факторов экономической нестабильности, а также разработка программы стабилизации финансового положения предприятия.

Аудиторская проверка может быть проведена на стадиях проведения процедур банкротства. Исходя из специфики проведения процедур банкротства существует ряд мероприятий, которые ставят цель проведения аудиторской проверки.

В процессе проведения аудита процедур банкротства аудитор должен выразить мнение о достоверности предоставляемой информации соответствующей отчетности, соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ, соответствии ведения процедур банкротства Закону «О несостоятельности (банкротстве)».

Допущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности. В соответствии с принципом допущения непрерывности деятельности обычно предполагается, что аудируемое лицо будет продолжать осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения или потребности в ликвидации, прекращении финансово-хозяйственной деятельности или обращении за защитой от кредиторов. Активы и обязательства учитываются на том основании, что аудируемое лицо сможет выполнить свои обязательства и реализовать свои активы в ходе своей деятельности.

В соответствии с пунктом 6 стандарта № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» (постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405) возможно проведение аудиторской проверки на стадиях процедур банкротства с целью получения доказательств о непрерывности деятельности.

аудит кризисный банкротство


Признаки


Признаками сомнения выполнения данного допущения являются:

* финансовые признаки: отрицательная величина чистых активов или невыполнение установленных требований в отношении чистых активов; привлеченные заемные средства, срок возврата которых приближается, при реальном отсутствии перспективы возврата или продлении срока займа либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов; изменение схемы оплаты товара (выполненных работ, оказанных услуг) поставщикам на условиях коммерческого кредита или рассрочки платежа по сравнению с расчетами по мере поставки товара (выполнения работ, оказания услуг); неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки; неспособность обеспечить финансирование развития деятельности или осуществления других важных инвестиций; значительные убытки от основной деятельности; трудности с соблюдением условий договора о займе;

* производственные признаки: увольнение основного управленческого персонала без должной его замены; потеря рынка сбыта, лицензии или основного поставщика; проблемы с трудовыми ресурсами или дефицит значимых средств производства; существенная зависимость от успешного выполнения конкретного проекта;

* прочие признаки: несоблюдение требований в отношении формирования уставного капитала аудируемого лица, установленных законодательством Российской Федерации; судебные иски против аудируемого лица, которые находятся в процессе рассмотрения и могут в случае успеха истца завершиться решением суда, не выполнимым для данного лица.

Особенность проведения аудита в данном случае заключается в анализе уместности использования руководством допущения о непрерывности деятельности. При планировании аудита обращается внимание на признаки наличия условий или событий, вызывающих сомнения в способности предприятия продолжать свою деятельность непрерывно. Последствия выявленных условий и событий учитываются при проведении оценки риска, следовательно, и при определении характера, сроков и объема аудиторских процедур.


Стадии процедур


На каждой стадии процедуры банкротства устанавливаются свои цели и задачи проведения аудита.

Так, на стадии процедуры наблюдения аудитор проверяет достоверность признаков банкротства, на основании которых предприятие признается банкротом. Основанием служат данные, характеризующие финансовое положение организации.

На стадии процедуры финансового оздоровления аудитор должен определить рациональность и оптимальность мероприятий, включенных в план финансового оздоровления, а также подтвердить соответствие совершаемых операций по выводу организации из кризисной ситуации.

На стадии процедуры внешнего управления аудитором должна быть подтверждена обоснованность, рациональность, оптимальность и соответствие законодательству РФ плана мероприятий внешнего управления. В план внешнего управления включены мероприятия восстановления платежеспособности: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества должника.

На стадии конкурсного производства аудитором подтверждается достоверность данных ликвидационного баланса и соответствие порядка оформления и отражения совершаемых операций, связанных с его формированием, законодательству РФ.

Но в системе антикризисного управления ряд процедур определяют как функции аудита кризисного предприятия.

Дано определение аудита кризисного предприятия: это системный процесс накапливания и обработки информации с помощью специальных методов для оценки причин возникновения, природы и глубины кризиса предприятия, разработки антикризисной программы, контроля и оценки эффективности ее выполнения.


Цель аудита


К функциям аудита кризисного состояния относят: диагностика кризисной ситуации, подготовка программы выхода предприятий из кризиса, контроль выполнения антикризисных мероприятий, оценка эффективности реализации антикризисной программы в целом.

Целью аудита кризисного предприятия является оказание содействия администрации по выходу предприятия из кризиса.

Выделены следующие конкретные цели аудита причин и факторов экономической несостоятельности:

* анализ причин и факторов экономической несостоятельности, финансовой нестабильности или неплатежеспособности организации;

* формирование мнения о степени развития кризисной ситуации на организации на момент завершения диагностики и на перспективу;

* обоснование антикризисной стратегии управления организации;

* разработка совокупности организационно-технических мероприятий по выходу организации из кризиса;

* организация системы текущего контроля реализации антикризисных мероприятий;

* оценка эффективности выполнения антикризисной программы.

Также были выделены основные этапы проведения аудита кризисного организации:

) подготовка к проведению аудита;

) планирование аудита;

) диагностика состояния объекта исследования;

) разработка антикризисной программы;

) контроль выполнения антикризисных мероприятий и оценка эффективности реализации антикризисной программы;

) обобщение данных проведенного аудита и составление аудиторского заключения (отчета).


Этапы аудита


На первом этапе проводится сбор необходимой информации, для того чтобы иметь представление о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, особенности ведения бизнеса на отраслевом и региональном уровне, характере и суммах обязательств.

При планировании аудита рассчитывают уровень существенности и аудиторский риск.

Под уровнем существенности аудита кризисного предприятия следует рассматривать предельное отклонение фактических показателей финансового состояния организации от запланированных в антикризисной программе при условии полного и своевременного выполнения администрацией и сотрудниками предприятия рекомендаций аудиторов.

Аудиторский риск при проведении аудита кризисной организации означает вероятность того, что в результате реализации предложенной аудиторами программы выхода организации из кризиса запланированные показатели не будут достигнуты.

На этапе диагностики кризисной ситуации путем реализации комплекса исследовательских процедур определяется реальное состояние организации, выявляются причины и факторы кризиса.

Методика диагностирования состояния объекта в рамках аудита кризисной организации включает следующие этапы:

* подготовка исходной информации для анализа финансово-хозяйственной деятельности организации;

* выявление по данным бухгалтерской и статистической отчетности симптомов кризисных проявлений в функционировании организации;

* выполнение аналитических процедур аудита для оценки состояния объекта;

* обоснование системы показателей (критериев) оценки состояния объекта;

* количественная и качественная идентификация состояния объекта на основе выбранной системы показателей (критериев);

* документирование информации, полученной в процессе диагностики (по мере сбора и обобщения данных).

Информация для диагностики должна быть полностью сопоставима по годам изучаемого периода и реальна с точки зрения отражения действительных экономических процессов, происходящих в организации.

Для проведения диагностики кризисного состояния организации аудитором может быть составлен классификатор симптомов, причин, факторов кризисных явлений. Такой классификатор поможет аудитору установить наиболее вероятные факторы и причины ухудшения экономической ситуации в организации, по тем симптомам, которые будут обнаружены в процессе проведения диагностики и при подготовке антикризисных мероприятий.

При разработке антикризисной программы аудиторы выполняют обоснование антикризисной стратегии управления, подготовку инвестиционных проектов, формулирование рекомендаций по оптимизации организационной структуры предприятия, внедрению системы бюджетирования и др.

На следующем этапе осуществляются аудиторские процедуры по контролю выполнения администрацией и сотрудниками организации антикризисных мероприятий и оценке эффективности реализации антикризисной программы.

Все этапы проведения аудита кризисного предприятия документируются. Это необходимо для качества и контроля проведения аудита, отражения полноты информации о проделанной работе, недопущения пропусков данных.

При проведении аудита составляется промежуточная информация для руководителей организации, разрабатывается антикризисная программа по выходу предприятия из кризисной ситуации.

На заключительном этапе аудита кризисной организации производится обобщение данных рабочих документов, подготовленных на предыдущих этапах, и формирование аудиторского заключения (отчета). В аудиторском заключении отражаются следующие сведения: кому адресовано заключение; цели аудита; краткая характеристика ситуации, предшествовавшей аудиту; описание использованных в ходе аудита процедур и результаты их выполнения; краткое описание сформулированных в антикризисной программе основных направлений выхода предприятия из кризиса; характеристика основных результатов выполнения организационных, инвестиционных и экономических проектов; оценка эффективности реализации антикризисной программы; прогноз основных показателей деятельности предприятия и оценка возможности наступления новых кризисов.


Аудит финансового положения предприятия


Для того чтобы выявить глубину и причины несостоятельности предприятия-банкротов, необходимо проанализировать финансовое положение предприятия. Следовательно, одной из целей аудиторской проверки является аудит финансового состояния.

Аудит финансового состояния предприятия предполагает комплексную оценку его деятельности на основе использования ряда показателей. Такая оценка включает выбор наиболее значимых для конкретной организации показателей, рассчитанных на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализ их динамики, изучение влияния каждого из них на величину комплексного показателя.

Аудит финансового состояния начинают с предварительной оценки достоверности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для выполнения требований, предъявляемых к проведению первичного аудита начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, рекомендуются следующие аудиторские процедуры:

* ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта;

* провести анализ учетной политики экономического субъекта;

* ознакомиться с порядком составления бухгалтерской отчетности;

* убедиться в соответствии данных синтетического и аналитического учета;

* провести анализ системы внутреннего контроля;

* оценить работу отдела внутреннего аудита экономического субъекта и по возможности использовать результаты работы внутреннего аудита;

* провести необходимые аналитические процедуры;

* направить письменные запросы на подтверждение определенной информации руководству экономического субъекта и третьим лицам;

* организовать направление письменных запросов (от имени экономического субъекта) предыдущей аудиторской организации о предоставлении необходимой информации;

* ознакомиться с аудиторским заключением и письменной информацией руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, подготовленными предшествующей аудиторской организацией;

* в случае необходимости запросить у экономического субъекта первичные документы, относящиеся к предыдущему отчетному периоду;

* рассмотреть влияние на начальные и сравнительные показатели бухгалтерской отчетности корректировок, внесенных экономическим субъектом в соответствии с предыдущим заключением.

При проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудитору следует руководствоваться нормативными документами, формой организации учета и данными инвентаризации, проведенной перед составлением годового отчета.


Заключение


Аудит организации-банкрота имеет значение, как в практическом, так и в научном плане. На настоящий момент существует необходимость разработки стандарта, регламентирующего проведение аудита на каждой из процедур банкротства, а также определение критериев обязательного аудита и его взаимодействия с администрацией. Данные мероприятия должны быть направлены на совершенствование действующего института, сведение к минимуму злоупотреблений в этой области и возможность оказания сопутствующих консультационных услуг в области законодательства (налогового, трудового, гражданского, уголовного).

Одной их эффективных форм государственного воздействия может стать привлечение к проблемам банкротства независимых компетентных специалистов-аудиторов, на основе создания соответствующей законодательной базы. В странах с развитой рыночной экономикой государство активно привлекает аудиторские фирмы для осуществления отдельных функций государственного финансового контроля. При этом государственные органы финансового контроля не считают аудиторские фирмы своими конкурентами, а рассматривают их в качестве помощников в своей работе. Современные условия требуют совершенствования аудиторской деятельности в соответствии со все более усложняющимися экономическими процессами и финансовыми технологиями. В этой связи первостепенное значение приобретает проблема дальнейшего повышения качества проведения аудиторских мероприятий на базе повсеместного внедрения стандартов аудита, адаптации их к практическим условиям и особенностям деятельности клиентов, укрепления системы внутрифирменного контроля.


Практическое задание. Вариант №1


Задание 1. Изучите текст лекций, а также нормативную базу, регулирующую процесс реорганизации хозяйственных обществ, и постройте прогнозные балансы первого, второго и третьего годов реализации инвестиционного проекта по предлагаемой форме (табл. 1, 2, 3);

Задание 2. Посчитайте основные финансовые показатели, отражающие уровень финансового менеджмента в ДЗАО «Энергетик» и АО «Энергия» (табл.4);

Задание 3. Сделайте вывод:

а) об эффективности планируемого внутрикорпоративного перераспределения доходов для наращивания балансовой и рыночной стоимостей собственного капитала, для улучшения финансового состояния и инвестиционной привлекательности компаний;

б) об уровне финансового менеджмента на предприятии.

Условие задачи:

Материнская компания АО «Энергия», испытывающая финансовые затруднения, организовала новый бизнес в выделенном дочернем закрытом акционерном обществе (ДЗАО) «Энергетик». Активы и пассивы ДЗАО на начало первого года деятельности (и реализации проекта) характеризуются следующими величинами (данные по трем вариантам): внеоборотные активы (ВА) = 100 млн. руб. (1 вариант), 90 млн. руб. (2 вариант), 80 млн. руб. (3 вариант), оборотные активы (ОА) = 70 млн. руб. (1 вариант), 60 млн. руб. (2 вариант), 60 млн. руб. (3 вариант), капитал и резервы (СК) = 100 млн. руб. (1 вариант), 90 млн. руб. (2 вариант), 80 млн. руб. (3 вариант), краткосрочные пассивы (КП) = 70 млн. руб. (1 вариант), 60 млн. руб. (2 вариант), 60 млн. руб. (3 вариант). Для реализации в ДЗАО выбран инвестиционный проект, связанный с расширением производственной сферы деятельности. Первоначальные единовременные инвестиционные затраты (капитальные вложения) на приобретение необходимого оборудования равны 4 млн. руб. (для всех вариантов). Их финансирование осуществляется за счет чистой прибыли (ЧП) материнской компании. Приобретенное оборудование устанавливается в течение месяца. После установки оборудования, ДЗАО ежегодно начинает получать чистую прибыль в размере 12 млн. руб. (для всех вариантов). За первый год ДЗАО получит 6 млн. руб. (для всех вариантов). Ее использование во втором году следующее: 50% (для всех вариантов) предполагается рефинансировать в новый инвестиционный проект, отдача от которого будет получена позднее, оставшиеся 50% (для всех вариантов) будут использованы для прироста запасов сырья и материалов. Получение дивидендов акционерами пока не предусматривается. В 3-м году реализации проекта чистая прибыль предыдущего года распределится поровну (для всех вариантов) - на рефинансирование инвестиционных проектов, на прирост запасов и на дивиденды.


Таблица 1

Баланс первого года реализации инвестиционного проекта (млн. руб.)

АктивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаПассивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаВнеоборотные активы (ВА)100104Капитал и резервы (СК)100110в том числе: в том числе: прирост основных средств04- прирост добавочного капитала04 - нераспределенная прибыль06Оборотные активы (ОА)7076Краткосрочные пассивы (КП)7070в том числе: - прирост запасов00 - прирост денежных средств06 Валюта баланса (ВБ)170180Валюта баланса (ВБ)170180

Таблица 2

Баланс второго года реализации инвестиционного проекта (млн. руб.)

АктивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаПассивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаВнеоборотные активы (ВА)104107Капитал и резервы (СК)110128в том числе: в том числе: прирост основных средств43- прирост добавочного капитала06 - нераспределенная прибыль012Оборотные активы (ОА)7691Краткосрочные пассивы (КП)7070в том числе: - прирост запасов03 - прирост денежных средств612 Валюта баланса (ВБ)180198Валюта баланса (ВБ)180198

Таблица 3

Баланс третьего года реализации инвестиционного проекта (млн. руб.)

АктивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаПассивНа начало отчетного годаНа конец отчетного годаВнеоборотные активы (ВА)107111Капитал и резервы (СК)128144в том числе: в том числе: прирост основных средств04- прирост добавочного капитала68нераспределенная прибыль12(12-4)=8Оборотные активы (ОА)91103Краткосрочные пассивы (КП)7070в том числе: - прирост запасов34 - прирост денежных средств12(12-4)=8 Валюта баланса (ВБ)198214Валюта баланса (ВБ)198214

Рентабельность собственного капитала - ROE, %

Чистая прибыль/СК

(СК оценивается по среднегод-вым значениям)


(6/((100+110)/2))*100%=

71%(12/((110+128)/2))*100%=

08%(12/((128+144)/2))*100%=


Доля СК в структуре инвестировано-го капитала, %СК/ВБ (по среднегодовым значениям)(((100+110)/2)/


((170+180)/2))*100%=

%(((110+128)/2)/

((180+198)/2))*100%=

%(((128+144)/2)/

((198+214)/2))*100%=



Анализируя прогнозный баланс можно оценить рассматриваемый инвестиционный проект, как выгодный, поскольку ДЗАО «Энергетик» получает ежегодную прибыль, достаточную для того, чтобы:

Вернуть первоначальные вложения, осуществленные материнской компанией АО «Энергия»;

Поддерживать текущую деятельность предприятия (производить закупку товарно-материальных ценностей);

Финансировать инвестиционный проект уже за счет собственных средств.

Об эффективности рассматриваемого проекта свидетельствует также динамика финансовых показателей (табл. 4):

Растет коэффициент текущей ликвидности (1-й год - 1,04; 2-й год - 1,19; 3-й год - 1,44), что свидетельствует о росте платежеспособности предприятия;

Наблюдается относительный рост собственного капитала (в частности, в суммарной его величине), что свидетельствует, о повышении финансовой независимости предприятия;

рост рентабельности собственного капитала (ROE) указывает на то, что каждая единица собственного капитала начинает приносить больше чистой прибыли предприятию;

Растет доля собственного капитала в структуре инвестированного капитала (1-й год - 60%; 2-й год - 63%; 3-й год - 66%).


Окончательный вывод


В целом, реализация рассматриваемого проекта позволит данному предприятию улучшить свое финансовое состояние, а также свою инвестиционную привлекательность для других предприятий (потенциальных инвесторов).


Список использованных источников


1.Федеральный закон от 7 августа 2001г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. от 3 ноября 2006г.), ст. 9.

.Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол N 56 от 31 мая 2007г.)

.Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005г. N706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита"

.Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в ред. от 25.08.2006г.)

.Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2006 год (письмо Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ от 19 декабря 2006г. N07-05-06/302)

.Аудит: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.

.Аудит, В.И. Подольский [и др.] М. Издательский центр «Академия», 2006г.

.Андреев В.К. «Правовое регулирование аудита в России»-М.:Инф-ра-М, 2006г.

.Алборов М.Д. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК., М, Изд.-во "Дело и Сервис", 2007г.

.Барышников Н.П. «Организация и методика проведения общего аудита». - изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2005г.

.Данилевский Ю.А., Аудит: учебное пособие. - М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2005г.

.Козлова Е.П., Бухгалтерский учет в организации / Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. - М.: «Финансы и статистика» 2006г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.