Фз о фермерском хозяйстве. Законодательство, регулирующее деятельность КФХ. Какие документы необходимы для регистрации в местной налоговой службе

Крестьянское хозяйство является синдикатом граждан, не всегда являющихся родственниками, но имеющих в распоряжении общее имущество. Посредством указанной собственности, группа людей осуществляет производство, перевозку, хранение и сбыт продукции сельскохозяйственного труда. Принимая непосредственное участие в подобной деятельности, гражданин не обязательно должен обладать юридическим образованием. (хотя изучить нормы стоит).

Вплоть до 2003 года на территории сначала РСФСР, а потом и Российской Федерации, действовал Закон «О Крестьянском (Фермерском) Хозяйстве» N 348-1, принятый 22 ноября 1990 года. Это государственное постановление включало в себя правовые нормативы, защищающие и оптимизирующие фермерскую деятельность на территории государства. С изменением экономики и политической обстановки, этот закон утратил свою актуальность, и на смену ему пришло более нормативное для современности постановление.

Федеральный закон «О Крестьянском (Фермерском) Хозяйстве» N74-ФЗ был принят 11 июня 2003 года в соответствии с частью 5 ст. 105 Конституции Российской Федерации. Это постановление упразднило ставшими необъективными и устаревшими принципы законодательства РСФСР, относящиеся к рассматриваемой сфере.

Современный закон о Фермерском Хозяйстве регламентирует процедуру предоставления гражданам гарантированного права на формирование самостоятельного фермерского хозяйства, их развития и упразднения. В соответствии с этим, Федеральным Законом 74-ФЗ упорядочивается предоставление земельных территорий для осуществления вышеуказанной деятельности.

Согласно Федеральному Закону о Крестьянском Хозяйстве, все органы власти Российской Федерации, от городских до общегосударственных, должны оказывать необходимую поддержку в развитии сельского и фермерского хозяйства. Препятствия, не предусмотренные законом — под запретом, как и любое незаконное вмешательство в процесс производства или решения территориально-земельных нюансов в указанной сфере.

Действующий закон позволяет организовывать фермерский бизнес в Российской Федерации не только гражданам РФ, но и иностранцам и лицам без гражданства. Социальный статус соискателя, при наличии всей необходимой документации и возраста старше 16 лет, значения не имеет.

В начальный экономический период (период становления) фермерского хозяйства, согласно действующему закону 74-ФЗ, основатели ФЗ имеют подтверждённое юридическое право запрашивать у государства посильную помощь в виде дополнительных земельных угодий.
В фермерском хозяйстве могут состоять как граждане, связанные родственными узами с его главой, так и не состоящие с ним в родстве. Однако, таких людей должно быть не больше пяти (74-ФЗ, ст. 3, ч. 2).

Заявление на обеспечение фермерского хозяйства дополнительной территорией может быть подано как избранным главой такового, так и уполномоченным представителем ФХ, зарегистрированного как юридическое лицо. Заполненные бланки указанного документа направляются в исполнительный орган государственной власти через местное самоуправление.

К заявлению прилагается копия удостоверения личности соискателя, либо документ, подтверждающий его полномочия представителя юридического лица. Последние наиболее глобальные правки закон о Фермерском Хозяйстве претерпел 25 июня 2014. Изменения вступили в силу 1 марта 2015. Закон в данной редакции актуален до сих пор. Однако, каждый год вносятся те или иные поправки в определённые статьи или их пункты закона о крестьянском хозяйстве.

Скачать закон о КВХ

Каждому фермеру и любому другому гражданину, которого интересует сельскохозяйственный бизнес и крестьянское фермерское хозяйство, прежде всего необходимо ознакомиться с действующим положением современного Федерального Закона 74-ФЗ. Это необходимо для того, чтобы знать свои права в рассматриваемой сфере и уметь их, в случае необходимости, защитить.

Актуальный текст закона «О крестьянском (Фермерском) Хозяйстве» N 74-ФЗ скачать можно

Последние изменения, внесенные в 74 ФЗ «О Крестьянском (Фермерском) Хозяйстве

Система основных изменений в Федеральном Законе о Фермерском хозяйстве была сформирована и утверждена Федеральным законом от 23.06.2014 N171-ФЗ. В частности, правки произошли в статье 12 указанного закона.

Статья 12 74 ФЗ представляет собой нормативные указания по снабжению сельского хозяйства территориальными участками, являющимися объектами государственной или городской собственности.

В связи с поправками от 23 июня 2014 года, вступившими в силу 1 марта следующего года, утратили свою силу пункты 2, 3, 4, 5 рассматриваемой статьи.

Все остальные пункты, без исключения, подверглись значительным изменениям.

Таким образом, ч. 1 ст. 12 Федерального Закона о Фермерском Хозяйстве, гласит, что последовательность проведения операций по предоставлению земельных угодий для осуществления фермерской деятельности устанавливается Земельным Кодексом РФ. В предыдущей редакции эти вопросы решались муниципиальными властями без обращения к Земельному Кодексу.

Пункт 6 оповещает граждан о том, что оспорить решение органов городской или государственной власти об отказе в предоставлении участка возможно только в суде.
Посредством последней поправки, у шестой части ст. 74 ФЗ появился подпункт. В нём говорится, что право определять минимум или максимум доступной для предоставления крестьянскому хозяйству территории определяется положениями субъектов Российской Федерации.

Согласно 7 части 12 статьи, не устанавливаются минимальные территориальные значения для крестьянских хозяйств, основной сферой деятельности которой является:

  • Разведение садовых культур;
  • Производство овощей при использовании аппаратуры, для создания необходимого микроклимата («защищённый грунт»);
  • Выращивание различных сортов винограда;
  • Цветоводство;
  • Производство семян;
  • Разведение домашней птицы;
  • Рыбоводство с целью сбыта;
  • Пчеловодство.

Иными словами, действие этой статьи распространяется на любой вид деятельности, направленной на создание сельскохозяйственной продукции, не требующей обширных земельных площадей для организации своих мероприятий . Таким образом, для подобных фермерских хозяйств может быть предоставлен земельный участок, не достигающий по своей площади установленного государственными институтами минимума.

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства
Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства
Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства
Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства
Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности
Статья 12 Закона приводится в редакции ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (РГ. N 6414. 2014. 27 июня)
Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве
Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства
Статья 16. Глава фермерского хозяйства
Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства
Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства
Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

Статья 23. Заключительные и переходные положения

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое вниманию читателя издание представляет собой профессиональный постатейный комментарий к Федеральному закону от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” (далее – Закон). Со дня вступления в силу Закона утратил силу Закон РСФСР от 22.11.1990 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”.

Закон определяет основы правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства как весьма своеобразного субъекта предпринимательской деятельности, принципы его взаимоотношений с государственными и муниципальными органами, порядок создания и прекращения фермерского хозяйства, полномочия его главы, правила о членстве в хозяйстве. Регламентированы также некоторые земельные и имущественные отношения с участием фермерского хозяйства, основные виды его деятельности, полномочия главы хозяйства и др.

Закон установил много новых правил. Так, ограничена возможность членства в хозяйстве для лиц, не состоящих в родстве или свойстве с главой хозяйства. Право на создание фермерского хозяйства впервые предусмотрено не только для граждан России, но также для иностранцев и лиц без гражданства. Возможность реализации данного права более не связана с наличием у лица опыта сельскохозяйственной работы и соответствующей квалификации либо специальной подготовки. Правом на создание хозяйства теперь обладают не только лица, достигшие 18-летнего возраста, но также дееспособные несовершеннолетние.

За годы, прошедшие после вступления Закона в силу, в него внесено немало изменений и дополнений. Автор обращает внимание читателя на эти новеллы, разъясняя их значение для практической деятельности фермерских хозяйств.

Комментируемый Закон содержит в основном нормы гражданского и земельного права. К сожалению, многие положения Закона не вполне соответствуют правилам, установленным в ГК РФ, в частности об участниках гражданско-правовых отношений, субъектах предпринимательской деятельности. Поэтому правовое регулирование создания, деятельности и прекращения фермерских хозяйств носит коллизионный характер.

В настоящее время фермерское хозяйство, действующее без образования юридического лица, вряд ли можно безоговорочно рассматривать в качестве самостоятельного участника гражданско-правовых и предпринимательских отношений, субъекта предпринимательской деятельности в традиционном понимании. Анализ норм Закона позволяет согласиться с теми юристами, которые полагают, что фермерское хозяйство – это самостоятельная, особая организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве без образования юридического лица, отличающаяся как от коммерческих организаций, так и от индивидуальных предпринимателей и не имеющая аналогов в действующем законодательстве <1>.

——————————–

<1> См., например: Устюкова В.В. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве // Правовые проблемы малого предпринимательства. М., 2001. С. 170 – 175.

Учитывая существующее правовое регулирование, фермерское хозяйство, действующее без образования юридического лица, представляет собой единое коммерческое образование, в котором сосуществуют два предпринимателя, действующих без образования юридического лица, – фермерское хозяйство и глава хозяйства. Между ними устанавливается своеобразное разделение функций. Хозяйство как объединение граждан является своего рода номинальным предпринимателем: не участвуя непосредственно в предпринимательстве, оно осуществляет производственную и иную разрешенную ему хозяйственную деятельность. Глава же хозяйства, действующий от его имени, является реальным предпринимателем, единолично опосредующим коллективную деятельность фермерского хозяйства.

Двойственная юридическая природа крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, в настоящее время дает основания рассматривать это предпринимательское образование в качестве своеобразного комплексного предпринимателя. Такой предприниматель фактически участвует в гражданском обороте наряду с коллективными предпринимателями (юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами, действующими без образования юридического лица).

Помимо того обстоятельства, что многие комментируемые положения не корреспондируют с нормами ГК РФ, к недостаткам Закона следует отнести также невысокий уровень законодательной техники. Некоторые нормы имеют двусмысленный, противоречивый, а иногда – даже взаимоисключающий характер <1>. Многие из отмеченных недостатков Закона весьма существенны и могут создать практические трудности при реализации его положений гражданами, государственными и муниципальными органами.

——————————–

<1> В частности, это касается правового регулирования предпринимательской правоспособности фермерского хозяйства.

Отмечая указанные недостатки, автор стремился дать рекомендации по их устранению и практические советы, касающиеся применения проблемных правовых норм. Однако не во всех случаях имеющиеся коллизии удалось разрешить путем толкования норм и применения правовых принципов. В наибольшей степени это касается вопроса об объеме правоспособности фермерского хозяйства как субъекта предпринимательского права. Данный вопрос по-разному решен в п. 1 ст. 1 и в п. 1 ст. 19 Закона. В таких случаях до возможного уточнения редакции норм Закона разъяснения следует искать в рекомендациях, выработанных судебной практикой.

В комментариях к статьям Закона разъясняются сущность установленных в них норм и возможности их практического применения. Автор стремился показать, в чем заключается новизна той или иной нормы по сравнению с прежним законодательством, как следует понимать значение используемых понятий, какие нормативные акты должны применяться при реализации положений Закона.

Знание Закона необходимо главам и другим членам крестьянских (фермерских) хозяйств, работникам органов, осуществляющих государственную регистрацию таких хозяйств, предоставление им земельных участков, юристам, а также предпринимателям, которые вступают в гражданско-правовые отношения с фермерскими хозяйствами.

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

  1. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г., часть вторая от 26 января 1996 г., часть третья от 26 ноября 2001 г., часть четвертая от 18 декабря 2006 г.

Закон – Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”

Закон 1990 г. – Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”. Утратил силу

КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

НК РФ – Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31 июля 1998 г.; часть вторая от 5 августа 2000 г.

  1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ

БНА (СССР, РСФСР, РФ) – Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

Бюллетень ВС (СССР, РСФСР, РФ) – Бюллетень Верховного Суда

Ведомости (СССР, РСФСР, РФ) – Ведомости Верховного Совета (СССР, РСФСР); Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (СССР, РСФСР, РФ)

Вестник ВАС РФ – Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

РГ – “Российская газета”

СА РФ – Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации

СЗ РФ – Собрание законодательства Российской Федерации

СП (СССР, РСФСР, РФ) – Собрание постановлений Совета Министров (Правительства)

  1. ПРОЧИЕ СОКРАЩЕНИЯ

гл. – глава, главы

др. – другие

п. – пункт, пункты

подп. – подпункт, подпункты

разд. – раздел, разделы

с. – страница, страницы

сл. – следующие

см. – смотри

ст. – статья, статьи

ФЗ – федеральный закон

Тихомиров М.Ю., кандидат юридических наук, юрист с многолетним опытом практической и научной работы, автор более 600 книг, брошюр и статей по проблемам гражданского, предпринимательского, земельного, жилищного и трудового права, организации управления, обеспечения законности. При его непосредственном участии и под его редакцией изданы широко известные постатейные комментарии к Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Трудовому кодексу РФ, Жилищному кодексу РФ, Федеральным законам “Об акционерных обществах”, “Об обществах с ограниченной ответственностью”, “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, “О некоммерческих организациях”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “Об автономных учреждениях”, “О бухгалтерском учете”, а также Юридическая энциклопедия и другие актуальные книги.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) — вид предпринимательской деятельности в Российской Федерации, напрямую связанный с ведением сельского хозяйства.

Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве "

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

О возможности государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица см. статью 86.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

— это объединение граждан, которые совместно владеют имуществом и осуществляют производственную или другую хозяйственную деятельность. После государственной регистрации крестьянско-фермерского хозяйства, его Глава является индивидуальным предпринимателем — фермером.

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016)

Статья 86.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство

1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство. Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.

3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.

4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности. Само по себе крестьянское (фермерское) хозяйство наряду с семейными предприятиями, где имущество также принадлежит членам на праве общей совместной собственности, является частным унитарным предприятием, но граждане, ведущие совместную деятельность на основе соглашения о крестьянском (фермерском) хозяйстве, вправе создать юридическое лицо — крестьянское (фермерское) хозяйство.

В соответствии с ГК РФ, крестьянское (фермерское) хозяйство, создаваемое в качестве юридического лица — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанная на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. В пункте 1 статьи 19 Федерального закона № 74-ФЗ перечислены основные виды деятельности фермерского хозяйства:

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции,
  • транспортировка (перевозка),
  • хранение,
  • реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

КФХ (крестьянское-фермерское хозяйство) может быть также зарегистрировано в качестве ИП - Главы КФХ.

Главные плюсы регистрации в качестве Главы КФХ перед юридическими лицами (например, если регистрируется ООО "КФХ...") - аналогичны преимуществам ИП перед ООО , так как Глава КФХ - это прежде всего индивидуальный предприниматель (ИП)

Преимущества Главы КФХ перед физическим лицом (ЛПХ):

  • законное землепользование в больших размерах (более 2,5 Га);
  • возможность работать официально по продаже продукции с широким кругом покупателей (Глава КФХ имеет возможность проходить сертификацию, а у ЛПХ немногие будут покупать, так как покупающий у физического лица становится налоговым агентом - должен удерживать у продавца - ФЛ и перечислять в бюджет НДФЛ в размере 13% от стоимости покупки)
  • получение господдержки Главой КФХ в больших объемах чем ЛПХ, то есть наравне с сельскохозяйственными товаропроизводителями;
  • получение заемных средств от банков в большем объеме, чем как физ.лицо (ЛПХ) - по причине того, что зарплата физлица или доход безработного ЛПХ по определению меньше, чем предпринимательский доход КФХ;
  • привлечение и создание дополнительных рабочих мест на законных основаниях (а ЛПХ нанимает работников незаконно и поэтому - нелегально - оплату платит черным налом или натур.продуктом (не отчисляя налогов и взносов в фонды);
  • формирование пенсионных прав Главы ЛПХ и наемных работников в полном объеме, возмещение пособий по больничным листам и в связи с материнством, оплата лечения работников за счет ФСС.

Еще есть льготы по налогам, например не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства , получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение ПЯТИ лет , считая с года регистрации указанного хозяйства. А начиная с 6 года работы Главы КФХ для уменьшения налогов с оборота (бизнеса) могут применять "упрощенку" - ЕСХН, УСНО, патенты

Отдельная ситуация - ограниченное количество тех, кто покупать продукцию, не требуя выделять в сумме купли-продажи налог на добавленную стоимость (НДС) - эта ситуация.

ЛПХ или КФХ?

В каждом из вариантов, естественно, есть свои плюсы и свои минусы.

ЛПХ (личное подсобное хозяйство) вид ведения хозяйственной деятельности, для которого не обязательна регистрация в качестве ИП? ИП - Главы КФХ или юр. лица, то есть на основе ЛПХ может трудиться любой желающий имеющий приусадебный участок. И очень важно при этом то, что фермер не опутан паутиной налоговых платежей и отчетности. Дело в том, что для ЛПХ предусмотрены льготы Налоговым кодексом РФ.

Еще по теме:
Грант 1,5 млн.руб. по программе "Начинающий фермер "
Грант 5 млн.руб. по программе "Семейная животноводческая ферма "

В первую очередь нужно отметить, что фермер-ЛПХ не платит налоги , которые предусмотрены для предпринимателей , а также не ведет отчетность . При этом фермер , имеющий приусадебный участок , размер которого не превышает 2,5 Га (250 соток, или 25000 кв. метров) , освобождается от уплаты НДФЛ (налога на доходы физических лиц). Отсюда ограничение - личное подсобное хозяйство изначально имеет физические ограничения по площади земельного участка , но можно использовать смежные земли, оформленные на родственников (партнеров);

Еще один минус ЛПХ заключается в том, что на ЛПХ невозможно оформить ни сертификаты, ни декларации о соответствии. Это существенно ограничивает круг потенциальных покупателей. Это происходит потому, что ЛПХ ведется физическим лицом и членами его семьи, выращивание продукцию осуществляется для собственного потребления, а не фермером - предпринимателем, выращивающим продукцию на продажу).

Второй минус - на развитие ЛПХ не дают много заемных денег (например РСХБ, по нашим сведениям, дает кредит до 300 тысяч рублей на 2 года, до 700 тысяч рублей на 5 лет для ЛПХ, с обеспечением). Например, условия опубликованы . Связано это опять-таки с масштабами хозяйства - более серьезные суммы можно получить только субъектам малого предпринимательства (в том числе индивидуальным предпринимателям - Главам КФХ, либо крестьянским (фермерским) хозяйствам, образованным в форме юридического лица, например ООО или кооператива).

Некоторые определения и сравнительная таблица в части членства и землепользования:

Крестьянское (фермерское) хозяйство

Личное подсобное хозяйство

Глава КФХ (ИП) - осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предпринматель) по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции.

ЛПХ - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Требует государственной регистрации (запись о регистрации ИП - Главы КФХ включается в ЕГРИП)

Не требует государственной регистрации

Считается созданным с момента государственной регистрации.

Граждане вправе осуществлять ведение ЛПХ с момента государственной регистрации прав на земельный участок, предоставленный для ведения ЛПХ.

Предусматривает членство, но может быть создано одним гражданином (Главой) без членов.

Членами КФХ могут быть:

1. Супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей.

2. Граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Не предусматривает членства.

Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов КФХ.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (можно прописать - кто чем входит в КФХ и в каких пропорциях делится результат от деятельности).

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении ЛПХ, является собственностью граждан, ведущих ЛПХ.

Предельные размеры земельного участка, предоставляемого в собственность гражданину из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения КФХ составляют:

Минимальный размер - 1 га;

Максимальный размер - 5 га.

Предельные размеры земельного участка, находящегося в собственности и (или) ином праве у КФХ, составляют:

Минимальный - нет ограничений;

Максимальный общий размер - не ограничен;

, находящегося на праве собственности - не более 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории одного района;

Максимальный размер площади земель сельскохозяйственного назначения , находящегося у КФХ на ином праве - аренда, пользование паями и т.п.) - не ограничен.

Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в собственности муниципальных образований, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находится одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ , не должен превышать 2,5 Га.

Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства

Крестьянское (фермерское) хозяйство - это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

ИП- Глава КФХ не является юридическим лицом.

Членами КФХ могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов КФХ могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой КФХ.

Максимальное количество таких граждан не может превышать пяти человек. КФХ может быть создано одним гражданином.

Главой КФХ по взаимному согласию членов КФХ признается один из его членов. В случае, если КФХ создано одним гражданином, он является главой данного КФХ.

Глава КФХ, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ (ч. 2 ст. 23 Гражданского кодекса РФ). Глава КФХ организует деятельность КФХ, без доверенности действует от имени КФХ, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности, осуществляет прием на работу в КФХ работников и их увольнение, организует ведение учета и отчетности КФХ, осуществляет иные определяемые соглашением между членами КФХ полномочия.

Согласно ст. 257 ГК РФ имущество КФХ принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов КФХ находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности КФХ, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Государственная поддержка КФХ

Согласно ч. 14 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению НДФЛ:

  • доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации КФХ.
  • суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы;
  • субсидии, предоставляемые главам крестьянских (фермерских) хозяйств за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Ранее в соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежали обложению единым социальным налогом доходы глав КФХ, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации - в течение пяти лет начиная с года регистрации КФХ. Сейчас на доходы Глав КФХ начисляются взносы в фонды обязательного страхования: Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования

На КФХ, доля дохода от производства и реализации сельскохозяйственной продукции которых составляет не менее 70 %, распространяется специальный налоговый режим в виде единого сельскохозяйственного налога, применяемый наряду с иной системой налогообложения. Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога признаются доходы, уменьшенные на величину расходов по налоговой ставке 6 %.

Глава КФХ, являясь плательщиком единого сельскохозяйственного налога, освобождается от обязанности по уплате:

  • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности),
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
  • а также не признается плательщиком НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Необходимые документы для регистрации КФХ:

1. Нотариально удостоверенная копия паспорта физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН) физического лица, регистрируемого в качестве главы КФХ;

3. Копии паспортов членов КФХ;

4. Копии свидетельств о постановке на налоговый учет (ИНН) членов КФХ;

5. Копии документов, подтверждающих родство (свойство) лиц, изъявивших желание создать КФХ.

6. Заполненное заявление на регистрацию КФХ с нотариально заверенной подписью Главы КФХ на нем

За государственную регистрацию КФХ взимается государственная пошлина в размере 800 руб.

Мы можем оказать Вам качественную консультационную и информационную поддержку и сопровождение Вашего проекта (включая разработку конкурсной и проектной документации) при участии в государственных конкурсах на присуждение грантов и субсидий, а также иных видов поддержки. Сотрудники компании "Верное решение" оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, участвующих в этом и других конкурсах , консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Ключевые компетенции сотрудников Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки ,
  • сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • подготовка документации по инновационным проектам,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых),
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес,
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога.

По каким законам и правилам сегодня ведется фермерское хозяйство в России? Что такое КФХ? В данной статье мы более подробно рассмотрим, какие особенности преобладают в КФХ, что необходимо для создания и функционирования последних, а также кто конкретно имеет право организовать данное объединение. Также в статье можно будет найти информацию о том, чем конкретно КФХ отличается от личного подсобного хозяйства.

Что такое КФХ

Прежде всего необходимо ознакомиться с определением. Итак, что такое КФХ? Данной аббревиатурой сегодня обозначается крестьянское фермерское хозяйство. Оно представляет собой особую форму предпринимательского вида деятельности, который направлен на формирование и выращивание сельхоз товаров, а также реализацию их на рынках.

Говоря о том, что такое КФХ, также следует отметить, что главная цель его заключается в получении прибыли методом выращивания аграрных продуктов, а также продажи их оптовым или розничным покупателям. Для этого в фермерских объединениях принимают участие близкие родственники, а также могут привлекаться посторонние участники. Но при этом, как правило, их количество составляет, не более 5 человек.

Следует также обратить внимание на то, что регистрация КФХ является исключительно добровольным занятием, а каждый член хозяйства при этом полноценно будет участвовать в деятельности, но разрешается это делать лицам, возраст которых составляет более 16 лет. Также запрещается одновременно состоять в нескольких похожих объединениях, которые зарегистрированы как юридические лица. При создании КФХ его члены имеют право на получение государственной поддержки в виде грантов и субсидий, так как они принимают участие в работе стратегически важной отрасли, направленной на производство продуктов питания.

Юридическое оформление

Теперь ознакомимся с другими важными особенностями КФХ. Российские современные фермеры имеют право зарегистрировать КФХ как юридическое лицо или же отказаться от данной процедуры. К сожалению, сегодня в вопросах относительно регистрации КФХ отсутствует ясность в законодательной базе. Таким образом, объединения КФХ могут функционировать как юридическое лицо, а также существовать без регистрации.

Кроме этого, имеет место вариант, при котором КФХ регистрируется как индивидуальный предприниматель, планирующий работать только самостоятельно или привлекая наемных сотрудников. С другой стороны, физическое лицо также может единолично зарегистрировать для себя КФХ и работать самостоятельно. Таким образом, существует множество вариантов организации КФХ. Список видов организации объединения:

  1. Соглашение на добровольной основе нескольких лиц с регистрацией юр. лица.
  2. Объединение на добровольной основе нескольких лиц без регистрации юр. лица.
  3. Человек без статуса ИП, который регистрирует и ведет хозяйство самостоятельно.

Регулирование фермерских объединений на законодательном уровне

Данной форме хозяйственной деятельности посвящен отдельный Федеральный закон, под номером 74. В нем можно подробно изучить порядок ведения такого хозяйства, распоряжения земельными ресурсами и имуществом, прием новых членов в КФХ, а также другие важные нюансы. Необходимо учитывать, что данный закон относится только к объединениям, которые оформлены в качестве юридических лиц.

Следует также обратить внимание на то, что если КФХ не зарегистрировано в качестве юридического лица, то в своей деятельности оно будет руководствоваться гражданским кодексом, то есть статьей 86. Данная статья фиксирует добровольное участие в объединении, а также возраст, с которого разрешается являться членом КФХ.

Юридические моменты

Во время создания фермерского хозяйства членами одной семьи или группой лиц должно быть составлено специальное соглашение, куда вносятся:

  1. Данные о главе КФХ.
  2. Полный перечень всех участников объединения, при этом указываются родственные связи, если таковые имеются.
  3. Обязанности и права участников объединения.
  4. Весь перечень имущества, порядок их владением, а также пользованием в хозяйственных целях.
  5. Определенный порядок вступления в данное объединение или же выхода из него.
  6. Правила распределения готовой продукции, а также основные каналы реализации.
  7. Другие пункты по усмотрению всех участников КФХ, которые не противоречат российскому законодательству.

Все члены объединения, включая и главу КФХ должны подписать данное соглашение о добровольном вступлении лично. Если по плану через несколько лет к объединению должен присоединиться еще один член, то данный пункт можно также внести в соглашение. В том случае, если объединение создается семьей, то к соглашению и уставной документации необходимо приложить те документы, которые подтверждают их родство.

Чем и как владеет КФХ

В рамках собственной деятельности любое КФХ имеет право владеть и использовать:

  1. Объекты капитального строительства, а также другие сооружения.
  2. Земельные угодья.
  3. Финансовые средства, которые были получены в ходе предпринимательства.
  4. Оборудование, сельскохозяйственную технику, любой инвентарь.
  5. Транспорт, включая и грузовые транспортные средства.
  6. Сооружения для мелиорации.
  7. Племенные животные.
  8. Семена, а также другие ресурсы сырья.

Необходимо помнить о том, что перечень данного имущества в обязательном порядке указывается в соглашении. Все члены объединения имеют данную собственность сообща, имея равные права. Поэтому нельзя говорить о том, что земельное угодье может принадлежать только лишь главе КФХ, а грузовик принадлежать его брату.

Когда будет подписано данное соглашение, вся перечисленная собственность в нем станет общей. После прекращения деятельности КФХ имущество следует разделить между участниками данного хозяйства, а после смерти она должна перейти по наследству, соответствуя при этом требованиям российского законодательства.

Ответственность всех членов хозяйства

В связи с тем, что все КФХ ведут предпринимательскую деятельность, то есть хотят выйти на систематическую прибыль, они рискуют потерять часть капитала или же своего имущества. Если же фермерское хозяйство будет должно банкам по кредитам или каким-то другим финансовым обязательствам, то все имущество будет пущено с публичных торгов. Если же этого действия будет недостаточно, то долги могут быть взысканы не только за счет имущества главы фермерского хозяйства, но и других членов объединения в равной степени.

Глава объединения

У каждого фермерского хозяйства должен быть свой глава. В данной роли может выступать один из нескольких членов КФХ или же единоличный хозяин. Так как любое фермерское хозяйство, по сути, считается добровольным объединением работников, которые обладают равными правами, никаких особых полномочий и ответственности у главы не существует.

Во многом данная должность является просто формальностью, которая предполагает представительскую функцию, например, во время получения субсидии, взаимодействия с государственными органами или контрагентами. Следует обратить внимание на то, что возглавлять и создавать фермерские хозяйства могут не только лишь граждане Российской Федерации, но и граждане другой страны, не имея при этом российского гражданства.

Отличие от ЛПХ

Многие люди часто путают и крестьянское фермерское хозяйство. Но чем отличаются данные термины? Основное отличие заключается в целях деятельности. У КФХ основная цель заключается в предпринимательстве и получении прибыли. У ЛПХ данная цель заключается в производстве продукции для собственных нужд. Таким образом, члены КФХ производят и выращивают продукцию для продажи, а члены ЛПХ выращивают ее только для себя. ЛПХ не надо регистрировать в обязательном порядке, а также платить налоги.

Уплата налогов

А что же можно сказать о налогах КФХ? Фермерские хозяйства ведут предпринимательскую деятельность, поэтому они в обязательном порядке должны платить налог на прибыль. В большинстве случаев такие объединения выбирают упрощенную систему налогообложения, где ставка составляет 6% от прибыли. В данном случае декларация в ФНС должна подаваться единожды в год, благодаря чему экономится время. Другие режимы налогообложения не запрещены законодательством, но являются наименее выгодными.

Как правило, следит за своевременной уплатой всех налогов глава КФХ. Помимо налогов, глава за всех членов фермерского хозяйства также должен уплачивать пенсионные и страховые взносы, а за наемных работников должны делаться обязательные взносы, а также подоходные налоги.

Много ли КФХ в России

Много ли зарегистрировано в настоящее время крестьянских фермерских хозяйств на территории Российской Федерации? Точного ответа на данный вопрос нет. Дело в том, что результат последней всероссийской переписи сельскохозяйственной деятельности, которая производилась 2016 году, еще неизвестен. Тем более сложно сказать, как распределены КФХ по районам страны.

Но если обратиться к более старым данным, например, 2006 года, то можно утверждать, что в нашей стране всего зарегистрировано не меньше 170 000 КФХ. В рамках данного государства это довольно большое число всех зарегистрированных хозяйств.

Принимая во внимание тот факт, что с 2012 года имеет место государственная программа поддержки всех фермеров, можно предположить, что в настоящее время фермерское хозяйство значительно увеличилось. Окончательные данные переписи по количеству зарегистрированных КФХ (по областям России) будут опубликованы в конце 2018 года.

Стоит ли создавать фермерское хозяйство

Какие недостатки и преимущества существуют у данной формы деятельности сельского хозяйства? Большинство аграриев, которые работают в профильной сфере, на протяжении длительного времени не могут решить, необходимо или нет регистрировать данный вид хозяйства. Их выводы в большинстве неочевидны. А большинство подводных камней проявляются только после регистрации. Рассмотрим по отдельности отрицательные и положительные стороны крестьянского фермерского хозяйства.

Преимущества

Одним из преимуществ создания КФХ является отсутствие требования к минимальному уставному капиталу. Как правило, для простых юридических лиц он составляет от 10 000 руб.

Зарегистрированные фермерские хозяйства имеют большую долю вероятности получить муниципальные или государственные субсидии. КФХ также могут получить участок земли для ведения деятельности на основе льготных условий, также они обладают наиболее меньшим объемом отчетности, если сравнивать эту деятельность с ООО.

Недостатки

Однако у фермерского хозяйства существуют и некоторые недостатки. Один из них заключается в том, что в объединение можно привлекать не более 5 человек, которые не являются родственниками. Для всех членов КФХ обязательным является участие в сельскохозяйственной работе, благодаря чему трудно привлечь новых членов, а тем более инвесторов.

Если возникнут финансовые проблемы у фермерского хозяйства, его члены понесут личную ответственность. Российское законодательство в отношении КФХ еще недостаточно проработано, а многие сферы остались так и не урегулированы.

Перспектива

На сегодняшний день сельскохозяйственную деятельность в России довольно трудно назвать преуспевающим и современным деянием. Несмотря на то что спрос на продукты питания является высоким среди населения, организация их производства, а также выход на рынок требуют весьма существенных затрат.

Данная форма ведения сельскохозяйственной деятельности подойдет для больших семей, которые живут в сельской местности. Благодаря этому они смогут рассчитывать на помощь со стороны государства, включая выделение земли для КФХ, однако придется и помучиться с бумажной волокитой.

КФХ подойдет для фермеров, которые уже имеют некоторый опыт в торговле, а также аграрной сфере. Необходимо помнить о том, что цель данного объединения заключается в производстве товаров на продажу, а не только лишь для личного пользования. Поэтому не лишним станет составление специального бизнес-плана, а также предварительное продумывание определенного порядка реализации готовых продуктов.

Рассмотрев все особенности крестьянского фермерского хозяйства, вы теперь сможете самостоятельно принять решение о его регистрации.

    • На что можно рассчитывать
  • Выгодно ли этим заниматься
        • Похожие бизнес-идеи:

Пошаговый план открытия крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ)

Крестьянское фермерское хозяйство (КФХ) - это объединение граждан по родственным связям, которые имеют в собственности имущество и осуществляют совместную деятельность по производству, переработке, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции. Фермерское хозяйство регистрируется без образования юридического лица . Поэтому глава хозяйства, как и индивидуальный предприниматель являются физическими лицами. Организовать крестьянское фермерское хозяйство имеют право дееспособные граждане РФ и иностранные лица без гражданства состоящие в родстве.

Особенности крестьянского фермерского хозяйства

  • Фермерское хозяйство возглавляет глава хозяйства;
  • Все члены хозяйства должны обладать родственной связью и быть не младше 16-ти лет. Возможно включение в состав фермы сторонних работников в количестве не более 5 человек;
  • Имущество хозяйства является общей собственностью ее участников. При выходе их состава КФХ его участнику выплачивается компенсация.
  • Фермерское хозяйство производит и перерабатывает сельскохозяйственную продукцию;
  • Все члены хозяйства лично заняты в хозяйственной деятельности.

Законодательство, регулирующее деятельность КФХ

Деятельность крестьянско фермерских хозяйств регламентируется федеральным законом РФ от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянских (фермерских) хозяйствах. В соответствии с законодательством, граждане, которые изъявили желание создать фермерское хозяйство, должны заключить между собой соглашение. Если фермерское хозяйство создается одним гражданином, то соглашение не требуется. В соглашение о создании крестьянско фермерского хозяйства должны входить следующие сведения: 1) О членах создаваемого фермерского хозяйства; 2) О назначении главы фермерского хозяйства; 3) О правах и обязанностях всех членов фермерского хозяйства; 4) О порядке образования имущества фермерского хозяйства, а также о владении, пользовании и распоряжении данным имуществом; 5) О порядке принятия в члены фермерского хозяйства и о порядке выхода из него. 6) О порядке распределения продукции, полученной от деятельности фермерского хозяйства. Для государственной регистрации крестьянско фермерского хозяйства необходимо обратиться в налоговую службу по месту регистрации физического лица.

Нужно ли разрешение для открытия фермерского хозяйства

Проще и дешевле всего - арендовать земельный участок. В некоторых случаях, например, для пасеки , землю можно только арендовать. Однако в большинстве ситуаций в дальнейшем можно выкупить используемый участок по цене не дороже 15 % кадастровой стоимости, обладая преимущественным правом покупки. При наличии участка в собственности стоит помнить, что его нужно использовать. Если поле пустует дольше 3 лет, его могут отобрать. Также к землям сельхозназначения нужно относиться бережно - экологические нарушения тоже могут стать причиной изъятия участка. На сегодняшний день Министерство сельского хозяйство РФ реализует различные программы поддержки начинающих фермеров , в том числе субсидирует затраты на приобретения с.х. оборудования и техники. Поэтому, если вы планируете развивать свое фермерское хозяйство и участвовать в программах поддержки, то стоит обратиться в местное управление сельского хозяйства за более подробной консультацией об условиях участия в программах поддержки фермерских хозяйств.

Государственная поддержка КФХ

На что можно рассчитывать

  • По линии сельхозпроизводства КФХ могут получить финансирование от государства, например, субсидии на покупку ГСМ, особый налоговый режим с 5-летними каникулами, госзаказ, регулирование цен и тарифов, антимонопольные мероприятия, информационно-консультационную поддержку, участие представителей от фермеров в формировании политики.
  • По линии малого бизнеса и непосредственно КФХ возможны субсидии, как правило, от регионов, в частности, оплата лизинга на спецтехнику или дотации на реализацию приоритетных для области проектов (строительство теплиц , выращивание определённых пород и т.п.).
  • По линии поддержки села есть программы по строительству жилья, привлечению молодых специалистов (учителей, врачей, ветеринаров - важная инфраструктура для жизни фермерской семьи), развитию детских садов, школ, спортивных комплексов и т.п.

Какие документы необходимы для регистрации в местной налоговой службе

  • Заявление о регистрации по форме № р21002;
  • Квитанция об уплате государственной пошлины (800 руб.);
  • Документ, подтверждающий место проживания физического лица подающего заявку на регистрацию;
  • Соглашение о создании КФХ и копии документов, подтверждающих родство членов крестьянского хозяйства — если количество заявителей 2 и более человек. Решение о создании хозяйства — если один заявитель (образец);
  • Оригинал и копия паспорта главы фермерского хозяйства.

Регистрация фермерского хозяйства занимает 5 рабочих дней со дня подачи документов в регистрирующий (налоговый) орган. После окончания регистрации фермер получает на руки следующие документы:

Какую систему налогообложения выбрать

Одновременно с подачей документов на регистрацию следует написать заявление о переходе на единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН ). Данный режим налогообложения избавит вас от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и НДС. ЕСХН - один из самых «гуманных» налоговых режимов, по которому фермер платит налог всего 6% от прибыли. Уплата налога происходит каждое полугодие, а отчетность по ЕСХН сдается 1 раз в год.

Выгодно ли этим заниматься

Сельскохозяйственные виды деятельности

Организуя КФХ, следует понимать, что работать в сельском хозяйстве придётся лично. Глава фермерского хозяйства не директор, он так же, как все, пашет, убирает навоз и проч. Возможно, для горожанина далеко не самый лёгкий способ заработать на жизнь, но для крестьянина, привыкшего к такой работе, ферма может стать достойной альтернативой другим вариантам трудоустройства. Выбирая направление, стоит учесть, что животноводство меньше зависит от сезона, зато дольше окупается, чем растениеводство. Для начала выгоднее выращивать овощи. Сколько можно заработать на КФХ Затраты и доходы от ведения фермерского хозяйства напрямую зависят от сферы деятельности. В зависимости от того, что выберет фермер птицеводство, животноводство или выращивание растений и происходит окупаемость деятельности При приемлемых условиях (отсутствие падежа скота, засухи, сильных дождей) первая прибыль появляется после 9-ти месяцев.

  1. Курятник на 1000 голов дает прибыль до 80-120 тыс. руб. за полный цикл между помещением птицы, ноской, выемом на продажу. Т.е. полгода - 80 тыс. руб.
  2. Зеленый лук , выращиваемый на 100 кв. м. принесет более 150 тыс. руб. за сезон.
  3. Разведение карликовых коров на продажу принесет более 50 тыс. руб. за голову.
  4. Выращивание бычков на мясо принесет более 35 тыс. руб. за голову. Прибыль можно увеличить, если организовать поставку мяса в рестораны, кафе, столовые.

Сколько нужно для открытия бизнеса

Затраты на открытия КФХ зависят от вида деятельности. Для выращивания свиней понадобиться:

  1. Свиноматки - от 10000 руб. за голову.
  2. Корма - 1,4 тонны овощная смесь и 500 кг комбикорм. 20000 руб.
  3. Ветеринарные медикаменты - от 1500 руб.
  4. Иные расходы - от 5000 руб.

Всего необходимо от 36500 руб. для выращивания одной свиноматки. Рентабельной деятельность становиться при выращивании более 10 голов. В год можно получить от 500000 чистой прибыли.

Как выбрать оборудование для КФХ

Для выращивания животных потребуется специальное оборудование: поилки, молокопроводы, очиститель от навоза и иное. При покупке специального оборудования стоит отдавать предпочтение компаниям, которые занимаются их продажей. При оптовой покупке фирмы предоставляют индивидуальные скидки на оборудование для КФХ.

Какой ОКВЭД выбрать для регистрации бизнеса

ОКВЭД для выращивания растений:

  • 1 - выращивание однолетников;
  • 2 - выращивание многолетников;
  • 3 - выращивание рассады.

ОКВЭД для бизнеса, связанного с выращиванием животных:

  • 41.1 — 01.41.29 - выращивание животных для продажи молочной продукции;
  • 42.1 — 01.42.12 - выращивание животных для продажи мясных продуктов;
  • 43.1 — 01.43.3 - выращивание парнокопытных;
  • 44 — 01.46.2 - выращивание коз и овец;
  • 47.1 — 01.47.3 - выращивание птицы и продажа мясной продукции;
  • 49.11 — 01.49.13 - выращивание пчел и реализация их продукции;
  • 49.21 — 01.49.22 - выращивание пушных животных;

Нужно ли разрешение для открытия КФХ

Открытие КФХ регламентируется законодателем. Стать фермером может каждый гражданин России. Его оформление аналогично оформлению ИП: соглашение о создании фермерства, заявление, копию паспорта и квитанцию об уплате государственной пошлины предоставляют в ИФНС. Специальных разрешений для открытия КФХ не требуется. Если вы хотите заработать на свое жилье и получить ипотеку на выгодных условиях, читайте бесплатную книгу «Как получить выгодную ипотеку «. Несколько шагов, которые вам необходимо будет сделать, помогут выгодно приобрести квартиру. Еще бизнес-идеи для фермеров:

  • Выращивание пекинской капусты
  • Выращивание рыжика
  • Выращивание картофеля по голландской технологии
  • Выращивание осетровых