Если налоговая арестовала счет. Налоговая инспекция арестовывает имущество

400 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    Горюнов Евгений

    Юрист, г. Ивантеевка

    • 6149 ответов

      3116 отзывов

    • эксперт

    Здравствуйте Анна. Поясните пожалуйста, у Вас ООО или ИП? Имеется ли задолженность по налогам?

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 30%

    Адвокат, г. Москва

    • эксперт

    Добрый день.

    Как правило, счет арестовывают при наличии задолженности по налогам и, как правило, это делают законно. Вся процедура проведения налоговых проверок регламентирована Налоговым Кодексом РФ. Есть множество писем ФНС РФ, Минфина РФ, регламентирующих те или иные ситуации, возникающие на практике. Поэтому, для начала изучите НК РФ. Факт того, что вы не получали уведомление, еще ни о чем не говорит, т.к. по закону сроки в налоговых правоотношениях считаются с момента направления вам уведомления. И риски неполучения его, равно как и недоработки почтовой службы возложены на налогоплательщика.

    Идите в налоговую и уточняйте причину наложения ареста на счет. Иного варианта тут нет. Либо отправляйте туда представителя с доверенностью.

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    Юрист, г. Москва

    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте, Анна!
    Для начала рекомендую связаться с банком и уточнить, точно ли заблокирован счет и на основании какого документа из налоговой.
    Если все подтвердится, то отправляйтесь в налоговую. Если у вас нет никакой недоимки, то скорее всего не сдана какая-нибудь декларация или они ее по какой-то причине не получили. После устранения этого нарушения, счет сразу разблокируют.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    получен
    гонорар 40%

    Юрист, г. Москва

    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте.

    Статья 31. Права налоговых органов
    1. Налоговые органы вправе:
    5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

    Согласно п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

    Обеспечительными мерами могут быть приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном ст. 76 НК РФ (пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

    Приостановление операций по счетам в банке допускается в отношении разницы между общей суммой недоимки, пеней и штрафов, указанной в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог) в соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ.

    В силу вышеуказанной нормы решение о принятии обеспечительных мер может быть принято в любое время после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения до дня исполнения указанного решения либо до дня его отмены вышестоящим налоговым органом или судом.
    По мнению арбитражных судов, налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по всем открытым счетам организации-налогоплательщика в банке.
    Поскольку применение обеспечительной меры в порядке данной нормы не предполагает фактическое взыскание со счетов налогоплательщика денежных сумм, вынесение налоговым органом одновременно нескольких решений в отношении всех открытых у налогоплательщика счетов на указанную сумму разницы не противоречит требованиям, закрепленным в п. 10 ст. 101 НК РФ. При условии, что налоговым органом доказаны обстоятельства, которые могут затруднить и сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения по результатам налоговой проверки, решения налогового органа, направленные в банки, соответствуют предъявляемым к ним требованиям и содержат сумму, в отношении которой приняты обеспечительные меры. Данный вывод содержится, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.03.2010 по делу N А05-9468/2009.

    Конечно, чтобы говорить по Вашему вопросу, то необходимо знать все обстоятельства..

    Сначала сходите в налоговую, получите решение, а потом уточните вопрос, так будет проще и Вам и нам.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    Константинов Олег

    Юрист, г. Москва

    • 1851 ответ

      Нормативную базу я вам скинул. На основании вышеизложенного, идите и выясняйте обстоятельства, по каким причинам вам заблокировали счет. Если уведомлений вы не получали, то можете обжаловать данные действия в вышестоящий орган.

      С уважением, Олег

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

    • Юрист, г. Кумертау

      • 29.10.2008
        ЭЖ «Юрист»

        Налоговый, а также таможенный органы вправе арестовать имущество организации для того, чтобы обеспечить исполнение решения о взыскании недоимки, пеней и штрафов (ст. 77 НК РФ).

        Аналогичное право есть у налоговиков и в отношении имущества налоговых агентов, плательщиков сборов. Необходимым условием для наложения ареста является санкция прокурора, который надзирает за налоговым органом (п. 6 методических рекомендаций, утв. приказом МНС России от 31.07.2002 № БГ-3- 29/404). Если арест не был одобрен прокурором, он незаконен (Пост. ФАС УО от 22.07.2004 № Ф09-2878/04АК). Незаконным признают и тот арест, который санкционирован прокурором, не уполномоченным на надзор за соответствующей инспекцией (Пост. ФАС ПО от 06.04.2004 № А55-7575/03-5).

        Арест - это ограничение права собственности компании на определенные активы. Арест может быть полным и частичным. При первом варианте ареста распоряжение имуществом исключается, при втором - оно (как и владение, пользование активом) возможно с разрешения и под контролем инспекции.

        Нарушение запрета на распоряжение арестованным имуществом влечет за собой вполне определенные последствия - сделка с активом будет ничтожной (Определение ВАС РФ от 18.06.2007 № 7260/07; Пост. ФАС ВСО от 27.02.2007 № А33-10264/2006-Ф02-609/2007-С2), а налогоплательщик уплатит штраф в размере 10 000 рублей (ст. 125 НК РФ).

        В связи с этим арест может быть весьма полезной мерой противодействия недобросовестным фирмам. Но проблема в том, что он нередко применяется к компаниям без законных на то оснований. Например, несколько лет назад МНС России проверило своих подчиненных в одном из регионов и подвело неутешительный итог: каждый шестой арест накладывался необоснованно (письмо МНС России от 11.02.2004 № БГ-6-12/119@).

        Арест в законе

        Имущество фирмы может попасть под арест, если она в установленные сроки не уплатила налог, пени и штрафы (О том, как избежать штрафа по уточненной декларации читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 8 , 2008), а у налоговых органов при этом есть достаточные основания полагать, что компания предпримет меры, чтобы скрыть свое имущество.

        Закон не уточняет, какие обстоятельства позволяют подозревать компанию в попытке уклониться от расчета с бюджетом. Между тем согласно пункту 3 рекомендаций (методические рекомендации, утв. приказом МНС России от 31.07.2002 № БГ-3-29/404) достаточные основания для подозрений должны возникнуть, например, в следующих ситуациях:

        На балансе фирмы числится движимое имущество (в т. ч. ценные бумаги), денег от реализации которого достаточно для погашения суммы неуплаченного налога более чем на 25 процентов;

        На балансе имеется дебиторская задолженность, возможная к взысканию, однако компания не принимает мер к взысканию в установленном законом порядке в течение более одного квартала;

        Если размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени) превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества компании;

        Налоговая инспекция получила от органов прокуратуры, внутренних дел и из иных официальных источников информацию, которая свидетельствует о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц компании скрыться;

        Если анализ деятельности фирмы, проведенный налоговиками, позволяет сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога (систематическом уклонении компании от явки в налоговый орган, срочной распродаже имущества или переоформлении имущества на подставных лиц, участии посреднических фирм в расчетах налогоплательщика за его продукцию, аккумулировании средств организации на счетах других юридических лиц).

        В рекомендациях подчеркивается, что постановление об аресте имущества может быть вынесено при наличии хотя бы одного подозрительного обстоятельства. При этом арест может быть признан незаконным, если у инспекции нет доказательств, подтверждающих намерение фирмы скрыть свое имущество, а у ее руководства - скрыться. Аналогично, если основания для ареста не указаны в постановлении о его наложении (Пост. ФАС УО от 16.06.2008 № Ф09-4181/08-С3, от 27.12.2006 № Ф09-10787/06-С7).

        Не всегда соглашаются арбитры и с авторами рекомендаций. Так, в одном из дел суд (Пост. ФАС ЗСО от 07.11.2007 № Ф04-7748/2007(39920-А27-34)) указал, что факт наличия у налогоплательщика движимого имущества (в т. ч. ценных бумаг), денег от реализации которого достаточно для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога, само по себе не свидетельствует о намерении общества скрыть свое имущество и не платить налоги. Поэтому ИФНС не должна была ограничивать права компании в отношении ее имущества.

        Рассмотрим одно из судебных решений. В нем судьи согласились с инспекторами, что постоянный рост дебиторской задолженности наряду с непринятием мер по ее взысканию свидетельствует о возможном сокрытии компанией имущества от взыскания. Это подтверждает также открытие самарской компанией счетов во Владивостоке - при том, что налоговый орган был уведомлен об открытии счета (Об учете расходов на открытие счетов читайте в «Актуальной бухгалтерии» № 10 , 2008) уже после его закрытия (Пост. ФАС ПО от 04.12.2007 № А55-8742/07).

        Разумеется, одно только «сомнительное поведение» организации еще не повод арестовывать ее имущество. Арест - мера обеспечительная, и она должна гарантировать уплату конкретных недоимок. Причем недоимок, не погашенных добровольно и взыскиваемых за счет иного имущества компании, а не денежных средств на ее счетах (п. 3 ст. 77 НК РФ).

        В связи с этим, прежде чем имущество попадет под арест, должно быть принято решение о взыскании недоимки за счет иного имущества фирмы в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса. Если такое решение на момент наложения ареста не принято, то арест незаконен (Пост. ФАС ЗСО от 22.04.2008 № Ф04-2548/2008(3979-А67-23)). Решение о взыскании налога за счет иного имущества должно приниматься только при невозможности взыскания недоимки за счет средств на счетах (п. 7 ст. 46 НК РФ).

        Итак, основные предпосылки для признания ареста законным - его обоснованность и применение в рамках взыскания недоимки по статье 47 Налогового кодекса. Однако существует и ряд иных правил, которые инспекторы также должны соблюдать.

        Знайте меру

        Аресту подлежит имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов (п. 5 ст. 77 НК РФ).

        Нарушение этого правила послужит основанием для признания ареста незаконным. В одном из дел инспекция арестовала дебиторскую заложенность компании на сумму 3 194 876 рублей. Налоговая недоимка была на 4000 рублей меньше. Однако суд счел, что и этой суммы достаточно для признания незаконности ареста (Пост. ФАС УО от 16.06.2008 № Ф09-4181/08-С3).

        Приходите с понятыми, составляйте протокол

        Перед арестом имущества фирмы должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить постановление о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. Постановление о наложении ареста выносит руководитель инспекции или его заместитель. Все это должно происходить в светлое время суток, а ночью - лишь в случаях, не требующих отлагательства (п. 8 ст. 77 НК РФ).

        Арест имущества производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать компании или ее представителю в присутствии при аресте имущества. Непривлечение понятых может повлечь за собой признание ареста незаконным (Пост. ФАС УО от 22.07.2004 № Ф09-2878/04АК).

        При проведении ареста составляется протокол. В нем либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и налогоплательщику (его представителю).

        Случается, что в опись попадает имущество, принадлежащее не налогоплательщику, а иным лицам. В такой ситуации собственник арестованного имущества может потребовать признания ареста незаконным (Пост. ФАС ВСО от 02.07.2004 № А33-4331/02-С3-Ф02-2356/04-С1) либо освобождения его активов из-под ареста (Пост. ФАС УО от 05.12.2005 № Ф09-5489/05-С7).

        Руководитель налоговой инспекции или его заместитель, который вынес постановление о наложении ареста, определяет место, где должно находиться арестованное имущество. Для обеспечения сохранности таких объектов их могут передать на ответственное хранение третьему лицу. В одном из споров арбитры признали правомерной передачу активов налогоплательщика на хранение в поселковую администрацию (Пост. ФАС УО от 09.09.2002 № Ф09-1872/02АК).

        Конвой свободен

        Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового органа в случае прекращения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов. Основной способ прекратить эту обязанность - уплатить недоимку. В данном случае компания вправе рассчитывать, что арест снимут не позднее дня, следующего за днем предоставления в инспекцию документов, подтверждающих уплату налога (п. 12 методических рекомендаций, утв. приказом МНС России от 31.07.2002 № БГ-3-29/404). При за держке в снятии ареста бездействие инспекторов можно будет признать незаконным.

        Если компания не погасила недоимку, то отменить законно наложенный арест ей вряд ли удастся (Пост. ФАС ЦО от 02.04.2008 № А68-8696/06-26/8). Отметим, что досрочно решение об аресте может быть отменено вышестоящим налоговым органом или судом. Об основаниях для такой отмены писалось выше.

        Предусматривает наложение налоговыми органами ареста на имущество в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации. Указанный арест имущества может быть произведен только с санкции прокурора и является временным ограничением права собственности налогоплательщика-организации в целях обеспечения налоговых обязательств.

        Арест имущества налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения решения о взыскании налога производится при одновременном наличии двух условий:

        • неисполнение налогоплательщиком-организацией в установленный срок обязанности по уплате налога;
        • достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

        Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается налоговым органом после получения информации от банков о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика - организации или его электронных денежных средств или, при отсутствии информации о счетах налогоплательщика - организации в банках или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, в виде соответствующего постановления по форме согласно Приложению № 16 к .

        Постановление о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации не позднее дня, следующего за днем вынесения данного постановления, направляется в 3-х экземплярах в орган прокуратуры, осуществляющий надзор за законностью деятельности соответствующего налогового органа, вынесшего указанное постановление, для решения вопроса о санкционировании ареста.

        Налоговые органы обязаны предоставить прокурору все документы, подтверждающие обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик (должностные лица налогоплательщика) предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество.

        При наложении частичного ареста постановление должно содержать порядок распоряжения налогоплательщиком арестованным имуществом, устанавливающий обязательность обращения налогоплательщика в налоговый орган за разрешением на отчуждение, в том числе по договорам залога, аренды арестованного имущества.

        Постановление должно предусматривать предупреждение налогоплательщика об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

        Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры.

        При отказе в выдаче санкции по причине несоблюдения формы постановления, после внесения соответствующих исправлений налоговым органом, постановление подлежит повторному направлению в орган прокуратуры.

        В случае отказа в даче санкции прокурором по иным основаниям, налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору.

        Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем получения санкции прокурора, вручает постановление об аресте имущества налогоплательщику либо его представителю лично под расписку либо направляет его по почте заказным письмом.

        Арест имущества производится налоговым органом в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем получения санкции органа прокуратуры. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества по форме, согласно приложению № 17 к приказу ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ . В случае нахождения имущества, подлежащего аресту, не в одном месте, допускается составление нескольких протоколов об аресте.

        В протоколе либо в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием его наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности - их стоимости.

        В протоколе должно быть отражено о предупреждении налогоплательщика об ответственности за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом.

        При производстве ареста необходимо учитывать, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафа. Аресту подлежит имущество, балансовая стоимость которого равна указанной в постановлении сумме неуплаченного налога, сбора, пени, штрафа.

        При невозможности определения балансовой стоимости имущества его стоимость определяется должностным лицом, производящим арест, с учетом мнения специалиста (при участии такового в произведении ареста) или специализированной организации.

        При необходимости к производству ареста могут быть привлечены сотрудники органов внутренних дел в качестве лиц, обеспечивающих безопасность должностных лиц налогового органа, производящих арест.

        Арест имущества производится с участием понятых. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

        Сотрудник налогового органа, производящий арест, обязан в устной форме разъяснить права и обязанности лицам, участвующим в производстве ареста имущества в качестве понятых, специалистов, а также налогоплательщику (его представителю).

        Протокол подписывается сотрудником налогового органа, производящим арест, понятыми, специалистами (при их участии в произведении ареста), а также налогоплательщиком (его представителем). В случае отказа кого-либо из числа вышеперечисленных лиц подписать протокол сотрудник налогового органа отражает данный факт в протоколе.

        Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику (его представителю) под роспись либо направляет его по почте заказным письмом.

        Основанием для отмены решения об аресте имущества является:

        • прекращение обязанности по уплате налога, пеней и штрафов;
        • заключение договора о залоге имущества в соответствии со статьей 73 Кодекса .

        Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом налогового, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

        Решение об отмене ареста оформляется постановлением по форме согласно приложению № 18 к приказу ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@ .

        Данное постановление в течение трех рабочих дней рабочих дней направляется (вручается) в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества.

        Налоговый орган уведомляет налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти рабочих дней после дня принятия данного решения.

        В арсенале налоговиков не так уж много средств, позволяющих им обеспечить возможность взыскания неуплаченных налогоплательщиком сумм налогов. Впрочем, и те, которые есть, дорогого стоят для компаний – взять хотя бы полномочия ревизоров по приостановке операций по счетам организаций. А ведь при этом нередко контролеры еще и злоупотребляют подобными мерами.

        В порядке очереди

        Одной из мер, направленных на исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, является приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей. По сути это означает, что денежные средства могут поступать на , а потратить их фирма не имеет права (п. 1 ст. 76 НК).

        Как нетрудно догадаться, подобным образом воздействовать на коммерсантов разрешено налоговым инспекциям. Основание для этого – подпункт 5 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса.

        Таким образом, если у инспекции возникают сомнения в том, что налог, а также соответствующие суммы штрафа и пеней, не будут уплачены в бюджет, например, в случае неисполнения требования, то она имеет полное право заблокировать счет юрлица во избежание «ухода денег в неизвестном направлении». К аналогичным последствиям приведет опоздание со сдачей декларации больше чем на 10 дней (п. 2 и 3 ст. 76 НК). Ведь в таком случае у ИФНС не будет объекта информации о подлежащих уплате налоговых платежах. Кроме того, приостановление операций по счету согласно пункту 10 статьи 101 Кодекса является обеспечительной мерой для исполнения решения по результатам налоговой проверки.

        Вполне логично, что счет в банке замораживается не полностью, так как иначе попросту не сможет списать и перечислить в бюджетную систему России денежные средства в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов.

        Существуют и иные платежи, которые фирма вполне может осуществлять. Имеются в виду требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, на уплату алиментов, а также на «принудительную» выплату (по исполнительным листам или решениям трудовых комиссий) выходных пособий и зарплаты лицам, работающим по трудовым договорам, и перечисление вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности. Ведь очередность данных платежей согласно статье 855 Гражданского кодекса предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

        Отдельно стоит упомянуть о расчетах по оплате труда, которые имеют ту же очередь, что и платежи в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды. В таком случае списание средств со счета должно производиться в порядке календарной очередности поступлений платежных документов (п. 2 ст. 855 ГК). Несмотря на это, Минфин в письме от 1 февраля 2007 года № 03-02-07/1-29 настаивает на том, что банки не вправе перечислять или выдавать денежные средства на выплату заработной платы с заблокированного счета.

        Впрочем, служители Фемиды придерживаются прямо противоположного мнения. В частности, Конституционный Суд в постановлении от 23 декабря 1997 года № 21-П указал, что предусмотренные Основным законом обязанности по выплате вознаграждений за труд и уплате законно установленных налогов и сборов не должны противопоставляться друг другу. Следовательно, работодатель имеет полное право выплачивать сотрудникам зарплату с заблокированного счета (постановления ФАС Дальневосточного округа от 17 мая 2007 г. № Ф03-А24/07-2/784, ФАС Западно-Сибирского округа от 5 июля 2006 г. № Ф04-4184/2006(24274-А75-33)). Однако согласится ли банк на это? Ведь налоговики влегкую выпишут кредитному учреждению штраф по статье 134 Кодекса за неисполнение выданного предписания.

        Начиная с 2009 года «зеленый свет» получили также и начисленные за их неуплату пени и штрафы. Это прямо предусмотрено Законом от 26 ноября 2008 года № 224-ФЗ, которым были внесены изменения в статью 76 Кодекса.

        По мнению Минфина, «новое» правило применяется ко всем расчетным документам по взысканию взносов и соответствующих пеней и штрафов, в том числе поступившим в банк до 1 января 2009 года. Проще говоря, юрлицо может безболезненно погасить задолженность перед Пенсионным фондом и ФСС, даже если ее счет был заблокирован в 2008 году (письмо от 23 марта 2009 г. № 03-02-07/1-143).

        Когда очень хочется, то все равно нельзя

        Напомним, что в статье 76 Кодекса содержится исчерпывающий перечень оснований для принятия решения о приостановлении операций по расчетному счету: неисполненное налогоплательщиком требование об уплате налога; опоздание со сдачей декларации; обеспечительная мера для исполнения решения по результатам налоговой проверки.

        К сожалению, нередки ситуации, когда ИФНС замораживает счета по надуманным основаниям, например, за непредставление компанией документов по требованию налоговиков. В таком случае фирме смело можно обращаться в суд. Дело в том, что подобные действия ревизоров попросту незаконны (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 августа 2007 г. № Ф04-5130/2007(37098-А46-32)).

        Само решение о приостановлении операций по счетам оформляется по форме, утвержденной приказом ФНС от 1 декабря 2006 года № САЭ-3-19/825. Ее обязательным реквизитом является сумма налога, подлежащая взысканию. Зафиксированный в соответствующей строке решения показатель означает, что банк обязан приостановить расходные операции по счетам юрлица или ИП только в пределах данной суммы. На этом акцентирует внимание Минфин в письме от 26 февраля 2008 года № 03-02-07/1-74.

        Наличие же на счетах организации денежных средств в сумме, которая больше указанной в решении инспекции о заморозке, позволяет ей использовать имеющуюся разницу по своему усмотрению (письмо Минфина от 9 июля 2008 г. № 03-02-07/1-268).

        Несколько сложнее обстоит дело с несвоевременной сдачей декларации. Так как определить конкретную денежную сумму при этом невозможно, то налоговики попросту блокируют все денежные средства на счету.

        Однако и здесь частенько происходят перегибы. Подобное рвение контролеров «на местах» даже стало предметом рассмотрения главного финансового ведомства. Ведь заморозка счета за непредставление расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, Кодексом никак не предусмотрена. Такого мнения придерживается Минфин в письме от 12 июля 2007 года № 03-02-07/1-324.

        Арбитры же неустанно указывают налоговикам на то, что нельзя приостанавливать операции по счету за непредставление сведений по форме 2-НДФЛ и подачу деклараций по старой форме. Этот вывод содержится в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 9 августа 2007 года № Ф04-5130/2007(37098-А46-32); Дальневосточного округа от 21 января 2008 года № Ф03-А24/07-2/6176; Московского округа от 14 февраля 2007 года № КА-А40/235-08 и других.

        Процедурные тонкости

        В заключение расскажем о формальных признаках блокировки счета. Первым делом ИФНС выставляет требование об уплате налога. Если оно не будет исполнено в течение 2 месяцев после истечения установленного в нем срока уплаты, то инспекция вынесет решение о взыскании (п. 3 ст. 46 НК).

        Как нетрудно догадаться, заморозка счетов до выставления требования считается неправомерной. К такому выводу пришел ФАС Уральского округа в постановлении от 3 апреля 2008 года № Ф09-2050/08-С3.

        «Блокировочное» решение выносится не ранее дня принятия решения о взыскании. В противном случае «излишнее рвение» налоговиков будет признано незаконным (постановление ФАС Уральского округа от 31 июля 2007 г. № Ф09-12169/06-С3).

        Что касается несвоевременной подачи декларации, то инспекция заблокирует счет по истечении 10 рабочих дней после отчетной даты.

        Вердикт о приостановлении операций по счетам по форме, утвержденной приказом ФНС от 1 декабря 2006 года № САЭ-3-19/825, инспекция может передать в банк как на бумажном носителе, так и в электронном виде. К слову сказать, виртуальная схема взаимодействия заработала только с 1 апреля 2009 года, с начала действия положения Центробанка от 9 октября 2008 года № 322-П. До этого дня документооборот осуществлялся исключительно на бумажных носителях.

        Получить копию решения о приостановке операций по счетам должен и сам «опальный» налогоплательщик. На основании пункта 4 статьи 76 Кодекса бланк передается фирме или предпринимателю под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия документа.

        Если же компания уплатит необходимую сумму налога или взноса (пеней, штрафов) или подаст декларацию, то налоговики автоматически разблокируют счета. Сделать это ревизоры должны не позднее одного дня, следующего за днем получения «платежек» либо отчетности (ст. 76 НК). При этом фирме также выдается копия решения о «разморозке». Документ вручается в течение дня после его утверждения.

        В настоящее время налоговики фактически не несут никакой ответственности за несвоевременную разблокировку счета. Однако ситуация коренным образом изменится с 1 января 2010 года, когда вступит в силу «дополнительный» пункт 9.2 статьи 76 Кодекса. В случае промедления ИФНС на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, станут начисляться проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

        Процентная ставка будет рассчитываться исходя из ставки рефинансирования Центрального банка, действовавшей в дни нарушения инспекцией срока отмены «блокировочного» решения или направления в банк данного документа.