История возникновения смертной казни. Смертная казнь в истории россии

С незапамятных времен было подмечено, что смертную казнь нередко сопровождают невероятные мистические явления.
Статистика смертных приговоров, просто насыщена роковыми совпадениями как и трагическими так и счастливыми “случайностями”.
Порой кто-то из приговоренных к смерти по невероятному стечению обстоятельств оставался жив, а помилованные, наоборот, все равно погибали. По какой причине так происходит — непонятно, но факты говорят сами за себя.

Сто лет отцеубийства

Вот лишь несколько из самых известных невероятных совпадений.

1911 год — в городке Гринберри-Хилл около Лондона были осуждены и повешены убийцы-подельники. Их фамилии были Грин, Берри и Хилл.

Нечто похожее произошло в 1952 году в Луизиане (Америка). Преступники которых приговорили к смертной казни были с фамилиями Стил, Роуд и Плейс ими было совершено убийство на улице Стилроуд-плейс.

1846 год, 13 февраля – во Франции в Тарбе за отцеубийство был казнен человек, которого звали Жан-Мари Дюбарри. Позднее местными чиновниками было обнаружено, что его прямой предок с тем же именем, Жан-Мари Дюбарри был казнен за точно такое же преступление — и также 13 февраля! Только за 100 лет до того — в 1746-м году.

Интересна любовная история американки Эвелин Миттелмен. Ее возлюбленными всегда были гангстеры. При этом каждого бывшего любовника убивал последующий. Так произошло четыре раза. Пятого любовника, Гарри Строуса, за многочисленные преступления приговорили к смертной казни. В день исполнения приговора ему было разрешено свидание с Эвелин. После него Строус вернулся в камеру и там неожиданно упал со стула, ударился головой о бетонный пол и умер.

Роковое число

Со смертной казнью неразрывно связано несчастливое число 13 — возможно, потому, что, согласно библейскому сюжету, Каин убил своего брата Авеля в 13-й день лунного месяца.

Выше уже упоминалось, что казнь двух французов по имени Жан-Мари Дюбарри произошла 13 февраля в 1746 и 1846 годах.

Невероятной была роль числа 13 в казни американского серийного убийцы Кроуфорда Голдсби, которая состоялась в Арканзасе в 1893 году. Он был осужден за убийство 13 человек. Убийца был арестован 13 февраля.

На суде дело слушали 13 часов, показания давали 13 свидетелей. Приговор привели в исполнение через 13 дней после оглашения. Лестница к виселице насчитывала 13 ступеней, а смерть убийцы наступила в 13 часов 13 минут.

1826-год, 13 июля — состоялось казнь пятерых декабристов. Несчастливое число явно сыграло свою роль при проведении казни. У троих из них веревка оборвалась, но казнь все равно довели до конца.

2005 год, 13 декабря — в американском штате Калифорния казнили Стэнли Уильямса — убийцу и грабителя, который ожидал исполнения смертного приговора почти 25 лет.

Стэнли Уильямс в тюрьме раскаялся в своих преступлениях, стал писать детские книги и вошел в историю как единственный номинант на Нобелевскую премию, которого приговорили к смертной казни.

От судьбы не уйдешь

Бывает, что кара настигает приговоренного к смерти в тот момент, когда, казалось бы, самое ужасное уже позади. Будто сама судьба делает все, чтобы преступника настигло .

1996 год — Лоуренса Бейкера во Флориде за двойное убийство был приговорен к казни на электрическом стуле. Приговор должны были привести в исполнение накануне Рождества — но в честь праздника губернатор штата помиловал преступника.

Начальство тюрьмы разрешило ему посмотреть телевизор, пользуясь наушниками, чтобы не мешать другим заключенным. 1 января на подстанции внезапно резко подскочило напряжение. Бейкера убил разряд тока, который прошел через наушники.

Начало 2 000-х годов — в штате Техас приговорили к смерти убийцу Рони Блеквила. Жена губернатора штата упросила мужа проявить милосердие. День казни выпал на день ее рождения — и в шесть утра она объявила супругу, что лучшим подарком будет подпись на документе о помиловании. Губернатор согласился и подписал нужные документы.

Но позвонить или отправить электронное сообщение в тюрьму, где содержали Блеквила, не удалось: прошедший ночью ураган оборвал электрические и телефонные провода, мобильная связь также не работала. Один из помощников губернатора вызвался поехать к месту казни, но из-за тумана в начале пути разбил автомобиль. Пришлось отправить другого служащего — но того в дороге прихватило расстройство желудка, из-за чего он потерял время. Кроме того, перед самой тюрьмой в его машине закончился бензин.

Помощник губернатора примчался туда бегом. До казни, назначенной на восемь часов, оставалось три минуты. Но выяснилось, что письмо осталось у того чиновника, разбившего машину. Начальник тюрьмы не решился взять на себя ответственность без официального документа, и приговор был приведен в исполнение.

Пережившие смерть

Точно так же силы природы вмешивались в проведение казни — но уже для того, чтобы она не состоялась.

1724 год — в английском Эдинбурге за убийство своего ребенка была повешена Мэгги Диксон. Семья смогла уговорить палача и забрать бездыханное тело. Его положили в гроб и понесли хоронить на местное кладбище. Неожиданно из гроба раздался громкий стук. Родственники, преодолевая страх, сняли крышку — женщина была живой. Поскольку казнь была проведена по всем правилам, ее не повторяли. Мэгги прожила еще , а в Эдинбурге по сей день существует таверна, названная в ее честь.

1872 год – в Австралии убийца по прозвищу Мужик Фрэнсис избежал наказания благодаря череде удивительных случайностей. Вначале казнь была отложена на несколько часов, чтобы на ней смог присутствовать занятый делами шериф.

За это время прошел дождь, и веревка намокла. Ее высушили над огнем – как результат она перестала скользить. Когда палач выбил из-под Фрэнсиса опору, он повис в петле — но та не сжималась. Спустя три минуты преступник подтянулся на руках, вынул голову из петли и спрыгнул вниз. В результате казнь заменили на пожизненное лишение свободы.

2009 год — американца Ромеля Брума суд города Лукасвиль (штата Огайо) приговорил к смертной казни за похищение и убийство. Врачи на протяжении двух часов старались найти у Брума подходящую для инъекции вену — и наконец объявили, что не смогут гарантировать гуманное действие препарата. Смертный приговор вначале отсрочили, а позднее, под давлением общественности, заменили пожизненным заключением.

Он хотел родиться деревом

Со смертной казнью связаны и другие числовые совпадения — например, дата 15 марта. Почему-то именно на этот день выпадало большое количество казней.

1536 год, 15 марта — состоялась тайная казнь Ибрагима-паши по приказу султана Сулеймана Великолепного (он был задушен после ужина с султаном).

1718 год, 15 марта — в Москве на Красной площади проходили массовые казни, которые продолжались больше трех часов, Петр I велел, чтобы на них присутствовал его сын Алексей.

1938 год, 15 марта – был приведен в исполнение приговор по делу Рыкова и Бухарина, обвиненных в шпионаже и названных врагами народа.

В этот же день, 15 марта 1938-го, был расстрелян Генрих Ягода, бывший глава НКВД — тоже по обвинению в сотрудничестве с иностранными разведками.

1988 год, 15 марта — в американском штате Флорида в результате судебной ошибки был казнен Вилли Дарден, которого, несмотря на его алиби, осудили за смерть трех человек. Настоящий убийца был арестован через две недели.

1990 год, 15 марта — в Ираке за шпионаж повесили английского журналиста иранского происхождения, репортера журнала «Обсервер» Фарзада Базофта.

И еще такое трагическое событие, пришедшееся на эту дату: 1963 год, 15 марта — за похищение и убийство американцу Виктору Фегуэру была введена смертельная инъекция. Его последним ужином была единственная оливка — он проглотил ее с косточкой, чтобы в следующей жизни родиться деревом.

Бегун без головы

В истории смертных казней есть случаи, когда уже после приведения приговора тела приговоренных совершали какие-либо движения или говорили.

В архиве жандармского управления Томской губернии сохранились документы о событии, которое произошло в конце XIX столетия, когда суд присяжных приговорил к повешению убийцу жены и троих малолетних детей.

После того как повешенного вынули из петли, врач наклонился над телом, чтобы констатировать смерть. Но «труп» внезапно ухватил доктора за горло — и лишь после этого окончательно лишился жизни. Полицейские не смогли разжать застывших рук, в результате чего доктор скончался от удушья.

Похожий случай был документально зафиксирован в средневековой Германии. Дворянина Дица фон Шаунбурга и четверых его соратников, которые восстали против баварского короля, приговорили к отсечению головы. Казнь проходила в присутствии короля. Фон Шаунбург обратился к нему с последней просьбой: если он, уже без головы, сможет пробежать мимо других приговоренных, то их помилуют. Монарх согласился.

Расстояние между осужденными составляло восемь шагов. Обезглавленное тело Дица фон Шаунбурга сделало 32 шага — и лишь после этого рухнуло на землю. Потрясенный король выполнил свое обещание.

Чем обусловлены такие невероятные совпадения? Прямо на этот вопрос, вероятно, никто не сможет дать ответ. Возможно, в проведение казней вмешиваются некие Высшие Силы? А нам пока лишь остается фиксировать факты и убеждаться в их невероятной природе.

4 апреля 1754 года указом императрицы Елизаветы Петровны в России отменена смертная казнь. До этого вид узаконенного убийства применялся очень широко. На виселицу, плаху или колесо можно было попасть за малейшую провинность.

Смертная казнь известна человечеству с незапамятных времен. В России в различные периоды истории отношение к высшей мере наказания было разным. Известно, что уже в XI веке казнили разбойников, о чем упоминается в «Краткой русской правде». Но кого попало не умертвляли. По указу Владимира Мономаха в 1119 году смерть полагалась лишь за кражу, совершенную в третий раз.

В Псковской судной грамоте 1467 года было предусмотрено пять случаев, за которые полагалась смерть. Это воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, совершенная в третий раз кража, убийство.

Дальше больше. С годами количество преступлений, за которые полагалось умерщвление, увеличилось. В 1497 году царь Иван III указал следующие нарушения закона: разбой, повторная кража, клевета, убийство своего господина, измена, святотатство, кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления.

К 1550 году законы еще больше ужесточаются. На виселицу можно было попасть уже за одну-единственную кражу. Главное, чтобы вор был пойман с поличным или в процессе пытки признался в содеянном. В XVI веке публичные казни приобрели массовый характер. Причем умерщвляли разбойников, душегубов и воров очень разными способами. Казни подразделялись на две категории: обыкновенную и квалифицированную. К первой относились отсечение головы, повешение и утопление. Да, да, в те времена если рядом отсутствовала виселица или палач, могли запросто привязать к ногам камень и сбросить в воду. Благо водоемов на Руси в избытке.

Под квалифицированной казнью подразумевалось умерщвление с особой жестокостью. Это сожжение на костре, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи. Четвертование – это когда осужденного за преступление привязывали за руки и за ноги к четырем лошадям, которые двигались в разные стороны и отрывали несчастному конечности. Так казнили во Франции и других европейских странах.

На Руси делали по-другому: осужденному отрубали топором ноги, руки, а затем голову. Так были умерщвлены многие известные личности, например, Степан Разин и фаворит императора Петра II Иван Долгоруков. Емельяна Пугачева тоже должны были казнить таким способом, но почему-то сначала отрубили голову, а затем руки и ноги. Пятеро декабристов также были приговорены к четвертованию. Однако в последний момент их казнь заменили повешением.

Колесование считалось самой мучительной и позорной казнью. Приговоренному к такой участи железным ломом ломали все крупные кости, затем привязывали к большому колесу и устанавливали его на шест. Человеку также переламывали хребет и привязывали так, чтобы его пятки сходились с затылком. Приговоренный умирал от шока и обезвоживания.

Надо отметить, что в средние века в России смертные казни чаще всего были публичными, проходили на городских площадях при огромном стечении народа. При Иване Грозном наступил самый расцвет жестоких убийств. В моду вошла казнь «кипячение в масле, воде или вине». Такую кару легко можно было получить за государственную измену. В России ХVI-ХVII столетий высшая мера наказания угрожала за такие преступления, как ловля селедки, торговля целебным корнем ревеня, покупка беспошлинно мехов, неверное показание веса соли при взимании пошлин.

Но легче всего потерять жизнь было при царе-реформаторе Петре I. В годы его правления смертная казнь применялась за 123 вида преступлений! Не будет преувеличением утверждение, что смерти предавались почти все нарушители закона. Применялось три вида узаконенного умерщвления: расстрел, повешение, и отсечение головы. С первыми двумя понятно, а вот третье применялось в основном к военнослужащим. Особенность этой казни в том, что голову несчастному отрубали не топором, как раньше, а мечом.

Во времена правления Анны Иоанновны казнили всеми вышеперечисленными способами. Применялась казнь к преступникам, начиная с 12-летнего возраста.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны была предпринята первая серьезная попытка устранить смертную казнь. В 1754 году она отменила этот вид наказания. Высшая мера была заменена ссылкой в Сибирь, лишением гражданских и политических прав.

При Екатерине II отношение к смертной казни было неоднозначным. Императрица негативно относилась к такому наказанию, утверждала, что смертная казнь не полезна и не нужна. Во время ее правления известно всего три случая применения высшей меры, одно из самых известных – умерщвление Емельяна Пугачева в 1775 году. Вождь крестьянской войны, самозванец, был обезглавлен в Москве на Болотной площади с несколькими своими сподвижниками.

При Александре I смертная казнь была восстановлена, в период его царствования было уничтожено 84 человека.

Николай I начал свое правление с казни пяти декабристов.

На протяжении 26 лет правления Александра II не было приведено в исполнение ни одного смертного приговора – они заменялись ссылкой, каторгой, пожизненным заключением. В 1883 и 1885 годах казнено было по одному человеку. В 1889 году – 3, в 1890 году – 2 человека.

В начале XX века общество ожесточилось, грянуло несколько революций. Уже в 1905-1906 годах было расстреляно более 4 тысяч преступников. К счастью для них, мучительные и извращенные казни, такие как утопление, четвертование не применялись, смерть наступала от пуль.

В 1917 году, когда большевики пришли к власти, они заявили о своем неприятии смертной казни. Однако начался «красный террор», когда десятки тысяч человек ставили к стенке за иные политические взгляды без суда и следствия. Расстреливали белогвардейцев, заговорщиков, мятежников.

В регионы страны направлялись карательные отряды, которые без особых разбирательств расстреливали недовольных новой властью. Революционное правосудие вершили так называемые «чрезвычайки» - революционные трибуналы. Белогвардейцы также не жалели рабочих и крестьян, вставших на сторону большевиков.

В 1920 году смертная казнь на территории Российской Федерации запрещается, но продолжает активно использоваться. Через 2 года в силу вступил Уголовный кодекс РСФСР, куда была введена печально известная 58-я статья. Она предусматривала ответственность за контрреволюционные преступления. По ней были осуждены и уничтожены сотни тысяч ни в чем не повинных людей. Расстрелу подлежали все, кто был заподозрен в контрреволюционной деятельности, шпионаже и диверсиях, разбойных нападениях, за экономические преступления.

В страшные 1937-1938 годы было вынесено почти 682 тысячи смертных приговоров. Казнили и во время Великой Отечественной войны, причем кроме расстрела активно применялось и повешение. Так были убиты в 1946 году пленные немцы в Ленинграде, генерал-предатель Власов и его сподвижники.

Через 2 года после окончания войны Сталин отменил смертную казнь, но в начале 50-х сам же ее и восстановил. С 1962 по 1990 год было расстреляно 24 тысячи человек. Почти все приговоренные – мужчины. Известно лишь три случая казни женщин. К высшей мере наказания были приговорены мародерша времен ВОВ Антонина Макарова, спекулянтка и расхитительница госимущества Берта Бородкина и отравительница Тамара Иванютина.

В новой России применение смертной казни было резко сокращено: с 1991 по 1996 год исполнены 163 приговора. В мае 1996 года президент Борис Ельцин издал указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». 2 сентября 1996 года был расстрелян последний смертник в РФ. По некоторым данным, это был серийный убийца, педофил, садист и каннибал Сергей Головкин.

2 сентября 1996 года был расстрелян последний смертник в РФ. По некоторым данным, это был серийный убийца, педофил, садист и каннибал Сергей Головкин.

Сегодня, по данным фонда «Общественное мнение», 62% россиян желают вернуть смертную казнь за тяжкие преступления.

С тех пор как человечество вышло из первобытного состояния и создало первоначальные формы государственности, смертная казнь, как вид уголовного наказания, - непременный спутник человеческой цивилизации.

Истоком смертной казни стал обычай кровной мести. Работы исследователей убедительно доказывают, что обычай кровной мести был распространен на всем земном шаре в эпоху господства родовых отношений или, согласно подсчетам историков, около 30 тысячелетий до образования первых государств.

Равенство членов рода, вызванное низким уровнем производительных сил и, следовательно, необходимостью в современном труде, приводило к тому, что обычай становился единственным регулятором общественных отношений. Соблюдение правового обычая гарантировало необходимый порядок и безопасность общины в борьбе с внешними врагами и стихийными силами природы. Поэтому обычаи рассматривались как заветы богов и умерших предков. Отсюда соблюдение обычая - высокий нравственный и религиозный долг. Рассматривая исторический аспект этого вопроса, нужно заменить, что начало применения смертной казни невозможно уследить, ибо в своем зачатке она имела образ "народной расправы". Если же говорить о ее законодательном оформлении, то в памятниках нашего законодательства, в летописях мы встречаем прямые указания относительно применения смертной казни. Эволюция смертной казне в древнерусском государстве во многом связано с ведением христианства на Руси Великим князем Владимиром (988 г.) и организации церкви, призванной выполнять важные для государства идеологические и морально-этические функции. В этой связи развитие правоотношений в древнерусском обществе во многом зависело от того, на сколько глубоко христианство посредством церковных институтов проникало в его духовную жизнь.

Отношение церкви к смертной казни имело двойственный характер. С одной стороны, церковь как носительница христианского вероучения должна была бороться за ограничения и отмену обычая кровной мести (древнейшей формы смертной казни) у славян - язычников и смертной казни вообще, а с другой - она сама становилась инициатором ведения карательных мер законодательства Древнерусского государства.

Однако задача оказалась гораздо сложнее. Только проповедью искоренить обычаи славян оказалось невозможно. Закон выживаемости рода был основан на праве силы, праве сильнейшего. Культ силы, господствовавший у славян (вспомним былинных героев Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича), в условиях разложения родовых отношений приводил к тому, что сын шел на отца, брат на брата, поэтому князь Владимир по совету епископов и старцев в 996 году вводит смертную казнь. Это место в летописи вызвало многочисленные споры среди ученых. То, что Владимир ввел смертную казнь по совету епископов, не вызывает сомнения, причем смертная казнь назначалась за разбой. Разбойник - это человек, убивавший не по мотивам кровной мести, а из корыстных побуждений.

Преступление и наказание возникли с появлением человеческой цивилизации. Разрешение этой проблемы колебалось от " око за око, зуб за зуб" до библейского - "подставь другую щеку" [ 1, с. 23].

В современном обществе наиболее оптимальным считается наказание с перевоспитанием и социальной реабилитацией лиц, совершивших преступление. В этом контексте смертная казнь - крайняя, только карательная мера наказания. Почему только карательная, потому что смертная казнь не может привести к одной из главных целей наказания - перевоспитанию человека, совершившего преступление.

Эта крайняя мера наказания до сих пор довольно широко применяется в мире.

Мировое сообщество с трудом идет к понимаю бесценности и неотъемлемости человеческой жизни как таковой. Дискуссия между сторонниками и противниками отмены смертной казни ведется во всем мире. Актуализировалась эта проблема и для стран СНГ. Россия, Украина, Азербайджан, Грузия, Казахстан и ряд других стран СНГ объявили мораторий на исполнение смертных приговоров.

Следует отметить, что проблема смертной казни является не только уголовно-правовой и криминологической, но и политической. Как подчеркивал академик А.Д. Сахаров, "вопрос о смертной казни - вопрос принципиальный" .

"Вопрос этот,- говорит профессор И.А. Кудрявцев,- в развитых странах не раз приобретал характер мучительной социальной и правовой дилеммы"

Обращая внимание на важность рассматриваемой проблематики, еще в начале нашего столетия русский историк права С.Н. Викторский писал: "Вся современная наша жизнь…заставляет даже не криминалистов так сильно задумываться над вопросом о смертной казни, что делается вполне понятным, почему мы остановились на избранной нами теме, пусть она покажется многим " избитой ": она так жизненна, так приковывает к себе внимание, что каждое новое, хотя бы и самое незначительное слово в ее разработке способно дать автору нравственное удовлетворение".

Вообще сама тема смертной казни уже много веков волнует самые различные слои и группы людей практически всего мира.

В недалеком прошлом применялись такие способы приведения смертной казни в исполнение: повешение, расстрел, казнь на электрическим стуле, смертельная инъекция, отравление газом, обезглавливание, забрасывание камнями. Теперь дадим характеристику каждому.

  • 1. Повешение. Данным способом пользуется большинство стран: "осужденного вешали на веревке, обвивающую шею; смерть наступала в результате давления веревки на тело под воздействием силы тяжести. Потеря сознания и смерть наступают в результате повреждения спинного мозга или в следствии асфиксии от сдавливания трахеи". Технология эта была разработана в 1949 - 1953гг. королевской комиссией по смертной казни Великобритании.
  • 2. Расстрел. Данный вид казни применялся с огромным размахом, особенно в условиях военных действий. Расстрел производился одним исполнителем или стрелковым подразделением. Смерть наступает от действия одного или нескольких факторов: повреждение жизненно важных органов, например сердце, повреждение центральной нервной системы или от потери крови.
  • 3. Казнь на электрическом стуле. Данный вид используется с 1891 г. По сей день электрический стул - самый популярный с США. Процедура казнь состоит в следующем: надежно привязав осужденного к специальному креслу, исполнитель закрепляет влажные медные электроды на его голове и ноге, которые предварительно обриваются для обеспечения тесного соприкосновения электродов и кожи. На короткий промежуток времени подается электроток большой силы. Смерть наступает в результате остановки сердца и паралича дыхания.
  • 4. Смертельня инъекция. Данный вид казни разрешили в 1977 г в американских штатах Оклахома и Техас.
  • 5. Отравление газом. Данный вид казни применялся в США. Технология казни такова: осужденного привязывали к креслу в герметической камере. На груди укрепляют стетоскоп, соединенный с наушниками в соседнем помещении. В камеру подается газ цианит, отравляющий осужденного при вдыхании. Смерть наступает в результате удушья.
  • 6. Обезглавливание. Этот вид казни самый популярный, сейчас на практике применяется только в Саудовской Аравии, ОАЭ, осуществляется он путем отсечения головы от тела ударом меча. Задача палача - мгновенно достичь острым лезвием спинного мозга, чтобы в результате шока произошла потеря сознания.
  • 7. Забрасывание камнями. Это вид казни до сих пор практикуется в некоторых мусульманских странах. Человека привязывали к столбу, затем начинали забрасывать камнями. Смерть наступает от повреждения мозга. Такая казнь очень мучительна, поскольку человек способен выносить сильные удары, не теряя при этом сознания.

Смертная казнь - вечная тема. Из века в век обсуждается и из века в век меняется практическое применение в разных странах, при разных режимах. Тема очень сложная.

Смертная казнь - одно из древнейших наказаний. Она применялась еще до того, как возникло уголовное право. " Лишение жизни, как вид общественной расправы с преступниками, встречалась несравненно ранее", писал один из виднейших ученых С.С. Таганцев. .

Среди ученых и общественных деятелей уже долгие годы идут споры о том, имеет ли право на существование такое наказание, как смертная казнь. Видимо эти споры будут продолжаться.

На первый взгляд кажется ясным что какое смертная казнь - это лишение человека жизни. Между тем человек может быть лишен жизни по разным причинам. Даже если оставить в стороне случаи естественной смерти, можно назвать и причины, из-за которых наступает насильственная смерть. Например, люди гибнут в результате действия сил природы и от голода, несчастных случаев в быту и на производствах и в силу собственной неосторожности. Уходят из жизни люди и в результате самоубийства. Люди убирают друг друга на войнах, во время межнациональных конфликтов. Но все эти случаи лишения жизни в социальном и юридическом отношении не имеют ничего общего со смертной казнью.

Наиболее существенный признак смертной казни заключается в том, что она является наказанием. Сущность любого наказания - кара. Профессор Н.А Стручков определяет кару как " комплекс установленных законом правоограничений, конкретно выражающихся применения того или иного наказания". .

Таким образом, кара представляет собой лишением его прав или интересов, уменьшений их объемов либо введение особого порядка их осуществления, установления обязанностей, которые обусловлены наказанием. У осужденного отнимается самое дорогое, что есть у человека - жизнь. Естественно, что одновременно он лишается и всех других прав и интересов. Однако это происходит только после приведения приговора в исполнение.

Все исследователи данного вида наказания отмечают, что смертная казнь вызывает страдания. Это, бесспорно, является признаком любого наказания, но применительно к смертной казни нельзя не отметить весьма существенной особенности. Осужденный к смертной казни ощущает страдания в момент вынесения ему приговора и ожидания результатов рассмотрения подданных им жалоб, ходатайство о помилование. В этой ситуации у большинства осужденных появляется страх смерти, которые не редко сочетается с осознанием безысходности своего положения, иногда с осознанием вены. Но в момент приведения приговора в исполнения они прекращаются. Страдания преступника уже не нужны. Оно вычеркивает его из числа своих членов, он перестает существовать. Возникает вопрос: хочет ли общество просто лишить человека жизни либо оно хочет воздать ему за содеянное, отомстить за причиненное зло, вызвать дополнительные страдания?

Следующий признак заключается в том, что, как и всякое наказание, смертная казнь является принуждением, применяется не зависимо и, как правило, вопреки желанию осужденного. Если виновный раскаиваясь, сам принимает решение уйти из жизни - на лицо самоубийства а не наказания. В связи со сказанным возникает вопрос о правовой регламентации права осужденного на помилование. Основанием для рассмотрения вопроса о помиловании в обязательном порядке должна быть просьба осужденного, поскольку человек вправе самостоятельно решать, хочет ли он продолжить жить или нет.

Один из признаков смертной казни: она применяется от имени государства. Любой приговор, в том числе и смертный, всегда начинается словами "Именем Республики Казахстан". Это значит государство своей властью санкционирует приговор, выносимый от его имени надлежаще уполномоченным судом. Законность, обоснованность, справедливость приговора проверяется соответствующими органами государства. По этому смертной казнью не могут считаться случае самосуда.

Важный признак смертной казни; она применяется только по приговору суда. К сожалению, в истории нашей страны были печальны периоды массовых в несудебных расправ над гражданами. Особенно широкое распространение они получили в 30 годы, когда огромное количество людей расстреливалось по постановлениям различных особых совещаний "троек", "специальных присутствий" и т.п. Хотя внешне такие расправы и напоминали смертную казнь, но были не законы, так как не проходили судебных процедур.

Укажем еще на один признак смертной казни как меры наказания: достаточно редко ее применения за последнее время.

Можно привести статистику смертной казни в 1991-1995г.г. И так, в 1991 году совершились казни в 32 странах, общее число осужденных к смертной казни составила 2703, общее число казненных - 2086. В 1992 г. : число стран - 35, общее число осужденных - 2697, общее число казненных -1708. В 1993 г. : число стран - 32, общее число осужденных - 3760, казненных -1831. В 1994 г.: стран - 37, осужденных - 4032, казненных - 2331.В 1995 г. : стран - 41, осужденных - 4165, казненных - 2931. А также рассмотрим применение смертной казни 1996 - 2000 г. : В 1996 г. : число стран - 41, осужденных - 7107, казненных - 4272. В 1997 г.: стран - 40, осужденных - 4364, казненных - 2607. В 1998 г. : стран - 37 , осужденных - 3899, казненных - 1625. В 1999 г. : стран - 31, осужденных - 3857, казненных - 1803. В 2000 г.: стран - 27, осужденных - 3058, казненных - 1457.

Все изложенное показывает, что уголовное законодательство Казахстана развивается еще в не направлении ограничения применении смертной казни. Однако надо констатировать, что условие для полной отмены исключительной меры наказания еще не настали.

Во времена Древней Руси, а затем и на протяжении истории Российской империи карательные меры характеризовались жестокостью, основой их и была тяжелая смертная казнь.

Смертная казнь в Древней Руси могла возникнуть и законодательно закрепиться либо как либо вследствие влияния Византии. Стоит отметить, что первый официальный свод законов Древней Руси "Русская правда" не закреплял смертную казнь, но Краткая редакция этого документа закрепляла право кровной мести. Нужна ли смертная казнь в то время? Конечно же, нужна. Это было время беспредела с точки зрения закона, это было еще не единое государство без всеобщих прав, поэтому все регулировалось общинными нормами справедливости. К слову, кровную месть запретила Правда Ярославичей.

Но в 14 веке Двинская уставная грамота вновь ввела смертную казнь за такой вид преступления, как кража, но только если она совершена уже в 3-ий раз, а вот убийство не предусматривало такого жестокого наказания. Примерно через сто лет Псковская грамота добавляет к списку преступлений церковные хищения и Судебник Ивана Великого уже вводит смертную казнь за убийство таких лиц, как "свой господин" и иных высших лиц, также смертная казнь в России назначалась за клевету и различные религиозные преступления.

Следующий общий свод законов России был принят Иваном Грозным. Этот документ также не обошел стороной характеристику назначения смертной казни и определил, что смертная казнь - наиболее популярный вид наказания. Стоит отметить, что судебник Ивана Васильевича сделал смертную казнь публичной, то есть на открытом месте, плюс ко всему она должна была сопровождаться пытками.

В 18 веке это наказание было в своем расцвете, потому что увеличивался список преступлений, за которые назначалась казнь. Неудивительно, что пик смертной казни пришелся на царствование Петра 1. А вот его дочь временно заменила смертную казнь на ссылку на каторжные работы. рассматривались только в Сенате, который и выносил приговор. Одним из самых известных смертных приговоров является приговор Емельяну Пугачеву и его соратникам. Он был казнен на виду у всех с помощью четвертования. Стоит отметить, что к четвертованию были приговорены Николаем 1 и участники - декабристы, однако, этот жестокий метод заменили виселицей.

Нужна ли смертная казнь в России современной? Мнения на этот счет различны. Одни считают, что за некоторые виды преступлений смертная казнь просто необходима. Среди сторонников: ЛДПР, глава МВД Колокольцев и КПРФ. А вот противники этого вида наказания следующие: Владимир Путин, партия Справедливая Россия и Дмитрий Медведев.

Смертная казнь в России в наше время не применяется. На нее наложен мораторий. Однако история нашей страны показывает, насколько жесткими были правители и насколько грамотен был закон - он был единым для всех и к смертной казни приговаривались как крестьяне, так и дворяне.

Текущая страница: 1 (всего у книги 21 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Мартен Монестье
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ
История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней

Посвящается Мэтру Мишелю Ассуну в знак дружбы и уважения.

Моей сестре Виктории и ее сыну Джонатану

Вступление

Если взглянуть на список трудов Мартена Монестье, на ум приходит одно слово – «энциклопедист». В неуемном желании охватить самый обширный круг тем писатель проникает в тайны чудовищного мира, который волнует и завораживает его. Нет пределов его ненасытной жажде познания, неразрывно связанной со стремлением отражать только факты, не давая воли чувствам, дабы разделить знания с умеющими сопереживать.

Историческое исследование видов смертной казни, применяемой от начала времен для наказания и умерщвления злодеев, похоже на вызов. Ведь мы привыкли рассматривать этот вопрос скорее с принципиальной точки зрения. Мы «за» или «против». Однако обзор используемых методов с описанием страданий приговоренного и его возможностей искупления вины приводит к выводу, что на земле царит зло, а упования на прогресс тщетны. Зачем же рассказывать об этом?

Согласившись написать предисловие к данному труду по социальной антропологии, я надеюсь, что ясное понимание усилий, цитирую автора, «человеческого гения на службе у зла и порока» утешит повергнутых в ужас читателей. Ведь за списком из тридцати шести способов лишения человека жизни, представленных столь объективно и беспристрастно, что не придрался бы и сам Макиавелли, угадывается негодование защитника человеческого достоинства, говорящего от имени бесчисленных жертв. Негодование гуманиста, который верит в эволюцию человеческого сознания, а не общества, всеми правдами и неправдами присваивающего себе право решать, кому жить, а кому умирать.

Как адвокат, который вот уже сорок лет стоит на страже законности, вправе ли я говорить о ценности этой концептуально новой научной работы, ведь мои заслуги не столь велики, как у признанных «криминалистов» Мориса Гарсона или моего бывшего однокашника Робера Бадинте, которые так блестяще и пылко разоблачили кровавый приговор? В данном случае ко мне обратились скорее как к «политику» с набережной д’Орсе, участвовавшему в ратификации Францией акта о праве на обжалование приговора в рамках Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (октябрь 1981 года), а позже, уже после отмены смертной казни, – в ратификации дополнительного протокола.

Помнится, никогда раньше в правительстве не было единодушия по данному вопросу. Все, что затрагивает национальную безопасность, не дает покоя некоторым ответственным лицам, будь то в мирное или военное время. Ночью Поль Легат, близкий соратник президента республики, передал через меня в Страсбург Андре Шандернагору, министру по делам Европы, приказ приступить к исполнению всех формальных процедур, предусмотренных Советом Европы. Я благодарю Мартена Монестье за то, что он таким образом напомнил об инициативах, предпринятых с 1981 года для того, чтобы Франция присоединилась к партнерам, уже отменившим узаконенное убийство.

Увы, перемена нравов, произошедшая на Западе, не заставила мир ценить личность, не остановила занесенный меч, карающий самых закоренелых преступников. О своевременности перечня Монестье как нельзя лучше говорит тот факт, что подавляющее большинство из ста семидесяти девяти государств, входящих в Организацию Объединенных Наций, по-прежнему прибегают к жестоким расправам, медленным или скорым. Беспристрастный взгляд на способы наказаний лучше всяких речей и обличений поспособствует излечению «поборников справедливости» и дискредитации самого убийства, каким бы оно ни было – тайным или публичным.

Первый урок, который стоит извлечь из этого атласа смерти, заключается в том, что на протяжении всей истории обвиняемые, как преступники, так и невинные люди, неизменно подвергались истязаниям. Все помнят о пытках, изобретенных китайцами, персами, ассирийцами, хеттами, римлянами, карфагенянами, византийцами и другими. А как не вспомнить о расправах без всякого суда и следствия, по законам военного времени совершаемых в ходе любых конфликтов, будь то на национальной, гражданской или религиозной почве? Смертная казнь напоминает слепую бойню, и пальма первенства здесь принадлежит нацистам, использовавшим против отдельных лиц и целых сообществ, виновных лишь в том, что они жили, полный набор методов, описанных автором. Второй урок – в тех достижениях палачей, которые стали возможны благодаря научно-техническому прогрессу, к примеру по части произвольного замедления или ускорения процесса умерщвления. Нет пределов фантазии, реализованной в застенках, камерах пыток и публичных местах. На рисунках, изображающих длительную агонию Дамьена, покусившегося на жизнь короля Людовика XV, видно, что даже зрители, обычно развлекавшиеся подобными зрелищами, чувствовали, что предел перейден. Только тем мученикам, за кого семьи платили звонкой монетой, укорачивали ужасные страдания.

В-третьих, труд показывает всю тщетность методов, которыми обрабатывают тело и дух. Хотя никакой классификации не существует, некое условное разделение на группы все же может быть предложено. Во всех уголках нашей планеты ремесло палача сродни искусству мясника. Способы варьируются. Многие подразумевают поражение мишени на расстоянии: от забивания камнями до расстрела, включая выстрел из лука или пищали. При других прибегают к огню: сжигание на костре и поджаривание, применяемое к колдуньям и безбожникам. Третьи отдают предпочтение стихии воды, применяя утопления и отравления. Кто-то лишает воздуха: удушением, удавлением, повешением, замуровыванием. Кто-то сносит головы: топором или саблей, ножом гильотины. Есть и приверженцы суперсовременных казней, с использованием последних достижений техники, таких как газовая камера, электрический стул, смертельная инъекция.

Удрученный представленным набором чудовищных рецептов человек конца XX века вправе задать себе вопрос о смысле прогресса, используемого для уничтожения личностей, отвергнутых социумом. Можно ли назвать прогрессом то, что «головорубки» предвосхитили гильотину, придуманную медиком-филантропом, или что использование газовой камеры восходит к 1924 году, а электричество Эдисона привело к появлению в США стула для поджаривания? Только один вывод вытекает из этой дискуссии – проявление доброй воли ученых, решивших уменьшить ужас и боль смертников, долгое время ожидавших своего последнего часа… Они заслуживают смягчающих обстоятельств.

В конечном итоге, хотя Мартен Монестье тут весьма сдержан, вопрос заключается в выборе между варварством и цивилизованностью. Как воплотить на практике Декларацию прав человека (всеобщую, региональную и национальную), если страны так и не могут определиться в выборе между решениями отменить, поддержать или восстановить высшую меру? Стоит надеяться, что успешный опыт европейцев распространится и на другие континенты. Тогда наконец исчезнут виселицы, костры и эшафоты, заполонившие наш мир. С надеждой глядя в будущее, воздадим же должное автору. Правдивое описание инструментов, предназначенных для легальных форм умерщвления, побуждает к размышлению о судьбе палачей. Это описание должно помочь продвижению благородного дела, за которое в свое время боролись Виктор Гюго, Альбер Камю и Артур Кеслер. Смертная казнь не имеет права на существование в мире, где наука учится не убивать, а помогать умирать. Но это уже совсем другая проблема, которая вызывает не меньше разногласий как в обществе, так и на межправительственном уровне. Совесть не знает передышек.

Го Бриссоньер 1
Адвокат суда, адвокат-советник при Министерстве иностранных дел, чиновник по особым поручениям при многочисленных министерствах в период с 1956 по 1986 год.

К читателю

В ходе написания данного труда были использованы архивы частных коллекционеров, музеев, библиотек, министерств и исправительных учреждений многих стран, в том числе Франции, Германии, Италии, Англии, Китая, Голландии, Испании и, конечно, США.

Упомянув Национальную библиотеку Франции, Медицинский факультет Парижа, Нью-Йоркскую публичную библиотеку, Нью-Йоркское историческое общество, Лондонский музей, следовало бы назвать и десятки других. Автор выражает благодарность всем хранителям архивов, ученым, юристам, правоведам, директорам тюрем, эрудитам, которые предоставили ему свидетельства и зачастую редкие, никогда не публиковавшиеся ранее документы.

Из тех, кто внес неоценимый вклад в данную работу, автор особо благодарит мадемуазель Стефании Мари-Апполин за переводы; пресс-службу «Международной амнистии» за документацию; мадам Лючию Солацци Дуглас, собравшую в США значительное число документов и выступившую посредником в налаживании чрезвычайно важных для автора отношений с юридическими властями этой страны.

Автор благодарит за поддержку и помощь всех, кто был рядом с ним, в частности, свою супругу Донию и мадам Мэгги Луис. И наконец, он хотел бы выразить глубокую признательность мэтру Жану-Иву Го Бриссоньеру, который согласился написать вступление.

Введение

В мире на всех языках опубликовано сотни трудов, посвященных смертной казни. Кому нужен еще один? Дело в том, что самыми влиятельными и авторитетными исследователями эта тема почти всегда рассматривалась под философским, моральным, религиозным и даже правовым углом, но никто не пытался подойти к вопросу беспристрастно, без умозрительных априори, с технико-методологической стороны. Безусловно, подобный подход не предполагает написания всеобъемлющей работы. Смертная казнь, мрачный ритуал, пользующийся всемирной популярностью, – тема слишком обширная и многогранная.

После многочисленных работ, отвечавших на вопрос «Почему?», нам захотелось ответить на вопрос «Как?». На десятки, сотни вопросов «Как?».

Как заостренный конец кола стал закругленным, чтобы усилить страдания? Как топор был заменен саблей? Как отказались от обычной веревки в пользу железного обруча на винтах? Как исчезла казнь на кресте? Как на смену стрелам пришли пули? Как палачи складывали костры по предписаниям суда? Как отбирали животных для предания смерти христиан в начале нашей эры или сторонников Реформации в эпоху Возрождения? Как придумали нож гильотины со скошенным краем? Какую роль сыграло электричество в изобретении электрического стула? Как… Как… Как… История смертной казни, рассмотренная под столь бесстрастным и смелым углом зрения, вне какого бы то ни было культурного контекста, – это совсем другая «история». Это история человеческого гения, вставшего на службу зла и порока.

Повинуясь политическим, религиозным, финансовым и иным соображениям, а также национальным обычаям, на протяжении веков смертная казнь претерпела немало изменений, подталкивая к постоянному поиску, можно даже сказать, искательству самых ужасных, отвратительных и жестоких способов, какие только способно породить воображение. И все это с единственной целью: подчеркнуть показательность казни, дабы запугать тех, кто бы мог покуситься на власть и установленный порядок.

Человек использовал все свои знания, всю силу своего интеллекта для совершенствования искусства умерщвления. Ведь речь идет о настоящем искусстве со своими правилами, техниками, изобретениями, инновациями, модой, оригинальными и разнообразными изысканиями.

Изобретательские способности разных народов послужили делу унижения и уничтожения личности. Смертная казнь – это наказание, но вместе с тем еще и возможность применения самых искусных пыток, одна ужасней другой. Врожденной жестокости человека не представлялось более широкого поля деятельности, чем то, которое на протяжении всей истории открывала ему «смерть по закону».

Те, кого вводят в заблуждение примеры нескольких наций (менее 40 из 174), официально отменивших смертную казнь вне зависимости от обстоятельств совершения и состава преступления, могут подумать, что наш труд, его тема и форма устарели, что речь идет о канувших в Лету временах и нравах. Ничего подобного. В наши дни в мире, как никогда прежде, популярны пытки, и смертная казнь с предварительными истязаниями отнюдь не исчезла в зыбучих песках времени. Напротив, наблюдается тенденция к увеличению числа и популяризации публичных казней, некогда редких и показательных. Число стран, которые их практикуют, в последние двадцать лет заметно возросло, в некоторых казни транслируются по телевидению. Помимо десятков казней неправового характера ежегодно в мире происходят коллективные бойни; «убийство не только сохраняет свои позиции, оно закреплено на законодательном уровне в двух третях стран, составляющих международное сообщество». В тех же самых государствах растет число преступлений, за которые полагается смертная казнь. «Род людской тогда станет человеческим, когда человек отречется от убийства», – пишет Франсуа Перру, профессор «Коллеж де Франс». Зверство еще долго будет оставаться чертой человеческой натуры. Ежегодно в мире совершается от 2 до 2,5 тысячи смертных казней, примерно от 170 до 200 в месяц. И эта цифра намного выше показателей десяти-пятнадцатилетней давности.

Наша «Антропология смертной казни» отлично вписывается в логику времени.

Знать, как убивали вчера и как убивают сегодня, значит бросить отчаянный взгляд на развитие человеческой мысли. Казни, дошедшие из глубины веков, такие как отсечение головы, повешение, забивание камнями, кнутом, применяются и поныне. «Современный расстрел» всего лишь точная копия расстрела из пищалей, вошедшего в употребление уже при Франциске I.

А разве газовая камера не представляет собой лишь более современный вариант удушения, практиковавшегося персами?

Не является ли электрический стул, «отваривающий и поджаривающий внутренности», более технологичной версией примитивного костра?

А смертельный укол, последняя новинка в ряду узаконенных убийств, которой так умилялись просвещенные умы? Разве это не отравление, внутривенным путем повторяющее «пищеварительный» метод, применявшийся еще в Древней Греции?

Истощится ли когда-нибудь людская изобретательность в искусстве убиения себе подобных?

Когда же научный, технический и медицинский прогресс прекратит подталкивать общество к варварству? Все ли уже придумано, изобретено и совершено за прошедшие века? Мы попытались ответить на эти вопросы.

Историческая справка

Страны и территории, полностью отменившие смертную казнь: 47.

Страны и территории, отменившие смертную казнь только за преступления по общеуголовному праву: 16.

Страны и территории, сохраняющие смертную казнь по уголовным делам: 126.

Некоторые страны, особо отличившиеся за последнее десятилетие по части применения высшей меры наказания. Так, в Афганистане в период с 1980 по 1988 год было приведено в исполнение более 8000 приговоров по решению чрезвычайных судов. В Иране и Ираке эта цифра превысила 10 000. В Конго за пять лет к высшей мере прибегали более 3000 раз.

Что касается внесудебных казней, во многих странах они исчисляются сотнями тысяч, в том числе в государствах с аболиционистским режимом.

«Международная организация по защите прав человека» констатирует рост числа условно легальных приговоров, то есть тех, по которым был применен минимум юридических процедур.

1985 год: 1489 приговоренных к смерти, 1125 приговоров, приведенных в исполнение.

1989 год: 2826 приговоренных к смерти, 2229 приговоров, приведенных в исполнение.

1991 год: 2960 приговоренных к смерти, 2332 приговоров, приведенных в исполнение.

1992 год: 2697 приговоренных к смерти, 1809 приговоров, приведенных в исполнение.

Реальные цифры, конечно, намного выше.

Количество людей, казненных в нескольких странах, показывает, что речь по-прежнему идет о группе государств, на долю которых приходится большинство смертных приговоров.

– Иран: 470.

– Китай: 135.

– ЮАР: 137.

– Пакистан: 57.

– Аравия: 45.

– Гвинея: 45.

– Иран: 757.

– Китай: 730.

– ЮАР: 172.

– Нигерия: 121.

– СССР: 195.

– Тайвань: 50.

Саудовская Аравия: 29.

– Малайзия: 104.

– Иран: 775.

– Китай: 1050.

– Индия: 70.

– Саудовская Аравия: 25.

– Судан: 30.

– Иран: 330.

– Китай: 1079.

– Саудовская Аравия: 105.

– Ирак: 360.

– Россия: 70.

– Бангладеш: 67.

Количество людей, приговоренных к смертной казни в 1991 году:

– Иран: 1075.

– Китай: 1650.

– (бывший) СССР: 445.

– Ямайка: 270.

– Малайзия: 67.

– Кения: 40.

– Южная Корея: 36.

– Пакистан: 200.

– Вьетнам: 75.

Количество людей, приговоренных к смертной казни в 1992 году: – Пакистан: 130.

– Китай: 1992.

– Египет: 45.

– Россия: 95.

– Ирак: +300.

– Иран: +300.

Количество людей, приговоренных к смертной казни, которые ожидают исполнения приговора по состоянию на 1991 год:

– США: 2588.

– (бывший) СССР: 248.

– ЮАР: 320.

– Алжир: 200.

– Иран: ±1100.

– Япония: 90.

– Бангладеш: 106.

– Китай: ±1600.

– Малайзия: 200.

– Кения: 350.

– Марокко: 152.

– Мьянма: 115.

– Замбия: 200.

– Албания: 100.

– Камерун: 130.

Умерщвление при помощи животных

Казнь Брунгильды. Гравюра с полотна Эмиля Байара. Частн. кол.

Этот способ казни – один из самых древних в истории цивилизации. За семь веков до Рождества Христова самый могущественный царь Ассирии Ашурбанипал славился тем, что отдавал своих пленников на растерзание огромным догам. Так же поступали египтяне, только они предпочитали крокодилов.

Ранавалона I, королева Мадагаскара, известная своей жестокостью и прозванная «Нероном в юбке», тоже питала страсть к рептилиям. До самой своей смерти в 1861 году королева казнила в среднем по десять тысяч человек ежегодно; чаще всего приговоренных бросали в реки, кишащие крокодилами. Из века в век приговоренных к смерти съедали, калечили, раздавливали, в зависимости от того, какое животное применялось для казни.


Удушение змеей. Гравюра. XIX в. Частн. кол.

В Карфагене и Индии приговоренных затаптывали слоны. В начале XIX века ученый, писатель и путешественник Дюмон д’Юрвиль рассказал в своей знаменитой книге «Путешествие вокруг света», как на Цейлоне ему довелось присутствовать на казни с участием специально обученных слонов: они подбрасывали жертв в воздух и разрывали падающее тело бивнями. Отдать на растерзание собакам всегда считалось одним из самых оскорбительных и унизительных способов казни, который широко применялся по всему миру. На Востоке, в Китае, Японии, Африке и даже в Европе.

Во время завоевательных походов испанцы «экспортировали» практику растерзания зверями, отдав на съедение сотни инков и ацтеков. У германцев один из принятых способов казни, которой подвергались в основном женщины, заключался в том, что осужденную привязывали за волосы к необъезженной лошади, которая таскала за собой жертву до наступления ее смерти. Меровинги и франки время от времени тоже прибегали к такой пытке. История Франции хранит память о королеве Австразии Брунгильде, которую казнили таким образом в 613 году по приказу Хлодвига II, сына ее злейшего врага королевы Фредегонды. Правда, некоторые историки считают, что ее разорвали на части при помощи четырех лошадей. Какая разница! Это ведь тоже «звериная» казнь. Франция и Англия широко ее использовали против отцеубийц. В Индии лошадей заменяли быки или слоны. В Азии и на Востоке, как и в Африке, нередко использовали верблюдов. Напомним, что именно к верблюду главарь банды и похититель людей Хиссен Хабре, в свое время бывший президентом Чада, привязал и обрек на гибель командующего Галопена, которого французское правительство послало заплатить выкуп за пленных. Киргизы, гунны, монголы на протяжении веков казнили приговоренных, привязывая их к хвостам лошадей. В Европе в XVII веке подобные способы казни хоть и редко, но все еще применялись. Самый известный случай связан с именем Мазепы.


Святая Бландина, терзаемая львами. Гравюра. XIX в. Частн. кол.

Христиане, отданные на растерзание львам в лионском амфитеатре. Гравюра Феликса Филиппото. Частн. кол.

Юный паж польского короля Яна-Казимира V родился в Малороссии и, по слухам, был воспитан иезуитами. Как бы то ни было, но при польском дворе жизнь он вел самую распутную. Один польский аристократ застал Мазепу со своей женой. Осужденного раздели, обмазали дегтем и привязали к спине необузданного жеребца, который вопреки ожиданиям привез Мазепу на Украину. Спасенный казаками, Мазепа пошел служить и в 1687 году был избран гетманом. Петр I поручил ему защищать границы от набегов татар, но Мазепа предан его, продавшись шведскому королю Карлу XII. После поражения шведов Мазепа покончил жизнь самоубийством. Казнь Мазепы вдохновила многих писателей – от Байрона до Виктора Гюго, – и художников – Ораса Верне, Девильи, Шассерьо. Профессор Мюллер Александр, капитан-инструктор оттоманской кавалерии, пишет, что еще в XIX веке турки засовывали кошек еврейкам в широкие панталоны.

Особым пристрастием к «звериным» казням прославились римляне. Казнь «leceus», в переводе с латинского – «утопление», заключалась в следующем: перед тем как бросить в воду приговоренного, его зашивали в кожаный мешок с обезьяной, петухом, собакой, кошкой или змеей. Выбранное в строгом соответствии с символическим значением животное терзало приговоренного, нанося ему глубокие раны.

Казнь через растерзание животными была совершенно законной и четко отлаженной.

Такие казни были частью представлений в амфитеатрах и цирках по всей империи, и, считается, что они восходят к древней карфагенской традиции.

Первоначально так казнили только чужеземцев и дезертиров из римской армии. Но вскоре этот метод был взят на вооружение для ужесточения казней рабов. Со временем растерзание зверями становится самой гнусной и позорной казнью, которая предназначалась преступникам, бандитам, провинившимся рабам, а позднее христианам. И хотя именно с последними обычно связывают данный способ умерщвления, он никогда не был исключительной привилегией христиан, ибо задолго до их появления входил в число традиционных видов высшей меры наказания.

Обычно, перед тем как на арену выпускали зверей, приговоренного прогоняли перед зрителями с табличкой на шее, где указывалось его преступление. Если осужденного привязывали к столбу, табличку с надписью прибивали сверху.


Казнь Брунгильды. По некоторым источникам, ее не разорвали на части, а привязали к верблюду, как Мазепу к его коню. Гравюра Альфонса Токсье. XIX в. Частн. кол.

В качестве импровизированных палачей на арене выступали львы, пантеры, леопарды, тигры, медведи, гиены, волки и даже собаки. Всех их предварительно морили голодом и озлобляли. Животных выводили на арену в строго установленном порядке. У публики – иногда на трибунах собиралось до ста тысяч человек – были свои предпочтения: одним нравились крупные кошачьи, обычно быстро убивавшие своих жертв, другим – медведи, убивавшие медленно.

Третьи предпочитали слонов и быков, убивавших людей, затаптывая их или подбрасывая в воздух. Обнаженную Дирку привязали к взбесившемуся быку. Героиню романа «Камо грядеши» Лигиву привязали к туру. Некоторые питали особое пристрастие к волкам, гиенам и бойцовским собакам, известным своей жестокостью: они долго и яростно терзают жертву, таскают ее по песку, нещадно калеча, но не убивая. Зачастую приговоренные, утратившие, по словам Марциала, «всякое подобие человеческой формы», до самого конца пребывали в сознании.

Случалось, что животные сжирали приговоренных наполовину и, насытившись, оставляли своих жертв живыми – в конце представления их добивали мечом.


Казнь в Турции в XVIII веке. Женщину, уличенную в прелюбодеянии, зашивали в мешок с кошками и топили. Гравюра. XVIII в. Частн. кол.

Убивали приговоренных не только крупные хищники. На арену выводили кабанов, коров и даже баранов, как в Лионе, во время погромов христиан в 77 году. В христианском мартирологе описываются самые невероятные случаи, как, например, история Андрокла: его пощадил лев, которому он когда-то вытащил из лапы занозу. Когда на Андрокла напустили гепардов, лев убил их. Друз, главный устроитель игр, подарил Андроклу льва-защитника. Знаменитую Бландину тоже пощадили львы. Тогда, подвесив в сетке, ее отдали на растерзание быку. В царствование Адриана Фаустин и Иовита познали милосердие четырех голодных львов, как и Юлиан, которому на арене амфитеатра Антиоха дикие звери лизали ноги. Епископа Игнация львы задушили, но тело его не тронули, не нанеся ему ни единой раны. На нескольких чудом уцелевших – и не важно, реальны или вымышлены их истории – сколько приходится убитых? Никто не знает точной цифры. Большинство авторов и историков древнего мира склоняются к ста тысячам. Грегуар в «Истории Римской империи» пишет о десяти тысячах, но с учетом существующих данных эта цифра кажется явно заниженной.


На живот осужденному ставили вверх дном котелок, под который запускали сурков. Гравюра. Антверпен. 1587 г. Частн. кол.

Спасенный львом

Андрокл – римский раб, чью историю в середине второго века нашей эры поведал римский грамматист Авлужелъ. Андрокла как христианина бросили на арену цирка на растерзание зверям, но, к удивлению зрителей, огромный африканский лев подошел к нему и стал ласкаться, как послушный пес.

Император приказал привести Андрокла, и тот рассказал, что когда-то был беглым рабом и скрывался в Африке, где однажды избавил царя зверей от занозы в лапе и еще три месяца после этого жил с ним в одной пещере. Друз, главный устроитель игр, попросил императора помиловать Андрокла. Император согласился и даже подарил ему льва. История стала легендой, теперь ее вспоминают, когда говорят о способности зверей к благодарности.


Появившись задолго до христианства, казнь при помощи диких зверей просуществовала вплоть до V века нашей эры.

За эти семь веков данный тип казни пользовался то большей, то меньшей популярностью, менялась и процедура. Осужденных отдавали зверям на растерзание поодиночке или целыми группами, их связывали или оставляли свободными, но никогда не давали оружия. Со временем, чтобы продлить борьбу и агонию, их стали вооружать ножами. Некоторым удавалось убить зверя, иногда даже двух, но выйти из схватки победителем было невозможно. Отсрочка лишь подогревала интерес зрителей к казни. Постепенно смерть стала частью умело поставленного театрального действа, в котором выход на сцену животных и жертвы означал развязку. К примеру, человека наряжали Гераклом, давали ему дубину в руки и оставляли наедине с быком, который неизменно добивал его в последнем акте.

Историк Юбер Монтейе пишет, что в театральных пьесах, игравшихся профессиональными актерами, нередко участвовали приговоренные к казни женщины, которые по логике пьесы в финале «отдавались» животным, в частности медведям или ослам, символизирующих похотливость. Если соитие со зверем не убивало несчастных, их незаметно душили на сцене.

Сожалея о тех, кто умер в невыразимых муках, напомним и об участи животных. Их использовали не только как палачей, но и в боях против гладиаторов, в схватках с другими хищниками и на театрализованных охотах в Колизее.

Весь мир поставлял Риму хищников. Многие историки полагают, что животных, собранных для одной такой охоты, с лихвой хватило бы на все зоопарки Европы. Ролан Оге приводит несколько установленных цифр: во время игр в честь открытия Колизея было убито девять тысяч привезенных из Африки животных, а если верить Светонию, однажды в течение дня публике были показаны и сразу убиты пять тысяч диких зверей. Историк заключает: «Рим изменил фауну целого континента, тут нечему удивляться: на протяжении семи столетий с него вывозили всех четвероногих, подходивших для представлений в амфитеатрах».

Суд тигров

Как пишет Артюр Манжен, азиатские и восточные деспоты часто делали исполнителями своей монаршей воли львов, пантер и тигров. Нередко животных, в частности тигров, возводили в ранг судей. Безоружного человека выводили к полудюжине судей-хищников. «Если он был виновен, эти честные, но голодные «судьи» приговаривали его и пожирали. Если они были сыты или обвиняемый не казался им аппетитным, они его не трогали, этот факт воспринимался как доказательство в пользу его невиновности, и обычно осужденного освобождали». Голландскому путешественнику Страворинусу в XVIII веке довелось присутствовать в Индии на одном из таких судилищ. Он рассказывает, что приговоренного бросили в яму к «судьям», ему повезло – он упал на спину самого крупного тигра. «Хищник был мощный, и человек уцепился за его загривок. Другие тигры были настроены отнюдь не дружелюбно, но не осмелились напасть на осужденного, благодаря счастливой случайности оседлавшего их собрата». Впрочем, несчастного вопреки традиции все равно убили стражники.

В той же Индии в 1812 году в провинции Бенгалия двух осужденных отдали тигру. Одного он загрыз сразу, а второму после двух часов ожесточенной борьбы удалось-таки убить «судью» тупым кинжалом. Повелитель не только помиловал храбреца, но и осыпал его почестями и подарками. Подобные «дуэли» просуществовали в некоторых частях Индии и Индокитая до середины XIX века: тигра почитали ангелом смерти, вершащим правосудие по воле богов.


Извращенные умы без устали искали все новые способы казней, не оставили они без внимания и некогда многочисленных хищных птиц. Не сам ли Зевс подал им пример, приковав титана Прометея, хранителя огня и создателя человеческой расы, к скале на Кавказе, где орел каждое утро клювом терзал его печень?

Растерзание птицами предусматривалось и в своде законов Ману, определявшем уклад первобытного индийского общества. Закопанные по плечи, а иногда по подбородок приговоренные не могли отогнать стервятников, которые нередко приступали к пиру, когда жертва была еще жива. Чаще всего такая участь ждала посаженных на кол и распятых, чьи страдания усугубляли «самые дерзкие хищники, которые вцеплялись им в головы и выклевывали глаза острыми, как кинжалы, клювами», – пишет Жанин Обуайе в книге «Повседневная жизнь Индии до VII века». На самом деле все казнимые, еще живые или уже мертвые, подвергались нападениям птиц: грифов, коршунов и прочих стервятников на Востоке, ворон и воронов в Европе. Вспомним описания тысяч ворон, кружащих в небе над Монфоконом с обагренными кровью клювами. Убивая сородичей, человек использовал все виды животных, в том числе рептилий, ящеров, грызунов и даже насекомых.

Жрецов Омона из Напаты (сегодня это территория Эфиопии) по приказу фараона Эргамена бросили крокодилам. Викинга Рагнара Лодброга замуровали заживо в бочке со змеями. Во Франции, Голландии и Англии весьма распространенная пытка состояла в том, что на голый живот приговоренного ставили перевернутый котел или клетку и запускали туда крыс, ласк или сонь. На котле или в клетке разводили огонь, животные впадали в панику и, чтобы спастись, прогрызали живот жертвы, залезая в его внутренности. Именно так были казнены десятки католиков в голландском городе Хорн.