Как охраняются посольства в разных странах мира. Дипломатичный постовой Требования к квалификации

Убийство российского посла в Анкаре Андрея Карлова - трагедия, боль, урок, выводы из которого, хочется верить, сделаны. В нашей стране безопасность в том числе таких людей - забота управления по охране дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств ДО МВД. Под охраной подразделений - 74 объекта. Это посольства, консульства, резиденции глав представительств, а также особо важные гособъекты. Один из них - Дом прессы.

Александр Файфура, младший инспектор охраны специального батальона милиции заступил на дежурство в Доме прессы в 9 утра. Сменится через 12 часов. Молодой человек и его коллеги на других милицейских постах управления (в зависимости от охраняемого объекта) должны предупредить посягательства на работников, дипломатических и консульских агентов, охранять здание от опасных вторжений, нарушителей, задумавших провокацию, теракт и прочее.

За работой этих сотрудников наблюдала не раз. Они всегда вежливы. Как бы вызывающе ни вел себя посетитель, спокойно объяснят ему что, зачем и почему. И все - как на подбор: высокие, с отменной выправкой и в отличной физической форме. Александр признается, что отбор в эти подразделения действительно несколько отличается:

Специфика службы. Однако, как вы понимаете, в детали вдаваться не стану. Я, к примеру, до назначения на эту должность служил в роте почетного караула военной комендатуры. Затем проходил полугодовую подготовку в учебном центре Департамента охраны в Горанях и только после этого был назначен сюда.

Меры безопасности на охраняемых объектах серьезные. Во–первых, внешний периметр хорошо просматривается. Картинки с видеокамер выводятся на монитор инспектора, записи хранятся долго. Во–вторых, каждый охрановец отлично знает свое учреждение: что называется, все входы и выходы. В–третьих, вход для здешних работников - исключительно по пропускам. Уговоры вроде «пропустите так, я на минуточку», «пропуск где–то забыл» и прочие с сотрудниками не работают. Александр привел в пример пару случаев, когда люди пытались пройти по чужим пропускам:

Всех работников мы знаем в лицо. К тому же когда персональную пропускную карту человек прикладывает к турникету, то у меня на мониторе, на КПП, компьютер выдает: мол, прошла такая–то гражданка. А на самом деле шествует бородатый товарищ. Просим все же пользоваться своей карточкой. Для посетителей, как бы они ни спешили, предусмотрена своя пропускная система. То есть мы должны понимать кто, к кому и во сколько идет. Эта информация фиксируется.

Мой собеседник также вспомнил печально известные случаи из мировой практики - покушения, теракты... Признался, что гостей охраняемых ДО зданий досматривают даже с помощью металлодетектора: «Люди относятся к этому с пониманием». Кстати, с этого года у сотрудников управления появились персональные видеорегистраторы «Дозор». Они помогут разрешить спорные ситуации и еще более дисциплинируют сотрудников. В тонусе своих подчиненных держит и руководство управления: постоянный контроль и проверки.


На столе инспектора охраны - фото разыскиваемых преступников, рация, стационарный телефон. Есть в помещении тревожные кнопки, одна из которых - беспроводная и всегда при милиционере. Ночью и в выходные здание также находится под присмотром «ночных сов».

Кстати, Александр проговорился, что будет участвовать в торжественном марше к 100–летию милиции. Пройдет в знаменной группе департамента. Тренировки к грандиозному шествию всех подразделений МВД уже начались.

После жестокого убийства российского посла Андрея Карлова в Анкаре заговорили о безопасности дипломатов во всем мире. Вопросов после случившегося много, и главные: как преступник смог попасть на открытие фотовыставки, где были спецслужбы, и почему рядом не оказалось охранников?

Вообще, согласно Венской конвенции, безопасность дипломатов должна обеспечивать страна пребывания. Обычно посольства и консульства берутся под охрану, но за пределами представительств дипломатов никто не защищает, рассказал член Российского совета по международным делам, бывший посол России в Мьянме и Южной Корее Глеб Ивашенцов.

"Обычно существует внешняя охрана из местной полиции, и существуют наши дежурные коменданты, которые охраняют вход в наши учреждения. Выступающего перед микрофоном посла нельзя на протокольном мероприятии окружить охранниками, тем более обычно при после охранник не ходит", - сказал он.

Охрана полагается послам в горячих точках и странах с повышенной террористической опасностью, таких как Ирак, Сирия и Афганистан. К примеру, в Кабуле российское посольство охраняет спецназ, а за послом ездит машина сопровождения. Для защиты дипломатов из России направляют бойцов отряда спецназа Службы внешней разведки "Заслон".

Он был создан 20 лет назад, в том числе для охраны посольств и эвакуации российских граждан из горячих точек. Его помощь в свое время понадобилась бывшему послу России в Йемене и Иордании Александру Калугину.

Известно, что некоторые посольства иностранных государств в Москве как раз нанимают частные охранные организации для защиты дипломатов. Проблема в том, что эти охранники не имеют права носить оружие. Кроме того, в каждом посольстве есть специальный человек - офицер по вопросам безопасности, который должен участвовать в подготовке мероприятий с участием дипломатов и оценивать потенциальные риски, отметил бывший посол России в Италии и Великобритании Анатолий Адамишин: "Его роль как раз сводится к тому, чтобы оберегать посла, и оберегать не только физически, но и выясняя обстоятельства, куда посол едет, есть ли там какие-то опасности и так далее".

В случае с Турцией всех этих мер оказалось недостаточно. После убийства российского посла власти могут пересмотреть всю систему охраны дипломатов, считает президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения "Альфа" Сергей Гончаров.

"Расстрел нашего посла говорит о том, что нам надо заниматься проблемой безопасности наших посольств во многих странах, в частности в тех, которые являются основной угрозой со стороны террористов. И это показало, что они должны быть охраняемыми лицами", - подчеркнул он.

Эксперты отметили, что послы других стран также не имеют надежной защиты.

Сейчас посольства России есть почти в полутора сотнях стран. И чтобы обеспечить всех дипломатов дополнительной охраной потребуется приличная сумма. Сколько именно, подсчитать сложно. Это будет зависеть от того, каким образом будут повышаться меры безопасности.
kommersant.ru

РОСА-Орел пишет:

Привет Всем! Только что вернулись из Ирака, наших погранцов видел только в Шереметьево, придирчивые откормленные и невменяемые, смотрели на нас как на жирных наемников..., но это отдельная тема...Наше посольство в Багдаде охраняют ребята из "заслона", нормальные парни из совершенно официальной структуры. Кстати об арабской вязи на снаряжении и экипировке - "руси" - Россия. Наша группа, на этот раз, работала в провинции Басра, на станции Наджибия...

Внутреннюю охрану посольств осуществляют сами россияне. Согласно законодательству России в "мероприятиях по обеспечению безопасности учреждений" и "дипломатических представительств за границей" участвуют Служба внешней разведки (СВР) , Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная пограничная служба (с 2003 г. в составе ФСБ) , а также Департамент безопасности МИД.
Департамент безопасности МИД выполняет:
координирующие и инспекционные функции,
а также обеспечивает посольство техническими средствами защиты общего назначения: бронированными автомобилями, аппаратурой сигнализации, камерами слежения и видеозаписи, системами допуска и контроля.
Представители ФСБ отвечают:
за охрану государственных секретов в рамках деятельности посольства. Это в частности включает в себя защиту связи и пресечение попыток внедрения прослушивающей аппаратуры (до 2003 г. эти функции выполняло Федеральное агентство правительственной связи).
Сотрудники пограничной службы ФСБ отвечают:
за обеспечение физической защиты посольства и его персонала.
И наконец самая важная роль в обеспечении безопасности диппредставительства, особенно в условиях военного времени, отводится
"Управлению К" внешней контрразведки СВР, доставшейся этой службе от Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР.

По свидетельству Виктора Буданова, бывшего начальника "Управления К" еще в 1984 году его служба имела секретны контакты с ЦРУ на предмет взаимодействия против захвата иностранных заложников шиитскими террористами в Ливане (газета Сегодня, февраль 2000 г.). В настоящее время, особенно в иракских условиях, внешняя контрразведка СВР отвечает за контрразведывательное обеспечение безопасности посольства и его сотрудников. Как и прежде, это включает в себя:
негласное сотрудничество с иностранными спецслужбами, но в первую очередь, ведение агентурной разведки среди населения, в частности сотрудников силовых структур, членов террористических группировок и деятелей духовенства, с целью выявления потенциальных угроз для посольства и его персонала. Любой выезд работников за пределы диппредставительства становится для сотрудников внешней контрразведки целой спецоперацией. С помощью местных информаторов, они обязаны не только иметь сведения о возможных акциях против дипломатов, но и заранее определить общую степень опасности по маршруту их передвижения. На этом основании, до выезда из посольства, представители внешней контрразведки готовят отчет по оперативной обстановке в районе предстоящей поездки. Они же участвуют в определении времени выезда и возвращения в посольство, а также маршрута передвижения. С учетом предоставляемой ими информации, может быть принято решение об отмене запланированного мероприятия.
Полная статья

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что российские посольства в скором времени будут охранять спецназовцы. По словам главы МИД РФ, ведомство достигло договоренности с правительством, осталось лишь решить «финансовую сторону вопроса», информирует «Российская газета ».

Лавров подчеркнул, что для охраны посольств требуются несколько сотен сотрудников пограничной службы ФСБ, однако пока они находятся в дефиците.

Глава МИД страны добавил, что в государствах, где наблюдается «опасная военно-политическая обстановка», уже работают спецназовцы. В качестве примера Лавров привел Ливию и Ирак. В целом, заявил министр, в последние десять лет Россия старается привлекать к охране посольств кадровых сотрудников пограничной службы ФСБ.

Стоит отметить, что Лавров вспомнил недавний случай, произошедший в столице Польши Варшаве, где российское консульство подверглось нападению со стороны националистов. Как подчеркнул министр, Москва предупреждала польских коллег, что не стоит прокладывать маршрут шествия через посольство, поскольку это может плохо закончится, однако Варшава не приняла к сведению эти рекомендации, заверив, что «все будет в порядке».

Напомним, во время «Марша независимости» группа польских националистов напала на представительство России в Варшаве. Инцидент произошел 11 ноября. Демонстранты забросали здание посольства камнями и петардами. Утихомирить молодежь удалось полицейским, из которых двое получили ранения. Впоследствии польские власти принесли извинения Москве за действие своих граждан.

В ответ на нападение на консульство посольство Польши в Москве закидали фаерами и дымовыми шашками. Полицейским удалось задержать лишь четырех человек – остальным участникам нападения на дипмиссию удалось сбежать.

Наиболее надежным способом доставки дипломатической почты является ее пересылка в сопровождении дипломатического курьера. Дипломатические курьеры хотя и состоят на службе в ведомствах иностранных дел аккредитующих государств, но, как правило, не имеют дипломатических рангов и не входят в состав персонала представительств. Этим объясняется сравнительно небольшой объем иммунитетов дипломатических курьеров.

На практике, с одной стороны, существует тенденция предоставлять дипломатическим курьерам в основном те же иммунитета, которыми наделены дипломаты. Однако, с другой стороны, недостаточная урегулированность статуса дипломатических курьеров нередко приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Много конфликтов возникает в связи с незапрещаемым Конвенцией личным досмотром дипкурьеров и их багажа при прохождении таможенного контроля. Возможность такого досмотра предусмотрена законодательством ряда стран.

Не урегулирован Конвенцией и на практике вопрос о возможности технического контроля дипломатических курьеров в аэропортах, который также предусматривается законодательством ряда государств.

В дипломатической практике встречаются случаи ограничения государствами пребывания свободы передвижения дипломатических курьеров, что не противоречит Конвенции, при условии, однако, что такие ограничения не препятствуют свободной доставке дипломатической почты. Вопросы статуса дипломатического курьера затрагиваются в проекте статей Дополнительного протокола.

В нем впервые регулируются вопросы назначения, документирования, гражданства дипломатического курьера, устанавливаются его функции, порядок прекращения функций, возможность объявления курьера персоной нон грата. Протокол предусматривает предоставление курьеру личной неприкосновенности, неприкосновенности временного жилого помещения, служебного иммунитета от уголовной, гражданской и административной юрисдикции, таможенного и налогового иммунитетов .

В ст. 17 ("Неприкосновенность временного жилого помещения") предусматривается, что, хотя "временное жилое помещение дипломатического курьера неприкосновенно", согласие дипломатического курьера на вступление в эти помещения местных властей "может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты" (п. 1).

В п. 3 этой же статьи устанавливается, что временное жилое помещение дипломатического курьера может быть подвергнуто досмотру или обыску при наличии "серьезных оснований предполагать, что в нем находятся предметы, обладание, импорт или экспорт которых запрещен законом или карантинными правилами"; "такой досмотр или обыск должен проводиться только в присутствии дипломатического курьера" и при условии, что не будет нарушена личная неприкосновенность курьера, неприкосновенность дипломатической почты, а также не будет задержки или препятствий в доставке дипломатической почты.

Положения о временном жилом помещении дипкурьера представляют новацию в дипломатическом праве, обусловленную главным образом стремлением сторон к законченному и всестороннему урегулированию статуса дипломатических курьеров, а не потребностями практики, поскольку на практике каких-либо инцидентов с временными жилыми помещениями, по существу, нет.

В ст. 18 ("Иммунитет от юрисдикции") проекта протокола устанавливается, что дипломатический курьер пользуется служебным иммунитетом от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания (п. 1 и п. 2).

В особых случаях представительство может поручить доставку документа одному из своих сотрудников с выдачей ему специального курьерского листа. Такой сотрудник рассматривается как дипкурьер "ad hok", т.е. имеющий временный характер, функции которого прекращаются с момента доставки документов по назначению .

Дипломатическая почта может также быть вверена командиру экипажа гражданского самолета. При этом он должен быть снабжен официальным документом с указанием числа мест, составляющих почту. Однако он сам не считается дипломатическим курьером, что следует учитывать при формировании отправляемой с ним почты.

Усиление террористической деятельности в западных странах, в частности участившиеся в последние годы случаи захвата посольств террористами, похищения и убийства дипломатов, стали причиной создания многими государствами внутренней охраны в дипломатических и иных представительствах.

Принципиальное решение об утверждении внутренней охраны было принято американским конгрессом еще в 1932 году; с 1948 года в американских представительствах за рубежом несут постоянную охрану морские пехотинцы США. Численность подразделений морской пехоты в посольствах США в Лондоне и Париже достигает 35 человек .

В настоящее время внутренняя охрана создана в представительствах большинства государств. В последние годы выявилась тенденция к резкому усилению аккредитующими государствами режима безопасности в дипломатических представительствах, увеличению численности сотрудников внутренней охраны.

Общее руководство сотрудниками внутренней охраны осуществляют, как правило, офицеры безопасности дипломатических представительств. Внутренняя охрана обычно вооружена огнестрельным оружием, а в некоторых странах располагает даже тяжелым вооружением. Известно много прецедентов, когда внутренняя охрана применяла оружие при нападениях на дипломатические представительства.

Будучи первоначально созданной главным образом для защиты представительств от нападения террористов, на практике внутренняя охрана активно используется и для противодействия местным спецслужбам. Эта мысль была отчетливо выражена государственным секретарем США Д. Шульцем на слушаниях в сенатском комитете по разведке 23 апреля 1987 г., где он следующим образом сформулировал две главные задачи в усилиях по обеспечению безопасности американских представительств:

"- обеспечение физической безопасности наших представительств от насилия толпы, атак террористов и несанкционированного вторжения;

Обеспечение технической безопасности наших представительств и нашей коммуникационной сети .

В доктрине международного права вопросы, связанные с внутренней охраной, насколько это известно, никем не исследовались.

Действующими договорными нормами вопрос об организации и статусе внутренней охраны в дипломатических представительствах прямо не регулируется в силу того, что создание внутренней охраны - сравнительно новое явление в дипломатической практике.

В силу международного обычая дипломатические представительства пользуются привилегией на организацию внутренней жизни по своему усмотрению и в соответствии с традициями и обычаями своей страны. Ссылкой на эту привилегию можно объяснить и допустимость создания внутренней охраны в дипломатических представительствах, при условии, однако, что ее организация и деятельность будут связаны с сугубо внутренними делами представительства. Осуществление каких-либо охранных функций, выходящих за рамки организации внутренней жизни представительства, будет представлять собой вмешательство во внутренние дела государства пребывания, к каковым относится предусмотренное в п. 2 ст. 22 Конвенции выполнение "специальной обязанности" по обеспечению безопасности иностранных дипломатических представительств. Ссылка на указанную привилегию дает возможность лишь в самом общем виде обосновать правомерность существования внутренней охраны и определить сферу ее деятельности.

Важно отметить, что организация внутренней охраны в дипломатических представительствах стала в настоящее время широко распространенной практикой, которая почти не встречает возражений со стороны государств пребывания.

Аккредитующие государства нередко направляют сотрудников внутренней охраны открыто, прямо указывая в запросах на визы и в нотной переписке должности этих лиц. Более того, в нотной переписке иногда даже прямо указывается, какие функции выполняют те или иные сотрудники внутренней охраны. Многие государства пребывания, будучи, видимо, не в состоянии обеспечить необходимую защиту иностранных дипломатических представительств, сами выражают заинтересованность в организации внутренней охраны в этих представительствах .

В целом настоящий вопрос недостаточно урегулирован нормами международного права на современном этапе. Необходимо заключение многостороннего договора, который мог бы на основе существующей практики содержать следующие положения:

возможность учреждения внутренней охраны;

ее количественный состав (квота);

примерный объем ее компетенции (в пределах помещений представительства);

наличие оружия у сотрудников внутренней охраны (количества оружия, виды, порядок ввоза и регистрации, ношение лишь в пределах помещений представительства);

координация деятельности и организация сотрудничества внутренней охраны с местными правоохранительными органами.