Классификация социальных норм

Появление, формирование, совершенствование личности характеризуется некоторыми факторами, осуществляется по конкретным закономерностям. Социальные регуляторы позволяют выявлять и пояснять особенности существования личности в обществе.

Определения

В качестве субъектов рассматривают малые группы, общество, саму личность.

Она включена в серьезную систему разнообразных общественных отношений. К ним относятся: политические, правовые, производственные, идеологические, нравственные, религиозные отношения, управляют ими социальные регуляторы.

Внутренние регуляторы

Проанализируем основные их виды, позволяющие давать качественную характеристику личности.

Социальные регуляторы общества включают в себя:

  • общественное производство, мнение, отношения, сознание, социально-экономическую ситуацию;
  • стиль и образ жизни, традиции, социальный контекст, социальные установки, ценности, семью, быт;
  • мораль и этику, культуру, идеологию, мировоззрение.

Внешние регуляторы

Социальные регуляторы могут выступать и внешними факторами:

  • масштабные социальные группы (слои, классы, когорты, профессии, этнос);
  • небольшие группы (организация, группа);
  • социально-психологический климат, групповые отношения, степень организации коллектива.

Общие феномены

Такие социальные регуляторы поведения подразумевают традиции, вкусы, символы, слухи, предрассудки, стереотипы, коммуникации.

Для характеристики индивидуальности используют и личностные компоненты социально-психологических регуляторов. Такие социальные регуляторы представлены установкой, авторитетом, позицией, социальной престижностью, статусом. С их помощью можно выделять определенные черты конкретной личности.

Социальные нормы

Они выступают универсальным социальным регулятором общественных норм поведения. Среди таких факторов выделим моральные, правовые, религиозные нормы. К корпоративным нормам относят модели, образцы отношений и действий, традиции и обычаи, разнообразные обряды и ритуалы. В эту же группу включены и договорные нормы, деловые отношения.

Важно упомянуть о том, что личность выступает в виде объекта социальной регуляции в системе внешней общественной детерминации. В процессе социального поведения ее рассматривают не просто как субъект внутреннего поведения, но и с точки зрения внешней регуляции.

Многие психологи рассматривают регулятивную в психическом поведении и функционировании с позиции состояния, качеств.

Психические процессы

Отношений включают в себя следующие процессы:

  • Когнитивные, к которым относятся схематизация, категоризация. Они предполагают получение, переработку, преобразование, воспроизведение личностью получаемой информации, без которой невозможно полноценное социальное поведение.
  • Устная и письменная речь, с их помощью личность находит общий язык с другими представителями социального общества.
  • Психологические специфические явления. Среди них выделим инсайт (мысленное постижение), интуицию (выход за пределы имеющегося опыта путем образного обобщения непознанных закономерностей), суждения, умозаключения, решение задач (предвидение хода событий, анализ ситуации, поиск выхода из нее).

Семантическое субъективное пространство в когнитивном блоке представляет собой обобщение внутренних регуляторов поведения личности в обществе.

В. Ф. Петренко выделяет следующие факторы перестройки семантических субъективных пространств:

  • оценка;
  • активность;
  • упорядоченность;
  • сложность;
  • силу;
  • комфортность.

Построение семантического пространства подразумевает несколько этапов. Сначала происходит выделение всех связей у рассматриваемых объектов. Далее выстраивается матрица сходства выбранных объектов, оценивается их близость. Потом проводится математическая обработка матрицы с помощью факторного анализа. И на завершающем этапе проводится интерпретация рассматриваемых факторов.

Право как социальный регулятор выступает одним из внутренних регуляторов поведения личности. Оно позволяет оценивать эмоциональную реакцию личности на воздействие сильных или кратковременных раздражителей.

Среди внутренних регуляторов психологического состояния особый интерес представляет депрессия. Она связана с отрицательным эмоциональным фоном и пассивностью поведения.

К этим же показателям причисляют и разнообразные навязчивые состояния, например, мгновенное появление болезненных мыслей, побуждение к резким действиям, связанные с проблемами, возникающими в семье, на работе.

Благодаря психологическим качествам обеспечивается внутренняя субъективная регуляция, выражаемая в двух формах:

  • В виде личностных свойств это можно рассматривать как склонность человека к активным действиям, ответственности за проводимые действия, преобразования.

Благодаря личностным качествам человек налаживает взаимоотношения с другими людьми, находит способы поведения в социальном обществе. От этих качеств напрямую зависит самоопределение человека, его поведение в проблемных ситуациях, способность к саморазвитию, самопознанию, самосовершенствованию.

Особый интерес представляет самооценка, касающаяся отношения к себе, своим возможностям и способностям, нравственным качествам.

Человек, имеющий завышенную самооценку, считает себя интеллектуально выше других, при этом в реальности его способности весьма скромные и недостаточные для того, чтобы справляться с несложными ситуациями.

    Социально-психологические качества личности предполагают готовность человека к оценке сложившейся ситуации, способности его устанавливать эмоциональные одобрительные отношения с другими людьми.

Заключение

Необходимо отметить, что внутренние (субъективные) и внешние (объективные) регуляторы существуют не отдельно друг от друга, между ними предполагается диэлектрическая взаимосвязь. Учитывая принцип детерминизма, который был сформулирован С. Л. Рубинштейном, регуляторы могут являться и источником внешних причин, преломленных через внутренние условия.

Внешние регуляторы предстают в роли внешних причин социального поведения любой личности, благодаря внутренним регуляторам происходит преломление действия разных внешних детерминант. Психологический процесс развития нравственных качеств, сознания, поведения, перестройки, мотивации нервной системы, способности к принятию важных решений происходит благодаря диэлектрическому взаимодействию внутренних и внешних регуляторов. Качество их связи определяет особенности психики человека.

право поведение государство социальный

Понятие и классификация социальных норм

Для того, чтобы человек мог жить в обществе, он должен придерживаться определённых норм поведения, которые господствуют в нём. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества соответственно к потребностям его развития. Общие правила поведения, сложившиеся в определённом обществе называются социальными нормами. Целостная динамическая система социальных норм является необходимым условием жизни общества и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека и гражданина, стимулирование жизненного уровня народа.

Система социальных норм отображает достигнутый степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, качество жизни людей, исторические и национальные особенности страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отображают и конкретизируют действие объективных законов, тенденции общественного развития, то есть законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связанный с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельностью.

Поскольку общественная жизнь сложна и разнообразна, то социальные нормы заметно отличаются друг от друга не только по регулированию сферами общественных отношений, а и по способу своего установления и обеспечения.

Разнообразие, сложность и другие особенности общественных отношений обусловливают функционирование многих норм, которые их регулируют. В своей совокупности существующие нормы представляют единую систему социального регулирования, в которой эффективность каждого вида норм наибольшей мерой оказывается только в взаимодействии с другими элементами этой системы. Основными видами социальных норм являются экономические, политические, правовые, моральные, религиозные и др. Все они имеют определённые признаки, обусловленные особенностями их формирования, методами влияния на поведение субъектов и т.д. но в каждой из них присущи и общие для всех социальных норм признаки:

1. Они являются общими правилами. Это означает прежде всего, что социальные нормы выступают как правила поведения людей в обществе, то есть определяют, каким должно и может быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют во времени, наделены многоразовым действием и обращены к неопределённому кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. В основном социальные нормы возникают вследствие сознательно-волевой деятельности людей. Одни создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают вследствие многократных повторяющихся актов поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющиеся в общественном сознании и др.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть направлены на регулирование общественных отношений, поведение в обществе и др.

4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отображают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, собственно, имеют своё место в истории общества, свою историческую судьбу.

5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. Культура прежде всего выражена в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетяжело заметить отличия социальных норм в обществе, которым свойствен разные культурные традиции, например, европейская и азиатская.

Таким образом, социальные нормы - правила поведения общего характера, возникшие в процессе исторического развития, регулируют разные сферы общественных отношений, имеют содержание, обусловлено сознательно-волевой деятельностью людей, уровнем экономического, социального и культурного развития общества и обеспечиваются различными средствами социального влияния.

Благодаря этим признакам социальные нормы являются важным регулятором общественных отношений, активно влияют на поведение людей и определяют его направления в разных жизненных обстоятельствах.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по таким критериям:

Способ их создания;

Средства их охраны от нарушений.

На основе этого выделяют следующие виды социальных норм:

1. Нормы права - нормы, устанавливающиеся государством (народом в ходе референдума) и охраняются ним.

2. Нормы морали (от лат. мoralis - моральный) - это нормы, принципы, правила поведения, сложившиеся в обществе под воздействием общественного мнения соответственно к представлениям людей о добре и зле, обязанность, справедливость, честь и обеспечиваются через внутреннее убеждение и средства общественного влияния.

В обществе сформировались моральные требования общечеловеческой значимости, которые являются достижением цивилизации, в частности это забота о людях пожилого возраста, предоставление материальной и моральной помощи больным и малоимущим и т.п. Однако в обществе существуют и такие отношения, не подлежащие моральной оценке.

Частью общеморальных норм выступает религиозная мораль, ряд требований которой («не убей», «не укради» и др.) относится к общечеловеческим ценностям и составляет основную часть практически всех моральных систем, а в некоторых случаях - основу правовых и судебных систем (законы шариата в мусульманских странах).

3. Политические нормы регулируют отношения между социальными группами, нациями, народностями, их участие в организации и совершении государственной власти, отношения государства с другими субъектами политической системы общества.

4. Экономические нормы регламентируют отношения в сфере экономики.

5. Корпоративные норм (нормы объединений граждан) - это нормы, которые устанавливаются и обеспечиваются объединениями граждан. Особенности этого вида социальных норм состоят в том, что они регулируют деятельность, обусловленную заданиями определённых объединений граждан и направленную на достижение целей, ради которых эти объединения создавались. Корпоративные нормы разделяют на внутриорганизационные, согласно которым устанавливается структура объединения, определяются компетенция, формы и методы работы его органов, права и обязанности их членов. Вторую группу составляют нормы внешнего действия, регулирующие отношения объединений с другими субъектами. Корпоративные нормы должны соответствовать конституции страны, законам и другим нормативно-правовым актам. Эта группа социальных норм находить своё отражение и закрепление в актах (уставы, положения, постановления), выдающиеся соответствующими объединениями.

6. Религиозные нормы - это нормы, регулирующие поведение и специфические культовые действия, основанные на вере в существование Бога (Богов). Они отображены в уставах, «священных» книгах, других религиозных актах.

7. Эстетические нормы устанавливают правила поведения людей согласно представлениям о красоте, сложившиеся в обществе.

8. Организационные нормы закрепляют структуру, порядок создания и деятельности государственных органов и объединений граждан.

9. Культурные нормы определяют правила поведения людей, обусловлены уровнем и традициями материальной и духовной культуры общества.

10. Обычаи - это нормы (правила поведения), сложившиеся исторически, закреплены в общественной практике вследствие многократного повторения. Обычай, закрепившийся в сознании людей как наиболее умный или корыстный в определённых условиях образец поведения, вырабатывает своего рода автоматизм в поведении, воспринимается и реализуется без глубокого обсуждения. Разные нововведения, имеющие целью изменение или отмену определённого правила поведения, установленное обычаем, в течении определённого времени отвергаются либо воспринимаются с заметными трудностями во время реализации.

Очень близки к обычаям традиции - способы поведения людей, социальных групп, сложившиеся в обществе и передаются от поколения к поколению. Традиции охватывают, как правило, соответствующий тип поведения, складываются не с одного какого-либо действия, а стиля жизни.

11. Социально-технические нормы - нормы, регулирующие отношение людей к орудиям производства, к практике. Эти правила обеспечивают целесообразное и безопасное поведение человека в естественной среде, использование богатств и явлений природы, достижений науки и техники. Например, правила исполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов. Как только технические нормы становятся общими правилами поведения, они приобретают социальное значение. Например, правила гигиены, технические нормы, имеющие социальное значение.

Кроме того, социальные нормы разделяют на устные и письменные, сознательные и стихийные, а также зависимо от того, чем обеспечивается их исполнение (внутренним убеждением субъектов, объединениями граждан, обществом либо государством). Можно также выделить социальные нормы, присущие определённым историческим эпохам (общественно-экономическим формациям, цивилизациям и т.п.).

Такая широкая палитра социальных норм разных видов свидетельствует, что в арсенале социального регулирования всегда можно найти средство, наиболее соответствующее для регулирования тех или иных конкретных отношений.

Правовые нормы, кстати, не всегда являются самыми целесообразными средствами социального регулирования. Иногда оно лучше осуществляется при помощи моральных, религиозных либо других норм (особенно в сфере личных, интимных человеческих отношений). Конечно, все эти социальные нормы взаимодействуют с нормами права и не должны им противоречить. Вместе с тем, углубляясь в человеческие отношения, нормы морали, религиозные нормы, обычаи, находим в праве одну из необходимых форм их существования, то есть ряд этих норм становятся правовыми, используются при издании юридических норм. Например, сегодня мы официально отмечаем религиозные праздники - Рождество Христово, Паску. Благодаря точности, конкретности нормы-обычаи без особенной нормотворческой работы становятся нормами права. Активно влияют на нормы права нормы морали. Ряд правовых норм имеет моральное содержание, а потому всё право (в широком смысле) - это моральное явление.

Право, в свою очередь, влияет на нормы морали, религиозные нормы, нормы-обычаи. Право, в частности, является способом устранения препятствий на пути развития новых моральных норм: в условиях развития рыночных отношений оно утверждает чувство хозяина, частного предпринимателя - всё то, что становится содержанием соответствующих новых законов.

Следовательно, правовые нормы являются разновидностью социальных норм. Они имеют все признаки этих норм, но характеризируются особенными чертами, которые не присущи другим средствам социального регулирования.

В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регуляторы - система мононорм, регулировавших значимые для жизни родовой общины наиболее важные общественные отношения.

Термин "регулирование" означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.

В регулятивной системе принято выделять нормативные и ненормативные социальные регуляторы. К нормативному относится регулирование посредством норм, т.е. путем установления конкретных, четких рамок поведения участников общественных отношений. Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет целью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального принуждения.

Социальное принуждение может быть: государственным, применяемым в случае нарушения норм права; моральным, которое выражается в общественном осуждении нарушения норм нравственности и этических норм; со стороны общественных объединений, когда нарушаются корпоративные нормы, т.е. нормы уставов, положений общественных объединений; со стороны мирового сообщества - в случае нарушения общепризнанных норм и принципов международного права.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы. Разновидностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; прецедент судебный и административный. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с другими регуляторами, которые принято обозначать как ненормативные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов - ценностный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных народов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах.

Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памяти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и национальных отношений.

Директивный регулятор есть способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области законотворчества, планирования.

Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью СМИ, например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Действие информационного регулятора, его эффективность обусловлены связью с институтом гласности, т.е. этот институт обеспечивает участие населения в делах государства и его информирование о положении дел в стране.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, блокировать или нейтрализовать, исказить их действие.

Не каждая норма права является социально полезной и эффективной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспеченную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.

У ценностного регулятора, как известно, велика сила имитации, подражания массовому поведению ("поступай как все"). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учитывающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.

Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стимулы. Их влияние огромно, например, невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взысканий, увольнением с работы.

Еще по теме Вопрос 48. Регулятор общественных отношений.:

  1. 3. Право как государственный регулятор общественных отношений
  2. Об одной из ориентаций в понимании права как регулятора общественных отношений
  3. Глава 1. Обычай «кровной мести» как регулятор общественных этносоциальных отношений
  4. § 1. Дискуссионные вопросы определения границ сферы применения договоров для регулирования общественных отношений
  5. 1. Правовые отношения – особый вид общественных отношений
  6. 37 Формирование (происхождение) права как нормативного регулятора обественных отношений. Теории происхождения права

Метод децентрализованного регулирования , построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным , дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение , т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Типы правового регулирования

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Выводы

Анализ разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения позволяет выяснить, какие из них наиболее оптимальны. эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в том или ином их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализаци- онную юридическую деятельность.

Пути повышения эффективности правового регулирования

— это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Судя по количеству совершаемых в нашей стране правонарушений, в сфере правового регулирования еще имеется немало проблем, связанных с его эффективностью.

Повышение эффективности правового регулирования возможно на следующих основных направлениях:

  • совершенствование процесса правотворчества (нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся общественным отношениям);
  • совершенствование правоприменения. Нужно создавать с помощью юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения;
  • совершенствование судебной системы (приведение ее в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением спорных вопросов именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету);
  • повышение уровня правосознания и правовой культуры населения (преодоление правового нигилизма как еще довольно распространенного общественного явления путем комплекса образовательных, воспитательных и иных мер). Повышение уровня правосознания и правовой культуры, в свою очередь, будет влиять позитивно на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связан с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельности. «Социальные нормы связаны также с законами естественно-технических наук, с самим научно-техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации». Социальные нормы охватывают различные группы норм, действующих в определенных взаимосвязях друг с другом. В подходах к классификации социальных норм могут быть применены как основные, так и дополнительные, комплексные критерии. Учитываются сфера действия норм, само качество правил поведения, стимулы и гарантии реализации норм. К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и другие нормы. В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, корректируется другими социальными нормами. Взаимодействие отдельных норм, групп норм в единой системе социальных норм раскрывает комплексные свойства входящих в систему составных частей. Эффективность действия социальных норм находит выражение в достижении, поддержании общественного согласия граждан, прочного общественного порядка, атмосферы справедливого социального партнерства и инициативы, социальной ответственности, сознательного соблюдения норм всеми гражданами.

Социальные нормы по своей природе являются определенным стандартом поведения. При выделении разновидностей норм учитывается также способ осознания и регулирования поведения, форм санкций за несоблюдение норм. В понятие "социальная норма" входят более конкретные, детальные правила и правила широкого характера, воплощающие основополагающие идеи социальной жизни, которые именуются принципами. Более детальные правила органически связаны с соответствующими принципами, являются их проявлением в конкретных общественных связях, жизненных ситуациях.

Принципы и конкретные отдельные правила осуществляют регулирующие, контрольные, воспитательные функции. Например, активное воздействие на общественные отношения через регулирование волевого поведения людей путем воздействия на мотивы поведения оказывают не только конкретные юридические или моральные правила, но и юридические, и моральные принципы. Принципы справедливости и гуманизма, демократизм, уважение к правам человека, законности и др. оказывают глубокое воздействие на выбор определенного поведения людей, социальных групп, коллективов и в случае отсутствия норм, непосредственно регулирующих данный вид отношений. Социальные нормы связаны с интересами человека, общества в целом, а также с интересами отдельных социальных групп, интересами международного сообщества. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, можно назвать общечеловеческими нормами. Эти общечеловеческие нормы находят выражение во внутригосударственной и международной жизни.

В сфере хозяйственной жизни общества, где функционирует система рыночных отношений, а также в определенной мере осуществляется государственное регулирование с целью обеспечения развития производства, важная роль принадлежит экономическим нормам и нормативам. Эти нормы регулируют развитие производства, отношения распределения и потребления, отношения между отраслями промышленности, сельского хозяйства, торговли. Экономические нормы и нормативы регулируют денежно-финансовую систему, налоговую систему, деятельность банков, бирж. Рыночная экономика опирается, прежде всего, на саморегулирующуюся систему рыночных отношений, однако во всех высокоразвитых странах, таких, как США, ФРГ, Япония, Англия и др., государство стимулирует развитие экономики, стремится к сохранению социально-политической стабильности общества, повышению жизненного уровня народа. Поэтому государство защищает установившиеся порядки свободного предпринимательства, принимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни, по росту производства на основе достижений научно-технического прогресса. Используются такие рычаги, как налоги, кредит, инвестиции, другие средства.

Переход от командно-административной системы в хозяйственной жизни к рыночной экономике в России потребовал коренных изменений в формах собственности, преодоления государственной монополии на орудия и средства производства, учреждения частной собственности и предпринимательской деятельности, многообразия форм собственности. «Экономическая реформа, сопряженная с большими трудностями для народа, нацелена на формирование класса собственников, создание благоприятных условий для частнопредпринимательской деятельности, освобождение экономики от государственного руководства, которое в наступивший период тормозило экономический прогресс, вызвало кризис общества».

В условиях становления и развития рынка утверждается эффективное действие экономических норм и нормативов, саморегулирующихся начал хозяйственной деятельности общества, что, однако, не означает изоляции государства, права от экономики. Политика приватизации, либерализация цен, бюджет, налоговая политика, плата за производственные фонды, природные ресурсы, кредитная политика, укрепление и совершенствование финансовой системы - все это свидетельствует об активной роли государства, права в новом устройстве хозяйственной жизни страны. Несомненно, что переход к рынку, налаживание здоровых рыночных отношений займет значительный период времени в жизни страны, потребует больших усилий народа, государства. Этот процесс внесет значительные изменения в систему социальных норм, нормативного регулирования общественных отношений.

Важную группу социальных норм составляют политические нормы. Они регулируют отношение социальных групп, классов, граждан к государственной власти, отношения между классами, нациями и народами. Политические нормы регулируют участие народа, классов, социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Политические нормы различны по объему регулирования политических отношений, объему содержания. Нормы, обладающие наибольшей общественно-политической значимостью, широтой содержания, называются политическими принципами.

К политическим принципам относятся принцип полновластия, суверенитета народа, принцип равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип ненасильственного мирного разрешения международных споров и др.

Политические нормы находят выражение в различных формах: в политических декларациях, манифестах государств, политических партий, движений, в конституциях государств, уставах и программных документах политических партий. Политические нормы, выраженные в юридических актах государства, приобретают значение правовых норм. Вопрос о соотношении политических и юридических норм не решается однозначно. Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной, правовой нормы. Политическая норма может быть выражена в нормативно-правовом акте, но она может быть выражена и в политическом акте непосредственно. Юридическая норма имеет политическое значение в том смысле, что к ее оценке применялся политический критерий, она устанавливается компетентными государственными органами или каким-либо одним государственным органом.

Конечно, политический критерий, его содержание не следует абсолютизировать и таким образом "политизировать" все нормы права. Следует иметь в виду различия, например, между нормой гражданского, семейного, трудового, т.е. нормой частного права и нормой конституционного права, политический характер которой определяется ее специфическими свойствами. Нормы конституционного права представляют собой политические нормы в юридической форме.

Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие граждан 4 в выборах своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных лиц регулируются политическими нормами, которые выражены в юридическом акте. К политическим нормам относятся также и нормы, определяющие, регулирующие и контролирующие отношения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждый закон, принимаемый государственной властью, даже если он не выражает непосредственно политических отношений, получает экономическое, социальное и политическое обоснование, соответствующую оценку в правовом и нравственном сознании общества.

Значительную группу социальных норм составляют корпоративные нормы - установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных учреждениях, предпринимательских союзах. Эти нормы учреждаются в уставах объединений, учреждений, в положениях, других актах. Например, деятельность Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова регулируется Уставом. Большая часть корпоративных норм - это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования общественных организаций, а также права, обязанности, ответственность, взаимоотношения членов этих организаций.

Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются также обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы (людей) форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В нравах выражается психология определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в нравах. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами.

В воздействии на жизнь людей общества весьма близки к обычаям традиции - сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции обладают признаками устойчивости. По сравнению с обычаем традиции представляют собой более широкое образование. Традиция - это такой социально-психологический феномен, который по содержанию значительно шире обычая. В качестве традиции проявляются определенные идеи, ценности, социальные установления. Поддержка традиций обосновывается их полезностью для общества. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к социальному, культурному наследию, истории народа, государства. В ходе жизненных процессов зарождаются и утверждаются новые традиции и обычаи.

В социальной жизни, прежде всего в области бытовых, семейных отношений, обычаи, традиции проявляются в обрядах, ритуалах. Обряд - это определенного характера действие или комплекс поступков человека, группы людей. Таковы, например, традиционные свадебные обряды, обряд вручения свидетельства о рождении ребенка, обряды посвящения в рабочие молодых людей, приступающих к трудовой деятельности, проводы ветеранов труда на заслуженный отдых и т.п. Обрядовые церемонии, совершаемые в торжественной обстановке, называются ритуалом. Таким образом, о ритуале можно сказать, что это есть разновидность обычая или традиции.

Значительную и важную группу социальных норм представляют религиозные нормы, регулирующие отношения верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, строение и функции религиозных организаций.

Свод морально-этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны (предписания, правила) представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были взаимосвязаны. Мировые религии: иудаизм, христианство, буддизм, ислам - оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали христианства оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли, прежде всего населения Европы" и Америки. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующий религии ислама "путь следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна, иджма (высказывания проповедников мусульманской религии), кияс (толкование Корана и Сунны).

В Библии, Коране, Талмуде, других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых законах" установлена обязанность трудиться в течение шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитания детьми своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 г. римско-католическая церковь опубликовала Кодекс канонического права.

Во "Всеобщей декларации прав человека" говорится: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов". «Свобода совести и религии, сотрудничество всех конфессий для достижения благополучия и согласия в

В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы "Всеобщей декларации прав человека", "Итогового документа Венской

стречи представителей государств - участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе". В принятой в России "Декларации прав и свобод человека и гражданина" говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (ст. 14).

Образ жизни, достигнутый уровень материального благосостояния, культуры общества и человека находят отражение в правилах культурного поведения, нормах приличия, в этикете. Правила культурного поведения отражают внутреннюю духовную жизнь человека, его психологию и мораль. В этих правилах проявляется взаимосвязь моральной оценки и разнообразных эстетических, санитарно-гигиенических требований, соображений удобств. Под этикетом разумеется совокупность правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, формы общения, поведения в общественных местах, манеры и одежды.