Классификация: виды и формы обращений граждан Российской Федерации. Делопроизводство от А до Я. Работа с обращениями граждан

В деятельности любого органа государственной власти и органа местного самоуправления особое место занимает работа с обращениями граждан.

Кроме Закона № 59 - ФЗ, порядку работы с обращениями граждан и их приему посвящен XII раздел Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (далее Типовой регламент). О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 г. № 452 (ред. от 27.12.2012г.) // СЗ РФ. - 2005. - № 31. - Ст. 3233. В этом разделе закреплена также новая форма представления обращений граждан: электронные обращения или интернет-обращения. До принятия этого документа обращения граждан принимались исключительно в письменной или устной формах.

В соответствии со ст. 1 Закона № 59 - ФЗ порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, и на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Основное предназначение Закона № 59 - ФЗ заключается в закреплении требований к составлению обращений и порядка их рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления. В первую очередь следует отметить, что граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Купреев, С.С. Административное право и защита прав и свобод человека и гражданина в современный период / С.С. Купреев // Административное право и процесс. - 2011. - № 9. - С.17.

В соответствии со ст. 7 Закона № 59 гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

К тексту обращений граждан предъявляются всего два требования:

1. Обращение не должно содержать нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. Подобные обращения остаются без ответа, а получивший их орган или должностное лицо имеет право на ответное послание гражданину о недопустимости подобного поведения.

2. Текст обращения должен поддаваться прочтению. В ином случае на него просто физически невозможно будет дать ответ. А если фамилия и почтовый адрес тоже окажутся неразборчивыми, то гражданину не смогут сообщить о возникших трудностях. Князев, С.Д. Институт обращений граждан в фокусе административных процедур / С.Д. Князев, О.В. Хабибулина // Академический юридический журнал. - 2008. - № 3. - С. 56.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (ст. 8 Закона № 59 - ФЗ). Однако, согласно п. 3 ст. 8 Закона № 59 - ФЗ неправильно направленное обращение все равно в итоге будет переслано «правильному» адресату, при этом срок рассмотрения документа будет исчисляться с даты его получения в органе, уполномоченном на подготовку ответа.

Кроме того, необходимо отметить, что если гражданин неоднократно обращался с одним и тем же обращением, на которое ему многократно давались письменные ответы, то на очередное послание, не содержащее новых сведений, доводов или обстоятельств, государственный орган или орган местного самоуправления имеет право прислать уведомление о полном прекращении переписки с ним по вопросу, содержащемуся в этих обращениях. Это означает, что по иным вопросам данный орган не имеет права игнорировать обращения настойчивого гражданина (ст. 11 Закона № 59 - ФЗ).

Общий список прав гражданина при рассмотрении его обращения зафиксирован в ст. 5 Закона № 59 - ФЗ: представление дополнительных документов и материалов либо наоборот - обращение с просьбой об их истребовании; ознакомление с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну; получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов и уведомление о переадресации обращения; обращение с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке; направление заявления о прекращении рассмотрения обращения.

К гарантиям безопасности гражданина относятся: запрещение его преследования в связи с направлением обращения, содержащего критику деятельности государственных органов или органов местного самоуправления, а также неразглашение сведений, содержащихся в обращении, без согласия гражданина. Лошкарев, А.В. Гарантии законности при рассмотрении обращений граждан в административном порядке / А.В. Лошкарев // Проблемы теории и юридической практики в России. - 2008. - № 4. - С. 107.

К сожалению, в действующем Законе № 59 - ФЗ подробно не описываются правила ведения делопроизводства по обращениям граждан, а также не указывается орган, который должен утвердить такие правила. Указанный закон содержит только основные положения, регламентирующие порядок такой работы. Рассмотрим наиболее важные из них.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (п. 2 ст. 8 Закона № 59 - ФЗ, п. 12.1.1 Типового регламента).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (с возможностью его продления не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением гражданина о таком продлении) (ст. 12 Закона № 59 - ФЗ, ст. 12.2 Типового регламента).

Рассмотрение обращений граждан, по мнению законодателя, должно производиться исключительно на безвозмездной основе, т.е. бесплатно (ст. 2 Закона № 59 - ФЗ). Исключение составляют обращения, содержащие заведомо ложные сведения. Расходы, понесенные в связи с их рассмотрением, могут быть взысканы с гражданина, но только по решению суда (ст. 16 Закона № 59 - ФЗ).

Ответ на обращение гражданина, не зависимо от того, получено ли оно в письменном виде или по электронной почте, или же через интернет-приемную, всегда дается в письменном виде по существу поставленных в обращении вопросов, и отправляется по почтовому адресу, который указал заявитель (п. 4 ст. 10 и п. 3 ст. 7 Закона № 59 - ФЗ).

В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (ст. 11 Закона № 59 - ФЗ).

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения. Маслов, Б.В. Реализация материально-правового содержания института обращений граждан в нормах административного права / Б.В. Маслов // Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 9. - С. 48.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность (ст. 13 Закона № 59 - ФЗ).

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Попов, И.Е. Порядок рассмотрения обращений граждан в органы власти: особенности правового регулирования / И.Е. Попов // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2009. - № 1. - С. 69.

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Закон № 59-ФЗ предусматривает для субъектов РФ возможность детализации своих положений региональными законами и иными нормативными актами. Изменение норм федерального закона на региональном уровне допускается только в сторону увеличения прав и дополнения гарантий граждан и ни в коем случае не в сторону их ущемления.

Лица, виновные в нарушении Закона № 59 - ФЗ, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. В частности, нарушение установленного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных ст.5.39, 5.63 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2012 г.) // СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

Таким образом, граждане, обращаясь в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, вступают с ними в определённые отношения, и эти отношения со всей очевидностью являются ничем иным как административно-правовыми отношениями. Вместе с тем, при защите публично-правового интереса - восстановления законности, нельзя забывать и о частных интересах лица, обратившегося в полномочный орган. Поэтому главной целью процесса рассмотрения обращения гражданина по существу должно стать восстановление прежнего положения, нарушенного теми или иными неправомерными действиями или решениями органа государственной власти или местного самоуправления. К сожалению, эта задача не всегда решается на практике, поскольку законодательство, регла-ментирующее право граждан на обращения, не содержит такого требования.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно данному указу для данного производства характерны следующие стадии:

1. Первая стадия - возбуждение дела (основание – соответствующее обращение в письменной либо устной форме) производится в форме регистрации поступившего обращения.

2. Вторая стадия - рассмотрение обращения.

3.Третья стадия - принятие руководителем решения по обращению.

Производство по заявлениям и предложениям граждан в органы государственного управления обеспечивается в соответствии с их конституционным правом участвовать в управления делами государства и обращаться лично и коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления

Для рассмотрения обращений военнослужащих и членов их семей сроки рассмотрения сокращаются вдвое. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен руководителем, но не более чем на один месяц.

На письменные обращения должен быть дан мотивированный ответ в письменной форме. Исполнение решения по обращению состоит в оперативном уведомлении гражданина о результатах рассмотрения обращения. Такое решение может быть обжаловано в административном либо судебном порядке.

Производство по жалобам граждан является одним из средств реализации конституционного права на участие граждан в государственном управлении.

Все жалобы граждан можно поделить на два типа:

1.административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке;

2. удебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления с правосудия, в порядке уголовного, гражданского, арбитражного и конституционного судопроизводства.

Работа с жалобами граждан - особый вид административной деятельности, в процессе которой осуществляется последовательный ряд действий, выполняются обязанности, реализуются права. Соответствующие обязанности и права конкретизируются системой процессуальных норм, регламентирующих процедуры работы с обращениями граждан. Иными словами, существует довольно развитое, полное и четкое производство по жалобам.

В производстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.

Первая из них - стадия первичной обработки. Здесь получают письменные, выслушивают устные обращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечить первичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать с жалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Жалобу, которая направляется в другие организации, субъект власти может взять «на контроль». Это означает требование выслать ему копию ответа гражданину либо вернуть

дело после разрешения жалобы и контроль над работой с жалобой. Если жалоба является повторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущего рассмотрения.

Вторая стадия - проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна быть собрана и проанализирована информация, необходимая для принятия правильного решения. Иногда для проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаются специалисты, активисты. Довольно часто проверяющим приходится выезжать туда, где могут быть получены сведения, нужные для дела. Помимо сбора фактических сведений работа с жалобами предполагает тщательное изучение соответствующих правовых норм. Иногда по результатам проверки составляются справки,

Третья стадия - принятие решения по жалобе. Следует отметить, что в любой властной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) является центральным моментом функционирования. А стадия принятия решения - главная в любом административном производстве. Поскольку решение подводит итог уже проделанной работе, установлены сроки его принятия, а значит, сроки рассмотрения обращения (дела).

Общий срок рассмотрения жалоб граждан - один месяц. Из этого правила установлены три исключения

1.Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаются безотлагательно, но не позднее 15 дней.

2. Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов, либо принятие других мер, срок производства может быть продлен руководителем организации или его заместителем, но не более чем на один месяц.

3. Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в 15-дневный, а в местных - в 7-дневный срок.

В случае необходимости срок может быть продлен, но не более, чем на 15 дней.

  1. з 7. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
    обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В этой статье речь идет о важнейшем элементе демократически организованного общества. Обращения граждан к субъектам публичной власти - главное средство реализации, зашиты прав, они позволяют укрепить законность, повысить эффектив ность работы органов власти, исправить их ошибки. Обраще ния можно рассматривать и как форму
  2. 1.2 Денежный оборот, денежное обращение
    обращение, постарайтесь высказать свою точку зрения. В вопросе о денежных агрегатах, необходимо понять, по какому признаку распределяются средства. Вопросы: характеристика денежного обращения и денежного оборота; безналичное денежное обращение, его виды; денежная масса, ее структура; законы денежного
  3. Юридические гарантии административно-правового статуса граждан
    обращения граждан. Существуют следующие виды обращений граждан. Предложение - обращение граждан в письменной или устной форме, направленное на привлечение внимания к несовершенству регулирования, организации или деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в той или иной сфере управленческой деятельности с указанием на пути их
  4. 5.4. Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов
    граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права. Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан. Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и
  5. 5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина
    обращений граждан; ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления; ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 О беженцах; Закон РФ от 19 февраля 1993 г.
  6. Неизвестный. Деньги-Финансы-Бюджет-Страхование-Банки, 2009
    обращения. Наличное и безналичное обращение. Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег. 3. Денежная система и её элементы. 4. Сущность и функции финансов. 5. Финансовая система и характеристика её звеньев. 6. Управление финансами и финансовая политика РФ. 7. Сущность, виды, формы и методы проведения финансового контроля. 8. Сущность и функции финансов коммерческих
  7. 4.5. Сущность и типы денежных систем. Система обращения металлических денег. Система обращения бумажно-кредитных денег. Депозитные деньги. Кредитные карточки. Электронные деньги
    обращения, закрепляемая национальным законодательством. Важнейшим элементом денежной системы является денежное обращение. Под денежным обращением понимается непрерывное движение денег, их функционирование в качестве средства обращения и средства платежа, которое совершается в рамках денежной системы страны. Можно выделить два основных типа систем денежного обращения: Система обращения
  8. 5.5. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления
    обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно; на свободу передвижения; на неприкосновенность личности; на неприкосновенность жилища; на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований; на
  9. 9.3. Административный процесс и административные производства
    обращений граждан (предложений, заявлений и жалоб) существенно отличается от установленного порядка применения уполномоченными на то органами мер поощрения к гражданам за достигнутые успехи в служебной деятельности. Каждое административное производство представляет собой систему норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел.
  10. Вопросы для самоподготовки и контроля
    граждан РФ. Административная правоспособность граждан РФ. Административная дееспособность способность граждан РФ. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без
  11. Тема 14. Особое производство
    обращение в арбитражный суд. Судебное разбирательство. Решение арбитражного суда. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве). Законода тельство о несостоятельности (банкротстве). Право на обращение в ар битражный суд по делу о несостоятельности (банкротстве). Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве). Примирение по делам о несостоятельности
  12. 1.Исполнение в отношении индивидуальных предпринимателей
    обращения взыскания на денежные средства, а также любое лично принадлежащее им имущество. При недостаточности этого имущества в соответствии со ст. 45 Семейного кодекса кредитор вправе требовать выдела доли супруга-должника, которая бы причиталась супругу-должнику при разделе общего имущества супругов, для обращения на нее взыскания. Если приговором суда установлено, что общее имущество супругов
  13. 8.3. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
    обращение граждан в органы местного самоуправления. Местный референдум - проводимое на всей или части территории муниципального образования голосование граждан (жителей муниципального образования) в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных
  14. Скорость обращения денег.
    обращения денег. Речь идет о скорости, с которой деньги переходят из рук в руки или обращаются в экономике. Если количество денег велико, в сравнении с потоком расходов скорость обращения мала; если деньги оборачиваются быстро, то скорость их обращения высока. Скорость обращения денег определяется по формуле где V - скорость обращения денег; Р - средний уровень цен; (I - реальный ВВП; М -
  15. 9. Представление иностранных лиц консулом
    обращения в суд иностранных лиц, как возможность их представления консулом, находящимся в России. Ряд консульских конвенций Российской Федерации, заключенных, в частности, с Болгарией, Вьетнамом, Польшей, Румынией, Китаем, КНДР, Австрией, ФРГ и др., предусматривают, что для признания полномочий консула в суде доверенности не требуется. Данные положения вытекают из ст. 5 Венской конвенции о
  16. 1. Создание денег и их изъятие из обращения
    обращение и уходят из него, т. е. как создаются деньги и как они изымаются из обращения? В рамках денежного агрегата М1 мы различали банкноты, монеты и вклады до востребования (в коммерческих банках и в ЦБ). Право чеканки монет - монетную регалию - в ФРГ имеет федерация. Так как номинальная стоимость монет в общем существенно выше издержек их производства, федерация, как правило, получает доход
  17. 1. Понятие защиты публичных интересов, защиты прав и законных интересов других лиц путем обращения в арбитражный суд государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций и граждан
    обращения в арбитражный суд (государственные органы вправе защищать как публичные интересы, так и интересы других лиц). При обращении в защиту публичных интересов государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы реализуют свою компетенцию и властные полномочия. При этом государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы не являются непосредственными
  18. Контрольные вопросы по главе 2
    обращения. Дайте характеристику понятия и сущности денежного обращения. Дайте характеристику наличного и безналичного оборота. В чем состоит сущность закона денежного обращения. Дайте характеристику структуры денежной массы. Дайте характеристику основным элементам денежной системы. Что такое биметаллизм? Что такое монометаллизм? Охарактеризуйте современную международную денежную систему. Дайте
  19. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды
    граждан и объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности. Способы обеспечения законности - совокупность юридических, организационных
  20. Классификация по срокам обращения.
    обращения до одного года, и тогда их принято классифицировать как краткосрочные ценные бумаги. Ценные бумаги, имеющие срок обращения от одного года до пяти лет, называются среднесрочными, а бумаги, которые имеют срок обращения более пяти лет, - долгосрочными. Бессрочные долговые бумаги (облигации) именуют перпетуитетами. Срок обращения долевых ценных бумаг ограничен, как правило, сроком

Существуют две основные классификации обращений - по содержанию и по форме (классифицируются в зависимости от формы их подачи - устная и письменная).

Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную эффективность его разрешения. По несложному вопросу гражданину проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно сразу же постараться дать на него ответ. Таким образом, применение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и бумажную волокиту, помогает более оперативно решить возникший вопрос. Устные обращения могут подразделяться на личные (поданные при личной встрече) и телефонные (поданные по телефону). Особой формой устных обращений можно признать и обращения, поданные в ходе телемостов высших руководителей государства и граждан.

Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. Тогда граждане могут подать письменное обращение. Такие обращения пересылаются по почте, телеграфу, вручаются через бюро жалоб или лично через секретариат и т.п.

И письменные и устные обращения обладают одинаковой силой, поэтому форма обращения не имеет юридического значения. Рассмотрение устных обращений поставлено лучше, чем письменных, и именно устное обращение гражданина, поданное на личном приеме в приемной соответствующего органа или у должностного лица, позволяет оперативно решить проблему.

Так же, по форме подачи можно выделить, так называемые, «смешанные» или «устно-письменные» обращения - выполненные в письменном виде, но переданные на личном приеме, а не присланные по почте. Эта форма, не признанная законодательно, имеет немалое значение для практики. При рассмотрении обращений в некоторых органах исполнительной власти, обращения, поданные на личном приеме, имеют значительное преимущество - их рассмотрение контролируется. Так что на практике устная или «устно-письменная» форма подачи обращения часто делает обращение более «действенным» и дает больше шансов на скорое его рассмотрение, решение поднятых в нем проблем.

  • · Предложение;
  • · Заявление;
  • · Жалоба

Рассмотрим каждый вид обращения поближе.

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативно-правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Иными словами, это вид обращения граждан в органы государственной власти, в частности в органы внутренних дел, и местного самоуправления, не содержащий в себе сообщений о нарушениях законности и требований о реализации предоставленных законом субъективных прав и свобод, имеющий своей целью дать рекомендации по улучшению или совершенствованию деятельности этих органов и предлагающий конкретные формы, способы их осуществления.

Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативно-правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Иными словами это вид обращения, направленный на реализацию предоставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Иными словами, это вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. (См. образец в приложении 5)

Как правило, в жалобе содержатся не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав.

Органы государственной власти города, органы местного самоуправления, должностные лица - Мэр, Вице-мэр, министры и другие члены Правительства Москвы, руководители департаментов, комитетов, управлений, префекты административных округов, главы районных Управ, депутаты Московской городской Думы, государственные и муниципальные служащие в соответствии с возлагаемыми на них служебными обязанностями, а также руководители предприятий, учреждений, организаций обязаны своевременно и по существу рассматривать обращения граждан и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящим Законом и иными законодательными и нормативными правовыми актами города Москвы.

Таковы три главные формы обращений, закрепленные действующим Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Существуют и другие виды обращений граждан, рассмотрим их вкратце.

Одним из таких обращений является ходатайство. Ходатайство определяется как «обращение гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав и свобод, изложенное в письменной форме, в случаях, которые прямо установлены законодательством Российской Федерации».

Существенным является то, что ходатайство может иметь место только в предусмотренных законом случаях и являет собой просьбу гражданина о признании за ним определенного статуса, дающего некоторые специальные права.

Из толкового словаря - «Ходатайство - официальная просьба или представление, адресованное государственным органом или общественной организацией в вышестоящие инстанции - официальная просьба о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенная к органу дознания, следователю, прокурору, судье или суду».

Иначе говоря, гражданин, подающий ходатайство, имеет специальное право, и ходатайством он лишь заявляет о том, что он у него есть и требует от властей совершить некоторые действия или предоставить блага, соответствующие его праву.

Ещё одна форма обращений граждан - письма-сигналы (хотя слово “письмо” здесь скорее дань традиции, т.к. они могут подаваться и в устной форме). В нормативных актах, и в Федеральном Законе "Об обращениях граждан" о них ничего не говорится. По своей сути они направлены не на защиту прав гражданина, не на реализацию права, а на уведомление властей о каком-либо нарушении закона (или подзаконного акта) - совершённом или могущем совершиться, об ущемлении прав других граждан, не имеющих прямого отношения к заявителю. Письма-сигналы, таким образом, вообще не связаны с личностью заявителя, почему часто бывают анонимными.

Гражданин, направляя подобное обращение, не ищет ничего для себя, не преследует (по крайней мере, явно и очевидно) своего интереса. Прежде всего, он пытается защитить законность, права других граждан, обратить внимание властей на нарушения публичного порядка, и таким способом гражданин выполняет предупредительную, профилактическую функцию, в принципе являющуюся одной из основных функций государственной власти, следовательно, участвует в управлении.

Существует еще одна классификация обращений - по субъекту (заявителю): индивидуальные и коллективные.

Индивидуальное обращение подписывается одним лицом - заявителем. Коллективное - это « обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, имеющее общественный характер и принятое на митинге,собрании и подписанное их организаторами или участниками.

Здесь важно обратить внимание на то, что коллективным является только то обращение, которое составлено и подписано сразу несколькими гражданами, одновременно и совокупно.

Поэтому рассмотрение коллективных обращений должно проходить в том же порядке, что и индивидуальные обращения.

Проблема классификации имеет важное значение для нормативного регулирования работы с обращениями граждан. Рассмотрев возможные классификации обращений, перейдем к организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Такое право граждан является одним из важнейших элементов их административно-правового статуса.

Обращения граждан могут быть трех видов.

Предложение - обращение граждан в государственные органы или общественные организации, не связанные с нарушением каких-либо субъектных прав или нарушением законных интересов граждан. Предложения направлены на совершенствование работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Заявление - обращение граждан с просьбой об удовлетворении каких-либо прав или законных интересов, не связанных с их нарушением.

Жалоба - устные или письменные, коллективные или индивидуальные обращения граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в связи с нарушением прав или законных интересов гражданина либо общественных интересов.

12.Общее право жалобы , которым обладает любой гражданин, реализуется в соответствии с Федеральным законом от 27.04.93 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии со ст. 1 указанного закона каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

К действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, относятся те, в результате которых:

Нарушены права и свободы гражданина;

Созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

Незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности;

Действие (решение) повлекло за собой перечисленные последствия.

Гражданин вправе обжаловать как вышеназванные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

Гражданин вправе по своему выбору обжаловать ущемляющие его права и свободы действия (решения):

В судебном порядке;

В порядке подчиненности органу, должностному лицу, государственному служащему.

В административном порядке жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы в административном порядке отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. В судебном порядке жалоба рассматривается по принципам гражданского судопроизводства.

Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:

три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

13.Специальное право жалобы дополняет общее право жалобы и устанавливается особыми административно-правовыми актами - КоАП, ТК, Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил, Уставом железных дорог и т.д. Порядок обращения граждан в данном случае, срок подачи и рассмотрения жалобы, особенности процедуры рассмотрения и многие другие вопросы регламентируются указанными специальными актами.

Специальная жалоба – позволяет учитывать особенности правового статуса граждан как лиц выполняющих те или иные функции, как участников трудовых или юрисдикционных отношений. Особенности и отличия от общей жалобы: 1) специальная жалоба может быть подана только лицом привлеченным к ответственности, потерпевшим или адвокатом ст. 250, 256 КоАП. 2) Может быть только письменной. Для общей жалобы форма не установлена. 3) Адресатом специальной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг общей жалобы значительно шире. 4) специальная жалоба должна быть направлена адресату в течение 10 дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания. 5) подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания. Ст. 270 КоАП. 6) Специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение 3 суток направить ее вместе с делом по подведомственности. ч2 ст. 267. 7) Жалоба рассматривается уполномоченным органом в 10-тидневный срок. Для общей - иные сроки. Т.о. право на специальную жалобу уже права на общую жалобу. Цель состоит в том, чтоб в более сжатые сроки рассматривать жалобы постановлений о наложении административного взыскания, чтобы усилить контроль за правами граждан.