Классный час «История флага России. Государственные символы России (сценарий классного часа)


КЛАССНЫЙ ЧАС «Государственная символика РОССИИ»

Кл.рук-ль 5 а класса: Викулова Н.А.

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ.

Задачи:


  • формировать у школьников представление о государственной символике и преемственности в ней;

  • развивать чувство гордости за родное Отечество;

  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
План урока:

1. Символы государства.
2. Российский флаг.
3. Российский герб.
4. Гимн России.

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

Оборудование урока:


  • карточки с изображениями: красного креста, зеленого человечка;

  • изображения флагов России, США, Канады;

  • изображения с бело-синими флагами;

  • герб России, герб Московского государства XV в.;

  • оставной герб;

  • толковые словари;

  • текст гимна (по количеству учащихся).

  • карточки с практическим заданием (по количеству учащихся).
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Символы государства

Занятие начинается с небольшой беседы с классом, в ходе которой разъясняется, что такое символы и какие существуют государственные символы.

– С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему городу. Представляем, как мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа (учитель показывает карточку с изображением красного креста) [Приложение 1 ]. И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу и на светофоре загорается вот такой символ (учитель показывает карточку с изображением зелёного человечка) [Приложение 2 ].

– Как вы думаете, что обозначает этот символ? (Это означает, что путь для пешехода свободен.)

– Все это – символы (карточки с изображением красного креста и зеленого человечка вешаются на доску) .

Учитель обобщает:

– Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.

– Как называется государство, в котором мы живем? (Россия )

– А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина )

– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг )

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель им помогает, задавая наводящие вопросы:

– Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях?

– Какая музыка при этом исполняется?.

II. Российский флаг

– Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.

Учитель зачитывает стихотворение:

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный ….... (флаг)!

С.Куприн

Рассказ учителя

– Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)

Если ребята затрудняются с ответом, то учитель продолжает:

– И мы снова отправляемся в путешествие, но теперь не пешком, а на самолёте. Закрываем глаза и представляем, что наш самолёт взлетает в воздух. Пролетев какое-то расстояние, старший пилот сообщает, что в связи с изменившимися погодными условиями самолет должен совершить вынужденную посадку. Наш самолёт приземляется, и мы выходим из него, но не можем понять, где мы находимся. Лишь только на здании аэропорта развивается вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Канады) [Приложение 3 ]. И мы сразу понимаем, что мы находимся в Канаде.

– Ребята, а если бы на здании аэропорта развивался вот такой флаг (учитель показывает изображение флага США) [Приложение 4 ] тогда в какой стране мы находимся? (США)

– А если мы видим вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Российской Федерации) [Приложение 5 ], то понимаем, что далеко мы не улетели и остались в России. У каждой страны есть свой собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран (учитель показывает изображения флагов некоторых стран, например, США и Канады).

Задание: раздаются карточки с изображениями бело-сине-красных флагов [Приложение 6 ].

– Посмотрите, пожалуйста, на изображения бело-сине-красных флагов. Найдите на рисунке среди флагов Государственный флаг нашей страны. Под каким номером он находится? (№ 5)

– Под какими номерами расположены флаги, которые больше всех похожи на российский флаг? (№ 2 – флаг Словении, № 4 – флаг Словакии)

– Чем они похожи? (Полосы расположены в том же порядке, что и на Российском флаге, но их отличают помещенные на флагах эмблемы).

Учитель обращает внимание ребят на то, что все флаги на рисунке похожи на Российский флаг. Это сходство не случайно: эти флаги принадлежат славянским странам – Чехии (рис. 1), Словении (рис. 2), Хорватии (рис. 3), Словакии (рис. 4), России (рис. 5). Люди, живущие в этих государствах, говорят на языках, похожих на русский.

– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)

– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)

– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.

III. Российский герб

– Ребята, какие еще государственные символы вам известны? (Герб, гимн)

– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в XV век, откуда берет свое начало история герба России.

Работа с лентой времени. У детей – индивидуальные “ленты времени”, на которых они отмечают даты. На доске увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.

– Покажите день сегодняшний.

– Покажите отрезок будущего времени.

– Мы хотим отправиться в прошлое. Куда будем двигаться?

– Обозначим X век.

– Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим его на ленте времени.

– В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России. Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея.

Задание: раздаются карточки с изображениями современного герба России и герба московского государства XV века.

– Рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Достаточно, если ребята выделят орла) [Приложение 7 ].

Учитель постепенно собирает составной герб на доске.

– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел)

Учитель помещает на щит изображение двуглавого орла.

– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток.
– Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава)

Учитель прикрепляет к составному гербу изображение скипетра и державы.

– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.
– Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца).
– Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы.
– Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец)
– А кто зло? (Змей)

IV. Гимн России

– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)

– Вы знаете, что такое гимн?

Задание: некоторым ребятам раздаются толковые словари Ожегова и Даля, где они должны найти и зачитать определение слова “гимн”. В это время остальные ребята пробуют дать своё определение слову “гимн”. Учитель обобщает ответы ребят и найденные определения.

Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.

– Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)

– Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)

Ребятам раздаётся текст гимна [ Приложение 8 ]. Далее проводится работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).

Учитель: Прочитайте про себя.

1) Прослушивание чтения вслух учителем.
2) Чтение вслух детьми (хором с учителем, самостоятельно).

– Какие слова непонятны?

– Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России.)

V. Физкультминутка

Учитель просит ребят встать.

– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)

– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:

Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)
Выше выше, самолёт! (Махи руками)
Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши)
Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой)
Ура-ра-а-а!!! (Поднимают руки вверх)

Повторить три раза, постепенно увеличивая темп речи и громкость последнего слова.

VI. Закрепление

Ребятам раздаются карточки с практическим заданием [ Приложение 9(1) , Приложение 9(2) , Приложение 10 ]. Первые три человека правильно справившиеся с заданием получают символические призы.

VII. Подведение итогов занятия

В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.

– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг)

– Что нового о них вы узнали?

– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов? (Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами).

С занятия дети уносят макет герба и текст гимна.

Литература:

1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика: Гимн. Герб. Флаг”. М., 2004.

2. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных классов. Волгоград, 2005.

3. Ворожиткина Н.И . и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4-го класса начальной школы. Смоленск 1999.

4. Ривина Е.К. Российская символика: иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений. М., 2005.

5. Ривина Е.К. Методическое пособие к иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений М., 2005.

6. Никитин А.Ф. Граждановедение: учебник для 5-х классов общеобразовательных учреждений. М., 2003.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1998.

9. http://edu.rin.ru/html/2457.html (М.В. Аладышева )

10. Титов С.В. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. М., 2004.


Классный час «Наш государственный флаг»

Создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России;

Развитие национального самопознания и гражданственности;

Формирование чувства гордости за свою страну, любви к родине;

Воспитание в себе высоких нравственных начал.

Ход классного часа

«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может».

Ты посмотри по сторонам!

Всё это наше, это нам!

Страны бескрайние просторы,

Луга, поля, моря и горы,

Озера, степи и леса,

Колхозы, фабрики, заводы –

Нам покоряется природы

Руками нашего народа

В стране творятся чудеса.

(С.Михалков)

Наша родина Россия, большая великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные - это наша страна, наша Родина. У каждого государства есть свои государственные символы. Сегодня, ребята, мы начнем говорить о государственных символах России.

Символы России… что это такое? (Ответы учащихся).

Где и когда мы с ними сталкиваемся? (Ответы учащихся).

Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля («поле, русское поле...»), леса («березы, березы...»), кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле и регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, шапке Мономаха – и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя.

Что такое символ?

Сообщение ученика: СИМВОЛ (от греческого symbolo - знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной… (Современная энциклопедия). - Что входит в состав государственных символов? (Ответы учащихся).

Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы – общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.

Наш сегодняшний классный час посвящен одному из символов России – государственному флагу.

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Кто сможет описать государственный флаг Российской Федерации? (Ответы детей)

Этот флаг, этот стяг, это знамя…

Нет дороже его и родней!

Над Кремлём полыхает, как пламя,

Над домами деревни моей

Белый цвет – благородство и слава,

Синий – верность Отчизне и честь,

Красный – мужество гордой державы –

И достоинств сих – не перечесть!

Белым цветом весною сады разлились над рекою,

Васильковые, синие очи – примета любимой России!

Красной кровью наш флаг обагрили солдаты – герои,

Триколор – это мудрость, отвага, народная сила!

Белый цвет – на висках дорогих ветеранов,

В синей грусти – колодец, река и родник…

Пролетела война над Россиею красным бураном,

Весь наш русский народ уважением к флагу проник!

Славься, наше Отечество, дружбой людскою!

На колени не станешь вовек, никогда!

Весь российский народ так гордится тобою!

Среди стран и народов, Россия, ты лучшею будешь всегда!

«Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – синего цвета и нижняя – алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2».

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Работа в группах:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко... (красным)

Давайте посмотрим что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

Выступления групп

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

А теперь, ребята, я предлагаю вам вдуматься в следующую фразу: «В дни государственных праздников вся Россия украшается трехцветными полотнищами Государственного флага». То есть Россия украшается флагами государства, а полотнищами флага.

Получается, что полотнища сами по себе, а Государственный флаг – сам по себе?

И да, и нет! Дело в том, что Государственный флаг – это один из государственных символов. А символ не всегда осязаем. То есть государственный символ – Государственный флаг – может существовать без древка с прикрепленной к нему тканью.

Государственный флаг существует независимо от того, стоит ли он на столе, прикреплен ли он к дому или изображен на борту самолета. Символ – это … символ.

Государственная символика – обязательно существующая визитная карточка каждого государства. С одной стороны, она подсказывает, какая страна что заявляет о себе. С другой – она подчеркивает принадлежность кого-то или чего-то именно к этой стране и ни к какой другой.

Трехцветный Государственный флаг России как государственный символ пришел в наши дни из глубины веков.

Сначала эти цвета использовались на флагах кораблей российского торгового флота. Это было еще во времена Петра I. Потом флаги с полосами таких цветов стали использоваться на суше. Но еще долго они не были официальными, то есть государственными.

В 1896 году наш «триколор» окончательно стал официальным символом Российского государства.

Задание для учеников: Какими действиями и поступками, совершенными под российским флагом, на Ваш взгляд, можно гордиться?

Однако бело-сине-красный флаг недолго был официальным символом – лишь до трагических событий 1917 года. Вернулся он в Россию только в декабре 1990 года. А через год он стал государственным символом России.

В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Она установила, что Россия имеет государственные символы, в том числе флаг. В конце 1999 года был принят закон РФ «О Государственном флаге Российской Федерации». Он подтвердил существование бело-сине-красного флага и уточнил порядок его использования.

Присутствие красной полосы на современном российском флаге имеет особое значение для многих граждан России. Ведь красным был Государственный флаг СССР. Те, кто родился в той стране, знают о трудностях тех лет и о жестокости государства в отношении многих советских граждан. Но, прежде всего, они помнят, что это были годы научно-технического прогресса, великой Победы над фашизмом, завоевания космоса.

Задание для учеников: Что Вы знаете о достижениях россиян в годы, когда над Кремлём развевался Государственный флаг СССР?

Государственные флаги есть у всех стран мира. Некоторые из них представляют собой сочетание каких-то особых цветов, знаков (например, полумесяца, звездочек, крестов и т.д.).

А на других встречаются даже очень конкретные изображения, например, кедра (флаг Ливана), автомата Калашникова (флаг государства Мозамбик).

Задание для учеников: О флагах каких стран вам известно? Что они выражают?

Индивидуальные сообщения учеников:

Сообщение 1 ученика: Государственный флаг Украины Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных равновеликих полос: верхней - синего, нижней - желтого цветов. Отношения ширины флага к его длине – 2:3. Флаг - как пшеница в степях под голубой аркой неба. Он олицетворяет извечное стремление народа к миру, труду, красоте и богатству родной земли.

Сообщение 2 ученика: Государственный флаг Белоруссии Флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально размешенных цветных полос: верхней - красного цвета в 2/3 и нижней - зеленого цвета в 1/3 ширины флага. У древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющем 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Известно, что традиционный орнамент - не просто украшение, а своего рода письменность, послание умам и сердцам. Центральное место на узоре флага занимает вытянутый по вертикали ромб, от которого сверху и снизу отходят загнутые линии, напоминающие рога. Такой «ромб с крючками» известен уже в эпоху верхнего палеолита. На протяжении тысячелетий он воплощал материнское, женское начало и связанную с ним идею плодородия земли, ее созидательную силу, а также магическую силу труда. Этот узор широко использовали наши предки. В центре главного ромба - две крестообразно пересеченные линии с четырьмя точками между ними. У древних земледельцев ромб с такой фигурой символизировал засеянное поле. Его также трактуют как «ключ к счастью» - магическое пожелание благоприятного развития событий. С другой стороны, тот же ромб с крестом - еще более древний солярный знак, т.е. символ Солнца. У белорусских вышивальщиц орнамент такого типа назывался «сонейка» и символизировал восходящее красное солнце. Попарно соединенные ромбы вверху и внизу орнамента символизируют, как считается, идею продолжения жизни, возобновляющихся хлебов. Между ними и центральной фигурой проходят линии из четырех прямоугольников с черточками, отходящими от всех сторон. Это - так называемые «вотивные» знаки, обозначающие посвящение богам, пожелание, чтобы сбылось все, чего просит человек.

Как Вы думаете, почему флаг стал символом? Почему во всех странах мира ему придается такое серьезное значение? (Ответы учеников)

Каждый флаг как бы говорит: «Я государственный символ именно этого государства, которое по праву гордится своими особыми достижениями.

Поэтому, поднимая или просто демонстрируя свой флаг, любое государство тем самым призывает уважать себя и свой народ. Каждый из нас видел российский «триколор» в телепередачах и в жизни.

Задание для учеников: Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за свою страну? Как Вы его проявляли?

Ежегодно 22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага России. Это не означает, что символ нашего государства появляется только в этот день. Такой праздник лишь подчеркивает уважение к нашему флагу. Он помогает выразить это уважение.

На самом деле, в соответствии с законом, Государственный флаг должен постоянно развеваться не только над Кремлем в Москве, но и над зданиями федеральных органов власти – Государственной Думой и Советом Федерации, зданием Правительства РФ, Конституционным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ и многими другими.

Задание для учеников: Расскажите о том, где Вы могли видеть Государственный флаг Российской Федерации.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг. Государственные символы есть не что иное, как связь между прошлым и будущим. И возможно, именно нынешние символы, которые включают в себя элементы предыдущего опыта, сплотят россиян, воодушевят нас на созидательную деятельность во имя процветания России – нашей Родины.

Государственный флаг России все чаще можно видеть в жизни и по телевидению. Это верный признак того, что в стране возрождается дух национального единения. В этом символе граждане России находят подтверждение своим надеждам на скорейшее возрождение нашей страны и улучшение жизни всех ее граждан. Нужно только не забывать, что Государственный флаг России – это не просто древко с полотнищем, а государственный символ Родины.

Задание для учеников:

- В чем общие черты и отличия между древком с бело-сине-красным полотнищем и Государственным флагом России?

- Что такое государственная символика и чему она служит?

- Какова краткая история российского флага?

- Что могут выражать цвета российского флага?

- Что могут выражать цвета и знаки на флагах других государств?

- Чему служит праздник – День Государственного флага России?

- О чем свидетельствует все более частое появление российского флага в жизни и телепередачах?

(Ответы детей)

Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Классный час «Российский флаг»

Цель: ознакомление учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей; развитие познавательного интереса к России, расширение кругозора учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней; воспитание любви к Родине, чувства гордости и патриотизма.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

Ход классного часа:

1 Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о флаге нашей Родины. А эпиграфом к нашему занятию послужит высказывание Конфуция «Знаки и символы управляют миром…. Что вы думаете об этом высказывании? (Обсуждение эпиграфа) (Слайд 3)

А что такое символы? Кто может сказать?

Ожегов в своем словаре дает такое толкование этого слова (Слайд 4)

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.

Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. (Слайд 5)

Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы. (Слайд 5)

Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России. (Слайд 6)

Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата – это тоже символы

России. (Слайд 7)

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и пения птиц, и все полянки в лесу. Это место, где мы родились и выросли. Сейчас, ребята внимательно прослушайте стихотворение, которое называется “Родина”.

2. Чтение учеником стихотворения « Наша Родина!» (Г. Ладонщиков)

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом! (Слайд 8)

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Эти символы общечеловечны, всеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции — это отношение к самому государству.(Слайд 9)

Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

3.Один из символов России – государственный флаг.

Кто может описать государственный флаг Российской Федерации? (ответы детей)

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине — красный триколор. Во всём мире национальный флаг является основным атрибутом государственности. Практически во всех странах большинство населения не помнит ни слова своего гимна, ни очертания своего герба. Но любой культурный человек по очертаниям национального флага может сказать, какую страну он представляет. Россия в этом смысле не является исключением. Опросы общественного мнения показывают, что именно Российский триколор (а не гимн, герб, Кремль или Красная площадь) для 80% россиян на сегодня является основным государственным символом. (Слайд 10)

Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России и днем, и ночью развевается бело-сине-красное полотнище.

Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов.

В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти. (Слайд 11)

4 . Немного из истории (Выступление 1 группы)

Флаг России как государственный символ пришел к нам из глубины веков

1-й ученик: слово « ФЛАГ»- [от голл. vlag - флагманский]). Наиболее древнее название флага – “стяг”, оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времен. Стяг «стягивал» витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. На его защиту ставили стяговников – богатырей.

По стягу судили о ходе битвы. Стяг «простирашася яко облацы» — значит, бой идёт успешно. Падение стяга говорило о бедственном положении войска, о том, что враги «досекошася до стяга, и стяг подсекоша». (Слайд 12)

2-й ученик: До 17 века Россия не имела единого государственного флага. В царствование Алексея Михайловича над первым военным русским кораблём «Орёл» поднят Российский флаг. Бело-сине-красный цвет был выбран самим царём после обращения инженера Бутлера, руководившего постройкой корабля, к Боярской думе с просьбой «…испросить у Его Царского Величества повеление: какой, как тому есть обычай у других государств, поднять на корабле флаг» (Слайд 13)

3-й ученик: Во время плавания Петра I на 12-пушечной яхте «Святой Пётр» в Белом море с отрядом военных кораблей в качестве штандарта поднят «Флаг царя Московского» - полотнище, состоящее из трёх горизонтальных полос белого, синего и красного цветов, с золотым двуглавым орлом посередине. Флаг стал использоваться в качестве единого морского флага России, являясь первым государственным флагом (Слайд 14)

4-й ученик: Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 г., когда вышел специальный указ царя Петра I. Петр I собственноручно нарисовал образец и определил порядок горизонтальных полос на флаге. Историки полагают, что моделью послужил голландский флаг, состоявший из трех горизонтальных полос тех же цветов. Он явился одним из первых в Европе освободительных флагов; под его знаменами велась борьба за независимость Нидерландов. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной. (слайд 15)

5 -й ученик: Однако бело-сине-красный флаг недолго был официальным символом – лишь до трагических событий 1917 года. Советская Россия не сразу отвергла трехцветный символ России. 8 апреля 1918 года Я.М. Свердлов, выступая на заседании фракции большевиков ВЦИК, предложил утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом, и более 70 лет государственным флагом являлся красный стяг. (Слайд 16)

22 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать официальным символом России триколор, (Слайд 17) а указом Президента РФ Борисом Ельциным от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации, а день 22 августа был объявлен Днем государственного флага России. В этот день над Белым домом впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом. (Слайд18)

В положения о Государственном флаге Российской Федерации он был описан как прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.

Ежегодно 22 августа в нашей стране отмечается День Государственного флага России. Это не означает, что символ нашего государства появляется только в этот день. Такой праздник лишь подчеркивает уважение к нашему флагу. Он помогает выразить это уважение.

5 . Значение цветов флага (Выступление 2 группы ) (Слайд19)

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так.

1-й ученик: Цветам флага приписывается множество символических значений. Не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.

Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали

белый цвет - благородство и откровенность;

синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;

красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного «Флага Царя Московского»

2-й ученик: Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

3-й ученик: Кроме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:

белый - цвет свободы;

синий - цвет Богородицы;

красный цвет - символ державности.

4-й ученик: Было также толкование этих цветов, как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:

белый цвет - символ православной веры;

синий цвет - символ царской власти;

красный цвет - символ русского народа;

Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».

Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».

6 . Знамена России

У нашей страны есть три знамени, которые являются государственными:

Государственный флаг (триколор)

Штандарт президента

Знамя Победы

Знамя Победы – символ знамени, водруженного над рейхстагом в мае 1945 года. В дни государственных праздников, дни воинской славы России, а также массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, Знамя Победы используется наряду с государственным флагом.(Слайд20)

Штандарт (флаг) Президента России является главным символом президентской власти и представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цветов (цвета Государственного флага России). В центре – золотое изображение Государственного герба России. Полотнище окаймлено золотой бахромой.

На древке Штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством Президента России и датами его пребывания на этом посту. Штандарт Президента России передается вновь избранному Президенту России во время процедуры вступления в должность Президента России. После принесения присяги Президентом России Штандарт Президента России устанавливается в его рабочем кабинете, а дубликат Штандарта поднимается над резиденцией Президента в Московском Кремле. (Слайд21)

7 . Ответственность за надругательство над флагом . В России надругательство над Государственным флагом Российской Федерации является преступлением. Надругательство может выражаться в совершении лицами, достигшими 16 лет, самых разнообразных активных публичных действий, свидетельствующих о неуважительном отношении к флагу, например, в его уничтожении, повреждении, нанесении циничных рисунков или надписей. Согласно статье 329 Уголовного кодекса России «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации» оно карается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. (Слайд22)

Задание для учеников:

Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за свою страну?

Как Вы его проявляли?

Вопросы для закрепления

1) От какого слова произошло слово “флаг”?

2) Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

3) Что означает красный цвет флага?

4) Что обозначает белый цвет флага?

5) Что обозначает синий цвет флага?

6) Где можно увидеть Государственный флаг?

7) На каких зданиях нашего города развевается флаг?

8) Где еще можно увидеть Государственный флаг?

9) Что для вас значит Российский флаг?

Заключительная часть

Знать и понимать значение государственных символов – долг каждого гражданина. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы — граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. (Слайд 23)

Чтение стихотворения учителем « В синем небе над Москвою» ( Софья Зайцева) (Слайд 24)

В синем небе над Москвою

Реет флаг наш дорогой.

В каждой русской деревеньке

Ты увидишь флаг родной.

Флаг российский наш окрашен

В белый, синий, красный цвет.

Он трепещет в небе ясном,

И его прекрасней нет.

Белый – символ мира, правды

И душевной чистоты.

Синий – верности и веры,

Бескорыстной доброты.

Боль народа, кровь погибших

Отражает красный цвет.

Будем Родину любить мы

И хранить её от бед.

Прослушивание песни «Флаг России»

(музыка Вячеслава Колотова,

слова Андрея Якунина,

песня написана в августе 2003 года или ранее, исполнение — Вячеслав Колотов)

Литература:

Разработала: учитель русского языка и литературы

МКОУ «Мордвиновская ООШ»

Русакова Марина Семёновна.

Устный журнал, посвященный Дню Государственного флага Российской Федерации.

Цели: дать детям представление о флаге РФ; воспитывать уважение к истории страны; вызвать интерес учащихся к государственной символике; расширить кругозор детей.

Форма: устный журнал.

Оборудование: компьютер, проектор; виды русских пейзажей, знамен, штандартов и флагов.

Оформление: написать на доске название классного часа, эпиграф к нему, названия страничек журнала, а также фразу:

22 августа- День Государственного флага Российской Федерации.

План классного часа:

Вступительное слово.

Устный журнал «День Государственного флага Российской Федерации.»

1.Флаг (передовая статья).

2.Первые флаги Руси (интервью с историком).

3. Современный флаг РФ (репортаж с места события).

5.Викторина.

III

IV . Подведение итогов

Ход классного часа.

Вступительное слово.

Дорогие ребята, мало кто из нас задумывается о том, что мы, люди ХХ I века- это часть пирамиды, в основании которой миллионы наших предков, живших десятки, сотни лет назад. Мы часть огромной страны,имя которой Россия.

Я понаслышке знаю-

За границей богаче и счастливее живут.

Но ведь нигде так рожь не колосится

И соловьи так звонко не поют.

Нигде так сладко донником не пахнет,

Акация так буйно не цветет,

И лишь у нас крестьянка в русской хате

Такой душистый хлебушек печет.

Нигде таких березок не отыщешь,

Нет выше и бездоннее небес.

И задушевней песен не услышишь,

И лишь у нас- курган Мамаев есть.

Не отыскать нигде таких закатов,

Рассветов нет румяней и милей,

И только наши русские солдаты

Мир удивили доблестью своей.

И нет реки величественней Волги,

Старинней древнерусских городов,

Где, кажется, поныне бродят волхвы

В зеленых травах и среди снегов.

И, лишь прощаясь с русским поднебесьем,

Так жалобно рыдают журавли,

Зато весной, с какой веселой песней

Спешат они к нам из чужой дали!

В какой стране заморской есть частушки

И в тридцать три коленца жгучий пляс?

И столько ягод на лесных опушках-

Лишь только здесь, в России, лишь у нас.

Моя Россия! Матушка святая!

Ну чем заморский край тебя милей?

Пусть россияне, что тебя ругают,

Прислушаются к совести своей.

Моя многострадальная держава,

Ты- боль моя и мой счастливый смех,

Овеянная доблестью и славой,

Ты все равно мудрей и краше всех!

(На экране сменяются виды русских пейзажей).

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и историю. А олицетворяют родную землю, её символы. Символы вызывают у нас определенные представления. Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США, мы видим статую Свободы и небоскребы.

Символы России- это бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов. Московский Кремль, Знамя победы, могила Неизвестного солдата в Москве- это тоже символы России. есть символы, которые представляют и страну, и её историю, и народы её населяющие. В нашей стране это- Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.

22 августа Россия отмечает День Государственного флага Российской Федерации.

Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому не безразлична судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.

Наш класс подготовил выпуск устного журнала, посвященного Дню Государственного флага Российской Федерации.

Передаю слово главному редактору журнала (имя, фамилия).

Устный журнал «День Государственного флага Российской Федерации»

Главный редактор. Здравствуйте, ребята. 22 августа в России отмечается День Государственного флага РФ. Этому событию мы посвятили специальный выпуск устного журнала. Познакомьтесь, пожалуйста, с содержанием сегодняшнего номера (читает с доски).

Открываем первую страницу журнала. «Флаг»- так называется передовая статья. В ней наши корреспонденты (имена, фамилии) рассказывают о значении слова «Флаг».

1.Флаг (передовая статья).

Ведущий 1. Флаг- это символ или знак, сделанный из ткани и показывающий принадлежность к государству или какой -либо организации.

Ведущий 2. Словарь Ожегова даёт следующее толкование слова «флаг»: Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного
цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.

Ведущий 1. Слово «флаг» греческого происхождения от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть».

Ведущий 2. Слово «флаг» голландского происхождения означает «корабельное знамя». И действительно, между флагом и знаменем много общего: оба представляют собой полотнища с различными эмблемами и надписями, прикрепляемые к шесту или шнуру.

Ведущий 1 . Слово «знамя» происходит от слов «знаменье, знак, примета». Знамя - это знак того, кому оно принадлежит, его символ.

Ведущий 2.

Флаг бывает разный,

Но мне всего милей

Бело-синий-красный

Флаг Родины моей.

2. Первые флаги Руси (интервью с историком).

Главный редактор. Когда появились первые флаги на Руси? Об этом вы узнаете из беседы с историком, которую проведет наш корреспондент (имя, фамилия).

Ведущий 3. Государственный флаг- один из символов государства. Чему обязаны флаги своим происхождением?

Историк. Своим происхождением они обязаны военному делу. В древней Руси знамя именовали стягом, а знаменосцы назывались стяговниками.

Стяги были разной формы. Многие знамена были большими и тяжелыми. Их устанавливали, вкапывая древко в землю. Внешний вид знамени, изображения на нем демонстрировали, что это- святыня. Единого государственного флага в России долгое время не было.

Ведущий 3. А были ли предшественники государственного флага?

Историк. В середине Х VII века появились гербовые знамена-предшественники государственного флага.

Знамя царя Алексея Михайловича представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российский земель.

Гербовое знамя Петра I было красным с белой каймой и золотым орлом, парящим над морем. Петром I был установлен императорский штандарт жёлтого цвета с изображением в центре чёрного двуглавого орла. А вот свои корабли в конце Х VII века царь выводил под военно-морским бело-сине-красным флагом.

Ведущий 3. Можно ли точно назвать дату рождения российского флага?

Историк. 20 января 1705 года можно считать днем рождения российского флага. В тот день указом Петра I бело-сине-красный флаг, определяющий национальную принадлежность судна, был дарован торговым судам. Военно-морские корабли получили иной флаг -Андреевский стяг с лазурным крестом на белом фоне.

В середине Х I Х века был утвержден Государственный флаг России, имевший три горизонтальные полосы чёрного, жёлтого и белого цветов.

На рубеже Х I Х и ХХ веков императором Николаем II в качестве государственного флага был утвержден бело-сине-красный флаг, а прежний флаг остался лишь символом монархии.

В 1918 году государственным флагом РФ становится красный флаг. Под флагом этого цвета шли в бой с фашистскими захватчиками в 1941-1945 годах наши деды и прадеды. Красный флаг стал знаменем Победы.

Показ изображения вышеупомянутых знамен, штандартов и флагов.

3. Современный флаг РФ (репортаж с места события).

Главный редактор. А сейчас новости с места события от наших корреспондентов (имена, фамилии).

Ведущий 4. День Государственного флага РФ был установлен на основании указа президента России № 1714 от 20 августа 1994 года. Именно 22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг. В этот день верховный Совет РСФСР постановил считать «полотнище из…белой, лазоревой, алой полос» официальным национальным флагом страны.

Ведущий 5 . В соответствии с законом, флаг постоянно должен быть поднят на зданиях: администрации президента России; Совета Федерации Федерального Собрания РФ; Государственной думы РФ; правительства РФ; Конституционного суда; Верховного суда; Высшего Арбитражного суда; Генеральной прокуратуры; Центрального банка; счетной палаты; резиденции уполномоченного по правам человека в РФ; Центральной избирательной комиссии РФ.

Ведущий 4. Государственный флаг РФ вывешивается на зданиях органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздником Российской Федерации.

Ведущий 5. Кроме того, судно, плавающее под государственным флагом или национальным флагом иностранного государства, должно при плавании во внутренних водах Российской Федерации либо во время стоянки в порту России в дополнение к своему флагу поднимать и нести также российский флаг.

Ведущий 4. 25 декабря 2000 года президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Закон, в соответствии с которым Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней-белого, средне- синего и нижней- красного цвета.

4. Прописные истины (В мире интересного).

Главный редактор. Наши корреспонденты (имена, фамилии) раскрыли секреты Государственного флага РФ.

Ведущий 6. Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом Российской Федерации.

Ведущий 7. Государственный флаг Российской федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней-белого, средне- синего и нижней- красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Ведущий 6. Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага РФ.

Ведущий 7. Согласно одной из трактовок цветов нашего государственного флага считается, что они символизируют:

Белый- мир, чистоту, непорочность, совершенство, цвет одежд святого Георгия Победоносца, издавна почитаемого на Руси как символ жертвенности в борьбе с врагами Отечества;

Синий- веру и верность, постоянство;

Красный- энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Ведущий 6. Есть особый вид российского флага- президентский штандарт. Он представляет собой квадратное полотнище с золотой бахромой по краям. На трехцветном фоне- герб России.

5.Викторина.

Главный редактор. Последняя страница журнала «Викторина».

Ведущие этой рубрики (имена, фамилии).

Ведущий 8. В нашей викторине мы собираемся закидать вас вопросами о флаге РФ.

Ведущий 9 . Представьте себе, что вы единая команда. сейчас мы будем обстреливать вас своими снарядами-вопросами.

Ведущий 8. А так как снаряды летят быстро, то и ответы нужно давать быстро.

Ведущий 9. Итак, начали!

(Ведущие по очереди задают вопросы, остальные дети отвечают)

Какое отношение имеет Пётр I к российскому флагу(Пётр I является законным отцом триколора)

Флаг - это символ государства?(Да).

С какого года он отмечается? (С 1994 года)

Какого цвета Знамя Победы? (Красного цвета).

Как на Руси называли знамя? (Стяг).

Сколько цветов имеет флаг РФ? (Три).

III . Заключительная беседа «Зачем нам флаг?»

Классный руководитель.

Государственный флаг РФ- один из важнейших символов государства, выражающий идею его единства, независимости и суверенитета. Ему присуща историческая преемственность: по флагу судят о принадлежности к тому или иному государству.

Прочитайте эпиграф к классному часу: « Флаг- это прошлое, настоящее и будущее страны. В.П. Старков». Как вы его понимаете?

(Ответы детей)

Государственные символы Российской Федерации -герб, флаг и гимн РФ- это очень важные элементы жизни нашего народа.

Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением, та как отечество у нас одно- любимая Россия!

V . Подведение итогов.

Классный руководитель. Сегодня мы начали с вами очень важный разговор о символике нашего государства, много узнали о флаге РФ. Есть много мнений о том, нужен нам такой флаг или нет. Однозначного ответа нет. Каждый из вас ответит на этот вопрос по-своему. Я же хотела бы выразить своё, которое заключается в нескольких стихотворных строках:

Три полоски флага - это неспроста:

Белая полоска - мир и чистота,

Синяя полоска- это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес,

Красная полоска- подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак-

Доблестный трехцветный наш российский флаг!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная средняя школа №2»

Классный час

Р

оссийский флаг

Учитель: Мурсалимова Надежда Ивановна.

2007 – 2008 учебный год

Классный час (2 класс)

Российский флаг

Цель: способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания

Задачи:

— Образовательные: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;

— Развивающие: способствовать развитию навыков аналитического мышления, речи и памяти учащихся;

— Воспитательные: воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к государству и государственной символике.

Учитель. Сегодня и на следующих классных часах вы будете знакомиться с символами нашего государства – Российской Федерации. К символам государства относятся гимн, герб, флаг, (слайд 2) а также столица государства. Мы познакомимся с историей Российского флага. Назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.

Ученики. Мама, друг, школа, родина…

Учитель. Да, правильно! И ещё есть одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно выполните следующее задание. Прочитайте пословицы и скажите что общего в этих пословицах. (слайд 3)

    Человек без Родины – что соловей без песни.

    На чужой стороне Родина милей вдвойне .

Ученики . В этих пословицах говорится о Родине.

Учитель . Правильно! Молодцы

Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место где мы родились и выросли. А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина». (Показ слайдов 4,5,6)

Звучит отрывок из песни.

Ученик читает стихотворение З. Александровой «Родина».

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница.

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

(Слайд 7)

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учитель . Подберите синонимы к слову Родина. (Слайд 8)

Ученики. Отечество, отчизна.

Учитель . Молодцы! Наше Отечество, наша родина- матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Ученик читает стихотворение Н. Полякова .

Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе на встречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Всё это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобой

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Учитель . А наша Родина – Россия (Слайд 9)

Страна, в которой мы родились, живём, учимся. А какой самый главный город нашей страны?

Ученики. Москва.

Учитель. Москва – столица России. Столица – главный город государства. А что является символом столицы нашего государства?

На доске слова М оск ва, Р оссия, бе рёза, школ а, учитель . Из выделенных букв составьте слово. (Слайд 10)

Ученик. Кремль.

Учитель. Молодцы! Правильно! А над кремлём развивается государственный флаг. Флаг – это символ государства.

Сейчас мы послушаем сообщение инициативной группы.

Выступают заранее подготовленные дети.

Выступления учащихся. (Слайд 11)

1-ый ученик . Слово «флаг» греческого происхождения (от слова «флего», что означало «сжигать, озарять, гореть»). Наиболее древнее название флага – «стяг», оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времён.

2-ой ученик. (Слайд 12) Днём рождения бело- сине- красного флага можно считать 20 января 1705 года, когда вышел специальный указ царя Петра Первого. Порядок полос Пётр Первый никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной. 22 августа День Государственного флага Российской Федерации - один из официально установленных праздников России; учрежден в 1994 году указом президента Российской Федерации.

3-ий ученик. (Слайд 13) По русским обиходным понятиям 17 – 19 веков, красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие. самопожертвование, огонь, смертный бой; синий – небо, верность, духовность; белый – мир, чистоту, благородство, невинность.

4-ый ученик. (Слайд 14) Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях- резиденциях Президента РФ.

Учитель. Сейчас все вместе сделаем модель нашего Государственного флага. Всё необходимое у вас на столе.

Ученики выполняют модель флага. Размеры флага – 18*9см. Полосы – 18*3 см – ученики вырезают из бумаги и в нужной последовательности наклеивают на картонную основу, соединяют с деревянной палочкой.

Учитель. Поднимите модели флага. Хорошо! Положите с правой стороны стола. А сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За правильный ответ – жетон.

Викторина.

    От какого слова произошло слово «флаг».

    Назовите день рождения бело-сине-красного флага.

    Что обозначает красный цвет флага?

    Что обозначает синий цвет?

    Что обозначает белый цвет?

    Где можно увидеть государственный флаг?

Учитель . И в заключении хочу прочитать вам стихотворение В. Крючкова

(Слайд 16)

Россия

Роса состоит из росинок,

Из капелек пара – туман,

Песок — состоит из мельчайших песчинок,

Россия – из россиян.

Давно ли по духу едины

И связаны общей судьбой,

И знамя единства водило

Всех нас и на труд, и на бой.

Мы вместе: волжане, уральцы,

Поморы и степняки –

Похожи на крепкие пальцы

Большой работящей руки.

Мы вместе: калмыки, чуваши,

Буряты, якуты, мордва.

Опорой единственной нашей

Всегда остаётся Москва.

Земля и вода – неразрывны,

Как берег или река.

Неразделимы ливни.

И ветер, и облака.

Вот так и Россия одна.

У радуги — нет половинок,

И если волна – то волна,

И нету полуросинок,

Учитель . Молодцы! Все активно отвечали. Спасибо за занятие!