Когда проводится общая эвакуация населения. Эвакуация населения в условиях чс. Порядок эвакуации населения

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по органи­зованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных райо­нах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспече­ния эвакуируемых.

Виды эвакуации могут классифицироваться по следующим при­знакам:

■ видам опасности - эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологическою заражения (за­грязнения), возможных сильных разрушений, возможного ката­строфического затопления и др.;

■ способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

■ удаленности - локальная (в пределах города, населенного пун­кта, района); местная (в границах субъекта Российской Федера­ции, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

■ временньт показателям - временная (с возвращением на по­стоянное местожительство в течение нескольких суток); средне­срочная (до одного месяца); продолжительная (более одного ме­сяца);

а в зависимости от времени и сроков проведения - упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация. Заблаговременная эвакуация населения из опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности воз­никновения аварии на потенциально опасных объектах или сти­хийного бедствия, экстренная - при возникновении чрезвы­чайной ситуации.

Для непосредственного осуществления и планирования эвакуа­ции работающих и населения создаются эвакуационные органы:

я эвакуационная комиссия;

эвакуационная приемная комиссия;

я сборные эвакуационные пункты (СЭП);

промежуточные и приемные пункты эвакуации.

Каждый сборный эвакуационный пункт обеспечивается бланками эвакуационных удостоверений. Эвакуационное удостоверение со­стоит из трех частей: собственно удостоверения, корешка и талона.

В удостоверении указывают фамилию, имя, отчество, год и место рождения эвакуируемого, адрес его местожительства до эвакуации, куда он эвакуировался, кто еще с ним эвакуировался, а также номер и адрес эвакуационного пункта. Талон к эвакуационному удостове­рению остается на сборном пункте, а корешок передают в отделение полиции. Собственно эвакуационное удостоверение хранится у эвакуируемого и вместе с паспортом служит документом, удостове­ряющим его личность.


Рис. 42. Эвакуация больных и персонала из лечебного учреждения

Получив указания об эвакуации, население в назначенное время прибывает на СЭП. Каждому эвакуируемому необходимо иметь при себе: документы, средства индивидуальной защиты, теплые вещи (даже летом), туалетные и постельные принадлежности, медикамен­ты, продукты питания (на 3 дня). Все вещи должны быть уложены в сумку (чемодан, рюкзак). Перед уходом из дома надо выключить все осветительные и нагревательные приборы, перекрыть водопровод и газ, закрыть окна и форточки (рис. 42). Основные задачи СЭП:

э поддержание связи с эвакуационной комиссией города, объек­тами, приписанными к СЭП, транспортными органами, исход­ными пунктами маршрутов пешей эвакуации, информирование их о времени прибытия населения на СЭП и времени отправле­ния его в загородную зону; в контроль за своевременной подачей транспортных средств, ор­ганизацией отправки эвакуируемого населения в загородную зону;

ж ведение учета эвакуируемого населения, вывозимого всеми ви­дами транспорта и выводимого пешим порядком, и представле­ние в установленном порядке донесения в эвакуационную ко­миссию города;

т. оказание медицинской помощи больным во время нахождения их на СЭП;


а обеспечение соблюдения населением общественного порядка и укрытие его в защитных сооружениях по сигналам ГО. Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят: от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транс­портных средств; количества маршрутов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуаци­онных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого насе­ления.

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Пре­зидента РФ или начальника ГО Российской Федерации - Предсе­дателя Правительства РФ, а в отдельных случаях, требующих при­нятия немедленного решения, - по решению начальников ГО субъектов Российской Федерации. Эвакуация занятой в производ­ственной сфере части населения, а также членов их семей прово­дится по производственному признаку, т.е. по месту работы, осталь­ной части населения - по территориальному признаку, т. е. по месту жительства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ,

1. Что понимается под эвакуацией?

2. По каким признакам различают эвакуацию населения?

3. Как различают эвакуацию в зависимости от времени и сроков проведения?

4. Назовите эвакуационные органы, которые создаются для пла­нирования и организации эвакуации.

5. Каковы основные задачи сборного эвакуационного пункта?

6. От чего зависят способы и сроки проведения эвакуации?

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ У\ ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ, ПРОВОДИМЫЕ В ЗОНАХ ЧС

Лыарийно-1-пп(ате.1ыты<. и;//;I гай н^шлложлыг работы (АСДНР) - это действия по спасению людей, материальных и куль­турных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уров­ня воздействия характерных для них опасных факторов. Организа­ция АСДНР является одной из основных задач ГО.

АСДНР проводятся формированиями ГО для решения следующих задач:

■ спасения людей и оказания помощи пострадавшим;

■ локализации аварий и устранения повреждений, препятствую­щих проведению спасательных работ;

■ создания условий для последующего проведения восстанови­тельных работ.

Для организации более эффективного управления проведением АСДНР с учетом их характера и объема, рационального использова­ния имеющихся сил и средств на территории объекта определяются места работ с учетом особенностей территории объекта, характера планировки и застройки, расположения защитных сооружений и технологических коммуникаций, а также транспортных магистралей. АСДНР имеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.

Каварийно-спгкягельным работам относят: разведку маршрутов движения формирований и участков пред­стоящих работ;

а локализацию и тушение пожаров на путях движения формиро­ваний и участках работ; ? розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений;

« подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с повреж­денной вентиляцией; к вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защит­ных сооружений, спасение находящихся в них людей (рис. 43); в оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуа­ция их в лечебные учреждения; а вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

■ санитарную обработку людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия. Для обеспечения успешного проведения спасательных работ в

очаге поражения проводятся ругие нео гложные рабт ы. К ним от­носятся:

■ прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках;

а локализация аварий на коммунально-энергетических и техноло­гических сетях;

■ укрепление или обрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.

При ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:

■ обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвав- шихся боеприпасов в обычном снаряжении;

■ ремонт и восстановление поврежденных защитных соору­жений.

Одновременно могут проводиться и такие работы, как:

■ обеззараживание очагов поражения;

■ сбор материальных ценностей;

■ обеспечение питанием нуждающегося в нем населения;

■ утилизация зараженного продовольствия ц другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпиде­мии.

В АСДНР принимают участие силы и средства ликвидации ЧС, к которым относятся:

■ военизированные и невоенизированные противопожарные, по­исковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования фе­деральных органов исполнительной власти;

■ формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

■ формирования ветеринарной службы и службы защиты расте­ний Минсельхоза и продовольствия РФ;

■ военизированные службы по активному воздействию на гидро­метеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

■ формирования ГО РФ территориального и объектового уров­ней, специально подготовленных сил и средств Войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

■ службы поискового и аварийно-спасательного полетов граждан­ской авиации Федеральной авиационной службы России;

■ восстановительные и пожарные поезда МПС РФ;

Рис. 43. Аварийно-спасательные работы после обрушения здания

я аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России.

Кроме того, отработаны вопросы привлечения сил и средств Минобороны, МВД, Федеральной пограничной службы, ряда других министерств и ведомств. МЧС России постоянно проводит плано­мерную работу по совершенствованию сил и средств для предупре­ждения и ликвидации ЧС. Отрабатывается программа, курируемая Центром поиска и спасения на морях и в водных бассейнах РФ. Раз­вивается и укрепляется поисково-спасательная служба, создаются специализированные подразделения этой службы в республиках, краях и областях.

Эффективность применения сил и средств аварийно-спасательных подразделений во многом зависит от их технической оснащенности и от того, насколько быстро они смогут приступить к проведению работ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие задачи должны решать АСДНР, проводимые в зонах ЧС?

2. Какие виды работ относятся к аварийно-спасательным?


3. Назовите другие неотложные работы, которые осуществляются для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения.

4. Укажите специфику проведения аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ, осуществляемых в зонах ЧС военного времени.

5. Дайте характеристику силам и средствам ликвидации ЧС.

ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГО

Обучение населения в области ГО осуществляется в рамках еди­ной системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Обучение является обяза­тельным и проводится в учебных заведениях МЧС России, в учреж­дениях повышения квалификации федеральных органов исполни­тельной власти и организаций, в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, на курсах ГО муници­пальных образований, по месту работы, учебы и мес*у жительства граждан (рис. 44).

Правовую основу содержания и методики обучения населения основам ГО составляет Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской оборо­ны», принятое в связи с подписанием Федерального закона от 12 фев­раля 1998 г, № 28-ФЗ «О гражданской обороне», который определил в качестве одной из основных задач в области ГО: «обучение насе­ления способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий», а в числе лиц, подлежащих обучению, - учащихся учреждений общего образова­ния и студентов учреждений профессионального образования.

Основные задачи обучения населения в области ГО: о изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ве­дении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; « совершенствование навыков по организации и проведению ме­роприятий по ГО; ■ выработка умений и навыков для проведения АСДНР; я овладение личным составом гражданских организаций ГО прие­мами и способами действий по защите населения, материальных


Рис. 44. На учениях по гражданской обороне
15В

и культурных ценностей от опасностей, возникающих при веде­нии военных действий или вследствие этих действий; ч обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управ­ления действиям по защите населения от ЧС; - выработка у руководителей и специалистов федеральных орга­нов власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­
ской Федерации, органов местного самоуправления, предприя­тий, учреждений и организаций навыков в подготовке и управ­лении силами и средствами, входящими в РСЧС;

■п практическое усвоение работниками в составе сил РСЧС своих обязанностей при действиях в условиях ЧС;

я проведение противопожарной пропаганды и обучение мерам пожарной безопасности.

Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, главы муниципальных образований, главы местных адми­нистраций и руководители организаций (далее именуются - ру­ководители);

должностные лица ГО, руководители и работники органов, осу­ществляющих управление ГО (далее именуются - должност­ные лица и работники ГО), преподаватели курса «Основы без­опасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в учреждениях общего и профессиональ­ного образования;

личный состав формирований и служб; работающее население;

обучающиеся в образовательных учреждениях, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей (далее имену­ются - обучающиеся);

неработающее население.

Обучение населения в области ГО осуществляется в рамках еди­ной системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1/1 ЗАДАНИЯ

1. Что является правовой основой обучения населения в области ГО?

2. Перечислите основные задачи обучения населения по защите от ЧС

3. Назовите группы лиц, подлежащих обучению в области защиты населения и территорий от ЧС.

Гллвд 7


Похожая информация.


Угроза или возникновение ЧС приводит к необходимости проведения эвакуации на­селения из опасной зоны. Эвакуация относится к одному из эффективных методов за-


Глава 3

Содержание | Index 451

щиты населения, сохранения здоровья и жизни людей. В проведении эвакуационных мероприятий активное участие принимают спасатели МЧС России.

Эвакуация - это комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу населения из опасной зоны в места временного (кратковременного) размещения в заблаговременно подготовленные по условиям первоочеред­ного жизнеобеспечения (вне зон действия поражающих факторов источни­ка ЧС) районы.

Эвакуация осуществляется в безопасные районы, в которых не дей­ствуют поражающие факторы ЧС.

Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации на­селение будет вывезено (выведено) за границы действия поражающих фак­торов ЧС.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывоз­имого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомеропри-ятий. Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие вариан­ты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлага­тельная).

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения ЧС на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом вре­мени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источ­ника ЧС.

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором воз­никает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагатель­ная) эвакуация. Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или экономически нецелесообразна, определяются решением эвакуационной комиссии. При условии организации первоочередного жизнеобеспече­ния сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.



В зависимости от развития ЧС и численности эвакуируемого из зоны ЧС населе­ния могут быть выделены следующие формы эвакуации: локальная, местная, реги­ональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских ми-

Содержание | Index 451


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 452

крорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население раз­мещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не постра­давших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах, смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздей­ствия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие круп­ные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавше­гося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС не­трудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и ПТУ.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее ре­ализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объ­ектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждо­го вида опасности критериям.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, но­сящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоря­жению) соответствующих начальников гражданской обороны.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуа­ция, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряже­нию) начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения осуществляет начальник гражданской обороны (комиссии по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредственно организацию и проведение эвакуационных мероприя­тий - эвакуационные органы, создаваемые главами администраций субъектов Россий­ской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и штабы ГОЧС соответствующего уровня.

Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах эвакуацион­ных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.

Эта подготовительная работа организуется и проводится начальниками граждан­ской обороны - руководителями органов исполнительной власти субъектов Россий-

Содержание | Index 452


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 453

ской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и штабы ГОЧС.

Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время на федеральном, региональном, территориальном, местном, объектовом уровнях.

Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими по­стоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на ре­шение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения данных планов определяется Положением «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций» и другими нормативными документами.

Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производ­ственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведе­ний и профессионально-технических училищ организуется по предприятиям, органи­зациям учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не за­нятого в производстве и сфере обслуживания - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному прин­ципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных усло­вий. Население эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанным на сочетании вывода максимально возможного количества лю­дей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, население, которое не мо­жет передвигаться пешим порядком.

Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятия из зон ЧС при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС в максимально сжатые сроки.

Эвакуированное население размещается в безопасных районах до особого рас­поряжения, в зависимости от обстановки.

Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организа­циями при подготовке и проведении эвакуации населения осуществляется в соответ­ствии с Законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенно­го характера», Постановлением Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г. «О еди­ной государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также «Руководством по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий и Министерства Обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

При наличии соответствующих межгосударственных договоренностей размещение эвакуируемых граждан РФ может производиться на территории стран - участниц Со­дружества Независимых Государств и других сопредельных государств. В свою оче­редь территория РФ может быть предоставлена для размещения населения, эвакуи­руемого из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотрудничаю­щих государств основывается при этом на нормах международного права, условиях

Содержание | Index 453


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 454

двусторонних или многосторонних межгосударственных Договоренностей Законода­тельств РФ и других стран.

Проведение эвакуации населения из зоны ЧС в каждом конкретном случае опреде­ляется условиями возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-вре­менными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.

При получении достоверного прогноза возникновения ЧС проводятся подготови­тельные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны ЧС.

К подготовительным мероприятиям относятся:

Приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;

Уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и
транспортом:

Распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточне­
ние расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;

Подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, обо­
рудование мест привалов;

Подготовка к развертыванию сборных эвакуационных пунктов (СЭП), пунктов по­
садки-высадки;

Проверка готовности систем оповещения и связи;

Приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие ме­роприятия:

Оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также
населения о начале и порядке проведения эвакуации;

Развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;

Сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего
эвакуации;

Формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача
транспортных средств к пунктам посадки и посадка населения на транспорт;

Прием и размещение эваконаселения в безопасных районах, заблаговременно
подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.

Из пострадавших в результате землетрясения районов в случае нарушения основ­ных систем жизнеобеспечения при необходимости проводится эвакуация населения. Она может носить местный или региональный характер. Решение на проведение эва­куации принимается Главой администрации субъекта РФ.

Оповещение и информирование населения о порядке проведения эвакомероприя-тий при выходе из строя при землетрясении стационарных элементов территориаль­ных систем оповещения, технических средств массовой информации осуществляет­ся при помощи оборудованного громкоговорящими устройствами автотранспорта, а также с помощью изготовленных для этой цели указателей, транспарантов и другой наглядной информации.

Сроки проведения эвакомероприятий по вывозу (выводу) населения из зоны ЧС определяются дорожно-транспортными возможностями. Эвакуация из зон крупномас­штабных землетрясений осуществляется, как правило, после восстановления транс­портных систем. В период пребывания людей в зоне ЧС организуется их первоочеред­ное жизнеобеспечение.

Из районов, пострадавших в результате землетрясения, проводится эвакуация на­селения по производственно-территориальному принципу.

Эвакуация осуществляется в один этап, как правило, с развертыванием СЭП в по-


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 455

страдавших районах. В качестве СЭП, а также мест временного размещения подле­жащего эвакуации населения используются городские площадки, стадионы и другие безопасные места. При этом потерявшее кров население может быть временно раз­мещено в палатках, юртах, вагонах-домиках, сборных домиках, железнодорожных ва­гонах, судах водного транспорта.

Эвакуация населения в случае аварии на радиационно опасных объектах носит, как правило, местный или региональный характер. Решение на проведение эвакуа­ции населения принимается на основании прогнозируемой радиационной обстановки. Радиус зоны эвакуации определяется в зависимости от типа аварийного реактора. Эвакуация населения, как правило, производится по территориальному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учрежде­ния психоневрологического профиля и т.п.), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.

Эвакуация населения производится в два этапа:

На первом этапе эваконаселение доставляется от мест посадки на транспорт до
промежуточного пункта эвакуации (ППЭ), расположенного на границе зоны возможно­
го радиоактивного загрязнения;

На втором этапе эваконаселение выводится с ППЭ в спланированные места вре­
менного размещения.

ППЭ создаются на внешней границе зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать: учет, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения.

При необходимости на ППЭ проводится замена или специальная обработка одеж­ды и обуви.

На ППЭ производится пересадка населения с «грязного» транспорта на «чистый» транспорт. Загрязненный транспорт используется для перевозки эваконаселения толь­ко на загрязненной территории.

«Чистый» транспорт используется для вывоза населения с ППЭ до мест временно­го размещения.

Характерной особенностью проведения эвакуации населения при авариях на ради­ационно опасных объектах является обязательное использование для вывоза людей крытого транспорта, обладающего защитными от радиации свойствами.

В целях предотвращения необоснованного облучения посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно от мест нахождения людей (подъездов домов, служебных зданий, защитных сооружений).

После ликвидации последствий аварии на радиационно опасном объекте и в зоне радиоактивного загрязнения принимается решение о проведении реэвакуации.

В случае аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака АХОВ. Население, проживающее в непосредственной близости отХОО, вви­ду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых, производственных и служебных зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений, с использованием средств индивидуаль­ной защиты органов дыхания на верхних или нижних этажах (в зависимости от ха­рактера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производит­ся из тех жилых домов и учреждений (объектов экономики), которые находятся в зоне возможного заражения.

Содержание | Index 455


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 456

Размещение населения производится в зданиях общественного назначения (гости­ницы, дома отдыха, кинотеатры, спортивные сооружения, общежития и т.п.). Порядок оповещения и размещения доводится до всех категорий населения. Регистрация эва-ко-контингента производится непосредственно в местах размещения.

Транспортное обеспечение и временное размещение эваконаселения может осу­ществляться не только по заранее отработанному плану, но и проводиться в опера­тивном порядке. При аварии АХОВ на транспорте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.

В зависимости от масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду, их вида продолжительность пребывания эвакоконтингента в районах его временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.

Эвакуация населения из селеопасных районов может проводиться при угрозе фор­мирования селевого потока, в период его формирования, а также при необходимости по прекращению действия селевого потока.

При угрозе формирования селевого потока проводится упреждающая (заблаговре­менная) эвакуация населения. Сроки завершения мероприятий по вывозу (выводу) на­селения за границы возможных зон ЧС определяются на основе краткосрочного прогно­за возникновения селеопасности, который выдается на период от одних до трех суток.

При формировании селевого потока проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Экстренность проведения эвакуации определяется оператив­ным прогнозом времени добегания селевой волны до защищаемого объекта (насе­ленного пункта, жилого массива, туристической базы и т.п.). Проведение экстренной эвакуации предполагает вывод (вывоз) населения из четырехчасовой зоны возможно­го добегания селевого потока. За пределами этой зоны эвакуация населения прово­дится по мере возникновения реальной угрозы; в случае нарушения селевым потоком систем и объектов жизнеобеспечения населения, приводящих к невозможности удо­влетворения жизненно важных потребностей человека, из этих районов также прово­дится эвакуация.

При упреждающей (заблаговременной) и экстренной (безотлагательной) эвакуации население выводится (вывозится) с пути возможного продвижения селевого потока - территории, которая может служить руслом селю и подвергнуться непосредственному воздействию селевого потока. При этом масштабы эвакомероприятий носят, как пра­вило, локальный и в редких случаях местный характер.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится по территориальному прин­ципу в два этапа без развертывания СЭП на территории зоны возможного поражения селевым потоком. На первом этапе население, по заранее установленным маршрутам, выводится за границы этой зоны. Протяженность маршрутов эвакуации населения из зоны возможного поражения определяется близостью селевого очага. На втором эта­пе, в случае разрушения селем покинутых жителями населенных пунктов, проводится сбор населения из пострадавших населенных пунктов и вывоз его к местам времен­ного размещения.

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится в один этап по террито­риальному принципу с развертыванием СЭП или без них.

По прохождении головы селя через сигнальный створ должна предусматриваться возможность оповещения населения об экстренной (безотлагательной) эвакуации на­селения из четырехчасовой зоны добегания селевого потока путем автоматического срабатывания системы оповещения населения. Решение на эвакуацию населения, проживающего за пределами этой зоны, а также на проведение экстренной (безот-


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 457

лагательной) эвакуации, принимается Главой администрации местных органов само­управления.

План эвакуации населения из селеопасных районов должен быть разработан в двух вариантах - для упреждающей и экстренной эвакуации.

Эвакуация населения из лавиноопасных районов проводится при угрозе схода снежных лавин, а также по прекращению их схода в случае разрушения объектов жиз­необеспечения. Эвакуация организуется по территориальному принципу в один этап без развертывания СЭП.

При угрозе схода снежных лавин проводится упреждающая (заблаговременная) эва­куация населения. Она носит локальный характер и должна быть завершена до опреде­ленного краткосрочным прогнозом момента возникновения лавинной ситуации. Крат­косрочный прогноз возникновения лавинной ситуации дается на период от нескольких часов (обычно не менее четырех) до нескольких суток (обычно не более двух).

При упреждающей (заблаговременной) эвакуации за пределы поражаемых лави­ной зон выводятся жители тех населенных пунктов, которые (в силу особенностей за­стройки) могут быть приведены в негодность для дальнейшего проживания в резуль­тате схода лавины ожидаемой мощности.

После схода лавин при необходимости проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Она носит локальный и в редких случаях - местный характер. При этом временно проживающим на территории пострадавшим в результате схода лавины, на­селению (отдыхающим в санаторно-курортных учреждениях, на туристических базах, альпинистских лагерях) предоставляется незамедлительная возможность выехать за пределы зоны бедствия. Постоянно проживающее в данной местности население эва­куируется в ближайшие нелавиноопасные районы.

Населенные пункты, находящиеся в пределах лавиноопасной зоны, должны пере­носиться в безопасные районы в срок, ограниченный моментом установления потен­циальной опасности схода лавин и временем наступления очередного лавиноопас­ного периода. Вследствие этого план эвакуации населения из зон возможного схода лавин может содержать лишь один вариант - экстренной (безотлагательной) эвакуа­ции тех населенных пунктов, которые к моменту его составления не эвакуированы за пределы этих зон.

В результате катастрофического затопления (наводнения) остаются значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспечения. Поэтому реэвакуация насе­ления возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными. Паводковое повышение уровня воды в реках и водоемах также может быть довольно продолжительным (до нескольких недель).

При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация. Она носит локальный или местный характер. При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развертыванием СЭП. При неболь­шом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эваконаселение вывозится (выводится) на ППЭ на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в места временного размещения.

При угрозе прорыва гидротехнического сооружения производится экстренная эва­куация из зоны 4-часового добегания волны прорыва. За пределами зоны 4-часового добегания волны прорыва эвакуация производится, исходя прогнозируемой или ре­ально сложившейся гидрологической обстановки.


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 458

При угрозе катастрофического (природного или техногенного характера) затопле­ния эвакуация населения может проводиться без развертывания СЭП. При этом опе­ративные группы, сформированные из личного состава СЭП, организуют вывоз (вы­вод) эваконаселения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам времен­ного размещения.

организованный вывоз или вывод раненых и больных, населения, военнопленных, поврежденного оружия и техники, военного имущества, хозяйственного оборудования, других материальных и культурных ценностей из районов боевых действий и районов, подвергшихся воздействию оружия массового поражения в безопасные районы. Осуществляется также Э. войск из районов, блокированных противником. Проводится с помощью эвакуационных средств.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЭВАКУАЦИЯ

один из основных способов защиты населения в мирное время в чрезвычайных ситуациях. В отдельных ситуациях (например, возникновение зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с плотностями выше допустимых и др.) этот способ является наиболее эффективным способом защиты. Сущность Э. заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы. Классифицируются по видам опасности: Э. из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других; по способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом; по удаленности - локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта РФ, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах РФ); по временным показателям - временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты Э. населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная). Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) Э. населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Экстренная (безотлагательная) Э. населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая Э. и частичная Э. Общая Э. предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей и т.п.). Э. проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. Одним из специфических способов эвакуации является рассредоточение населения. Рассредоточение населения - это организованный вывод его из потенциально опасных зон и размещение на безопасной территории. Планирование, организация и проведение Э. населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС. Организация медицинского обеспечения эвакоперевозок возлагается на органы здравоохранения. Дорожное обеспечение эвакомероприятий планируется и организуется органами, ведающими строительством и эксплуатацией автомобильных дорог. Проведение Э. населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями ее возникновения и развития.

Это ряд совокупных мероприятий, направленных защитить военные, экономические объекты, культурные и материальные ценности и население от чрезвычайных ситуаций (ЧС) в военное или мирное время, посредством вывода из зоны поражения (возможной или существующей).

Разновидности эвакуации

Рассмотрим, какие существуют виды эвакуации . Эвакуация бывает:

  • упреждающей - когда угроза ЧС возможна;
  • экстренной - когда ЧС уже существует.

При надвигающейся опасности - прогнозированного потопления, землетрясения и др., проводится упреждающая добровольная эвакуация .

Проводится из пораженных районов при уже существующей чрезвычайной ситуации.

Эвакуация проводится в самые короткие сроки, которые возможны. В первую очередь эвакуируются экономически и стратегически значимые для государства объекты. А так же работающие на них специалисты и их семьи. В военное время в первую очередь эвакуации попадают военные объекты: штабы, военная документация и архивы. Далее эвакуируется все остальное население зоны ЧС.

Эвакуация населения может быть частичной и массовой (общей).

  • При частичной эвакуируются дети, старики и инвалиды.
  • При общей эвакуируется, по возможности, все население, находящееся в зоне ЧС, зоне поражения.

Органы, ответственные за комплекс эвакуационных мероприятий

За проведение эвакуации отвечают определенные органы:

  • ЭК - эвакуационная комиссия;
  • ОГ - оперативная группа по вывозу населения;
  • ЭПК - эвакоприемная комиссия;
  • ППЭ - промежуточные пункты эвакуации;
  • СЭП - сборные эвакуационные пункты;
  • ГУ - группы управления на пеших маршрутах эвакуации;
  • ПЭП - приемные эвакуационные пункты;
  • Администрация ПП (ПВ) -транспортные погрузки или выгрузки культурных и материальных ценностей.

Виды эвакуации:

Все планирование эвакуационных мероприятий проводится по вертикали власти: Государство - республика - область - регион- населенный пункт - район - предприятие . Для четкой бесперебойной работы эвакуационных органов разрабатываются все виды обеспечения:

  • радиационная, химическая, медицинская, инженерная, биологическая разведка;
  • обеспечение транспортом;
  • обеспечение медицинскими пунктами и медикаментами;
  • обеспечение и охрана порядка;
  • обеспечение транспортом.

Классификация видов эвакуации населения:

Эвакомероприятия проводятся для достижения ряда целей, а именно для максимального снижения потерь среди населения и сохранения кадров и специалистов. Кроме этого, для государства важно продолжение работы экономических и стратегических объектов, которые тоже по возможности эвакуируются вместе с оборудованием. В военное время за зоной поражения силами эвакуированных граждан создаются новые группировки сил и средств обороны. Обеспечиваются сохранность материальных и культурных ценностей.

Сводная таблица видов эвакуации населения

Таблица 3. Сводная таблица видов эвакуации населения
По опасности из зон возможных и реальных ЧС

1. Химического заражения

2. Радиоактивного заражения

3. Биологического заражения

4. Разрушений

5. Затоплений

6. Катастроф

По способу эвакуации

1. Всеми видами транспорта

2. Пешим ходом

3. Комбинированно

По удаленности (масштабности)

1. Местная

2. Региональная

3. Государственная

По длительности

1. Временная (на несколько суток)

2. Среднесрочная (до 1 месяца)

3. Долгосрочная\продолжительная (более 1 месяца)

По времени начала

1. Заблаговременная (упреждающая)

2. Экстренная (срочная)

Законодательно определен перечень материальных и культурных ценностей, которые подлежат эвакуации в первую очередь. Также существует определенный регламент эвакуационных мероприятий относительно населения по группам и категориям.

Абсолютно точно определены предприятия и категории работников, которые должны быть эвакуированы в первую очередь. Ряд Приказов МЧС регулируют весь порядок эвакуационных мер для организаций, при различных видах поражений населенных пунктов.

  1. Разрабатывается и утверждается план эвакуации, он содержит разделы плановых мероприятий по разработке и ликвидации ЧС.
  2. Регламентируется порядок оповещения населения об эвакуационных мероприятиях, времени проведения и организационных вопросах.
  3. Определяется перечень эвакуационных пунктов и их адреса.
  4. Группируются граждане, подлежащие эвакуации.
  5. Определяются районы, куда будут эвакуированы люди, ценности, объекты.
  6. Создаются условия для приема эвакуированных.
  7. Точно определяются все маршруты пешей и транспортной эвакуации.
  8. Проводятся комплексные мероприятия по разведке местности соответствующими специалистами для дальнейшей оперативной ликвидации последствий и очистки территории ЧС.


В ряде случаев эффективным способом защиты населения от поражающих факторов катастроф являются временная эвакуация, рассредоточение и отселение неработающего населения, рабочих и служащих из предполагаемых очагов поражения. Вместе с тем не исключается, что указанные мероприятия могут проводиться и после возникновения катастрофы.

Эвакуация – комплексмероприятий по организованному вывозу (выводу) из крупных городов и других заблаговременно назначенных населенных пунктов рабочих и служащих объектов экономики, переносящих свою деятельность в загородную зону или npекращающих её на военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения из зоны возможных катаклизмов. Она производится на длительный период с возможным возвращением людей в места прежнего проживания. Эвакуированное население постоянно проживает в загородной зоне до особого распоряжения.

Рассредоточение - комплекс мероприятий по организованному вывозу из крупных городов и других заблаговременно назначенных населенных пунктов и размещению в загородной зоне рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих работу в военное время в этих городах и населенных пунктах. Рассредоточенные в загородной зоне рабочие и служащие посменно въезжают в город (населенные пункты) для работы на своих предприятиях, а по окончании работы возвращаются в загородную зону на отдых.

Отселение - организованный вывоз нетрудоспособного и не занятого в производстве населения из районов, загрязненных РВ и опасных для проживания, в безопасные места на постоянное жительство.

В соответствии с прогнозируемой обстановкой на случай возникновения чрезвычайной ситуации соответствующими штабами гражданской обороны (эвакокомиссиями) разрабатываются планы на эвакуацию населения для каждого объекта экономики и населенного пункта. При перемещении больших групп населения в планах по эвакуации предусматривают продовольственно-вещевое, медицинское, санитарно-эпидемиологическое обеспечение эвакуируемых.

В военное время до начала общей эвакуации возможно проведение, по специальному распоряжению правительства, заблаговременной или частичной эвакуации нетрудоспособного и не занятого в производстве населения, к которому относятся:

a. студенты общеобразовательных учреждений, учащиеся колледжей и школ-интернатов;

b. воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и специальных детских учреждений;

c. пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых;

d. преподаватели, воспитатели и обслуживающий персонал вышеперечисленных учреждений, отправляемые вместе с указанными категориями населения.



Срок проведения данных мероприятий не более 5 суток.
При планировании эвакомероприятий в военное время в расчет численности населения, подлежащего эвакуации, не включаются:

· военнообязанные, имеющие мобпредписания;

· нетранспортабельные больные и обслуживающий их персонал.

При своевременном проведении эвакуационных мероприятий удается вывести из-под ударов основную массу населения городов, могущих быть вероятными объектами нападения противника.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

· по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;

· по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

· по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта РФ, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа; государственная (в пределах РФ);

· по временным показателям: временная {с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца.

В зависимости от развития чрезвычайной ситуации и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного
воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами от­
дельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или непострадавших районах города (вне зон дейст­вия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону опасности попа­дают средние города, отдельные районы крупных и крупнейших городов, сельские районы. При этом чис­ленность эваконаселения может составить от несколь­ких тысяч до сотен тысяч человек. При проведении ме­стной эвакуации вывозимое население размещается, как правило, в безопасных районах пострадавших и со­седних с ней областей.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватываю­щие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значи­тельные расстояния от постоянного места проживания.

Загородная зона – территория за пределами зон возможных разрушений, установленных для крупных городов и важных объектов, расположенных вне этих городов до границы области (края). В ней размещается группировка сил ГО, эвакуированное и рассредоточиваемое население. Подготовкой загородной зоны занимаются в мирное время.

Зона возможных разрушений – условная зона вокруг крупного города, на территории которой в результате нападения противника могут возникать разрушения зданий и сооружений и потери среди населения. Границы зоны возможных разрушений устанавливаются в зависимости от значения города и численности его населения.

Основными способами являются:

A. Эвакуация пешим порядком.

B. Вывоз населения всеми видами транспорта.

C. Комбинированный.

Наиболее полно отвечает современным условиям комбинированный способ, сущность которого состоит в том, что вывод пешим порядком части населения сочетается с одновременным выводом остального населения всеми видами транспорта, свободного от воинских и срочных прочих перевозок.

Транспортом в первую очередь вывозятся:

§ медицинские учреждения;

§ население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);

§ рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих работу в военное время в категорированных городах;

§ сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).

Остальное население планируется выводить пешим порядком. Работающие смены объектов, продолжающих производственную деятельность в категорированных городах, с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в убежищах. Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из загородной зоны.

Категории и численность населения, рассредоточиваемого и эвакуируемого транспортом и пешим порядком могут уточняться в областях и городах в зависимости от наличия транспорта, состояния дорожной сети, времени года и других условий. Проведение рассредоточения и эвакуации населения может осуществляться только по специальному распоряжению Президента РФ или по его поручению распоряжением начальника гражданской обороны РФ и Правительства РФ. Оно должно быть начато не позднее 4 часов после получения распоряжения и завершено в сроки, не превышающие:

· из городов с населением до 500 тыс.чел. - до 12 часов;

· из городов с населением до 1 млн.чел. - до 20 часов;

· из городов с населением свыше 1 млн.чел., а также для других городов в которых по местным условиям нельзя провести эвакуацию в указанные сроки время на проведение эвакуации уточняется начальниками ГО субъектов РФ, на территории которых они находятся, а для городов федерального значения начальника гражданской обороны РФ.

Начало эвакуации время отправки первых поездов, судов, автоколонн и пеших колонн, окончание эвакуации время вывода (вывоза) из зон возможных сильных разрушений (за границу проектной застройки городов, отнесенных к группам по гражданской обороны) и зон затопления (зоны ЧС в мирное время) всего населения (за исключением работающей смены объектов, продолжающих работу в городах в военное время).

Эвакуацию населения по планам ГО предусматривается проводить:

§ из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне (категорированных городов);

§ из населенных пунктов с объектами особой важности;

§ из населенных пунктов с жд станциями первой категории;

§ из населенных пунктов, расположенных в зонах возможных сильных разрушений вокруг объектов особой важности;

§ из населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления (при этом эвакуация производится с получением распоряжения на эвакуацию из населенных пунктов, для которых время добегания волны прорыва составляет 4 часа и менее, а из остальных при непосредственной угрозе затопления).

Для определения порядка и очередности вывода (вывоза) людей из городов, назначения районов их размещения в загородной зоне все население городов распределяется на три группы:

A. 1-я группа (рассредоточиваемое население) рабочие и служащие объектов, продолжающих свои производственную деятельность в военное время в зонах возможных разрушений категорированных городов, а также обеспечивающих их жизнедеятельность.

B. 2-я группа (эвакуируемое трудоспособное население) рабочие и служащие объектов, прекращающих деятельность в военное время в категорированных городах или переносящих ее в загородную зону.

C. 3-я группа остальное эвакуируемое население. Основная часть населения, отнесенного к этой группе, составляет контингент, который может быть вывезен заблаговременно (до начала общих эвакомероприятий) по частичной эвакуации.

Необходимо стремиться к максимальному сокращению числа работающих в категорированных городах в военное время, создавая условия для переноса их деятельности на подготовленных производственных базах в загородной зоне.

Проведение эвакуационных мероприятий возлагается на специально создаваемые эвакуационные органы, руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений.

К эвакуационным органам относятся:

Эвакуационные комиссии;

Сборные эвакуационные пункты (СЭП);

Приемные эвакуационные комиссии;

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

Администрация пунктов посадки (ПП), пунктов высадки (ПВ), промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ).