План жизнеобеспечения населения при чс. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения. населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях

4. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения,

пострадавшего при чрезвычайных ситуациях

Главной целью первоочередного жизнеобеспечения является создание и поддержание условий

для сохранения жизни и здоровья населения, пострадавшего от ЧС.

Подготовка территории муниципального образования к организации первоочередного

жизнеобеспечения населения в ЧС осуществляется заблаговременно на основании постановления

(решения) главы муниципального образования (местной администрации).

Ответственными за организацию подготовительных работ являются органы управления по

В режиме повседневной деятельности МОСЧС обеспечивается постоянная готовность органов

управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному жизнеобеспечению

населения в случае ЧС.

жизнеобеспечения населения определяются исходя из необходимой достаточности и максимального

использования сил и средств.

Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае

ЧС являются:

прогноз обстановки, которая может сложиться на территории в результате ЧС;

.

прогнозируемая численность населения, которое может пострадать (его состав, среднемесячная

численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях

населенных пунктов);

прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения;

потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения в случае ЧС;

продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения.

Прогноз обстановки на территории муниципального образования, ожидаемой численности

пострадавшего населения, численности и структуры санитарных потерь, возможного состояния

жилого фонда, зданий и сооружений различного назначения, сетей водо-, газо-, электро- и

теплоснабжения, дорожных сооружений (мостов, тоннелей, эстакад и т.п.) разрабатывается органами

управления по ГОЧС. К разработке прогнозов привлекаются специалисты инженерной

инфраструктуры.

Подготовленные органами управления по ГОЧС прогнозные данные передаются руководителям

служб жизнеобеспечения для проведения детальных расчетов по потребностям пострадавшего

населения в продукции или услугах этих служб, определения необходимой численности

специалистов для организации жизнеобеспечения, количества необходимых технических средств

(полевых кухонь, пекарен, пунктов санитарной обработки, дизельных электростанций, простейших

печек или электрообогревательных приборов, автоцистерн и емкостей для воды, полевых водоводов,

суточных объемов перевозок в период развертывания в районах отселения и в последующие дни.

Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-

бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам

обеспечения в условиях ЧС, общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения

суточных потребностей на продолжительность периода первичного жизнеобеспечения.

Продолжительность периода жизнеобеспечения в местах сосредоточения отселенного из зон ЧС

населения определяется из расчета на 7 (семь) суток.

При определении объемов хлеба, мяса и рыбопродуктов, картофеля и овощей, макаронных и

крупяных изделий, жиров, сахара, соли, воды следует исходить из необходимости организации

двухразового горячего питания в сутки и одного раза в сутки - консервированными продуктами или

сборными пайками.

В целях организации первоочередного жизнеобеспечения населения, отселяемого из опасных

зон при угрозе или возникновении ЧС, решением глав муниципальных образований (местных

администраций) создаются пункты временного размещения населения. Они могут создаваться как в

стационарных (в зданиях, удаленных от районов ЧС), так и в полевых условиях и предназначены для

сбора, регистрации, размещения в местах временного проживания, организации питания и

обеспечения населения предметами первой необходимости.

5. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации

чрезвычайных ситуаций

1. Мероприятия по повышению устойчивости объектов

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

в чрезвычайных ситуациях

Под устойчивостью объекта понимается способность сохранения им работоспособности при

нештатном внешнем воздействии. То есть:

для объекта экономики (производства) - способность выпускать установленные виды

продукции в объемах, предусмотренных соответствующими планами в условиях ЧС, а также

приспособленность этого объекта к восстановлению в случае повреждения;

для объектов, не связанных с производством материальных ценностей (транспорт, связь,

электроснабжение и т.п.), - способность выполнять свои функции.

Каждый объект в зависимости от особенностей его производства и других характеристик имеет

свою специфику. Однако объекты имеют и много общего. Так, любой объект экономики включает в

себя наземные здания и сооружения основного и вспомогательного производства, складские

помещения и здания административно-бытового назначения.

В зданиях и сооружениях основного и вспомогательного производства размещается станочное и

иное технологическое оборудование, сети газо-, тепло-, электро-, энергоснабжения и т.п.

Между собой здания и сооружения соединены сетью внутреннего транспорта, сетью

энергоносителей и системами связи и управления.

На территории объекта экономики могут быть расположены сооружения автономных систем

электро- и водоснабжения, а также отдельно стоящие технологические установки и т.д.

Здания и сооружения возводятся по типовым проектам и из унифицированных материалов.

Проекты производств выполняются по единым нормам технологического проектирования, что

приводит к среднему уровню плотности застройки (обычно 30-40%).

производства и назначения характерны общие факторы, влияющие на устойчивость объекта и

подготовку его к работе в условиях ЧС.

К общим факторам, влияющим на устойчивость объектов, относятся:

район расположения объекта;

застройка территории объекта;

внутренняя планировка территории объекта;

технологический процесс;

жизненно важные системы объекта (энерго-, водо-, газо-, теплоснабжения);

система управления;

система материально-технического снабжения;

подготовка объекта к восстановлению производства и др.

Район расположения объекта изучается по картам (планам).

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Проводится анализ топографического расположения объекта:

рельеф местности, характер грунта, глубина залегания подпочвенных вод, метеорологические

уровень и вероятность воздействия поражающих факторов стихийных бедствий (ураганы, бури,

смерчи, лесные пожары, наводнения и др.);

характер застройки территории, окружающей объект (структура, плотность, тип застройки);

наличие на этой территории предприятий, которые могут служить источниками возникновения

вторичных факторов поражения (АЭС, гидроэлектростанции, предприятия химической

промышленности и др.);

транспортные коммуникации и т.д.

Например, для объектов, расположенных по берегам рек, ниже плотин, изучается возможность

затопления, устанавливаются максимальные уровни затопления и время прихода волны прорыва. В

то же время наличие реки поблизости от объекта экономики позволяет при разрушении

железнодорожных или трубопроводных магистралей осуществлять подачу материалов, сырья и

комплектующих водным транспортом.

При изучении застройки территории объекта дается характеристика зданиям и сооружениям

основного и вспомогательного производства, а также зданиям и сооружениям, которые не будут

участвовать в производстве основной продукции в случае ЧС.

Устанавливаются основные особенности их конструкции, указываются данные, необходимые

для расчета уязвимости к воздействию поражающих факторов ЧС, а именно: вид каркаса, длина и

высота, этажность, стеновые заполнения, световые проемы, кровля, перекрытия, степень износа.

Оценивается огнестойкость строительных сооружений конструкций и всего здания

(сооружения).

Указываются число рабочих и служащих, одновременно находящихся в здании (наибольшая

рабочая смена), наличие встроенных в здание и вблизи расположенных убежищ, наличие в здании

средств эвакуации и их пропускная способность.

При оценке внутренней планировки территории объекта определяется влияние плотности и

типа застройки на возможность возникновения и распространения пожаров, образование завалов

входов в убежища и проходов между зданиями.

Особое внимание обращается на участки, где могут возникнуть вторичные факторы поражения.

На территории объекта такими источниками являются:

емкости с легковоспламеняющимися, горючими жидкостями и аварийно химически опасными

веществами, склады взрывоопасных веществ и легковоспламеняющихся материалов;

технологические коммуникации, разрушение которых может вызвать пожары, взрывы и

загазованность участка;

взрывоопасные технологические установки и др.

Оценивается возможность образования ударной волны в результате взрывов сосудов,

находящихся под давлением, взрывов в закрытых и открытых помещениях и их распространение как

внутри, так и снаружи строений. При этом оценивается суммарный эффект от воздействия

динамического и статического избыточного давления в результате ударной волны и производится

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

оценка количества кинетической энергии и траектории образуемых потоков.

Прогнозируются последствия следующих процессов:

утечки газов или токсичных дымов;

пожаров цистерн, колодцев, фонтанов;

ударов молний;

взрывов паров легковоспламеняющихся жидкостей;

нагрева и испарения бассейнов и емкостей с различными жидкостями;

рассеивания продуктов сгорания во внутренних помещениях;

токсического воздействия на человека продуктов горения и иных химических веществ и

соединений;

тепловой радиации при пожарах.

Проводится анализ распространения пламени в зданиях и сооружениях объекта, оценивается

огневой поток в зависимости от расположения стен и внутренней обстановки.

Изучение технологического процесса производится с учетом специфики производства и

изменений в производственном процессе на время ЧС (возможные изменения технологии,

частичное прекращение производства, переключение на производство новой продукции и т.п.).

В процессе изучения технологического процесса:

оцениваются возможный новый номенклатурный перечень и возможные сроки перехода на его

определяется уникальное и особо важное оборудование;

оценивается насыщенность производства аппаратурой автоматического управления и

контрольно-измерительными приборами;

исследуется возможность замены одних энергоносителей на другие, а также возможность

автономной работы отдельных станков, участков и цехов объекта;

оценивается возможность перехода на ручное управление отдельными элементами

технологического оборудования и всем производством в целом;

определяются запасы и места расположения аварийно химически опасных и горючих веществ и

оцениваются условия их хранения;

определяются необходимый минимум запасов, который может находиться на территории

объекта, и место хранения остальной части в загородной зоне;

планируются способы и исследуются возможности безаварийной остановки производства в

условиях ЧС.

При исследовании надежности жизненно важных систем объекта особое внимание уделяется

системам электроснабжения. Определяется:

зависимость работы объекта от внешних источников энергоснабжения, характеризуются

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

внутренние источники;

необходимый минимум электроснабжения на случаи чрезвычайных ситуаций; производится

ревизия энергетических сетей и коммуникаций.

Анализируются системы автоматического управления и отключения сетей энергоносителей.

При рассмотрении систем водоснабжения особое внимание обращается на защиту сооружений

и водозаборов на подземных источниках воды от радиоактивного, химического, биологического

(бактериологического) заражения.

Определяется надежность функционирования системы пожаротушения, возможность

переключения систем водоснабжения с соблюдением санитарных правил.

При изучении систем газоснабжения:

поверяется возможность автоматического отключения подачи газа на объект, в отдельные цеха

и участки производства;

контролируется соблюдение всех требований по хранению и транспортировке газа.

Жесткие требования предъявляются к надежности и безопасности функционирования систем и

источников снабжения аварийно химически опасными веществами, окислителями, взрывоопасными

и горючими веществами.

Исследование системы управления объекта производится на основе изучения состояния

пунктов управления и узлов связи, надежности связи с загородной базой, расстановки сил,

обеспечения руководства производственной деятельностью объекта во всех структурных

подразделениях.

Определяются также источники пополнения рабочей силы, анализируются возможности

взаимозаменяемости руководящего состава объекта.

Особое внимание уделяется изучению надежности системы оповещения.

При анализе системы материально-технического снабжения:

дается характеристика возможных изменений в связи с переходом на выпуск новой продукции;

устанавливается зависимость производства от поставщиков;

выявляются наиболее важные поставки сырья, деталей и комплектующих изделий, без которых

производство не может продолжаться;

оцениваются имеющиеся и планируемые запасы (количество, номенклатура) и возможные

сроки продолжения работы без поставок, способы пополнения запасов до нормы, надежность их

хранения и подвоза;

рассматриваются вопросы реализации готовой продукции, а также способы ее хранения.

Подготовка объекта к восстановлению производства определяется на основании изучения

характера производства, сложности его оборудования, подготовленности персонала к

восстановительным работам, запасов материалов, деталей и оборудования.

Изучаются возможности строительных и ремонтных подразделений объекта, а также

возможности обслуживающих объект строительных и монтажных организаций.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Изучается производственная, строительно-монтажная и проектная документация для

проведения восстановительных работ.

Данные, полученные при анализе вышеперечисленных факторов, используются при

определении физической устойчивости элементов объекта, выявлении уязвимых участков объекта и

оценке устойчивости его работы.

Повышение устойчивости объекта достигается в основном путем усиления наиболее слабых

элементов и участков объекта. Для этого на каждом объекте заблаговременно на основе исследования

планируется и проводится необходимый объем мероприятий.

К мероприятиям по повышению устойчивости объектов подходят обдуманно, всесторонне

оценивая их техническую, хозяйственную и экономическую целесообразность.

Мероприятия будут экономически обоснованы в том случае, если они максимально увязаны с

задачами по обеспечению безаварийности работы объекта, улучшения условий труда,

совершенствования производственного процесса. Особенно большое значение имеет разработка

мероприятий по повышению устойчивости объектов при новом строительстве, так как в процессе

проектирования во многих случаях можно добиться логического сочетания общих инженерных

решений с защитными мероприятиями от поражающих факторов ЧС, что снижает затраты на их

организацию.

Мероприятия по повышению устойчивости объектов включают в себя:

рациональное размещение объектов, их зданий и сооружений;

обеспечение защиты рабочих и служащих;

повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объекта;

повышение устойчивости технологического процесса;

повышение устойчивости управления объектом;

повышение устойчивости производственных и хозяйственных связей;

повышение устойчивости материально-технического снабжения;

уменьшение вероятности возникновения вторичных факторов поражения и ущерба от них;

подготовку к восстановлению производства после того, как объект вышел из строя.

Рациональное размещение объектов, их зданий и сооружений должно обеспечить уменьшение

степени их поражения при применении современных средств поражения, воздействия вторичных

факторов поражения, при стихийных бедствиях, возникновении крупных производственных аварий

и катастроф.

Размещение объектов должно учитывать также необходимость обеспечения надежных

производственных связей по кооперации, предусматривать развитие предприятий-дублеров или

филиалов предприятия в загородной зоне.

При определении мест хранения материально-технических резервов учитывается наличие на

объекте транспортных средств и путей для быстрой и безопасной доставки различных материалов к

местам их потребления на объекте.

При решении задач повышения устойчивости объекта особое внимание обращается на

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

обеспечение защиты рабочих и служащих.

В целях выполнения этой задачи разрабатываются план накопления и строительства

необходимого количества защитных сооружений, в которых предусматривается укрытие рабочих и

служащих при возникновении ЧС, а также план организации работ по строительству

быстровозводимых укрытий при угрозе возникновения ЧС.

В районах, подверженных стихийным бедствиям, техногенным авариям и катастрофам,

заблаговременно осуществляется подготовка к эвакуации рабочих и служащих и членов их семей по

заранее разработанным планам и картам.

Личный состав объекта обучается выполнению работ по ликвидации очагов заражения,

образованных вредными веществами. При этом для всех рабочих и служащих объекта создается запас

СИЗ, которые хранятся в специально оборудованных помещениях и местах и поддерживаются в

постоянной готовности. Организуется обучение рабочих, служащих и членов их семей способам

защиты при утечке вредных веществ.

Организуются и поддерживаются в постоянной готовности системы оповещения рабочих и

служащих объекта и проживающего вблизи объекта населения об опасности поражения

радиоактивными и аварийно химически опасными веществами, разрабатывается порядок доведения

до них установленных сигналов оповещения.

Повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объекта связано с большими

затратами. Поэтому повышение прочностных характеристик целесообразно в случае, если:

отдельные особо важные элементы объекта значительно слабее других и их прочность

целесообразно довести до требуемого для данного объекта уровня устойчивости;

самостоятельно функционировать при выходе остальных и обеспечат выпуск особо ценной

продукции.

Для повышения прочности и устойчивости сооружений их проектируют:

с жестким каркасом (металлическим или железобетонным);

с увеличенной площадью световых проемов;

со стеновым заполнением из облегченных материалов в виде взаимозаменяемых плит сборно-

разборной конструкции;

с легкой, долговечной и огнестойкой кровлей.

Такие материалы способствуют снижению степени разрушения несущих конструкций при

ураганах, взрывах и других бедствиях и уменьшают действие обломков на технологическое

оборудование, а также облегчают работы по восстановлению разрушенного сооружения.

Очень эффективным является способ применения поворачивающихся панелей, т.е. крепление

легких панелей на шарнирах к каркасам колонн сооружений. При действии динамических нагрузок

такие панели поворачиваются, что значительно снижает воздействие ударной волны на несущие

конструкции сооружений.

Тяжелое оборудование размещают, как правило, на нижних этажах производственных зданий.

труднозагораемые конструкции, обрушение которых не приведет к разрушению этого оборудования.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Станки, установки и другое оборудование, имеющее большую высоту и малую площадь опоры,

прочно закрепляют на фундаментах, устанавливают растяжки и дополнительные опоры, что

повышает их устойчивость на опрокидывание.

Емкости для хранения и приготовления химикатов размещают в углублениях либо осуществляют

их надежное крепление. Кроме того, на системах подачи химических веществ предусматривается

наличие автоматических отключающих устройств.

При угрозе возникновения ЧС на наиболее ответственных сооружениях могут вводиться

дополнительные опоры для уменьшения пролетов, усиливаться наиболее слабые узлы и отдельные

элементы несущих конструкций. Отдельные элементы, например, высокие сооружения (трубы,

мачты, колонны), закрепляются стяжками, рассчитанными на нагрузки, создаваемые воздействием

скоростного напора воздуха ударной волны взрыва. Устраиваются бетонные или металлические

пояса, повышающие жесткость конструкции и т.д.

Технологическое оборудование, измерительные и испытательные приборы, как правило,

размещаются в зданиях и поэтому несут ущерб не только от первичных, но и от вторичных

поражающих факторов ЧС: обломков обрушивающихся элементов строительных конструкций,

горящих установок и др. Надежно защитить все оборудование от всех поражающих факторов ЧС

невозможно. Поэтому сводят до минимума опасность разрушения и повреждения особо ценного и

уникального оборудования, эталонных и некоторых видов контрольно-измерительных приборов.

Некоторые виды технологического оборудования размещают вне здания - на открытой площадке

территории объекта под навесами. Это исключает разрушение его обломками ограждающих

конструкций. Особо ценное и уникальное оборудование целесообразно размещать в заглубленных,

подземных или специально построенных помещениях повышенной прочности. Повышение

устойчивости оборудования достигается также созданием запасов наиболее слабых элементов,

отдельных узлов и деталей, материалов и инструментов для ремонта и восстановления

поврежденного оборудования.

Повышение устойчивости технологического процесса достигается:

заблаговременной разработкой способов продолжения производства при выходе из строя

отдельных станков, линий и даже отдельных цехов за счет перевода производства в другие цеха;

размещением производства отдельных видов продукции в филиалах;

путем замены вышедших из строя образцов оборудования другими;

сокращением числа используемых типов станков и приборов.

На всех объектах разрабатываются способы безаварийной остановки производства по сигналу

оповещения, предусматривается отключение потребителей от источников энергии или поступления

технологического сырья. Для этих целей каждой смене объектов выделяют людей, которые должны

отключать источники снабжения и технологические установки по сигналу оповещения. Если по

условиям технологического процесса остановить отдельные участки производства, агрегаты,

установки, узлы и т.п. нельзя, то их переводят на пониженный режим работы.

Необходимое условие надежности технологического процесса - устойчивость системы

управления. Поэтому в случае выхода из строя автоматических систем управления предусматривается

переход на ручное управление технологическим процессом в целом или отдельными его участками.

Большое значение для повышения устойчивости технологического процесса объекта имеет

надежное снабжение его электроэнергией, водой, газом, теплом.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

Для этого создаются дублирующие источники электроэнергии, газа, воды и пара путем

прокладки нескольких подводящих электро-, газо-, водо- и пароснабжающих коммуникаций и

последующего их закольцовывания.

Инженерные и энергетические коммуникации переносятся в подземные коллекторы, наиболее

ответственные устройства (центральные диспетчерские распределительные пункты) размещаются в

подвальных помещениях зданий или в специально построенных прочных сооружениях. На тех

предприятиях, где укладка подводящих коммуникаций в траншеях или тоннелях не представляется

возможной, производится крепление трубопроводов к эстакадам, чтобы избежать их сдвига или

сброса. Затем укрепляются сами эстакады путем установки уравновешивающих растяжек в местах

поворотов и разветвлений. Деревянные опоры заменяют на металлические и железобетонные.

Для обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также

производства в первое время после воздействия поражающих факторов ЧС (в случае вывода

основных источников энергопитания) создается резерв источников электро- и водоснабжения.

Обычно это бывают передвижные электростанции и насосные агрегаты с автономными

двигателями, например, с двигателями внутреннего сгорания.

к видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости; приоритетность и состав необходимых видов жизнеобеспечения определяются характером чрезвычайных ситуаций.


  • - совокупность автономных технических средств и запасов материальных ресурсов, приспособленных для самостоятельного передвижения или транспортирования в зоны ЧС на различных видах транспорта, предназначенных...
  • - планирование и проведение постоянно действующими органами управления по делам ГО и ЧС комплекса мероприятий по повышению надежности и устойчивости функционирования системы жизнеобеспечения населения в...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - структурное звено функциональной подсистемы РСЧС, предназначенное для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС, состоящее из органов...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - функционально-организационная структура системы жизнеобеспечения населения в ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - к видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости...
  • - см. Санитарно-противоэпидемические мероприятия в зоне чрезвычайных ситуаций...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - комплекс мероприятий, проводимых в целях сбора данных об инженерной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, необходимых для принятия решения на организацию инженерного обеспечения ликвидации чрезвычайной...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - совокупность органов управления, служб, сил и средств жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для создания и поддержания условий, минимально необходимых для сохранения жизни и...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - функционально-организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - коммунально-бытовые и производственные объекты, сооружения и технические средства, производимая ими продукция и оказываемые услуги, резервы материальных ресурсов, используемые для жизнеобеспечения...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - "...: деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной ситуации..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...

    Официальная терминология

  • - "...: подразделения и формирования, осуществляющие предоставление населению различных видов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации..." Источник: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...: функционально-организационная структура системы ЖОН ЧС, предназначенная для организации и проведения в рамках своей компетенции мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"Виды жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайных ситуаций" в книгах

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Из книги Генерал-фельдмаршал светлейший князь М. С. Воронцов. Рыцарь Российской империи автора Захарова Оксана Юрьевна

Меры по ликвидации чрезвычайных ситуаций Согласно Указу 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», генерал-губернатор пограничных губерний был обязан защищать вверенную ему территорию от внешней военной угрозы, а также от проникновения

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций?

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Почему мне необходимо снаряжение для чрезвычайных ситуаций? Как вы уже поняли из вышеописанных ситуаций, непредвиденные случаи должны заставить благоразумного человека позаботиться о себе и своей семье хотя бы первые 72 часа.Пакет снаряжения для выживания в течение 72

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Из книги Организация комплексной системы защиты информации автора Гришина Наталия Васильевна

11. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 11.1. Понятие и виды чрезвычайных ситуацийОбеспечение продолжительного нормального функционирования в любой системе требует пристального внимания по отношению к потенциальным

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 169 автора Журнал «Компьютерра»

Сотовая связь в условиях терактов и чрезвычайных ситуаций Андрей Васильков Опубликовано 19 апреля 2013 Самодельные взрывные устройства нередко активируют дистанционно – входящим звонком на прикреплённый к электродетонатору мобильный телефон.

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера

Из книги Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них автора Губанов Вячеслав Михайлович

Глава 3 Риск в условиях чрезвычайных ситуаций социального характера В первой главе учебного пособия при анализе основных проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности, подчеркивалось, что ее обеспечение – приоритетная задача всего социума, т. е. и личности, и

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций

Из книги Человек в экстремальной ситуации автора Чувин Борис Тихонович

4. Биосоциальные аспекты чрезвычайных ситуаций Как уже отмечалось выше, механизмы регуляции и саморегуляции социума изначально заложены в нем самом. Устойчивость, как один из основных факторов, характеризующих любую динамическую систему, обуславливается рядом

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций

автора

1.1.2. Критерии чрезвычайных ситуаций «Катастрофа» (от греческого слова «поворот») предполагает резкое изменение привычных условий существования. В настоящее время нет общепринятой классификации катастроф и чрезвычайных ситуаций, что в значительной степени

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.3. Различия в существующих систематиках чрезвычайных ситуаций Эти различия, как уже подчеркивалось, определяются положенными в их основу принципами.По причинам возникновения, как правило, выделяют 4 класса ЧС:1) военно-политические и социально-политические

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.5. Психолого-психиатрические последствия чрезвычайных ситуаций Психолого-психиатрические последствия любой чрезвычайной ситуации определяются ее индивидуальной значимостью для конкретного человека («критическая жизненная ситуация», «психологическая катастрофа»

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

1.1.6. Ликвидация медицинских последствий чрезвычайных ситуаций Ликвидация медицинских последствий ЧС представляет собой комплекс оперативно проводимых медицинских мероприятий в районе чрезвычайной ситуации (медицинское обеспечение населения в чрезвычайной ситуации)

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

4.2. Особенности делинквентного (криминального) поведения в условиях чрезвычайных ситуаций 4.2.1. Делинквентное поведение Разновидностью преступного (криминального) поведения человека является делинквентное поведение – отклоняющееся поведение, в крайних своих

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

8.3. Особенности психического состояния лиц, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций 8.3.1. Психическое состояние спасателей и медиков Персонал, участвующий в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, по мнению T. Pichot и D. Rudd (1991), можно назвать

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

12.2.1. Законодательные основы психиатрии катастроф и чрезвычайных ситуаций Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций как самостоятельное направление медицины катастроф является важным звеном единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. ВСМК была

Павел Лучников ПОМОЩНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (Еще раз о терактах во Владикавказе)

Из книги Газета Завтра 418 (49 2001) автора Завтра Газета

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций

Из книги Информационная безопасность человека и общества: учебное пособие автора Петров Сергей Викторович

3.3. Обеспечение информационной безопасности в правоохранительной сфере и при возникновении чрезвычайных ситуаций Доктрина информационной безопасности РФ в правоохранительной (и судебной) сфере к наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности

Стихийных бедствий большое количество людей не только теряет крышу над головой, но и зачастую остается без необходимых медикаментов, одежды, предметов первой необходимости, а также еды и питья, пригодных к употреблению. Главная опасность всех внештатных ситуаций, затрагивающих крупные населенные объекты, состоит в их внезапности и быстром развитии. В большинстве случаев у жителей просто нет времени, чтобы правильно и полноценно подготовиться к : приготовить еду и чистую воду, собрать сумку с необходимыми вещами и предметами гигиены.

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения, попавшего в зону разрушающих воздействий ЧС, возлагается в первую очередь на органы администрации данного субъекта и государственные органы ГО. Приобщаются также к выполнению данной задачи органы РСЧС. Крайне важно приступить к оснащению пострадавших всем необходимым в кратчайшие сроки после бедствия. Эти меры предпринимаются параллельно со спасательно – восстановительными мероприятиями, а также действиями по ликвидации последствий ЧС.

Они включают в себя снабжение граждан водой, минимальным набором продуктов, предоставление временного крова, медицинских услуг, включая жизненно необходимые препараты, информации и транспорта. Подобные мероприятия проводятся как на местах катастрофы, так и на маршрутах осуществления организованной эвакуации людей и в убежищах.

Все меры по созданию условий для более или менее оптимального существования людей в условиях ликвидации катастрофы заключаются в следующем:

Обеспечение питьевой водой

Средства коммуникации часто подвергаются авариям, поломках и разрушениям. В результате запрещается использовать имеющуюся воду из-за ее загрязнения. Для этого создаются пункты раздачи в наиболее удобных и безопасных местах. Выдача происходит в строго установленное время.

Снабжение продуктами питания

Для этого проводится оценка существующих на данный момент потребностей населения. Это нужно, чтобы выяснить необходимое количество продовольствия. Подсчет, распределение и выдача продуктов происходит централизованно, и контролируется соответствующими органами. Следует также учитывать возможности по запуску производства наиболее необходимых продуктов (хлеба, круп, макарон, консервов, молочных продуктов) непосредственно в самих пострадавших населенных пунктах. Проводится оценка имеющихся запасов на государственных резервных складах и торговых объектах. Организуются полевые иили передвижные кухни. Сюда же входит контроль уровня зараженности продовольствия на местных организациях. Если существует необходимость, то осуществляются меры по его обеззараживанию. Большое внимание уделяется снабжению необходимым питанием малолетних граждан.

Предметы первой необходимости

К ним относятся: одежда, постельное белье, обувь, банные принадлежности, чистящие средства, посуда. Начальным этапом является сбор и сортировка этих предметов из поврежденных местных складов, торговых объектов, жилых домов, включая гуманитарную помощь. Если выявляется имеющийся дефицит того или иного ресурса, то он компенсируется путем перераспределения или подготавливаются запросы в не пострадавшие субъекты о необходимой помощи. Все предметы, выдаваемые населению должны обязательно пройти проверку на безопасность, при необходимости подвергнуться частичному или полному обеззараживанию. В случае выявления зараженных предметов, непригодных к использованию, их следует ликвидировать путем сожжения или закапывания в землю. Определяются службы снабжения и места для пунктов выдачи. Они осуществляют свою деятельность согласно правилам и порядку, установленным в данной зоне бедствия.

Обеспечение жильем

План первоочередного жизнеобеспечения населения в обязательном порядке включает в себя и обеспечение жильем тех граждан, которые вследствие катастрофы лишились крова. В данной ситуации проводится оценка разрушений жилого фонда. Определяется количество граждан, чье жилье не подлежит восстановлению из-за повреждений несущих конструкций, а также учитываются дома, подвергшиеся сильному заражению химическими, радиационными или биологическими веществами. При возможности осуществляется доставка быстровозводимых зданий. Создаются временные укрытия – палатки, землянки, передвижные, легко собирающиеся домики. Для размещения используются безопасные места отдыха (санатории, базы, пансионаты, лагеря) и общественные сооружения (кинотеатры, школы, спортивные объекты). Обеспечение постоянным жильем взамен безвозвратно утерянного происходит уже после окончания спасательных и восстановительных мероприятий. Для этого используются бюджетные средства и средства страховых компаний. В некоторых случаях, документальным подтверждением для приобретения нового жилья может стать выданный жилищный сертификат.

Медицинская помощь

В первую очередь обеспечиваются люди, имеющие серьезные травмы или страдающие хроническими заболеваниями. Затем в полном объеме предоставляется помощь медикам пожилым гражданам и детям. Важное место занимает подготовка достаточного запаса донорской крови, плазмы. В зависимости от количества пострадавших делаются запросы на поставку необходимого оборудования, медикаментов и специалистов. Осуществляется строгий контроль за распределением медпрепаратов. Небольшие дефициты перекрываются за счет местных ресурсов. Во избежание распространения эпидемий выделяются необходимые людские ресурсы и места для погребения жертв бедствия.

Обеспечения населения теплом, освещение местности проводится за счет сохранившихся в рабочем состоянии энергических источников и резервных топливных станций. Население снабжается аккумуляторами, малогабаритными печами и котельными. Используются дизельные электростанции. Проводится оценка разрушений коммунальных объектов. Определяется объем работы и необходимое время для восстановления их деятельности. В пунктах эвакуации организовываются передвижные бани, био – туалеты, простейшие прачечные и душевые. Может создаваться банно – прачечное обслуживание на территориях, не подвергшихся заражению или разрушающему воздействию стихийного бедствия.

Местные власти осуществляют очистку жилой местности от мусора, бытовых отходов, мелких разрушений.

Кроме того организация первоочередного жизнеобеспечения населения подразумевает транспортное и информационное обслуживание. К обеспечению транспортом относятся следующие мероприятия: доставка продуктов, медикаментов, людей к месту эвакуации, транспортировка раненных в другие районы. В чрезвычайной ситуации у населения возникает множества вопросов, и отсутствие ответов на них может породить агрессивные и панические настроения. Во избежание этого проводится своевременное и полное доведение необходимой информации до граждан, находящихся в зоне бедствия. В обязательном порядке доводится до сведения правила поведения во , как, где и когда будет организовываться доставка воды, пищи и продуктов первой необходимости. Сообщаются места расположения пунктов медицинской помощи, при объявлении эвакуации – места сбора и регистрации.

Информация может передаваться с помощью или передвижных громкоговорящих устройств. Следует внимательно относиться к полученным сведениям, не предпринимать самостоятельных действий без предварительного оповещения.

Первоочередное жизнеобеспечение населения, представляет собой совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами ГО мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья населения, пострадавшего при военных конфликтах, а также при ЧС, по нормам и нормативам, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

К населению, пострадавшему при военных конфликтах, а также при ЧС (далее – пострадавшее население), относится население, подвергшееся воздействию либо непосредственно при ведении боевых действий, либо вследствие этих действий от вторичных факторов поражения, а также население, эвакуируемое в безопасные районы.

К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся: медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортом и информационное обеспечение.

Организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Подготовка территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения проводится заблаговременно, исходя из экономических возможностей, природных характеристик, особенностей территории и степени опасности для населения, которая может возникнуть при военных конфликтах, а также при ЧС.

В соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804) основными мероприятиями по ГО, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с первоочередным обеспечением пострадавшего населения, являются:

планирование и организация основных видов жизнеобеспечения населения;

создание и поддержание в постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

осуществление эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

определение численности населения, оставшегося без жилья;

инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования для размещения пострадавшего населения, размещение людей, оставшихся без жилья, в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также осуществление подселения населения на площадь сохранившегося жилого фонда;

предоставление населению информационно-психологической поддержки.

Федеральные органы исполнительной власти и организации участвуют в первоочередном обеспечении пострадавшего населения в части касающейся.

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, отнесенных к группам по ГО, осуществляется на основании соответствующих планов по организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения в муниципальных образованиях, на территорию которых осуществляется эвакуация населения, осуществляется на основании планов по приему, размещению и первоочередному жизнеобеспечению эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в безопасных районах, оформляемых в виде приложений к планам ГО и защиты населения.

На основании указанных планов соответствующие руководители ГО готовят решения, в котором определяются: перечень муниципальных образований, которые должны организовать мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, на территории соответствующих муниципальных образований; общий порядок создания сил ГО для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения; общий порядок создания необходимых запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Мероприятия по проведению первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения разрабатываются по каждому виду обеспечения и планируются с учетом прогнозируемых масштабов воздействия современных средств поражения на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также прогнозируемой численности пострадавшего населения.

Исходными данными для организации первоочередного жизнеобеспечения населения в случае возникновения на территории очагов поражения являются:

параметры оценки обстановки, которая может сложиться на территории в результате нанесения ракетно-бомбовых ударов, разрушения потенциально опасных объектов, которые сопровождаются пожарами, взрывами, наводнениями за счет прорыва гидротехнических сооружений, залповыми выбросами радиоактивных или химически опасных веществ;

прогнозируемая численность населения, которая может пострадать в результате воздействия этих поражающих факторов (его половозрастной состав, среднемесячная численность больных, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях населенных пунктов);

прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных и безвозвратных потерь населения:

потребность населения в различных видах первоочередного жизнеобеспечения;

продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения при различных источниках возникновения очагов поражения.

Медицинское обеспечение пострадавшего населения предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение санитарных и безвозвратных потерь среди населения;

своевременное оказание медицинской помощи и лечение пострадавших;

проведение противоэпидемических мероприятий по недопущению воздействия и распространения инфекционных заболеваний;

проведение санитарно-эпидемиологического наблюдения и лабораторного контроля зараженности продовольствия и воды;

осуществление санитарно-гигиенического контроля внешней среды, водоисточников и питания;

проведение комплекса медицинских предупредительных мероприятий по ослаблению воздействия на население поражающих факторов от заражения (загрязнения) территории, участков с большим количеством трупов и массовой гибели животных;

проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

дополнительное развертывание лечебной базы с учетом возможностей использования административных и других зданий под лечебные учреждения;

организация снабжения больниц, госпиталей и других медицинских учреждений для обеспечения их деятельности.

Обеспечение пострадавшего населения жильем предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение численности населения, лишившегося жилья (потерявшего жилую площадь);

проведение инвентаризации сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда с целью определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

размещение населения, оставшегося без жилья, в зданиях и сооружениях, находящихся на балансе субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, пригодных для проживания;

развертывание при необходимости пунктов временного размещения (передвижных и сборных домов, палаток и др.), в том числе с учетом их доставки из непострадавших муниципальных образований.

Обеспечение пострадавшего населения продуктами питания предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение состояния сохранившихся мощностей по производству продуктов питания;

оценка имеющихся запасов продовольствия;

поставка (завоз) недостающего продовольствия из непострадавших муниципальных образований;

создание временных баз и складов для хранения продуктов и развертывание временных пунктов питания с использованием подвижных хлебопекарен, кухонь, водоочистных и других мобильных технических средств;

определение порядка обеспечения пострадавшего населения продуктами питания (по спискам, талонам или иным формам организации снабжения);

закрепление пострадавшего населения за организациями общественного питания;

подготовка сети общественного питания к функционированию в условиях заражения (загрязнения) окружающей среды, организация контроля качества продуктов питания в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения);

принятие мер по утилизации некачественных и загрязненных (зараженных) продуктов питания и пищевого сырья.

Обеспечение пострадавшего населения водой предусматривает проведение следующих мероприятий:

проведение оценки состояния магистральных водопроводов и возможности их восстановления;

определение наличия и состояния артезианских скважин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров и законсервированных скважин;

определение дополнительных мест забора воды для обеспечения деятельности пунктов питания, медпунктов, пунктов обогрева и технических нужд;

определение возможностей внешнего водоснабжения и обеспечение доставки воды емкостями на передвижных средствах;

определение потребности в опреснителях, очистных установках, препаратах для обеззараживания воды.

Обеспечение пострадавшего населения предметами первой необходимости предусматривает проведение следующих мероприятий:

определение потребного количества и перечня предметов первой необходимости;

установление возможности обеспечения пострадавшего населения за счет собственных резервов;

организация сбора, сортировки и подготовки к использованию предметов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов;

определение порядка и мест выдачи предметов первой необходимости, организация подвижных пунктов и отделений служб снабжения;

определение объема дефицита и путей его покрытия за счет перераспределения собственных возможностей с использованием возможностей других муниципальных образований;

определение объема, средств и путей доставки недостающих предметов первой необходимости, отправкой соответствующих запросов.

Коммунально-бытовое обеспечение пострадавшего населения предусматривает проведение следующих мероприятий:

обеспечение бесперебойной работы систем жизнеобеспечения (энерго-, тепло-, водоснабжения, водозаборов, водоочистных сооружений и др.);

обеспечение необходимыми топливно-энергетическими ресурсами (теплом, горячей водой, газом, электроэнергией), и объектами социальной инфраструктуры (банями, душевыми, прачечными, туалетами и др.);

создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов и консервантов;

подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

создание и использование при необходимости запасов быстро развертываемых резервуаров и сборно-разборных трубопроводов;

организация доставки воды для покрытия дефицита в ней и распределение ее среди населения.

Транспортное обеспечение пострадавшего населения предусматривает проведение следующих мероприятий:

организация доставки ресурсов жизнеобеспечения;

транспортное обслуживание лечебно-эвакуационных мероприятий;

перевозка пострадавшего населения в безопасные районы;

участие в санитарной обработке территорий и перевозке трупов людей и животных к местам захоронения.

Предоставление информационно-психологической поддержки пострадавшему населению предусматривает проведение следующих мероприятий:

информирование населения о сложившейся обстановке и порядке действий;

определение морального и психологического состояния пострадавшего населения и оказание ему необходимых услуг;

развертывание информационных пунктов в местах выдачи населению продуктов питания, горячей пищи или оказания других первоочередных услуг;

создание информационно-справочных служб для информирования людей о местах и времени захоронения погибших, о размещении пострадавших в лечебных учреждениях и местах расселения эвакуируемых.

Для непосредственного выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по ГО, создаются и поддерживаются в состоянии готовности соответствующие силы ГО, которые относятся к нештатным формированиям по обеспечению выполнения мероприятий по ГО.

Формирования оснащаются специальной техникой и имуществом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах.

Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам ГО организаций и планам ГО и защиты населения соответствующей территории.

Федеральные органы исполнительной власти в отношении организаций, находящихся в сфере их ведения:

ведут реестры организаций, создающих формирования;

организуют подготовку формирований.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет формирований;

организуют подготовку формирований;

осуществляют общее руководство деятельностью формирований.

Организации, создающие формирования:

разрабатывают штаты и табели оснащения специальной техникой и имуществом формирований;

укомплектовывают формирования личным составом, оснащают их специальной техникой и имуществом;

осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований;

поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности к выполнению задач в соответствии с планами ГО организаций и планами ГО и защиты населения соответствующей территории.

При отсутствии в федеральном органе исполнительной власти подразделений или подведомственных организаций, на базе которых могут создаваться нештатные формирования для первоочередного жизнеобеспечения пострадавших работников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти и членов их семей, руководитель федерального органа исполнительной власти заключает соглашения с соответствующими организациями по предоставлению необходимых услуг. Аналогичный порядок распространяется на организации, отнесенные к категориям по ГО.

Организации, не отнесенные к категориям по ГО, собственных планов не разрабатывают и запасы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств не создают. Первоочередное жизнеобеспечение работников данных организаций предусматривается планами ГО и защиты населения соответствующих муниципальных образований. Работники данных организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО, участвуют в планировании мероприятий по ГО муниципальных образований, в части касающейся.

Медицинские формирования, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе медицинских, лечебно-профилактических, оздоровительных учреждений, предприятий и учреждений, осуществляющих хранение и обеспечение лекарственными средствами и медицинским имуществом населения и других медицинских учреждений.

Формирования обеспечения питанием и предметами первой необходимости, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе организаций, производящих, осуществляющих хранение и обеспечение населения продуктами питания, пищевым сырьем, вещевым имуществом и предметами первой необходимости.

Коммунально-бытовые формирования, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе организаций, ведающих вопросами коммунально-энергетического и бытового обеспечения населения, осуществляющих строительство и ремонт коммунально-энергетических сетей, имеющих продукцию и материально-технические средства для ремонта и обслуживания коммунально-энергетических сетей, а также организаций, оказывающих населению ритуальные услуги.

Транспортные формирования, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе автотранспортных, авторемонтных, дорожно-строительных организаций, организаций общественного транспорта, обеспечения ГСМ и других организаций.

Формирования информационно-психологической поддержки, предназначенные для выполнения задач в соответствии с планами ГО и защиты населения соответствующей территории, создаются на базе организаций средств массовой информации и организаций, оказывающих психологическую помощь населению.

Структура, состав, порядок применения соответствующих формирований определяются положениями о них, утверждаемых создающими их руководителями ГО и согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление ГО, в случае их участия в выполнении задач планов ГО и защиты населения соответствующих территорий.

В целях обеспечения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, определяемым Правительством Российской Федерации, создаются необходимые запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Запасы, используемые для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, включают:

продовольственные средства – крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты;

медицинские средства – лекарственные, дезинфицирующие и перевязочные средства, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другие изделия медицинского назначения;

запасы иных средств – вещевое имущество, средства радиационной, химической и биологической защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные и финансовые ресурсы, накопленные для ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Удовлетворение первоочередных потребностей пострадавшего населения в жизненно важных видах материальных средств и услуг должно предусматривать нормированное обеспечение его водой, продуктами питания, жильем, предметами первой необходимости, а также предоставление ему услуг по информационному, медицинскому и санитарно-эпидемиологическому, транспортному и коммунально-бытовому обеспечению.

Объемы мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению определяются соответствующими органами управления ГО с учетом установленных норм и нормативов.

Суточные потребности в воде оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для их различных нужд, с учетом дополнительных потребностей в воде, необходимой для организации медицинского и других видов обеспечения.

При определении объемов поставки (производства) пострадавшему населению продуктов питания следует исходить из необходимости организации его двухразового горячего питания в сутки и одного раза – питания консервированными продуктами или продуктами из наборов сухих пайков. При этом следует учитывать, что в первые 2 суток до организации приготовления горячей пищи пострадавшее население будет иметь возможность использовать только сухие пайки и консервированные продукты, не требующие тепловой обработки. Для грудных детей и детей до 3-х лет обязательно учитывается необходимость поставки готового детского питания, а для отдельных категорий больных – специального питания.

Потребности в одежде и предметах первой необходимости определяются по запросам нуждающегося в помощи населения.

Потребности в медицинском обеспечении населения оцениваются отдельно для пораженной его части и остального пострадавшего населения. Численность необходимого медицинского персонала (врачей, среднего медицинского персонала, санитаров), потребность в медицинском имуществе и в лекарственных средствах определяются по нормам, установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

После завершения расчетов по суточным объемам необходимых материальных средств и услуг для каждого вида первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения органами управления ГО оцениваются суммарные потребности пострадавшего населения в различных материальных средствах и услугах за весь период жизнеобеспечения, суточные объемы перевозок, количество и состав служб гражданской обороны для оказания первоочередного жизнеобеспечения пострадавшему населению.

Обеспечение жильем пострадавшего населения должно предусматривать развертывание и сооружение при необходимости временных жилищ, а также использование сохранившегося жилого фонда для размещения пострадавшего населения.

Размещение пострадавшего населения не допускается:

в районах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин водохранилищ;

в зонах затопления водой в результате паводков, атмосферных осадков и таяния снега;

в опасных зонах отвалов пород угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик; в первом поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

на участках, загрязненных химическими и радиоактивными веществами;

на участках, расположенных в зонах возможного воздействия селевых потоков, снежных лавин и оползней;

под высоковольтными линиями электропередач, вблизи газо-, нефте- и топливопроводов;

на болотистых и каменистых грунтах.

Возможности субъекта Российской Федерации по удовлетворению потребностей пострадавшего населения в случае возникновения вооруженных конфликтов, и потребностей личного состава спасательных служб аварийно-спасательных формирований, участвующих в первоочередном жизнеобеспечении населения оцениваются:

по запасам материальных средств, продуктов, товаров, имущества различного назначения, имеющихся в населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации;

по суточным объемам производства продуктов питания, пищевого сырья на предприятиях каждого населенного пункта этого субъекта, при этом особое внимание должно быть обращено на наличие продуктов питания, готовых к употреблению без тепловой обработки, для снабжения населения в первые трое суток после возникновения очагов поражения;

по численности специалистов каждого вида жизнеобеспечения, которые подготовлены и могут быть привлечены к работе в очагах поражения;

по наличию мобильных технических средств жизнеобеспечения населения;

по численности пострадавшего населения, которое может быть размещено и обеспечено всем необходимым в населенных пунктах субъекта Российской Федерации при его эвакуации из очагов поражения;

по наличию и возможностям стационарных лечебных учреждений в населенных пунктах субъекта Российской Федерации для приема пораженных из очагов поражения;

по транспортному обеспечению всех видов работ в очагах поражения (доставка в очаги поражения воды, продуктов питания, личного состава бригад, служб и формирований, топлива и ГСМ, палаток, юрт сборных и контейнерных домиков, технических средств жизнеобеспечения, эвакуации пострадавшего населения и т.п.);

по возможностям организации всех видов разведки в зоне ЧС, включая возможности по оценке радиационной, химической и биологической обстановки;

по наличию специалистов и средств для контроля за качеством воды и пищи и проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очагах поражения или в местах сосредоточения эвакуируемого или отселенного населения.

Возникновение ЧС может привести к человеческим жертвам и ранениям, внезапному ухудшению условий жизни и быта людей, их размещению в неприспособленных временных помещениях без возможности соблюдения элементарных санитарно-гигиенических норм; разрушению системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, объектов общественного питания, торговли, коммунально-бытового обслуживания; образованию завалов с телами погибших людей; антисанитарным условиям.

В зависимости от масштабов ЧС количество людей, которые нуждаются в организации жизнеобеспечения, может составлять от нескольких человек до сотни людей. Продление с организацией жизнеобеспечения пострадавшего населения даже на 20…30 часов может существенно повлиять на выживание людей, оказавшихся в экстремальной обстановке.

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения осуществляется постоянно действующими органами управления соответствующими силами и средствами, которые осуществляют свою деятельность в составе соответствующей подсистемы РСЧС .

Суточные потребности пострадавшего населения в продуктах питания, воде, коммунально-бытовых услугах, бытовом топливе рассчитываются по его прогнозируемой численности и нормам обеспечения в условиях ЧС. Общая потребность в этих видах жизнеобеспечения - путем умножения суточных потребностей на продолжительность периода первичного жизнеобеспечения.

Снабжение пострадавшего населения продуктами питания и водой в зонах бедствия, в районах эвакуации и сил, привлекаемых к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется, исходя из принципа физиологической (для неработающих) и энергетической достаточности.

Средние энергозатраты на основной обмен в организме человека в покое составляет 1700 ккал в сутки. В холодное время года нормы обеспечения всех групп населения должны быть увеличены на 10…15 %.

Суточные потребности в воде в зоне ЧС оцениваются по общей численности пострадавшего населения по нормам обеспечения для различных нужд этого населения с учетом потребностей в воде пораженных при оказании им первой медицинской помощи и при их лечении в зоне ЧС в полевых госпиталях. Вода необходима человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности. Значение воды определяется ее химическими и физическими свойствами.

Все мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения должны быть увязаны по срокам и месту с другими мероприятиями, проводящимися для спасения, сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения .

Основные принципы и требования материально - технического и первоочередного обеспечения формирований РСЧС в зоне ЧС

Материально-техническое обеспечение заключается в организации и осуществлении своевременного и должного снабжения органов управления, сил и средств РСЧС средствами, в объеме, необходимом для проведения мероприятий по защите населения, территорий, объектов экономики и материальных ценностей при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время .

К общим задачам материально-технического обеспечения при режиме чрезвычайной ситуации относятся:

Приведение в готовность сил и средств материально-технического обеспечения

Организация и осуществление своевременного и полного обеспечения сил и средств РСЧС, участвующих в ликвидации ЧС специальной техникой и имуществом, материально-техническими средствами;

Обеспечение питанием и предметами первой необходимости пострадавшего населения и формирований, ликвидирующих последствия ЧС.

К материально-техническим средствам относятся:

Инженерная и автомобильная техника;

Средства медицинской защиты и медикаменты;

Средства связи и оповещения;

Горюче-смазочные материалы;

Одежда, белье и обувь, промышленные товары;

Продовольствие и продовольственные товары;

Ремонтные материалы и запасные части.

Для обеспечения сил и средств РСЧС и мероприятий по защите населения и территорий от ЧС исполняются материально-технические средства всех уровней: федеральный, региональный и местного самоуправления.

Планирование и осуществление мероприятий по материально-техническому обеспечению сил и средств ГЗ, а также пострадавшего населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Объем и содержание мероприятий по МТО сил и средств РСЧС определяется исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся ресурсов материально-технических средств. Особенность аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне химического заражения имеет свои специфические особенности обеспечения безопасности личного состава.

Таким образом, в разделе произведен анализ аварийности объекта Южного городского водозабора, рассмотрены особенности технологического процессы хранения жидкого хлора, выявлены причины и условия возникновения аварий. Рассмотрена необходимая информация для разработки сценария развития аварии в разделе 2.