Краткое содержание конституции рф. Раздел первый. Основные положения

Текст Ст. 1 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Комментарий к Ст. 1 Конституции Российской Федерации

1. Эта статья в наиболее общем виде закрепляет обобщенную характеристику российского государства и является ярким примером нормы-дефиниции (краткое определение, отражающее существенные признаки предмета), присущей отечественному конституционному праву, особенно первой главе Основного закона. Рассмотрим подробнее каждый из принципов, сформулированных в статье 1 Конституции России.

Демократическое государство. Как известно, демократия (от гр. demos — народ, kratos — власть) — это власть народа, т.е. политический режим, характеризующийся в первую очередь периодической сменяемостью избираемых населением органов публичной власти. Степень развития демократии зависит от количества избираемых органов власти и числа граждан, участвующих в выборах. В Российской Федерации к числу избираемых органов власти относятся Президент России, нижняя палата Федерального Собрания — Государственная Дума, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, большинство органов местного самоуправления. Выборы осуществляются периодически, на основе всеобщего равного в основном прямого избирательного права, выдвижение кандидатов на выборные должности осуществляется на альтернативной основе (см. и ). При выборах применяются в различных сочетаниях мажоритарная и пропорциональная избирательные системы. С этих формальных позиций Российская Федерация может считаться демократическим государством.

Вместе с тем отказ от избрания населением губернаторов (глав) субъектов Федерации, введение полностью пропорциональной избирательной системы и увеличения порогового числа голосов избирателей при прохождении списков кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы, отказ от непосредственного избрания населением субъектов Федерации членов верхней палаты Парламента (см. комментарий ко второму разделу Конституции) — свидетельство частичного отказа от ряда преимуществ демократического режима.

Помимо названных признаков, демократический политический режим характеризуется свободой печати, отказом от цензуры, приоритетом прав человека перед правами государства, его органов. С формально-юридической точки зрения все эти признаки демократии в России конституционно закреплены (см. и ), однако на практике не всегда соблюдаются и не получили должного закрепления в текущем законодательстве.

Федеративное государство. Как известно, все государства мира по своему политико-территориальному устройству делятся на федеративные (от лат. foederatio — союз, объединение), т.е. сложные по составу, включающие в себя относительно самостоятельные государственные образования, называемые субъектами федерации (штаты, кантоны, земли, и т.д.), и унитарные (от лат. unitas — единство), т.е. простые по составу, разделенные на несамостоятельные административно-территориальные единицы, подчиненные единому центру. Федеративных государств в мире меньшинство, не более 26. Однако их число растет, некоторые государства, например Италия, Испания, находятся на стадии перехода от унитарных к федеративным. Причина очевидна: федеративные государства в силу децентрализации и деконцентрации государственной власти становятся более демократичными.

При этом следует отметить, что в мировой практике отсутствует четкий набор факторов, определяющих тип политико-территориального устройства того или иного государства. Как правило, это набор субъективных, исторически сложившихся факторов и событий. Не является исключением в этом ряду и Россия. Исторически процесс формирования унитарных и федеративных государств по времени различен. Те европейские государства, в которых процесс формирования централизованного государства завершился в XVI-XVIII вв., оформились как унитарные (Франция, Великобритания, Россия). А те страны, где этот процесс пришелся на рубеж XVIII-XX столетий или подвергся некоторым внешним воздействиям, как, например, США, ФРГ или Швейцария, превратились в федеративные государства. Российская империя в силу набора объективных и субъективных причин, несмотря на огромную территорию, полинациональный состав и многоконфессиональность, сформировалась как жестко централизованное государство. Однако неудачный для России исход первой мировой войны, три сокрушительные социальные революции поставили ее на грань распада. Большевики нашли единственно возможный, с их точки зрения, способ сохранить целостность государства через спекуляцию на национальных чувствах угнетаемых царизмом народов, т.е. через гипертрофированное толкование принципа самоопределения наций.

В результате на развалинах Российской империи образовались самостоятельные государства: БССР, УССР, ЗСФСР, Бухарская и Хорезмская народные республики, Польша и Финляндия. А на территории центральной России сформировалась уникальное по своей организации государство — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика*(6). Уникальность изначального федеративного устройства России состояла в том, что это была федерализация «сверху», осуществляемая по указанию центральной власти, путем так называемой автономизации. В составе РСФСР были сформированы шесть типов государствоподобных образований — автономные республики, автономные области, национальные (позже автономные) округа, трудовые коммуны (например, немецкая Трудовая коммуна, преобразованная в 1923 г. в АССР немцев Поволжья), края и области. Из всего перечня образований только автономные республики могли претендовать на статус субъектов Федерации, поскольку имели право на принятие собственной Конституции и автономное законодательство. Остальные территории страны находились в административном подчинении центру, — т.е. в положении административно-территориальных единиц, присущих унитарному государству. Тем не менее государство в целом получило название федеративного. Такая асимметрия могла существовать только в условиях жесткой административной, организационной и политической централизации.

Поэтому, когда в период так называемой перестройки началось бурное преобразование территориального устройства страны: республики были объявлены суверенными государствами в составе РФ, большинство автономных областей, за исключением Еврейской, были также преобразованы в республики, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области, были образованы города федерального значения, Москва и Санкт-Петербург, остальные девять автономных округов, области и края потребовали равноправного статуса субъектов Федерации, — был заключен так называемый Федеративный договор (точнее, три договора; подробнее см. комментарий ко второму разделу Конституции), согласно которому каждая из групп субъектов Федерации (суверенные республики; области, края, города федерального значения; автономные округа) получала свою систему взаимоотношений с центральной властью.

Различия в этих отношениях были минимальные. Пожалуй, наиболее существенным отличием было признание центральной властью республик суверенными государствами в составе Российской Федерации. Это была вынужденная акция, предотвратившая возможный распад Российской Федерации, наметившийся вслед за распадом СССР, произошедшим в декабре 1991 г. Однако кризис федеративных отношений миновал, а Федеративный договор, согласно второму разделу Конституции, формально продолжает действовать (во всяком случае, ни одна сторона его не денонсировала)*(7). Поэтому перед авторами Конституции стояла трудная задача. С одной стороны, в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. Россия объявлялась суверенным государством и эта норма в соответствии с общемировой практикой должна была получить закрепление именно в первой статье Конституции. С другой — объявление всех субъектов равноправными между собой и во взаимоотношениях с центральной властью (см. ) требовало одностороннего отказа от суверенитета республик в составе Российской Федерации. Тогда авторы Конституции пошли по компромиссному пути взаимного «отказа» от суверенитета: России — в первой статье Конституции, а республик — в пятой. При этом, разумеется, Россия объявлялась суверенным государством, но косвенным образом, путем закрепления отдельных его признаков (см.

Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Конституция РФ была принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года.

В Конституции РФ определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладность экономики страны, и содержатся положения о том, что РФ - социальное государство.

В Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной.

В Конституции подчеркивается о примате международного права по отношению к внутригосударственному, то есть если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.

Конституция РФ состоит из 2-х разделов и преамбулы. В преамбуле излагаются основные цели принятия данной конституции. 2 раздел называется «Заключение и переходные положения», 1 раздел - без названия.

Структура Конституции РФ:

Раздел первый . Основные положения

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)

Раздел второй . Заключительные и переходные положения

Структура конституции:

Первый раздел состоит из 9 глав:

1 глава «Основы конституционного строя»;

2 глава «Права и свободы человека и гражданина» - посвящена статусу индивида. Здесь говорится об обязанностях и гарантиях статуса индивида;

3 глава «Федеративное устройство»;

4 глава «Президент РФ»;

5 глава «Федеральное собрание»;

6 глава «Правительство РФ»;

7 глава «Судебная власть» - не надо было включать сюда статью о прокуратуре, поскольку она не входит в состав судебной власти, наиболее подходящее название в таком случае «Правосудие и прокурорский надзор»;

8 глава «Местное самоуправление»;

9 глава «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Второй раздел закрепляет:

1. порядок вступления конституции в действие;

2. соотношение конституции и ранее принятых источников права;

3. процесс реформирования органов государственной власти и реформирования законодательства.

По сути, положения второго раздела можно было принять как конституционный закон «О введении конституции в действие», поскольку некоторые его положения были актуальны лишь на момент принятия конституции, и сейчас они не действуют.

Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1-16)
Здесь про то, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64)В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65-79)
какие в составе Российской Федерации находятся субъекты. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80-93)Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94-109)
Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110-117)

Конституция РФ 1993 г. - основной закон, принятый на всеобщем референдуме. Он выражает волю народа и закрепляет ключевые положения государственного строя. Конституция РФ 1993 г . - современная и актуальная редакция основного закона страны. Рассмотрим далее специфику этого документа.

Основные сведения

При рассмотрении правового устройства государства в первую очередь дается . Этот юридический документ выступает в качестве основы порядка и законности в стране. Именно в этом виде данный нормативный акт рассматривается наукой. Вместе с этим толкование Конституции РФ позволяет сделать вывод, что она является политическим документом. Это связано с тем, что данный акт обладает регулирующим влиянием на в обществе. Ключевыми функциями основного закона являются:

  1. Организационная.
  2. Воспитательная.
  3. Юридическая.
  4. Стабилизирующая.
  5. Учредительная.
  6. Политическая.

Общая характеристика Конституции РФ

Основной закон обладает рядом признаков, по которым он отличается от прочих нормативных документов. В первую очередь следует отметить порядок его принятия. Как выше было сказано, по проекту Конституции в 1993 г. было проведено Решение об организации референдума было принято Голосование проводилось согласно Положению, в котором определен его порядок, методика подсчета голосов и формулирования результатов.

В итоге 12 декабря была принята Конституция РФ. 2016-й стал 23-м годом ее существования. В СФ накануне празднования дня принятия основного закона отметили, что документ является адекватным существующим условиям и не нуждается в корректировках и дополнении.

Форма правления

Общая характеристика Конституции РФ позволяет получить четкое представление о типе государственного устройства страны. В основном законе дано лаконичное и вместе с тем емкое определение. В частности, в акте указано, что Российская Федерация представляет собой демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления.

Президент

Тот факт, что Россия не является парламентской республикой, вполне очевиден. Вместе с тем эксперты не спешат называть ее президентской в классическом виде. Обуславливается такая позиция тем, что глава страны наделяется достаточно широкими полномочиями.

Особый статус президента закрепляет Конституция РФ. 2016 год показал, как глава государства реализует полномочия, которыми он наделен законом. Здесь следует обратиться к ст. 80. В ней сказано, что президентом определяются внешне- и внутриполитические направления государственной политики. События за рубежом показали способность главы страны брать на себя ответственность за происходящее, грамотно координировать действия представителей государства на международной арене.

Аналогичные выводы можно сделать, если обратиться к внутренней политике. Президент ведет постоянный мониторинг ситуации в стране, принимая оперативные решения, указы, давая распоряжения.

Территориальные особенности

Общая характеристика Конституции РФ позволяет понять специфику географического устройства страны. В основном законе совмещены исключительно территориальный и национальный принципы федеративной организации. Вместе с тем гарантируется равноправие административных единиц и политических образований. В ст. 5 говорится, что Россия состоит из краев и областей, автономных в том числе, и республик. Все они выступают как равноправные субъекты страны.

Сущность основного закона

Суть Конституции РФ заключается в формировании нормативной базы для принятия законов и прочих юридических документов, направленных на защиту государственного строя, интересов общества, суверенитета и целостности страны. Именно эти акты конкретизируют положения основного закона. В задачи Конституции РФ входит обеспечение гарантий населению в реализации всех их юридических возможностей на равных условиях.

Юридическая роль

Толкование Конституции РФ имеет особое практическое значение. Оно необходимо для понимания в первую очередь населением их возможностей и обязанностей, полномочий органов власти всех уровней. Конституционные положения выступают в качестве высшего материального критерия существующего в стране права. Все, что присутствует и возникает в нем, должно соответствовать нормам основного закона.

В тексте Конституции присутствуют указания на ключевые принципы права. К ним в частности относят демократию, гуманизм, равенство субъектов перед законом, взаимная ответственность личности и государства. Конституционные положения обладают непосредственным действием. Они подлежат применению всеми судами и прочими юрисдикционными структурами.

На статьи основного закона можно ссылаться при вынесении постановлений, при мотивировании тех или иных юридических актов. Конституционные положения действуют непосредственно, если те или иные отношения регулируются ими и их достаточно для разрешения той или иной ситуации. Основной закон, таким образом, выступает в качестве ядра нормативной системы.

Учредительная функция

Возникновение Конституции обусловлено коренными изменениями в общественной жизни. С течением времени основной закон стал политической и нормативной основой социального развития. В Конституции 1918 г. были закреплены достижения социалистической революции. В законе 1937 г. были закреплены основы построения государственной системы. В документе, принятом в 1978 г., были отражены особенности построения уже развитого социализма.

Действующая сегодня Конституция не содержит указания на характер социального строя. Она закрепляет основы государственного устройства в целом. Принцип разделения власти за всю историю существования государства закрепила именно современная Конституция РФ. Защита граждан при этом стоит далеко не на последнем месте. Охрана интересов населения является приоритетным направлением государственной политики.

Организационная роль

Ее суть заключается в регулировании деятельности государственных институтов разного уровня. Основной закон призван обеспечивать работу сбалансированной системы власти, разграничивать круг полномочий, решать вопрос, касающийся отрешения главы страны от должности, отставки правительства, роспуска Госдумы и так далее. Соответственно, Конституция регулирует и упорядочивает процессы, регламентирует функционирование публично-властных институтов, определяет модели поведения субъектов права.

Политическая функция

Она выражает роль основного закона в социальной структуре. Конституция вводит политическую деятельность и борьбу за власть в правовые рамки. Данная функция состоит и в признании, и в закреплении идеологического разнообразия, многопартийности в обществе. Предоставляя политическим течениям равные возможности в процессе борьбы за власть, основной закон запрещает действия, связанные с насильственным изменением основ государственного строя, подрывом безопасности страны, созданием незаконных формирований, разжиганием социальных, национальных, расовых, религиозных конфликтов.

Стабилизирующая роль

Конституция страны обеспечивает устойчивость правовых институтов. Стабильность в государственной системе является гарантией спокойствия общества. Конституционные положения должны обладать для этого определенной консервативностью. Как показывает практика, излишне частое изменение норм основного закона указывает на неблагополучие в государстве и обществе. Между тем стабильность Конституции не свидетельствует об остановке правового процесса. Некоторые авторы указывают на то, что основной закон был принят несколько поспешно и имеет множество дефектов. Безусловно, в Конституции есть определенные изъяны, однако в целом она является гарантией стабильности.

Воспитательная функция

Эта роль считается одной из ключевых. От степени правосознания населения зависит эффективность реализации конституционных положений. В этом случае нормотворцы решают достаточно сложную проблему. Важно не просто сформулировать положения. Необходимо в них заложить традицию уважения к Конституции, власти, суду, гражданину, обществу и государству в целом. В этом смысле действующий сегодня основной закон наиболее полно выполняет воспитательную функцию.

Структура

Рассмотрим перечень положений, которые содержит конституция РФ. Права и свободы субъектов определяются 48 статьями. Все они формируют Главу 2 основного закона. представляются как высшая ценность государства. Личности гарантируются сохранение и реализация ее юридических возможностей наравне с другими.

Права человека в Конституции РФ называются неотчуждаемыми благами. При этом они существуют во взаимной связи с обязанностями. В Главе 3 дается описание федеративного устройства. В ней присутствует 15 статей. Они закрепляют ключевые положения Главы 1 строя). В Главах 4-8 зафиксированы принципы организации местного самоуправления и государственной власти. В разделе, посвященному президенту страны, присутствует 14 статей. Они закрепляют статус главы государства, порядок вступления его в должность, полномочия, правила их досрочного прекращения и пр.

В Главе 5 раскрыты основы организации и функционирования парламента. В ней содержится 11 статей. Положения устанавливают статус ФС, его структуру, правила формирования, компетенцию палат. В Главе 6 присутствуют положения, касающиеся правительства. В них описан порядок создания, структура, компетенция этого органа и прочие моменты, связанные с его функционированием. Глава 7 посвящена судебной власти. В ней содержится 12 статей. Положения раскрывают понятие судебной системы, принципы отправления правосудия, правила формирования и полномочия КС, ВС, ВАС, прокуратуры.

В Главе 8 конкретизируется 12 статья Конституции. В этом разделе закрепляются положения, касающиеся системы территориального управления, функции местных органов. В Главе 9 определен порядок дополнения и изменения основного закона, правила его пересмотра (то есть принятия нового документа). В заключительных и переходных положениях присутствуют нормы, указывающие на временное изъятие из действий некоторых норм первой части. В них также установлена дата принятия и вступления основного закона в силу.

В заключительных и переходных положениях установлено, что конституционные нормы обладают приоритетным действием перед Федеративным соглашением от 31 марта 1992 г. Здесь же определяется порядок применения законодательных и иных нормативных актов, которые были приняты до даты вступления документа в действие.

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.