Национальный режим и преференции в госзакупках. Преференции для российских товаров Преференции по 223 фз

Что меняет постановление Правительства от 16.09.2016 № 925 в закупках по 223-ФЗ с 2017 года? В закупках госкомпаний начинает действовать правило, которое выгодно отечественным производителям. Какое именно – читайте подробное разъяснение о постановлении 925.

С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ , находятся в выгодных условиях. Впервые в закупках по 223-ФЗ их товарам, работам и услугам установили приоритет перед иностранными аналогами в размере 15 процентов от цены договора.

Новые правила содержит в себе постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 года № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами". Заказчики обязаны соблюдать требования этого подзаконного акта, который принят с целью поддержки отечественных производителей.

Отличие такого приоритета по 223-ФЗ от национального режима в рамках Закона № 44-ФЗ в том, что в последнем случае преимущества приняты в отношении конкретных групп товаров, работ и услуг (лекарства, продукты питания, товары легкой промышленности, программное обеспечение и др.).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Как приоритет постановления № 925 отразится на практике закупок

Порядок оценки заявок при проведении конкурса или другого способа закупки, в котором победителя определяют по критериям оценки и сопоставления заявок на участие меняется. Теперь цену участника с российскими товарами, услугами и работами будут считать как сниженную на 15%. Сам договор при этом заключается по цене, которая указана в заявке на участие.

Для аукционов механизм приоритета установили обратным путем. Если проводится аукцион или другой способ закупки, где победителя определяют через снижение начальной максимальной цены договора из извещения о закупке, на "шаг", который установлен в документации о закупке, и побеждает участник с иностранными товарами , услугами и работами, то договор с ним заключается по цене, которая снижена на 15% от предложенной им цены.

В каких случаях приоритет в закупках не действует

В постановлении от 16.09.2016 № 925 четко прописано, когда приоритет не работает. Эти исключения:

  • Конкурентная процедура не состоялась, поэтому закупка проводится у единственного поставщика;
  • Все заявки на участие в закупке - с предложениями о поставке российских товаров, работ и услуг;
  • Все заявки на участие в закупке - с предложениями о поставке иностранных товаров, работ и услуг;
  • Заявка участника конкурса содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских - меньше 50 процентов стоимости всего предложенного им;
  • Заявка участника аукциона содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских - больше 50 процентов стоимости всего предложенного им.

На кого распространяется постановление от 16 сентября 2016 года № 925

Согласно постановлению Правительства № 925 преференции действуют только в отношении российских товаров, российских лиц, которое оказывают услуги или выполняют работы.

В проекте этого документа предлагалось распространить выгодные условия в закупках по 223-ФЗ и на товары, работы и услуги из стран Евразийского экономического союза (кроме России в организации состоит Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Однако в окончательной и принятой версии постановления 925 речь идет только о преимуществах для отечественного производителя.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам установлен приоритет в размере 15% от цены договора.

Как действует приоритет?

Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений , а также обязательно есть заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ и не РФ:

  • цена заявки РФ оценивается по цене «предложение - 15%»;
  • если победил участник — РФ, то договор заключается по предложенной цене (без «-15%»).

Если проводится аукцион и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и не РФ:

  • если победил участник — не РФ, то договор заключается по цене «предложение - 15%».

Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, постановление № 925 не содержит.

Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.

Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке.

Пример 1.

В одной заявке импортный товар предлагается за 1000 рублей.

В другой заявке российский товар предлагается за ту же сумму, 1000 рублей.

При рассмотрении заявок заказчик руководствуется тем, что должен дать преференцию российскому товару в 15%, и считать, как будто бы цена российского товара 1000 рублей — 15%, т.е. 850 рублей. Таким образом победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 150 рублей (850 против 1000). Однако договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. 1000 рублей.

Пример 2.

В одной заявке импортный товар — 1000 рублей.

В другой заявке российский товар — 1150 рублей.

И опять же действует схема предоставлении преференции российскому товару в 15%. Цена российского товара будет 1150 рублей — 15%, т.е. 977,5 рублей. Победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 22,5 рублей (977,5 против 1000). Но договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. по 1150 рублей.

В итоге заказчик обязан будет приобрести товар дороже на 150 рублей только по той причине, что он является российским. Да, это поддержка российского производителя, но поддержка, вынужденная и навязанная государством, т.к. заказчики по 223-ФЗ часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.

Когда приоритет российским ТРУ не предоставляется

Случаи, в которых приоритет не предоставляется:

  • конкурентная процедура не состоялась, поэтому закупка проводится у единственного поставщика;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке российских товаров, работ и услуг;
  • все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке иностранных товаров, работ и услуг;
  • заявка участника конкурса содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — меньше 50% стоимости всего предложенного им;
  • заявка участника аукциона содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — больше 50% стоимости всего предложенного им.

Какие изменения необходимо внести заказчикам в документацию

В Требованиях к содержанию, форме, оформлению, составу заявки:

  • требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
  • положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

В Извещение:

  • сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

В Положении и в документации:

  • условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
  • указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
  • указание на то, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

В раздел документации про заключение договора:

  • положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора.

В раздел документации про заключение договора и в проект договора:

  • условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случаев, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Все изменения в Положение о закупке заказчики должны были внести до 1 января 2017 года. А начиная с этой даты должны применять национальный режим при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок, при заключении и исполнении договоров.

Применение национального режима в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ регламентировано постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами". На данный момент, это единственное постановление, которое устанавливает правила применения национального режима в рамках 223-ФЗ. Однако, не исключено, что в скором времени эта ситуация изменится. Принятый в рамках секционного пакета Федеральный закон от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" распространяет своё действие на закупки в рамках 223ФЗ. Отнести его к нормативно-правовому документу, регламентирующим применение национального режима нельзя только до тех пор, пока не будет установлен полный перечень стран, которые входят в состав недружественных, а так же установлен перечень товаров, работ и услуг, на которые будет распространяться ограничение. Как только будут установлены перечни действие 127-ФЗ будет относиться к национальному режиму.

Порядок применения ПП №925

Используя ПП №925 в закупках важно определить границы его применения. ПП РФ № 925 вступило в силу с 01.01.2017 года и не распространяется на закупки, извещения о проведении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу постановления.

Согласно ПП №925 условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке сведений, определенных положением о закупке.

Это значит:

  • Предоставить приоритет можно, только если эти сведения будут включены в документацию о закупке, состав которой определяется положением о закупке.
  • Отсутствие указанных сведений может привести к неверному определению победителя запроса предложений.

Заказчик, не указав в Положении о закупках и закупочной документации сведений, предусмотренных пунктом 5 Постановления Правительства №925, нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках, а также Постановление Правительства № 925. В Положении необходимо предусмотреть подробные требования к составу документации о закупке, требование об указании в ней сведений, необходимых для установления приоритета ТРУ российского происхождения, над иностранными ТРУ.

При размещении закупок важно учитывать, что определенного перечня товаров, работ и услуг по данному постановлению не предусмотрено, в отличии он закупок по 44-ФЗ, регламентированных приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Это значит, что действие 925 постановления распространяется на все виды товаров, работ и услуг. Помимо этого, действие данного постановления распространяется на все способы закупки согласно положению о закупках, а исключением являются закупки у единственного поставщика. Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.12.2017 N505-ФЗ, разделившего закупки по 223-ФЗ на конкурентные и неконкурентные, не увеличило количество исключений из действия 925 постановления. Все конкурентные и неконкурентные закупки, кроме закупок у единственного поставщика, должны проводиться в соответствии с 925 постановлением.

Конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

  1. Путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
  2. Иными способами, установленными положением о закупке.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3.

Механизмы применения ПП№925

Исходя из количества возможных способов проведения закупок были разработаны два механизма применения ПП №925.

Первый механизм регламентирует проведение конкурса или аналога конкурса (запрос котировок и запрос предложений), когда выбор победителя осуществляется по одному (наименьшая цена) или нескольким критериям (оценка и сопоставление), указанным в заявке на участие. Согласно этому механизму, в случаях, когда в заявке есть предложение ТРУ российского происхождения:

  • Оценка и сопоставление заявок по стоимостным критериям производятся по предложенной в заявках цене договора, сниженной на 15 %;
  • Договор заключается по цене договора, предложенной участником.

Таким образом, российский поставщик получает приоритет благодаря введению условной скидки по его предложению.

Пример

Способ закупки - запрос котировок.

НМЦК = 100 рублей;

Участник № 2 (УЗ 2) = 100 рублей (ТРУ российского происхождения).

Без применения приоритета С применением приоритета
ЦБ (УЗ 1) = 90 руб. (!) ЦБ (УЗ 1) = 90 руб.
ЦБ (УЗ 2) = 100 руб. ЦБ (УЗ 2) = (100 х 0,85) = 100 руб. (!)

Как видно из примера, при НМЦК в 100 рублей заявка УЗ1 с меньшей стоимостью побеждает в торгах. Однако, применение приоритета ТРУ российского происхождения позволяет сделать условную скидку при рассмотрении заявки. При этом, договор заключается по первоначальной цене участника.

Пример

Способ закупки - конкурс.

НМЦК = 100 рублей;

Участник № 1 (УЗ 1) = 90 рублей;

Участник № 2 (УЗ 2) = 100 рублей (ТРУ российского происхождения);

Используем формулу для расчета цены:

Как видно из этого примера, применение этого механизма даёт приоритет участнику с ТРУ российского происхождения.

Еще один механизм применения ПП №925 распространяет своё действие на аукцион и аналог аукциона, когда установлен размер шага, на который может изменяться НМЦД. Согласно этому механизму, в случаях, когда в заявке победителя нет предложения ТРУ российского происхождения возможны два варианта:

    по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены договора.

    Цена договора: 85 рублей.

    Договор с победителем заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной им цены договора (в случаях ведения торгов на повышение).

    Цена договора победителя: 100 рублей (нет ТРУ российского происхождения).

    Цена договора: 115 рублей (заплатит заказчику).

Применение первого или второго механизма напрямую зависит от подготовленной документации, то есть от того, какой способ торгов будет указан в положении о закупках. Помимо этого, ПП №925 содержит следующие требования к информации в закупочной документации и положении о закупках:

    Требование об указании (декларировании) участником в заявке (в соответствующей части заявки, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров.

    Декларирование товаров происходит на основании страны происхождения товаров, указанных в заявке, а определение работ и услуг на основании сведений о месте регистрации подрядчиков или исполнителей. Сведения о субподрядчиках или соисполнителях, в случае их наличия, не учитываются в заявке.

  • Условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
  • Положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
  • Сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого ТРУ, являющихся предметом закупки;
  • Условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (удостоверяющих личность);
  • Указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке;
  • Положение о заключении договора с участником закупки («вторым местом»), если победитель признан уклонившемся от заключения договора;
  • Условие о том, что при исполнении договора с участником, которому предоставлен приоритет, не допускается замена страны происхождения товаров (за исключением случая замены иностранных товаров российскими товарами). Качество заменяемых товаров не должно уступать качеству товаров, указанных в договоре.

Таким образом, в положении и документации необходимо описать:

  • Критерии оценки (снижение цены на 15 %);
  • Заключение договора (снижение/увеличение цены на 15 %);
  • Условие отнесения участника закупки к российским/иностранным лицам;
  • Когда приоритет ТРУ не предоставляется;
  • Требования к составу заявки на участие в закупке;
  • Порядок рассмотрения заявок (не может быть отказа в допуска за отсутствие страны происхождения);
  • Порядок заключения договора (страна из заявки);
  • Порядок изменения договора (замена страны).

Случаи не применения ПП №925

Применять ПП РФ №925 нужно всегда, однако, бывают случаи, в которых фактически ПП РФ № 925 не применяется:

  • Закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;
  • В заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
  • В заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

Стоит обратить внимание, что в положении не указано что считаются только допущенные заявки. Отсутствие этого уточнения влияет на действия заказчика. В случаях, когда на участие в электронном аукционе подано несколько заявок и от российских поставщиков, и от иностранных, но российские заявки в ходе торгов были отклонены, то заказчик должен снизить цену договора иностранному поставщику.

На практике зачастую встречаются смешанные заявки, которые также попадают под действие ПП №925 необходимо определить стоимостное соотношение товаров российского происхождения, работ и услуг, осуществляемых российскими лицами, и товаров иностранного происхождения, работ и услуг, осуществляемых иностранными лицами, а так же, исходя из способа закупки, правильно применить ПП №925.

Пример

При проведении конкурса или аналога конкурса, в случаях, когда заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг снижение цены при расчете по критериям не применяется.

Получается, если в конкурсе участвует смешанная заявка, в которой ТРУ российского происхождения <50%, то снижение цены при расчете по критериям не применяется.

Пример

На аукционе или аналоге аукциона, если в заявке содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 % стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг, то снижение цены договора не применяется.

Получается, если в аукционе участвует смешанная заявка, в которой ТРУ российского происхождения >50%, то снижение цены договора не применяется.

В случаях, когда цена единицы не указана в заявке применяется условие о том, что для установления соотношения цены предлагаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы ТРУ на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора.

Цены, полученные при расчете, нужны только заказчику и определяют процентное соотношение ТРУ российского происхождения в смешанной заявке для применения ПП РФ №925. Цены в договоре могут измениться.

Помимо этого, ПП РФ №925 невозможно применить на практике в следующих случаях:

  • Не установлена цена договора. Это связано с тем, что 925 постановление содержит требования к предоставлению приоритета по цене договора, а если в заявке не определены объемы закупки и цены договора нет, то по факту использовать данное постановление не представляется возможным;
  • Производится закупка товара с товарным знаком. В этом случае формально 925 постановление применяется, но на практике нет.

Установление приоритета с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Положением о закупке могут быть установлены антидемпинговые меры, которые применяются, в случае если участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая ниже установленного ценового уровня. Учитывать или нет снижение цены при применении ПП № 925 для целей антидемпинговых мер решает каждый заказчик самостоятельно

На практике часто встречаются иностранные заявки, которые тоже могу пользоваться приоритетом. Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Таким образом, действие ПП РФ №925 будет распространяться на товары не только российского происхождения, но и на иностранные товары, в случае если страна-производитель входит в состав ВТО. По аналогии, работы и услуги, предоставляемые участниками из стран ЕАЭС, приравниваются к российским.

Исходя из вышесказанного, можно перечислить основные принципы применения ПП РФ №925:

  1. Использовать данное постановление в закупках по 223-ФЗ необходимо всегда;
  2. Применять постановление нужно с учетом ГАТТ 1994 года и Договора о ЕАЭС;
  3. Применять с учетом практики УФАС.

Определено, что в сфере закупок, которые осуществляют госкомпании (за исключением закупки у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика), должен действовать приоритет товаров российского происхождения, а также работ и услуг, оказываемых российскими лицами. Имеется в виду приоритет по отношению к товарам, работам и услугам, имеющим иностранное происхождение (постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 " ").

Новые правила вступят в силу с 1 января 2017 года. При этом их действие не будет распространяться на закупки, приглашения принять участие в которых были направлены до этой даты, а также если извещения об их проведении размещены в единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru).

Кабмин установил, что если закупки осуществляются способом, при котором победитель определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок (например, в конкурсе), а равно если победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену, то оценки заявок, содержащих предложения о поставке товаров российского происхождения или осуществлении работ и услуг российскими лицами проводятся по предложенной в них цене, но сниженной на 15%. Договор при этом заключается по цене, указанной в такой заявке.

Допускает ли Закон № 223-ФЗ установление заказчиком требований к участникам закупки, ограничивающих допуск к участию в конкретной закупке? Ответ – в "Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Если закупка производится путем снижения начальной цены (в сфере закупок так проводится аукцион), а победителем стало иностранное лицо, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им. Но при ситуации, когда в таком же виде закупки цена договора снижена до нуля и победителем признано иностранное лицо, договор с ним заключается, наоборот, по цене, увеличенной на 15% от предложенной.

Новое постановление также закрепляет, что условием предоставления приоритета российским товарам, работам и услугам является включение в закупочную документацию определенных сведений. В частности, это положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указание страны происхождения поставляемого товара, работы или услуги, сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги и т. д.

В то же время установлены случаи, когда приоритет не предоставляется. Например, если закупка признана несостоявшейся, и договор заключается с ее единственным участником, или если в заявке на участие не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами и в некоторых других случаях.

Напомним, полномочие устанавливать приоритет российских товаров, работ и услуг перед иностранными закреплено в законе (п. 1 ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " "). По мнению правительства, принятая мера стимулирует развитие всех отраслей российской экономики.