Смежных прав будет состоять из. Всё о смежных правах: что является объектом и субъектом, нормы и законы. ФЗ РФ и международные соглашения о смежных правах

Смежные права

Возникновение смежных прав относится к периоду после первой мировой войны, с развитием новых технологий, обусловивших появление радио, кино, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет и т.п.
Термин «смежные права» в основном употребляется в правовых системах романо-германской семьи. Англо-саксонской системе это понятие неизвестно. Так, в США термин авторское право «copyright» относится как к объектам авторского права, так и к фонограммам. В России смежные права стали охраняться с принятием в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

В этом примере, насколько реальна «свобода получать и передавать информацию», если человек может читать или писать, или не может говорить на официальном языке страны? Или, насколько реальна свобода «искать и получать информацию», если правительства и корпорации не обязаны ее предоставлять? Или, если вы не можете позволить себе платить за учебные материалы или основные средства доступа к такой информации, как телефон или Интернет? Если вы знаете, что на вас следят ваши СМИ? Это симптомы неравного доступа к власти, в мире, в котором общение становится все более возможным только через сложные и противоречивые средства и механизмы.

Объекты смежных прав. К объектам смежных прав относятся постановки, исполнения, радио- и телевизионные передачи, фонограммы.
Под исполнением следует понимать представление произведений, фонограмм, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств /телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств/; показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности /с сопровождением или без сопровождения звуком/.

Объекты смежных прав: понятие

Поэтому важнейшей задачей для защитников свободы слова является концептуальное изменение идеи равных индивидуумов - сложного и разнообразного общества с очень опосредованным общением и различными силовыми структурами. Чтобы противостоять ему, необходим дополнительный набор концепций и инструментов, которые составляют основу дискурса «прав на общение».

Публикации необнародованных произведений

Формулирование «прав на общение». Права на общение можно рассматривать как создание условий для полного осуществления свободы выражения в сложном и опосредованном обществе, в котором власть и контроль над ресурсами распределяются очень неравномерно. Фактически, свобода выражения является частью права на общение. Однако защита прав на общение идет дальше, поскольку она создает среду, в которой свобода выражения может быть полностью завершена на уровне общества.

Фонограмма - это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков, в том числе неохраняемых авторским правом, например, шум леса, пение птиц и т.д. Исключительные права на фонограмму подлежат охране независимо от того, записано на ней охраняемое авторским правом произведение или нет.

Передача организации эфирного и кабельного вещания -передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.
В отличие от объектов авторских прав не каждый объект смежных прав включает в себя творческий элемент. Творческий характер присущ в определенной мере исполнительской деятельности артистов, режиссеров, постановщиков. Исполнения и постановки можно признать в большинстве случаев результатами творческой деятельности.

Что такое смежные права

Права на общение основаны на коммуникации, реализации взаимодействия между людьми; Эти права заключаются в том, что свобода взаимодействия с другими людьми заключается, в конечном счете, в формировании цикла коммуникации, из которого могут начаться обучение, понимание и сотрудничество. Первоначальный подход к достижению целей коммуникационных прав заключается в следующем: обеспечить формирование продуманного, творческого и уважительного цикла взаимодействия между людьми и группами в обществе, которые на практике поддерживают право всех равных на чтобы ваши идеи были выражены, услышаны, услышаны, приняты во внимание и ответили.

Субъекты смежных прав. Разграничение авторских и смежных прав можно провести по субъектному составу. Так, если автором произведения может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение47, то субъектом смежных прав наряду с физическими лицами, могут быть и юридические лица.
В качестве исполнителей могут выступать артисты, актеры, музыканты, танцоры, певцы, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы или искусства, а также режиссеры-постановщики спектаклей, дирижеры.

Включение прав. Права на общение основаны на аспектах других прав человека - «залоговых» правах или «разрешающих» правах, которые содержатся в Международном билле о правах и в дополнительных правовых документах и ​​договорах. Право участвовать в своей собственной культуре и использовать свой родной язык, включая этнические, религиозные или языковые меньшинства.

Право на информацию относительно управления и вопросов, представляющих общественный интерес. Право на защиту моральных и материальных интересов авторства. Право на честь и собственную репутацию, а также на защиту от атак. Право на мирные собрания и ассоциации.

Производителями фонограмм являются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. В качестве производителя фонограммы может выступать как юридическое, так физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме или содержащем ее футляре обычным способом. Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные компании, организации, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения.

ФЗ РФ и международные соглашения о смежных правах

Право на бесплатное начальное образование и постепенное введение бесплатного среднего образования. Одним из аспектов каждого из этих прав является процесс коммуникации в обществе. Эти права могут считаться наивысшим уровнем прав на связь. Однако они все еще указаны, и иногда добавляются другие размеры.

Исполнения и постановки как объекты смежных прав

Добавлена ​​ценность прав связи. Такая интерпретация прав на общение имеет несколько последствий. Во-первых, набор прав на общение - это больше, чем сумма его частей. Права на группы связи соответствуют соответствующим аспектам набора разрешающих прав, которые их составляют, и могут применяться только через них. Однако права на общение также могут рассматриваться как мета-права, которые дают новое и дополнительное значение тем, кто предоставляет права.

Роль организаций по коллективному управлению имущественными правами в осуществлении авторских и смежных прав . Важное значение при осуществлении смежных прав имеет деятельность организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей.
Некоторые произведения, создаваемые авторами, в силу своей сущности не позволяют автору уследить за их использованием. Например, композитор практически не в состоянии проследить все случаи копирования и исполнения своих произведений по радио, телевидению, на дискотеках, в ресторанах и т.п. Индивидуальные меры по реализации своих прав и получению за это вознаграждения могут не оправдать себя, в связи с этим единственный реальный выход из этого положения – коллективное управление имущественными правами.
В Российской Федерации особенности коллективного управления имущественными правами регламентированы ст.44 ЗоАП. В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно, могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.

Во-вторых, появление на практике прав на общение - это создание атмосферы взаимного уважения и терпимости не только между людьми, которые обладают этими правами, но и между различными сообществами и культурами, этническими группами и национальностями. Призыв к правам на связь поддерживает и поддерживает, в то же время, идею и ценность разнообразия. В-третьих, права на общение неизбежно подразумевают процессы и социальную динамику. Права на общение, по самой своей природе, бросают вызов тому факту, что социальные структуры ограничивают и делают возможным дифференцированным образом способность отдельных людей и групп эффективно общаться в обществе.

Авторы объединяются и формируют организацию по управлению их имущественными правами, которая являются юридическим лицом в виде некоммерческой организации. В качестве таких организаций в настоящее время выступают Российское авторское общество (РАО), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российская фонографическая ассоциация (РФА) Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) и др. Эти организации на основе полномочий, полученных от правообладателей, предоставляют лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.

Концепция коммуникационных прав обязывает нас более полно участвовать в духе «свободы выражения» в направлении устранения ограничений во всех слоях общества и развивать доступ и возможности исключенных. Права на общение: почему сейчас? Почему права на общение в качестве концепции особенно важны сейчас, чем в прошлом? Что в данный момент оправдывает движение, направленное на обеспечение и углубление наших прав на общение?

В последние десятилетия важность прав на связь значительно возросла из-за ряда факторов и тенденций в области международной информации и коммуникаций, которые включают. Корпоративное доминирование и концентрация средств. Отрицательные эффекты медиасистемы на идентичность и культуру.

Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий. Однако правообладатели могут заявить о том, что они отказываются от услуг такой организации.
Таким образом, институт коллективного управления имеет определенные элементы представительства, обладающие следующими особенностями.

Возникновение режимов «авторского права» и эрозии общественного достояния мировых знаний. Эрозия гражданских прав в цифровой среде, особенно после 11 сентября. Используя концепцию прав на общение, вы можете анализировать и понимать все эти проблемы и разрабатывать интегральные решения. Вместе эти динамики оказывают большое влияние на каждый шаг коммуникационного процесса в обществе. Эти тенденции могут фундаментально формировать результаты социальной коммуникации и извлекать из них выгоду, контролируя создание и владение знаниями, процессы и средства распространения и коммуникации и их использование для достижения политических, экономических и социальные.

  • Такое представительство осуществляется не только от имени лиц, передавших полномочия по договору (пользуясь языком закона), но и тех, кто не передавал полномочия. В связи с этим возможны многочисленные злоупотребления.
  • Представительство осуществляет путем предоставления лицензии от имени всех, а не в отношении каждого заключается лицензия.
  • Создание организации по коллективному управлению осуществляется по инициативе правообладателей.

Возникновение и осуществление смежных прав. Смежные права возникают также как и авторские независимо от выполнения каких-либо формальностей. Для оповещения о своих правах может использоваться знак охраны, помещаемый на экземпляре или футляре фонограммы и состоящий из трех элементов:

Базы данных как объекты смежных прав

Неминуемая опасность заключается в том, что каждый момент цикла связан с потребностями капитала и рынка. Конечная опасность состоит в том, что цикл общественного коммуникационного процесса общества прерывается, процесс социального обучения становится все более слабым, и, в конечном счете, процесс творчества трансформируется и сокращается в снижении производства выгод, неустойчивым и краткосрочным, для небольшого меньшинства. Общество может обнаружить, что оно практически утратило способность создавать, делиться инклюзивным и справедливым образом знаниями, участвовать демократически в политических структурах, выражать культурное разнообразие и самобытность и даже способность учиться у поколений прошлое и настоящее.

  • латинской буквы P в окружности,
  • наименования обладателя исключительных смежных прав,
  • года первого опубликования фонограммы.

Если при создании любых объектов авторского права у автора возникают как имущественные, так и личные неимущественные права, то для объектов смежных прав личные неимущественные права характерны далеко не во всех случаях. Так, в отношении прав исполнителей юридически неточно говорить о таких правах, как право авторства, право на обнародование, право на отзыв. Само создание указанного объекта предполагает его обнародование под настоящим или вымышленным именем исполнителя. Реализация права на отзыв исполнения возможна только при использовании произведения через запись или передачу. Право авторства - право признаваться исполнителем соответствующего произведения реализуется через право на имя и прямо законодательством не предусмотрено. Нарушение права авторства проявляется в нарушении права на имя, закрепленного в п.1 ст. 37 ЗоАП.
Что касается производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, В качестве которых чаще всего выступают юридические лица, то для них закон вообще не предусматривает возможности существования личных неимущественных прав.

Срок для исключительных смежных прав

«Права на общение», как концепция и практика, потенциально могут иметь глубину и широту для анализа и понимания этих опасностей и разработки интегральных решений для решения этих проблем. Этот текст является выдержкой из книги «Слова в игре: мультикультурные подходы к информационным обществам».

Если у вас есть такая возможность, не стесняйтесь размещать свой заказ онлайн. Никто не должен подвергаться произвольному вмешательству в его личную жизнь, семью, дом или переписку или нападения на его честь или репутацию, и каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или нападений.

К имущественным правам исполнителей относится право на использование исполнения или постановки в любой форме, а именно:

  1. право передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения
    по кабелю исполнение или постановку,
  2. право на запись,
  3. право на воспроизведение записи,
  4. право передачи в эфир /по кабелю/ некоммерческой записи,
  5. право проката фонограммы с записью исполнения.

Права производителя фонограммы включают в себя следующие имущественные права:

Шантаж обычно включает в себя «доксирование», которое в хакерском жаргоне означает публикацию личной контактной информации в Интернете для запугивания или наказания. Доксинг является очевидным нарушением вашего права на неприкосновенность частной жизни, и лицо, которое делает это без вашего разрешения, является нарушением закона. В целом в законодательстве право на неприкосновенность частной жизни имеет приоритет над свободой выражения.

Люди, которые размещают вещи на сайтах «порноместь» используют анонимность, что Интернет может дать им воспользоваться тем фактом, что власти только начинают понимать это преступление. Однако законодательство начинает появляться. В Европе есть также право быть забытым, которое может быть использовано для того, чтобы требовать, чтобы поисковые системы удаляли ссылки с личной информацией, которая не имеет значения. Интересно то, что бремя доказывания ложится на поисковую систему, которая должна доказать, что данные не могут быть удалены, поскольку они все еще актуальны.

  1. воспроизводить фонограмму;
  2. переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;
  3. распространять экземпляры фонограммы, то есть продавать, сдавать их в прокат и так далее;
  4. импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.

Права организаций эфирного и кабельного вещания
выражаются в праве:

Срок действия смежных прав

Декларация Организации Объединенных Наций об искоренении насилия в отношении женщин: Государствам следует осуждать насилие в отношении женщин и не ссылаться на любые обычаи, традиции или религиозные соображения, чтобы избежать их обязательства стремиться к его устранению.

Конвенция Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и бытовом насилии: «Стороны принимают законодательные или другие меры, необходимые для поощрения и защиты права всех, в частности женщин, на жизнь кроме насилия как в общественной сфере, так и в частной сфере».

  1. одновременно передавать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания;
  2. сообщать передачу для всеобщего сведения в эфир или по кабелю;
  3. записывать передачу;
  4. воспроизводить запись передачи;
  5. сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Пределы осуществления смежных прав. Как и авторские смежные права имеют определенные ограничения. В некоторых случаях объекты смежных прав можно использовать без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения, в частности:
1) для включения в обзор о текущих событиях небольших
отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или
по кабелю;

Интимные фотографии или видеоролики, которые супружеская пара может принять консенсусом, могут стать средством шантажа, и один из членов пары угрожает поделиться без согласия. Это само по себе является насилием. Но есть также случаи, когда женщины вынуждены переносить больше насилия, вынуждая их оставаться в нежелательных отношениях или заниматься нежелательной сексуальной деятельностью из-за шантажа.

Статья 27 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на защиту моральных и материальных интересов, которые ему соответствуют, из-за научных, литературных или художественных произведений, автором которых он является». Авторское право устанавливает права - экономические и моральные. Моральное авторское право позволяет утверждать авторство фотографии или видео и право запрещать или разрешать его распространение.

  1. исключительно в целях обучения или научного исследования;
  2. для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях. При этом любое использование организацией эфирного или кабельного вещания экземпляров фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, для передачи в эфир или по кабелю возможно только с выплатой вознаграждения;

4) в иных случаях, которые установлены ЗоАП в отношении
ограничения имущественных прав автора произведений литературы,
науки и искусства.
Иногда использование объектов смежных прав возможно без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, например, воспроизведение фонограммы в личных целях при условии выплаты правообладателю вознаграждения.

Фотографии и видео считаются художественными произведениями. Некоторые женщины использовали законы об авторском праве для записи интимных изображений, которые они взяли сами, и впоследствии были неправильно использованы без их согласия. Это позволило им подать юридическое требование на требование своей интеллектуальной собственности и потребовать, чтобы оно было удалено из общественного достояния.

Примеры смежных прав

Бернская конвенция гарантирует автоматический запрос об авторских правах; нет необходимости регистрировать работу или другие формальности. Некоторые законы или национальные субъекты авторского права позволяют вам регистрировать работы, которые могут способствовать судебным искам.

Срок действия смежных прав. Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства как личные неимущественные права охраняются бессрочно. Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.
Права организации эфирного и кабельного вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир или по кабелю.
Наследники и иные правопреемники приобретают права на оставшийся срок.

Контрафактные произведения - это произведения, выпущенные с нарушением авторских и смежных прав. Ст. 49 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» предоставляет следующие способы защиты нарушенных авторских и смежных прав:

  • признание прав;
  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
  • прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
  • взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;
  • выплата компенсации в сумме от 1000 до 5000000 рублей, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода
  • и другие меры, предусмотренные законодательными актами.

Указанные в ст. 49 ЗоАП способы могут применяться только обладателем исключительных прав.
При этом правообладатель имеет возможность выбора между различными способами: возмещением убытков, взысканием дохода или компенсации. Наиболее распространенным и эффективным способом, реализуемым чаще всего на практике, является взыскание компенсации. Размер компенсации определяется в конечном итоге судом и может составлять от 1000 до 5000000 рублей. Никаких четких критериев определения размера компенсации у судов нет.
При определении размера компенсации суды учитывают:

  • характер нарушения, т.е. какие именно права были нарушены,
  • масштаб нарушения (например, массовый тираж экземпляров произведения без согласия автора),
  • вину нарушителя (нарушитель признал вину и согласен добровольно выплатить авторское вознаграждение),
  • убытки правообладателя или доход нарушителя,
  • другие обстоятельства.

Так, по иску Никитенко М.П., Никитенко К.П. (наследников выдающегося пианиста – Э.Г.Гилельса) к Федеральному государственному унитарному предприятию Государственный Дом радиовещания и звукозаписи, АПКО «Международная книга», АО «Ладъ» о защите авторских и смежных прав, взыскании компенсации за нарушение авторских и смежных прав, морального вреда суд при определении размера компенсации сослался на следующие обстоятельства.
«Исходя из конкретных обстоятельств дела, длительности нарушения прав истцов и, учитывая, что произведения Гилельса Э.Г. входят в состав мировой культуры и записи его исполнений раскупаются во всем мире, что должно было обеспечить ответчикам высокую раскупаемость компакт-дисков и доход от их продаже, исходя из игнорирования ответчиками авторских прав Э.Г.Гилельса, уклонения ответчиков от расчетов с наследниками исполнителя после введения в действие законодательства, обеспечивающего защиту прав артистов-исполнителей, а также тот факт, что эти нарушения допущены профессиональными участниками рынка по воспроизводству и распространению записей исполнений, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд установил компенсацию в размере 4000 минимальных размеров оплаты труда.»
В числе негативных последствий, которые возникают для нарушителя, - конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда, что предусмотрено п. 4 ст. 49 ЗоАП. Причем суд принимает такое решение независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе, в связи с чем суд должен принять решение об уничтожении контрафактной продукции, если правообладатель не заявит требование о передачи этих экземпляров ему.

В главе «Объекты смежных прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP Вы узнаете, какие результаты интеллектуальной деятельности охраняются правом, смежным с авторским. Объекты смежных прав в отличие, например, от объектов авторского права разнообразны, поэтому особое внимание будет уделено особенностям правового регулирования каждого из них. Этот материал будет полезен студентам, юристам, не специализирующимся в области интеллектуальных прав, предпринимателям, авторам-исполнителям, составителям баз данных и всем интересующимся правовой охраной интеллектуальной собственности.
Если какие-либо вопросы остались нераскрытым, Вы можете задать их на странице .

1. Объекты смежных прав: понятие

Объекты смежных прав отличает многообразие: их перечень не является широким, но каждый из объектов обладает значительными особенностями. Все эти результаты интеллектуальной деятельности весьма условно объединены в одну группу, что можно объяснить экономическими и историческими причинами, о которых мы скажем ниже. Прежде же остановимся на том, что объектами смежных прав являются :

  • исполнения и постановки
  • фонограммы (звуковые записи)
  • радио- и телепередачи (передачи эфирного и кабельного вещания)
  • содержание баз данных
  • публикации ранее не обнародованных произведений науки, литературы и искусства (объектов авторских прав).


Схема №1. Объекты смежных прав

Перечень объектов смежных прав установлен в Гражданском кодексе и является закрытым. Как мы видим, объектами смежных прав являются совершенно разные результаты интеллектуальной деятельности. Их нельзя объединить по , так как исполнения и постановки – это результат творчества, а, например, работа публикатора творческой однозначно не является. Их нельзя объединить по субъекту права, так как часть смежных прав принадлежит изначально только физическим лицам, а часть – только юридическим лицам. Объекты смежных прав охраняются различное по продолжительности время. на использование объектов смежных прав зависит от конкретного объекта, потому что те действия, которые можно произвести, например, с публикацией, нельзя произвести базой данных.

Единственный признак, который объединяет все объекты смежных прав – это необходимость правовой охраны и защиты интересов тех или иных лиц, но невозможность сделать это с помощью или патентного права. Отсюда и возникают «пограничные» институты интеллектуальной собственности, в частности, .

2. Исполнения и постановки как объекты смежных прав

Исполнение – представление произведения литературы, искусства или народного творчества посредством пения, игры, декламации, постановки, чтения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств. Исполнения являются объектом смежных прав, если они выражены в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Наиболее популярные виды исполнений:

  • исполнения музыкальных произведений со словами и без;
  • спектакли;
  • хореографические постановки;
  • цирковые представления;

Исполнения – исторически первые объекты смежных прав, правовая охрана которым начала предоставляться с середины XX века. Первоначальным правообладателем исключительного права на исполнение всегда является гражданин (автор-исполнитель). Смежные права на исполнения возникают с момента выражения исполнения в форме, допускающей его воспроизведение и распространение техническими средствами.

Крайне важно различать исполнения как объекты смежных прав и исполняемые произведения , которые чаще всего являются . Так, песня как сочетание музыки (нотной записи) и текста – объект авторского права, который имеет своего автора и правообладателя. Когда певец исполняет песню с аккомпанементом оркестра, возникает объект смежных прав, авторами и правообладателями которого признаются оркестранты и певец.

Условием возникновения смежных прав на исполнение является соблюдение авторских прав на исполняемое произведение. Поэтому между исполнителем и правообладателем объекта авторского права должен быть в каждом случае заключен .

3. Фонограммы как объекты смежных прав

Фонограммы – звуковые записи исполнений или любых других звуков. Объектами смежных прав не являются звукозаписи в сопровождении визуальных представлений и образов. Поэтому закон прямо исключает из-под действия смежных прав звукозаписи, включенные в аудиовизуальные произведения (фильмы и тому подобное). Такие звукозаписи охраняются авторским правом как часть аудиовизуального произведения.

Запись фонограмм не является творческой деятельностью, но в большинстве случаев она требует значительных инвестиций в организацию звукозаписи, покупку оборудования, поиску исполнителей и распространению фонограмм В целях защиты этих инвестиций в объекты смежных прав стали включать и фонограммы.

4. Сообщения передач в эфир и по кабелю

Радиопередачи и телепередачи – объекты смежных прав, создателями и первоначальными правообладателями которых являются организации эфирного и кабельного вещания. Возникновение смежных прав связывается Гражданским кодексом не с фактом создания или записи передачи, а с фактом сообщения передачи в эфир или по кабелю.

Как и в случае с фонограммами, радио- и телепередачи охраняются как по той причине, что для их создания требуются значительные инвестиции. Право каждого ретранслировать, записывать и распространять сообщения передач привело бы к необоснованным преимуществам тех, кто не вкладывал средства в создание программ, но извлекает из этого коммерческую выгоду. В связи с этим многие сайты, на которых можно посмотреть онлайн трансляции теле- и радиопередач на самом деле являются нарушителями смежных прав .

5. Базы данных как объекты смежных прав

Базы данных могут охраняться как авторским правом, так и смежным правом. Базы данных как объекты смежных прав – это совокупность самостоятельных материалов, подбор, обработка, систематизация и представление которых потребовало существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. По общему правилу, существенными признаются затраты на создание базы данных, включающей не менее 10 000 самостоятельных материалов.

Особенностью базы данных как объекта смежных прав является то, что в ней охраняется не форма представления материала, а само содержание. Без разрешения правообладателя запрещается извлекать из базы данных и повторно использовать материалы, включенные в нее. С точки зрения авторского права, такие действия признаются правомерными.

Гражданский кодекс позволяет осуществлять государственную как объектов авторского права. Государственная регистрация объектов смежных прав законодательством не предусмотрена.


Схема №2. Базы данных как объекты смежных прав и авторских прав

6. Публикации необнародованных произведений.

Публикации как объекты смежных прав – это произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Однако интеллектуальные права на публикации возникают только при условии, что произведение не было обнародовано в период действия авторских прав.

Смежные права предоставляются публикаторам постольку, поскольку их работа требует организационных и финансовых затрат, связанных с поиском ранее не опубликованных произведений, их подготовкой и публикацией. Но стоит заметить, что на уровне и смежным правам интеллектуальные права публикаторов пока не защищаются.

1. Сайт Всероссийской организации интеллектуальной собственности.
2. Гражданского кодекса.
3. об объектах смежных прав.