Нормативный правовой акт: понятие, признаки и виды. Признаки нормативных правовых актов

Нормативно-правовые акты - это акты постоянного действия, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.

Нормативный акт издается органами обладающими компетенцией в строго установленной форме, является офиц. документом.

Признаки нормативно-правовых актов:

1. Имеют государственный характер, выражают волю государства.

2. Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.

3. Издаются в ходе установленных законодательством процедур (правотворческих)

4. Имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие, т.е. распространение на общественные отношения, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц.

5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы. (не имеет нормативного характера преамбула, также поручение конкретным органам.)

Виды нормативно-правовых актов:

По юридической силе нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Виды законов: Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Виды подзаконных актов: Указы Президента РФ, постановления правительства, приказы, инструкции и положения министерств и ведомств, решения и постановления местных органов гос.власти, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества нормативные акты разделяются на:

Нормативные акты государственных органов

Нормативные акты иных соц. структур (муницип.органов, акцион.общ.)

Нормативные акты совместного характера (госуд.органов и иных соц.структур)

Нормативные акты принятые на референдуме

В зависимости от сферы действия делятся на: общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.

В зависимости от срока действия норм. акты делят на: акты неопределенно длительного действия, временные нормативные акты.

Нормативные акты следует отличать от актов применения права (приговора, решения). Их отличия в следующем:

1. Нормативные акты содержат оригинальные нормы права, а правоприменительные не содержат.

2. Нормативные и правоприменительные акты издаются неодинаковым кругом субъектов. Нормативный круг уже, нежели правопримен.

3. Различны наименования и структура нормативных и правоприменительных актов.

4. Нормативные акты направлены неопределенному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретному лицу.

5. Нормативные акты не исчерпываются однократным исполнеием, действуют постоянно до своей отмены.

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.

Нормативные акты характеризуются следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются , либо изменяются , либо отменяются. Нормативные акты — это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций , т. е. опубликованию, и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения исходя из презумпции знания закона и налагать санкции.

Требования, предъявляемые к нормативным актам

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Федеральный закон 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым введена пропорциональная избирательная система, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии развитой и сбалансированной партийной системы в России.

2. Нормативные акты должны иметь структуру , а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, но одновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов.

Нормативные акты при разумном и умелом их составлении — могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые должны максимально учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации его исполнения повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территориях городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важной является разработка руководства но подготовке нормативных актов (закона о подготовке нормативных актов).

Виды нормативных актов

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: и . Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы — это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы — это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом — парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России — Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов - кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ — самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь — очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления — зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация — вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты — это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Понятие нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Он широко используется во всех современных правовых системах (особенно в странах романо-германской правовой семьи).

Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т. д.

Как следует уже из самого наименования, это — акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.). Для нормативно- правового акта характерны следующие признаки.

Это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт , общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.

Это — акт правотворчества , устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.

Это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.

Подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур , призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Достижение целей нормативно-правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной мощью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность.

Следует иметь в виду, что нормативно-правовые акты, действующие в границах определенного государства, объединяются в замкнутую иерархическую систему. Каждый из элементов этой системы должен соответствовать не только компетенции органа, но и иерархическим связям системы в целом. Тот нормативный акт, который вступает в противоречие с конституцией или иным актом более высокой юридической силы, выпадает из данной системы и по существу становится формой проявления правонарушения. Так что не любой акт правотворчества, содержащий нормы права, является нормативно-правовым актом.

Виды нормативно-правовых актов

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды подзаконных актов :

  • указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);
  • постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
  • приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на акты:

  • государственных органов;
  • иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);
  • совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
  • принятые на референдуме.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные;
  • субъектов федерации;
  • органов местного самоуправления;
  • локальные.

Виды нормативно-правовых актов в зависимости от срока действия

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

Выделяют еще и такие нормативно-правовые акты, как директивы и постановления, которые принимаются международными организациями. Директивы, как правило, дают возможность государству конкретизировать формы и методы исполнения своих международных обязательств. Постановления содержат требования, подлежащие прямому исполнению.

Определения нормативного правового акта за прошедшие последние сто лет не претерпели принципиальных изменений. Типичным является следующее определение: нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой

демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

Основное свойство, через которое описывается данная форма права, - нормативность. Подчеркивается его исключительная, практически неоспоримая легитимность, и защита со стороны государства.

Этот официальный документ «устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.... Ему присущи письменная, строго документированная форма и особый порядок принятия. Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности» . Достаточно часто существенным признаком называется предмет правового регулирования нормативного правового акта, в качестве которого выступает определенный вид общественных отношений, и неоднократное применение .

Легального определения нормативно-правового акта не существует, но в проекте Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» содержится следующее определение: нормативный правовой акт - письменный

официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное

применение.

Нормативность акта определяется с учетом пунктов 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». В частности, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Также вопрос нормативности рассматривался и постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» (далее - постановление № 58). АПК РФ закрепляет за арбитражными судами рассмотрение дел по заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ). Учитывая, что в законодательстве нет понятия нормативного правового акта, это научная категория, в постановлении № 58 судьи решили закрепить его на уровне разъяснений; предложенное для использования судами определение этого термина хорошо знакомо юристам еще из курса теории государства и права. Так, по мнению Пленума ВАС РФ, под нормативным правовым актом следует понимать акты, принятые органом государственной власти, местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. В том числе к нормативным актам относятся и акты, правовые нормы в которых содержатся не в основном тексте, а в приложении, утвержденном таким актом (п. 1 постановления № 58).

0 В частности, акты органов власти и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд Пленум ВАС РФ отнес к ненормативным правовым актам.

0 По общему правилу решения об утверждении тарифов для конкретного субъекта или объекта (или содержащие иные конкретизирующие признаки) судам следует рассматривать как ненормативные.

Но если суд установит, что такие акты распространяются на неопределенный круг лиц, он может признать их нормативными по своей инициативе.

Нормативные акты характеризуются

следующими признаками.

Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права либо устанавливаются, либо изменяются,

либо отменяются. Нормативные акты - это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.

Во-вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.

В-третьих, нормативные акты всегда облекаются

в документальную форму и должны иметь следующие определенные реквизиты. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.

В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем

нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.

В-пятых, все нормативные акты обязательно

подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е.

Требования, предъявляемые к нормативным актам

1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать

объективную реальность. В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом, но именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.

Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативные правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий.

2. Нормативные акты должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемую преамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определению терминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему: субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы), объекты (получаемый доход), права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.), льготы, меры поощрения (например, освобождение от единого социального налога образовательных учреждений) и санкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере 20% неуплаченной суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.

3. Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Исключения могут составлять акты для определенной сферы деятельности, понятные специалистам определенной отрасли (напр., технический регламент на молоко).

Не смотря на разные подходы к пониманию термина и признаки, основным отличием нормативного акта от ненормативного следует считать следующее: нормативный правовой акт распространяется на неопределенный круг лиц, даже, если иметь ввиду корпоративный акт, а ненормативный, как правило, перечисляет субъекта или субъектов, на которых он распространяется.

Еще по теме 2.1.1 Понятие и признаки нормативного акта.:

  1. Понятие экспертизы нормативного акта. Принципы проведения экспертизы нормативного акта.
  2. 4.1.4 Содержание экспертизы нормативного акта. Правовая экспертиза нормативного акта. Результаты экспертизы нормативного акта.
  3. 4.2.2. Предмет и вид нормативного акта. Реквизиты нормативного акта.
  4. 51. Понятие подзаконного нормативно-правового акта: его виды и характеристика.
  5. Нормативно-правовое предписание: понятие, признаки, виды
  6. Норми права та стаття нормативно-правового акта. Способи викладу норм права в нормативно-правових актах.
  7. 53. Действие нормативно-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Нормативно-правовые акты являются наиболее распространённой формой права в большинстве стран мира.

Нормативно-правовой акт – это официальный письменный документ субъекта правотворчества, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. НПА – это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов или непосредственно народа (при референдуме).

НПА содержит общеобязательные правила поведения, обращенные к персонально неопределённому кругу субъектов права и действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он и отличается от актов, не обладающих признаками нормативности.

НПА следует отличать от и от актов толкования, в которых даются лишь разъяснения содержания юридических норм, при этом само содержание нормы не изменяется.

По сравнению с другими источниками права НПА имеет ряд преимуществ: в нём чётко и ясно формулируются правовые предписания, им легко пользоваться при разрешении различных юридических дел, вносить в него уточнения и изменения в случае необходимости, осуществлять контроль за его исполнением.

В странах с романо-германской правовой системой НПА является основным источником права.

Юридическая сила НПА зависит прежде всего от того, какое место в государственном механизме занимает орган, его издавший.

Виды НПА.

Все НПА по юридической силе в теории права подразделяются на две крупные группы: законы и подзаконные акты.

Законы занимают ведущее место в иерархии всех НПА.

Закон – это такой НПА, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Законы подразделяются на конституционные и обычные. К конституционным принято относить Конституцию, законы, вводящие её в действие и вносящие в неё изменения и дополнения.

В РБ высшей юридической силой обладает Конституция.

Другую группу НПА составляют подзаконные акты. Они принимаются в строгом соответствии с Конституцией, другими законодательными актами и не должны им противоречить. В числе подзаконных актов большей, после закона, юридической силой обладают Указы Президента РБ в тех случаях, когда они изданы на основе закона. В соответствии со своим положением Президент может издавать и распоряжения. Они обычно издаются по текущим вопросам оперативного характера и не относятся к нормативным актам.

К числу подзаконных относятся нормативные акты палат Национального собрания РБ, Правительства, высших судебных органов, Генерального прокурора.

Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров РБ. Они издаются по вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, национальной безопасности и др.

Премьер-министр издаёт в пределах своей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания, т. е. относятся к актам индивидуального регулирования.

Наиболее многочисленными подзаконными актами являются ведомственные акты, издаваемые центральными органами государственного управления – министерствами, государственными комитетами, учреждениями, подчинёнными Совету Министров РБ. Эти акты регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов. Некоторые из этих актов имеют и межведомственное значение.

Ведомственные акты принимаются в форме приказов и постановлений. Они могут также приниматься и в форме инструкций, положений, уставов, правил, но они подлежат утверждению постановлениями или приказами.

Подзаконные НПА принимают также местные представительные и исполнительно-распорядительные органы власти (областей, городов, районов).

Местные органы принимают нормативно-правовые акты в форме решений. Управления и отделы исполнительно-распорядительных органов принимают приказы и инструкции. Такие акты являются актами локального значения. Они принимаются также руководителями предприятий и учреждений.

Акты локального регулирования распространяют своё действие только на членов соответствующих организаций.

4.Систематизация нормативных правовых актов: понятие, цели и виды.

Для лучшего нахождения правовых норм и ориентации в нормативном материале НПА определённым образом группируются и даже перерабатываются. Юридическая наука выработала средство, которое облегчает задачу поиска и использования НПА, даёт возможность оперативно находить соответствующие нормы и квалифицированно решать юридические дела. Таким средством является систематизация НПА.

Систематизация НПА – это деятельность государственных органов, негосударственных организаций и отдельных лиц по упорядочению и совершенствованию НПА, приведение их в упорядоченную, согласованную систему.

При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность, раздробленность нормативных актов. Они упорядочиваются и располагаются по определённым признакам. Осуществляя систематизацию, компетентные органы отменяют устаревшие нормы, устраняют обнаружившиеся пробелы в праве, проводят обновление законодательства. Значение систематизации велико как для правотворческой деятельности, так и для правоприменительной.

В науке и юридической практике различают следующие виды систематизации: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация – такое объединение действующих НПА по определённым признакам, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники, собрания законодательства без изменения их нормативного содержания. При этом в первоначальные тексты нормативных актов вносятся официальные изменения, опускаются статьи, пункты, имевшие временное значение, потерявшие силу, о чём делаются соответствующие отметки.

Обработанный таким образом материал группируется по определённым признакам: по хронологическому, отраслевому, по юридической силе. Иногда используется алфавитный признак. Допускается и сочетание этих признаков. Инкорпорацией может охватываться всё законодательство или его часть.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.

Официальная проводится уполномоченными государственными органами. К официальным можно отнести, например, Ведомости Национального Собрания РБ. Такие сборники являются официальными источниками нормативно-правовых установлений и на них можно ссылаться.

Неофициальная инкорпорация может осуществляться научными и иными учреждениями, организациями, специалистами по собственной инициативе. На такие сборники нельзя официально ссылаться. Они имеют справочно-информационное значение, способствуют доступности нормативного материала.

Кодификация – такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативного материала, но и изменение его содержания. При кодификации отменяются устаревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве, противоречия между актами.

Наиболее распространёнными формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила. Кодекс – это систематизированный, внутренне согласованный законодательный акт, объединяющий в определённом порядке обновлённые нормы права, регулирующие однородную группу общественных отношений.

Кодификация может осуществляться только официальными органами, т. е. носит только официальный характер.

источника права. Виды нормативно-правовых актов.

Как уже упоминалось выше, нормативно-правовой акт - одна из ос­новных, наиболее совершенных внешних форм права. Нормативно-правовые акты - это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридичес­кие нормы.

Нормативно-правовые акты - основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господство­вал правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает боль­шими преимуществами: исходит от строго определенных - правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимает­ся в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизи­ты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро из­менен в зависимости от социальных потребностей.

Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-пер­вых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, ор­ганизации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-пра­вовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудитель­ное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политических дви­жений).

Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а стро­го определенными субъектами, специально уполномоченными на то госу­дарством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления.

В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ.

В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные

пределы действия.

В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными 28 .

В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от индиви­дуальных и интерпретационных актов.

Индивидуальные правовые акты - это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руко­водителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты - это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным ли­цам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют обще­обязательный характер и отличаются неконкретностью адресата, т.е. обя­зательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты отно­сительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения - применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходи­мых для этого предпосылок.

Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретаци­онных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От норма­тивно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юриди­ческих норм, а лишь разъясняют существующие.

Нормативно-правовой акт - понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Норматив­но-правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.

По юридической силе различают: з а к о н ы - акты, обладающие высшей юридической силой, и п о д з а к о н н ы е а к т ы - акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все норматив­но-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.

По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия.

Акты в н е ш н е г о действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы - организации и лиц, независимо от их трудовой и слу­жебной деятельности. Это, например, российский закон "Об основах нало­говой системы в РФ" 1991 г., "О залоге" 1992 г.

Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только

субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства),

организации или проживающего на той или иной территории. Причем такие

акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъек­тами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. При­мером может служить Закон "О милиции" 1991 г., принятый Верховным Со­ветом России, "Положение о службе в органах внутренних дел РФ" 1992 г., утвержденное Верховным Советом России. Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующими в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.).

По субъектам, издающим (принимающим)нормативно-правовые акты ,

последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления, должностных лиц государствен­ных и негосударственных организаций. Виды нормативно-правовых актов, определяемых субъектами правотворчества, довольно изменчивы и зависят от существующей на тот или иной момент структуры государственных орга­нов 29 .

При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и ак­ты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами.

Последний вид нормативно-правовых актов принимается по вопросам общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Ми­нистерства внутренних дел и Министерства безопасности по борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные при­казы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сох­ранности грузов и др.

С нормативно-правовыми актами тесно связано понятие законодатель­ства, которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная практика, трактуя его содержание весьма неоднозначно.

Законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, издан­ных высшими органами государственной власти и управления.

Часто к законодательству относят все без исключения нормативные акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управ­ления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. Наиболее вер­ным представляется такое понимание законодательства, когда к нему от­носятся акты высших органов государственной власти и управления. Зако­нодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой со-

вокупность: 1) законов и иных нормативных актов, принимаемых высшими

представительными органами России, т.е. органами законодательной влас­ти; 2) указов Президента РФ; нормативных актов Совета Министров - Пра­вительства РФ.

Российское законодательство делится на определенные блоки в зави­симости от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому осно­ванию выделяются гражданское законодательство, административное зако­нодательство, уголовное законодательство и другие отрасли законода­тельства.

Такое деление совпадает с делением системы права на отрасли, но полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли права - капитальное строительство, но есть законодательство о капитальном строительстве.

Итак, главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов за­нимает закон.

Закон - это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представи­тельным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российс­кой Федерации: Основной Закон или Конституция, конституционные законы и обычные законы.

В свою очередь эти законы различаются по сфере действия. Они классифицируются на общефедеральные и законы субъектов Федерации. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территории субъектов, входящих в Российскую Федерацию.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Феде­рации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих поря­док его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав подчиненных ему органов.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами 30 .

Конституция представляет собой основной закон государства, зак­репляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ

существования государства, общества, граждан.

Конституция является юридической базой всего текущего законода­тельства.

Конституционные законы вносят изменения и дополнения в конститу­цию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов - не менее 2/3 голосов депутатов парламента.

Обычные законы , хотя и регулируют важные сферы общественных отно­шений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1).

Постановления парламента отличаются от законов тем, что они, как правило, принимаются по частным вопросам, ранее урегулированным зако­нами.

Все последующие нормативно-правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, т.е. имеют подзаконный характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно классифицировать на законодательные иподзаконные .

Указы президента Российской Федерации занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо Президент, в соответствии с Консти­туцией Российской Федерации и федеральными законами, "определяет ос­новные направления внутренней и внешней политики государства". В отли­чие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, ука­зы президента могут носить и ненормативный характер.

Нормативные указы президента - подзаконные акты. Они издаются в пределах, установленных конституцией и законами. Вместе с тем указы характеризуются преобладающей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам. Юридическая природа указа президента обуслов­ливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Нормативные указы, как и законы следует различать в зависимости от того, каким президентом они изданы и на какой территории они дейс­твуют. На этом основании указы подразделяются на два виды: указы Пре­зидента Российской Федерации и указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.

Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются постановления Совета Министров РФ, советов министров республик, входя­щих в Российскую Федерацию.

Совет Министров РФ осуществляет исполнительную власть и состоит

из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства

и Федеральных министров.

Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Пре­зидента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инс­трукции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав РФ. Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в преде­лах их полномочий и носят строго подзаконный характер.

Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и испол­нительных органов государственной власти не только республик, но и всех иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражда­нами.