Оформляем уведомление о контролируемых сделках. Как составляется форма уведомления о контролируемых сделках Образец уведомления о контролируемых сделках по займам

Уведомление о контролируемых сделках - образец заполнения данного документа может быть востребован самым широким кругом бизнесов и является обязательным элементом налоговой отчетности фирм, являющихся субъектами данных сделок. Каковы особенности заполнения соответствующего уведомления?

Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

В соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ субъекты контролируемых сделок (или приравненных к таковым) должны направлять в ФНС уведомление, отражающее информацию по данным сделкам, до 20 мая года, следующего за отчетным.

Какие сделки признаются контролируемыми, узнайте из публикации .

ВНИМАНИЕ! В 2019 году за 2018-й уведомление подается на новом бланке. Скачать его можно .

Утвержденное ФНС уведомление о контролируемых сделках состоит из следующих основных элементов:

  • 2 листов, в которых отражаются сведения о налогоплательщике;
  • разделов 1А и 1Б, отражающих сведения о контролируемых сделках налогоплательщика;
  • разделов 2 и 3, отражающих сведения о контрагентах, с которыми налогоплательщик вступал в правоотношения.

Современные бухгалтерские программы, такие как 1С, позволяют заполнить форму уведомления о контролируемых сделках посредством ввода указанных выше типов данных в специальные формы программного интерфейса. После внесения пользователем всех данных ПО автоматически переносит их в поля, соответствующие разделам 1А, 1Б, 2 и 3 и формирует документ, идентичный разработанной ФНС форме. Его можно распечатать, подписать и отправить в налоговую.

Рассматриваемое уведомление можно представить в ФНС и в электронном виде, но для этого у плательщика должна иметься квалифицированная электронная подпись (или КЭП) а также соответствующее ПО для отправки файла с КЭП через интернет.

Вне зависимости от способа формирования уведомления о контролируемых сделках (прямой ввод данных в форму или через 1С), сложности у налогоплательщиков вызывает заполнение разделов 1А, 1Б, 2 и 3 соответствующего документа. Сложности связаны прежде всего с определением конкретного перечня фактов, отражаемых в уведомлении.

Рассмотрим, какие именно сведения должны указываться в документе.

Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

В разделе 1А указываются сведения по каждой заключенной налогоплательщиком контролируемой сделке в отчетный период (или же совокупности однотипных сделок), а также информация о финансовых условиях соответствующих сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупностей однотипных правоотношений).

Для большей части информации применяются элементы кодирования. Коды для заполнения разделов уведомления следует искать в приложении №1 к порядку заполнения уведомления, утв. приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

В разделе 1Б фиксируются сведения о предмете каждой из контролируемых сделок, отраженных в разделе 1А. То есть — информация о тех товарах, услугах или работах, которые были поставлены или получены налогоплательщиком. Здесь указываются, в частности:

  • наименования товаров, работ и сервисов;
  • даты и номера контрактов на их поставку;
  • места подписания договоров (отправки товара);
  • количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
  • общая сумма контракта;
  • дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).

Общее количество заполненных листов раздела 1Б должно быть равным количеству сделок, отраженных в разделе 1А (или групп однотипных сделок).

Когда беспроцентный заем считается контролируемой сделкой, узнайте из статьи .

Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.

В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.

Однотипные сделки: каковы их критерии?

В идеале в ФНС требуется предоставлять уведомления о контролируемых сделках, отражающие все хозяйственные операции максимально подробно (письмо ФНС РФ от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433). Но на практике данное пожелание налоговиков, очевидно, труднореализуемо: количество уникальных хозяйственных операций, приходящихся на одно юрлицо, особенно если это крупный бизнес, может исчисляться десятками тысяч.

Поэтому фирмам имеет смысл пользоваться возможностью объединять однотипные сделки в группы, исходя из их схожести по типу товаров, а также сопоставимости по финансовым условиям (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Но критерии отнесения сделок к однотипным, приведенные в НК РФ, довольно поверхностны, и их интерпретация в версии налогоплательщика может не совпасть с подходом ФНС (формирующимся на уровне служебных инструкций и понимания сущности сделок конкретным инспектором).

Какие же критерии следует рассматривать как объективные?

Минфин РФ в письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 рекомендует объединять сделки, если они схожи по показателям рентабельности, определяемым в соответствии с нормами ст. 105.8 НК РФ. К примеру, продажа овощей и фруктов имеет примерно одинаковую рентабельность вне зависимости от конкретной разновидности реализуемой продукции.

Ведомство разрешает не указывать в уведомлении о группе сделок:

  • цены за единицу товара или услуги,
  • количество поставленных товаров и услуг,
  • место заключения сделки или отправки товара.

Но в форме, как отмечает Минфин, должны фиксироваться наименования групп однотипных сделок, величина полученного за счет них дохода, а также метод ценообразования.

Отметим, что структура формы уведомления не позволяет группировать сделки по поставкам однотипных или вовсе одинаковых товаров, закрепленные разными договорами с одним и тем же поставщиком. Дело в том, что в графах 060 и 065 раздела 1Б в любом случае указывается дата и номер конкретного договора.

Таким образом, с учетом позиции Минфина однотипные сделки можно группировать, если они:

  • отражают поставки товаров с одинаковой рентабельностью;
  • поставлены по одному договору.

Где можно скачать образец уведомления о контролируемых сделках

Скачать образец формы уведомления о контролируемых сделках вы можете на нашем портале. В нем отражена специфика отражения данных о субъектах соответствующих правоотношений в статусе юридических лиц. Образец доступен по ссылке ниже.

Итоги

Все фирмы, являющиеся субъектами контролируемых сделок, до 20 мая года, следующего за отчетным, должны направлять в ФНС уведомления о контролируемых сделках. В данном источнике отражаются данные о соответствующих сделках, а также информация о контрагентах участвовавшей в них фирмы.

В соответствии с п. 1 ст. 105.16 НК РФ в некоторых случаях необходимо представлять в свою налоговую инспекцию (или в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, если организация отнесена к таковым по правилам ст. 83 НК РФ) уведомление о . Общий срок - до 20 мая следующего года, однако для уведомления о контролируемых сделках 2012 г. сделано исключение - его нужно подать до 20 ноября 2013 г.
В недавнем Письме ФНС России от 02.07.2013 N ОА-4-13/11860@ чиновники разъяснили, как правильно заполнять уведомление о контролируемых сделках в различных ситуациях.

Напомним общие правила

Для начала напомним общие правила. Подавать уведомление нужно всем, кто совершает контролируемые сделки. Как подчеркивалось в Письме Минфина России от 25.03.2013 N 03-01-18/9309, никаких оснований для освобождения от этой обязанности НК РФ не предусмотрено.
Фактически за каждый календарный год представляется только одно уведомление, в котором должны быть указаны все контролируемые сделки, совершенные в этом году. На это обращалось внимание в Письмах Минфина России от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198 и от 25.01.2013 N 03-01-18/1-14.
Это касается и тех организаций, в состав которых входят . Они тоже подают только одно уведомление - в налоговый орган по месту нахождения (учета) головной организации. Этот нюанс подчеркивался в Письме ФНС России от 10.04.2013 N ОА-4-13/6612@.

В том же Письме чиновники напомнили, что форма уведомления и Порядок ее заполнения, а также Формат и Порядок представления уведомления в электронной форме утв. Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

По выбору налогоплательщика уведомление может быть представлено либо на бумажном носителе в виде утвержденной машинно ориентированной формы, заполненной от руки или распечатанной на принтере, либо в электронной форме по установленным форматам.

К числу сведений, отражаемых в уведомлении, согласно п. 3 ст. 105.16 НК РФ относятся:

1) календарный год, за который представляются сведения;

2) предметы сделок;

3) сведения об участниках сделок:

  • полное наименование организации, а также ее ИНН (если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);
  • Ф.И.О. индивидуального предпринимателя и его ИНН;
  • Ф.И.О. и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

4) суммы полученных доходов и (или) суммы произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

С учетом этого требования налогового законодательства, само уведомление о контролируемых сделках включает в себя:

  • титульный лист - в нем указываются общие сведения о налогоплательщике;
  • разд. 1А "Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)";
  • разд. 1Б "Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)";
  • разд. 2 "Сведения об организации - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)";
  • разд. 3 "Сведения о физическом лице - участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)".

Последние разделы (2 и 3) заполняются только в том случае, если у данного налогоплательщика в том году, за который представляются сведения, были контролируемые сделки с соответствующими контрагентами:

  • для разд. 2 - с организациями (юридическими лицами);
  • для разд. 3 - с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.

А теперь, собственно, перейдем к рассмотрению тех разъяснений по заполнению уведомления, которые были даны чиновниками в комментируемом июльском Письме.

Округления, ОКЕИ, иностранная валюта и данные бухгалтерского учета

Начнем с "технических" вопросов о размерности и сопоставимости показателей уведомления - как количественных, так и стоимостных.

Во-первых, в уведомлении должны применяться только те единицы измерения, которые регламентированы ОКЕИ (Общероссийский классификатор единиц измерения). При этом в п. 110 разд. 1Б должен быть указан числовой код единицы измерения по ОКЕИ, которая соответствует количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении.

Если вдруг в первичном документе указана такая единица измерения, которая в ОКЕИ отсутствует, необходимо произвести пересчет с использованием той единицы измерения, внесенной в ОКЕИ, которая позволит наиболее точно отобразить количественную характеристику предмета исполнения сделки.

К примеру, вместо единицы измерения "100 тонно-километров" придется использовать единицу измерения "тысяча тонно-километров" (код 450 по ОКЕИ). А это значит, что тот количественный показатель, который фигурирует в первичных документах (исчисленный исходя из единицы измерения "100 тонно-километров"), придется разделить на 10, чтобы получить ту цифру, которая должна появиться в уведомлении (уже как характеризующая предмет сделки исходя из единицы измерения "1000 тонно-километров").

Необходимо также соразмерно пересчитать и цену (тариф) за единицу измерения, которая отражается в п. 130 разд. 1Б. За основу, конечно, берется цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах. А если в первичке цена отсутствует, ее нужно определить исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

Во-вторых , в случае, если в первичном документе указано дробное число с точностью несколько знаков после запятой, то количественное значение предмета исполнения сделки для целей заполнения уведомления придется округлить. Сделать это нужно до ближайшего целого, модуль разности с которым у этого числа минимален. Например, показатель первичного документа, равный 15,8, должен быть округлен до 16, а, скажем, показатель 102,3 округляется до 102. Если следовать математическим правилам, показатели типа 10,5 должны округляться в большую сторону (т.е. до 11), а не в меньшую сторону (до 10).

То же самое справедливо и в отношении стоимостных показателей - их значения также должны быть указаны в полных рублях, при этом значения показателей менее 50 коп. отбрасываются, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

В-третьих , при заполнении п. 140 разд. 1Б нужно иметь в виду, что данный показатель не должен определяться расчетным путем (как произведение значений п. п. 120 и 130). В данном пункте должна отражаться стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов. А если в первичке их стоимость по какой-то причине отсутствует, показатель п. 140 определяется исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

Аналогичным образом нельзя применять расчетный путь при формировании значения показателей по п. п. 300 и 310 разд. 1А, в которых отражаются соответственно суммы доходов и суммы расходов (убытков) налогоплательщика по контролируемой сделке (или группе однородных сделок). Эти пункты также должны отражать не расчетную сумму показателей, отраженных в п. 140 листа разд. 1Б, относящихся к данному разд. 1А, а фактические суммы полученных доходов или произведенных расходов, определяемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

И, наконец, в-четвертых , даже если контролируемая сделка была выражена в иностранной валюте, все стоимостные показатели в уведомлении все равно должны быть указаны в рублях - причем в полных рублях, как уже уточнялось выше.

Поэтому чиновники пояснили, что при осуществлении внешнеторговых сделок, выраженных в иностранной валюте, следует пересчитывать стоимость предмета исполнения сделки на дату отражения операции в бухгалтерском учете и, соответственно, отражать указанную стоимость в п. 130 разд. 1Б без учета курсовых разниц. Руководствоваться при этом следует нормами ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н.

Однородные сделки и возможности группировки сделок

Право формировать уведомление по группе однородных сделок предоставлено налогоплательщику нормами п. 4 ст. 105.16 НК РФ.

При этом нужно иметь в виду, что:

  • согласно п. 5 ст. 105.7 НК РФ однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях;
  • определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) содержится в ст. 38 НК РФ;
  • порядок определения сопоставимости установлен в ст. 105.5 НК РФ.

Особое внимание следует обратить на то, что, к примеру, код ТН ВЭД может не обеспечивать соблюдение критериев, определенных в п. 7 ст. 38 НК РФ для целей признания товаров однородными, в т.ч. в силу наличия таких требований, как товарный знак, страна происхождения, репутация на рынке и другие. Соответственно, в листах разд. 1Б в п. 040 "Код предмета сделки (код по ТН ВЭД)" код ТН ВЭД, в т.ч. десятизначный, может совпадать и для неоднородных товаров.

В случае если поставки идентичных (однородных) товаров, указанные в нескольких договорах с сопоставимыми коммерческими и (или) финансовыми условиями с одним или разными контрагентами, объединены в группу однородных сделок, необходимо заполнять только один лист разд. 1А, в котором в п. 200 "Группа однородных сделок" надо указать цифру "1". А количество листов разд. 1Б должно соответствовать количеству операций с товаром, включенным в группу.

Соответственно, в п. 300 "Сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" разд. 1А отражается сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых в соответствии с правилами бухгалтерского учета, за календарный год в рублях.

И, в свою очередь, в п. 310 "Сумма расходов (убытков) по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в рублях" разд. 1А отражается стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок), за календарный год в рублях.

А если сделки нельзя признать однородными, уведомление следует заполнять раздельно в отношении каждой конкретной сделки по отдельной товарной позиции, указанной в спецификации к договору. При этом количество листов разд. 1Б должно соответствовать количеству операций с данной товарной позицией спецификации.

Особое внимание в комментируемом Письме уделено вопросу применения допустимых группировок сделок в рамках одного листа 1Б.

В частности, по сделкам, предметом исполнения которых является выполнение комплексных работ (услуг), в частности строительно-монтажных работ, требующих совершения нескольких операций, каждая из которых, согласно ст. 38 НК РФ, может признаваться отдельной работой (услугой), в п. 030 "Наименование предмета сделки" разд. 1Б должна быть отражена работа (услуга), непосредственно указанная в качестве предмета исполнения сделки. Например, в п. 030 разд. 1Б можно написать "Выполнение строительно-монтажных работ по строительству 2-секционного монолитного жилого дома переменной этажности (18 - 20 - 22) с пристроенной подземной автостоянкой на 100 машино-мест и индивидуальным тепловым пунктом (ИТП)". А заполнять отдельный лист разд. 1Б уведомления в отношении каждого наименования работ согласно позиции по смете не требуется.

В случае непрерывных долгосрочных поставок в адрес одного и того же покупателя при неизменности условий поставок и иных показателей в листе 1Б (строки 030 - 110 и 130) допускается суммирование количества товаров в таких поставках - и, соответственно, заполнение только одного листа 1Б. В этом случае в п. 120 "Количество" разд. 1Б нужно указать общее количество товара по всем поставкам с неизменными условиями. Соответственно, в п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин, руб." разд. 1Б должна быть указана общая стоимость товара, поставленного (приобретенного) в течение действия условий, отражаемых в п. п. 030 - 110 и 130 разд. 1Б. А при изменении хотя бы одного из показателей, отражаемых в указанных пунктах разд. 1Б либо окончания отчетного периода, суммирование прекращается. В частности, необходимость прекратить суммирование количества товаров в рамках одного листа разд. 1Б возникает в случае изменения цены товара (п. 130 разд. 1Б), в т.ч. и вследствие влияния курсовых разниц.

Если имущество получено безвозмездно

Контролируемой может быть признана и сделка по безвозмездному получению имущества - с учетом положений п. 13 ст. 105.3 и пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. В этом случае заполнять уведомление нужно так.

Во-первых, с точки зрения гражданского законодательства безвозмездную передачу имущества следует квалифицировать как дарение. Ведь в соответствии с п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Поэтому в п. 210 "Код наименования сделки" и п. 211 "Код стороны сделки, которой является налогоплательщик" разд. 1А надо указать коды 008 (дарение) и 014 (одариваемый) соответственно.

Во-вторых, при определении стоимостных показателей в отношении такой сделки нужно применять те правила формирования доходов и стоимости активов при безвозмездной передаче имущества, которые предусмотрены нормативными актами по бухгалтерскому учету, и, в частности, нормами п. 10.3 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н), а также п. п. 7 и 10 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) - в случае, если полученное имущество признается основным средством исходя из требований данного документа. Упомянутыми нормами предусмотрено, что:

  • рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов, которые должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы;
  • первоначальной стоимостью основных средств, по которой они принимаются к бухгалтерскому учету, в случае их получения безвозмездно признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

А потому нужно иметь в виду, что даже нулевая остаточная стоимость объекта по данным учета передающей стороны совершенно не означает, что его рыночная стоимость для целей определения стоимости основного средства у налогоплательщика (получающей стороны) будет равна нулю.

Показатели листа разд. 1Б уведомления в отношении сделки безвозмездной передачи имущества заполняются следующим образом:

  • в п. 020 "Тип сделки" нужно указать код "1", что соответствует понятию "товар";
  • в п. 030 "Наименование предмета сделки" указывается наименование товара (имущества), полученного налогоплательщиком, в соответствии с первичными документами;
  • в п. 050 "Номер другого участника сделки" и в разд. 2 либо 3 (в зависимости от того, кто именно передал организации имущество безвозмездно) указываются соответственно порядковый номер участника сделки (сквозная нумерация) и его данные;
  • в п. 060 "Номер договора" и 065 "Дата договора" указываются реквизиты договора, на основании которого осуществлена безвозмездная передача имущества;
  • в п. 110 "Код единицы измерения по ОКЕИ" нужно указать числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении - в частности, при совершении сделок с имуществом по выбору налогоплательщика может быть указан код 642 (соответствующий наименованию "единица") или 796 (соответствует наименованию "штука");
  • в п. 120 "Количество" должно быть отражено количественное значение предмета исполнения сделки с учетом единицы измерения, указанной в предыдущем пункте;
  • в п. 130 "Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб." надо отражать цену предмета исполнения сделки, указанную в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе - исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета; в рассматриваемой ситуации - при безвозмездном получении имущества - фактически речь идет о рыночной стоимости единицы полученного имущества, исходя из которой произведена его оценка в бухгалтерском учете;
  • в п. 140 "Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлин" должна быть указана определяемая аналогичным образом стоимость всего полученного имущества;
  • а в п. 150 "Дата совершения сделки", естественно, должна быть указана дата признания дохода от безвозмездного получения имущества в бухгалтерском учете налогоплательщика.

Возмещение ущерба в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по сделке

В разд. 1Б должна быть раскрыта информация обо всех операциях - т.е. действиях - с предметом исполнения сделки (отгрузке товаров, выполнении работ, оказании услуг, совершении операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате совершения контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А.

Поэтому, например, в случае, если были нарушены условия договора поставки, сведения о котором были соответственно указаны в п. п. 210 и 211 разд. 1А, нужно иметь в виду, что возмещение ущерба в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору (добровольно или по понуждению) также является предметом сделки и, соответственно, подлежит отражению в листе 1Б уведомления. И сделать это нужно следующим образом:

  • в п. 020 указать значение, которое соответствует предмету исполнения сделки, при исполнении которой нарушены обязательства (к примеру, "1", что означает "товар");
  • в п. 030 указать наименование исполненного обязательства, т.е. является ли это уплатой или получением штрафных санкций, иных компенсаций в силу неисполнения конкретных условий договора - скажем, "Возмещение ущерба в связи с односторонним уменьшением (отказом) согласованного объема поставок котельного мазута, с содержанием серы более 1 мас. %";
  • в п. 030 или п. 043 указать соответственно коды, к примеру, "270196401" ТН ВЭД (для внешнеэкономической сделки) или "0252115" ОКП товара (для внутрироссийской сделки), объем поставки которого в одностороннем порядке был уменьшен;
  • в п. п. 060 и 065 привести реквизиты договора поставки, положениями которого предусмотрено возмещение ущерба в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору;
  • в п. 070 указать код страны происхождения товара согласно Общероссийскому классификатору стран мира ОК 025-2001 (ОКСМ);
  • в п. 080 "Место отправки (погрузки) товара в соответствии с товаросопроводительными документами (заполняется только для товаров)" указать наименование населенного пункта (в формате "код страны/области/населенного пункта"), из которого начинается транспортировка товара для исполнения, например, договора поставки. Если, например, место отправки (погрузки) товара находится за пределами населенного пункта, допустимо указать наименование железнодорожной станции или ближайшего населенного пункта;
  • в п. 090 "Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)" для товаров указывается населенный пункт (в формате код страны/области/населенного пункта), в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах ИНКОТЕРМС, если данные термины использовались участниками сделки;
  • тогда в п. 100 "Код условия поставки" проставляется код, соответствующий термину ИНКОТЕРМС;
  • если же участники сделки не применяют правила ИНКОТЕРМС, в п. 090 просто указывается место перехода права собственности на товар;
  • далее, в п. 110 и п. 120 надо указать, соответственно, код единицы измерения согласно ОКЕИ, причем для операции по возмещению ущерба указывается единица измерения 642 или 796 (соответственно, "единица" или "штука") и непосредственное количественное значение, которое будет равно "1";
  • а значения в п. 130 "Цена" и п. 140 "Итого стоимость" будут совпадать и соответствовать сумме выплаченной (полученной) компенсации ущерба.

Сделки строительного подряда

И, наконец, еще один вопрос, который был рассмотрен чиновниками в комментируемом Письме, касается порядка заполнения уведомления в отношении сделок строительного подряда.

Чиновники напомнили, что в отношении договоров строительного подряда в бухгалтерском учете применяется ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н. А согласно этому документу выручка и расходы признаются:

  • "по мере готовности", т.е. исходя из подтвержденной подрядчиком степени завершенности работ по договору на отчетную дату, если финансовый результат исполнения договора может быть достоверно определен (п. 17 ПБУ 2/2008);
  • в величине, равной сумме понесенных расходов, которые в отчетный период считаются возможными к возмещению, если достоверное определение финансового результата исполнения договора в отчетный период невозможно (п. 23 ПБУ 2/2008).

Стоимость работ, приходящаяся на отчетный период, может быть подтверждена актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), по которым осуществляются расчеты между участниками сделки.

Фактически, если договором строительного подряда не предусмотрена поэтапная приемка работ, указанные акты для целей бухгалтерского учета квалифицируются как документы, подтверждающие выполнение промежуточных работ, и используются для осуществления взаиморасчетов между заказчиком и подрядчиком.

Однако их подписание не свидетельствует о предварительной приемке результата отдельного этапа работ и о переходе заказчику рисков повреждения и утраты результатов этих работ. И в этом случае заказчик не отражает в бухгалтерском учете расходы, в т.ч. по подписанным актам (форма N КС-2), до того момента, когда ему будет передан результат работ. А подрядчик определяет выручку расчетным путем в соответствии со способом, закрепленным в его учетной политике.

Следовательно, подрядчику нужно указывать в п. 300 листа разд. 1А расчетную величину выручки по договору строительного подряда за отчетный период (т.е. за календарный год), а заказчику в п. 310 листа разд. 1А надо отразить стоимость работ, принятых по договору строительного подряда, а именно ноль рублей, если в течение календарного года результаты работ приняты не были.

В свою очередь, в разд. 1Б должна быть раскрыта информация об отдельных операциях, в т.ч. и о выполненных промежуточных работах в рамках договора строительного подряда, сведения о котором приведены в разд. 1А уведомления.

Октябрь 2013 г.

В мае организации обязаны уведомить ИФНС обо всех контролируемых сделках, которые были совершены в прошлом периоде. Смотрите и скачивайте .

  • бланк уведомления о контролируемых сделках;
  • образец уведомления о контролируемых сделках за 2016 год;
  • как заполнить уведомление;
  • срок сдачи уведомления.

Под налоговый контроль попадают сделки между взаимозависимыми или приравненными к ним лицами напрямую или через цепочку третьих лиц-посредников. А также сделки, одна из сторон которой зарегистрирована или проживает в офшорах. Плюс сделки импорта или экспорта товаров мировой биржевой торговли.

По таким сделкам, совершенным в 2018 году, надо подать уведомление в ИФНС. Как составить такое уведомление — смотрите ниже.

Образец заполнения уведомления о контролируемых сделках за 2016 год

Уведомление о контролируемых сделках подают строго по утвержденной налоговиками форме. Эту форму ФНС установила приказом от 27.07.2012 № ММВ-7-13/

Бланк уведомления о контролируемых сделках

Образец заполнения уведомления о контролируемых сделках за 2016 год

Уведомление состоит из титульного листа и нескольких разделов. Документ включает в себя раздел 1А, раздел 1Б, 2 и 3 разделы. То есть всего четыре раздела, но заполняют не все. Конкретный объем отчетности зависит от совершенных сделок.

Заполнение уведомления по разделам

Последние разделы (2 и 3) посвящены сделкам, совершаемым с разными контрагентами. Здесь нужно раскрыть информацию о том, с кем конкретно вы совершали контролируемые сделки в 2018 году.

Если компания в 2018 году вступала в сделки с предпринимателями, она заполняет раздел 3. Здесь нужно сообщить ИНН предпринимателей, их персональные данные и место их регистрации.

Если контрагентами по контролируемым сделкам выступали другие организации, заполняют раздел 2. По компаниям нужно указать их КПП, ИНН и место нахождения компании-контрагента.

Нумерация документа носит сквозной характер, начиная с титула. Значения нужно указывать в рублях. Текстовые поля нужно заполнять заглавными буквами. Исправлять значения нельзя. ИП вправе не сообщать в бланке свой ИНН. На каждой странице, кроме первой страницы титула, нужно ставить подпись с датой ее совершения.

При отсутствие какого-либо показателя следует ставить прочерк. При этом зачеркивать требуют все поле сразу.

Срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2016 год

Уведомление сдают индивидуальные предприниматели и организации. Срок сдачи для них единый. Только предприниматели отчитываются не по месту учета, как организации, а по месту жительства.

Крайний срок сдачи уведомления о контролируемых сделках за 2016 год – 22 мая (перенос с 20 мая). В2018 году 20 мая выпадает на субботу, выходной день. Следовательно, крайний срок подачи уведомления переносится на 2 дня.

Не откладывайте сдачу уведомления на крайний срок, отчитайтесь заранее. Тогда у вас будет время исправить неточности, ошибки или неполные сведения (уточненное уведомление).

Срок подачи уведомления о сделках не зависит ни от количества сделок, ни от системы налогообложения, применяемой участниками этих сделок, формата, в котором подают сведения. Отчитаться можно на распечатанном бланке или в форме электронного документа. Главное — не позднее 20 мая.

  • Несдача в срок уведомления грозит штрафом по статье 129.4 НК РФ в размере 5 тыс. рублей.
  • Такой же штраф налоговики назначат в случае, если уведомление будет содержать недостоверные сведения.

Однако во втором случае штрафа можно избежать. Для этого требуется подать уточненную информацию, пока инспекторы не обнаружили ошибку и неточность в документе.

Пример оформления документации для налогового контроля за контролируемыми сделками

Сопроводительное письмо к документации по сделкам

от ООО Производственная фирма

Адрес (юридический и фактический):

125007, г. Москва, ул. Коптева, д. 40

БИК 044583222, ОГРН 1234567890123

В ответ на Ваш запрос направляем документацию для налогового контроля за

1. Описание основных характеристик сферы деятельности

Основные конкуренты: ООО Гранит, ООО Оникс и ООО Каменьград.

Цены на товары и услуги конкурентов приведены в приложении 1.

Государственное регулирование цен отсутствует.

2. Информация о контролируемой сделке

ООО Альфа и ООО Производственная фирма «Мастер» являются взаимозависимыми лицами.

Согласно условиям сделки (договор от 30 сентября 2016 г. № 678гн) договорная цена проданного товара составляет 3000 руб. за куб. м. Товар продан в объеме 1 000 000 куб. м.

Взаимозависимость контрагентов повлияла на уровень цены, примененной в контролируемой сделке.

Адрес (юридический и фактический): 125007, г. Москва, ул. Лесная, д. 69.

В результате анализа рынка установлены следующие сопоставимые ценовые показатели: 2950 руб./куб. м, 3150 руб./куб. м, 3100 руб./куб. м и 3200 руб./куб. м.

Минимальное значение интервала рыночных цен равно 3025 руб./куб. м.

Максимальное значение интервала рыночных цен равно 3175 руб./куб. м.

Интервал рыночных цен на товар составляет от 3025 руб./куб. м до 3175 руб./куб. м.

Следовательно, цена, примененная в сделке между ООО Альфа и ООО Производственная фирма «Мастер» (3000 руб./т), не соответствует рыночной цене. Поэтому для целей налогообложения ООО Производственная фирма «Мастер» применила цену 3025 руб./т (минимальное значение интервала цен).

Руководитель организации ______________ А.В. Львов

Российское законодательство пресекает попытки физических и юридических лиц занизить фискальные отчисления в казну, используя финансовые схемы. Один из распространенных способов уменьшения налога на прибыль – операции между взаимозависимыми хозяйствующими субъектами с использованием цен значительно ниже рыночных. Подобные купли-продажи подлежат усиленному контролю со стороны государственных органов. Их участники обязаны отчитаться о проведенной деятельности, заполнив уведомление о контролируемых сделках за 2017 год.

К числу контролируемых относятся следующие типы сделок:

  • операции, где одна из сторон которых использует специальный режим налогообложения или является плательщиком НДПИ;
  • сделки с резидентами особых экономических зон и участниками инвестпроектов типа «Сколково»;
  • операции с разработчиками морских месторождений;
  • операции с нерезидентами РФ.

Перечисленные сделки становятся объектом интереса налоговых органов, если совокупный доход по ним превышает установленный лимит. Для разных типов операций он устанавливается на уровне 60-100 млн руб. Заполнения отчета требуют обороты между фирмами-резидентами РФ, если их годовой объем превышает 1 млрд руб.

Чтобы налоговики приняли уведомление, при его заполнении необходимо придерживаться следующих правил:

  • Исправления и зачеркивания в документе не допускаются. Если вы заметили ошибку в готовом бланке, нужно либо перепечатать его, либо направить в ИФНС уточненный отчет.
  • Бумага, на которой распечатывается документ, не должна быть испорченной. Листы нельзя скреплять степлером или иными средствами.
  • Каждый символ текста должен находиться в своей ячейке. Единственное исключение – дата.
  • Если у налогоплательщика отсутствуют данные, поле нельзя оставлять пустым, в нем проставляется прочерк.
  • Для заполнения ячеек текстом используются заглавные буквы.
  • Суммы округляются до полных рублей по стандартным правилами математики.
  • Заполнение полей текстом ведется слева направо. Если букв меньше, чем ячеек, в оставшихся проставляются прочерки.

Для заполнения уведомления необходимо пользоваться стандартным форматом КНД 1110025, представленным в приказе налоговой службы. Компания или ИП вправе выбирать, как готовить документ: от руки или с помощью компьютера.

Результат представляется в отделение ИФНС по месту проживания предпринимателя или по адресу регистрации юридического лица. Срок подачи документа – не позднее 21 мая следующего года (включительно).

Контролируемые сделки – критерии на 2017 год

Уведомление о контролируемых сделках: структура документа

Уведомление состоит из пяти элементов: заглавного листа и 4-х разделов. Налогоплательщик обязан заполнить все их достоверными и актуальными данными.

В титульнике прописываются следующие сведения:

  • номер отделения инспекции, которой адресованы направляемые данные;
  • наименование структуры-налогоплательщика согласно уставной документации;
  • ИНН, КПП, ОКТМО налогоплательщика;
  • ОКВЭД компании или ИП;
  • ФИО и должность представителя коммерческой структуры;
  • контактные сведения (телефонный номер, почтовый адрес).

В нижней части титульника проставляется подпись руководителя коммерческой структуры, подтверждающая достоверность отчетной формы в целом, и оттиск печати.

Раздел 1А нужен, чтобы дать общую информацию о контролируемых сделках. Для каждой отводится своя страница. Указывается следующая информация:

  • причины, по которым контрагенты названы связанными лицами;
  • код типа сделки и типа ценообразования;
  • ссылка на законодательный акт, согласно которому операция была отнесена к разряду контролируемых;
  • цена сделки;
  • объем доходной и расходной части по ней и т.д.

Приходные и расходные показатели определяются на основании бухгалтерской отчетности. Если сделки признаются однородными, о них дается обобщенная информация в отчете как о группе.

Раздел 1Б – сведения о предметах сделок. Количество блоков-страниц в нем определяется числом листов раздела 1А. Эта часть отчета посвящена описанию предметов совершенных операций. Указывается номер и дата договора, являющегося документальным подтверждением, место совершения сделки, код страны отправки товара и т.д. Фактически, этот раздел дополняет и расширяет предыдущий.

Разделы 2 и 3 – сведения об организация-участниках сделок и физических лицах соответственно. Например, в данных о компании указывается:

  • вид организации: российская или иностранная;
  • ее полное наименование;
  • ИНН, КПП;
  • адрес (если фирма располагается за рубежом);
  • регистрационный номер за рубежом и т.д.

Количество блоков по каждому разделу определяется не количеством сделок, а числом контрагентов.

Если у налогоплательщика не было сделок с контрагентами конкретного типа (например, с физическими лицами), разделы не заполняются, в них проставляются прочерки.

Ответственность за несдачу уведомления

Если организация не подаст в «свою» ИФНС надлежащим образом заполненное уведомление или представит неверные и неактуальные данные, она будет привлечена к административной ответственности.

За нарушение сроков сдачи отчета, допущенные ошибки и неточности юридическое лицо или ИП облагается штрафом в размере 5 тыс. руб. Если в процессе проверки сданного уведомления вы обнаружили помарки и неверные данные, постарайтесь в кратчайшие сроки направить в ИФНС уточненный документ. Это убережет вас от наложения административных санкций.

Согласно Постановлению Верховного Суда РФ, налоговики вправе наложить штраф только за неправильное указание следующих данных:

  • года отчета;
  • цен сделок;
  • расходов и доходов по операциям;
  • сведений о контрагентах.

Обнаруженные неточности в других полях служат основанием для углубленного контроля со стороны налоговиков, т.е. запроса дополнительных сведений и документов.

Если в процессе проверки выяснится, что налогоплательщик умышленно занизил прибыль от проведения контролируемых сделок, санкции возрастут. Штраф составит 20% от недополученного государством налога, но не менее 100 тыс. рублей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .