Отмена решения по вопросам гражданства. Лишили гражданства РФ – что делать

Прекращение российского гражданства — утрата лицом гражданства Российской Федерации с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства.

Основания прекращения гражданства

Закон о гражданстве в качестве оснований прекращения гражданства предусматривает:

  • выход из гражданства;
  • отмену решения о приеме в гражданство;
  • выбор гражданства (оптацию), иные основания, которые могут предусматриваться международными договорами;
  • случаи следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей.
Выход из гражданства

Выход из гражданства (или добровольная экспатриация) предусматривает обязательное первичное волеизъявление гражданина, ставящего вопрос о прекращении его российского гражданства. По общему правилу выход из гражданства осуществляется в разрешительном порядке. Лицо, желающее выйти из гражданства, обращается с заявлением на имя Президента РФ. Окончательное решение вопроса о выходе остается за Президентом.

Выход из гражданства может иметь место и в упрощенном порядке. Во-первых, если лицо, желающее выйти из российского гражданства, постоянно и на законных основаниях проживает на территории иностранного государства. Во-вторых, если выходит из российского гражданства ребенок по заявлению родителей, один из которых — российский гражданин, а другой — иностранец, либо по заявлению единственного родителя — иностранца. В этих случаях выход из российского гражданства оформляется решениями органов миграционной службы, органами Министерства иностранных дел РФ.

Право лица на выход из гражданства вытекает из ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах. Но это право не означает незаконности, с точки зрения международного права, существования разрешительной системы экспатриации. Иное вело бы к подрыву государственного суверенитета. Однако каждое государство обязано в собственном законодательстве четко сформулировать основания отказа в выходе, в том числе и содержащие элемент усмотрения. В нашей стране такие основания сформулированы в ст. 20 Закона о гражданстве.

Выход из российского гражданства не допускается в общем и в упрощенном порядках, если гражданин имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом, привлечен компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда, не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Отклонение заявления о выходе из гражданства должно быть мотивировано полномочными органами.

Отмена решения о приеме в гражданство, о прекращении гражданства

Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Отмена решения по вопросам гражданства РФ осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве и принявшим такое решение. Решение по вопросам гражданства РФ в случае его отмены считается недействительным со дня принятия.

Отмена решения о приеме в гражданство - действие компетентного должностного лица, направленное на прекращение ранее неправомерно возникших у лица, приобретшего гражданство РФ, прав и обязанностей вытекающих из этого гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Следует отметить, что ранее действовавший закон о гражданстве предусматривал отмену решения только о приеме в гражданство. Сейчас законом предусмотрена также отмена решения о прекращении гражданства, которая производится при установлении в судебном порядке факта предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений. Также, закон о гражданстве от 1991г. предусматривал отмену решений о приобретении гражданства, но не распространял отмену решений на супруга и детей лица, совершившего подлог документов или сообщившего ложные сведения, если их осведомленность не доказана. Сейчас же законом предусмотрена отмена решения в целом, без оговорок относительно супруга и детей.

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение. Согласно Конституции РФ ст.89 п. «а», Президент РФ решает вопросы гражданства РФ. Таким образом, и отмена решений по вопросам гражданства должна относиться к его компетенции. Также, полномочными органами являются территориальные органы внутренних дел. Президент Российской Федерации вправе отменить решение по вопросам гражданства Российской Федерации, принятое другим полномочным органом. Если в порядке прохождения процедуры изменения гражданства у полномочных органов возникает сомнение в подлинности документов, либо в правдивости представленных сведений, они могут обратиться с заявлением в суд для решения вопроса в порядке уголовного (гражданского) производства.

Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение.

Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения.

Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации и решения суда направляются полномочным органом соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов.

Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных.

В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина.

При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации у лица изымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации и выдается паспорт гражданина Российской Федерации

Оптация также является одним из оснований прекращения российского гражданства.

Именем Российской Федерации

Сосновский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Гладких Е.В. при секретаре Лобовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению А.а И.К. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о признании действий незаконными, отмене решения об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации, обязании повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

А. П.К. обратился в суд с административным иском (с учетом замены административного ответчика) к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД РФ по Челябинской области), в котором просит признать незаконными действия, отменить решение об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации, обязать повторно рассмотреть заявление А.а ГГК. о принятии в гражданство Российской Федерации.

В качестве основания административного иска указано, что 20 сентября 2016 года А. П.К. узнал о том, что принято решение об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № ФЗ-62 «О гражданстве Российской Федерации» в связи с тем, что административный истец использовал при подаче заявления подложные документы или сообщил заведомо ложные сведения. Данное решение является незаконным и необоснованным, нарушает право административного истца на законное получение гражданства Российской Федерации, поскольку сведения об использовании истцом при подаче заявления подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений - не соответствует действительности. Кроме того, решение вынесено в отсутствие А.а П.К., ему не была предоставлена возможность дать пояснения и возражения по решению, не была выдана копия решения. А. П.К. является гражданином сданные изъяты>, ранее состоял в гражданстве СССР, утратил связи в связи с распадом СССР в 1991 году, ранее с заявлением о приеме в гражданство РФ не обращался, отказ от имеющегося гражданства не оформлял. Основания для отказа в предоставлении гражданства РФ А.у П.К. - использование истцом при подаче заявления подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений - не соответствует действительности, неточности в написании заявления объясняются не умыслом истца ввести в заблуждение госорганы. а техническими опискам при составлении заявления, что нельзя расценивать как нарушение требований федерального законодательства. Для составления анкеты и заявления о принятии гражданства РФ истец обратился к постороннему человеку, оказывающему данные услуги за деньги, потому что истец плохо владеет русским языком. Поскольку А.ым П.К. были приложены к заявлению (анкете), он был уверен в том, что при заполнении документов не будет допущено никаких ошибок. Однако при указании сведений о трудовой деятельности на территории Российской Федерации за последние пять лет лицом, заполнявшим анкету, ошибочно было указано, что истец не работал в период с 2011 по 2013 год, не работал с 2014 года. В данные период истец работал по трудовому договору, имел постоянный доход, содержал находящихся у него на иждивении несовершеннолетних детей, в период с 2014 года он работает на личном подсобном хозяйстве. Ранее сведения о трудовой деятельности истцом направлялись в органы УФМС. Разночтения в написании имени отца в графе «отец» в его свидетельстве о рождении и написании отчества в паспорте вызвано изменением правил написания имен в <данные изъяты> после распада СССР.

Административный истец А. П.К. и его представитель Д.Д.Ю. в судебном заседании поддержали административный иск к ГУ МВД РФ по Челябинской области, просили отменить решение ГУ МВД РФ по Челябинской области от 09 сентября 2016 года.

Представитель административного ответчика ГУ МВД РФ по Челябинской области Б.Е.О. в судебном заседании административный иск не признал, считает, что решение соответствует закону, административный истец не лишен права вновь обратиться с заявлением о принятии в гражданство РФ через год, поэтому права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены.

Суд, выслушав административного истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела суд установил, что 15 марта 2016 года А. П.К. обратился с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации на основании ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» с целью восстановления семьи (жена, дети - граждане России, желание жить и работать в России).

К заявлению приложил паспорт с переводом, вид на жительство, свидетельство о заключении брака, паспорт жены, документы о доходах, сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку, уведомление о подтверждении проживания.

Заявление подписано лично А.ым П.К., что не отрицалось им в судебном заседании, в заявлении А. П.К. предупрежден, что в соответствии со ст. 22 и ст. 41.8 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» решение о приеме в гражданство Российской Федерации, принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, подлежит отмене, подлинность представленных документов и достоверность изложенных данных подтверждает.

Решением ГУ МВД РФ но Челябинской области от 09 сентября 2016 года отклонено заявление А.а П.К. о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ЗФ «О гражданстве Российской Федерации».

В обоснование решения указано, что А. П.К. в заявлении о приобретении гражданства Российской Федерации сообщил заведомо ложные сведения о трудовой деятельности за последние пять лет.

В заявлении в разделе 15 «трудовая деятельность за последние пять лет, предшествовавших дате обращения с заявлением указаны следующие сведения: с 11.2010 по 10.2011 - автослесарь у физического лица, с 10.2011 по 01.2013 - не работал, с 01.2013 по 01.2014 - грузчик, индивидуальный предприниматель А.А.И., с 01.2014 по настоящее время не работает.

Вместе с тем, в ходе проверки трудовой деятельности А.а П.К. из сведений, представленных отделом по вопросам трудовой миграции от 27 апреля 2016 года, установлено, что работодатель ООО С* ИНН № представил 05 августа 2015 года уведомление о заключении трудового договора с 05 августа 2015 года, 11 сентября 2015 года - уведомление о расторжении трудового договора с 11 сентября 2015 года; работодатель ООО «Т*» ИНН № представил 25 ноября 2015 года уведомление о заключении трудового договора с 18 ноября 2015 года. А. П.К. оформлял патент № 26 августа 2011 года, разрешение на работу со сроком действия с 10 декабря 2012 по 29 ноября 2013 года, патент 08 февраля 2013 года.

Факт работы в указанные период А. А.И. в судебном заседании не отрицал, ссылаясь на то, что данные сведения о работе ошибочно не указаны в заявлении о приеме в гражданство, А. А.И. плохо читает на русском языке, для составления заявления воспользовался платными услугами, заявление подписал, но правильность и полноту сведений в заявлении не проверял.

Данные обстоятельства также подтвердила в судебном заседании свидетель А.И.В. (супруга административного истца).

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.

Поскольку А.ым П.К. при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации были указаны заведомо ложные сведения, о последствиях принятия решения на основании подложных документов или заведомо ложных сведений А. П.К. был уведомлен под личную подпись, само по себе сообщение заявителем ложных сведений в заявлении в силу вышеуказанной нормы права является основанием для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, то оспариваемое решение соответствует закону.

Доводы административного истца о том, что недостоверное указание сведений о трудовой деятельности является технической ошибкой, основанием для отмены решения ГУ МВД России по Челябинской области не является.

В соответствии с ч. 4 ст. 33 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 введено в действие Положение «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (далее - Положение), которым утверждена форма заявления, а также перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства РФ.

В соответствии с п. 3 Положения ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими.

Таким образом, форма заявления о приобретении гражданства содержит в себе сведения, на основании которых принимается решение по вопросу о принятии заявителя в гражданство РФ. Объем этих сведений должен быть полным, исчерпывающим. Ответственность за их полноту и достоверность несет заявитель.

По состоянию на момент подачи заявления о приобретении гражданства в 2016 году А.у П.К. было достоверно известно о своей трудовой деятельности за последние пять лет, однако в разделе 15 заявления такую информацию А. П.К. отразил не в полном объеме, то есть фактически скрыл ее от органа миграционного учет, допустил предоставление заведомо ложных сведений.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконным отказа является одновременное несоответствие этого отказа закону, а также нарушение прав и законных интересов

заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В связи с тем, что совокупность вышеуказанных оснований судом в ходе рассмотрения дела не установлена, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

В удовлетворении заявленных требований административного иска А.а П.К. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области о признании действий незаконными, отмене решения от 09 сентября 2016 года об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации, обязании повторно рассмотреть заявление о принятии в гражданство отказать полностью.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Извлечения из Указа Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»

53. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений (в том числе в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, предусмотренного статьей 22 Федерального закона), на основании которых принималось соответствующее решение, либо в случае отказа заявителя от принесения Присяги гражданина Российской Федерации (далее - Присяга).

53.1. Отказ заявителя от принесения Присяги подтверждается заявлением, составленным в произвольной форме. Подлинность подписи заявителя на заявлении об отказе от принесения Присяги удостоверяется подписью должностного лица территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации либо должностного лица дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации и печатью этого территориального органа либо дипломатического представительства или консульского учреждения в присутствии заявителя.

В случае отказа заявителя от написания такого заявления либо невозможности его написания отказ и обстоятельства, свидетельствующие о невозможности написания заявления, фиксируются с использованием технических средств аудио- и (или) видеозаписи, о чем в обязательном порядке в устной форме уведомляется заявитель.

Конфиденциальность информации, полученной с использованием технических средств аудио- и (или) видеозаписи, а также учет и хранение носителей аудио- и (или) видеозаписи обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

54. Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации или оформляется заключением полномочного органа, принявшего такое решение, либо заключением вышестоящего полномочного органа.

Президент Российской Федерации вправе отменить решение по вопросам гражданства Российской Федерации, принятое полномочным органом.

Заключение полномочного органа об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации составляется по форме, утвержденной Министерством внутренних дел Российской Федерации или Министерством иностранных дел Российской Федерации. В заключении указываются основания принятия полномочным органом в отношении заявителя решения о приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации или признании гражданином Российской Федерации либо выходе из гражданства Российской Федерации, решение суда, которым установлен факт использования заявителем подложных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, с изложением установленных судом обстоятельств (приговор суда, которым установлен факт совершения лицом хотя бы одного из преступлений (приготовления к преступлению или покушения на преступление), предусмотренных частью второй статьи 22 Федерального закона) либо сведения об отказе заявителя от принесения Присяги, а также статья Федерального закона, на основании которой отменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства Российской Федерации.

Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, кроме заключения об отмене решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 41.8 Федерального закона, которое утверждается (подписывается) Министром внутренних дел Российской Федерации или лицом, его замещающим.

Заключение об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вместе с решением суда (приговором суда) либо заявлением об отказе от принесения Присяги (носителями аудио- и (или) видеозаписи, содержащими информацию об отказе от написания такого заявления или об обстоятельствах, свидетельствующих о невозможности его написания) приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение.

Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня утверждения (подписания) заключения.

Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации и решения суда (приговора суда) либо заявления об отказе от принесения Присяги (носители аудио- и (или) видеозаписи, содержащие информацию об отказе от написания такого заявления или об обстоятельствах, свидетельствующих о невозможности его написания) направляются полномочным органом соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов.

Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных.

55. В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением.

При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина, за исключением лиц, осужденных к лишению свободы за совершение хотя бы одного из предусмотренных частью второй статьи 22 Федерального закона преступлений (приготовление к преступлению или покушение на преступление) и направленных к месту отбывания наказания.

При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации у лица изымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации и выдается паспорт гражданина Российской Федерации.

Вправе ли чиновник ФМС лишить россиянина паспорта и гражданства РФ?

В России уже не первый год проходит кампания по проверке законности приобретения или оформления гражданства, в результате которой тысячи людей в одночасье объявляются \"негражданами\". У них изымают паспорта и предлагают пройти процедуру приобретения гражданства РФ. При этом в нашей стране, как известно, без паспорта невозможно даже билет на поезд купить, не говоря уже о получении медицинской помощи и реализации многих других жизненно важных прав и свобод.

Визит в территориальный орган ФМС по рутинному вопросу - обмена паспорта или оформления гражданства ребенку - может обернуться длительным кошмаром с изъятием паспорта, лишением гражданских прав и многомесячной нервотрепкой. Что делать, если вы стали очередной жертвой этой кампании? Куда обратиться? И насколько это все вообще законно? На эти и другие вопросы корреспонденту Ленты.ру ответила правозащитник из города Тарусы Людмила Жирова , которая имеет большой опыт отстаивания интересов граждан в суде, в том числе и по вопросам российского гражданства.

Лента.Ру: Людмила Андреевна, какие категории россиян, по вашему опыту, попадают в \"зону риска\" и могут при обращении в органы ФМС столкнуться с трудностями при оформлении документов?

Людмила Жирова: Проанализировав сотни историй, связанных с изъятием паспортов, можно сказать, что практически в \"зоне риска\" оказалось все население страны – в основном, бывшие граждане СССР. Любой гражданин России может неожиданно узнать, что его паспорт \"выдан необоснованно\" или \"в нарушение установленного порядка\", а то и просто получить резолюцию типа \"в результате проверки установлено, что гражданином Российской Федерации вы не являетесь\".

Любого, кто обратится в паспортный отдел по месту жительства по поводу обмена паспорта по возрасту, оформления загранпаспорта, оформления гражданства детям, а также при перемене фамилии, порче, утрате паспорта, ФМС может объявить \"негражданином\" и обязать заново пройти процедуру приобретения гражданства или доказать, что оно было приобретено законно. Даже пенсионеры, имеющие бессрочный паспорт гражданина РФ, выданный в 45 лет, попадают под этот \"каток\", потому что и они могут паспорт потерять или испортить. Гражданство пожилых людей также попадает под сомнение, если их дети, обратившиеся по поводу своих документов или документов их внуков, оформляли свое гражданство на основании гражданства родителей.

В таких случаях \"подозреваемыми\" становятся уже все члены семьи, начинаются длительные проверки законности приобретения или оформления гражданства РФ, то есть \"обоснованности\" выдачи паспортов. В результате обратившиеся в ФМС и их дети становятся \"негражданами\" России, и паспорта граждан РФ у них изымают.

А какой наиболее распространенный повод для начала проверки?

По опыту могу сказать, что наиболее высок шанс привлечь к себе внимание ФМС у тех, кто родился не в России (РСФСР). А если и родился, то не имел постоянной регистрации в России на 6 февраля 1992 года - дату вступления в силу закона \"О гражданстве РФ\" от 18 ноября 1991 года , который начал действовать с 6 февраля 1992 года.

По этому закону гражданами России признавались все, кто родился на территории России (РСФСР, Российской империи), дети россиян, независимо от места их рождения, а также все граждане бывшего СССР, которые на 6 февраля 1992 года постоянно проживали на территории России. Этим людям не нужно было получать, а точнее, приобретать гражданство, государство признало его наличие \"автоматически\" и в 1990-х годах его просто оформили.

В подзаконные акты, инструкции попало лишь одно условие приобретения гражданства совершеннолетними лицами в порядке признания - по дате проживания. В базу данных МИДа или ФМС передавали сведения именно о приобретших гражданство, а не уже имеющих его по признанию или по рождению. Если сейчас в ней нет сведений о приобретении гражданства РФ, то от \"подозреваемых\" требуют либо предъявить документ о постоянной регистрации в России на 6 февраля 1992 года, либо установить факт постоянного проживания на эту дату в судебном порядке.

Кроме того, сотрудники ФМС утверждают, что признание наличия гражданства по рождению применимо только к лицам, рожденным уже после вступления в силу закона 1991 года. Таким образом, если у ФМС есть сомнения в том, что человек на эту дату был зарегистрирован в России - начинается проверка со всеми вытекающими последствиями.

Каковы же эти \"последствия\"?

Фактически - это лишение всех гражданских прав. Потому что имеющийся паспорт либо изымают, либо отказываются обменять, а никаких других документов не выдают вообще. Ни вида на жительство, ни разрешения на временное проживание взамен не выдается, то есть человек остается без удостоверения личности. Новоявленный \"негражданин\" лишается всех конституционных прав и свобод, в том числе жизненно важных: права на получение пенсии, пособий, свободу передвижения. Практика показывает, что в таком положении люди могут находиться месяцы и даже годы.

Есть ли срок давности по делам о гражданстве? Ведь сейчас уже очень трудно найти доказательства того, что происходило почти двадцать лет назад?

В первом законе о гражданстве РФ от 1991 года было указано, что \"отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации возможна в течение пяти лет после приема\". В соответствии с этим, все дела о выдаче паспортов гражданина РФ при приобретении или оформлении гражданства через пять лет могли быть уничтожены. В том числе и паспорта СССР с \"прописками\", вкладыши и другие документы.

Кое-где остались папки с делами по приобретению гражданства в порядке регистрации или в общем порядке (по последним выносилось решение президента или комиссии при президенте по вопросам гражданства), но дел по оформлению гражданства по признанию (по факту проживания в России на 6 февраля 1992 года) или по рождению не заводилось вообще, вот в чем дело! В сохранившихся вкладышах и в формах 1П (это стандартная форма заявления на выдачу паспорта, она хранится в паспортных отделах 85 лет) указано только основание оформления паспорта.

Теперь ФМС ставит под сомнение эти основания, считая, что постоянной прописки у лица не было или якобы неправильно определено гражданство родителей, а следовательно, у человека нет и гражданства России. А они, эти основания, были и есть, либо имелись иные, тоже законные. Иногда ведь речь идет просто об описке или ошибке инспектора, например, номер статьи закона или ее части указан неверно.

По действующему сейчас закону \"О гражданстве от 31.05.2002\" N 62-ФЗ такой срок давности не установлен, то есть отмена решения по вопросу гражданства вроде бы может произойти в любое время, даже через десятки лет после его оформления или принятия.

Однако имеет смысл напомнить всем правоприменителям и \"подозреваемым\" гражданам о статье 5 закона 2002 года, в соответствии с которой гражданами Российской Федерации являются \"лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона\".

Если ФМС считает, что при оформлении (или приобретении) гражданства был совершен подлог или имела место подделка документов, то это следует доказать в судебном порядке, прежде чем выносить решение \"об отсутствии гражданства\", тем более \"полагать\", как пишут в заключениях инспекторы отделов ФМС, что \"паспорт следует изъять и уничтожить\".

Давайте все-таки разберемся с \"пропиской\" и \"проживанием\" на 6 февраля 1992 года. Что же имелось в виду в законе?

В законе имеется в виду именно проживание на территории РФ, а оно может подтверждаться по-разному. Но еще раз напомню, мы не обязаны при наличии законно выданного паспорта гражданина РФ что-либо доказывать. При наличии паспорта гражданина Российской Федерации, при необходимости его обмена или оформления гражданства детям, у чиновников нет права требовать установления факта проживания, тем более нет права изымать паспорт.

При оформлении же много лет назад гражданства РФ по признанию (по части 1 статьи 13-ой закона \"О гражданстве\" 1991 года) можно было предъявить, помимо сведений о регистрации, и другие сведения о проживании – документы о трудовой деятельности, учебе, лечении, рождении и воспитании детей в России (справки из школы в том числе) и прочее. Можно было при отсутствии или недостаточности документов установить факт постоянного проживания и в судебном порядке с привлечением свидетелей.

По вашему мнению, происходящее связано с несовершенством законов или это произвол отдельно взятого ведомства?

В совершенстве нашего закона \"О гражданстве\" (как старого, так и ныне действующего), я не сомневаюсь. В законе 1991 года указано, что отменить решение о приеме в гражданство можно только в течение пяти лет, но только в том случае, если лицо представило фальшивые документы или заведомо ложные сведения о себе. При этом на супруга и детей, приобретших гражданство вместе с ним, эта отмена не распространяется, если они не были осведомлены о неправомерных действиях родителей.

В действующем законе указан тот же повод для отмены решения, но срок для отмены прямо не указан. Зато есть статьи 5 и 42, которые я упомянула выше. Но они просто игнорируются, несмотря на то, что нормы статьи 22 закона отражены и в подзаконном акте – Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства (пункты 51-55). Но в ФМС нашли \"хороший\" довод: \"поскольку не было решения о приеме в гражданство, то и отменять нечего!\".

Да, в случае признания по статье 13 и по рождению (статьи 14 и 15), решение о приобретении, точнее, о приеме в гражданство, выносить не требовалось, потому что гражданство просто оформлялось. Случались и ошибки инспектора, и описки: например, во вкладыше вместо статьи 13 указана статья 18 (а это уже приобретение, которого действительно не было).

Но, как я считаю, и как было указано в одном из решений суда, лицо, правомочное оформлять паспорт при наличии гражданства по закону, и приняло соответствующее решение, которое можно отменить лишь при обстоятельствах, указанных в статье 22 (подделка, ложные сведения и вина гражданина). Гражданин ведь при этом законов не нарушал, паспорт получил из рук инспектора и выполнил все предписанные процедуры.

Тут надо изложить историю вопроса, возможно, она неизвестна широкой публике. В 2003 году, после внутренней проверки МВД РФ \"вдруг\" выяснилось, что в отдельных паспортно-визовых службах имел место сговор сотрудников с \"посредниками\", злоупотребление служебным положением, оформление российских паспортов иностранным гражданам, даже находящимся в розыске. Были возбуждены несколько уголовных дел в отношении сотрудников паспортно-визовых служб.

И началось изъятие паспортов у граждан России по распоряжению тогдашнего главы МВД России Бориса Грызлова от 6 марта 2003 года №1/1487. А после распоряжения №1/2074 от 22 марта 2004 года, подписанного уже министром Рашидом Нургалиевым , оно приобрело характер \"эпидемии\". Напомню, что в преддверии подготовки нового закона о гражданстве (2001-2002 годы) практически во всех паспортно-визовых службах коридоры были заполнены очередями из лиц, прибывших на территорию РФ в конце 80-х - начале 90-х годов с паспортами СССР, чтобы успеть оформить гражданство по упрощенному варианту – в порядке регистрации.

Но оформление документов по гражданству было \"заторможено\" чиновниками якобы в ожидании нового закона. Зато через \"черный ход\" чиновники наживались на неосведомленности граждан в процедурных вопросах. Неподалеку от паспортного стола РОВД или прямо на территории РОВД располагались группы \"содействия иностранным гражданам\". Процедуру ускоряли, или пропускали, иногда обеспечивали фиктивную регистрацию по месту жительства на 6 февраля 1992 года на территории РФ.

При этом практически у всех бывших граждан СССР были законные основания подать документы на приобретение гражданства в упрощенном порядке по статье 18 действовавшего тогда закона \"О гражданстве\", или на оформление гражданства по рождению, или по признанию – по проживанию на 6 февраля 1992 года на территории РФ и, само собой, на приобретение гражданства РФ в общем порядке.

Однако в результате кампания по проверке служебной деятельности чиновников обернулась против нас, граждан. Уголовные дела в отношении чиновников, как правило, прекращались за давностью лет, некоторые из них отделались небольшим штрафом или амнистией, то есть легким испугом. Многие были просто отправлены в отставку по возрасту. Но граждан с \"ошибочно\" выданными паспортами стали \"сторожить\" через линейные отделы милиции, банки, регистрационные палаты, изымать паспорта \"на ходу\", без соответствующей закону процедуры лишения статуса гражданина, даже без выдачи взамен изъятого паспорта иного удостоверения личности.

Случаи незаконного изъятия паспортов граждан РФ и количество судебных процессов особенно участились в 2006 году, когда вопросы гражданства и паспортизации были переданы из УВИР УВД РФ в Федеральную миграционную службу России. И это при том, что распоряжением самого Нургалиева от 24 октября 2006 №1/8562 предыдущее распоряжение о проведении \"сплошной проверки\" паспортов объявлено утратившим силу.

Так может, граждане сами виноваты? Пытались поскорее получить гражданство, паспорта, вот и \"навертели\", а теперь ФМС все это разгребает и наводит порядок?

Несомненно, были случаи явных подделок документов с фальшивой пропиской на 6 февраля через посредников, которые были в сговоре с чиновниками (которые настойчиво убеждали всех, что только она подтверждает признание гражданства РФ), и граждане об этом могли знать, но их вину следует доказать.

И есть процедуры расследования, привлечения к ответственности должностных лиц – для этого в системе МВД еще в 2004 году и была проведена внутренняя проверка. Но она обернулась ревизией закона со стороны ФМС, игнорированием чиновниками старых инструкций, по которым гражданство, например, российским военнослужащим и членам их семей, находящимся за пределами России, оформлялось через командира военной части.

Какие базы данных могли там быть? Если решили навести порядок в этих базах, то после проведенной проверки сведения о проверенном паспорте (гражданстве) надо внести в базу данных, или уточнить статью закона, по которой человек оформил или приобрел гражданство РФ.

Не все командиры воинских частей разбирались в вопросах гражданства, но все военнослужащие, проходившие службу в российской армии на 6 февраля 1992 года или принявшие присягу России, признаны гражданами РФ, соответственно и их дети не могут попадать под \"подозрение\". Также их жены, даже если и не имели гражданства по рождению, то, проживая на территории военной части, тоже признавались россиянами. Либо им оформляли (или могли оформить) гражданство по статье 18 – в порядке регистрации. Однако в последнее время военнослужащие и их семьи особенно часто попадают в \"зону риска\" как получившие гражданство якобы незаконно.

Как реагирует на происходящее прокуратура?

Прокуратуры разного уровня уже неоднократно признавали практику изъятия паспортов незаконной. Как пример, можно привести представление прокуратуры Саратовской области в адрес местных органов ФМС. В ряде случаев эти представления привели к положительному результату.

Но в десятках историй, которые описаны на моем консультационном форуме реакция прокуроров на местах была нулевая (\"Вы не приобрели гражданства\" и так далее), даже после решения суда! Было много обращений пострадавших в Генпрокуратуру, в адрес президента, к Уполномоченному по правам человека.

Имеется и множество судебных решений, которые признали действия ФМС России по изъятию паспортов незаконными. Осенью 2008 года Генпрокуратура указала ФМС России на массовые нарушения сроков оформления гражданам России загранпаспортов, которые были связаны как раз с проверками наличия гражданства. Загранпаспорта стали оформлять в срок, но спустя короткое время внутренний паспорт объявлялся по инициативе ФМС в розыск, затем изымался, соответственно и загранпаспорт становился недействительным.

И в результате, под давлением прессы, телевидения, которые, хоть и с большими купюрами, но рассказывали о пострадавших \"от плохого закона\", в апреле 2009 года Генпрокуратура РФ признала незаконной практику изъятия паспортов и отказов в их обмене, если отсутствуют неправомерные действия со стороны гражданина. Также было признано незаконным требование к обладателю паспорта подтвердить наличие у него гражданства или установить в суде факт постоянного проживания на 6 февраля 1992 года.

То есть Генпрокуратура поддержала позицию правозащитников?

Да. И дело не ограничилось констатацией фактов - Генпрокуратура поручила прокурорам субъектов РФ обращать особое внимание на нарушения закона в этой сфере и пресекать факты незаконного изъятия паспортов. \"При выявлении нарушений в обязательном порядке ставить вопрос об ответственности виновных должностных лиц, вплоть до освобождения от должности\", - сказано в этом документе.

Мы, правозащитники, надеялись на то, что с выходом этого документа ситуация изменится кардинально. Однако пока эти надежды не сбылись - ситуация практически не изменилась. Видимо, у \"катка\" большая инерция. И хотя в последнее время ФМС паспорт не изымает, но пользоваться им нельзя, поскольку он объявлен или будет объявлен недействительным, попадет в розыск, а гражданство РФ все-таки \"изымается\" до \"установления правового статуса лица\" - так решили в ФМС отреагировать на указания Генпрокуратуры, причем якобы по согласованию с ней.

Равносильно ли изъятие паспорта лишению гражданства? В каких случаях сотрудники ФМС имеют право изъять паспорт?

Паспорт гражданина РФ можно изымать в административном порядке, если он выдан на похищенном или на поддельном бланке, выдан неуполномоченным органом или в нарушение установленного порядка, что и указано в пункте 7 Постановления правительства РФ от 08.07.1997 N 828.

Но именно на этот пункт и ссылаются работники отделов ФМС в своих заключениях об отсутствии гражданства. Иногда на этот пункт ссылается и суд, к сожалению, не применяя при этом нормы закона \"О гражданстве\" и Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства.

В постановлении, как и в пункте 80 Административного регламента ФМС по оказанию услуги по оформлению паспорта имеется в виду только порядок оформления паспортов, указанный в Положении о паспорте. А порядок оформления (приобретения) гражданства РФ регламентируется Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ и пунктом 82 указанного выше регламента. И если есть сомнения в законности приобретения гражданства – снова вспоминаем статью 22 действующего закона \"О гражданстве\", где сказано, что факт подлога должен быть установлен в суде, только после этого и может быть отменено решение по вопросу гражданства.

Сотрудники ФМС, возражая на наши ссылки на статью 22, указывают, что поскольку нет прописки на 6 февраля 1992 года, а в базе данных сведений о приобретении гражданства нет, значит, не было и решения о приобретении гражданства, следовательно, и отменять нечего. Но ведь в базе данных нет сведений о лицах, имеющих гражданство по рождению, признанных гражданами по дате проживания, признанных восстановленными в гражданстве в 1994 году (по статье 20 закона 1991 года). А в паспортных службах, в УВИРах в 1990-е годы работали достаточно грамотные инспекторы, действия которых при оформлении паспортов сейчас необоснованно признают неправомерными или ошибочными.

При этом их самих \"освобождают\" от ответственности, поскольку срок давности прошел или они уже уволены. А их решения как я уже объясняла, если и были ошибочными, то вины гражданина в этом нет. Но почему-то теперь невиновный ни в чем обладатель паспорта наказывается лишением гражданства.

Мне лично неизвестно, с какого года ведется база данных, на которую ссылается ФМС, как эта база комплектовалась – по паспортам или по приобретшим гражданство, попали ли в нее сведения из всех УВИРов, уничтожались ли материалы после истечения пяти лет, в соответствии с законом 1991 года. Не говоря уж о случаях уничтожения документов при пожарах, стихийных бедствиях и так далее.

Был случай, когда на запрос из отдела ФМС одного из районов Московской области из другого района ответили, что \"сведениями об основании выдачи вкладыша не располагаем, поскольку при переезде не все материалы сохранились\". И это послужило основанием для того, чтобы в городе Орехово-Зуево гражданке России отказали в обмене паспорта при перемене фамилии – не доказала, мол, что является гражданкой России. Пришлось обратиться в суд.

Как поступать, если в ФМС паспорт объявили \"необоснованно выданным\"? Куда обращаться, когда можно подавать в суд?

В первую очередь - не паниковать и не комплексовать. Вы не преступник и не правонарушитель. Прежде всего, надо получить отказ в проведении процедуры, по поводу которой вы обратились в территориальное подразделение УФМС (обмен паспорта, оформление гражданства ребенка или по другому поводу). Кстати, оформление гражданства ребенка не должно быть задержано из-за проверки вашего гражданства. Все общение с ФМС по поводу вашей проблемы – только в письменном виде.

Желательно разобраться самим, как вы приобрели гражданство – по рождению, по признанию или в порядке приема, по какому основанию. Если вы не совершали противоправных действий, подлогов, то будьте уверены, что не так легко вас лишить статуса гражданина. Особенно сейчас, когда есть хоть какая-то поддержка Генпрокуратуры в виде указаний прокурорам на местах контролировать соблюдение законности. Но и сами не плошайте, возможно, придется в итоге обратиться в суд, который в большинстве регионов в вопросах гражданства достаточно независим.

В отказе ФМС будет указано, почему ваш паспорт \"недействителен\" и не удостоверяет ваше российское гражданство. Паспорт не сдавать, ждать постановления о его изъятии – после решения уполномоченного органа, а это должно быть решение ФМС России или УФМС региона. В заключении полномочного органа должно быть указано, какая проверка (на предмет чего) проводилась и что она обнаружила: представление вами ложных сведений о своей персоне, украденный бланк паспорта или поддельный бланк. Или ФМС посчитала, например, что у вас на момент получения паспорта вообще отсутствовало право на приобретение гражданства России.

В зависимости от основания отказа вы и обратитесь с жалобой в суд. Точнее с заявлением в порядке статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ на это заключение и/или решение или сразу на факт изъятия. И будете доказывать, что в 1990-е годы или даже после 1 июля 2002 года нашли положение закона, относящееся к вашей ситуации. Обратились в ПВС (паспортно-визовая служба) со своими документами, где вам помогли определиться, подали все требующиеся документы и в итоге вам оформили гражданство РФ и выдали паспорт.

Вы же не подделывали паспорт, не покупали его за углом, а законно получили его из рук представителя государства. Кроме того, любое решение по вопросу гражданства можно обжаловать, обратившись к президенту РФ, который имеет законное право отменять решения полномочного органа или восстанавливать лиц в гражданстве Российской Федерации.

А Вы пробовали обращаться к президенту?

В декабре 2008 года пострадавшие от ФМС направили коллективное обращение к президенту, в Госдуму, в Федеральное собрание. Руководство ФМС ответило: отписалось в Думу на запрос депутата и каждому из обратившихся по его проблеме, но суть ответов была та же, что и раньше – \"вы не гражданин РФ, надо сдать паспорт и приобрести...\". Тем не менее, уже в апреле 2009 года позиция ФМС несколько изменилась – в связи с указанием Генпрокуратуры прекратить изъятие паспортов.

Личные жалобы главе государства на ФМС - а их очень много - из администрации президента направляют для рассмотрения именно в ФМС - со ссылкой на Закон о порядке рассмотрения обращений граждан . Но установленный этим законом порядок рассмотрения обращений граждан не распространяется на те обращения, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Закон \"О гражданстве\", являясь федеральным, установил, что именно президент Российской Федерации вправе отменить решение по вопросам гражданства Российской Федерации, принятое другим полномочным органом. Это указано в статьях и закона о гражданстве, и в пункте 54 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

Если вас в ФМС лишили гражданства, то кроме суда только президент вправе отменить это решение. И к кому, как не к президенту, должен обратиться гражданин? А решение, которое принималось много лет назад в ОВИРе, которого уже нет, тоже должен отменить президент по представлению ФМС, но не сама ФМС (таков смысл статьи 23). И вот пример такого обращения .

Однако результат тот же: обращение гражданина, адресованное лично президенту, из его администрации (а не предложение от администрации или помощника президента в адрес ФМС - например, подготовить проект соответствующего указа) переправлено в ФМС со стандартной ссылкой на пункт 3 статьи 8 закона об обращениях, несмотря на то, что именно президент уполномочен рассматривать этот вопрос.

Мы понимаем, что по поводу спора о месте забора между участками или неправильном начислении платы за коммунальные услуги надо обращаться не к президенту. Но в этом нашем случае речь идет не о жалобе на рядового чиновника или на соседа, а об отмене решения по вопросу гражданства, конкретно – о лишении гражданства. Консультанты администрации президента должны бы более внимательно ознакомиться с законом, на который ссылаются, и со статьями, на которые мы ссылаемся в своем обращении к главе государства.

При разборе некоторых дел оказывается, что ошибку допустили сотрудники ПВС. То есть гражданин имел право получить гражданство по одной статье, а его оформили по другой. Теперь ФМС заявляет о незаконности получения гражданства. Как такие случаи рассматриваются с точки зрения закона?

Снова приходится ссылаться на статью 22 закона \"О гражданстве\". Если в суде не установлен факт подлога или предоставления заведомо ложных сведений – никто не в праве лишать статуса гражданина и просто изъять паспорт.

\"Хорошо\", если была допущена просто описка или ошибка в указании статьи, на основании которой оформлено (или приобретено) гражданство РФ. При этом у бывшего гражданина СССР была возможность приобрести (или оформить) по другой статье, и это можно доказать вменяемому проверяющему чиновнику или в суде. Хорошо – в кавычках, потому что неизбежна тяжба с чиновниками вплоть до успеха в суде или лишение гражданства.

Вот, например, случай гражданина Б. , который рассматривался в 2003 году в Кисловодске. При рассмотрении заявления о неправомерности уничтожения вкладыша о принадлежности лица к гражданству РФ суд установил, что Б. имел право на приобретение гражданства по пункту \"а\" статьи 18 закона \"О гражданстве РФ\" от 28.11.1991 года в порядке регистрации, так как с 1990 года состоял в браке с гражданкой России.

А ему оформили вкладыш по части первой статьи 13 – по проживанию на 6 февраля 1992 года. Поэтому суд решил, что в результате неправильного применения действующего законодательства Б. был лишен возможности приобрести гражданство РФ на законных основаниях. В результате допущенной ошибки он был признан гражданином РФ, но по другому основанию. Но, поскольку Б. предоставил о себе достоверную информацию и не совершал подлога, паспортный отдел неправомерно отказал в документировании его паспортом гражданина РФ.

Так как гражданин законов не нарушал и право на приобретение гражданства имел, суд признал незаконным решение сотрудника Кисловодского ГОВД об отмене решения о признании Б. гражданином Российской Федерации и обязал выдать ему паспорт гражданина РФ.

Гораздо хуже, когда гражданство было оформлено законно более 10 лет назад, а работники ФМС вдруг \"находят ошибку\" бывшего работника ПВС, которой на самом деле не было, и изымают паспорт, когда нет ничьей вины, тем более гражданина России. Дело в том, что ФМС по-своему толкуют нормы законов, как, например, о постоянстве проживания, о приобретении гражданства по рождению, приобретении гражданства детьми, и игнорируют судебные документы Конституционного суда. Иногда даже признают вдруг кого-то или его детей гражданином какой-либо республики СНГ. Приходится обращаться в суд.

Как вы оцениваете судебную практику по делам о гражданстве? Насколько велика вероятность, что судебные органы защитят законные права гражданина?

Мой личный опыт судебных процессов при рассмотрении дел по непризнанию гражданства у лиц при наличии паспорта гражданина РФ имеет положительную статистику. Подробней ознакомиться с судебными делами и решениями вы можете на нашем форуме . Их там уже сотни. И статистика показывает, что суд хорошо разбирается в законе о гражданстве, если заявитель или его представитель сам разобрался в своем гражданстве.

К сожалению, большая часть наших побед произошла в регионах. В Москве доказать свою правоту значительно труднее. Особенно, в Мосгорсуде при рассмотрении кассационных дел. Есть примеры, когда суд соглашается с доводами ФМС о наличии ошибки при определении принадлежности к гражданству сотрудниками бывших ПВС. И отменяется законное решение первой инстанции.

В ситуации, аналогичной истории в Кисловодске, Мосгорсуд отменил решение районного суда, направил дело на новое рассмотрение, которое долго волокитилось, а затем действия ФМС по изъятию паспорта были признаны законными. Хотя в решении суда первой инстанции указано, что подразделения ФМС РФ при принятии решения о необоснованной выдаче заявителю паспорта гражданина РФ не учли наличие на момент выдачи паспорта обстоятельств, свидетельствующих о приобретении гражданства РФ в порядке регистрации при наличии родственника, в данном случае матери, которая по прямой восходящей линии являлась на тот момент гражданкой Российской Федерации.

Мосгорсуд отменил недавно решение суда, которым подтверждена законность оформления гражданства и фактически установлен факт постоянного проживания в Москве на заветную дату гражданина Ю., направив дело на новое рассмотрение. Мосгорсуд, вопреки своей прежней практике, указаниям заместителя председателя Верховного суда РФ, не считает проживание постоянным, если человек в это время учился, жил в общежитии, одновременно завел семью, работал и никакого гражданства, кроме российского, не имел.

И считает возможным лишать граждан паспортов и гражданства, несмотря на то, что если даже согласиться с такой трактовкой понятия \"проживания\", то теперь, через 10-17 лет, делать это при отсутствии неправомерных действий самого гражданина запрещено законом. Надо сказать, что по жалобе гражданина практически невозможно возбудить надзорное производство в Верховном суде, а вот отменить решение, которое в пользу гражданина, по жалобе ФМС - был случай!

Раньше можно было добиться хотя бы истребования дела, получить отказ с возражениями на наши доводы. Теперь складывается впечатление, что жалоба до судей Верховного суда не доходит. Переписываются два-три предложения из решения предыдущей инстанции, но не опровергаются наши доводы, разве что присутствует стандартная фраза – \"доводы жалобы содержат иное толкование закона\", или \"иную оценку доказательств\".

Меня это ситуация с нежеланием ВС РФ проверять подобные дела давно не удивляет, с тех пор как я проиграла в областном суде дело Ирины - гражданки России по рождению, выигранное в районном суде еще в 2004 году. Что-то изменилось в стране с отношением к коренным россиянам, и вообще ко всему населению, или, может, это экономика ставит свои \"условия\"...

Что вы имеете в виду?

Я имею в виду \"заботу\" о бюджете страны. Рассмотрение заявления на приобретение гражданства оплачивается госпошлиной в размере 1000 рублей. И если миллион граждан заново приобретет гражданство, то это уже миллиард. А если сначала заставят получить разрешение на проживание, затем вид на жительство с такой же пошлиной, то это уже три миллиарда. Не так уж много, но \"с миру по нитке – голому рубашка\". А в процедуре оформления задействованы разные конторы – нотариусы, фотографы, переводчики по оформлению документов на бланках, а еще есть лаборатории для выдачи медицинских справок - платных. А это занятость и, соответственно, налоги в бюджет...

Возвращаясь к судебной практике: так стоит ли обращаться в суд?

Конечно стоит. И не только по вопросам гражданства. Судьи хорошо понимают наши законы, и не так легко в решении оправдать беззаконие, как это делают чиновники, и пока что нет иного пути для восстановления нарушенного права, если не желаешь \"сдаться\" на милость чиновника. И именно благодаря суду мы кое-чего добились.

Например, Соглашение 4-х республик - России, Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана - о регистрационном порядке приобретения гражданства в России стало реально работать только с 13 ноября 2003 года, после вынесения решения в Тарусском районном суде, хотя Соглашение вступило в силу еще с января 2000 года. До этого чиновники иначе понимали понятие \"проживание\", чем указано в Соглашении.

Есть просто прецеденты, как например, признание наличия гражданства по рождению, которое в течение шести лет не хотели признавать в отделе ФМС, потому что человек родился в Казахстане, - признание наличия гражданства России, несмотря на наличие уже иного гражданства (и паспорта другой страны).

Решения суда являются материалом, на котором граждане повышают свой уровень правовой грамотности, и служат примером разрешения спора для судей, впервые столкнувшихся с подобной темой, так как содержат ссылки на положения законов о гражданстве, на решения Конституционного суда и другие документы.

Я лично считаю, что без судебных историй, многие из которых попали в прессу, не было бы и указаний Генпрокуратуры. Но странно и обидно, что с 1992 года до настоящего времени Верховный суд ни разу не высказал своего мнения по поводу разрешения споров по вопросам гражданства и лишения статуса гражданина путем изъятия паспорта.

А есть всего-навсего три основных вопроса, по которым следует высказаться – о постоянстве проживания, о признании гражданства по рождению и об изъятии паспорта по причине \"отсутствия\" гражданства после того, как оно имелось в наличии в течение многих лет.

И такие вопросы ставились перед Верховным судом. Я лично направляла в декабре 2006 года к Уполномоченному по правам человека в РФ пачку решений суда и просьбу обратиться в ВС РФ. 14 марта 2007 года мне было направлено сообщение, что все отправлено в Верховный суд, а уже 16 марта все вернулось из Верховного суда с пояснением, что материалы будут использованы при изучении вопросов, связанных с применением российскими судами законодательства о гражданстве РФ. Оба конверта были получены в один день.

Ждем. Но Верховный суд молчит. Стало быть, так надо. Приходится бороться с беззаконием своими силами.