П в ч 5 ст 290 ук. Теория всего

Огромный интерес в свете нередких коррупционных скандалов последних лет вызывает ст. 290 УК. В России она носит название "Получение взятки". Подобные явления в нашей стране, и не только, были, есть и будут. Но о них мало кто рассказывает. Ведь взяточничество - это взаимовыгодный процесс и для тех, кто передает средства, и для тех, кто их получает. Но какое наказание предусматривает данное нарушение? Ст. 290 УК Российской Федерации разграничивает преступления подобного рода по размерам взятки, уровню должности подкупаемого лица, степени ущерба (и не только экономического), наносимого государству. В них сегодня предстоит разобраться.

Понятие взятки

Но для начала: о чем вообще идет речь? Что такое взятка? Может быть, вы просто хотите сделать подарок кому-либо или получить его. Неужели это взяточничество? Вовсе нет. В Уголовном Кодексе имеется формулировка данного понятия.

Взятка - это получение денежных средств, ликвидных бумаг и прочих ценностей с целью оказания тех или иных услуг. Обычно они носят имущественный характер. И проводятся незаконными способами. Можно сказать, что взятка, согласно ст. 290 УК РФ - это любое деяние с подкупом кого-либо в пользу того, кто вручает ценности. Ничего трудного для понимания. Иными словами, если вы хотите вручить деньги, чтобы получить выгоду незаконным путем - это как раз и есть взяточничество.

Признаки

У данного действия имеются свои признаки. Например, понятие "взятка" относится только к должностному лицу. Простые служащие без данного статуса будут наказываться не по ст. 290 УК РФ, а по ст. 204. Ведь если получателем не является должностное лицо, это будет некоммерческий подкуп, а не взятка. Поэтому запутаться очень легко.

Взятка может иметь имущественный характер (выгоду), а также предоставляться под видом денежных средств и ценных бумаг. Кроме того, получается она должностным лицом за любые деяния в пользу человека, дающего взятку. Или же любого другого лица, о котором стороны договорятся. Здесь никаких затруднений с пониманием быть не должно. Во всяком случае, пока.

Действия

Ст. 290 УК Российской Федерации имеет отдельный пункт. Это "Действия, совершаемые за взятку". Имеется определенный перечень того, что может быть сделано за "денежное вознаграждение". Поэтому стоит изучить все пункты.

Во-первых, за взятку возможно общее покровительство получателя оной. Взяткодатель может получить от взяточника защиту, например. Очень частый случай, который применяется на практике повсеместно.

Во-вторых, взятка способна обеспечить любые действия, связанные с должностью получателя, с его обычными служебными полномочиями. Например, в военкомате призывнику за взятку способны помочь избежать службы в армии.

В-третьих, ст. 290 УК РФ "Взятка" указывает на то, что характер оказываемых услуг может не соответствовать должностным обязанностям получателя. Он способен "давить" на подчиненных и использовать свои полномочия для изменения картины происходящего в пользу взяткодателя.

В-четвертых, также имеет место быть попустительство. Получатель взятки способен закрыть глаза на какое-либо деяние взяткодателя, совершающееся в обход закона. Тоже вполне распространенный вариант развития событий. Но стоит помнить - получение взятки (ст. 290 УК Российской Федерации) наказуемо. Причем уголовно.

Часть 1

Стоит сразу обратить внимание - Уголовный Кодекс и раздел "Получение взятки" разбит на несколько частей. Каждая из них имеет свои особенности наказания. Поэтому все пункты стоит рассмотреть подробно. Ситуации со взятками случаются разные. Никто не может точно сказать, какое именно наказание (в точных цифрах) будет наложено. Только на основании предложенных частей следует делать свои выводы.

Так, к примеру, ст. 290 УК РФ, ч.1 гласит, что за получение взятки может последовать штраф. Пожалуй, это самый безобидный пункт. Размер составит от 25- до 50-кратной суммы от той, что получена. Иногда это составляет внушительные суммы. Кроме того, можно лишиться возможности занимать определенные должности и вести прежнюю деятельность максимально 3 года. Обычно используется сочетание "лишение+штраф".

Но это еще не все. Взяточничество в России наказывается действительно серьезно. Особенно если преступление раскрыто и доказано. Например, в ч.1 статьи 290 УК РФ указано, что вас могут лишить свободы на 3 года, а также дополнительно выписать штраф в размере, превышающем сумму взятки в 30 раз. Как правило, распространяется данное правило на случаи, когда оказываются незаконные услуги, происходит попустительство по службе, покровительство и используется служебное положение в личных целях.

Часть 2

Идем дальше. Ст. 290 УК РФ прописывает отдельное наказание за получение взяток в крупных размерах. Не важно, кем именно - иностранным гражданином или нет. Наказание остается одним и тем же. И ответственность определяется во второй части статьи.

В этом случае положен штраф и лишение возможности ведения деятельности, а также накладывается запрет на определенный срок, в течение которого лицо не имеет право занимать определенные должности. Все точно так же, как и в предыдущей части. Только срок запрета на работу в определенной должности и штраф тут возрастает в несколько раз. Заплатить придется в 30-60 раз больше, чем получено. А лишение права вести прежнюю деятельность и занимать определенные посты накладывается на срок, равный 6 годам.

И штраф, многократно превышающий размер незаконного гонорара, придется выплатить. Обычно судом эта сумма определяется как 30-кратная от размера взятки. При получении ее в особо крупных размерах человек может лишиться свободы на 6 лет.

Часть 3

Не самой распространенной при квалификации преступления является ст. 290 ч. 3 УК РФ. Она говорит о наказаниях за незаконные деяния. В этом случае можно следуют более жесткие меры наказания. В ст 290 ч.3 УК РФ четко прописано, что именно положено в данном случае.

Взяточнику грозит штраф в 40-кратном размере и лишение права заниматься определенной деятельностью на определенный период. Максимальная сумма выплат превышать в 70 раз размер незаконного вознаграждения. При этом запрет на деятельность и занимание определенных должностей накладывается на 3 года. Или же, если верить ч. 3 ст. 290 УК РФ, можно лишиться свободы на 7 лет и выплатить штраф в 40 раз больше полученной взятки.

Часть 4

Что дальше? Нарушения, предусмотренные всеми перечисленными выше пунктами, но с учетом того, что взяткодатель - это государственный служащий (лицо, занимающее высокий пост) или представляющий орган местного самоуправления, наказываются еще серьезнее. Здесь придется заплатить сумму, которая будет в 60-80 раз больше суммы взятки в денежном эквиваленте и на 3 года лишиться возможности занимать определенные должности, а также вести деятельность, связанную с доступом к финансовым операциям.

Впрочем, иногда имеет место быть лишение свободы. Суд определяет наказание на срок от 5 до 10 лет. И, разумеется, нужно выплатить штраф. Он превысит сумму взятки в 50 раз. Вот такая ответственность за взяточничество означена Уголовным кодексом в нашей стране.

Часть 5

Часть 5 ст. 290 УК РФ предусматривает особый случай. Например, стоит обратить внимание, в результате каких конкретно действий последует наказание. На основании частей 1, 3 и 4 преследуются по закону следующие деяния:

  • предварительный сговор определенного круга лиц;
  • вымогательство;
  • особо крупный размер взятки.

Что именно ждать? Ст. 290 ч.5 УК РФ гласит, что в таком случае штраф составит от 70- до 100-кратного от размера незаконно полученных сумм. И запрет на определенные виды деятельности будет 3 года. Ст. 290 ч. 5 УК РФ также предусматривает ограничение свободы на срок от 7 до 12 лет. Плюс штраф. Он будет больше полученной незаконным путем суммы в шестьдесят раз.

Заключительная черта

Последний пункт, который мы рассматриваем, имеет прямое отношение к предварительному сговору группы лиц, а также к вымогательству. Для применения санкций требуется еще одно условие - получение очень больших взяток. При этом получатель наказывается штрафом в 80-100 раз больше размера тайного гонорара, теряет на 3 года свои полномочия и может лишиться свободы на 8-15 лет.

Как видите, ст. 290 ч.5 УК РФ, точно так же, как и все остальные части, предусматривает жесткое наказание любителям использовать служебное положение в корыстных целях. Старайтесь всегда сообщать о вымогательствах, сговорах и взятках. Учтите, что наказывается здесь и взяткодатель, и получатель. Правда, в разной степени.

Таким образом, следует точно знать: взяточничество в России наказывается очень жестко. Лучше воздерживаться от такого типа наживы. Иногда человек может навсегда лишиться права занимать руководящие должности. Редко кому удается избежать наказания. Правда, чтобы доказать факт получения взятки, потребуются неопровержимые доказательства.

Статья 290. Получение взятки
[Уголовный кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 290]

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.


3 комментария к записи “Статья 290 УК РФ. Получение взятки”

    Статья 290. Получение взятки

    Комментарий к статье 290

    1. Получение взятки является одним из самых опасных преступлений против интересов службы. Предметом получения взятки являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие, боеприпасы и др.). Законом к предмету получения взятки отнесены также услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования имуществом, право хозяйственного ведения, оперативного управления, сервитут и т.д.).
    Определяя предмет преступления в этом варианте, следует руководствоваться п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6, где исходя из смысла закона к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом предлагается относить выгоды или услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. При этом указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку. Предметом взятки закон признает и имущественные права (по вопросу о предмете взятки см. также комментарий к ст. 201).
    Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).
    2. Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом (иным субъектом преступления) лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 комментируемой статьи указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку: 1) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.
    Совершение самих действий (бездействия) в интересах дающего взятку или в интересах представляемых им лиц рассматриваемым составом преступления не охватывается. Поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.
    Под действиями (бездействием) должностного лица, входящими в служебные полномочия должностного лица, следует понимать действия (бездействие), которые он правомочен совершать в соответствии со своими служебными полномочиями и которые формально соответствуют требованиям закона, иным нормативным и другим правовым актам (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6). Это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.
    Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны других должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя.
    Вместе с тем использование должностным лицом только личных связей и отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.
    Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий подчиненным по службе лицам: их незаслуженное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, совершение других действий, не вызываемых служебной необходимостью. Общее попустительство следует рассматривать как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. При общем покровительстве и попустительстве по службе конкретные действия (бездействие), которые должно будет совершить должностное лицо, могут не оговариваться, но они в обязательном порядке предполагаются.
    Время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на наличие состава преступления и квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этой ситуации между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).
    Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное), в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК разрешается дарение государственным (муниципальным) служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.
    Однако следует учитывать, что данное положение ГК неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.
    Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.
    Действия посредника в получении или даче взятки следует квалифицировать по ст. 291.1 УК как посредничество во взяточничестве.
    3. Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления. Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления. При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.
    4. Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае, когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет.
    Если предметом получения взятки является какая-либо услуга либо выгода имущественного характера, то преступление считается оконченным с того момента, как взяткополучатель начал пользоваться такой услугой или выгодой имущественного характера, либо с момента получения соответствующих документов на услугу или выгоду (например, туристической путевки, билета на концерт, документа о прощении денежного долга и т.д.). В случае, когда предметом взятки являются имущественные права, преступление следует считать оконченным с момента их приобретения.
    При получении взятки сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений — по ч. 2 комментируемой статьи и соответствующей статье УК (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.).
    Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в процессе проведения оперативно-розыскного мероприятия по его разоблачению; неудавшееся вымогательство взятки (п. «б» ч. 5 ст. 290 УК); принятие имитации денежных средств. Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.
    Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава получения взятки, и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 290 УК.
    Действия посредника квалифицируются при этом как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК).
    5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
    Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, связанных с использованием своих служебных полномочий. Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК. Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК), если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностным лицом.
    В случаях, когда лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.
    Если же должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пени, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК).
    6. Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором он работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует.
    7. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В соответствии с примечанием 2 к комментируемой статье под иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.
    Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
    8. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. В соответствии с примечанием 1 к комментируемой статье значительным размером взятки в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тыс. руб.
    9. В ч. 3 комментируемой статьи установлена ответственность за получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями (бездействием) должностного лица следует понимать совершенные с использованием служебных полномочий неправомерные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также действия (бездействие), содержащие признаки преступления либо иного правонарушения (фальсификация доказательств по уголовному делу, несоставление протокола об административном правонарушении, когда это обязательно по закону, принятие решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности, и т.п.) (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).
    10. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает более строгую ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3 комментируемой статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.
    Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 комментируемой статьи) является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1, 3 или 4 комментируемой статьи:
    а) группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (см. ч. 3 ст. 35 УК);
    б) с вымогательством взятки;
    в) в крупном размере.
    Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.
    В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого в организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК.
    В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.
    Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы.
    Согласно примечанию 1 к комментируемой статье в этой статье, а также в ст. ст. 291 и 291.1 УК крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. руб.
    Ответственность за получение взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. руб.) установлена ч. 6 комментируемой статьи.
    Анализ действующей редакции комментируемой статьи позволяет обратить внимание на то, что квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 5 этой статьи, формально не могут быть вменены при совершении преступления субъектами, указанными в ч. 4 этой же статьи, признак особо крупного размера не распространяется на ситуации, указанные в ч. 5. Данное положение, на наш взгляд, является пробелом законодательства и подлежит устранению.

    Статья 290. Получение взятки

    Комментарий к статье 290

    1. Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ редакция ст. 290 была существенно изменена и дополнена. Это относится к характеру наказуемых действий, видам и признакам субъекта преступления, квалифицированным и особо квалифицированным видам преступления, к новому содержанию наказания в виде штрафа, исчисляемого исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки.
    2. Объектом данного состава преступления являются интересы государственной службы.
    Взятка — наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, поскольку является не только должностным преступлением, но и типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.
    3. Предметом взятки являются не только деньги, ценные бумаги, иное имущество, но и различные выгоды, причем в основном имущественного характера. Под деньгами (валюта) понимаются как российские, так и иностранные денежные знаки, находящиеся в официальном денежном обращении. Старинные монеты, как российские, так и иностранные, не являющиеся средством платежа, не могут быть деньгами в смысле состава ст. 290 УК, а должны относиться к предмету взятки в виде «иного имущества».
    Диспозиция носит бланкетный характер и отсылает к нормам ГК РФ. Так, понятие ценной бумаги определяется в ст. 142 ГК РФ. Это документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ к ценным бумагам относит государственные облигации, например, сберегательного займа, ГКО, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, ценные приватизационные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу таковых (ст. 143 ГК РФ).
    Термин «иное имущество» означает любые материальные ценности, обладающие стоимостью, в том числе и валютные ценности в виде долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, драгоценные металлы (золото, серебро, платина и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома, природные драгоценные камни в сыром и обработанном виде и жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
    Под выгодами имущественного характера понимаются различного рода услуги и (или) выгоды, оказываемые взяткополучателю безвозмездно и (или) явно по заниженной стоимости. В правоприменительной практике известны случаи, когда взятке придается видимость легальной сделки между «дающим» и «берущим» взятку под видом договора подряда (ст. 702 ГК РФ), бытового или строительного подряда (ст. ст. 730 или 740 ГК РФ), договора займа (ст. 807 ГК РФ) и т.д.
    Под услугами имущественного характера следует понимать также предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплату расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных, реставрационных и других работ в пользу взяткополучателя. Более завуалированными способами дачи/получения взятки могут быть: прощение долга, преднамеренный «проигрыш» в карты, оплата долга должностного лица, фиктивное зачисление на должность, отзыв материального иска из суда, предоставление в безвозмездное (или по заниженной цене) пользование имущества, получение льготного кредита, завышение «гонораров» и т.д. Получение в таком случае услуг нематериального характера не может признаваться взяткой. Здесь при определенных условиях речь можно вести о злоупотреблениях должностными полномочиями (см. ст. 285 УК).
    4. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в получении субъектом преступления лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или предоставляемых им лиц; если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. Посредником может быть, с ведома взяткополучателя, как член семьи, так и его близкий друг, а сами денежные средства могут быть зачислены непосредственно на счет самого взяткополучателя. Использование субъектом одних только личных связей для достижения результата, желательного для лица, передавшего ему вознаграждение, не может рассматриваться как использование должностного положения (см.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. от 6 февраля 2007 г. N 7)).
    Общее покровительство по службе представляет собой совершение действия, связанное с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, а также совершение других действий, не вызываемых необходимостью.
    К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. Не являются субъектами взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).
    Получение взятки — формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки. В случаях, когда заранее обусловленная взятка не была получена по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткополучателя (например, ввиду пресечения преступления в момент ее передачи), содеянное им должно квалифицироваться как покушение на получение взятки по ч. 3 ст. 30 и ст. 290 УК.
    Существует проблема разграничения взятки и подарка. Она связана с тем, что Федеральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации» и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» содержат правовой запрет государственным (муниципальным) служащим «получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию» (СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506; 1998. N 2. Ст. 224).
    Гражданский кодекс Российской Федерации разрешает дарение государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей «обычных подарков», стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (ст. 575 ГК РФ). Коллизию указанных законов следует разрешать с учетом субъективного фактора, а именно цели совершения подобных действий. Взятка будет иметь место в следующих случаях: 1) если имело место вымогательство этого вознаграждения; 2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе и правомерное, служебное поведение должностного лица; 3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).
    5. Субъективная сторона получения взятки характеризуется умышленной формой вины. Должностное лицо, получающее взятку, осознает противоправность и общественную опасность своего поведения, выраженного в совершении действий (бездействия) в интересах лица, давшего взятку. Осознает оно также, что для получения предмета взятки и достижения требуемого взяткодателю результата использует должностные полномочия, желает этого в целях получения взятки. Стремление лица приобрести материальную выгоду (не имеет значения, до или после совершения им деяния) следует рассматривать в качестве корыстного мотива данного преступления.
    Если лицо получило от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа и присваивает их, содеянное следует квалифицировать как мошенничество. Действия собственника ценностей следует квалифицировать как покушение на дачу взятки. Для состава получения взятки не имеет значения, когда должностному лицу передана взятка — до или после совершения им обусловленных действий, равно как и то, оговаривались ли заранее характер и содержание служебных действий, которые виновный должен был или уже совершил за получение незаконного вознаграждения. В судебно-следственной практике различают взятку-подкуп, при получении которой действия должностного лица предварительно оговариваются со взяткодателем, и взятку-вознаграждение, когда материальные ценности вручаются субъекту уже после совершения им заранее не обусловленных предварительной договоренностью действий.
    6. Субъектом получения взятки может быть должностное лицо, понятия и признаки которого рассмотрены при комментарии ст. 285 УК, иностранные должностные лица либо должностные лица публичной международной организации (понятие и признаки определены в п. 2 примечания к комментируемой статье).
    В ч. 2 комментируемой статьи ответственность предусмотрена за получение взятки в значительном размере, который определен в п. 1 примечания к статье и превышает 25 тыс. рублей.
    В ч. 3 ответственность усилена за получение взятки должностным лицом за совершение заведомо незаконных действий либо бездействие.
    В ч. 4 ответственность дифференцируется с учетом особого статуса субъекта преступления. Речь идет об ответственности лиц, занимающих государственную должность РФ или субъекта Российской Федерации, а равно должность главы органа местного самоуправления.
    Более серьезная ответственность предусмотрена в ч. 5 данной статьи за деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо сопряженное с вымогательством взятки, либо в крупном размере.
    Наиболее тяжким, по мнению законодателя, признано получение взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК), который согласно п. 1 примечания к комментируемой статье превышает 1 млн. руб.

Взятки в России являются видом правонарушения, ответственность за которое наступает на основании Уголовного кодекса РФ (статьи 290 и 291). Они представляют собой серьезный вид экономического преступления, который провоцирует коррупцию и злоупотребление чиновниками и руководителями крупных коммерческих организаций своих должностей и постов.

Сегодня мы постараемся максимально подробно осветить проблему дачи и получения взяток, проведем их классификацию, опишем виды наказания за подобные действия и правила поведения в случае, когда вы оказались замешаны в дело со взяткой.

Определение взятки в Уголовном кодексе

Закон считает взяткой передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (называемым взяткодателем) другому взамен совершения каких-либо действий с принимающей стороны (взяткополучателем). Чтобы взятка была квалифицирована как преступление, она должна быть дана обычным гражданином лицу, занимающему государственную или муниципальную должность.

Взяткополучатель после получения денег или иных материальных ценностей (услуг) обязуется:

  • оказать помощь в решении трудовых задач, взять на себя часть ответственности за решение производственных вопросов;
  • помочь быстро продвинуться по карьерной лестнице;
  • закрыть глаза на ненадлежащее выполнение должностных обязанностей или полностью (частично) избавить от них;
  • оказать иную помощь (в том числе незаконную) в пределах своих возможностей.

Ответственность за дачу и принятие взятки наступает в рамках Уголовного кодекса РФ и грозит серьезными последствиями, вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет.

Явные и неявные взятки

Одна из классификаций взяток связана с формой, в которой они даются:

  1. Явная взятка. В этом случае речь идет о передачи взяткополучателю определенной ценности незамедлительно или впоследствии, после заключения устного договора;
  2. Завуалированная взятка выдается не напрямую, а, к примеру, в виде снижения процентной ставки по кредиту или предоставления товаров со значительной скидкой. Завуалированная взятка маскирует незаконные действия различными поведенческими актами.

Взятка в неявной форме часто используется, когда речь идет о значительном вознаграждении. Она помогает скрыть факт передачи денег или иных ценностей.

Расширенный список завуалированных взяток выглядит следующим образом:

  • передача антиквариата взяткополучателю или продажа его драгоценностей по заведомо завышенной стоимости взяткодателю;
  • перевод денег на счет фирмы за услуги, которые никогда не оказывались;
  • снижение арендной платы;
  • организация выигрыша в лотерею или намеренный проигрыш в карты или другие азартные игры;
  • прощение крупного долга;
  • оформление фиктивной страховки;
  • оплата родственниками взяткополучателя дорогого лечения за границей;
  • передача кода доступа к электронному кошельку.

Еще одна классификация взяток связана со временем их передачи. Взятка-подкуп дается должностному лицу до совершения какого-либо действия (бездействия), а взятка-вознаграждение – после выполнения взятых на себя обязательств взяткополучателем.

Классификация взяток по их размерам

Деление взяток по размеру описано в примечании к ст. 290 УК РФ . Законом различается 3 вида взятки, в зависимости от ее величины:

  • взятка в значительном размере – от 25 тысяч рублей;
  • взятка в крупном размере – от 150 тысяч рублей;
  • взятка в особо крупном размере – от 1 млн. рублей.

Какая сумма вознаграждения должностному лицу может считаться взяткой? В Уголовном кодексе не сказано о том, каков должен быть минимальный размер взятки, чтобы по ней было заведено уголовное дело. На практике решение о возбуждении дела принимает судья. Если он посчитает, что сумма в 1000 или 3000 рублей не является серьезной, то откажет в возбуждении дела.

С материальными ценностями дело обстоит немного иначе. В ст. 575 Гражданского кодекса РФ прямо указано, что передача должностному лицу подарка считается взяткой, если его стоимость превышает 3 тысячи рублей. Значит, 3 тысячи рублей можно условно считать минимальным размером взятки.

Ответственность за дачу взятки – ст. 291 УК РФ

Вопросам передачи взяток российским и иностранным должностным лицам в любой форме (не важно, как дали взятку — из рук в руки, завуалированно или через посредников) в УК РФ посвящена отдельная . В ней описана ответственность за дачу взяток в значительном, крупном и особо крупном размере, а также за дачу «простых» взяток, передачу денег и иных материальных ценностей группой лиц и за передачу денег за совершение заведомо незаконных действий.

Простая взятка подразумевает передачу малой суммы денег (менее 25 тысяч рублей), за которую должностное лицо оказывает взяткодателю ряд услуг, не связанных с нарушением закона. К примеру, за ускоренное оформление документов. Если же от должностного лица требуется закрыть глаза на явное нарушение взяткодателем закона, то размер взятки уже не будет играть роли и наказание будет более жестким, нежели в случае с простой взяткой.

Ответственность за дачу взятки в каждом отдельном случае вы можете увидеть в таблице:

Лишение свободы
Простая взятка (ч. 1 ст. 291 УК РФ) 5х-30х До 2 лет 5х-10х До 3 лет
Взятка в значительном размере (ч. 2 ст. 291 УК РФ) 10х-40х До 5 лет 5х-15х До 3 лет
Взятка за заведомо незаконные действия (ч. 3 ст. 291 УК РФ) 30х-60х До 8 лет До 30х До 5 лет
Взятка группой лиц или в крупном размере (ч. 4 ст. 291 УК РФ) 60х-80х От 7 до 12 лет До 60х До 7 лет
Взятка в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ) 70х-90х От 8 до 15 лет До 70х До 10 лет

Избежать уголовного наказания за дачу взяток можно в случае, если добровольно заявить о ней в органы полиции и помочь полностью раскрыть преступление. Ответственности удастся избежать и в том случае, если удастся доказать факт вымогательства взятки должностным лицом.

Ответственность за получение взятки – ст. 290 УК РФ

В статье 290 Уголовного кодекса РФ рассмотрены вопросы принятия должностными лицами государственных и муниципальных органов (в том числе должностными лицами иностранных организаций) вознаграждения в виде денег, материальных ценностей или особых услуг за совершение действий (или бездействия) в пользу взяткодателя. Взятка может быть дана из рук в руки или через иных лиц, наказание будет одинаковым.

К отдельным категориям взяток, которых не было в предыдущей таблице, относятся взятки лицам, находящимся на государственной должности (в том числе в должности главы субъекта или органа местного самоуправления) и взятки, полученные в результате вымогательства.

Виды наказаний за дачу взяток различных категорий представлены в таблице:

Главное наказание – штраф в размере, кратном размеру взятки Лишение свободы Дополнительное наказание – штраф в размере, кратном размеру взятки Запрет на занятие определенной должности или лишение специального права
Простая взятка (ч. 1 ст. 290 УК РФ) 10х-15х До 3 лет 10х-20х До 3 лет
Взятка в значительном размере (ч. 2 ст. 290 УК РФ) 30х-60х До 6 лет До 30х До 3 лет
Взятка за заведомо незаконные действия (ч. 3 ст. 290 УК РФ) 40х-70х От 3 до 8 лет До 40х До 5 лет
Взятка получена лицом, находящимся на государственной службе (ч. 4 ст. 290 УК РФ) 60х-80х От 5 до 10 лет До 50х До 7 лет
Взятка получена группой лиц, при вымогательстве или в крупном размере (ч. 5 ст. 290 УК РФ) 70х-90х От 7 до 12 лет До 60х До 10 лет
Взятка в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) 80х-100х От 8 до 15 лет До 70х До 15 лет

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Подкуп осуществляется только в отношении должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций, занимающих в них высокий пост – генеральных директоров, лидеров партии, руководителей общественных и религиозных учреждений. Взятка в случае коммерческого подкупа также передается для того, чтобы обязать должностное лицо действовать в интересах взяткодателя. Главное отличие подкупа от стандартной взятки в том, что взятка всегда дается работниками государственных и муниципальных органов. Подкуп применяется только в коммерческой сфере.

Вопросам коммерческого подкупа посвящена , а подкупу организаторов и участников зрелищных конкурсов и спортивных соревнований – . В последнем случае деньги и прочие материальные ценности передаются членам жюри, судьям, участникам команд или их руководству.

Пособничество в даче или получении взятки

Посредничество в передаче взятки является прямым нарушением закона – статьи 291.1 УК РФ . Оно подразумевает действия третьих лиц, которые способствовали заключению договоренности между взяткодателем и взяткополучателем, или действия по непосредственной передаче денег и иных материальных ценностей от одной стороны к другой. За посредничество наступает уголовная ответственность только в том случае, если размере взятки значителен, то есть превышает 25 тысяч рублей.

Посредников используют, чтобы облегчить процесс передачи денег и остаться участникам правонарушения в тени. Посредник играет роль курьера, который зачастую получает определенный процент от сделки. Наказание за передачу взятки суровое – от штрафа в размере до восьмидесятикратной суммы взятки и запрет на занятие определенной должности до 7 лет до лишения свободы сроком от 7 до 12 лет. Тяжесть наказания зависит от суммы взятки, при этом наказанию подлежит даже обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Что делать при вымогательстве взятки?

Вымогательством взятки является не только прямое требование передать определенную сумму денег или оказать услугу в обмен на лояльное отношение взяткополучателя, но и завуалированные косвенные намеки, которые дают понять, что проблема без взятки решена быть не может. Однако если отказ должностного лица от выполнения просьбы является законным, то это нельзя расценивать как призыв решить дело при помощи взятки.

Если должностное лицо в явной форме вымогает взятку, то следует:

  1. Записать требование дать взятку на диктофон или иное средство аудиозаписи. Хорошо, если диктофон есть уже на первом приеме у чиновника. Тогда следует просто незаметно включить его, как только разговор зайдет о взятке. В случае, если диктофона под рукой нет, можно попросить дать время обдумать предложение или сходить за деньгами, а прийти уже с необходимым техническим средством;
  2. После записи разговора следует обратиться в правоохранительные органы, вид которых зависит от должности вымогателя. При вымогательстве денег сотрудником полиции обращаются в отдел собственной безопасности ГУВД, к следователям или в ФСБ, в случае работников государственных и муниципальных структур – в полицию или прокуратуру. Если же речь идет о судьях или крупных руководителях муниципальных образований, высокопоставленных чиновниках, депутатах или губернаторах, то обращаться лучше в следственный комитет или ФСБ;
  3. Дальнейшие указания по поведению в отношении вымогателя будут получены от сотрудников МВД.

Что делать при обвинении в даче или получении взятки?

Если полиция или иные правоохранительные органы обвиняют вас в получении или даче взятки, то вначале необходимо нанять хорошего адвоката, который защитит от процедурных злоупотреблений. Что делать, если взятка была дана по причине вымогательства? Этот факт предстоит доказать любыми способами – собрать показания свидетелей, дать письменные объяснения, привлечь записи с видеокамер, аудиозаписи. Если же взятка была дана по личной инициативе, то полное содействие следствию может стать лучшим выходом. В этом случае стоит рассчитывать на значительное смягчение наказания.

При обвинении в получении или вымогательстве взятки, если этого на самом деле не было, стоит попробовать доказать факт провокации со стороны мнимого взяткодателя. Деньги могут быть просто подброшены в безобидной коробке конфет, незаметно положены в ящик стола или карман. Подброшенные деньги сами по себе не считаются взяткой, если вы не оказывали взяткодателю никаких услуг в рамках своей должности и не выказывали заинтересованности в получении материального вознаграждения.

За провокацию взятки, то есть передачу денег должностному лицу без его ведома или согласия, а также в целях очернить его или создать вид вымогательства взятки положено наказание на основании статьи 304 УК РФ . За подобные действия грозит штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы до 5 лет.

Если же взятка была получена по личному желанию и просьба взяткодателя исполнена, то не остается ничего, кроме как попытаться вместе с адвокатом найти смягчающие обстоятельства. К примеру, тяжелое материальное положение или необходимость потратить крупную сумму денег на лечение.

(Пока оценок нет)

Когда человек сталкивается с трудностями в достижении какой-либо цели, он ищет любые способы преодолеть их. И зачастую эти способы бывают незаконными или весьма сомнительными. Поэтому взятка, то есть получение каких либо незаслуженных или даже противозаконных преимуществ путем их «покупки» у уполномоченного лица, является очень распространенным преступлением. Хуже всего во взятке то, что благодаря ей наиболее сильно развивается коррупция, которая значительно вредит любой сфере государственной деятельности.

Взятка как преступление

Законодательством Российской Федерации взятка рассматривается как уголовно наказуемое преступление. При этом само по себе определение « » в Уголовном Кодексе Российской Федерации весьма гибкое и сложное. Звучит оно следующим образом:

Что может считаться взяткой?

Практически все, что угодно. Определение «Взятка» — одно из самых гибких и обширных в Российском законодательстве. Взяткой могут быть:

  • Деньги;
  • Ценные бумаги;
  • Акции;
  • Драгоценные металлы;
  • Драгоценные камни;
  • Предметы роскоши;
  • Документы на право владения любым имуществом;
  • Транспорт.

И многое другое. Однако взятка не обязательно должна быть какой — то вещью. Она так же может выглядеть как какая — то услуга, как законная, так и противоречащая Российскому законодательству.

Размер

Самый важный вопрос — это сам размер взятки. Она делится по размеру на значительную, крупную и особо крупную. Значительной взяткой считается передача материальных благ общей стоимостью выше 25000 рублей , крупной взяткой — свыше 150000 рублей , особо крупной — свыше 1000000 рублей . Именно размер взятки определяет тяжесть преступления и наказание за него. Размер взятки в иностранной валюте рассчитывается по курсу, актуальному в день получения этой самой взятки.

Какие действия могут считаться совершенными за взятку?

  • Общее покровительство вышестоящим или должностным лицом;
  • Действия, на которые способен гражданин в силу своего служебного положения, должности или социального статуса;
  • Действия, на которые уполномоченное лицо или гражданин могут повлиять косвенно за счет своего социального статуса;
  • Попустительство в любой форме;
  • Целенаправленное бездействие, дающее взяткодателю привилегии.

Взятка, как статья УК РФ

Передача взятки имеет собственную статью в УК РФ под номером 290 . Она достаточно длинная и при этом весьма подробная, в ней четко обозначены различные типы взяток и наказания за них.

Часть первая

Рассматривает взятку без каких — либо отягчающих обстоятельств. Часть первая статьи 290 УК РФ отличается тем, что дает основные определения взяточничества и определяет список лиц, которых можно обвинить в получении взятки.

Виды наказания:

  1. Штраф до 1000000 рублей;
  2. за 2 года;
  3. от 10 до 50;
  4. До 2-х лет ;
  5. До 5 лет исправительных работ;
  6. До 3-х лет .

Часть вторая

Вторая часть рассматривает получение взятки в значительном размере, то есть свыше 25000 рублей.

Виды наказания:

  1. Штраф до 1500000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 30 до 60;
  4. До 6 лет лишения свободы.

Часть третья

В третьей части рассматривается взятие взятки за любое уголовно наказуемое или иное преступление.

Виды наказания:

  1. Штраф до 2000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 2 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 40 до 70;
  4. До 3-х лет лишения свободы.

Часть четвертая

Рассматривает вышеописанные преступления совершенные либо лицом, занимающим государственную должность, либо руководителем органа местного управления.

Виды наказания:

  1. Штраф до 3000000 рублей;
  2. Штраф в размере зарплаты осужденного за 3 года;
  3. Штраф в размере суммы взятки, помноженной на коэффициент от 60 до 80;
  4. До 7-х лет лишения свободы.

Часть пятая

Пятая часть статьи 290 УК РФ рассматривает иные виды взятки, такие как:

  • Совершенную по сговору или представителями преступной группировки;
  • С применением и ;
  • С размером взятки свыше 150000 рублей (крупной взятки).

В отечественном законодательстве зафиксирована норма, по которой определены наказания за получение взятки, - ст. 290 УК РФ. В статье определен основной и квалифицирующие составы. Рассмотрим далее ст. 290 УК РФ.

Основной состав

Как показывает обзор правовых документов, изменения в ст. 290 УК РФ 2016 г. отсутствуют. В настоящее время общий состав деяния сформулирован следующим образом. Принятие служащим, в том числе иностранным, лично либо при посредничестве стороннего гражданина взятки, представленной в виде ценных бумаг, денег, прочего имущества, предоставления услуг, прав за совершение действий/бездействий в интересах дающего либо субъектов, от лица которых он действует, наказывается:

  1. Штрафом в 1 млн рублей или составляющим доход виновного за 2 года, или в сумме в 10-50 раз больше, чем взятка, либо 5 годами принудительных работ с запретом вести деятельность или пребывать в должностях, указанных судьей, до 3-х лет.
  2. Тюремным заключением до трех лет. В дополнение виновному может вменяться штраф величиной от 10-ти до 20-кратной переданной ему суммы.

Наказание за получение взятки ст. 290 УК РФ допускает, если действия/бездействия, которые должны быть совершены за незаконное вознаграждение, относятся к компетенции виновного, либо он ввиду своего служебного статуса может им способствовать. Ответственность также наступает, если материальные ценности, услуги или права предоставляются за попустительство или общее покровительство.

Значительный размер

Если служащий, иностранный в том числе, а также сотрудник международной организации публичного типа принял материальные ценности, услуги, права, сумма которых более 25 тыс. рублей, приговор по ст. 290 УК РФ ужесточается. Виновному грозит:

  1. Штраф. Его величина может превышать переданную сумму в 30-60 раз. Дополнительно осужденному запрещается осуществлять деятельность отдельных типов и пребывать в должностях, указанных судом, до 3-х лет.
  2. Тюремное заключение до 6 лет с взысканием суммы, в 30 раз превышающей переданную.

Вознаграждение за незаконные действия/бездействия

Виновные в получении взятки за неправомерные поведенческие акты наказываются:

  1. Штрафом в сумме, в 40-70 раз большей, чем вознаграждение, с запретом на осуществление деятельности некоторых видов или пребывание на постах, определенных судьей, в течение 3-х лет.
  2. Заключением в тюрьму на 3-7 лет. Также вменяется взыскание в сумме, большей вознаграждения в 40 раз.

Ответственность госслужащих

За деяния, предусмотренные в 1-3 частях ст. 290 УК РФ, совершенные субъектом, пребывающем на государственной должности федерального/регионального уровня, а также на посту главы муниципалитета, устанавливается:

Отягчающие обстоятельства

Деяния, наказание за которые установлены в 1, 3 и 4 частях ст. 290 УК РФ, могут быть совершены:

  • предварительно сговорившимися гражданами или лицами в составе организованной группы;
  • с вымогательством;
  • в крупном размере.

В этих случаях вменяется:

  1. Штраф, в 70-90 раз превышающий незаконное вознаграждение, с запретами, указанными в других частях нормы.
  2. Тюремное заключение на 7-12 лет. Также назначается штраф, величина которого составляет 60-кратную сумму взятки, а также запрещается осуществлять деятельность некоторых видов и пребывать на постах, указанных судьей, до 3 лет.

Указанные виды наказания устанавливает п. 5 ст. 290 УК РФ. Когда преступления, санкции за которые устанавливают ч. 1, 3, 4, а также пункты а) и б) части пятой, совершены в размере, который будет считаться особо крупным, виновным грозит:

  1. Штраф, превышающий сумму вознаграждения в 80-100 раз. Дополнительно вменяется запрет на ведение определенной деятельности или пребывание в должностях, указанных судом, в течение 3 лет.
  2. Лишение свободы на 8-15 лет. Также назначается штраф в сумме, в 70 раз превышающей взятку.

Эти наказания устанавливает ч. 6 ст. 290 УК РФ.

Пояснения

Крупным размером (часть пятая) считается сумма денег, стоимость материальных ценностей, имущественных прав, услуг, превышающая 150 000 рублей, особо крупным (ч. 6 ст. 290 УК РФ) - 1 млн рублей. В качестве иностранного служащего выступает любой избираемый или назначаемый субъект, занимающий какой-либо пост в исполнительном, представительном, судебном, административном органе зарубежного государства. Им признается также любой гражданин, реализующий публичную функцию, в том числе для предприятия или ведомства. Должностным лицом от международной организации выступает гражданский служащий, а также любой субъект, уполномоченный представлять ее интересы.

Ст. 290 УК РФ с комментариями

Рассматриваемое в норме преступление считается одним из наиболее опасных посягательств на служебные интересы. В качестве предмета выступают денежные средства, материальные ценности, в том числе изъятые из оборота. К последним, в частности, относят наркотические вещества, боеприпасы, психотропные соединения, оружие и пр. Предметом преступления также являются услуги, имеющие имущественный характер. Это может быть ремонт помещения, строительство дачи. К предмету относят и имущественные права. Это может быть хозяйственное ведение, пользование вещами, сервитут, оперативное управление и так далее. Поскольку изменения в ст. 290 УК РФ 2016 года отсутствуют, при определении предмета преступления следует руководствоваться пунктом 9 пленарного Постановления ВС от 10 фев. 2000 г. В нем дается вполне развернутое определение.

В частности, в п. 9 указано, что по смыслу закона к предмету преступления, наряду с денежными средствами, ценными бумагами, другим имуществом, следует относить услуги (выгоды) вещного характера, которые подлежат оплате, но предоставляются безвозмездно. Например, это может быть выделение туристических путевок, сооружение дома и пр. Выгодами имущественного характера можно считать снижение стоимости предоставляемых материальных ценностей, приватизируемого объекта, уменьшение арендной платы, процентной ставки за использование ссуды. Указанные услуги в приговоре должны быть оценены в денежном выражении. Не относят к предмету преступления блага нематериального характера, не влекущие для виновных выгоды. К примеру, выдача положительных рецензий на работу, предоставление возможности купить редкий товар.

Объективная часть

Эта сторона деяния выражается в получении при помощи посредника или лично служащим предмета взятки. В части первой нормы определено несколько вариантов поведения виновного, за которые он принимает незаконное вознаграждение:

  1. Совершение в пользу дающего (лиц, чьи интересы он представляет) действия/бездействия, входящего в компетенцию субъекта.
  2. Общее покровительство.
  3. Действия/бездействия, не включенные в полномочия виновного, но совершению которых он может способствовать, имея соответствующий статус.
  4. Общее попустительство.

Следует сказать, что непосредственно действия/бездействия, которые совершаются в пользу дающего незаконное вознаграждение, рассматриваемой нормой не охватываются. В этой связи при их осуществлении необходима дополнительная квалификация.

Характеристика

Должностным положением, способствующим осуществлению действий другими служащими, является значимость и авторитет занимаемого поста, наличие в подчинении других сотрудников. При этом, если субъект использует исключительно личные связи и отношения, не касающиеся его службы, то его действия не могут охватываться рассматриваемой статьей. Общее покровительство предполагает необоснованное формирование разных благоприятных условий для лица, предоставляющего незаконное вознаграждение, либо лиц, чьи интересы он представляет. Это может быть внеочередное повышение без всяких к тому предпосылок, незаслуженное поощрение и другие действия, не вызванные служебной необходимостью. Попустительство рассматривается как непринятие надлежащих мер за нарушения либо упущения, допущенные взяткодателем либо представляемыми им лицами, нереагирование на неправомерное поведение. При попустительстве и покровительстве конкретные поведенческие акты виновного могут и не оговариваться. Однако они в любом случае предполагаются.

Нюансы

Время передачи благ не влияет на наличие состава и квалификацию. На практике выделяется два типа взяточничества: подкуп и "благодарность". Последнее имеет место тогда, когда передача предмета осуществляется уже за совершенные действия/бездействия при отсутствии предварительной договоренности. В данном случае следует дифференцировать такую "благодарность" и обычный подарок. По ст. 575 ГК допускается дарение муниципальным и госслужащим вещей, стоимость которых не больше 3 тыс. рублей.

Но следует учитывать, что это положение к уголовному законодательству не применимо. В ст. 575 речь идет о подарке, не предполагающем встречной передачи или обязательства со стороны принимающего. При наличии состава преступления, по ст. 290 УК РФ, ответственность наступит вне зависимости от величины вознаграждения. Подкуп обуславливает необходимое поведение служащего в интересах дающего субъекта. В такой ситуации между лицами имеется предварительная договоренность.

Субъективная часть

Осужденные по ст. 290 УК РФ всегда действуют с прямым умыслом. Он включает в себя понимание того, что предмет преступления передается за исполнение либо неисполнение действий, связанных с применением должностного положения, в пользу дающего субъекта или в интересах представляемых им лиц. Соответственно, принятие материальных ценностей якобы за осуществление процедур, которые не входят в его полномочия, или из-за невозможности использовать свой служебный статус, квалифицируется как мошенничество. При этом должен быть умысел на приобретение этого имущества. Владелец ценностей привлекается в этом случае по статьям 291 и 30 за покушение на дачу незаконного вознаграждения, если при передаче он преследовал цель совершения действия, желаемого им.

Заключение

Мотивом преступления выступает корысть. Если служащий принимает вознаграждение, чтобы впоследствии обратить его в пользу муниципального (государственного) органа либо учреждения, в котором он занимает соответствующую должность, потратить на удовлетворение общественных либо государственных нужд, состав деяния отсутствует. Гражданин не может привлекаться по данной статье к ответственности, если факт личной корысти не доказан. Обоснование вменяемых деяний возлагается на обвинителя.

Субъект рассматриваемого преступления специальный. Им является служащий, иностранный в том числе, лицо, занимающее пост в международной публичной организации. Некоторые авторы отмечают, что в последнее время статистика преступлений по рассматриваемой норме становится пугающей. Эксперты не исключают, что в скором времени будет принята ст. 290 УК РФ в новой редакции.