По окончанию контракта что должен получить военнослужащий. Увольнение по окончанию контракта вс правильно. Этапы увольнения по окончанию контракта

Н.А. НОВИКОВ

Н.А. Новиков, подполковник юстиции запаса.

Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих" статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством (п. 1 ).
Однако имеются особенности реализации статуса при обеспечении и восстановлении нарушенных прав военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в случаях продолжения военной службы после окончания срока контракта и исполнения судебных решений о восстановлении на военной службе.
В практике органов военного управления возникает вопрос о правовых последствиях периода военной службы после истечения срока контракта и статусе восстановленного на военной службе гражданина в данный период, а именно:
1. Является ли после окончания срока контракта гражданин военнослужащим, а период времени военной службой?
2. Распространяются ли на него после окончания срока контракта права, льготы и обязанности, предусмотренные для военнослужащих?
3. Является ли данное лицо после окончания срока контракта субъектом преступлений против военной службы и может ли быть привлечено к уголовной ответственности за данные преступления в этот период времени?
Согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" в контракте о прохождении службы закрепляются добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта (п. 2 ст. 32); условия контракта включают в себя обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах в течение установленного контрактом срока (п. 3 ст. 32).
Для правильного ответа на вышеприведенные вопросы необходимо рассмотреть правовую природу военной службы по контракту на основании принципа добровольности заключения контракта и недопустимости злоупотребления командованием правом на продление срока окончания военной службы.
Согласно Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе" контракт вступает в силу с момента его подписания должностным лицом и прекращает свое действие со дня заключения нового контракта, а также в иных случаях (п. 4 ст. 32).
Согласно Положению о порядке прохождения военной службы (далее - Положение) срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу (п. 8 ст. 4). В соответствии с п. 9 ст. 4 Положения контракт прекращает свое действие, в частности, со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы, в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
По общему правилу срок окончания военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту (военнослужащий - контрактник), т.е. день окончания срока контракта и день исключения из списков личного состава воинской части должны совпадать. В этих целях Положение обязывает командира (начальника) принимать решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта (п. 6 ст. 34 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. 8 ст. 9 Положения). Закон устанавливает командованию трехмесячный срок для выполнения обязанностей по проведению с военнослужащим всех необходимых мероприятий (производство бесед, расчет выслуги лет, прохождение ВВК и т.д.) в целях исполнения требований Закона о своевременности исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части именно в день окончания срока контракта.
Сроком окончания военной службы военнослужащих - контрактников, досрочно уволенных с военной службы, является день исключения их из списков личного состава части, причем приказ об исключении из списков личного состава части должен быть издан в течение трехмесячного срока с даты подачи рапорта с указанием основания и причины увольнения не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и п. 24 ст. 34 Положения.
Исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного ВВК негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно - врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках) (п. 15 ст. 34 Положения).
Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью удовлетворен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается (п. 16 ст. 34 Положения).
В связи с вышесказанным необходимо различать срок окончания военной службы военнослужащих - контрактников и срок окончания контракта, которые могут не совпадать. Например, после окончания срока контракта уволенный военнослужащий имеет право отсрочки окончания военной службы и не подлежит исключению из списков личного состава воинской части, когда находится на стационарном лечении, до окончания отпуска (п. 16 ст. 29 Положения); до проведения с ним всех необходимых расчетов (п. 16 ст. 34 Положения), т.е. в исключительных случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Правовые нормы, содержащиеся в ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. ст. 32, 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", ст. ст. 4, 9, 34 Положения, в их системном рассмотрении закрепляют обязанность командира (начальника) для окончания военной службы военнослужащего в случаях, не предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", издать приказ об увольнении и исключении его из списков личного состава воинской части не позднее дня окончания срока контракта, поскольку иное влечет необоснованные выплаты и неправомерное удержание гражданина на военной службе.
Таким образом, должностные лица органов военного управления обязаны осуществлять конкретные действия, связанные с увольнением военнослужащего с военной службы, в установленном в различных правовых документах порядке.
В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, дата исключения из списков личного состава воинской части, т.е. день окончания военной службы определяется датой убытия гражданина из военного комиссариата к месту военной службы, кроме случаев, предусмотренных п. п. 11 и 12 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В отношении военнослужащих - контрактников и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, существуют обязательные отсрочки окончания военной службы в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе": нахождение под следствием; нахождение в плену, в положении заложника, интернированного; в период безвестного отсутствия; в период участия в походе кораблей.
Военнослужащий - контрактник, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава части в день истечения срока его военной службы, закрепленный в контракте (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы), и не позднее чем через месяц со дня поступления в часть выписки из приказа об увольнении, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 11 и 12 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", п. 24 ст. 34 Положения. В данных нормах законодатель подчеркивает отличие правовой природы увольнения военнослужащих с военной службы от увольнения работника, поскольку Положением предусматривается издание при увольнении двух приказов: первый - приказ об увольнении военнослужащего с военной службы, который издается соответствующим должностным лицом, наделенным полномочиями, и второй - приказ об исключении уволенного военнослужащего из списков личного состава, который издается командиром воинской части, где проходит службу уволенный военнослужащий, на основании и во исполнение вышеуказанного приказа об увольнении.
В том случае, если командование за три месяца до окончания срока контракта или после подачи военнослужащим - контрактником рапорта об увольнении по состоянию здоровья и иным основаниям, предоставляющим ему право досрочного увольнения, не проводит бесед, не оформляет представления и не производит других действий, предусмотренных порядком увольнения, то независимо от причин (отсутствие финансирования, собственного жилищного строительства и т.д., за исключением конкретных случаев, указанных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") происходит незаконное ограничение права гражданина на увольнение с военной службы, что является неправомерным. Установленное законодателем ограничение, предусматривающее невозможность прекращения военной службы уволенного военнослужащего при отсутствии его согласия из-за отсутствия жилья (ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), является обязательным только для должностного лица, издающего приказ об исключении из списков личного состава воинской части. Таким образом, командир (начальник) органа военного управления, в котором проходит военную службу по контракту уволенный военнослужащий, обязан издать приказ об исключении его из списков личного состава не позднее трехмесячного срока с даты подачи рапорта с учетом п. 8 ст. 9 Положения, поскольку не имеет права отсрочки окончания военной службы.
Нормы, определяющие сроки военной службы, относятся к числу императивно определенных законом, но законодателем в специально определенных случаях прямо предусматриваются зачеты иных периодов деятельности в срок военной службы с предоставлением различного объема прав, льгот и ответственности военнослужащим, у которых окончился срок контракта (период нахождения под следствием, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и т.д.). Это значит, что сроки прохождения военной службы по призыву и контракту устанавливаются для всех военнослужащих Российской Федерации, а начало срока, его продолжительность, окончание не могут быть изменены по желанию командования, за исключением прямо предусмотренных законом случаев отсрочки увольнения и досрочного увольнения (п. п. 11 и 12 ст. 38 и ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
На основании изложенного военная служба возможна после истечения ее срока независимо от правомерности удержания гражданина на ней (в том числе после окончания этого срока при досрочном увольнении), поскольку законодателем закреплены как непосредственно периоды военной службы, так и иные периоды, приравненные к ней.
Однако указанные в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" случаи отсрочки окончания военной службы установлены законом и порождают не только права и льготы по истечении срока службы (контракта), но и обязанности с ответственностью в конкретных случаях: когда военнослужащий находится под следствием или арестом. Истечение срока контракта у военнослужащего, находящегося под следствием или арестом, не является основанием для прекращения уголовного преследования.
Во всех других случаях применение отсрочки окончания военной службы, т.е. увеличение периода военной службы после истечения срока контракта допускается законодателем исключительно в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов уволенного гражданина. Применение командованием отсрочки окончания военной службы в случаях, не предусмотренных в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", является неправомерным.
Судебная практика показывает, что органами военного управления права, свободы и законные интересы военнослужащих нарушаются не только в связи с неправомерным применением отсрочки окончания военной службы и увеличением периода военной службы, но и в связи с прекращением военной службы без достаточных к тому оснований, например при исключении уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия до обеспечения жилой площадью, при отсутствии нарушений условий контракта и т.д., поэтому актуальным является вопрос о правах и обязанностях граждан, восстановленных на военной службе по решению суда.
В ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено императивное требование о том, что в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих - контрактников причиненные им убытки возмещаются в полном объеме; эти лица восстанавливаются на военной службе в прежней должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания. Законодателем не определяется ограничений для восстановления прав уволенного гражданина в виде основания и причины увольнения, возраста, состояния здоровья, трудоспособности гражданина, а также не устанавливаются сроки восстановления, т.е. может быть восстановлен на военной службе гражданин, как ранее уволенный в связи с осуждением к лишению свободы при отмене приговора, так и уволенный в связи с невыполнением условий контракта или по другим основаниям, причем весь период без ограничения сроками исковой давности включается в общую продолжительность военной службы с даты необоснованного увольнения.
Неправильное понимание правовой природы окончания срока военной службы при увольнении военнослужащих с военной службы влечет ошибки при вынесении судом решения и исполнении органами военного управления решения суда о восстановлении на военной службе граждан - военнослужащих запаса. В Обзоре судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения, нарушающие их права и свободы, за 1994 г. высказаны принципиальные позиции, актуальные для практики военных судов и в настоящее время, которые нашли свое закрепление в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9. В Обзоре 1994 г. указано, что при разрешении жалоб в связи с незаконным увольнением военнослужащих (проходящих службу по контракту в качестве офицеров, прапорщиков и т.д.) необходимо исходить из следующего. В тех случаях, когда увольнение с военной службы признано судом необоснованным и военнослужащий подлежит восстановлению на военной службе, незаконными и недействующими с момента издания должны быть признаны оба приказа - об увольнении с военной службы и об исключении из списков личного состава части. В этом случае военнослужащий восстанавливается на военной службе в прежней должности с соответствующими правовыми последствиями.
Если увольнение военнослужащего было произведено на законных основаниях, а права уволенного военнослужащего были нарушены в результате несоблюдения установленного законодательством порядка увольнения (не предоставлен отпуск, не выплачены денежные средства и т.д.), незаконным должен признаваться лишь приказ об исключении увольняемого из списков личного состава части. При этом уволенный военнослужащий восстанавливается на военной службе временно, до устранения нарушений его прав, поскольку приказ о его увольнении с военной службы, как изданный на законных основаниях, не отменяется. Это действие подлежит обязательному исполнению, так как право на выплаты, отпуск и т.д. имеют лишь лица, на которых распространен статус военнослужащих со дня восстановления в списках личного состава части.
Приказ об исключении из списков личного состава части в таких случаях подлежит отмене, и после восстановления нарушенных прав уволенный военнослужащий исключается в установленном порядке с изданием нового приказа по части. Если у восстановленного военнослужащего к моменту повторного фактического увольнения возникло право на получение отпуска, он предоставляется в порядке, предусмотренном Положением, равно как и иные виды довольствия. Временные рамки нахождения восстановленного в списках личного состава уволенного военнослужащего законодателем четко определены: до полного устранения допущенного нарушения прав в течение месячного срока с момента получения судебного решения с сообщением в суд об этом. Если же в этот период командованием вновь производятся действия (бездействие) или принимаются решения, нарушающие права восстановленного, то он вправе обжаловать данные действия и решения в военный суд как вытекающие из военно - административных правоотношений.
В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 закреплена позиция, основанная на принципах равноправия сторон и состязательности: "В случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава и САМ (выделено автором) военнослужащий не ставит вопрос об этом восстановлении, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения".
Отсюда - принципиальный вывод о том, что если уволенный военнослужащий исключен из списков личного состава части с нарушением установленного порядка и сам ставит вопрос о восстановлении его в списках личного состава воинской части, то должно приниматься решение только об обязанности восстановить его в списках личного состава и изменить дату исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части до момента восстановления нарушенного права в полном объеме. Поскольку суд не вправе самостоятельно выходить за пределы требований жалобы и подменять предмет спора, то наличие неотмененного приказа об увольнении вышестоящего должностного лица не имеет правовых последствий и не препятствует восстановлению его нарушенных прав.
Если военнослужащий не заявляет в жалобе требование о восстановлении на военной службе или в списках личного состава части, то в случае отмены неправомерного приказа суд принимает решение о восстановлении конкретного нарушенного права (производства выплаты, выполнении действия и т.д.), но военнослужащему не выплачивается денежное довольствие и не производятся иные выплаты за период нахождения в необоснованном увольнении. Однако такое решение суд может вынести только в случае, если допущенное нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списках личного состава, в ином случае суд обязан в целях защиты интересов и охраняемых законом прав предложить заявителю на основании ст. 34 уточнить требования поданной жалобы.
В практике командования возникает вопрос о том, каким образом поступать с гражданином, уволенным с военной службы и находящимся в запасе, но восстановленным по решению суда на военной службе или в списках личного состава в связи с необеспеченностью по нормам жилой площадью или иными видами довольствия при условии его негодности к военной службе по состоянию здоровья, по предельному возрасту, отказа заключать новый контракт о прохождении военной службы и выполнять обязанности военной службы.
Для правильного разрешения данных ситуаций необходимо помнить императивное требование п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", где имеется исчерпывающий перечень оснований, при которых может быть продлена военная служба военнослужащему, у которого истек срок службы, и п. 4 ст. 32 данного Закона, где указано, что контракт прекращает свое действие со дня исключения военнослужащего из списков личного состава части, т.е. при восстановлении в списках личного состава или на военной службе уволенного военнослужащего действие ранее имевшегося и прекращенного контракта не возобновляется. Такого основания для продления военнослужащему срока контракта и военной службы и неисключения из списков личного состава, как невозможность своевременно выдать полагающееся при увольнении довольствие, в том числе обеспечить жилой площадью и т.д., федеральным законодательством не предусмотрено. Положением допускается возможность зачисления военнослужащего в распоряжение командира (начальника) до обеспечения положенными при увольнении видами довольствия без ограничения какими-либо сроками. (пп. "и" п. 2 ст. 13).
Данный вывод следует из судебной практики и требований законодательства о восстановлении на военной службе. Поскольку п. 2 ст. 32 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает добровольность поступления на военную службу по контракту, то при восстановлении на военной службе или в списках личного состава командование не вправе требовать заключения контракта и возложения на восстановленного гражданина обязанностей военной службы.
Неправильное понимание правовой природы восстановления уволенных военнослужащих на военной службе (в списках личного состава части) повлекло на стадии исполнения решения суда незаконное привлечение командиром части к уголовной ответственности уволенного военнослужащего подполковника запаса В., восстановленного решением суда в списках личного состава ЦВУ МО РФ для обеспечения жилой площадью. В частности, начальником ЦВУ МО РФ 19 апреля 2001 г. было незаконно возбуждено уголовное дело в отношении подполковника запаса В. по факту неявки на службу сроком свыше месяца, которое было прекращено военной прокуратурой (о судебном процессе рассказывалось в журнале "Право в Вооруженных Силах" N 2 за 2001, стр. 31, текст Постановления приводится в приложении к данной статье).
С гражданином, уволенным с военной службы и находящимся в запасе, но восстановленным по решению суда на военной службе или в списках личного состава в связи с необеспеченностью различными видами довольствия, в том числе жилым помещением, командование не вправе заключать контракт без его согласия, самовольно возлагать какие-либо обязанности, предусмотренные для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе привлекать к ответственности (уголовной, дисциплинарной и т.д.), поскольку с момента исключения из списков личного состава (издания нормативного акта приказа по части) произошло юридическое событие - факт увольнения военнослужащего, досрочное прекращение действия заключенного контракта и обретение им статуса военнослужащего запаса. Как административный акт приказ командира, изданный по решению суда о восстановлении военнослужащего запаса, придает ему статус уволенного военнослужащего исключительно в целях временного восстановления гражданина на военной службе и придания ему правового статуса уволенного военнослужащего для устранения допущенных ранее и возникших после увольнения нарушений его прав в период службы: предоставления отпусков, выплаты основного и дополнительного видов денежного довольствия, всех видов компенсационных выплат (за продовольственный паек, за вещевое имущество, за поднаем жилого помещения, за санаторно - курортное лечение, за проезд к месту отпуска и т.д.). При этом законодателем не устанавливаются ограничения для данных компенсационных действий по возрасту, состоянию здоровья, месту работы, уровню доходов, составу семьи гражданина, но четко определяются сроки, необходимые для восстановления нарушенного права.
Сроки для восстановления нарушенного права по решению суда определены в ст. 8 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (с последующими изменениями) и в ст. 239.8 ГПК РСФСР: в течение месяца со дня получения решения суда, если в самом решении не установлен иной срок, например, в соответствии с п. 3 ст. 211 ГПК РСФСР, - немедленное исполнение.
Однако проходит месячный срок со дня получения решения суда, а командование никаких мер не предпринимает, исполнительный лист, выданный судом и направленный в службу судебных приставов по месту дислокации органа военного управления, не реализуется, в результате уволенный гражданин удерживается на военной службе, чем фактически ему отказывается в легальной реализации права на труд, в выборе места работы, профессии, уровня заработной платы и т.д.
Такое основание для отказа в реализации права на обеспечение положенными видами довольствия и неисключение по истечении месяца из списков воинской части гражданина, ранее восстановленного по решению суда, у которого истек срок контракта, как невыплата задолженности по различным видам довольствия, а также невозможность предоставления жилой площади по месту службы из-за отсутствия собственного строительства, средств для безвозмездной финансовой помощи на ее приобретение и т.д., в мирное время не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы.
Повторное неисключение восстановленного военнослужащего из списков личного состава части по истечении месячного срока со дня получения воинской частью решения суда не может быть расценено как правомерная причина оставления его на военной службе (в списках личного состава части), влекущая необоснованные выплаты гражданину, не являющемуся субъектом воинских правоотношений и не обязанному исполнять условия ранее досрочно прекращенного контракта. Ни общие, ни должностные, ни специальные обязанности военнослужащего, проходящего службу по контракту, не могут возлагаться на уволенного военнослужащего и восстановленного судом гражданина - военнослужащего запаса, не заключившего нового контракта.
Суд при рассмотрении жалобы военнослужащего применяет закон и выражает свое мнение в виде судебного акта (решения), имеющего силу закона, который согласно ст. 13 ГПК РСФСР обязателен к исполнению для всех субъектов спорных правоотношений, всех государственных и иных органов, юридических и физических лиц.
Постоянное ненадлежащее финансирование Вооруженных Сил РФ не относится к числу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (непреодолимой силы), освобождающих должника - Министерство обороны РФ от исполнения обязательств по соблюдению прав военнослужащих, само по себе не устраняет допущенных в отношении конкретного военнослужащего нарушений условий контракта и не может служить основанием к неисполнению судебного решения о восстановлении нарушенных прав военнослужащего или поводом для неистребования средств, необходимых для выполнения решения суда, от вышестоящих довольствующих органов, обязанных также исполнять решение суда.
Необходимо помнить, что согласно ст. 13 ГПК РСФСР решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для всех государственных и иных организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 обязанность по обеспечению военнослужащих положенными видами довольствия в равной степени должна исполняться как командиром воинской части, непосредственно выдающим военнослужащим соответствующее довольствие, так и всеми иными вышестоящими органами и должностными лицами, на которых законом возложено выполнение соответствующих функций, связанных с обеспечением военнослужащих положенным довольствием. Ненадлежащее финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении законных требований военнослужащих. Затраты денежных и других материальных средств на обеспечение данных лиц являются ущербом, причиненным имуществу воинской части, который подлежит возмещению с виновных должностных лиц органа военного управления. Законом исключается возможность привлечения к уголовной ответственности военнослужащих после окончания срока контракта, реализующих в период военной службы право обязательной отсрочки окончания военной службы в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", или восстановленных по решению суда.
На основании законодательства о воинской обязанности и военной службе для военнослужащего и органа военного управления после окончания срока контракта могут возникнуть следующие правовые последствия:
1) контракт прекращает действовать со дня истечения срока контракта независимо от требования командования продолжить военную службу и отказа уволить (исключить из списков личного состава воинской части) военнослужащего;
2) отсрочка исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия допускается для продления периода военной службы в интересах защиты его прав при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";
3) неисключение уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части или непредставление документов на увольнение военнослужащего после окончания срока контракта и продление периода военной службы в случаях, не предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", является неправомерным;
4) неправомерное неувольнение (неисключение из списков личного состава воинской части) военнослужащего, у которого окончился срок контракта (в том числе досрочно) или который восстановлен по решению суда, предоставляет ему права, обусловленные военной службой в полном объеме;
5) затраты на выплаты военнослужащим, не исключенным из списков личного состава воинской части после окончания срока контракта при прекращении исключительных обстоятельств, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", или восстановленным по решению суда, являются необоснованным ущербом и подлежат взысканию с виновных должностных лиц;
6) военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности за воинские преступления после окончания срока контракта в случае отсрочки исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части без его согласия при продлении периода военной службы в интересах следствия согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе";
7) военнослужащий, неправомерно не представленный к увольнению по окончании срока контракта (в том числе досрочно) или уволенный, но не исключенный из списков личного состава воинской части при отсутствии исключительных оснований, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", а также восстановленный по решению суда до обеспечения жилой площадью и иными видами обеспечения, не является субъектом преступления против военной службы.
Не допускается привлечение к уголовной ответственности военнослужащих после окончания срока контракта, реализующих в период военной службы право обязательной отсрочки окончания военной службы в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", или восстановленных по решению суда для обеспечения нарушенных прав.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О прекращении уголовного дела без принятия
к производству
15 мая 2001 года г. Москва

Ст. помощник Московского городского военного прокурора полковник юстиции Притуляк А.М., рассмотрев материалы уголовного дела в отношении подполковника ЦВУ МО РФ Воробьева И.В.,
установил:
19 апреля 2001 года начальником Центрального вещевого управления МО РФ было возбуждено уголовное дело в отношении подполковника Воробьева И.В. по признакам преступления, предусмотренного , ч. 4 УК РФ.
28 апреля 2001 года материалы уголовного дела в отношении Воробьева поступили в Московскую городскую военную прокуратуру.
Изучением настоящего уголовного дела установлено, что 25 апреля 2000 года приказом начальника ЦВУ МО РФ Воробьев уволен в запас в связи с систематическим и существенным нарушением условий контракта в отношении его. Перед увольнением в запас Воробьев обратился к командованию с рапортом об обеспечении его жильем до исключения из списков личного состава части. В соответствии с п. 3 ст. 51 Федерального закона 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" на военнослужащих, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и льготы, предусмотренные законодательством РФ о статусе военнослужащих для военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона 1998 года "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.
Как разъяснено в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9 от 14.02.2000 года "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих", военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений по последнему месту службы при отсутствии их согласия на такое увольнение.
При таких данных командованию надлежало приостановить реализацию увольнения (исключения из списков части) Воробьева с военной службы для уточнения его волеизъявления по жилищному вопросу, что сделано не было. Он был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части без предоставления ему жилого помещения.
В октябре 2000 года Воробьев обратился в военный суд с жалобой на незаконные действия командования при его увольнении.
24 октября 2000 года Московский окружной военный суд своим определением признал действия начальника ЦВУ МО РФ, связанные с исключением заявителя из списков личного состава части без предоставления ему жилья, незаконными. Обязал начальника ЦВУ МО РФ отменить свои Приказы N 173 от 25 апреля 2000 года и N 180 от 26 апреля 2000 года, восстановить Воробьева И.В. в списках личного состава ЦВУ МО РФ до обеспечения его в соответствии с действующим законодательством жильем.
2 апреля 2001 года состоялся приказ начальника ЦВУ МО РФ, согласно которому Воробьев восстановлен в списках личного состава части и допущен к исполнению обязанностей по военной службе, при этом контракт о прохождении военной службы с ним не продлевался.
Как следует из постановления о возбуждении уголовного дела, Воробьев И.В. с момента издания приказа о восстановлении его в списках личного состава и допущении к исполнению служебных обязанностей на службу не является и без уважительных причин уклоняется от исполнения обязанностей по военной службе.
Принимая во внимание изложенное, следует прийти к выводу, что подполковник Воробьев И.В. на законных основаниях уволен с военной службы, при этом с 25 апреля 2000 года, т.е. с момента издания приказа о его увольнении, потерял статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту. Решением военного суда в связи с грубым нарушением Закона при его увольнении Воробьев И.В. восстановлен в списках личного состава части лишь для обеспечения его жильем. Приказ начальника ЦВУ МО РФ не является нормативным актом, восстанавливающим Воробьева на военной службе, данный приказ не изменяет его статуса уволенного с военной службы, а лишь восстанавливает его в списках личного состава части для обеспечения его нарушенных прав. Заключенный с Воробьевым И.В. контракт от 21.09.1998 года о прохождении военной службы утратил свою силу с момента его увольнения в запас, новый контракт о прохождении Воробьевым военной службы не заключался.
В связи с тем, что Воробьев И.В. не является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, он не является субъектом воинских правоотношений, в связи с чем уголовное дело в отношении его подлежит прекращению на основании " от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
" "
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
" "
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)

УКАЗ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237
" "
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ")

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9
" "
Право в Вооруженных Силах, N 4, 2002

Военнослужащие, расторгшие контракт, имеют право на получение материальных выплат и компенсаций. Количество таковых разнится: это могут быть единовременные выплаты или же премии за достойную службу. Подробнее о видах, размерах и основаниях получения в данной статье.

Скачать для просмотра и печати:

Выплаты военнослужащим-контрактникам при увольнении

Одна из причин увольнения военнослужащих граждан - окончание контракта, заключенного с ВС РФ. В данном случае нет необходимости писать рапорт об уходе, так как процедура окончания службы проходит в автоматическом режиме.

Выплаты и компенсации находятся в прямой зависимости от стажа военнослужащего: если меньше 20 лет, то получается 2 оклада, а если больше - 7 окладов.

Единовременные выплаты


Расторжение контракта и завершение военной деятельности влечет за собой право гражданина рассчитывать на единовременную денежную выплату. Основание - соответствующий приказ командира части об увольнении солдата.

Размер выплат находится в прямой зависимости от выслуги лет. Период стажа рассчитывается согласно календарю:

  1. Если стаж службы не превышает 20 лет, то выплата полагается в размере 2 ежемесячных окладов;
  2. Если же стаж военной службы свыше 20 лет, то компенсация выплачивается в размере 7 ежемесячных окладов.
Важно! Следует отметить, что итоговый размер компенсации может быть изменен, если солдат за время службы уже получал какие-либо выплаты и воинские награды РФ или же бывшего СССР.

Законодательством предусматривается возможность гражданина вернуться на военную службу. Тогда после повторного увольнения размер единовременной выплаты будет рассчитываться, исходя из общего стажа.

Не исключены случаи, когда военнослужащему не полагаются денежные выплаты, среди таковых отмечается:

  1. Если солдат во время службы был лишен своего звания;
  2. В ходе несения службы был привлечен к уголовной ответственности;
  3. Если у военнослужащего есть непогашенная судимость;
  4. Лицо, служащее по контракту, не выполняло обязанностей, прописанных в документе;
  5. Военнослужащий был недопущен к военной тайне.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

За должное исполнение своих воинских обязанностей

Военнослужащим также полагается ряд дополнительных выплат, среди которых отмечается компенсация за достойное исполнение своих обязанностей, прописанных в контракте. Размер данной выплаты может достигать 25% от текущей суммы оклада военнослужащего.

Итоговая величина зависит от должности, которую занимает гражданин, а также от имеющегося звания.

Данные выплаты называются премиальными. Основанием для их получения является приказ командира, в котором прописывается Ф. И. О. военнослужащего и причина для получения премии. Подобные денежные компенсации служат стимулирующим фактором к достойной и качественной службе.

Ежегодное пособие


Один из видов , который каждый год выплачивается после прохождения воинской службы. Размер соответствует сумме последнего ежемесячного оклада военнослужащего. Самая первая выплата производится в год увольнения.

На законодательном уровне выделяются ситуации, когда пособие не может быть выплачено:

  1. Когда солдат в процессе несения службы был лишен своего звания;
  2. Солдат, проходивший военную службу, был признан виновным в совершении противоправного действия и был привлечен к уголовной ответственности;
  3. Если гражданин не выполнил прописанные в контракте обязанности;
  4. В случаях, когда военнослужащий был недопущен к военной тайне.
На заметку! Граждане, несущие службу по контракту, уволенные вследствие травмы, заболевания или группы инвалидности, при наличии которых дальнейшее продолжение военной службы невозможно, вправе рассчитывать на единовременную компенсацию. На данный момент она достигает 2 миллионов рублей.

Выплаты при увольнении из армии по оргштатным мероприятиям


Военнослужащие, которые разрывают контракт с ВС РФ вследствие организационно-штатных мероприятий, также имеют право получить единоразовую денежную выплату.

Наиболее часто данная процедура встречается в женских военных частях, когда они уходят в отпуск по уходу за малышом. Размер компенсации также зависит от выслуги лет и варьируется от 10 до 20 окладов.

Таким образом, военнослужащие, прекратившие служебную деятельность вследствие окончания действия контракта, имеют право на получение материальных выплат. Размер полностью зависит от стажа службы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.


Военные могут претендовать на помощь от государства: получить квартиру, иное жилье, льготы при кредитовании (ипотеке), медицинские, оздоровительные и реабилитационные услуги. Это возможно даже после окончания контракта.

При этом необходимо иметь совокупность оснований. В основном это касается выслуги лет и звания, которые имеют далеко не все. Все же если для некоторых льгот есть основания, то желательно знать правила увольнения со службы.

Основные понятия, законодательство

Есть служба по призыву (принудительная) и по контракту. Сроки первой четко регламентированы законодательством. Это обязанность граждан, поэтому привилегий она не дает почти никаких (кроме выплат по инвалидности, если это случилось на службе и подобного).

Контракт подразумевает исполнение обязанностей воинского характера согласно условиям, и на основаниях, предусмотренным в нем. Соглашение заключается между военнослужащим и МО либо военизированным ведомством (ФСБ, МВД).

Основные законы по данному вопросу: ФЗ №53 «О воинской обязанности…», ФЗ №76 «О статусе военнослужащего» (ст. 23), «Положение о порядке прохождения…» №1237, ФЗ №306 «О денежном довольствии…»», Приказы № 2700 «О Порядке обеспечения …»» и №100 «Об организации…» (ст. 22, 23, 25).

Что это такое

Увольнение военнослужащего по окончанию контракта – это прекращение его обязанностей по выполнению предусмотренных соглашением функций. Оно являет собой ряд мероприятий (выплата пособий, активизация льгот).

Разорвать отношения можно и до выхода на пенсию. Но большинство имеют своей целью уволиться так, чтобы сразу получить военную пенсию – только в этом случае они используют наибольший объем причитающихся им привилегий.

Военнослужащие увольняются в запас или в отставку (достижение предельного возраста, то есть, пенсия, или признание негодным).

Основания

Рассмотрим окончание периода, на который был оформлен договор, и все случаи его расторжения (прекращения). Основные положения описаны в ФЗ №53 ст. 51.

Инициатива командования (по несоблюдению условий контракта)

Начальство может применить освободить лицо от должности в таких случаях:

  • действия, которые дают основания для утраты доверия;
  • несоблюдение условий договора;
  • нарушения ограничения на занятие определенной деятельностью (перечень есть в ФЗ №53);
  • приговор к лишению свободы или условно за умышленное преступление или по неосторожности, а также запрет судом занимать определенные воинские должности;
  • отчисление из военно-образовательных организаций;
  • прекращение гражданства или приобретение такового иностранного государства;
  • грубое дисциплинарное нарушение (список в п. 2 ст. 28.5 ФЗ №76). Это могут расценить как грубый проступок;
  • строгий или обыкновенный выговор, если уже есть хотя бы одно дисциплинарное наказание;
  • в связи с лишением воинского звания.

По инициативе служащего

Военнослужащий вправе разорвать договор по собственном желанию в таких случаях:

  • систематичные и грубые нарушения со стороны руководства;
  • семейные обстоятельства;
  • назначение на выборные или государственные должности.

Лицо может уволиться само по заключению аттестационной комиссии досрочно (по собственному желанию), если у него есть уважительные причины.

Независящие от воли сторон обстоятельства

Всегда есть возможность возникновения факторов, независящих от сторон, которые ведут к увольнению, например такие:

  • состояние здоровья;
  • организационно-штатные мероприятия;
  • предельный возраст;
  • окончился срок договора.

Видео: Окончание контракта

Досрочное увольнение контрактника

Отдельно в ФЗ №53 ч. 2 ст. 51 предусмотрены основания для освобождения от занимаемых должностей именно контрактников.

Некоторые из них такие же, как и указаны выше, поэтому, чтобы не повторяться, перечислим не описанные нами выше:

  • перевод в органы ВД, Нацгвардию, противопожарные части, в уголовно-исполнительные органы или на таможню;
  • отказ или лишение допуска к гостайне;
  • не прохождение испытания;
  • в связи с нарушением специальных требований во время работы в ФСБ, госохране;
  • перевод на государственную федеральную работу;
  • непрохождение экспертиз на предмет наличия в организме психотропных или наркотических веществ, их метаболитов, а также совершение административного нарушения, связанного с ними или с иными потенциально опасными психоактивными веществами, если нет назначения врача.

Причины в виде семейных обстоятельств и утрата доверия

Расшифруем более детально эти причины таблицей:

Семейные обстоятельства (п. В ч. 3 ст. 51 ФЗ 53) Утрата доверия (ч. 1 п. д1 ст. 51 ФЗ 53)
Невозможность пребывания члена семьи по медпоказаниям в районе, где проходит служба, и если нет возможности перевестись к новому месту, благоприятному для жизни родственника Не предотвращение конфликта интересов, коррупционные нарушения;
Изменение места и переезд семьи Нарушения при предоставлении данных о своем имущественном положении и членов семьи,
Уход за близкими родственниками при наличии заключения медико-социальной экспертизы Предпринимательская деятельность, участие на платной основе в коммерческих организациях, кроме случаев, установленных в законе,
Уход за несовершеннолетним, если нет матери или отца Участие в негосударственных некоммерческих зарубежных организациях
Опекунство или попечительство несовершеннолетних родных брата или сестры
Невозможность пребывания члена семьи по медпоказаниям в местности, где проходит служба и невозможность перевода в иное место
В связи с переездом на новое место одного из супруга – военнослужащего связанным с необходимостью переезда

Порядок

Алгоритм прекращения договора достаточно простой: рапорт, если причинами процедуры является желание гражданина или независящие от него обстоятельства, или приказ командования, если есть нарушения со стороны контрактника.

После рапорта обязательным есть проведение некоторых дополнительных действий:

  • рапорт изучается начальством (подается за 1 мес. до увольнения);
  • происходят мероприятия по проверке указанных в документе причин: могут назначить аттестационные меры, медицинское освидетельствование;
  • при положительном решении заявителя исключают из списков личного состава;
  • контрактник получает обходной лист;
  • одновременно проводят с ним расчет по всем вопросам денежного довольствия;
  • оформляют необходимые документы и передают их в военный комиссариат по месту регистрации;
  • получение приказа и подписание его;
  • получение трудовой книжки;
  • могут затребовать справку 2-НДФЛ для начисления пенсионных выплат.

Стандартный пакет подаваемых документов такой: рапорт, медицинские справки, личная карточка, заявления и другие справки, необходимые для начисления пенсии и влияющие на ее размер.

Рапорт

Этот документ подается в частности в таких случаях (пункты указаны из ст. 51 ФЗ №53):

  • по окончанию срока (п.1 пп. Б);
  • по собственному желанию (п. 6);
  • по предельному возрасту, который составляет от 50 до 65 лет (женщины – 45) при стаже в 25 лет (для правоохранителей – 20), из которых служба не меньше 12. Возраст указан в ст. 49 ФЗ №53;
  • не прошедшего испытательный период (п. 2 пп. Е);
  • по семейным обстоятельствам.
Срок рассмотрения рапорта составляет 1 мес. С возможностью продления, но не более чем на 1 мес.

В документе указывают: причины увольнения, подтверждающие это обстоятельства и документы (они прилагаются), был ли гражданин обеспечен жильем, куда следует направить его дело, есть ли необходимость в медицинском освидетельствовании.

Что положено

Перечислим, что положено военнослужащему со стандартными параметрами: выслуга – 20 лет, участие в накопительной системе, офицер, контракт окончен.

Гражданину положено следующее согласно ФЗ №306:

  • 2 оклада единоразово (ч. 3 ст. 3 ФЗ №306);
  • право использовать накопления на именном счете на покупку или строительство жилья (п. 1 ст. 10 ФЗ №117);
  • право на пенсию, так как есть необходимая выслуга – 20 лет (ст. 18 ФЗ №4468-1). Порядок исчисления выслуги установлен Постановлением №941.

Выплаты

Перечень выплат такой:

  • выслуга 20 лет – 2 оклада; более 20 – 7 окладов;
  • единовременное пособие может быть увеличено на 1 оклад, если есть награды;
  • премия до 25% ежемесячного довольствия назначается по соизволению непосредственного командования;
  • материальная помощь, если она не была получена в текущем году;
  • если гражданин получил травму или заболевание на службе, которая привела к негодности для ее прохождения, то ему выплачивают пособие в сумме до 2 млн. руб.

Пособие не выплатят в следующих случаях:

  • лишения звания;
  • лишение свободы приговором суда, а также условный срок;
  • невыполнения условий договора;
  • лишения допуска к гостайне

Отпуск

В год освобождения и перед исключением из личного состава в/ч гражданину должны предоставить все не использованные отпуска и сутки отдыха.

Правила расчета содержатся в ст. 29 Указа №1237 «Вопросы прохождения…». Формула такая: дни основного отпуска делятся на 12, результат умножается на количество полных месяцев службы (допускается округление в сторону увеличения).

Для получения единовременного пособия необходима выслуга от 20 лет. Если ее нет, то можно рассчитывать только на премию (зависит от решения начальства) и на ежегодную материальную помощь. Размер выплат зависит от окладов, которые в свою очередь зависят от воинского звания и выслуги, а также от специфических условий (нахождение на Крайнем Севере).

Мой муж раньше служил в армии по контракту. Он планировал в дальнейшем устроиться на гражданскую работу, а пока, для оплаты ипотеки, мы решили, что он пойдет служить контрактником.

Срока заключенного соглашения составлял три года, и в течение этого времени он мог пользоваться различными привилегиями, и получать все, положенные трудовым законодательством льготы. Казалось бы никаких сложностей в будущем нас не ожидает, однако на практике все оказалось иначе.

В 2019 году срок контракта подошел к концу, и мужу предстояло увольнение с военной службы. Кода это день настал, в качестве обязательной выплаты военнослужащему при увольнении по окончанию контракта, супругу выдали только довольствие за последний месяц.

Несмотря на стандартное регулирование трудовых отношений в военной сфере, категория контрактников является отдельной группой лиц, на которых нормы трудового права распространяются только частично.

Прежде чем начать разговор о порядке увольнения таких граждан, стоит отметить периоды, на которые может заключаться обычный контракт:

  • один год;
  • три года;
  • пять лет;
  • десять лет.

Данные периоды стандартные, однако, есть еще и другие, которые зависят от внешних факторов. К примеру, срок контрактной службы может быть ограничен предельным возрастом в 45 лет, а может составлять неопределенное число месяцев или лет.

При наличии чрезвычайных обстоятельств, время действия контракта может исчисляться несколькими месяцами (до года).

В каких случаях контракт оканчивается не сразу

Последний день, указанный в соглашении, является датой, когда контрактника исключают из списков воинского подразделения, и он становится гражданским лицом. Процесс осуществляется в стандартной ситуации, однако бывают и исключения:

  • женщина, служащая по контракту находится в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком;
  • служащий находится на лечении в стационаре;
  • военный пребывает в длительном плавании;
  • человек числится умершим или пропавшим без вести;
  • военный находится в плену, захвачен заложником, участвует в военных сражениях на территории другой страны;
  • контрактник помещен под стражу или на гауптвахту.

Если ни одного из перечисленных оснований нет, контракт прекращает свое действие, а гражданин увольняется из армии.

Порядок и особенности увольнения контрактника

От каждого участника трудовых отношений требуется четкое соблюдение процедуры направления сотрудника в отставку. Возможные ошибки кадровиков могут привести к серьезным осложнениям для работодателя и самого работника. Речь идет о возможном восстановлении уволенного лица на службе или о выплатах дополнительных сумм.

Действия командования

Со стороны командования должны выполняться следующие действия, чтобы избежать нарушений:

  1. Сбор информации и данных о прохождении гражданином службы, включая подтверждение всех периодов службы и информации о выслуге лет. Эти сведения требуется сообщить увольняющемуся лицу.
  2. Проведение беседы с контрактником, основные моменты которой, документируются. Все участники разговора ставят личную подпись на документе по завершению общения. Документ приобщается к личному делу.

Важно сказать, что если командир желает продлить сотрудничество с подчиненным на новый период, то данная информация должна быть озвучена за три месяца до завершения контракта.

Действия со стороны военнослужащего

Что касается контрактника, то до момента завершения действия документа, он продолжает исполнять свои обязанности. Самовольный невыход может стать причиной привлечения к дисциплинарной ответственности.

Чтобы избежать такой проблемы, стоит сначала удостовериться, что командованием был подписан приказ об увольнении. Кроме того, гражданину должны быть выплачены все положенные суммы.

Если военный желает и дальше проходить службу по контракту, но уже на более высокой должности, ему представить пройти курсы переподготовки военнослужащих непосредственно перед увольнением. Только в случае переобучения, с военным будет заключен новый контракт.

Какие последствия может иметь окончание контракта

Завершение соглашения имеет для контрактника большое значение. Наступление последнего дня совпадает с прекращением учета стажа для получения жилищных льгот и прерывание выплаты денежного довольствия.

После выхода на «гражданку», гражданину полагаются выплаты:

  • 2 оклада, если срок службы до 20-ти лет;
  • 7 окладов, когда период превышает 20-ть лет.

Еще один оклад положен лицам, которые имеют почетные звания и госнаграды. За добросовестное отношение, контрактникам полагается премия в три оклада. В случае нарушения прав военного, гражданин имеет право оспорить такое решение в течение трех месяцев и получить все положенные компенсации.

Заключение

Моя статья была посвящена тому, какие выплаты полагаются при завершении контракта и каков порядок этой процедуры. В целом можно сказать, что процедура носит стандартный порядок, описанный в трудовом кодексе, а объем положенных выплат напрямую зависит от выслуги лет.

Граждане страны, которые выбрали своей профессией защиту Родины, служат в армии на добровольной основе, заключая срочный или бессрочный контракт. По завершению очередного срочного контракта военный вправе заключить новый, если его возраст или состояние здоровья позволяют в полном объеме выполнять поставленные задачи, либо уволиться из армии. В зависимости от выслуги, увольнение по окончанию контракта военнослужащего дает ему право пользования льготами, список которых определен законодательно.

Основной закон, регламентирующий права и обязанности всего населения страны - это Конституция государства. Федеральные законы, Указы Президента, Уставы и приказы Минобороны опираются на нормы Конституции, и не могут ущемлять права и свободы людей. Вопросы приема должностных лиц на службу и регламент их увольнения прописан в:

  • ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Указе Президента «Вопросы прохождения военной службы»;
  • ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Расторжение военного контракта возможно по оговоренным законом причинам, связанным:

  • с истечением срока;
  • с возрастом или здоровьем военнослужащего;
  • по его собственной инициативе;
  • по решению командования воинских частей.

В случае возникновения споров, связанных с законностью увольнения, сумм, подлежащих выплате, а также вопросов пенсионного и жилищного обеспечения, военнообязанный имеет право направить жалобы в органы прокуратуры и судебные инстанции.

Порядок оформления увольнения

Если военнослужащий принял решение не заключать следующий контракт, а уволиться по окончании текущего, он должен уведомить вышестоящее руководство, написав соответствующий рапорт. Если в нем содержится просьба о прохождении ВВК, то военный направляется в соответствующее лечебное заведение.

Важно! По результатам медицинского обследования определяется категория годности к дальнейшему прохождению службы на тот случай, если увольняющийся планирует со временем возобновить службу в армии или иных силовых структурах.

Если состояние здоровья, согласно ВВК, не позволит продолжить/возобновить службу, военный обретет право на расширение списка пенсионных и социальных льгот, и получит дополнительные выплаты.

Командир части издает приказ об увольнении, на основании которого производится окончательный денежный расчет и выдача всех сопроводительных документов.

Выплаты по окончанию контракта

По завершению срока действия контракта в рамках материальной поддержки военнослужащего ему положены денежные выплаты:

  • в случае общей продолжительности службы менее 2-х десятилетий государство выплатит двукратный размер оклада денежного содержания;
  • прослужившие более 20-ти лет военные по увольнению получат уже семикратный размер денежного содержания.

Отметка о произведенной выплате и ее сумме ставится в личном деле уволенного контрактника.

Если на момент увольнения военнообязанный не имел взысканий, и добросовестно выполнял свой долг, помимо выданных 2-х или 7-ми окладов, ему выплачивается:

  • премия за эффективное исполнение служебных обязанностей;
  • ежегодная матпомощь пропорционально количеству месяцев, которые увольняющийся контрактник прослужил в текущем году;
  • компенсации за переработки, дежурства и неиспользованные отпуска.

Если военный имел право на другие поощрения и иные доплаты, ему выплачивается премия за последний месяц службы.

Важно! Полученные во время службы травмы или ранения, мешающие дальнейшему выполнению обязанностей, дают право на получение единовременного пособия в размере 2-х млн. рублей.

Вопросы предоставления жилья

Военный, проживающий во время контрактной службы на служебной квартире, обязан освободить жилое помещение после увольнения. Перечень военнослужащих, имеющих право на помощь государства в решении жилищного вопроса, определен Федеральным законодательством. Если срок окончания контракта совпал:

  • с достижением предельного возрастного ценза;
  • с признанием военного не годным к дальнейшей службе;
  • с сокращением его должности.

В этих случаях при общем стаже службы 10 и более лет, государство обязано обеспечить жильем военного, который состоит на учете в статусе нуждающегося в улучшении жилищных условий. Помощь государства может быть оказана путем:

  • безвозмездного выделения жилого помещения в собственность;
  • предоставления жилья по договору соцнайма;
  • выделения целевых денежных средств на строительство или покупку.

Военнослужащие, прослужившие в армии более 2-х десятилетий, и уволившиеся по любым основаниям, обеспечиваются жильем или субсидией на его приобретение. До момента вселения в собственное жилье состоящие на учете военнослужащие и их семьи получают материальную компенсацию за найм жилья.

Военная ипотека

Увольнение из армии служит причиной для исключения гражданина из реестра. Воспользоваться средствами, накопленными на индивидуальном счете, могут отставники, отслужившие более 20-ти лет. Если срок службы составил от 10-ти до 20-ти лет, право на накопления имеют те, кто был уволен по:

  • предельному возрасту;
  • состоянию здоровья;
  • оргшатным мероприятиям;
  • семейным обстоятельствам.

Таким образом, государство старается заинтересовать граждан в более длительных сроках контрактной службы.

Если вы уже имеете опыт увольнения по окончанию срока контракта, пишите в комментариях. С какими проблемами вам пришлось столкнуться, в полном ли объеме были выплачены компенсации, сохранилось ли право на получение жилья? Вопросы можете задать в блоке комментариев.

Консультация юристов по военному праву

Консультация юристов и адвокатов-юристов по военному праву осуществляется круглосуточно и без выходных. Задайте вопрос по военному праву.

Что положено военнослужащему при увольнении по окончанию контракта?

Здравствуйте. У меня закончился срок контракта (3 года), документы отправили на увольнение из рядов ВС. Что положено мне, рядовому после первого контракта по увольнению прежде чем я подпишу все соответствующие бумаги?

Ответы юристов (1)

​ Согласно ФЗ РФ от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Приказа МО РФ № 2700 от 30 декабря 2011 г. «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием»: Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие (далее в настоящем разделе – пособие) в следующих размерах: - при общей продолжительности военной службы менее 20 лет – два оклада денежного содержания

По общему правилу срок окончания военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, то есть день окончания срока контракта и день исключения из списков личного состава воинской части, должны совпадать. В этих целях Положение обязывает командира принимать решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта (п. 6 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 8 ст. 9 Положения). Закон устанавливает командованию трехмесячный срок для выполнения обязанностей по проведению с военнослужащим всех необходимых мероприятий (производство бесед, расчет выслуги лет, прохождение ВВК и т.д.) в целях исполнения требований Закона о своевременности исключения уволенного военнослужащего из списков личного состава воинской части именно в день
окончания срока контракта. Сроком окончания военной службы военнослужащих - контрактников, досрочно уволенных с военной службы, является день исключения их из списков личного состава части, причем приказ об исключении из списков личного состава части должен быть издан в течение трехмесячного срока с даты подачи рапорта с указанием основания и причины увольнения не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 24 ст. 34 Положения. В соответствии с ст. 9, п. 8. Командир (начальник), который вправе заключать контракт с военнослужащим, желающим заключить новый контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта. П. 9. Для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключать с ним новый контракт, до окончания срока предыдущего контракта.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Порядок увольнения военнослужащих по окончанию контракта

Отношения военнослужащих регулируются специальным законодательством. На категорию контрактников распространяются нормы трудового права только частично. Продолжительное пребывание на воинской службе даёт немало привилегий и льгот. Во избежание их потери необходимо соблюдение всех формальностей даже при увольнении с военной службы по окончанию контракта.

Когда контракт считается оконченным?

Контрактники принимаются в ряды российской армии на периоды:

  • Один год;
  • Три года;
  • Пять лет;
  • Десять лет;
  • срок, ограниченный предельным возрастом (от 45 лет);
  • неопределенное время (до 45 лет);
  • менее 12 месяцев в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.

По истечении срока, на который оформлено соглашение, происходит исключение из списков воинского подразделения. Процесс исключения происходит одновременно с наступлением последнего дня несения службы за исключением случаев:

  • нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком;
  • пребывания на стационарном лечении;
  • участия в длительном плавании;
  • исчезновения до признания безвестно пропавшим, умершим;
  • пленения вражескими войсками, захвата заложником, участия в вооруженном конфликте на территории другого государства;
  • нахождения под стражей с содержанием на гауптвахте или под наблюдением командования части.

Важно : увольнение по истечении срока договора применяется, когда нет иных оснований для ухода (совершение дисциплинарных проступков, признания не годным к службе в вооруженных силах).

Процедура увольнения

Как для увольняемого, так и для работодателя важно соблюсти всю процедуру направления в запас или отставку. Допущенные кадровой службой ошибки влияют на следующее: дают возможность восстановиться на работе и получить компенсацию уволенным с нарушением порядка.

Действия командования части

Уволить военнослужащего необходимо, издав соответствующий приказ командиру подразделения. До издания локального документа законодательство обязывает работодателя произвести следующие действия:

  1. Собрать все данные о прохождении службы, запросить документальное подтверждение всех периодов нахождения в рядах вооруженных сил, просчитать выслугу лет. Полученный результат сообщить увольняемому, выяснить будут ли возражения относительно посчитанных периодов для выслуги, и принять решение при поступлении обоснованных возражений.
  2. Командир проводит беседу, основные моменты которой отражаются на листе беседы. Участвующие в данном мероприятии стороны подписывают лист. Он приобщается к личному делу.

Следует заметить: при желании командира продлить сотрудничество с подчиненным на новый срок, он должен принять решение о заключении нового соглашения за три месяца до окончания контракта.

Увольнение по рассматриваемому основанию не предусматривает привлечение аттестационной комиссии, командир единолично решает данный вопрос.

Когда решается вопрос об увольнении сотрудника женского пола, нужно иметь в виду запрет на увольнение беременной женщины и необходимость продления контракта.

Действия военнослужащего

Военнослужащий продолжает нести службу до момента исключения его из списков. Оставлять своё место военному работнику нельзя, даже если наступила дата окончания правоотношений с работодателем. Самовольный невыход будет расцениваться как оставление места службы с последующим привлечением к дисциплинарной ответственности.

Во избежание подобной ситуации необходимо удостовериться в наличии приказа командира подразделения. Перед исключением из списков увольняемого из части обязаны снабдить продовольствием, произвести денежные выплаты.

Если гражданин впоследствии рассматривает вариант возвращения в ряды вооруженных сил до достижения им предельного возраста, он направляется на военно-врачебную комиссию. Признанных негодными к дальнейшей службе военных направляют в отставку, успешно прошедших обследование увольняют в запас.

Составление рапорта

Не менее чем за 4 месяца до даты окончания соглашения военнослужащий вправе подать рапорт о заключении нового контракта с ним. Кадровая служба (орган, отвечающий за комплектование части) должны отследить наступление нужного срока и предложить написать рапорт.

Пункт 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента № 1237, говорит об отсутствии необходимости в составлении рапорта на увольнение. Считается, что согласие не спрашивается при увольнении по окончании действия контрактных отношений. Однако прямого запрета на написание рапорта закон не содержит.

На этом основании командир не лишен права запросить данный документ у подчиненного, планирующего уход, особенно при отказе продолжить сотрудничество. В таком случае можно использовать образец рапорта на увольнение.

Срок окончания контрактных отношений не соблюдается при досрочном увольнении, в том числе по собственному желанию. В этом случае подача рапорта обязательно должна состояться за 30 дней до предполагаемой даты ухода.

Последствия окончания контракта

Окончание контрактных отношений неизбежно влечет последствия для военнослужащего. Стаж, необходимый для получения жилищных льгот, денежных пособий прерывается. Что положено служившему в российской армии контрактнику после выхода на «гражданку»?

«Выходное пособие» для военных

Командование части осуществляет выплаты при увольнении сослуживца в виде:

  • 2 окладов, когда срок службы составляет менее 20 лет;
  • 7 окладов при превышении 20-летней выслуги.

К указанному единовременному пособию прибавляется еще сумма одного оклада тем, кто был удостоен почетного звания или государственных наград.

Эффективное выполнение своих обязанностей и добросовестное отношение гарантируют военным контрактникам получение дополнительной премии в размере трех окладов.

Военная ипотека

Служащие в вооруженных силах обеспечиваются жилыми помещениями:

  • Путём выделения им субсидии;
  • С помощью ипотечного кредитования.

Программа военной ипотеки НИС рассчитана на 20 лет служения отечеству, выдача кредита осуществляется контрактниками, договоры с которыми заключаются на 3 года и более.

Если расторжение контракта происходит раньше срока окончания ипотечного кредита, то уволившийся самостоятельно продолжает гасить оставшуюся задолженность перед банком. Это важно понимать при принятии решения не продолжать службу.

Тем, кто непрерывно числился в списках больше двадцатилетнего срока и нуждается в улучшении жилищных условий, получает субсидию на приобретение жилья (сертификат) без использования ипотечного займа.

Что делать при нарушении порядка увольнения?

На практике некоторые военнослужащие сталкиваются с проволочками в процедуре увольнения. Приказ готовится с опозданием, либо исключение из списков личного состава происходит несвоевременно. Какие в таком случае действия необходимо предпринять:

  1. Обратиться к командиру части;
  2. При отсутствии решения вопроса – к вышестоящему командованию;
  3. Далее в военную прокуратуру.

Если при увольнении имелись нарушения закона в части обеспечения жильем или осуществления выплат нужно подготовить заявление в военный суд. Обжалование приказа об увольнении происходит в течение 3 месяцев.

Военная ипотека при увольнении по окончанию контракта

13.08.2017 Военная ипотека 2,184 Просмотры

В ситуации увольнения, связанной с окончанием контракта, человек, состоящий на военной службе, являющийся участником НИС и имеющий выслугу менее 20-ти лет, утрачивает право на получение государственного жилья. Весь объём накоплений, выделяемых из бюджета, при этом аннулируется.

В текущем году закон о накопительно-ипотечной системе подвергся существенным изменениям. Вступившие в силу поправки, создают возможность для восстановления накоплений. Сделать это можно снова обретя статус военнослужащего, т.е. ранее уволенные «без права», однако без дискредитации, при условии подписания очередного контракта о принятии на военную службу, смогут претендовать на то, чтобы восстановить уже накопленную денежную сумму.

Обратите внимание! Получить достоверную и наиболее исчерпывающую информацию по данной проблеме можно, обратившись за консультацией к юристу. Сам же порядок восстановления накопленных средств указан в соответствующих подзаконных актах.

Порядок увольнения, связанного с окончанием контракта, при выслуге, превышающей 20 лет

Накопленные средства, которые были выделены государством, возвратить невозможно.

В случае если жильё было приобретено, обременение в пользу государства со стороны Росвоенипотеки будет снято после того, как поступит информация от регистратора, т.е. уже по увольнению с военслужбы. При этом задолженность, связанная с возможной переплатой по кредитному займу, должна отсутствовать.

Если же приобретение недвижимости произошло по Военной ипотеке, то окончательно рассчитываться по кредитному займу бывший военнослужащий должен самостоятельно. Обременение банка будет снято при окончательном погашении тела кредита и начисленных процентов.

Порядок увольнения, связанного с окончанием контракта, при выслуге, составляющей менее 20-ти лет

В ситуации подобного увольнения участник накопительно-ипотечной системы исключается «без права», что подразумевает под собой обязательное возвращение государству всей суммы, выделенной из федерального бюджета.

Если недвижимость не была приобретена, Росвоенипотека направляет все накопления обратно в бюджет. При вероятном подписании нового контракта о принятии на военную службу, участник НИС получает право на восстановление средств (прим. – если увольнение произошло по дискредитирующей статье, восстановление предыдущих накоплений не представляется возможным).

Если покупка недвижимости была осуществлена по Военной ипотеке, то уволенный участник НИС приобретают двух «кредиторов». Первым «кредитором» становится банк, которому необходимо будет вернуть ипотечный долг. Вторым «заимодателем» является государство (а именно –Росвоенипотека), перед которым следует погасить долг согласно с договором целевого жилищного займа, включая стартовый взнос и все последующие кредитные платежи.

Сколько окладов выплачивается военнослужащему при увольнении

Вопрос: Здравствуйте! Скоро планирую уволиться из ВС. Подскажите при каких условиях и в каком размере мне будет положено единовременное пособие при увольнении?

Ответ: Данный вопрос регулируется, прежде всего, Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», а именно частями 3, 4 статьей 3 названного ФЗ.

Если говорить о размере пособия при увольнении (далее ЕПУ), то оно рассчитывается в количестве ОДС (в один ОДС входит ваш оклад по званию и оклад согласно штатной должности на которой вы служите).

Выплачивается ЕПУ в следующих размерах (при увольнении по основаниям кроме названных ниже):

- если ваша общая продолжительность военной службы составляет менее 20 лет, то ЕПУ составит 2 оклада денежного содержания (ОДС);

Если выслуга 20 лет и более, то ЕПУ будет равно 7 окладам ОДС.

Кроме того, если военнослужащий был удостоен в период службы государственных наград СССР или государственных наград Российской Федерации, в том числе удостоенным почетного звания СССР или почетного звания Российской Федерации, то размер ЕПУ увеличивается на 1 ОДС.

Тем не менее, существуют и условия, при которых ВП пособие не будет выплачено военнослужащему. Такое произойдет если увольнение произошло:

1. В связи с тем, что военный был лишен воинского звания;

2. В связи с тем, что вступил в законную силу приговор суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

3. В связи с тем, что вступил в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

4. В связи с тем, что военнослужащий был отчислен из военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться;

5. В связи с тем, что вступил в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

6. В связи с переходом военнослужащего на службу в ОВД, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

7. В связи с невыполнением условий контракта;

8. В связи с тем, что военному отказали в допуске к государственной тайне или лишили указанного допуска;

9. В связи с тем, что вступил в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

10. При увольнении с формулировкой, «как не выдержавшего испытание»;

11. В связи с несоблюдением ограничений, нарушением запретов, неисполнением обязанностей, связанных с прохождением военной службы. Ограничения и запреты, содержатся непосредственно в пункте 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»;

12. В связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

13. В связи с утратой доверия к военнослужащему

Таким образом, следует что ЕПУ - это такое пособие, которое выплачивается только в случае, если в приказе о вашем увольнении нет ни одного из вышеперечисленных «отрицательных» оснований для увольнения.

Какие выплаты положены при увольнении военнослужащим?

Некоторые граждане не знают, какие по закону положены выплаты военнослужащим при увольнении. Интересно, что при этом большинство уверены, что причисляющиеся суммы денег должны быть выплачены в последний рабочий день. Что делать, если расчет произведен не по правилам, и как его нужно грамотно проводить?

Из каких начислений состоит расчет уволенного военного?

Государство предусматривает несколько сумм, которые положены при увольнении из воинской части помимо общепринятых заработной платы и компенсации за отпуск. Средства эти прописаны в Федеральном законе «О денежном довольствии служащих» и выплачиваются в последний день в части.

В случае увольнения по несоблюдению контракта или других оснований, порочащих звание военного, начисления могут быть отменены.

Первым в списке начислений, которые выплачивают увольняющимся, идет выходное пособие, которое принято называть в этом случае единовременным. Подразумевается единичная сумма, выплачиваемая как компенсация потери работы.

Многие волнуются, сколько окладов выплачивается военнослужащему, какой размер у его единовременного пособия, если человек собирается уволиться.

Эти суммы зависят от времени службы:

  1. Если контрактник отслужил менее 20-ти лет, ему положено только 2 оклада.
  2. Если же служащий имеет более 20 лет общего стажа в армии – он получит 7 окладов.

При этом оклад берут тот, который был установлен военнослужащему на момент увольнения, не зависимо от того, назначен ли он на эту должность на постоянной или временной основе, и оклад, положенный за звание.

Для уволенных военнослужащих предусмотрены премиальные, если люди качественно выполняли обязанности. Премия в этом случае выплачивается по факту отработанных дней.

Премия положена при наличии приказа командира части, каждый случай рассматривается индивидуально.

Размер обычно составляет не менее 25% от общего оклада.

Увольняемым военным предусмотрены и другие бонусы, которые при их уходе со службы, должны быть выплачены. Это материальная помощь, которая платится ежегодно, и ее размер должен быть не менее одного оклада, соответственно занимаемой должности контрактника.

Материальная помощь военнослужащему выплачивается по времени согласно государственной программе. Если к моменту увольнения еще нет начислений, в личной карточке делается пометка об этом, и деньги будут перечислены по графику. Если при увольнении служащий уже получил деньги, удерживать из общего расчета сумму не нужно.

Как произвести расчет выплат?

Поскольку все денежные начисления зависят от оклада, то и расчет их зависят от установленной заработной платы вместе с существующими надбавками за стаж или за достижения на службе.

При расчете нужно учитывать:

Куда обращаться, если выплаты не произведены?

Если условия получения выплат увольняющимся выполнены, но суммы не перечислены, следует сначала написать рапорт о предоставлении средств. В случае не реагирования военноначальников, обратиться в военный суд, поскольку на общегражданском уровне подобные дела не рассматривают.

Обратиться за помощью необходимо не позднее трех месяцев после увольнения. При этом командиру, который недобросовестно исполнял обязанности грозит выговор или же отстранение от занимаемой должности.

Суд может постановить увольнение незаконным и восстановить в должности военного с возмещением всех выплат, которые ему полагаются.

Как происходит расчет военнослужащего при увольнении?

Увольнение из армии может происходить по ряду причин, но в любом случае государство гарантирует финансовую поддержку гражданам. Военнослужащие, проходившие контрактную службу, имеют право на получение единовременного пособия. До прекращения служебных обязанностей военнослужащего командир должен предоставить для ознакомления произведенный подсчет причитающихся ему выплат. Приказ об увольнении должен содержать информацию о выслуге лет, сумму выходного пособия, имеющиеся награды и почетные звания, влияющие на размер пособия.

Приказ предоставляется военнослужащему для ознакомления и подписи. Финансовое подразделение проводит проверку предоставленных документов и окончательно утверждает получение выходного пособия. Командиром ставится отметка в гр. 12 послужного списка, а также в аттестате, с указанием обоснования материальной помощи и прослуженного срока. Оплата предоставляется за полные года службы, округление в сторону увеличения не допускается. Расчет гражданина при увольнении производится до исключения его из списка личного состава.

Расчет выходного пособия военнослужащего при увольнении

Целью материальной выплаты при прекращении службы является поддержка солдата или офицера на время дальнейшего трудоустройства. Это делается для того, чтобы добросовестные, ответственные граждане, не имеющие дисциплинарных взысканий и порицаний, могли спокойно подобрать себе дальнейшую работу. В случае достижения пенсионного возраста единовременная выплата является благодарностью командования за отданные армии годы. Бывают ситуации, когда после увольнения проходит некоторый срок, затем гражданин решает возобновить контракт. В таком случае единовременная поддержка выплачивается с учетом полной выслуги лет, отмеченной в личном деле военнослужащего.

Расчет выплаты военнослужащим при увольнении напрямую зависит от выслуги лет. Если гражданин отдал армии менее 20 лет, то ему положено два оклада жалования. В случае, когда выслуга составляет 20 и более лет, то единовременно выплачивается семь воинских окладов содержания. Следует учесть, что рассматривается жалование, получаемое за звание и должность одновременно. Например, рядовой контрактной службы получает оклад 15 тыс. рублей, при увольнении он может рассчитывать на два оклада, то есть 30 тыс. рублей.

На повышение выплаты влияет наличие знаков отличия, орденов и почетных званий. При наличии соответствующей записи в личном деле, военнослужащий получает еще один оклад жалования. При увольнении солдата, являющегося сиротой или иных объективных семейных причинах, Министерство обороны выдает ему материальную поддержку дополнительно, в размере пяти окладов воинского содержания.

Выходное пособие может включать в себя премию за добросовестное выполнение служебного долга. Если военнослужащий на момент увольнения занимает штатную должность, то ему дополнительно выплачивается премия из расчета оклада за должность и оклада за звание. Благодарность командования оформляется приказом, увольняемый может получить 25% от содержания за месяц, предшествующий исключению из списка личного состава. Премией награждаются курсанты, с успехом закончившие учебные заведения. При отличной успеваемости курсант получит 25% месячного содержания, за хорошие и посредственные - соответственно 15% и 5%.

Расчет вещевого имущества при увольнении военнослужащего производится согласно ст. 51 ФЗ «О воинской службе и военной обязанности». Служащим по контракту вещевое имущество личного пользования предоставляется в собственность после исключения из списка личного состава. Подлежит возврату вещевое имущество при увольнении воинов срочной службы, а также при наличии у служившего по контракту дисциплинарных взысканий за служебные нарушения. По согласованию с командованием вещевое довольствие может быть заменено денежной компенсацией.

Отказ в единовременных выплатах

При переводе на службу в МВД, таможенную, противопожарную и подобные государственные органы и оформлении по воинскому рангу единовременное пособие может быть не выплачено. В течение трех месяцев увольняемый имеет право обжаловать решение командования, обратившись в военный суд соответствующего подчинения.