Почему флаг Новороссии и флаг Конфедеративных штатов Америки так похожи? Почему у непризнанной Новороссии флаг рабовладельческой Конфедерации южных штатов? Флаг южан конфедератов

В сегодняшних США флаги Конфедерации можно увидеть во многих местах – их можно купить в магазинах и в сувенирных лавках. Однако, несмотря на то, что породившая этот флаг Гражданская война закончилась почти полтора века назад, этот символ по-прежнему крайне противоречив. Для одних американцев он означает исключительно важную часть истории их семьи или штата, поскольку это флаг, под которым героически сражались их предки. Однако для других это символ угнетения и дискриминации.

Убийство девяти прихожан афроамериканской церкви, совершенное, как предполагается, белым расистом, придал новую остроту вопросу о том, какое место в современных США должна занимать символика несуществующего государства – Конфедерации Соединенных Штатов.

Флаг Конфедерации появился в 1861 году, когда группа штатов попыталась отделиться от США. Конфедерация просуществовала недолго – всего четыре года – однако за это время трижды сменила дизайн своего флага. Во всех случаях авторами дизайна были разные люди.

Важно отметить, что лидеры Конфедерации не считали себя мятежниками. Они были уверены, что действуют в рамках Конституции США. Необходимо подчеркнуть и то, что формально спор между Севером и Югом шел по вопросу о размерах прав штатов и федерального правительства. Вопрос о рабстве играл колоссальную роль в этом конфликте, но США никогда не декларировали, что воюют во имя освобождения рабов, тем более, что этот позорный институт в ту пору существовал и в некоторых северных штатах.

Самый первый дизайн флага был создан на основе «смешения» дизайнов флагов двух государств – США и Австро-Венгрии. Его создал уроженец Пруссии Николас Маршалл, который за два десятилетия до этого эмигрировал в США (Маршалл придумал и «серую» униформу войск мятежного Юга). Флаг Маршалла представлял собой три горизонтальных полосы: красная-белая-красная, в левом верхнем углу был размещен синий квадрат, на котором были кругом расположены белые звезды, символизировавшие штаты Конфедерации (сперва их было семь, потом 13). По аналогии с флагом США (Stars and Stripes – «Звезды и полосы») он был назван Stars and Bars – («Звезды и брусья»).

Флаг Маршалла просуществовал недолго: противником его использования стал наиболее выдающийся генерал южан – Роберт Ли, заявивший, что на поле битвы знамена США и КША легко перепутать. Поэтому специально для вооруженных сил Юга был создан флаг (его разработали боевые генералы), которые сегодня и принято считать конфедератским. Это красное квадратное (чтобы экономить материю) полотнище, на которое наложен синий косой крест («крест святого Андрея» – был заимствован у флага Шотландии) с белыми звездами внутри. Иногда его называют «Южным крестом» или «флагом Дикси» («дикси» – это южане, в отличие от северян – «янки»). Забавно, что он напоминает современный флаг непризнанной ДНР.

Второй по счету государственный флаг конфедерации был переделан с учетом популярности «Южного креста»: на белом прямоугольном поле в левом верхнем углу помещен «Южный крест». Гибрид окрестили «Незапятнанным знаменем» – Stainless Banner. Однако и «Незапятнанному знамени» была суждена недолгая жизнь – опять-таки из-за продолжающейся войны. Белый цвет традиционно символизирует мир, чистоту и благородство, однако на поле боя это символ капитуляции. Потому и появился третий и окончательный вариант флага: к правой части белого полотнища была добавлена красная вертикальная полоса. Под этим флагом – «Знаменем, политым кровью» - Blood-Stained Banner, Конфедерация и капитулировала. Важно добавить, что были и иные – менее известные – вариации флага Юга.

Флаги Конфедерации, которые были захвачены войсками Севера во время Гражданской войны, до начала 20 века хранились в Департаменте войны США (предшественник Министерства обороны) в качестве военных трофеев. Впоследствии они были переданы южным штатам и большей частью стали частью экспозиций местных музеев.
Флаг Конфедерации в США всегда пользовался определенной популярностью. В официальной символике южных штатов США – Алабамы, Джорджии и Миссисипи – использованы его элементы.

Известно, что его периодически поднимали отдельные подразделения ВС США – укомплектованные южанами – во время обеих мировых войн.
В некоторых южных штатах законом запрещено глумление над флагом Конфедерации – также, как в масштабах всей страны запрещено глумление над флагом Соединенных Штатов.

Однако знамени Юга не суждено было остаться символом мужества на поле боя: афроамериканцы всегда считали его символом унизительного рабства. В свою очередь, многочисленные организации белых расистов – наиболее известной из которых был Ку-Клукс-Клан, – постоянно его использовали.

Иногда флаги Конфедерации вывешивались вместе с флагом США или чуть ниже его.

Конституция США гарантирует право на свободу слова и мнений, поэтому запретить использование любой символики – например, нацистской свастики – невозможно. Однако возможно не использовать подобные противоречивые символы на федеральной, штатной или муниципальной собственности – например, в правительственных зданиях или школах. Если демонстрация подобных символов запрещается решением соответствующих органов власти, то в ряде случаев делаются исключения – в исторических или образовательных целях.

Проведенный неделю назад опрос (его результаты опубликовал исследовательский Center for American Progress Action Fund, известный своими леволиберальными взглядами) показал, что вывешивание флага Конфедерации на общественных зданиях поддерживает только каждый пятый американец.

Последний масштабный опрос подобного рода проводился в 2000 году службой Gallup (причиной его проведения стал сходный по характеру скандал – появление символики Юга на праймериз Республиканской партии). Тогда против демонстрации этого символа выступали 44% респондентов, за – 46%.

Леонов Р.

С 1861 по 1865 года Конфедеративные Штаты Америки использовали несколько флагов для самых разных целей. Самый первый из них получил название «Звезды и полосы» (звучит похоже на название флага США «Звезды и полоски» - постарайтесь не путать, так как такую тонкую грань можно встретить пожалуй только в русском языке, в английском разница между «Stars and Bars » (КША) и «Stars and Stripes » (США) очевидна!). Схожестью в названии флаги не ограничиваются: у флага КША на синем полотне в углу вышито 7 звезд (позднее 9, 11 и 13), в остальной части флага присутствуют две красные и одна белая полоса.

"Звезды и полосы"

Такая схожесть связана в первую очередь с тем, что члены комиссии по созданию герба и флага КША чувствовали свою преданность флагу Соединенных Штатов и решили придумать что-то, что связывало их со «Старой Родиной». Существовало, конечно же, и противоположное мнение, что флаг КША должен кардинально отличаться от флага США, но сторонники этой точки зрения в итоге оказались в меньшинстве. Флаг утвердили 4 мая 1861 года, и в таком виде на флагштоках Конфедерации он продержался до 26 мая 1863 года, изменившись аж трижды: 21 мая, 2 июля и 28 ноября 1861 года на нем прибавлялось по две звезды). Каждая звезда соответствовала штату, входящему в состав Конфедерации, за исключением двух: звезды штатов Кентукки и Миссури обозначали лишь наличие рабства и правительств конфедератов на их территориях, но никак не их вхождение в состав КША.

Преданность конфедератов флагу своей первой Родины выглядела красивым поступком ровно до того момента, как состоялось первое крупное сражение Гражданской Войны - «Первая битва при Булл-Ране» 21 июля 1861 года. В качестве своего боевого знамени Войска Конфедерации использовали придуманный за полтора месяца до этого государственный флаг КША «Звезды и полосы», в то время как северяне шли в бой под флагом «Звезды и полоски». Если мы уже сейчас путаемся в их названиях, то представьте, как в боевых условиях военным приходилось напрягать глаза, чтобы отличить два похожих флага и не выстрелить по своим же солдатам. Южный генерал Пьер Борегар после этого сражения поставил вопрос о том, как можно избежать фатальной путаницы на поле боя и предложил поменять государственный флаг. Как бы странно это не звучало, но правительство Конфедерации отвергло эту идею, оставаясь со своей нездоровой преданностью традициям и происхождению. Тогда умный генерал Борегар ловко вышел из сложного положения и предложил создать отдельно от государственного флага новый боевой штандарт, полностью отличный от знамен ВС США. И тут он преуспел сразу в нескольких аспектах! Во-первых он действительно создал абсолютно новый флаг, во-вторых сделал его настолько популярным на последующие полтора века, что сегодня на его фоне померк непосредственно и государственный флаг КША.

Боевой штандарт Конфедерации

Боевой штандарт Конфедерации представлял собой синий крест на красном фоне с тринадцатью звездами внутри. Впервые он был использован по назначению в декабре 1861 года. Имел он квадратную форму, как все боевые знамена, но до наших дней дошел уже в стандартной прямоугольной форме. Да и на ряде иллюстраций той эпохи флаг выглядит как прямоугольник, что скорее всего означает, что такую форму он приобрел еще во время Гражданской Войны.

Солдат армии Северян вырывает из рук павшего южного солдата Боевой Штандарт Армии КША (иллюстрация времен Гражданской Войны) . Штандарт уже тогда выглядел как прямоугольник!

Пока боевой штандарт развевался над полями сражений Гражданской Войны, Конфедеративные Штаты Америки решили таки поменять государственный флаг из-за большой популярности боевого знамени. Так 26 мая 1863 года на свет появился второй флаг КША под названием «Незапятнанный флаг» (большая часть полотна - абсолютно белая, а в углу появился квадратный боевой штандарт). Аналогичный флаг, но с другим отношением сторон стали использовать на морфлоте Конфедерации.

"Незапятнанный флаг"

4 марта 1865 года флаг вновь решили поменять - майор Артур Роджерс предположил, что засилие белого цвета на флаге может быть принято врагом за знак капитуляции (а окончание войны было уже совсем близко, от чего пораженческие настроения доминировали среди конфедератов), тогда к белому полотну добавили красную вертикальную полосу и «Незапятнанный флаг» переименовали в «Окровавленный флаг». Этот государственный флаг стал последним для КША и именно под ним Конфедерация канула в лету.

Окровавленный флаг

Среди красочного множества государственных символов Конфедеративных Штатов Америки можно обнаружить еще несколько достаточно странных знамен. Например, “ Голубой Флаг Бонни», являвшийся символом Республики Восточной Флориды стал неофициальным знаменем Конфедерации. Создан он еще в 1810 году, как символ независимости Восточной Флориды от Испании, но 9 января1861 года он был вывешен над зданием капитолия города Джексон, столицы штата Миссисипи.

"Голубой флаг Бонни" (сверху) и боевое знамя генерала Ван Дорна

Еще один интересный флаг, использованный Конфедерацией - боевое знамя Ван Дорна. Под ним в бой шли отряды под командованием Генерала Эрла Ван Дорна.

На сегодняшний день флаг Конфедерации на территории США любят использовать оппозиционеры или ультра-правые группировки, на флагах штатов Северная Каролина, Джорджия и Миссисипи также присутствует символика Конфедерации. Многие южане, тем не менее, почитают данный флаг, как дань истории своей страны, вывешивая его без каких-либо расистских и политических подоплек. Наконец, незаконные байкерские клубы в США используют боевой штандарт КША как символ неповиновения и борьбы за свободу. Примерно с такими же мотивами этот флаг используют за пределами США, так что можно с уверенностью сказать, что именно боевое знамя конфедератов, а вовсе не государственный флаг КША, сегодня пользуется большой популярностью, особенно у радикально настроенных политических и общественных объединений.

Нашивки с этим флагом часто у меня спрашивают, называя его байкерским. Что на самом деле означает флаг Конфедерации, каково его смысловое значение?

Известно, что война Севера и Юга в Штатах 200 с лишним лет назад закончилась победой северян. Они так и назывались - Североамериканские штаты и Южная Конфедерация.

Флагом конфедератов было известное в продвинутых тусовках красное полотнище, перечеркнутое наискосок двумя синими лентами с белыми звездами.

Идеологию Севера представляли в первую очередь те ценности, которые сегодня принято называть демократическими, а идеология Юга была традиционно консервативной - то есть не предусматривала освобождения черных рабов, что и привело в конечном итоге к численному превосходству северян, охотно предоставлявших черным не только место в строю, но и гражданские права.


Все последующие годы Америка пыталась построить на войне Севера и Юга свой национальный миф, состоящий в том, что в этой войне не было плохой стороны - только хорошие южане и отличные северяне. Ну и просто великолепные негры. (Ну прямо как наша официозная политика примиренчества и красных и белых и зеленых).

На самом деле все последующее время Америка неуклонно развивала ценности северян, и развила их до такой степени, что выхолостила из них все более или менее человеческое.

Любая естественная разница между людьми, даже в полах, немедленно выдавалась за дискриминацию, фашизм, расизм, сексизм и проч.. Но поскольку природа время от времени все равно берет свое, все движения, получившие общее название нонконформистских, то есть не приспосабливающихся к существующим социальным условиям, так или иначе чтили флаг Конфедерации.

Флаг проигравших гражданскую войну, но сражавшихся против той системы, которая в данный момент всех их достала. В общем это был не просто флаг мятежа, как например черно-красный, а флаг Традиции с большой буквы.

Байкерское движение никогда не было либеральным, какая бы политическая мода не царила в данный момент. Известно, что Сонни Бергер письменно предлагал президенту отправить их на войну с коммунизмом во Вьетнам, хотя антивоенное движение в итоге этого самого президента свалило. Поэтому аполитичность байкеров - вещь относительная, если речь заходит о принципиальных вещах.

Консервативные ценности Юга на самом деле были традиционными европейскими ценностями, прежде чем их начала разрушать французская революция, а коммунизм окончательно не похоронил. Конечно, во всем этом есть сильный налет выдумки, голливудской сказки да и просто веры человека в то, что раньше было лучше. Но история не знает сослагательного наклонения - "что было бы, если". Если бы победил Юг, возможно черные вели бы себя значительно смирнее в белых странах и не случилось бы 11 сентября.

Однако факт остается фактом - часто на байкерских тусовках, не имеющие собственных цветов щеголяют в цветах, а то и просто с флагом Конфедерации. Вряд ли большинство из них задумывается, что за этой традицией стоит, но если уж такое случается, то не мешало бы знать.

Это означает, что вы считаете, что черным не место среди белых, что женщины должны знать свое место, что детей надо воспитывать в строгости и послушании, что есть Бог, который кроме всего прочего создал разные нации, среди которых, как и среди людей, есть более и менее продвинутые, но стремиться уничтожить это неравенство - великий грех. Пусть каждый приводит в порядок свой огород или ранчо, а к соседям не лезет, мой дом - моя крепость, потому что частная собственность священна и каждый вправе защищать ее с собственным оружием в руках.

Ну вот примерно так. Думайте сами, подходит вам все это или нет, если уж надели цвета Конфедерации.

В последние недели одной из главных тем политических дискуссий в США стала судьба флага Конфедерации. По мнению все большего числа американцев, этот флаг не должен развеваться на общественных зданиях.

О том, что символизировал и символизирует флаг Конфедерации, корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» рассказал историк из Музея американской гражданской войны Джон Коски (John Coski, The American Civil War Museum) — автор книги «Военный флаг Конфедерации» (The Confederate Battle Flag: America’s Most Embattled Emblem).

Джон Коски: У этого флага было множество разных значений. В своей книге я попытался разобраться в их происхождении. Когда мы говорим об изменении символики, это отнюдь не означает, что один из символов заменяет другой — это постоянный процесс. В любом случае, не существует одного, единого значения флага Конфедерации.

Этот флаг был символом армии конфедератов — и для многих людей он им остается. Он также приобрел новые значения, например — южного стиля рок-н-ролла. Он также символизирует бунтарство, причем не только в Соединенных Штатах, но и в других странах, даже в России. Он также стал символом ненависти, потому что некоторые люди используют его в этих целях. И все эти значения — сосуществуют.

Когда мне было 17 лет, я объезжал места сражений Гражданской войны и поэтому прикрепил к антенне своего автомобиля два флага — США и Конфедерации. Позднее я узнал и об иных значениях флага Конфедерации, но, так как я по-прежнему увлекаюсь историей Гражданской войны, он для меня символизирует именно ее. Для меня это вполне нормально. Но, как историк и как гражданин США, я вижу и иные его значения.

Александр Григорьев: Как федеральные власти США относились к флагу капитулировавшей Конфедерации в первые годы после окончания войны?

— При подготовке книги я не смог обнаружить того, что многие рассчитывают найти: какой-нибудь приказ, запрещающий использовать этот флаг. Хотя были приказы, которые, предписывали, например, что возвращавшиеся домой военнослужащие армии Конфедерации должны снимать военные знаки различия — другими словами, это была попытка демилитаризации страны. Я не обнаружил никаких приказов, связанных с флагом, но было достаточно много инцидентов, когда людей, вывешивавших такие флаги, просили больше этого не делать. В ту пору существовало своего рода понимание, что флаг капитулировавшей армии в какой-то мере стал флагом всей нации в период войны. Но, вероятно, люди понимали, что после окончания войны не стоит размахивать этим флагом.

В период Реконструкции (послевоенный период, когда предпринимались усилия по окончательному уничтожению рабовладения и реинтеграции южных штатов — А. Г.) федеральное правительство США прекратило любые попытки регулирования обращения с конфедеративным флагом. Все происходило не на основе закона, а на основе традиций. И бывшие конфедераты очень широко использовали этот флаг как исторический символ и символ памяти.

— Почему белые супрематисты, такие, как Ку-Клукс-Клан, начали использовать этот флаг?

— Меня в свое время удивило, что первый Ку-Клукс-Клан, который был создан бывшими конфедератами сразу после окончания Гражданской войны, не использовал этот флаг (в разные периоды в США существовали три организации Ку-Клукс-Клана — они использовали одно название и схожую символику, однако преследовали различные политические цели — АГ). Когда Ку-Клукс-Клан возродился в 1915 году, то до конца 1920-х годов он также не использовал флаг Конфедерации — он использовал флаг США. Наиболее известная фотография марша Ку-Клукс-Клана 1920-х годов была сделана на улицах Вашингтона — причем никто из клансменов не нес флагов Конфедерации. Ситуация изменилась в начале 1930-х. Самая ранняя фотография, которую я обнаружил, была сделана на параде памяти Конфедерации в Атланте, в 1939 году. Именно тогда Клан начал использовать этот символ, он продолжил это делать во время Второй мировой войны и после.

Долгое время на Юге действовали «законы Джима Кроу» (общее название множества различных законов в различных штатах и иных юрисдикциях, обеспечивавших подчиненное положение чернокожих жителей США т отмененных в 1965 году — А. Г.), которые позволили создать режим расовой сегрегации: то есть, конфедераты проиграли войну, но выиграли мир. И пока этот режим существовал, флаг Конфедерации появлялся только на торжествах, посвященных Конфедерации.

Но как только федеральное правительство стало предпринимать попытки изменить расовый статус-кво на Юге, этот флаг вновь появился: как символ оппозиции, как символ поддержки сегрегации и белого супрематизма.

— Флаг Конфедерации — далеко не единственный символ, значение которого изменялось с течением времени. К примеру, свастика — древний солярный символ, однако сегодня она ассоциируется в основном с нацизмом...

— Да, эту аналогию часто используют. И, как я заметил, это влияет на эмоции людей, и они более не способны спокойно обсуждать вопрос. На мой взгляд, это не очень хорошая аналогия, не стоит сравнивать яблоки и апельсины.

Действительно, можно сказать, что изначальная символика флага Конфедерации была украдена. Однако в 1950-1960-е годы этот флаг использовался не только экстремистами, но и обычными людьми — белыми южанами, которые демонстрировали, что выступают против сегрегации. И давайте не забывать, что он по-прежнему означает историческое наследие. Особенно для людей, чьи предки воевали под этим флагом, и они заслуженно гордятся этим.

Многие на Юге США жили во времена, когда использование этого знамени никоим образом не ограничивалось и не считалось предосудительным — во всяком случае, никто этого не оспаривал. Потому что те, кто мог это оспорить — афроамериканцы, исключенные из процесса принятия решений — не имели возможно сделать этого.

Белые жители Юга считают, что правила внезапно изменились, и воспринимают это как атаку на их историческое наследие. Но важно сказать, что эпоха, когда использование этого знамени было нормальным делом, была искусственной — потому что тогда афроамериканцам было отказано в реализации их легитимных прав. Но времена меняются: идет очень сложный и разрушительный процесс переоценки ценностей.

— Многим просто нравится дизайн флага Конфедерации, он, вероятно, один из наиболее красивых флагов в мировой истории. Как он был создан?

— Первоначально это был флаг армии Северной Вирджинии, которая впоследствии стала армией генерала Роберта Ли. И его предложили использовать как национальный флаг Конфедерации и добавить крест Святого Георгия. Но один член легислатуры города Чарльстон — он был евреем — заметил, что использование религиозных символов в государственной символике противоречит Конституции. Поэтому дизайн был изменен и флаг появился в том виде, который мы знаем сегодня. Косой крест — не крест Святого Андрея, это геральдический символ. Он не стал флагом Конфедерации, но стал боевым флагом наиболее успешной и прославленной армии — армии генерала Ли. Именно поэтому он приобрел столь большую популярность среди жителей Юга. Он действительно очень привлекательный: яркие четкие цвета и великолепный графический дизайн. И именно это одна из причин, по которой он столь популярен по сей день.

— Интересно, что один из флагов украинских сепаратистов крайне напоминает флаг Конфедерации...

— Да, когда я увидел его в Интернете, я был потрясен — мне показалось, что кто-то использовал «Фотошоп» и чуть изменил его. В 1980-1990-е годы — в период объединения Германии, распада СССР и Югославии — флаги Конфедерации стали появляться в Восточной Европе. И тогда велись споры: означает этот флаг отделение или национальное освобождение, как утверждают многие, либо это просто крутой флаг, который ассоциируется с Америкой? Эти споры продолжаются по сей день.


Знамя самопровозглашенной Новороссии.

Флаг Конфедерации рабовладельческих штатов во время Гражданской войны в США 1861-65 годов и одновременно флаг различных расистских и радикальных право-революционных движений в США.

**************************************** ********

Не знаю кто посоветовал поднять над гарнизонами ополченцев ДНР и ЛНР флаг с косым синим крестом в белом обрамлении на красном фоне, но одно ясно, что хуже выбора для флага непризнанной Новороссии в мире трудно себе представить. Во всем мире вид этого флага ассоциируется с флагом вооруженных сил Конфедерации южных рабовладельческих штатов во время Гражданской войны в США 1861-65 годов. Только на флаге Конфедерации по косому кресту располагались звездочки, а на флаге непризнанной Новороссии их нет. А так сходство однозначное. Видимо поначалу предполагалось, что с каждым присоединением очередной области Украины к войне двух братских народов, звездочек будет становиться больше, как их становилось больше на флаге Конфедерации в первый год Гражданской войны в США. Однако это уже предположения, а вот одно можно сказать определенно: ассоциации во всем мире у этого флага будут наихудшими. А именно -- флаг рабовладельческих штатов.

Руководство ДНР и ЛНР мечтает о признании их другими странами. Но разве хоть одна страна Африки помыслит о признании государства, над которым реет флаг, похожий на знамя рабовладельцев-плантаторов? Это все равно, что попросить министра иностранных дел России Лаврова признать чье-то знамя со свастикой. Восприятие будет таким же. Страны Африки ни за что на это не пойдут. Страны Океании тоже. Ни Науру, ни Тувалу, ни Фиджи, в прошлом тоже затронутые рабовладением, не пойдут на это. И никакая другая страна Океании тоже. Государства Южной и Центральной Америки тоже воспримут этот флаг, как знамя белого колониализма. Так что даже Венесуэла с Кубой будут шокированы.

Кроме того, в мире этот флаг часто воспринимается, как флаг идеологов "христианского рабовладения". Конечно же не может быть никакого "христианского рабовладения", наоборот именно христианство обессилило и подорвало рабовладение, однако некоторые горе-идеологи апартеида постарались в прошлом придать плетке плантатора чуть ли не вид божьего приговора и благословения. Отвратительна сама ассоциация на флаге креста христианского с символом работорговцев, надо бы эту позорную страницу покрыть забвением и осуждением, как вдруг на Донбассе мы видим возрождение этого невозможного знамени. Конечно же в истории российского флота таким же был и корабельный гюйс, однако идеологи ДНР и ЛНР отнюдь не с гюйса брали креатив своего знамени, а с символа восстания против США. Однако получилось все наоборот.

Представляю себе какое поле для насмешек открыли деятели непризнанной Новороссии этим флагом. Если они сами похожи на белых плантаторов, поднимающих знамя войны против США, то кто тогда мирные жители Донецкой и Луганской областей? Чернокожие рабы? Не насмешка ли это?

Но на самом деле начало войны на Украине и начало Гражданской войны в США в 1861 году поразительно похожи. И не только тем, что и там, и здесь налицо редкостное братоубийство единокровных и единоверных соседей. И не только тем, что обе гражданские войны начинались в пасхальное время, как будто намеренная насмешка над евангельским словом о мире. На Украине война началась с многочисленных случаев захватов воинских частей украинской армии вначале в Крыму, а потом на Донбассе. Первые полтора месяца в Крыму и первые две недели на Донбассе украинские войска только уступали и сдавали оружие. Это создавало видимость какого-то победного шествия ополчения. И лишь потом постепенно начались военные действия. Но ведь то же самое происходило и в южных штатах США в первые месяцы Гражданской войны в 1861 году. После отделения одного за другим южных штатов от США в январе - апреле 1861 года по ним прокатилась волна захватов гарнизонов американских войск. Вооруженные отряды плантаторов обезоруживали форты и лагеря американской армии, а местные солдаты занятых гарнизонов часто под крики ликования переходили на сторону восстания. Власть в Вашингтоне вела себя подчеркнуто по-миротворчески. Это доходило до нерешительности, а местами это даже казалось попустительством вооруженному мятежу. Лишь в нескольких местах гарнизоны американских войск отказались сдавать оружие и приготовились к бою, как это было в форте Самтер в гавани Чарльстона (штат Южная Каролина). Из многих десятков фортов и гарнизонов на юге лишь в двух-трех восставшим было оказано хоть какое-то сопротивление. Но даже сам форт Самтер спустил флаг после однодневного обстрела 13 апреля 1861 года. Будущие славные и бессмертные победы над рабством начинались с нерешительности, примиренчества, капитуляций, критики и бесконечных разговоров вместо дел. Это сейчас мы все знаем, что Гражданская война в США началась многочисленными захватами войск и гарнизонов на юге, а тогда это воспринималось совсем по-другому. Плантаторы-рабовладельцы как будто просто забирали свое, они как будто просто призывали американские войска сдать оружие и уйти домой на север. Северяне казались чуть ли не оккупантами на земле южных штатов. Да и все сражения войны будут проходить на землях южных штатов. Северяне выглядели атакующими. Подавляющее большинство белого населения южных штатов не только просило и требовало свободы от Вашингтона, но и готово было сражаться за эту свободу с оружием в руках. Это казалось свободой. Однако это был свобода греха и ненависти, свобода рабовладения. Вот почему Господь не дал плантаторам победы.

Сейчас, глядя в глубину истории Гражданской войны в США, весь мир видит события совсем не так, как это казалось восставшим плантаторам-рабовладельцам. Как будут смотреть на события нынешней братоубийственной войны? Боюсь, что все будет также. И мы будем достойны такого взгляда. Нечего было разжигать вражду против родственного нам народа, нечего было забывать христианские заповеди о любви к ближним, заменяя их борьбой одного племени против другого племени.