Понятие правотворчества, его принципы и виды. Понятие и виды правотворчества

Правотворчество - исключительно важное явление с точки зрения выстраивания государством эффективной модели политического управления, которая, в свою очередь, во многом определяет динамику социально-экономического развития страны. Что такое правотворчество, понятие, принципы, виды этого явления? Каковы концепции, популярные в среде российских экспертов?

Что такое правотворчество?

Прежде чем изучить принципы правотворчества и иные ключевые его аспекты, рассмотрим для начала сущность исследуемого явления. Следует отметить, что в российской юридической науке пока не выработано общепринятых подходов к определению данного термина. Однако есть распространенные и в целом имеющие значительное количество сторонников в науке и среде практикующих юристов трактовки. По одной из них правотворчество понимается как деятельность уполномоченных субъектов, связанная с разработкой, корректировкой и заменой правовых норм, регулирующих те или иные сферы общественной жизни.

Правотворчество: критерии классификации

В числе распространенных критериев классификации правотворчества - тип субъекта. Им может быть, в частности, народ, населяющий государство, который участвует в правотворчестве посредством референдумов и иных методов политической коммуникации. Субъектами соответствующих активностей могут быть органы власти на том или ином уровне: Госдума, Государственные Советы субъектов, институты местного самоуправления. Правотворчество может осуществляться также и на локальных уровнях предприятий, организаций, общественных объединений.

Следующий критерий классификации правотворчества - тип издаваемых источников норм. Так, есть официальные правовые акты - законы, постановления, указы и нормативные источники негосударственного происхождения. Отметим, что некоторые эксперты не считают корректным относить к субъектам правотворчества организации, не имеющие отношения к властным структурам. Дело в том, что ключевые принципы правотворчества - гласность, публичность. Они являются атрибутами деятельности главным образом государственных и муниципальных органов власти.

Итак, виды правотворчества, определяемые, исходя из типа субъекта:

Народное;

Государственное;

Локальное.

В свою очередь, если брать за основу другой критерий - тип норм, то правотворчество может быть:

Изданием законов - федеральных, региональных, муниципальных;

Выработкой локальных нормативных актов.

И это если придерживаться той точки зрения, что локальные акты - это источники права. Многие юристы считают иначе.

Правотворчество и законотворчество: соотношение терминов

Некоторые эксперты отождествляют правотворчество с законотворчеством. Насколько это корректно? В какой степени принципы правотворчества совпадают с таковыми, которые характерны для законотворчества? По мнению ряда экспертов, исследуемый нами термин является более широким. То есть законотворчество - это разновидность правотворчества. Ключевой его признак - издание нормативно-правовых актов, классифицируемых как законы. В российской политической модели - федеральные, региональные, муниципальные. Процесс их принятия обычно многоступенчатый: сначала они проходят парламентское обсуждение, затем утверждаются исполнительным органом власти. При необходимости проходят проверку в судебных органах.

В данном контексте закон, таким образом, понимается как источник права, выработанный в соответствии с процессуальными нормами, установленными в рамках системы взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В то же время данный термин может пониматься намного шире, вчастности как любой источник норм государственного происхождения, даже если это Указ Президента или Постановление Правительства, которые, как известно, не требуют согласования с Парламентом.

Принципы правотворчества в соотнесении с законотворчеством, что практикуются в российской модели политического управления, могут быть как схожи с концепциями некоторых зарубежных стран, так и значительно отличаться от таковых, принятых в правовой традиции того или иного государства. Так, например, в США статус официальных источников права могут иметь судебные прецеденты. В России такой практики нет.

Правотворчество: ключевые принципы

Изучим основные принципы правотворчества. Некоторые мы уже отметили выше. Это гласность, подразумевающая открытость работы парламентских и иных госструктур, и в то же время широкую тиражируемость тех или иных сведений, касающихся деятельности органов, издающих нормы права. Это публичность, подразумевающая прежде всего прозрачный для всех участников диалог между структурами, разрабатывающими и принимающими правовые акты, и обществом в целом или же отдельными социальными группами - бизнесом, профсоюзами. Какие еще принципы правотворчества следует отметить?

Демократизм

Некоторые эксперты причисляют к таковым демократизм. В ряде контекстов его можно отождествить с публичностью. Однако ключевой его критерий - активное участие общества в обсуждении законов и соответствующих инициатив. Реальная демократия - это практическое участие граждан, политических партий, профсоюзов и иных общественных структур в диалоге с властью. Собственно, публичность не всегда соответствует этому критерию: люди, даже при наличии открытых каналов коммуникации с правотворческими структурами, могут быть слишком пассивны для того, чтобы играть значимую роль в процессе выработки источников права.

Законность

К принципам правотворчества относится законность. То есть источники права должны приниматься исключительно в пределах установленных текущими нормативными актами компетенций государственных и муниципальных органов, соответствовать конституции государства. Законы, принимаемые в регионах, не должны, в свою очередь, противоречить федеральным источникам права. Рассматриваемый принцип также подразумевает корректность в аспекте соблюдения субъектами правотворчества процессуальных норм.

Гуманизм

В числе важнейших принципов правотворчества - гуманизм. То есть деятельность органов власти, связанная с разработкой законов, должна быть направлена на обеспечение гражданских прав и свобод, на развитие общества, защиту законных интересов человека.

Научность и профессионализм

Важными, по мнению некоторых экспертов, принципами правотворчества являются научность и профессионализм. Работа структур власти, разрабатывающих и принимающих законы, должна соответствовать закономерностям и тенденциям в развитии экономики и общества, актуальность которых подтверждена научными методами. Кроме того, работа над законами должна вестись при непосредственном участии экспертов, имеющих значительный профессиональный опыт в сфере, регулирование которой предполагается осуществлять посредством издания нового правового акта или корректировки существующего.

Инструмент, который поможет нам комфортным образом визуализировать принципы правотворчества - таблица. Она может быть представлена в следующей структуре.

Принцип правотворчества

Признаки

Гласность

Процесс обсуждения разрабатываемых органами власти правовых норм широко освещается в обществе, результаты работы госструктур активно тиражируются.

Публичность

Открыт широкий спектр каналов коммуникации общества и власти.

Демократизм

Общество активно задействует доступные каналы коммуникации с властью.

Законность

Правотворческая деятельность соответствует Конституции и иным нормативно-правовым актам.

Гуманизм

Деятельность органов власти направлена на обеспечение прав и свобод граждан.

Научность

Деятельность органов власти научно обоснована, опирается на доказанные факты.

Профессионализм

В разработке законов участвуют компетентные люди, эксперты с необходимым опытом.

Исследовав сущность такого явления, как правотворчество (понятие, принципы, виды), мы можем изучить такой аспект, как его стадии.

Стадии правотворчества

Каких критериев в изучении соответствующего компонента правотворчества нам следует придерживаться? Прежде всего, стоит определиться с тем, на каком уровне осуществляются данного типа активности. Если говорить о российской модели, то соответствующие процессы могут проходить на федеральном, региональном или муниципальном уровнях. Следующий нюанс - определение того, как трактовать термин "закон" - в широком смысле, когда его источниками могут быть любые нормативные акты государственного происхождения, или же как результат проведения парламентских процедур.

Например, если речь идет о принятии федерального закона, то стадии правотворчества будут следующими. На первой будет происходить подготовка законопроекта. Данная стадия, в свою очередь, включает в себя дополнительные этапы: принятие решения о том, что будет разрабатываться такой-то закон, обсуждение его, согласование, при необходимости - доработка.

Следующая стадия правотворчества в аспекте утверждения ФЗ - принятие данного правового акта. В российской модели это одобрение законопроекта в обеих палатах Федерального Собрания, а затем - подписание его Президентом. Следующая стадия - опубликование ФЗ. В российской практике это означает размещение его текста в официальных СМИ, а также в ведущих справочно-правовых системах, откуда впоследствии соответствующий закон распространяется на другие ресурсы.

В случае если под правотворчеством понимать издание не только законов, но также и Указов Президента, то стадии, в свою очередь, будут иными. Это, собственно, подписание соответствующего правового акта, а также обнародование его в том случае, если он в силу своего содержания носит нормативно-правовой характер.

Таким образом, ключевые аспекты такого явления как правотворчество - понятие, принципы, виды, стадии - могут интерпретироваться по-разному. В среде российских юристов существует широчайший спектр подходов к исследованию каждой из сторон правотворчества.

Формы правотворчества: национальная специфика

Изучив, что такое правотворчество, понятие, принципы, виды этого явления, мы можем рассмотреть аспект, отражающий непосредственно формы соответствующей деятельности органов, принимающих источники права. Особенно интересно исследовать их многообразие, исходя из национальной специфики правотворческого процесса в разных странах мира. Выше мы уже отметили один из нюансов, сказав о том, что в США судебные прецеденты могут иметь статус самостоятельных источников права. Правотворчество (понятие, принципы, виды его) во многом определяется национальной моделью организации политической системы. Рассмотрим их специфику на примере нескольких государств.

В Великобритании соответствующие активности осуществляются посредством работы Парламента, принимающего законы, - британская модель в этом смысле близка к американской, - а также в виде правотворческой работы центральных и местных органов политического управления. В Великобритании к тому же, как отмечают некоторые юристы, достаточно значима роль правовых обычаев - неписаных норм, принятых на некоторых территориях.

Специфика английской модели правотворчества, как полагают многие юристы - в сильной позиции Парламента. Так или иначе, ключевые политические процессы управляются посредством активностей именно законодательной ветви власти. Деятельность английского парламента, полагают эксперты, в значительной степени независима от других субъектов политических коммуникаций - министерств, общественных объединений, бизнесов. Интересен тот факт, что в Великобритании нет Конституции - в том смысле, под каким соответствующий источник права понимается, в частности в России или, например, в США - одной из первых стран, в которых данный документ был принят.

Интересна швейцарская модель правотворчества. Дело в том, что в ней достаточно сильно выражены принципы прямой демократии. То есть граждане Швейцарии наделены широким кругом прав в аспекте участия в политическом управлении страной. В числе наиболее показательных примеров - институт народных инициатив, функционирующий в этом альпийском государстве. Швейцарцы могут, в частности, предлагать на обсуждение парламентским структурам новые законы. Также за гражданами закреплено право отменять те или иные нормативные акты, принятые властью, посредством референдума.

В какой степени принципы и стадии правотворчества, принятые в России, схожи с концепциями, реализованными в других странах? Модель политического управления в РФ имеет как сходные с соответствующими зарубежными системами моменты, так и национальную специфику. В частности, понятие и принципы правотворчества, принятые в России, в значительной мере опираются на положения Конституции, в то время как в Великобритании, как мы уже отметили выше, данного рода источник права в принципе отсутствует.

Принципы и виды правотворчества в России функционируют исходя из специфики формы правления нашей страны. РФ - это по большинству признаков президентская республика. Глава государства ответственен за ключевые аспекты управления страной, имеет значимые привилегии в аспекте взаимодействия с другими органами власти. Можно отметить, что Указы главы государства несут значимую юридическую силу, уступая по этому критерию только положениям Конституции и Федеральных Законов. Во многих странах должность президента не подразумевает сопоставимых полномочий. В России существует институт референдума, правда, полномочия граждан не столь широки, как в Швейцарии.

Таким образом, правотворчество - понятие, стадии, принципы этого явления - во многом зависит от модели политического управления, принятой в той или иной стране. Вместе с тем на примере многих стран можно пронаблюдать ряд общих моментов в организации политической системы. Так, в частности, система разделения властей реализована в большинстве современных государств. Есть, конечно, страны, в которых понятие и принципы правотворчества базируются на иных концепциях. Например, в Китае, где разделения властей нет, все законы принимает единый орган - Всекитайское Собрание Народных Представителей.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

"БайкальскИЙ государственнЫЙ университет экономики и права"

в г. Усть-Илимске

(Филиал ГОУ ВПО "БГУЭП" в г. Усть-Илимске)

Кафедра Права

Курсовая работа

по теории государства и права

"Правотворчество: понятие, принципы, виды, основные стадии развития"

Исполнитель

Студент группы ЮПБу-12 Е.В. Хибель

Руководитель

К. и. н. кафедры Права О.В. Афанасов

Усть-Илимск 2012

Введение

1.1 Понятие правотворчества

1.2 Принципы правотворчества

2.1 Виды правотворчества

Заключение

Введение

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что правотворчество является одним из важных направлений работы любого государства. Это специфическая деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

Задача моей работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, а также вопросы языка.

Исторически правотворчество осуществляется различными субъектами: социальными группами, общественными объединениями и организациями, государством, его органами и должностными лицами. С развитием и укреплением государственности деятельность по созданию правовых норм все более концентрируется в руках соответствующих государственных органов и должностных лиц. Поэтому правотворчество в юридической науке чаще всего понимается как деятельность органов государства, направленная на создание правовых норм.

Целью данной курсовой работы является изучение общей характеристики современного правотворчества.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

изучить общее понятие правотворчества, его виды и принципы;

исследовать проблемы правотворчества на современном этапе;

произвести анализ перспектив развития правотворчества.

Объектом исследования являются общественные отношения. Предметом исследования является правотворчество.

1. Правотворчество: понятие и принципы

1.1 Понятие правотворчества

Нормативные акты создаются в определенном, установленном законом порядке. Их принятие происходит не стихийно, этому предшествует значительная подготовительная работа, которая, как правило, ведется в плановом порядке. Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, форму его активности, имеющей своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворчество обладает своими особенностями, но везде оно направлено на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы правовых норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.

Правотворчество - деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм.

Издавая нормативные акты, государство содействует зарождению и развитию одних общественных отношений, ограничению и вытеснению других. Правотворчество является необходимым процессом для организации государственного управления обществом.

По своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформления в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям общеобязательного характера. В этом заключается его сущность. Оно охватывает непосредственную деятельность уполномоченных на то органов по выработке, принятию, изменению или дополнению нормативно-правовых актов .

правотворчество государство принцип стадия

Правотворчество является важнейшей составной частью правообразования вообще. Последнее включает в себя не только собственно правотворческий, но и весь предшествующий ему подготовительный процесс формирования права. Необходимость существования подготовительного процесса обуславливается постоянно возникающей потребностью повышения качества издаваемых актов. Для того чтобы принимаемый акт в максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов. Необходимо четко спрогнозировать позитивные и возможные негативные последствия реализации требований, содержащихся в различных нормативно-правовых актах .

Формирование права - это весь процесс, в результате которого в действующую юридическую систему вводятся новые (а также изменяются или отменяются уже существующие) юридические нормы. Процесс правообразования является сложным, длящимся, сочетающим во взаимодействии объективные и субъективные факторы, обусловливающие право. Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на процесс подготовки и формирования права (правообразующие факторы), следует выделить в первую очередь материальные (экономические), политические, социальные, идеологические и иные. Уровень качества, а вместе с тем и эффективности нормативно-правовых актов в огромной степени зависит от того, насколько точно и всесторонне учитываются при их подготовке и издании все существующие на данный момент факторы, насколько адекватно отражается в них объективная действительность. Непосредственное правообразующее значение в процессе формирования права имеет деятельность государства, его компетентных органов. И вот с этой стороны, со стороны активно-творческих элементов, выраженных в деятельности компетентных государственных органов, формирование права и выступает в качестве правотворчества. Следовательно, понятие правотворчества - более узкое и в то же время более качественно насыщенное, отражающее активность процесса больше, чем понятие формирования права (правообразования).

По результатам правотворческой работы - законам и иным нормативно-правовым актам - судят о государстве в целом, о степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Повышение качества правовых решений, снижение до минимального числа неэффективных нормативных актов - в этом состоит постоянная задача законодателя. Осуществляя властные правомочия, государство использует разные приемы и принципы руководства - оперативное управление, правосудие, надзор и контроль, однако эти направления деятельности государства не порождают норм права, хотя и осуществляются на их основе. Правотворчество - не особая функция государства, а правовая форма, "правовая оболочка" государственной деятельности. Именно в этом и заключается его важнейшая характеристика - правотворчество - это, как правило, государственная деятельность, т.е. этим занимаются главным образом органы государства. Они принимают, создают нормы права, обязательные для тех, кому они адресованы.

Смысл и значение правотворчества состоит в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал бы прогрессу общества.

Создавая, изменяя, дополняя, отменяя нормативные правовые акты, правотворческая деятельность формирует источники права.

Государство проводит свою законодательную политику на основе познания и учета потребностей общества и тенденций общественного развития. Основным импульсом к созданию закона или иного нормативно-правового акта служит общественно-значимая проблема, острая социальная ситуация, нерешенный вопрос, имеющий значение для большого числа людей, для государства в целом .

Правотворчество реализует поиск правовых форм, которые обеспечивали бы в наибольшей степени равновесное состояние общества.

Правотворчество имеет следующие признаки:

Сознательно-волевой характер - право создается людьми, обладающими волей и сознанием, имеющими свои взгляды, соответствующий культурный уровень, правосознание, жизненный опыт, а также задачи и потребности. На правотворчество влияют также интересы и воззрения социальных групп, существует политический институт лоббирования нормативных актов с общественных позиций.

Объективно-исторический характер - очевидно, что право формируется не законодателем произвольно и по собственному усмотрению, а в соответствии с историческим положением государства, потребностями всего общества на данном историческом этапе. Попытки волюнтаристски устанавливать нормы права, не согласуясь с настоящим положением общества, могут вести к крайне негативным последствиям: не только к просто не функционирующему праву, но также и к реальному вреду общественным отношениям. В качестве примера можно привести факт законодательного запрещения в США в период "великой депрессии" производства и потребления спиртного, что вызвало рост контрабанды, мафии и преступности в целом. Таким образом, процесс правотворчества сочетает в себе черты объективного и субъективного характера.

1.2 Принципы правотворчества

Правотворчество - это очень значимое направление государственной работы, в связи с чем, эта работа должна строиться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах (т.е. руководящих началах, требованиях). Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц .

Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

) Принцип научности. Данный принцип указывает на необходимость участия представителей различных наук при подготовке и принятии акта. Участие ученых-юристов играет огромную роль по ходу законотворческой работы, ведь они непосредственно участвуют в ней при разработке концепции законопроекта, в выявлении потребности регулирования сложившихся общественных отношений (например, с помощью социологических исследований), в определении способа и типа правового регулирования. Необходимо выявлять приоритетность принимаемых актов, прогнозировать последствия их применения.

) Принцип законности - каждый нормативный акт должен приниматься государственным органом или иным субъектом только в пределах его компетенции, т.е. должна соблюдаться определенная процедура принятия. Акт не должен быть противоречивым, не должен содержать противоречия с действующим законодательством. Разработка и принятие нормативно-правовых актов должны осуществляться с соблюдением правовой процедуры и только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями, и в объеме, закрепленном за этими субъектами. Кроме того, необходимо соблюдать соответствие нового акта Конституции и законам страны, а также общепринятым принципам и нормам международного права.

) Принцип демократизма - характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процессуальных норм и институтов в обществе. Демократические механизмы позволяют эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Всенародное голосование (референдум) - один из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы (именно в ходе референдума 12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ). Наряду с референдумом выражением демократизма правотворчества является гласность обсуждения законопроекта в правотворческом органе, его свободная критика, предложение альтернативных вариантов и т.д. Как заметил еще в середине восемнадцатого века французский просветитель, правовед, философ и писатель Ш. Монтескье "К основным законам демократии принадлежит и тот, в силу которого власть издавать законы должна принадлежать народу". Законы создаются непосредственно для общества, и при игнорировании общественного мнения существует большая вероятность, что закон пойдет не на благо обществу.

) Принцип гласности - означает, что все принятые нормативно-правовые акты подлежат обязательному опубликованию, доведению до сведения населения. Граждане должны иметь возможность для ознакомления с нормативно-правовыми актами. Согласно ст.3 Конституции РФ "Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Отсюда следует, что отсутствие надлежащей гласности в работе федеральных и региональных законодательных органов способно поставить под сомнение легитимность принимаемых ими актов. Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации: "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" .

) Принцип постоянного технического совершенства принимаемых актов - имеет большое значение для повышения качества и эффективности правотворческого процесса. Суть данного принципа заключается в том, чтобы в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени использовать предложенные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.

) Принцип профессионализма - особо важен для правотворческой деятельности, поскольку она требует особых навыков, умения и таланта. Для принятия эффективных нормативно-правовых актов необходимы учет разнообразных факторов как объективного, так и субъективного свойства, владение правилами юридической техники.

) Принцип системности - предполагает, что вновь принимаемые акты должны "вписываться" в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать пробелов, коллизий, дублирования и использовать средства регулирования, присущие данной отрасли права.

) Принцип гуманизма - выражается в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Интересы и благо человека в объективном смысле лежат в основе правотворческой деятельности. Очень важным является соблюдение как публичных, так и частных интересов, притом, что эти интересы должны находиться в балансе. Еще Фома Аквинский писал, что законы должны служить благу людей, и что законно можно признать " лишь те установления, которые, с одной стороны, имеют в виду это общее благо и исходят из него, а с другой стороны, регламентируют человеческое поведение лишь в его связи и соотнесенности с общим благом". В рамках этого принципа можно также отметить, что было бы желательно, если бы современные правовые нормы учитывали психологические и биологические состояния личности, морально-этические, духовно-нравственные ценности человека, конкретная система условий, в рамках которой находится человек, вступающий в правоотношения. Такой подход был сформулирован благодаря юридической антропологии и антропологическому подходу к пониманию права .

Существенное влияние на научный характер правотворчества оказывает планирование законодательных работ.

) Принцип справедливости - понимание справедливости всегда было разным. Идеи гуманизма, равенства граждан перед законом и т.п. Закон должен ко всем относится на основе равенства.

Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности .

2. Виды правотворческой деятельности, стадии и структура правотворческого процесса

2.1 Виды правотворчества

В целом можно выделить три вида правотворчества:

Санкционированное правотворчество. Разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных органов и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Референдум. Проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению .

На виды правотворчество делится по следующим критериям:

Субъект правотворчества - орган или общественное формирование, правомочия которого на принятие соответствующего правового акта определяются конституционным или иным законодательным статусом. Только такому субъекту принадлежит инициатива подготовки и принятия нормативно-правового акта, либо реагирования на правотворческую инициативу других правомочных субъектов - например, Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, Конституционного суда. Законодательная инициатива может принадлежать и общественным объединениям, группам или отдельным гражданам. Рассмотрение предложений последних в зависимости от установившейся между ними правовой субординации носит либо обязательный, либо рекомендательный характер.

Регламенты правотворчества различных органов, регулирующих процесс подготовки, обсуждения, принятия и вступления в силу правовых актов. В них точно определяются стадии движения проекта акта, виды совершаемых с ним необходимых действий, конкретные субъекты, принимающие участие в каждой стадии, их права и обязанности и процедурный порядок взаимоотношений между ними. Регламенты законодательной власти федерального и регионального уровней по сложности и объему неодинаковы. Наибольшей сложностью отличаются регламенты палат парламентов, что связано с многочисленностью этапов, процедур законодательного процесса (механизма формирования законов).

Ориентированность правотворческого процесса на строго определенные виды правовых актов, формирование которых является целью их деятельности, определяющих пределы дозволений их правоформирующих действий, обозначающих границы отличия формируемого акта от актов других органов. Важную роль в этом плане играют положения Конституции.

Относительное определение темы, структуры, объема и содержания будущего правового акта. Такой подход позволяет избежать ненужного смешения в повседневной практике различных видов нормативно-правовых актов.

На основании рассмотренных критериев, учитывая иерархию правовых актов, можно выделить пять обособленных видов правотворчества .

Законотворчество - это законодательный процесс, связанный с прохождением стадий и с действиями по подготовке, обсуждению и принятию законов. Закон не противоречащий конституции, нормативно - правовой акт высшей юридической силы, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, принимаемый законодательным органом в установленном правом порядке.

Подзаконное правотворчество. К нему относится правотворческая деятельность президента, правительства и иных органов исполнительной власти. Ему присущи свои особенности. Во-первых, он сообразуется с предписаниями законов. Во-вторых, для него не характерна многоступенчатость законотворческого процесса. Подзаконное правотворчество более оперативно и отличается динамичностью. В-третьих, каждый орган сам определяет порядок подготовки, перечень обязательных процедур, согласования, рассмотрения, принятия, подписания правовых актов.

Прямое, непосредственное правотворчество. Данный вид правотворчества отличают следующие признаки: а) оно проводится по инициативе групп граждан, части населения; б) единство воли участников референдума является исключительным и прямым правообразующим источником конституционного закона или иного нормативно-правового акта; в) итоги референдума являются окончательными, не подлежат какому-либо утверждению и обладают наивысшей юридической силой; г) итоги референдума по проблемам правотворчества и государственного строительства являются обязательными; д) подготовка к проведению референдума по государственно-правовому строительству возлагается на государственные органы и избирательные комиссии.

Корпоративное нормотворчество. Осуществляется в соответствии с законами об акционерных обществах (сельскохозяйственной и производственной кооперацией, жилищной кооперацией, садовым товариществом и т.д.).

Нормативные договоры. Их также следует отнести к самостоятельному виду правотворчества. Таковыми являются внутрифедеральные, управленческие конституционного характера договоры и соглашения, самостоятельно заключенные между собой различными государственными органами .

В современных условиях проведения административной реформы в России большое значение имеют не только нормативные акты Президента, направленные на формирование новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и практические действия по их реализации, но и теоретические наработки исследователей, являющихся научной основой реформирования механизма государства.

Принципиальное теоретическое значение имеет ответ на вопрос: какое место в системе юридической деятельности занимает ведомственное нормотворчество и каковы его перспективы? Такая постановка вопроса обусловлена прежде всего тем, что в юридической литературе проблема ведомственного нормотворчества не имеет монистического решения, поскольку некоторые ученые, активно пропагандируя идею "верховенства закона", предлагают полную ликвидацию всей подсистемы ведомственных нормативных документов. Тем не менее, большинство теоретиков понимают, какое значение имеют ведомственные нормативные акты в правовом регулировании общественной жизни.

Становление новой правовой системы без ведомственного нормотворчества невозможно, поскольку из законов, которые должны регулировать наиболее важные общественные отношения, нельзя делать подробные инструкции, регламентирующие отдельные детали поведения субъектов. В связи с этим актуальной проблемой теоретического и практического плана является разработка современной модели концепции ведомственного нормотворчества, которая не имела бы ничего общего с тоталитарным типом ведомственного нормотворчества.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что правотворчество является довольно сложным процессом. Оно имеет конкретные цели, основывается на весьма четко определенных принципах и подразделяется на виды.

2.2 Стадии и структура правотворческого процесса

Право, как любое социальное явление, имеет свою функцию. Рожденное общественными отношениями, т.е. определенными социальными связями, которые по своей природе хаотичны, право естественно выступает определенным фактором стабильности. Отсюда с очевидностью вытекает тот факт, что для нормального функционирования общества необходим регулятор, который поддерживал бы определенный порядок в разрозненных общественных отношениях и обеспечивал их взаимосвязь и взаимодействие. Таким регулятором, на наш взгляд, является право. Выполняя функцию стабилизации общественных отношений, оно в то же время выступает связующим звеном между государством и обществом, позволяя им взаимодействовать друг на друга .

Обращаясь к проблеме социальной обусловленности правовых явлений, ученые вводят в оборот науки понятие "факторный анализ". При этом отмечается, что социальная эффективность реализации права зависит от полноты и точности выявления, изменения и учета факторов, отражающих потребности в правовой регламентации. Это указывает на важную взаимосвязь, на общественную обусловленность правовых норм, первичность экономических и иных общественных отношений по сравнению с правовыми нормами.

Имре считает, "что общество в определенный момент своего развития с неизбежностью приходит к необходимости посредством общего правила внести порядок и устойчивость в повторяющиеся общественные отношения. Здесь, возникает вопрос, все ли отношения могут быть урегулированы государством через право? Правовая деятельность государства в этой связи может быть названа трансформирующей деятельностью: экономические и иные общественные отношения она преобразует в правовые отношения, которые затем фиксируются в правовых нормах" .

Границы государственного воздействия могут быть рассмотрены с двух сторон: его возможности и его необходимости. Верхний предел правового регулирования общественных отношений является пределом возможного. Отношения, находящиеся за ним, находятся вне досягаемости государственной власти, и регулируются иными, не правовыми нормами (природные факторы, закономерности общественного развития, уровень экономики и т.д.).

Нижняя граница необходимость вмешательства определяется важностью для государства тех или иных общественных отношений. Этот предел является наиболее шатким. Существует множество общественных отношений, эффективность которых поддерживается путем саморегуляции, посредством взаимодействия норм морали, обычаев и других не правовых регуляторов. Следует иметь в виду, что нарушение государством границ, пределов правового регулирования приводит, в конечном счете, к нарушению эквивалентного характера отношений, равенства их участников.

Говоря о правотворческой деятельности государства, следует обратить внимание на то, что она является частью процесса правообразования. Характеризуя этот процесс, следует отметить, что есть, прежде всего, перевод объективных законов общественного развития на язык решений, облеченный в соответствующую юридическую форму. "Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, пишет В.Н. Кудрявцев, - что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения" .

Закономерно было бы рассматривать правотворчество как часть процесса правообразования. Правотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного руководства обществом. Как любой социальный процесс - это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы. Говоря о право творчестве как о явлении социальном и юридическом, нельзя его ограничить лишь изданием нормативных актов. Оно охватывает более широкий круг процессов: подготовка нормативного акта, выявление потребностей в правовом регулировании тех или иных правообразующих общественных отношений, направление и характер регулирования.

Существуют факторы, которые оказывают воздействие на формирование права и которые находятся вне каждого отдельного закона и предшествуют ему. Есть некий источник, лежащий вне понятийного права, как совокупность факторов, которые, будучи внешними, по отношению к правовой деятельности, ориентируют, не ограничивая деятельность законодателя определенными рамками, придают ей научный характер. "Комплексный подход к правотворчеству требует развития реальных связей между различными явлениями, участвующими в формировании права, осуществляющих переход от материальных факторов к сознанию и от него - к правовым нормам," - считает А. Нашиц . Правотворчество - основное, начальное звено механизма правового регулирования. Оно начинается тогда, когда необходимость нововведений уже назрела и их направление уже определено общественным развитием. На этом этапе в процесс правообразования вступают компетентные государственные органы. Согласно традиционной точке зрения, правотворчество - это деятельность государства, направленная на создание юридических норм. Р. Лукич определяет "правотворчество как комплексную деятельность, состоящую из операций, которые являются разновидностью умственной деятельности, и каждая из которых, выполняется различными способами и методами" . В этом случае правотворчество толкуется как юридически неформализованная деятельность человеческого разума, т.к. она так или иначе, направлена на создание юридических законов. По определению А.С. Пиголкина правотворческий процесс представляет собой "порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер" .

На основании изложенного попытаемся дать определение правотворчества. На мой взгляд, это организационно-оформленная деятельность государства по возведению, закона государственной воли путем выявления потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений и создания в соответствии с потребностями новых правовых норм, замена и отмена действующих.

Любой процесс, в том числе, и правотворческий, протекает в определенных формах и может быть разбит на стадии /этапы/.

Становление правовой системы - это длительный процесс, который происходит поступательно, т.е. через создание отдельных нормативных актов. Нормативный акт - это завершающее звено и непосредственный результат правотворческой деятельности. Соответственно, правотворческий процесс есть порядок последовательных операций, в результате которых в правовую систему вливается новый элемент.

Логично было бы сделать вывод о том, что в процесс правотворчества не следует включать организационные действия, содействующие непосредственной правовой работе над нормативным актом. В частности к правотворчеству не относится деятельность по учету, анализу и обобщению предложений о совершенствовании законодательства, организационные мероприятия по совершенствованию работы правотворческих органов и т.д. Собственно правотворчество - это деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и опубликованию нормативных актов, совершаемая компетентными органами.

Как любая процессуальная деятельность правотворчество представляет собой официальный порядок осуществления юридически значимых действий. Соответственно, возникает ряд взаимосвязанных взаимоотношений, например, правоотношения по поводу подготовки и принятия нормативного акта, т.е. соответствующие права и обязанности. Это обязанность подготовить и обсудить законопроект, право внести его на рассмотрение правотворческого органа, право этого органа рассмотреть проект и вынести по нему решение и т.д. Возникшие правоотношения носят как государственно-правовой (законодательная инициатива, принятие закона и т.д.), так и административно-правовой характер /дача поручения подчиненному органу подготовить проект/.

Как любая процессуальная деятельность правотворчество возникает лишь при наличии определенного юридического факта. Основанием возникновения правотворческого процесса является принятие официального решения о подготовке проекта нормативного акта.

В какой бы форме это решение не выражалось, оно является юридическим актом, который создает права и обязанности. Необходимо ограничить действия, предшествующие правотворческой деятельности от процессуального начала этой деятельности, так как материалы печати, высказывания политических деятелей и научных работников, предложения государственных и общественных организаций о совершенствовании законодательства еще не свидетельствуют о начале правотворческого процесса, т.е. процессуальные отношения не возникают. Подобные предложения являются социально-политическими предпосылками и основаниями правотворческой деятельности.

Именно с момента принятия официального решения о подготовке проекта нормативного акта возникает определенное правоотношение, и с этого момента все действия по созданию нормативного акта качественно отличаются от действий, совершавшихся ранее и представляющих собой не процесс правотворчества, а предшествующие ему условия и предпосылки.

Несмотря на различные виды и особенности правотворческого процесса можно выделить общие стадии и принципы.

Говоря о стадии правотворческого процесса, определим ее как самостоятельный этап процедурных действий по формированию государственной воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных между собой действий, которые направлены на создание данного нормативного акта. Стадия правотворческой деятельности всегда выступает этапом процесса по подготовке и приданию официального значения нормативному акту. Определение количества стадий зависит от понимания сущности правотворческого процесса. Некоторые ученые, определяя правотворчество как процедуру официального происхождения проекта нормативного акта в правотворческом органе, вселяют стадии законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, его принятие и опубликование.

Другие, например, А.Г. Братко и В.В. Лазарев, помимо стадии законодательной инициативы выделяют и такие стадии, как "решение компетентного органа о необходимости изучения акта, выработка его проекта, включение в план законопроектных работ и т.п.; разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение; рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять; принятие нормативного акта; доведение содержания принятого акта до его адресата" .

По мнению Исакова В. "проблему подготовки и принятия законов в правовом государстве можно разделить на три предметные сферы: Проблема законодательной политики. Проблемы организации законодательного процесса. Проблемы юридической техники".

Совершенно очевидно, что потерпели крах ограничения политических свобод и цензура печати.

В прежнем виде они вряд ли когда-нибудь возродятся. Но с другой стороны, право и правосудие не заняли в Российской Федерации подобающее место. Система разделения власти, закрепленная Конституцией, проходит трудно. Оказалось, что поделить власть - далекого не все, надо обеспечить сотрудничество и взаимодействие властей между собой на основе закона. На практике мы видим чаще соперничество, и даже противоборство.

Но с другой стороны, существует ряд причин, по которым глава государства вынужден накладывать "вето". Во-первых, слишком много инициаторов законотворчества. Министерства и ведомства используют в лоббистских интересах депутатов и депутатские группы, и непрочитанные законопроекты идут в парламент, хотя в них нет предмета закона. Например, законопроект о защите Байкала. Во - вторых не скоординированные действия различных структур. Если в разработке новых законов будет участвовать главное государственно-правовое управление президента РФ, то главе государства будет сложнее отказаться от подписания закона. Он должен давать поручения Институту законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ проводить экспертизы, готовить законопроекты и т.д. Ситуация значительно бы улучшилась, если:

Правительство не было бы критикой и тормозом законодательного процесса, а концентрировало свое внимание на качественной подготовки законопроектов.

Процент технического брака был существенно сокращен за счет более качественной работы комитетов, комиссий и служб парламента и т.д.

У законодателей часто не хватает времени и сил, чтобы поинтересоваться, какова материальная база для реализации закона, принят ли пакет подзаконных актов, отменены ли противоречащие ему нормативные акты, а без ответа на них невозможно оценить реальное значение принятого закона, его социально правовой эффект.

На фоне многочисленных утрат, которые переживает наше общество, к сожалению, деградирует и наш русский язык. А, ведь, язык российского законодательства отличался особым функциональным стилем, чрезвычайной чистотой речи, самыми высокими лингвистическими стандартами. Сейчас, когда за эталон права берут западные образцы, когда в депутаты избираются люди без высшего образования, а иногда - ранее судимые, трудно сохранить исторически сложившуюся российскую культуру языка.

По словам Бородина Р.В. "некоторые законы откровенно отражают узко групповые интересы, их качество низкое" .

Типичным основанием отклонения законов является их противоречие Конституции РФ, системе действующего законодательства. Нередко принятые палатами законы нарушают права и свободы граждан, ущемляют права субъектов РФ и муниципальных образований. Реализация многих законов не возможна из-за отсутствия финансовых гарантий. Имеются факты принятия законов, прямо противоречащих действующему федеральному бюджету. По-прежнему немалое число законов отражает узко отраслевые или корпоративные интересы. Таким образом, налицо снижение уровня законотворческой деятельности, что тормозит проведение экономической и социальной реформ, решение проблем государственного строительства, реализацию основных направлений внутренней и внешней политики.

Представляется, что наиболее удачными является широкое понимание правотворчества, т.е. включение в этот процесс деятельности по подготовке и обсуждению проектов нормативных актов, в которой участвуют другие государственные органы, общественные организации, широкие круги общественности. На основании такого понимания и более развернутой является классификация стадий правотворческого процесса, предложенная И.Л. Дюрягиным и А.С. Приголкиным. Авторы выделяют стадии двух основных этапов правотворчества:

"Первый - предварительное формирование государственной воли, внешне выражается в составлении проекта нормативного акта. Данная ситуация носит подготовительный характер и состоит из действий, которые непосредственно не порождают правовых норм. Она создает основу для последующих стадий, являясь предпосылкой принятия акта. Здесь можно выделить ряд самостоятельных этапов: принятие решения о разработке проекта акта, подготовка проекта, его обсуждение, согласование и доработка.

Второй - официальное возведение государственной воли в норму права, т.е. издание нормативного акта. На этом этапе правотворческого процесса решающее значение имеет деятельность самого правотворческого органа. Сюда мы относим внесение проекта на обсуждение правотворческого органа, непосредственное обсуждение проекта, принятие нормативного акта и его опубликование".

Перечисленные стадии присущи всем видам правотворчества.

Наиболее полно они проявляются при издании законов высшими законодательными органами государства. Эта деятельность наиболее полно моделирует правотворческий процесс, и хотелось бы остановиться более подробно на ней с точки зрения стадийности, как одного из видов правотворчества .

Заключение

В этой работе был рассмотрен такой процесс, как правотворчество, особое внимание было уделено принципам правотворчества, его видам, а также стадиям правотворческого процесса.

Процесс правотворчества - это социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Автор постарался максимально полно изложить те принципы, на которых базируется правотворчество в современных демократических государствах, опираясь на которые, функционирует его механизм. Как можно более подробно было рассмотрено содержание понятия правотворчество в тех аспектах, которые были сформулированы в задачах данной работы.

В завершение работы хотелось бы подчеркнуть, что, правотворчество - сложный процесс, который включает в себя действия по приведению правовых актов в жизнь общества, начиная с обнаружения проблемы, нуждающейся в урегулировании, заканчивая оглашением правового акта.

Во-вторых, правотворчество - неоднозначный процесс, поэтому он делится на несколько видов, которые выделяются в соответствии различными критериями.

В-третьих, в современном мире правотворчество должно основываться на демократических принципах, которые обеспечивали бы легитимный характер правотворчества, его корректность и гуманизм.

Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов, - это показатель цивилизованности и демократичности общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативно-правовых актов и становятся позитивным правом.

Правотворчество как средство приведения правовых актов в общество - вопрос, безусловно, очень актуальный, особенно на данном этапе развития нашего государства. Проблемы правотворчества как рассматриваются учеными-юристами, так и регулируются новыми правовыми актами, призванными упорядочить процедуру правотворчества и сделать процесс правотворчества как можно более эффективным и безошибочным. Однако стоит заметить, что такое явление, как правотворчество, требует непрерывного изучения в условиях развивающегося общества, и более того, оно требует большой степени регламентации и уточнения. На мой взгляд, перспективы развития правотворческого механизма очень широкие и возможно, что через некоторое время, в результате сложных процессов и непрерывных работ ученых и политиков, правотворчество станет таким, каким его хотелось бы видеть гражданам страны: демократическим, законным, своевременным, точным, безошибочным, гуманистическим.

Список использованных источников

Головистикова А.Н. Теория государства и права в таблицах и схемах: Учебное пособие / М. 2008/253 с.

Гродзинский М.М. Законодательная техника. М. 2009.102 с.

Казьмин И.Ф. Научная концепция акта о правотворческой деятельности. / Проблемы совершенствования законодательства. М. 2009.35 с.

Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М. 2009.414 с.

Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М. 2009.152 с

Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник М.: Норма, 2009. - 762 с.

Общая теория права и государства: Учебник для вузов. Под ред. Лазарева В.В. М., 2010. - 724 с.

Оксамытный В.В. Теория государства и права: учебник для студентов. - М.: Камерон, 2008. - 563 с.

Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт-Издат, 2010. - 658 с.

Смоленский М.Б. Теория государства и права: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 267 с.

Теория права и государства. Учебник, под ред. проф.В. В. Лазарева, - М.: Право и закон, 2010. - 624 с.

Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Марченко М.Н. - М.: Зерцало, 2008. - 576 с.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И. - М.: Книжный мир, 2009. - 653 с.

Теория государства и права: Схемы, комментарии / Уч. пос. - М.: Юриспруденция, 2010. - 246 с.

Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Перевалов В.Д. - М.: НОРМА, 2009. - 752 с.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова.2-е изд., доп., исправл. М., 2009. - 634 с.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: 2010. - 467 с.

Правотворчество - официальная часть правообразования, направленная на оформление моделей поведения, правовых статусов индивидуальных и коллективных субъектов права; самостоятельная и решающая стадия (высший уровень) правообразования.

В процессе правообразования идет вызревание соответствующих нормативных решений. Прежде чем начнется правотворчество, в об­ществе должен возникнуть мотив о необходимости регулирования оп­ределенной сферы общественной жизни или внесения изменений в ее регулирование. Правотворчество начинается тогда, когда принимается государственное решение о подготовке проекта нормативно-правового акта, например, закона. Главным отличием правотворчества от правообразования является то, что создание права осуществляется государственными органами либо непосредственно, либо с их санкционирования, разрешения. Правотворчество - форма властно-волевой деятельности государства, формального нормативного закрепления справедливой и равной меры свободы, которая включает в себя исследование, обобщение и систематизацию типичных конкретных правоот­ношений, возникающих в гражданском обществе, и завершается, как правило, созданием нормативно-правового акта.

Правотворческая деятельность государства есть отражение экономиче­ских и иных общественных отношений в виде общих норм особого социаль­ного характера, юридических норм, где они приобретают наиболее общий характер. В цивилизованном государстве она с необходимостью должна ис­ходить из определенных принципов, основных идей, организационных начал, обуславливающих сущность, наиболее характерные черты и свойства этой деятельности.

В современных условиях представляется необходимым законодатель­ное закрепление основополагающих принципов и правил правотворческой деятельности Российской Федерации, что способствовало бы, в первую оче­редь, повышению качества содержания законодательства как федерального уровня так и субъектов федерации.

Рассмотрим основные признаки и принципы правотворчества:

Признаки правотворчества:

1) осуществляется уполномоченными субъектами: а) государством в лице его органов; б) гражданским обществом (народом) и его субъектами (органами местного самоуправления, общественными объединениями, уполномоченными государством; трудовыми коллективами);

2) выражается в установлении (формулировании, санкционировании, детализации) новых, изменении действующих и отмене устаревших правовых норм - по основаниям, предусмотренным законом;

3) получает завершение в письменном акте-документе, который называется нормативно-правовым актом, а также в правовом прецеденте, правовом обычае, нормативно-правовом договоре и др.;



4) осуществляется (в значительной части) в соответствии с правовым регламентом, то есть с соблюдением официально установленной процедуры подготовки и принятия акта.

Принципы правотворчества

Выделяют две группы принципов правотворчества: общие и специальные.

Общие принципы правотворчества - основополагающие общепринятые нормы императивного характера, выступающие в качестве непререкаемых требований, предъявляемых к содержанию нормативно-правовых актов, к процессу их подготовки и принятия. Принципы правотворчества:

1. Научность - предусматривает глубокую научную обоснован­ность соответствия нормативного акта потребностям развития обще­ства: адекватного отображения в правовых нормах как актуальных, так и перспективных общественных потребностей. В каждом случае подготовка проекта нормативно-правового акта начинается с разработки его научной концепции. Концепция создается на основе изучения отечественного и зарубежного опыта, включает обоснование необходимости и целесообразности ее разработки, а именно характеристику предмета и целей проекта, его основные положения, предполагаемые последствия применения проектируемых норм.

На последующих стадиях принцип научности находит выражение в научном обсуждении проекта; проведении независимой научной экспертизы; выработке механизма осуществления, то есть информационного, материально-финансового обеспечения введения в действие; порядке толкования и др. По мере «продвижения» проекта в соответствии с правотворческой процедурой концепция должна трансформироваться в своеобразное «досье», состоящее из заключения, свидетельств об обсуждении и экспертизе, результатов учета поступивших замечаний и предложе­ний, данных социологических исследований и опросов, анализа обще­ственного мнения и др.

Особое место в правотворческом процессе занимает научная экспертиза проектов нормативно-правовых актов. Она должна предотвращать вынесение на рассмотрение правотворческих органов проектов, содержащих недостаточно обоснованные положения, пробелы, противоречия. Главная цель такой экспертизы - обеспечить качество проектов, их законность и обоснованность.

2. Гуманизм - формирование нормативно-правовых актов на ос­нове общечеловеческих ценностей, международных стандартов прав человека, создание условий и механизмов их воплощения в жизнь общества и государства. Россия признает приоритет международного права перед национальным в области прав человека, и это обеспечивается национальным законодательством.

На формирование права влияют социальные факторы. Они определяют предмет правового регулирования, позиции субъектом правотворчества, состояние «юридичности» процесса правотворче­ства. Можно перечислить множество факторов, которые в меньшей или большей степени определяют возникновение тех или иных нор­мативно-правовых актов, нормативно-правовых договоров, судебных прецедентов и других форм права.

Это социально-экономические по­требности населения и экономические трансформации в обществе (экономическиий фактор); политические процессы и политическая активность граждан (политический фактор); уровень правосознания и правовой культуры населения (идеологический фактор); состояние реализации принципа равноправия наций и народностей, проживающих в стране (национальный фактор); международное положение страны (внешнеполитический фактор) и др.

Принципиальное значение для формирования права имеет соблюдение потребностей и интересов личности, поддержание баланса интересов всех слоев общества, человека и государства, защита демократии. Поскольку право порождается как органами, наделенными функциями правотворчества, так и усилиями общества, создающего на протяжении своего исторического бытия правила поведения, которые отражают уровень правосознания и характер правовых отношений, постольку толчком к его формированию служат общественно значимые проблемы. Это, прежде всего, острые социальные ситуации, нерешенность вопросов, имеющих существенное значение для человека, общества, государства. Поэтому правотворчество является не только видом юридической практики, но и своеобразной разновидностью познания объективного мира. Будучи тесно связано с экономикой, нравственностью, наукой, политикой, оно представляет собой одну из важных разновидностей общественной (социальной) практики.

3. Демократизм - установление и обеспечение свободного поряд­ка разработки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов; создания законодательных процедур, которые обеспечивали бы выра­жение в законе воли народа, учета воли большинства при соблюдении прав меньшинства, согласованность интересов общества, социальных групп, человека; недопущения как незаконного давления на законодательную деятельность парламента, так и своеволия парламента. Этот принцип означает также широкое участие народа в обсуждении проектов законов, в консультативных и законодательных референдумах; учете альтернативных проектов законодательных актов и общественного мнения, поддержке народной правотворческой инициативы; взвешенное отношение к парламентской оппозиции.

4. Гласность - открытое для общественности, свободное и деловое обсуждение проектов нормативно-правовых актов, информирование о них населения, прозрачность их прохождения в парламенте. Гласность и открытость дают возможность гражданскому обществу установить контроль над законодательным процессом, своевременно корректировать прохождение нормативных актов. С одной стороны, гласность является способом подконтрольности правотворческих субъектов, с другой, выступает каналом формирования общественного мнения. Гласность предусматривает информированность и одновременно познание, учет и частично формирование потребностей, интересов, мыслей и чувств человека, социальных групп, общества.

5. Законность - соблюдение правил иерархии нормативно-правовых актов при их составлении (нормопроектировании) и принятие их законным путем, в соответствии с конституционно закрепленным процессом правотворчества.

Принцип законности предусматривает не только обеспечение верховенства Конституции в процессе правотворчества, но и наличие механизма проверки изданных нормативно-правовых актов Конституционным Судом относительно соответствия их Конституции. Конституционные законы имеют юридическую силу, одинаковую с юридической силой Конституции страны.

Данный принцип также означает, что закон может быть изменен или его действие прекращено исключительно законом, который имеет одинаковую с ним или высшую юридическую силу.

6. Толерантность - выявление и учет законообразующих согласованных интересов, создание определенных теоретических конструкций, общей модели выражения и защиты интересов различных социальных групп. В современных условиях нет такой социальной группы, удовлетворение интересов которой (при игнорировании интересов других групп населения) могло бы обеспечить качество и эффективность результатов правотворчества. Необходимо согласие всех основных социальных слоев общества, их толерантность. Путем правотворчества достигается авторитетное посредничество, направленное на примирение, равновесие правомерных интересов сторон. Неэффективным является правотворчество, которое не выполняет свою роль по упорядочиванию социальных конфликтов и закреплению нормативно-правовой модели их разрешения.

7. Единение общегосударственных и региональных интересов - выражается в учете интересов центра и регионов в любом государстве: унитарном, региональном (регионалистском), федеративном. В актах отображаются интересы регионального характера, учитываются местные особенности, не ущемляются интересы населения определенной местности. Особенно это касается актов центральных (федеральных) правотворческих органов, нередко затрагивающих интересы отдельных регионов государства. В свою очередь, местные органы издают акты в соответствии с общенациональными интересами.

Специальные принципы правотворчества:

Оперативность - подготовки проектов нормативных актов в достаточно короткие сроки;

Сочетание динамизма и стабильности - создание стабильного нормативного акта и одновременно возможность вносить в него дополнения и изменения;

Преемственность - перенесение и использование предыдущего позитивного отечественного и современного зарубежного опыта по созданию нормативных актов;

Плановость - составление и соблюдение планов по функциональному назначению актов и срокам их принятия;

Системная согласованность - тщательность и скрупулезность подготовки нормативных актов в их взаимосвязи, слаженность нормативных предписаний как внутри нормативно-правового акта, так и между нормативно-правовыми актами, их соответствие конституции, международно-правовым договорам в области прав человека;

Профессионализм - привлечение к разработке нормативных актов квалифицированных специалистов из соответствующих отраслей науки, ученых-юристов и юристов-практиков, имеющих необходимые знания и опыт;

Технико-юридическое совершенство - составление нормативно-правовых актов с учетом правил, способов, приемов юридической техники, которые являются обязательными для правотворческих органов; соблюдение лингвистических стандартов языка актов.

Виды правотворчества.

В Российской Федерации различаются следующие виды правотвор­чества:

Принятие нормативно-правовых актов компетентными государствен­ными органами;

Непосредственное правотворчество народа в ходе референдума;

Санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями;

Заключение нормативных соглашений, устанавливающих правовые предписания.

Наиболее распространенным среди перечисленных видов является пер­вый. К числу правотворческих органов относится Президент Российской Фе­дерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законода­тельные (представительные) и исполнительные органы субъектов федерации, министерства, государственные комитеты, ведомства, службы. В пределах своей компетенции правотворческими полномочиями обладают администра­ции государственных учреждений и государственных предприятий (локальное правотворчество).

Правотворческая деятельность корпоративных (общественных) органи­заций в отличие от нормотворческих функций государственных органов, как правило, само­стоятельное принятие этими организациями норм права. Госу­дарство участвует в пра­вотворческом процессе в различных формах: делеги­рование правотворческих пол­номочий; санкционирование актов, принятых этими организациями; предварительное разрешение на издание соответ­ственного акта либо совместное их принятие.

В юридической литературе справедливо отмечается, что нормативные соглашения заключаются между различными субъектами права и имеют не­одинаковую юридическую силу. Такие соглашения могут заключаться на различном уровне: федеральном, на уровне субъектов федерации, на отрасле­вом (профессиональном), местном (территориальном).

Итак, правотворчество - это одно из важ­нейших направлений государственной деятельности, одно из основных зве­ньев механизма правового регулирования.
В уз­ком смысле под правотворчеством понимается сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком - данный процесс начинается с правотвор­ческого за­мысла и заканчивается практической реализацией юридической нормы.

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
    • Понятие, принципы и виды правотворчества
    • Этапы и стадии законотворческого процесса
    • Законодательная техника
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Понятие, принципы и виды правотворчества

Правотворчеством является процесс создания правовых норм в результате планомерного их формулирования или изложения в источниках (формах) права. Способами выражения норм права при этом являются нормативные правовые акты, судебные или административные прецеденты, нормативно-правовые договоры и др. Важно учитывать также, что, несмотря на признание в Российской Федерации верховенства международных договоров, правовой основой регулирования отношений на территории РФ по-прежнему остается закон, а не международный договор, так как международный договор РФ ратифицируется федеральным законом.

В процессе создания правовых норм должны соблюдаться определенные организационно-правовые процедуры (изучение потребностей в принятии акта, разработка проекта, внесение в ответственные комитеты и комиссии парламента, доработка акта, чтение законов и др.). При этом необходимо соблюдение соответствующих регламентов их принятия. Правотворчество имеет свой объект и предмет, особый субъектный состав и процедуры (разработка проекта, рассмотрение, отклонение, согласование, подписание, опубликование).

Правотворчество - это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является видом государственной деятельности. Правотворческая деятельность состоит в создании норм права, в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм. Правотворчество завершает процесс формирования права и означает возведение государственной воли в закон. С.А. Комаров отмечает, что «правотворчество, или законотворчество, является одной из форм государственного руководства обществом и осуществляется государством независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти».

Субъектами правотворчества выступают государственные органы и структуры, наделенные соответствующими полномочиями на принятие законов. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм. Правотворчество является проявлением активной государственной деятельности, средством его управления обществом. В Российской Федерации нормативные правовые акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти.

Некоторые акты, например Конституция, могут приниматься путем всенародного голосования. Хотя и в этом случае конституции разрабатываются специальными органами (Конституционным Собранием, Учредительным конвентом или Форумом). При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление) и исключительно по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в механизме правового регулирования, т.е. от его авторитета. Акты правотворчества могут приниматься или в режиме коллегиальности (парламенты, правительства, администрации), или в режиме единоначалия (глава государства, единоличные органы исполнительной власти).

Начальной стадией процесса правотворчества является возникновение потребности в регулировании определенных общественных отношений. Возможно также издание непосредственно государством нормативного акта, возможно также официальное признание конкретного общественного отношения юридическим или официальное признание уже сложившегося обычая как юридической нормы и конкретного источника субъективных прав и обязанностей. Содержание правотворчества складывается из последовательно осуществляемых организационных действий. Таким образом, правотворческий процесс представляет собой технологию создания нормативных правовых актов и доведение их предписаний до адресатов.

Правом принятия нормативных правовых актов в Российской Федерации обладают Государственная Дума, Совет Федерации, представительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся также Президент РФ, Правительство РФ, министерства и другие ведомства, главы муниципальных образований. Полномочия на правотворчество каждого органа детально регламентированы Конституцией и законодательством. Например, Правительство РФ свои акты нормативного характера издает в форме постановлений, а министерства и другие ведомства издают приказы и инструкции. В пределах своих полномочий нормативные акты издают органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Органы местного самоуправления, обеспечивая управление вопросами местного значения, издают нормативные акты в основном в виде решений. Администрации объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полномочий издают локальные нормативные акты.

Объектом правотворчества является необходимое и определенное правовое воздействие на социальные отношения для реализации задач и функций власти и необходимости упорядочения (регламентации) отношений. Предметом правотворчества является принятие акта правотворчества в требуемых процедурах в соответствии с необходимыми потребностями правового регулирования. Непосредственным (юридическим) основанием принятия нормативного правового акта является правотворческая или законодательная инициатива. Фактическим основанием являются определенные обстоятельства (юридические факты), с которыми связываются основания возникновения отношений по поводу правотворчества. Правотворческий процесс завершается или принятием акта, или его отклонением.

Правотворчеству присущи следующие принципы:

  • научность (изучение потребностей принятия закона);
  • законность и властность (создание нормативных актов во исполнение Конституции и законов);
  • гласность (открытость правотворческого процесса для общественности);
  • демократизм и легитимность (участие представителей народа в законотворчестве, демократические процедуры принятия и само демократическое содержание законов);
  • профессионализм (работа по принятию законов должна осуществляться на постоянной основе с привлечением ученых и специалистов, с проведением научных экспертиз законопроектов);
  • соответствие формы и содержания (акт должен отвечать потребностям правового регулирования);
  • оперативность (своевременность издания нормативных актов).

Итак, принципы правотворчества - это руководящие начала,

исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.

Правотворчество подразделяется на следующие виды .

  1. Непосредственное правотворчество народа посредством референдума.
  2. Правотворчество государственных органов (Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных собраний субъектов Федерации).
  3. Правотворчество отдельных должностных лиц (Президента РФ, министров).
  4. Правотворчество органов местного самоуправления.
  5. Локальное правотворчество (предприятий, учреждений) и правотворчество общественных организаций.
  6. Правотворчество общественных организаций (например профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится:

  • на законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в соответствии с которым издаются нормативные правовые акты высшей юридической силы - законы);
  • делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, в основном правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию нормативных правовых актов, входящих в компетенцию представительного органа);
  • подзаконное правотворчество (нормотворчество органов исполнительной власти по изданию указов, постановлений, приказов, распоряжений, решений). Такое правотворчество называется ведомственным.

Существует также форма непосредственного правотворчества в виде решений, принятых на референдумах или специально уполномоченными правотворческими органами. Правотворчество по их поручению является делегированным. В отличие от законотворчества подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшим формализмом. В то же время подзаконное правотворчество осуществляется негласно, подготовка и принятие подзаконных актов осуществляются соответствующими правовыми управлениями, администрациями и часто характеризуются определенной громоздкостью и противоречивостью.

ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА

Правотворчество - это одно из основополагающих направлений деятельности, прежде всего, государственных органов. В связи с этим данная деятельность должна строиться на рациональных и эффективных принципах, соблюдение которых, однозначно поможет законодателю избежать большого количества законотворческих неточностей и ошибок, снизит вероятность уровня создания ненужных правовых норм, а в итоге поспособствует формированию роста правовой культуры физических лиц и организаций. Принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

В связи с этим, в научной литературе, указывается на то, что правотворческая деятельность Российской Федерации должна осуществляться на базе ряда общих основополагающих принципах, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

Выделим такие принципы как: демократизм, предполагающий активное участие представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности; законность и конституционнальность, означающие строгое и неуклонное следование конституции и законам в процессе правотворческой деятельности; гуманизм, выражающийся в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей; профессионализм, проявляющийся в обязательном участии квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов на всех стадиях правотворческого процесса. Общая теория права / Отв. ред. А. С. Пиголкин. - М. 2014. - С. 215-216

Теперь хотелось бы остановиться на каждом и уже поподробнее рассмотреть каждый из них в отдельности и попытаться выделить, на мой взгляд не менее важные. Итак, принцип демократизма, характеризует степень вовлеченности граждан, общественных формирований, политических партий и многих других субъектов правотворчества, для более полного и всестороннего развития норм и институтов в обществе. Одним из способов придания нормативно-правовому акту высшей юридической силы является референдум. Законы создаются именно для общества, ради общества, и при игнорировании общественного мнения, существует большая вероятность того, что какая-то конкретно созданная норма, без учета общественного мнения, пойдет ему не на благо, а во вред.

Следующим принципом, является законность. Каждый нормативно-правовой акт должен приниматься государственным органом или иными субъектами в соответствии с пределами его компетенции, с обязательной ссылкой на конституцию и закон, он не должен нести в себе противоречий с уже действующим законодательством. Не менее важным критерием оценки законности, является соблюдение определенной процедуры принятия нормативных актов. Законы должны приниматься в соответствии с правовым регламентом и только теми субъектами, которые наделены соответствующими полномочиями, и в таком же объеме, закрепленным за этими субъектами.

Принцип гуманизма предусматривает непосредственный учет интересов и благ человека, максимальное удовлетворение его материальных и духовных ценностей при создании и реализации нормативно-правовых актов. При этом важным критерием считается соблюдение не только частных, но и публичных интересов, а в конечном счете они должны быть в балансе. Данный принцип всегда был предметом жарких споров экспертов, политиков и законодателей, так как при решении вопросов об удовлетворении потребностей возникает вопрос о пределах человеческих потребностей. Конечно же пределы данного принципа весьма условны, так как в иностранных государствах само понятие «гуманизм» несет в себе, зачастую, несколько иное содержание, как например в Российской Федерации.

Заключительным принципом, в правотворческом процессе, является принцип профессионализма. Данный принцип особо важен для правотворческой деятельности, поскольку данная деятельность требует особых навыков, умения и талантов. Для принятия эффективных нормативных актов, необходим учет разнообразных факторов, как субъективного, так и объективного свойства, владение правилами юридической техники.

По моему мнению, в правотворческой практике необходимо расширить перечень принципов, в соответствии с которыми и принимаются все нормативно-правовые акты. Свяжу я это в первую очередь с тем, что в данный вид деятельности необходимо привлекать представителей различных наук на стадии подготовки и принятия актов. Кто как не ученые смогут выявить те или иные потребности в регулировании общественных отношений, не менее важна и прогностическая составляющая этой потребности.

Не малую роль, в век информационных технологий, играет техническое совершенствование принимаемых актов. Это имеет огромное значение для повышения качества всего рассматриваемого процесса. Суть заключается в том, что в процессе подготовки и принятия нормативно-правовых актов в максимальной степени использовать предложенные юридической наукой и апробированные правотворческой практикой наиболее эффективные методы и приемы разработки проектов, оптимального изложения их содержания технического оформления, отвечающего общепринятым в мире стандартам.