Право вето, его история и применение в наши дни. Смотреть что такое "Вето" в других словарях

ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - закрепленное в Конституции РФ право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения. Право вето, или так называемое право негативного контроля, - одна из важнейших прерогатив Президента в законодательном процессе. Оно означает юридическую возможность главы государства оценивать качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы. Конституция РФ (ст. 107) наделяет Президента РФ правом отлагательного, или так называемого суспензивного, вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, но не вступивших в силу федеральных законов. Право вето в этом значении есть право Президента отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. При этом, по действующей Конституции, Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона, которой завершается законодательный процесс. Из Конституции РФ (ст. 107) вытекает отлагательный характер вето Президента, поскольку Федеральное Собрание при повторном рассмотрении отклоненного Президентом закона может принять этот закон в его прежней редакции и таким образом "проигнорировать" аргументы главы государства (не согласиться с ними). В период 1993-1999 гг. из принятых Федеральным Собранием законов почти на 30% из них было наложено вето Президента.

Право Президента РФ наложить вето действует в течение предусмотренного Конституцией РФ срока - 14 дней с момента поступления федерального закона. Если в течение этого времени Президент не определит своей позиции по данному закону, то последний должен быть (по смыслу ст. 107 Конституции РФ) передан для официального опубликования. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. указал, что решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий.

2.4 Роспуск Государственной Думы

РОСПУСК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ - досрочное прекращение полномочий Государственной Думы по решению Президента РФ и по основаниям, предусмотренным в Конституции РФ. При демократических режимах роспуск парламента предполагает два взаимосвязанных процесса: прекращение деятельности парламента и назначение новых выборов. Роспуск парламента вытекает из природы разделения властей и выступает одним из важных механизмов в системе сдержек и противовесов властей. В российской Конституции этот широко известный на Западе институт появился впервые. При этом, в отличие от западных конституций, не устанавливающих конкретных ситуаций, могущих стать основанием для роспуска, Конституция РФ определенно указывает на две такие ситуации: 1) конфликт между Президентом РФ и Государственной Думой при формировании Правительства (ст. 111 Конституции РФ), а именно после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства, предложенной Президентом РФ; 2) конфликт между Государственной Думой и Правительством, когда Президенту необходимо решать: либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную Думу (ст. 117). Конституцией (ч. 2 ст. 109) предусмотрена обязанность Президента в случае роспуска Государственной Думы назначить дату выборов нового ее состава. При этом проведение выборов должно пройти в такие сроки, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска. Таким образом, Конституция РФ устанавливает гарантии непрерывности функционирования законодательной власти.

При слабом вето парламент/международная организация обязаны лишь повторно рассмотреть законопроект. Сильное вето по определению более сложно преодолеть, и таким правом обычно обладают президенты в развитых странах (США, Германия и другие).

История права

История вето восходит к эпохе Древнего Рима, когда были созданы народные трибуны, призванные отстаивать права низших слоев населения - плебеев. В переводе с латинского языка vetо означает «запрещаю». Поэтому, как вытекает из названия, это право ограничения чего-либо. Правовая система Римской империи легла в основу многих европейских правовых систем, поэтому использование ограничивающего права является логичным.

Значение вето

Такое право предоставляет возможность одному лицу или группе лиц в одностороннем порядке блокировать принятие тех или иных письменных и устных решений. То есть, к примеру, если за принятие проекта (постановления, резолюции и подобных решений) проголосовали 30 человек и лишь один высказался против, наложив вето, то проект не принимается и назначается новая дата голосования.

Примечательно, что накладывать вето неограниченное количество раз имеет право любой из участников дискуссии, собрания, комитета. Поэтому принятие общего решения может затягиваться на долгие годы, и в конечном итоге даже не быть принятым. Вето активно используется международными организациями при принятии решений любой важности.

Часто можно услышать, что, к примеру, на каком-нибудь из заседаний ООН (НАТО, Европейского парламента и других международных организаций) представитель одной из стран воспользовался правом вето, и принятие документа заблокировано.

Среди ярких примеров длительного использования (в какой-то мере на грани постоянного) такого ограничивающего права, можно отметить позицию Греции по отношению к намерениям Турции вступить в Европейский союз. Уже на протяжении 14 лет во многом благодаря греческому вето Турецкая Республика никак не воспользуется явными и мнимыми благами присоединения к Европе.

Также стоит отметить «свежий» накладывания вето. Это принятие резолюции Совета Безопасности ООН в отношении законности референдума в Крыму. Если быть точнее, то в непринятии международного документа по причине его блокирования Российской Федерацией как постоянного члена Совбеза ООН. Примечательно, что представители Китайской Народной Республики воздержались при голосовании, что в какой-то мере гарантирует длительное обсуждение резолюции.

Одной из палат парламента отказаться одобрить (подписать) закон, принятый другой палатой парламента или парламентом в целом. Возникло в Древнем Риме как формула, которой народные трибуны могли отменить постановления сената.

Вето главы государства - отказ монарха или президента от подписания закона, принятого законодательным органом. Вето главы государства определяется в зависимости от конституционного строя государства. Может быть абсолютным, то есть безусловным, и относительным, то есть ограниченным.

Монарху принадлежит право абсолютного вето (Кувейт), то есть его отказ подписать закон не может быть преодолён парламентом. В некоторых странах монарх лишён права вето (Япония, Швеция и др.). В Великобритании монарх имеет право вето, но не может его использовать в связи со сложившимся конституционным обычаем о неприменении вето (с 1707).

Президенту принадлежит право относительного, или отлагательного, вето, то есть его отказ подписать закон может быть преодолён парламентом. Конституции, как правило, устанавливают срок для подписания закона президентом (в США - 10 дней, в России - 14, в Индии срок не установлен). В течение этого срока президент должен подписать закон, принятый парламентом, и обнародовать его (так называемая промульгация закона) или официально отказаться сделать это. Отказ президента подписать закон (применение вето) может быть преодолён парламентом либо путём вторичного принятия закона каждой из палат квалифицированным (Россия) или абсолютным (Чехия, Венгрия, Польша) большинством голосов от их конституционного (списочного) состава, либо абсолютным большинством голосов на совместном заседании палат парламента (редко применяемая процедура, например, в Бразилии). В этом случае президент должен подписать и в определённый срок (в России - 7 дней) опубликовать закон. В США может быть использовано так называемое карманное вето: если до окончания сессии Конгресса США остаётся менее 10 дней, предусмотренных Конституцией США для подписания закона президентом, последний может задержать закон до окончания сессии, не подписывая его и не отказывая в подписи; в таком случае Конгресс должен повторно принять такой закон на другой сессии. Чаще всего президентское вето распространяется на закон в целом (в том числе в России). В некоторых странах (Мексика, Франция и др.) президент может использовать выборочное вето, которое он налагает на отдельные статьи и положения закона и публикует закон без этих положений (на практике почти не используется).

Вето палаты - отказ верхней палаты одобрить (подтвердить) законопроект, принятый нижней палатой. В случаях применения вето палаты возможно создание согласительной комиссии из представителей обеих палат - по результатам взаимного соглашения законопроект вновь принимается нижней и верхней палатами; при недостижении соглашения закон либо не принимается, либо нижняя палата может преодолеть вето верхней палаты путём повторного голосования. Во многих странах для преодоления вето верхней палаты требуется квалифицированное большинство голосов, то есть более 50% + 1 голос, обычно 2/3 голосов от конституционного (списочного) числа членов палаты. В некоторых странах вето верхней палаты преодолевается путём повторного принятия закона на совместном заседании обеих палат. Поскольку нижняя палата многочисленней верхней, побеждает её позиция (Бразилия, Индия и др.).

Иногда для преодоления вето палаты достаточно абсолютного большинства (50% + 1 голос) голосов членов нижней палаты (Польша и др.). В Великобритании вето Палаты лордов также может быть преодолено абсолютным большинством голосов членов Палаты общин, но только на другой сессии парламента. Поскольку нижняя палата уже однажды приняла законопроект, она примет его и во второй раз, но сессия парламента созывается раз в год, поэтому Палата лордов может задержать законопроект максимум на год.

Там, где палаты равноправны и законопроект может первоначально вноситься в любую палату и быть принятым ею, для преодоления разногласия палат используется правило челнока - законопроект пересылается из одной палаты в другую до тех пор, пока не будет достигнут одинаковый текст.

Право вето в ООН… Им обладают Россия, США, Китай, Франция и Великобритания. Так сложилось, что после Второй мировой войны перед человечеством встал выбор: продолжить жить по-прежнему или изменить свою жизнь? Так было создана Организация Объединенных Наций, основной задачей которой стало предотвращение глобальных международных конфликтов ради сохранения мира на планете. Право вето обеспечивало достижение единогласия в данной организации. Так зачем его отменять?

Поэтому инициатива Франции и Мексики, призывающая постоянных членов Совета Безопасности ООН отказаться от использования права вето при рассмотрении действий в ответ на широкомасштабные преступления наводит на определенные мысли. Плохие мысли, стоит признать. Особенно, после того, как эту инициативу поддержали почти 100 стран.

Несомненно, это выгодное предложение, но вот для кого? Кому на руку заручиться на будущее бессилием России при решении международных проблем? Громкие заявления о том, что таким образом можно будет избежать трагедий в будущем, просто пустой звук.

По словам госсекретаря при министре по делам Европы и иностранных дел Франции Жан-Батиста Лемуана, постоянные члены ООН должны взять на себя «добровольное самоограничение <…> в ситуациях, когда дело касается массовых зверств». С одной стороны, в этом что-то есть, но с другой…

Как тут не вспомнить о призывах президента Украины Петра Порошенко и его министра иностранных дел Павла Климкина о реформировании Совбеза ООН из-за права вето России? Москву обвиняли в злоупотреблениях, призывая к созданию сильных институтов, которые будут защищать права, «что является краеугольным камнем мирового порядка».

И все помнят предысторию… В 2015 году Россия заблокировала в СБ ООН проект резолюции о создании международного трибунала для уголовного преследования виновных в крушении малайзийского Боинга под Донбассом. Политизированный документ, плохо проработанный в юридическом плане, преследующий пропагандистские цели был заблокирован. Сколько шуму подняли в Киеве после этого…

Все разом на Западе забыли о том, что, когда в 2001 году украинские ПВО сбили гражданский российский авиалайнер якобы случайно или Штаты уничтожили иранский самолет, то почему-то международные трибуналы созданы не были. А тут сразу подняли вопрос о праве вето России? К слову, американцы такую инициативу тоже не поддержат. Оправдания, что в Сирии сейчас все плохо и на Украине до сих пор проблемы, никуда не годятся.

Западные страны эту кашу заварили, а теперь пытаются ограничить права России в Совбезе ООН. Именно, что России! Иначе этот вопрос даже не поступил на повестку дня в организации. Но не выйдет. Ограничение права вето станет не просто реформированием, а переделом послевоенного мира, отрицанием итогов Второй мировой войны, очередным «белым листом».

Помнится, после ялтинской встречи новый президент США Гарри Трумэн был недоволен тем, что СССР получил возможность использовать право вето в ООН. Принцип единогласия мешал Штатам сформировать новую международную реальность. На тот момент Америка обладала абсолютным большинством голосом в Совбезе ООН и Генассамблее, но ей мешала коммунистическая Москва.

На конференции в Сан-Франциско советский посол в США Андрей Громыко твердо заявил, что Советский Союз не даст согласия на «такой Устав ООН, который бы сеял семена новых военных конфликтов между странами». Тогда Западу пришлось отступить, а теперь снова на баррикады?

Позицию России выразил достаточно ясно и полно глава МИД Сергей Лавров:

В заключение хочу сказать только одно: принцип единогласия должен быть сохранен, как и право вето постоянных членов организации. Это закреплено в Уставе, значит, является краеугольным камнем ООН. Только желающие поделить мир и развязать очередную глобальную войну «по интересам» могут призывать к реформированию данной организации. Украинское руководство, как и западноевропейские лидеры, не совсем понимают, чем может закончиться такая авантюра. Потом будет поздно…

Разумность Западной Европы была продемонстрирована в середине 20-го века, когда с ее помощью Гитлер в Германии начал подготовку к мировой войне. Что касается стран из других регионов мира, то они слабо представляют себе тот ужас, что пережила Европа в те годы. Нет понимания проблемы, зато проявились амбиции. С этого обычно все и начинается. Если есть желание сохранить мир, то почему бы не применить другие международные инструменты? Без намеков на Россию и ее право вето?

Вето

(veto) В переводе с латинского означает "я запрещаю". Запрещение, блокирование или отказ дать согласие на принятие законопроекта или предложения в области политики. Все постоянные члены Совета Безопасности (Security Council) ООН (United Nations) обладают правом вето, что в период "холодной войны" (Cold War) зачастую мешало принятию этой организацией адекватных мер. Конституция США наделяет президента страны таким правом по отношению к законопроектам, принимаемым Конгрессом. Прежде, чем законопроекты, принятые Палатой представителей и Сенатом, станут законами, их должен подписать президент. Президент официально налагает запрет на закон тем, что пишет поперек его текста слово "вето", после чего возвращает его в Конгресс с обоснованием причин запрета. Члены Конгресса, желающие преодолеть вето президента, могут сделать это, собрав две трети голосов членов обеих палат, поддерживающих данный законопроект. Если президент и в этом случае отказывается подписать закон, он автоматически вступает в силу через десять рабочих дней Конгресса. Если президент его не подписывает, а конгресс прерывает свои заседания до истечения требуемого десятидневного срока, законопроект считается проваленным. В таких случаях говорят, что глава государства воспользовался "карманным вето". Право вето, т.е. право не допустить принятия закона, который президент считает неприемлемым, дает ему возможность играть важную роль в политике, даже если его партия не обладает большинством в Конгрессе. Собрать две трети плюс один голос в обеих палатах в поддержку своего вето для главы государства обычно не трудно. Президенты, работающие в условиях "разделенного правления" (Эйзенхауэр, Никсон, Форд и Буш), широко и успешно пользовались правом вето. Президент США имеет право накладывать вето только на весь законопроект, к то время как губернаторы некоторых штатов обладают правом "постатейного" вето (item veto), позволяющим отклонять отдельные положения билля, разработанного законодательным органом штата. Предложения наделить таким же правом президента страны прошли на том основании, что это нарушит баланс сил между исполнительной и законодательной ветвями власти.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Вето

(от лат. veto - запрещаю) - запрещение какого-либо решения, принятого полномочным органом, но не совпадающего с волей органа или лица, который обладает этим правом. В политической практике право вето означает возможность запрещения одним политическим органом или лицом выполнять решение или постановление другого органа или лица. Вето может носить абсолютный или относительный, частичный характер. В современном государстве, как правило, правом вето владеет руководитель государс­тва. Для осуществления права вето необходима властная и правовая су­бординация, иерархия. Более полномочные субъекты власти могут иметь право влиять на политический процесс принятия решений посредством это­го права. Право вето в обязательном порядке должно быть закреплено в законах государства. Поскольку вето - действенный механизм воздействия на власть, оно закрепляется в конституции. Наиболее часто этот полити­ческий механизм применяется в конституционных монархиях. Например, в Великобритании уже несколько столетий власть коро­ля ограничивается парламентом. При подобной форме власти король и па­лата лордов имеют право вето. Республиканское правление, при котором сильна власть президента, также, зачастую, предполагает право вето для него. В том случае, когда президент не соглашается с решением прави­тельства или парламента, он возвращает решение на доработку. Вторичное рассмотрение данного решения может привести к его принятию. Таким пра­вом обладает, например, президент России. В США президент также имеет право вето, он обязывается решить судьбу закона в течение 10 дней. Во многих странах правом вето обладает народ. Например, в России возможен референдум, который определяет судьбу важнейших законов. Но в реальной политической практике он не гарантирует проведения законов, которые противоречат воле субъектов власти.

Коротец И.Д.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

(от лат. veto запрещаю)

1) в самом широком плане означает запрещение какого-либо решения, принятого полномочным органом, но не совпадающего с позицией органа или лица, которые обладают этим правом;

2) в политической практике право вето означает возможность запрещения одним политическим органом или лицом выполнять решение или постановление другого органа или лица;

3) в государственном праве акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу другого акта. Обычно правом вето обладает глава государства, который имеет право налагать вето на законы, принятые парламентом. Абсолютное (резолютивное) вето дает право окончательного отклонения закона, принятого парламентом. Относительное (отлагательное или суспенсивное) вето лишь приостанавливает вступление закона в силу, а парламенту предоставляется право принять его повторным голосованием. При этом для окончательного принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов, например, в Российской Федерации и США - две трети голосов каждой палаты. Общее вето означает возможность отклонения акта в целом, частичное (выборочное) вето позволяет отклонять отдельные части или статьи акта.

Институт вето возник в Древнем Риме. В истории наиболее известно либерум вето (свободное вето): в Речи Посполитой в 17-18 веках решение сейма считалось принятым, если за него голосовали все депутаты. Правом вето называют также предусмотренный Уставом ООН принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии решений по непроцедурным вопросам. В конституционной практике США известно законодательное вето, которое используется в совместных резолюциях палат Конгресса (американского парламента) или в резолюции одной из его палат - решение об отмене полномочий, ранее делегированных президенту США, а также актов, изданных президентом или ведомствами исполнительной власти. В 1983 году Верховный суд США признал практику законодательного вето антиконституционной. Видом косвенного вето является карманное вето - в конституционной практике США право президента в определенных обстоятельствах не допустить вступления в силу неугодного законопроекта. Согласно Конституции США президент должен одобрить или отвергнуть представленный конгрессом законопроект в течение 10 рабочих дней. Если законопроект поступил президенту менее чем за 10 дней до окончания работы сессии конгресса, президент может продержать у себя законопроект до закрытия сессии не вынося никакого решения, после чего законопроект согласно правилу дисконтинуитета будет считаться отклоненным.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Вето" в других словарях:

    Вето - (от лат. «veto» я запрещаю) отказ главы государства утвердить принятый парламентом закон, который нельзя преодолеть (абсолютное, или резолютивное, вето) либо который может быть преодолен (относительное, или суспензивное, вето). В международном… … Элементарные начала общей теории права

    - [лат. veto запрещаю] запрещение, отмена, приостановление действия какого л. решения, постановления. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ВЕТО по латыни запрещаю; право одного лица останавливать решение общего собрания, напр., народного… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. veto запрещаю) 1) в государственном праве запрет, налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) на решения другого государственного органа. Институт вето возник в Др. Риме. Позднее наиболее известно т. н. свободное … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    ВЕТО, нескл., ср. (лат. veto запрещаю) (книжн.). Право приостанавливать или отменять решения законодательных органов (юр.). Иметь право вето. || Запрещение. Произнести, наложить свое вето (запретить). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

    Табу, запрещение, запрет Словарь русских синонимов. вето см. запрещение Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Вето - (от латинского veto запрещаю), 1) право налагать запрет на акт, принятый парламентом или его палатой. Обычно предоставляется главе государства (например, президенту) или верхней палате парламента. Вето может являться окончательным или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В широком смысле слова устный или письменный запрет, наложенный на какое либо решение управомоченным на то органом или лицом. безусловный (абсолютный) или условно ограниченный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого.… … Финансовый словарь

    - (лат. veto запрещаю) акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения к. л. органа. Особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства право налагать В. на законы, принятые парламентом. Различают абсолютное (или… … Юридический словарь