Штрафы для ип за торговлю без сертификатов. Какие штрафы положены за отсутствие сертификатов

Вопрос читателя Андрея Корсунова:

Здравствуйте, Николай! Столкнулся недавно с таким вопросом и не смог найти ответа, помогите. Мне сказали, что болшую часть товаров, привезенных напрямую из Китая я не могу продавать в России, потому что они подлежат сертификации, а именно нужно получать сертификаты соответствия. Это же очень кропотливо и не выгодно мелким предпринимателям. Что вообще за сертификат соответствия и как можно без него продавать товары?

Здравствуйте, Андрей! Вы правы, сертификаты соответствия нужны для многих товаров, но 90% предпринимателей в России продают без сертификатов, либо используют подделки. Я ниже расскажу о том, что это за сертификаты, но сначала хочу сказать, что не выгодно получать сертификаты на мелкие партии. Это могут позволить себе только оптовики, но, всегда есть выход из любой ситуации и все предприниматели, которым это нужно его находят! О том, какие именно товары подлежат сертификации, уточняйте на сайте Роспромтеста. Ну да ладно, перейдем к сертификатам;)

Сертификат безопасности или сертификат соответствия – официальный документ, который свидетельствует о соответствии продукции специальным требованиям, установленными стандартами Российского законодательства, а именно ГОСТ и ТУ. Все нюансы по данному вопросу регулируются законом «О Техническом регулировании», принятым 15.12.2002 года (ред. От 28.12.2013 г.). Этот документ дает преимущество его владельцу над конкурентами, и подтверждает безопасность продукции, гарантирует ее надежную проверку.

Сертификаты безопасности классифицируют

1. За принудительностью выдачи:

— добровольные;

— обязательные.

2. За видом издательства:

— в рамках системы ГОСТ — сертификации;

— в рамках системы Технического Регламента (ТР).

3. За сроком действия:

а) сертификаты, выданы согласно требованиям ГОСТА, делятся:

— годовые;

Трехлетние;

— на неограниченный срок.

Б) сертификаты, выданы по правилам системы ТР:

— пятилетние;

— ограничены назначенным сроком службы.

4. За местом производства товара:

— на отечественную продукцию;

— на импортную продукцию.

5. За количеством товара:

На партию (инвойс);

— на производителя (серийный выпуск);

— на контракт.

Поскольку сертификаты безопасности могут быть добровольными или обязательными, российское законодательство определило список товаров, которые необходимо проверять на состояние качества. Проверка продукции отечественного производителя регулируется Российским Правительственным Постановлением №982, принятым 1.12.2009 г., а соответственно оценка импортной продукции регулируется Письмом ФТС №01-11/7403 «О списке товаров, принадлежащих обязательной сертификации» от 20.02.2009 г.

Если документ безопасности выдан на отдельную партию продукции, то срок действия сертификата ограничен одним инвойсом (поставкой). В нем обязательно указывается ссылка на номер и дату поставки. Этот документ может использовать только владелец.

В случае, сертификат оформлен на контракт, то его срок действия становит время от одного до трех лет. Здесь также указаны ссылки на номер и дату контракта. При таможенном оформлении документом может распоряжаться исключительно владелец (покупатель или продавец).

Когда сертификат безопасности выдан на производителя, то в нем не указывается ссылка на поставку или контракт, то есть, документом может пользоваться любой участник внешнеэкономической деятельности. Эта особенность имеет как плюсы, так и минусы. Если доводится часто менять контракты или ввозить товары с помощью разных импортеров, то условия сертификата оцениваются с позитивной стороны. Негативом как раз есть тот факт, что документом может воспользоваться другой импортер, который не участвовал в процессе сертификации и не понес никаких финансовых затрат.

Что делать если срок действия сертификата соответствия истек?

Все зависит от системы, в которой был выдан этот документ. Если срок действия сертификата соответствия истек на продукцию, выданный согласно правилам ГОСТ, то нужно подавать документы на оформление нового документа, поскольку данная система не имеет такого понятие как его продления. Следует отметить, если сертификат соответствия был выдан на год, то, согласно закону, сертификационный орган обязан отправлять своих специалистов для перепроверки продукции по требованиям ГОСТА или ТР. Документы на получение нового сертификата подаются согласно списку первого раза.

Проверка состояния безопасности продукции, согласно правилам Технического Регламента – это новая система с более высокими требованиями оценки товара, создана в противовес застарелому ГОСТУ. Она есть только обязательной, и выдается сроком на 5 лет. В ситуации, действие сертификата закончилось, необходимо подавать документы на оформление нового. В законе РФ «О техническом регулировании» указана еще один случай для документов безопасности, выданных в системе ТР. Если срок действия сертификата истек, и данная продукция занесена в специальный список товаров, то нет необходимости делать новый документ безопасности, можно просто продлить срок действия старого. (Ст.7 ФЗ №184) Эта процедура, конечно, занимает меньше времени, заявитель должен написать соответствующие обращение в орган сертификации.

Если обнаружено, что срок действия сертификата безопасности истек, а на прилавках магазинов лежит товар, который не успели продать, Российское законодательство разрешает его сбыт до окончания срока годности. Только необходимо представить документы, подтверждающие, что продукция завезена в магазин во время, когда сертификат оценки качества был еще действителен. (Ст.28 ФЗ №184).

Следует отметить, что действие сертификата безопасности можно приостановить, в случае, когда во время внеплановой проверки товар не будет соответствовать требованиям.

Вывод

Из всего, выше выложенного, можно подвести следующие итоги. Сертификат соответствия – документ, свидетельствующий о проверки продукции на безопасность согласно требованиям ГОСТА или Техническому Регламенту. Существует несколько видов этого документа: обязательные и добровольные, на отечественную и импортную продукцию, годовые, трехлетние, пятилетние или с неограниченным сроком выдачи, а также сертификаты на партию товара, контракт или на производственную серию. Если срок действия его закончился, сертификат соответствия нужно оформить новый или продлить во времени старый. Это зависит от системы, согласно которой этот документ был получен, а именно ГОСТ (не имеет права на продление) или ТР. Для системы ТР составлен специальный список, который определяет список продукции, которую не требуется повторно проверять на безопасность. Все эти положения официально закреплены в Федеративном законе «О техническом регулировании».

В связи с тем, что возникает много вопросов по сертифицированию товаров, пишу еще один вывод. Если вы завозите товары не через таможню, то по закону вы уже не имеете право их продавать, поэтому о каких сертификатах вообще речь? Если вы покупаете с Таобао или Алиэкспресс, то эти покупки подразумеваются для личного пользования, а не для продажи. Также сертифицировать/декларировать мелкие партии просто глупо. Если завозите товар контейнерами, то само собой, а если просто таскаете баулы с шмотками, то вы разоритесь на сертификатах. Если хотите работать легально на 100% в этой теме и возить мало, то закупайте в России у крупных оптовиков, которые возят много и декларируют/сертифицируют товары. Надеюсь этот вывод предотвратит появление новых вопросов о том, нужно вам сертифицировать партии на 10-20-100 т.р. или нет. Ответ — ДА нужно, но не выгодно!

Здравствуйте, Константин!

Позвольте выразить мнение по заданному вопросу. Средства связи подлежат обязательной сертификации в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ
«О связи»

Статья 41. Подтверждение соответствия средств связи и услуг связи

1. Для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых в: 1) сети связи общего пользования;
2) технологических сетях связи и сетях связи специального назначения в случае их присоединения к сети связи общего пользования.
2. Подтверждение соответствия указанных в пункте 1 настоящей статьи средств связи техническому регламенту, принятому в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи по вопросам применения средств связи, осуществляется посредством их обязательной сертификации или принятия декларации о соответствии.
Средства связи, подлежащие обязательной сертификации, предоставляются для проведения сертификации изготовителем или продавцом.
Документы о подтверждении соответствия средств связи установленным требованиям, протоколы испытаний средств связи, полученные за пределами территории Российской Федерации, признаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Изготовитель вправе принять декларацию о соответствии тех средств связи, которые не подлежат обязательной сертификации.
3. Перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи, утверждаемый Правительством Российской Федерации, включает в себя:
средства связи, выполняющие функции систем коммутации, цифровых транспортных систем, систем управления и мониторинга, а также средства связи с измерительными функциями, учитывающие объем оказанных услуг связи операторами связи в сетях связи общего пользования;
(в ред. Федерального закона от 07.11.2011 N 303-ФЗ)
оконечное оборудование, которое может привести к нарушению функционирования сети связи общего пользования;
средства связи технологических сетей связи и сетей связи специального назначения в части их присоединения к сетям связи общего пользования;
радиоэлектронные средства связи;
оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
При модификации программного обеспечения, являющегося частью средства связи, изготовитель в установленном порядке может принять декларацию о соответствии данного средства связи требованиям ранее выданного сертификата соответствия или принятой декларации о соответствии.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
СРЕДСТВ СВЯЗИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.01.2015 N 64)

В соответствии со статьей 41 Федерального закона «О связи» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации.
2. Установить, что:
а) средства связи, указанные в перечне, утвержденном настоящим Постановлением, подлежат обязательной сертификации, если такие средства связи используются:
в сети связи общего пользования;
в присоединяемой к сети связи общего пользования части технологической сети связи;
в сетях связи специального назначения для сопряжения сетей связи специального назначения с сетью связи общего пользования;
б) средства связи, подлежащие обязательной сертификации, не включаются в списки продукции, на которую распространяется действие положения, предусмотренного абзацем первым пункта 1 статьи 29 Федерального закона «О техническом регулировании»;

Законодательство о защите прав потребителей гарантирует потребителю право на безопасность товара.

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
«О защите прав потребителей»

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

На практике встречаются случаи привлечения ИП, ЮЛ к административной ответственности при выявлении факта реализации товаров, подлежащих обязательной сертификации, без сертификата соответствия по ст. 14.4 КоАП РФ.

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований

1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

Константин, спасибо за интересный вопрос. Сообщите, если у Вас остались вопросы, или Вам требуется детальная информация.

С уважением, Морозова С.

У любого производителя перед потребителем возникают обязательства, которые регулируются нормативно-правовыми актами нашей страны. Среди них большое значение имеет сертификат соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации.

В том случае, если у производителя, импортера или уполномоченного лица не окажется разрешительных документов, тогда возникает административная ответственность. Наличие сертификата соответствия продукции обязательно, и оно регулируется ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.02 г. В нем определены основные принципы подтверждения соответствия продукции, и Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» № 918 от 21.07.97 г. Закон РФ «О защите прав потребителей»» № 2300-1 от 7.02.92 г. определяет требования на наличие у производителя сертификата соответствия.

Заявитель обязан выпускать в обращение продукцию только после ее проверки качества и получения соответствующего сертификата, а в сопроводительной документации указываются все сведения о нем. Кодекс РФ об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30.12.01 г. определяет ответственность за нарушение обязательных требований. Предусмотрены наказания в виде штрафов, конфискации продукции или приостановки деятельности.

В главе 14 КоАП перечислены все виды и размеры ответственности за отсутствие сертификата соответствия в предпринимательской сфере.

  • Продажа товаров ненадлежащего качества, с нарушением установленных законами РФ требований предусматривает статьей 14.4 КоАП наложение административного штрафа размером до 30 000 руб., а при повторном нарушении вся продукция будет конфискована.
  • За обман потребителей предусмотрено взимание штрафа в размере до 20 000 руб.

    Последствия отсутствия сертификата соответствия

    Это определено статьей 14.7 «Обман потребителей».

  • Если изготовитель, исполнитель или продавец нарушает требования технических регламентов, тогда ему грозит административный штраф в размере до 600 000 руб. или приостановка деятельности до 90 суток, а при повторе совершенного нарушения - конфискация всей продукции. Это регламентируется статьей 14.43 КоАП.
  • Нарушение порядка реализации продукции, то есть продажа ее без сертификата соответствия карается штрафом до 300 000 руб., а с нарушением маркировки, подлежащей обязательному подтверждению соответствия - штрафом до 1 000 000 руб. Это регламентируется статьями КоАП 14.45 и 14.46 соответственно.

Ответственность за нарушения правил сертификации продукции

Сертификация продукции — это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Она бывает обязательной и добровольной.

Ответственность за торговлю без сертификата

Проведение сертификации преследует одновременно несколько целей, но, безусловно, главные среди них две — это контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, и защита потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя) (ст.1 Закона РФ от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" (далее — Закон о сертификации). Государство, устанавливая обязательные для производителей продукции (работ, услуг) требования по безопасности товаров (работ, услуг), тем самым гарантирует потребителям такую безопасность в нормальных условиях использования, хранения и транспортировки. Учитывая это, законодатель установил достаточно серьезные меры ответственности за нарушение правил обязательной сертификации. Причем это меры не только административного, но и уголовного характера. Рассмотрим их.

* * *

Как сказано в ст.20 Закона о сертификации, юридические и физические лица, а также федеральные органы исполнительной власти, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско — правовую ответственность. В настоящей статье мы не будем затрагивать вопросы гражданско — правовой ответственности (вопросы, связанные с возмещением убытков), а остановимся на уголовной и административной ответственности.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность за нарушения в области сертификации продукции (работ, услуг) предусмотрена ст.238 УК РФ. Согласно указанной статье к уголовной ответственности может быть привлечено лицо за совершение следующих деяний: производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерная выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности. Важно отметить, что любое из перечисленных выше деяний само по себе образует законченный состав преступления при условии, что указанные в ст.238 УК РФ действия имели целью дальнейший сбыт такой продукции. Следовательно, субъектом ответственности по ст.238 УК РФ может быть лицо, которое, хотя и не продавало, но хранило или перевозило с целью дальнейшей реализации небезопасную для жизни и здоровья продукцию. И наоборот, если лицо производило, хранило или перевозило небезопасный товар, но намерения реализовать эту продукцию у него не было (например, транспортная организация, с которой заключен договор на перевозку груза), то к ответственности по ст.238 УК РФ это лицо привлечь нельзя.

Итак, мы видим, что квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного ст.238 УК РФ, является цель, которую преследует производитель, хранитель либо перевозчик товара (работ, услуг), не отвечающего требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Доказательствами, свидетельствующими о намерении лица реализовать небезопасную продукцию, будут служить, например, реклама в СМИ о продаже товара, заключенные с покупателями договора, выписанные на товар счета и накладные и другие факторы.

При применении данной статьи необходимо учитывать, что само по себе отсутствие сертификата на продукцию не является уголовно наказуемым деянием. Уголовная ответственность может наступить только в том случае, если будет установлено, что продукция, на которую отсутствует сертификат, не соответствует государственным стандартам, санитарным нормам и правилам. То есть если по результатам экспертизы будет установлено, что продукция, на которую отсутствует сертификат, все же отвечает требованиям безопасности жизни и здоровья, то ни о какой уголовной ответственности не может быть и речи.

Более сложным является вопрос квалификации преступления по ст.238 УК РФ в случае неправомерного использования лицом официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности. Это связано с тем, что на данный момент в уголовном законодательстве отсутствует определение понятия "официальный документ". Вполне обоснованно возникает вопрос: является ли сертификат таким документом?

Понятие официального документа есть в некоторых нормативных актах (см. например, ст.ст.1 и 5 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", ст.8 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" и др.), но возможность прямого применения их в сфере уголовных правоотношений представляется весьма спорной. В то же время у всех официальных документов есть присущие им характерные признаки, которые и позволяют квалифицировать данный документ как официальный независимо от сферы его применения. Учитывая это, можно дать следующее определение официального документа, упоминаемого в контексте ст.238 УК РФ. Официальный документ — это надлежаще оформленный материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, исходящей от имени органов и должностных лиц законодательной, судебной или исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, носящей законодательный, нормативный, директивный или информационный характер. Как мы видим, сертификат подпадает под определение официального документа и, следовательно, неправомерное его использование может повлечь за собой уголовную ответственность.

При привлечении лица к ответственности за неправомерное использование сертификата необходимо доказать сам факт такого использования. Неправомерным использованием сертификата следует признать, в частности, продажу (хранение или перевозку с целью сбыта) небезопасного для жизни и здоровья товара по сертификату, полученному заведомо ложным путем, выданному на имя другого лица или на другую продукцию.

Санкции, установленные ст.238 УК РФ, весьма суровы. Минимальное наказание, которое грозит лицу, совершившему указанное правонарушение, — штраф в размере 500 МРОТ, максимальное — это лишение свободы на срок до 10 лет.

Субъектом преступления, предусмотренного ст.238 УК РФ, могут быть индивидуальные предприниматели и должностные лица предприятий и организаций, т.е. те лица, которые выполняют управленческие функции в коммерческих и иных организациях (руководители предприятий и организаций).

Административная ответственность

По вопросу, касающемуся административной ответственности за нарушения правил сертификации продукции, необходимо сказать следующее.

Субъектами такой ответственности являются должностные лица предприятий и организаций и индивидуальные предприниматели. Соответственно, в случае совершения административного правонарушения со стороны юридического лица административная ответственность возлагается на руководителя предприятия (организации, учреждения). Поэтому штраф, предусмотренный КоАП, должен уплачиваться за счет собственных средств должностного лица, но не за счет организации.

Административная ответственность за нарушения в области обязательной сертификации продукции предусмотрена ст.ст.139.1, 146.4 и 170 КоАП. Из составов правонарушений, перечисленных в данных статьях, наиболее часто применяются следующие:

  • реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована;
  • реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия, или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика).

За любое из указанных правонарушений ответственность предусмотрена в виде штрафа в размере от 5 до 100 МРОТ.

Сертификация продукции в 2018 году

Еще статьи по теме

Торговля без сертификата штраф

Какой товар не является сертифицированным?

Несертифицированная продукция может быть оригинальной, но не предназначенной для продажи в РФ, – это так называемые «серые» телефоны, ноутбуки, плееры и т.д., а также подделкой, которая произведена нелегально с использованием товарного знака завода-изготовителя. Несертифицированный товар отличают по следующим признакам:

  • непредоставление продавцом по требованию покупателя сопроводительной документации на товар согласно п. 12 «Правил продажи отдельных видов товаров» (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший);
  • отсутствие знака Ростеста;
  • отсутствие упаковки, инструкции, программного обеспечения на русском языке;
  • отсутствие гарантийного обслуживания;
  • IMEI (международный идентификатор оборудования), который указан на этикетке на корпусе аппарата (под батареей) не совпадает с тем, что указан на упаковке и с тем, что отображает аппарат по нажатию комбинации клавиш *#06#;
  • логотипы ССЭ и РСТ под батареей отсутствуют;
  • способ продажи – часто только доставкой, чтобы избежать изъятия товара правоохранительными органами;
  • цены ниже рыночных.

В чем особенности сертификации телефонов?

Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 и Постановлению Правительства РФ от 25.06.2009 N 532 обязательная сертификация телефонов не предусмотрена. Добровольный сертификат ГОСТ Р оформляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Сертификация возможна на предмет соответствия средств связи техническому регламенту, принятому в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, и требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами в области связи по вопросам применения средств связи (ст.41 Закона «О связи»). На товар также может быть оформлена декларация о соответствии определенному техническому регламенту.

Указанные две формы различаются уровнем ответственности. Если на продукцию оформлен сертификат соответствия, то вся ответственность за нарушение условий изготовления продукции, её безопасности и реализации, ложится на держателя сертификата соответствия и орган сертификации, оформивший документ. Если оформляется декларация соответствия, то всю ответственность несет держатель декларации.

Какие требования может заявить покупатель в отношении несертифицированной продукции?

В отношении любого приобретаемого товара покупатель вправе заявить требования согласно ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», однако при покупке несертифицированного товара ограничен круг лиц, к кому он может предъявить такие требования. Так, покупатель может требовать гарантийного ремонта у продавца, если им было принято такое обязательство (ст.5 Закона). В случае предъявления требования об устранении недостатков покупатель также сможет обратиться только к продавцу, будучи лишен выбора, предусмотренного в таких случаях ст.20 Закона. Для удовлетворения такого требования у продавца должны быть необходимые ресурсы и техническая возможность. В этом случае обязанность может быть возложена на него судом.

Также покупатель вправе требовать возврата денег за «серый» телефон, несмотря на то, что это технически сложный товар, поскольку неисправности производственного характера, а также отсутствие возможности гарантийного и сервисного обслуживания телефона являются существенными недостатками (см., напр., Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 07.07.2015 N 33-10921/2015 по делу N 2-686/2015).

Как привлечь продавца к ответственности?

Продажу контрафактного товара можно обжаловать в полицию по факту нарушения ст. 14.10 КоАП РФ. Туда же следует обращаться в случае обнаружения перепрошивки «серых» телефонов. Согласно ст. 272 УК РФ, такое действие квалифицируется как неправомерный доступ к компьютерной информации. В Роспотребнадзор подаются жалобы на нарушение ст. 14.8 КоАП РФ (напр., на отсутствие информации на русском языке). Производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, может содержать как признаки уголовно наказуемого деяния, так и административного правонарушения (ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ).

Чем может помочь юрист?

  • поможет в определении легальности нахождения телефона на территории РФ, исходя из этого определит объем прав потребителя;
  • подготовит претензию продавцу;
  • при отказе удовлетворить требования добровольно, подготовит иск в суд;
  • будет представлять интересы потребителя в суде;
  • подготовит апелляционную жалобу или возражения на апелляционную жалобу ответчика.