Способы защиты населения рф от поражающих факторов при чс. Вопросы и задания Эвакуация по времени начала проведения

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населе­ния является его эвакуация из опасных районов (зоны ЧС).

Эвакуация. Это комплекс мероприятий по организованному вы­возу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС в заранее подготовленные безопасные районы. Особенности эвакуа­ции определяются видом ИЧС, масштабом воздействия его ПФ, численностью эвакуируемых, временем и срочностью ее проведения.

В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация под­разделяется на плановую и экстренную.

Плановая эвакуация - заблаговременный (упреждающий) вы­воз населения и материальных ценностей для защиты от совре­менных средств поражения (в военное время) или при достовер­ном прогнозе ЧС крупного масштаба (в мирное время). Основани­ем для принятия данной меры является достоверный краткосро­чный прогноз возникновения ЧС (от нескольких десятков минут до нескольких суток), который может уточняться за это время.

В зависимости от характера развития ЧС и численности населе­ния, подлежащего эвакуации, последняя может быть локальной, местной и региональной (масштаб эвакуации).

Локальная эвакуация проводится, когда зона возмож­ного воздействия ПФ ИЧС ограничена пределами отдельных го­родских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эвакуированных не превышает несколько тысяч че­ловек. Они размещаются, как правило, в непострадавших районах города или населенных пунктов.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попа­дают средние города, отдельные районы крупных городов, сельс­кие районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуированные размещаются обычно на ближайших безопасных территориях региона.


Региональная эвакуация проводится при условии рас­пространения ПФ на площади, охватывающей территории с вы­сокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население может быть вывезено на значительные расстояния.

Для проведения эвакуации в короткие сроки используют транс­порт всех видов (железнодорожный, автомобильный, речной, морской, реже воздушный), а также транспорт индивидуального пользования. При этом может быть задействован не только пасса­жирский, но и грузовой транспорт (грузовые вагоны, баржи и т.д.). На малые расстояния и при недостаточном количестве транспор­та может использоваться пешее передвижение. В этом случае транс­порт используется для тех, кто не может передвигаться самостоя­тельно (престарелые, больные, дети до 10 лет и т.д.).

В зависимости от охвата населения, оказавшегося в зоне ЧС, эвакуация может быть общей и частичной. При общей эвакуации вывозят (выводят) население всех категорий, при частичной - только нетрудоспособное население (дети дошкольного возраста, учащиеся школ и т.д.).

В основу организации эвакуации положен территориально-про­изводственный принцип. Организованная часть населения (рабо­чие и служащие и их семьи) эвакуируются по производственному принципу (по предприятиям, учреждениям). Неработающее насе­ление (пенсионеры, престарелые и т.д.) эвакуируются через жилищные конторы по месту жительства (территориальный прин­цип). Студенты высших и средних специальных учебных заведе­ний-эвакуируются университетами, институтами, техникумами и т.д. Дети дошкольного и школьного возрастов эвакуируются вме­сте с родителями.

Расселяют эвакуированных в безопасных районах в домах мест­ных жителей, в общественных зданиях (школах, домах отдыха, спортивных базах, пансионатах и т.д.), а также во временно воз­водимом жилье (сборно-разборных домах, палатках и т.п.).

Экстренная (или безотлагательная) эвакуация проводится при очень малом времени упреждения ЧС или в условиях воздействия ПФ ИЧС. Особенности ее в отличие от плановой:

как правило, масштаб эвакуации носит локальный характер;

решение о проведении эвакуации принимается на местном уровне;

места для размещения эвакуированных выбираются оператив­но в зависимости от складывающейся обстановки.

Организация эвакуации. При возникновении ЧС эвакуация мо­жет быть крайне необходимым и порой единственно надежным способом защиты. Федеральный закон «О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ возлагает решение задач, свя­занных с организацией эвакуации населения, на органы испол-


нительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Непосредственно этим занимаются эва­куационные органы соответствующих административно-террито­риальных образований, объектов экономики и органы управле­ния ГОЧС. С этой целью, начиная с объекта (предприятие, орга­низация, учреждение), детально прорабатываются планы эвакуа­ции. Плановую эвакуацию предусматривается проводить:

а) при угрозе военных действий - из категорированных горо­дов; населенных пунктов, в которых имеются объекты особой важ­ности, и крупных железнодорожных станций; пограничных рай­онов в зоне боевых действий;

б) в мирное время при возникновении ЧС - из зон возможного катастрофического затопления; возникновения сильных (М = = 7...8) землетрясений, из 30-километровой зоны вокруг АЭС.

В разрабатываемых планах для экстренной эвакуации преду­сматривается несколько ее вариантов в зависимости от места и масштабов аварии на ПОО или опасного природного явления. Во всех планирующих документах отражаются:

порядок оповещения эвакоорганов, транспортных служб и на­селения о начале эвакуации;

порядок, сроки и транспортное обеспечение;

пункты посадки и высадки населения, маршруты движения, размещение населения в местах расселения и т.д.

Эвакуация считается завершенной, когда все население, нахо­дящееся в зоне действия ПФ, покинет опасные районы.

Основным рабочим органом для организации эвакуации на объекте является объектовая эвакуационная комиссия (ОЭК), которая и разрабатывает все документы на эвакуацию, вплоть до размещения эвакуированных и их жизнеобеспечение.

Для сбора, регистрации и организованной отправки населения организуются сборные эвакуационные пункты (СЭП), к которым приписываются ближайшие объекты, а также неработающее на­селение данного района. Если конечный пункт находится на зна­чительном расстоянии, то организуются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) со­здаются для встречи эвакуированных и их размещения на коне­чных пунктах.

Подготовка населения к эвакуации. Большое и, может быть, решающее значение для организованного проведения эвакуации имеет своевременное оповещение населения о сроках и порядке ее проведения.

Получив распоряжение о начале эвакуации, начальник ГО (ру­ководитель предприятия, учреждения) сообщает об этом руково­дителям производственных подразделений, указывая при этом место сбора эвакуированных (номер СЭП и место его расположе­ния) и время прибытия на СЭП. Руководители производственных


подразделений оповещают рабочих и служащих объекта, а те - членов семей.

Неработающее население оповещается по месту жительства жилищными органами.

Узнав об эвакуации, граждане должны немедленно подгото­виться к выезду. Брать с собой следует самое необходимое:

личные документы (паспорт, военный билет, свидетельство о браке, рождении детей, пенсионное удостоверение), деньги;

продукты питания на 2 - 3 сут и питьевую воду;

одежду (в том числе и теплую), белье, туалетные принадлеж­ности, некоторые постельные принадлежности.

Из продуктов питания следует брать только такие, которые могут храниться без холодильника: консервы, концентраты, сыр, сахар и т. п.

Все вещи и продукты следует уложить в чемоданы, сумки, рюкзаки. Если эвакуация проводится пешим порядком, лучше все вещи и продукты питания уложить в рюкзак или вещевой мешок.

Перед уходом из квартиры необходимо выключить все освети­тельные и нагревательные приборы (лучше обесточить квартиру), закрыть краны водопроводной и газовой сетей, закрыть окна, форточки, включить охранную сигнализацию (если такая есть), закрыть квартиру на все замки.

Если в семье кто-то не может эвакуироваться вместе со всеми (больные, престарелые), об этом следует сообщить начальнику СЭП для принятия необходимых мер.

Црибыв на СЭП, необходимо обязательно зарегистрироваться.

Общие обязанности населения при подготовке и проведении эва­куации. Для организованного и быстрого проведения эвакуации следует соблюдать ряд мер.

1. В квартире (доме) держать постоянно включенными репро­дукторы, радиоприемники (особенно после получения сигнала «Внимание всем!»). Это позволит в любое время услышать распо­ряжения, сигналы и указания административных органов.

2. Получить (если не были получены ранее) и привести в го­товность СИЗ (желательно потренироваться в их использовании). Всегда иметь при себе СИЗ. При отсутствии табельных СИЗ изго­товить простейшие средства защиты органов дыхания, приспосо­бить для защиты кожи повседневную одежду.

3. Подготовить домашнюю аптечку: градусник, нашатырный спирт, йод, питьевую соду, вату, бинты и другие средства.

4. Провести противопожарные мероприятия в квартире, убрать воспламеняющиеся предметы, подготовить средства пожаротуше­ния.

5. Повысить защитные свойства квартиры от радиоактивных веществ и сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). Для этого тщательно заделать все щели и неплотности в окнах и дверях.


6. Защитить продукты питания и воду от попадания радиоак­тивных веществ, СДЯВ и бактериальных средств.

7. При объявлении о начале эвакуации быстро к ней подгото­виться и к назначенному времени прибыть на СЭП (или в другое указанное место), зарегистрироваться и ждать дальнейших распо­ряжений.

Глава 7 ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Эвакуация населения (по планам гражданской обороны)

комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населённых пунктов, отнесённых к группам по гражданской обороне, гражданского персонала организаций, переносящих свою деятельность в загородную зону или прекращающих её в военное время, нетрудоспособного и незанятого в производстве населения, а также населения, проживающего в зонах возможного катастрофического затопления. Для непосредственной подготовки и проведения эвакуационных мероприятий заблаговременно (в мирное время) создаются эвакуационные органы. Эвакомероприятия осуществляются по решению Президента РФ или Начальника гражданской обороны РФ на территории страны или на территории нескольких субъектов РФ. В отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, эвакомероприятия проводятся по решению начальников гражданской обороны субъектов РФ.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Эвакуация населения" в других словарях:

    Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вызову населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения (по ГОСТ Р 22.0.02). Источник …

    Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов или других населенных пунктов и размещению его в безопасных (вне действия поражающих факторов)… … Официальная терминология

    эвакуация населения - Комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения. [ГОСТ Р 22.0.03 95] Тематики безопасность в… …

    эвакуация населения - gyventojų evakavimas statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Organizuotas gyventojų iškeldinimas iš teritorijų, kuriose pavojinga gyventi, suteikiant jiems nuolatines arba laikinas gyvenamąsias patalpas; skubi gyventojų… … Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas

    Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному выводу и/или вывозу населения из зон ЧС или вероятной ЧС, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Эвакуация из восточной Финляндии в западную Финляндию в 1940 году Эвакуация населения Финской Карелии эвакуация населения … Википедия

    Эвакуация населения по планам ГО Комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, гражданского персонала организаций, переносящих свою… … Справочник технического переводчика

    эвакуация населения по планам гражданской обороны - 35 эвакуация населения по планам гражданской обороны: Эвакуация населения по планам ГО: Комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу с территории городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    эвакуация населения (персонала проектируемого объекта) - 3.32 эвакуация населения (персонала проектируемого объекта): Комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) населения (персонала проектируемого объекта) из зон чрезвычайных ситуаций или возможных зон чрезвычайных ситуаций природного и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Один из основных способов защиты населения в чрезвычайных ситуациях. В отдельных ситуациях (например, возникновение зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с плотностями выше допустимых и др.) этот способ… … Словарь черезвычайных ситуаций

Книги

  • Феликс Кандель Книга времен и событий. История евреев Советского Союза (1941-1945). Том 5. Уничтожение еврейского народа , Феликс Кандель , Пятый том`Книги времен и событий` посвящен трагической теме -уничтожению еврейского населения Советского Союза (1941-1945 годы). Расовая теория. Приход Гитлера к власти. Первые концлагеря на… Категория: История Серия: История Издатель: Мосты культуры - Гешарим , Производитель: Мосты культуры - Гешарим ,
  • Книга времен и событий. История евреев Сов. Союза. Уничтожение еврейского населения (1941-1945). Т. 5 , Кандель Феликс , Пятый том "Книги времен и событий" посвящен трагической теме -уничтожению еврейского населения Советского Союза (1941-1945 годы). Расовая теория. Приход Гитлера к власти. Первые концлагеря на… Категория: Культурология. Искусствоведение Серия: История Издатель:

Эвакуация населения

Порядок обеспечения, накопления, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты

Запасы СИЗ для обеспечения рабочих и служащих на хозяйственных объектах комплектуются новыми противогазами за счёт средств объектов. Накопление детских противогазов организуется в детских учреждениях.

Для всœего населœения, проживающего на прилегающей к АЭС территории (в 30-километровой зоне), создаются запасы препаратов йода. Очень важным мероприяти­ем является организация надлежащего хранения СИЗ. Места хранения их должны быть максимально приближены j; рабпчиі^мептаѵг, а также жилым районам- При не­обходимости выдача СИЗ должна быть обеспечена в кратчайший срок. Наиболее удобным является создание специальных складов имущества ГО в каждом цехе (от­делœе). В случае если такой возможности нет, то при хранении на заводском складе это имуще­ство должно быть скомпановано по цехам (отделам), а в каждом цехе - по сменам и бригадам. Условия хранения должны отвечать соответствующим требованиям, обес­печивать техническую исправность имущества.

В условиях мирного времени противогазы хранятся в разобранном виде: фильтрующе-поглощающие коробки, загерметизированные резиновой пробкой и колпач­ком, укладываются на дно ящика, на коробках размещают противогазные сумки, а поверх них - резиновые лицевые части.

Для выдачи СИЗ организуются пункты выдачи из расчета один пункт на 2000 работающих. За 1 ч такой пункт способен осуществить подготовку и выдачу"СИЗ

При отсутствии на объектах противогазов для защиты органов дыхания могут ис­пользоваться противогазы и респираторы, предназначенные для защиты от вредных га­зов, выделяющихся при некоторых производственных процессах на предприятиях (промышленные противогазы), а также противопыльные тканевые маски (ПТМ-1).

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из базовых мер по экстренной защите населœения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населœения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населœения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприя­тиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием СИЗ, медицинской про­филактикой, а также с проведением противорадиационных, противопожарных и ин­женерных работ.

Особенности эвакуации определяются видом источника ЧС, пространственно-вре­менными характеристиками воздействия его поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населœения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий. Эти факторы обусловливают варианты проведения эвакуации.

Учитывая зависимость отвремени и сроков проведения она должна быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных дан­ных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населœения является краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока,

Экстренная эвакуация населœения осуществляется в случае возникнове­ния ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на лю-дей поражающих факторов ЧС.

Учитывая зависимость отхарактера ЧС и численности населœения, подлежащего переме­щению из опасной зоны, эвакуация должна быть локальной, местной и региональной.

Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздейст­вия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населœенных пунктов; при этом численность эва­куируемого населœения не превышает нескольких тысяч человек. Эвакуирован­ные в данном случае размещаются, как правило, в непострадавших районах города или ближайших населœенных пунктах.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние горо­да, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населœения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируется населœение обычно на ближайшие безопасные территории региона.

Региональная эвакуация проводится при условии распространения пора­жающих факторов на площади, охватывающие территории одного или не скольких регионов с высокой плотностью населœения, включающие крупные города. При этом населœение из зоны ЧС должна быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания.

Учитывая зависимость отохвата эвакуационными мероприятиями населœения, оказавше­гося в зоне ЧС, различают общую частичную Общая предполагает вы­воз (вывод) из зоны ЧС всœех категории населœения, частичная - нетрудоспособного населœения, детей дошкольного и школьного возраста.

Выбор вариантов эвакуации зависит от характера и масштабов распространения опасности, достоверности прогноза ее возникновения и развития, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне дейст­вия поражающих факторов ЧС. Осношыкмжяттнятия решения о проведении эва­куации является наличие угрозы жизни и здоровью людей. Право на принятие такого решения имеют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых прогнозируется или возникла ЧС. В случаях, требующих немедленных действий, экстренная эвакуация, но­сящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) руко­водителя дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Для успешного проведения эвакуации требуется четкая организация оповеще­ния и информации населœения, наличие детально отработанных планов эвакуации, подготовленных маршрутов ее проведения, достаточного количества транспортных средств, необходимых видов обеспечения и т.д.

Непосредственно эвакуацией_занимаются эвакуационньіе органы соответствую­щих административно-территориальных образований и объектов экономики, а также орган правления по делам ГОЧС. Всестороннее обеспечение эвакуационных меро­приятии поручается соответствующим службам ГО, ведомствам, предприятиям, орга­низациям и учреждениям.

Эвакуация может осуществляться по производственно-территориальному прин­ципу, в соответствии с которым вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студен­тов, учащихся средних и специальных учебных заведений организуется по предпри­ятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям; эвакуация остального на­селœения (не занятого в производстве и сфере обслуживания) - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. В нерабочее время, а также в некоторых других случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, то есть непосредственно от мест нахождения населœения в момент объявления распоряжения

на ее проведение.

Основным способом эвакуации, наиболее полно отвечающим требованию опе­ративности, является комбинированный. Он предполагает вывод максимально воз­можного количества населœения пешим порядком с одновременным вывозом осталь­ной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства использу­ются прежде всœего для вывоза детей из детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, пожилых людей, проживающих в домах престарелых.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населœения; наличия транспортных средств; количества маршру­тов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населœения.

Оповещение населœения об эвакуации проводится с помощью локальных и авто­матизированных систем централизованного оповещения, местных телœе- и радиостан­ций, громкоговорителœей, установленных на улицах и автомашинах службы охраны

общественного порядка.

Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению и району города, из ко­торого планируется эвакуация, исходя из обстановки и количества эвакуируемых в загородной зоне назначается один или несколько населœенных пунктов размещения.

Для руководства эвакуацией и ее осуществления на объектах и в жилых районах создаются эвакуационные комиссии. На крупных производственных объектах и в больших жилых кварталах организуются СЭП. Под СЭП обычно отводятся школы, клубы и другие здания

Задачами СЭП являются:

‣‣‣ оповещение и сбор населœения;

‣‣‣ регистрация и подготовка людей к отправке;

‣‣‣ формирование пеших колонн;

‣‣‣ организация посадки на транспорт;

‣‣‣ организация оказания медицинской помощи заболевшим;

‣‣‣ укрытие людей, прибывших на СЭП;

‣‣‣ проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе развертывания СЭП.

Каждому СЭП присваивается номер, к нему приписывают ближайшие объекты, а также жилищно-эксплуатационные конторы, населœение которых будет эвакуиро­ваться через данный СЭП.

Получив информацию о начале и порядке эвакуации, граждане должны быстро подготовиться к выезду за город, а именно: взять документы, СИЗ, личные вещи и продукты на 2-3 сут, одежду и белье с учетом возможного длительного пребывания в загородной зоне. Кроме СИЗ, нужно иметь небольшую аптечку. Упаковывать вещи лучше всœего в рюкзак. Вес не более 50кᴦ.

К каждому рюкзаку, узлу или чемодану прикрепляют бирку с фамилией и адре­сом владельца. Детям в карман одежды кладут записку с необходимыми анкетными данными (фамилия, имя, адрес и место работы родителœей). Еще лучше данные напи­сать чернильным карандашом или вышить на прочном материале, а затем пришить к подкладке одежды ребенка.

После оповещения о начале эвакуации граждане должны строго в назначенное время пешком или на городском транспорте прибыть на определœенные СЭП. Адреса СЭП и время явки на них исходя из складывающейся в городе обстановки мо­гут быть изменены, о чем граждане должны быть своевременно оповещены.

После прибытия на СЭП каждый эвакуируемый предъявляет работнику группы регистрации и учета паспорт и отмечается в списке. Здесь люди распределяются по эшелонам, вагонам, помещениям на судах, машинам.

В случае если кто-либо заболел и не смог явиться на СЭП, его родственники или сосœеди должны сообщить об этом начальнику СЭП, который примет меры для вывоза забо­левшего на станцию посадки. Больных, находящихся на излечении в медицинских учреждениях, эвакуируют вместе с этими учреждениями.

Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, однако не исключается воз­можность вывоза их со школами и детскими садами.

Для организации приема и размещения населœения, а также снабжения его всœем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуаци­онные пункты сельских районов. Приемная эвакуационная комиссия района, посœелка организуется решением соответствующих местных органов исполнительной власти. В состав комиссии включаются представители местной власти, руководители пред­приятий торговли, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения населœения.

При проведении эвакуации на маршрутах движения пеших колонн организуют­ся промежуточные пункты эвакуации. Οʜᴎ выполняют одновременно две задачи -прием и отправку эвакуируемых, в связи с этим штатный состав сотрудников этих пунктов зависит от числа проходящих через пункт людей. При эвакуации населœения пешим порядком оно прибывает на СЭП самостоя­тельно, проходит регистрацию, после чего формируются пешие колонны (500-1000 чел.) по предприятиям (организациям, учреждениям). Начальнику пешей колонны дается схема маршрута͵ которая является основным документом, регламентирующим

движение колонны.

Вывод населœения пешим порядком целœесообразно планировать и осуществлять, как правило, за пределы зон возможных разрушений по заранее разведанным и обо­значенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях - по обо­чинам базовых дороᴦ. При этом населœение, районы размещения которого в загород­ной зоне находятся ближе к городу, следует направлять пешим порядком непосредст­венно в отведенные ему постоянные места размещения. Населœение, размещаемое в более удаленных от города районах или вывозимое в другие области, первоначально направляется на промежуточные пункты эвакуации, находящиеся за пределами зон возможных разрушений. Вывоз населœения из этих пунктов в постоянные места разме­щения следует планировать после завершения эвакуационных мероприятий всœеми видами освободившегося транспорта.

Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колон­ны планируется со средней скоростью не более 3-4 км/ч. Через каждые 1-1,5 ч движе­ния предусматриваются малые привалы на 15-20 мин. В начале второй половины пе­шего перехода предусматривается большой привал продолжительностью 1,5-2 ч. Пе­ший переход заканчивается с приходом колонны на промежуточные пункты эвакуации. Размещение эвакуированного населœения производится в безопасных районах до особого распоряжения (в зависимости от обстановки). Для кратковременного разме­щения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреж­дений и заведений: клубов, пансионатов, домов отдыха, санаториев, туристических баз, а также центров временного размещения Федеральной миграционной службы России. В летнее время возможно кратковременное расселœение эвакуируемого насе­ления в палатках.

Медицинское обслуживание населœения организуется на базе существующей сети лечебных учреждений - больниц, поликлиник, сельских медицинских пунктов и аптек. Эвакуируемое населœение привлекается к работе в колхозах, совхозах, а также на пред­приятиях, эвакуируемых из города и продолжающих работу в загородной зоне.

Наибольшую сложность представляет эвакуация населœения из зон возможного опасного радиоактивного загрязнения. Она проводится в два этапа. На первом этапе населœение вывозится на промежуточные пункты эвакуации, развертываемые на внешней границе этих зон. На втором - из промежуточных пунктов эвакуации в рай­оны временного размещения за пределами действия поражающих факторов ЧС с за­благовременно решенными вопросами первоочередного жизнеобеспечения.

Администрация промежуточного пункта эвакуации обеспечивает учет, регистра­цию, дозиметрический контроль и санитарную обработку прибывших, оказание нуж­дающимся медицинской помощи и отправку эвакуируемого населœения в места его размещения. На промежуточном пункте эвакуации создается резерв водителœей авто­транспорта для подмены работающих в загрязненной зоне.

Характерной особенностью эвакуации населœения при авариях на объектах атом­ной энергетики является обязательное использование крытого транспорта͵ обладаю­щего защитными свойствами. Чтобы не подвергать эвакуируемых излишнему облу­чению, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредствен­но в местах нахождения людей (у подъездов домов, служебных зданий или у входов

в защитные сооружения). Маршруты эвакуации выбираются кратчайшие, с наимень­шими уровнями радиации.

Проведение эвакуации требует продуманного ее планирования, заблаговремен­ной подготовки эвакуационных органов и населœения, районов (мест) размещения эва­куированных, маршрутов эвакуации, транспортных средств.

Эвакуация населения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эвакуация населения" 2017, 2018.

Это ряд совокупных мероприятий, направленных защитить военные, экономические объекты, культурные и материальные ценности и население от чрезвычайных ситуаций (ЧС) в военное или мирное время, посредством вывода из зоны поражения (возможной или существующей).

Разновидности эвакуации

Рассмотрим, какие существуют виды эвакуации . Эвакуация бывает:

  • упреждающей - когда угроза ЧС возможна;
  • экстренной - когда ЧС уже существует.

При надвигающейся опасности - прогнозированного потопления, землетрясения и др., проводится упреждающая добровольная эвакуация .

Проводится из пораженных районов при уже существующей чрезвычайной ситуации.

Эвакуация проводится в самые короткие сроки, которые возможны. В первую очередь эвакуируются экономически и стратегически значимые для государства объекты. А так же работающие на них специалисты и их семьи. В военное время в первую очередь эвакуации попадают военные объекты: штабы, военная документация и архивы. Далее эвакуируется все остальное население зоны ЧС.

Эвакуация населения может быть частичной и массовой (общей).

  • При частичной эвакуируются дети, старики и инвалиды.
  • При общей эвакуируется, по возможности, все население, находящееся в зоне ЧС, зоне поражения.

Органы, ответственные за комплекс эвакуационных мероприятий

За проведение эвакуации отвечают определенные органы:

  • ЭК - эвакуационная комиссия;
  • ОГ - оперативная группа по вывозу населения;
  • ЭПК - эвакоприемная комиссия;
  • ППЭ - промежуточные пункты эвакуации;
  • СЭП - сборные эвакуационные пункты;
  • ГУ - группы управления на пеших маршрутах эвакуации;
  • ПЭП - приемные эвакуационные пункты;
  • Администрация ПП (ПВ) -транспортные погрузки или выгрузки культурных и материальных ценностей.

Виды эвакуации:

Все планирование эвакуационных мероприятий проводится по вертикали власти: Государство - республика - область - регион- населенный пункт - район - предприятие . Для четкой бесперебойной работы эвакуационных органов разрабатываются все виды обеспечения:

  • радиационная, химическая, медицинская, инженерная, биологическая разведка;
  • обеспечение транспортом;
  • обеспечение медицинскими пунктами и медикаментами;
  • обеспечение и охрана порядка;
  • обеспечение транспортом.

Классификация видов эвакуации населения:

Эвакомероприятия проводятся для достижения ряда целей, а именно для максимального снижения потерь среди населения и сохранения кадров и специалистов. Кроме этого, для государства важно продолжение работы экономических и стратегических объектов, которые тоже по возможности эвакуируются вместе с оборудованием. В военное время за зоной поражения силами эвакуированных граждан создаются новые группировки сил и средств обороны. Обеспечиваются сохранность материальных и культурных ценностей.

Сводная таблица видов эвакуации населения

Таблица 3. Сводная таблица видов эвакуации населения
По опасности из зон возможных и реальных ЧС

1. Химического заражения

2. Радиоактивного заражения

3. Биологического заражения

4. Разрушений

5. Затоплений

6. Катастроф

По способу эвакуации

1. Всеми видами транспорта

2. Пешим ходом

3. Комбинированно

По удаленности (масштабности)

1. Местная

2. Региональная

3. Государственная

По длительности

1. Временная (на несколько суток)

2. Среднесрочная (до 1 месяца)

3. Долгосрочная\продолжительная (более 1 месяца)

По времени начала

1. Заблаговременная (упреждающая)

2. Экстренная (срочная)

Законодательно определен перечень материальных и культурных ценностей, которые подлежат эвакуации в первую очередь. Также существует определенный регламент эвакуационных мероприятий относительно населения по группам и категориям.

Абсолютно точно определены предприятия и категории работников, которые должны быть эвакуированы в первую очередь. Ряд Приказов МЧС регулируют весь порядок эвакуационных мер для организаций, при различных видах поражений населенных пунктов.

  1. Разрабатывается и утверждается план эвакуации, он содержит разделы плановых мероприятий по разработке и ликвидации ЧС.
  2. Регламентируется порядок оповещения населения об эвакуационных мероприятиях, времени проведения и организационных вопросах.
  3. Определяется перечень эвакуационных пунктов и их адреса.
  4. Группируются граждане, подлежащие эвакуации.
  5. Определяются районы, куда будут эвакуированы люди, ценности, объекты.
  6. Создаются условия для приема эвакуированных.
  7. Точно определяются все маршруты пешей и транспортной эвакуации.
  8. Проводятся комплексные мероприятия по разведке местности соответствующими специалистами для дальнейшей оперативной ликвидации последствий и очистки территории ЧС.


«Эвакуация населения как один из видов гражданской защиты населения»

План

Введение

1. Эвакуация и рассредоточение городского населения. Эвакуационные органы

2. Организация инженерной защиты населения

3. Материал и методы исследования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Защита населения в чрезвычайных ситуациях - одна из главных задач гражданской обороны. Объем и характер защитных мероприятий опре­деляются особенностями отдельных районов и объектов, а также вероят­ной обстановки, которая может сло­житься в результате, химического, бак­териологического (биологического) и других видов заражения. Защита населения при возникновении чрезвычайных ситуа­ций в условиях мирного и военного времени организуется и осуществляется в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются:

1. Постоянное руководство проведением мероприятий по защите населения со стороны советских органов, руководителей министерств, ведомств и объектов народного хозяйства.

2. Мероприятия по защите населения заблаговременно пла­нируются и проводятся по всей территории страны во всех го­родах, населенных пунктах и на всех объектах народного хо­зяйства.

3. Защита населения планируется и проводится дифферен­цирование с учетом политического, экономического и оборон­ного значения экономических районов, городов и объектов на­родного хозяйства.

4. Мероприятия по защите населения планируются и прово­дятся во взаимодействии с мероприятиями, проводимыми Во­оруженными Силами Украины.

5. Мероприятия по защите населения планируются и осу­ществляются в комплексе с планами экономического и социаль­ного развития республики, края, области, города и объекта народного хозяйства.

Под режимом защиты понимается применения средств и способов защиты людей, предусматривающий максимальное уменьшение возможных случаев заражения, отравления либо облучения людей и наиболее целесообразные их действия в зоне поражения.

Способами защиты населения являются:

1. своевременное оповещение населения;

2. мероприятия противорадиационной и противохимической за­щиты (ПР и ПХЗ);

3. укрытие в защитных сооружениях;

4. использование средств индивидуальной защиты;

5. проведение эвакомероприятий (рассредоточения и эвакуа­ции населения из городов в загородную зону).

Помимо этого организуется и про­водится всеобщее обязательное обуче­ние населения способам защиты. Также проводится защита продовольствия, сооружений на систе­мах водоснабжения и водозаборов на подземных источниках воды от зара­жения радиоактивными, отравляющи­ми веществами и бактериальными средствами, радиационная, химичес­кая и бактериологическая разведка, установление режимов защиты рабо­чих, служащих и производственной деятельности объектов, а также дози­метрический и лабораторный (химиче­ский и бактериологический) контроль. Планируются профилактические про­тивопожарные, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприя­тия, спасательные и неотложные ава­рийно - восстановительные работы (СНАВР) в очагах поражения, сани­тарная обработка людей, обеззаражи­вание техники, одежды, обуви, терри­тории и сооружений.

1. Эвакуация и рассредоточение городского населения

Эвакуация и рассредоточение городского населения - один из способов защиты населения. Он во много раз снижает плотность населения городов, а следовательно, и потери населения могут быть значительно уменьшены.

Эвакуация - организованный вывод (вывоз) населения, не занятого в сфере производства, в том числе учащихся и студентов учебных заведений, из городов в загородную зону.

Рассредоточение - организованный вывоз из городов рабочих и служащих объектов, работающих в военное время, и их размещение в загородной зоне для отдыха.

Рассредоточение рабочих и служащих и членов их семей осуществляется по производственному принципу. При этом сохраняется целостность предприятия, облегчается отправка рабочих смен на работу, медицинское обслуживание и обеспечение питанием.

Для проведения эвакуации и рассредоточения используются все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный). В целях проведения эвакуации в сжатые сроки основная часть населения выводится из городов в пешем порядке, остальная часть вывозится транспортом до мест размещения в загородной зоне.

Руководят рассредоточением рабочих и служащих и эвакуацией остального населения штабы гражданской обороны всех уровней. Оповещают население об эвакуации штабы ГО с помощью средств массовой информации: по радио, телевидению, через печать, а также через ЖЭК (домоуправления).

На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, ЖЭК, домоуправлении заблаговременно составляют эвакуационные списки на всех рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта (удостоверения личности) эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.

Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, Дворцах культуры, школах и других общественных зданиях. Каждому СЭП приписывается порядковый номер.

К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах ЖЭК (домоуправлений), расположенных в этом районе.

Эвакуационные органы

Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями начальников Гражданской обороны территориальных и отраслевых (объектовых) органонов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управления ГОЧС и службами гражданской обороны.

Заблаговременно (в мирное время) формируются следующие эвакоорганы:

- эвакуационные комиссии - республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктах и объектовые;

- сборные эвакуационные пункты (СЭП) - городские и объектовые;

- эвакуационные приемные комиссии - при органах местного самоуправления;

- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

- приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

- оперативные группы (ОГ) - по организации вызова эваконаселения;

Группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

Администрация пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные органы в практической деятельности руководствуются федеральным законом «О гражданской обороне», другими нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и рекомендациями соответствующих органов управления ГОЧС. Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов Украины и органов местного самоуправления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии - заместителями руководителей отраслей (объектов) экономики.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, органов управления ГОЧС. Эвакуационная комиссия объекта занимается всеми вопросами по организации рассредоточения и эвакуации рабочих и служащих. На каждом предприятии, в учреждении: РЭУ заблаговременно составляет эвакуационные списки, которые с паспортами являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.

Принцип составления списков :

1. Работающие мужчины вносятся в списки на рассредоточение и эвакуацию на том предприятии, где они работают. Жена работающего и нетрудоспособные члены семьи вносятся в списки на предприятии мужав том случае, если жена не работает или работает на том же предприятии.

2. Работающие женщины вносятся в списки на рассредоточение и эвакуацию по месту работы. В эти же списки вносятся все члены семьи, проживающие вместе с работницей.

3. Неработающие одинокие люди и пенсионеры вносятся в списки на эвакуацию ЖЭК и приписываются к ближайшим СЭПам.

Порядок проведения эвакуации. Действия населения при эвакуации

Эвакуация проводится в кротчайшие сроки после ее объявления. Для осуществления этого мероприятия используются все виды транспорта, не занятого неотложными производственными и хозяйственными перевозками. С получением распоряжения на проведение эвакуации начальники и органы управления ГО города (района) совместно с эвакуационными комиссиями и службами ГО в соответствии с определенными планами проводят оповещение руководителей предприятий, учреждений, учебных заведений, домоуправлений и так далее, а через них - рабочих, служащих, их семей и всего остального населения о времени прибытия на сборные эвакопункты для эвакуации.

Для оповещения населения используются устройства различного рода, а также средства массовой информации - радио, телевидение, печать и т.д. Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). СЭП предназначены для сбора, регистрации и организованной отправки населения. Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах, дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных платформ, портов и пристаней, к которым приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах РЭУ, расположенных в этом районе.

Рассредоточение рабочих и служащих в загородную зону производится также с СЭПов. Рассредоточение рабочих и служащих производится на расстоянии 2-х часового переезда от города до места размещения. Находясь на СЭП всем следует внимательно слушать распоряжения органов ГО и ЧС. Люди на СЭП должны находиться не более 1 часа. Успех эвакуации во многом будет зависеть от самого населения - от его организованности, дисциплинированности и подготовленности к этому мероприятию. Узнав о предстоящей эвакуации, граждане должны немедленно подготовиться к выезду (выходу) за город: собрать необходимые вещи, подготовить средства индивидуальной защиты (обязательно средства защиты органов дыхания), документы и деньги; в квартире (доме) снять гардины и занавеси с окон, убрать в затененные места легковоспламеняющиеся предметы (вещи), необходимо отключить газ, электроприборы.