Статья конституции предусматривающая принятие фкз. Федеральные конституционные законы

Федеральный закон -- федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов .

После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации -- также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с даты опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации -- разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом -- федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Вопросы предусматривающие принятие Федеральных конституционных законов содержатся в следующих статьях Конституции Российской Федерации:

Статья 56 пп. 1-2

обстоятельства и в порядок введения чрезвычайного положения; ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

Статья 65 п. 2

порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта

Статья 66 п. 5

изменение статуса субъекта Российской Федерации

Статья 70 п. 1

описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна Российской Федерации

Статья 84 п. в

порядок назначения референдума

Статья 87 п. 3

режим военного положения

порядок введения чрезвычайного положения

Статья 103 п. д

порядок деятельности Уполномоченного по правам человека

Статья 114 п. 2

порядок деятельности Правительства Российской Федерации

Статья 118 п. 3

установление Судебной системы Российской Федерации

Статья 128 п. 3

полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов

Статья 135 п. 2

порядок созыва Конституционного Собрания

Статья 137 п. 1

принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию . Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством (226 голосов]. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации: * если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации (90 человек);

* если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации, (этот механизм не может быть применен к законам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации: по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира).

Отклоненный Советом Федерации закон может быть принят Государственной Думой в прежней редакции двумя третями (300 голосов) и направлен на подпись Президенту, минуя Совет Федерации. Отклоненный закон может быть также рассмотрен в согласованной или новой редакции, тогда он заново идет по всей траектории.

Принятый и одобренный федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту. Президент в течение 14 дней подписывает закон или отклоняет его.

Законы в течение семи дней после их подписания официально публикуются в еженедельном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», в «Российской газете» и «Парламентской газете». Законы вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В случае отклонения федерального закона Президентом Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают закон. Для преодоления вето "резидента требуется 2/3 (300 голосов) в Государственной Думе и 2/3 (119 голосов) 8 Совете Федерации. В этом случае Президент подписывает закон в течение 7 дней. Отклоненный Президентом закон может быть принят Государственной Думой в редакции Президента или в новой редакции. В этом случае он заново идет по всей траектории как новый закон.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. В Конституции перечислены 12 таких вопросов:

· О Государственном флаге, Государственном гербе и Государственном гимне РФ (ст. 70);

· О референдуме РФ (ст. 84);

· О чрезвычайном положении на территории РФ или в отдельных ее местностях (ст. 56);

· О военном положении (ст. 87);

· Об Уполномоченном по правам человека в РФ (ст. 103);

· О Правительстве РФ (ст. 114);

· О судебной системе РФ (ст. 118);

· О Конституционном Суде РФ (ст. 128);

· О Верховном Суде РФ (ст. 128);

· Об арбитражных судах в РФ (ст. 128);

· О Конституционном собрании РФ (ст. 135);

· О принятии в состав РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ; Об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ст. 66).

При этом по одному из перечисленных вопросов может быть принято несколько конституционных законов.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен двумя третями (300 голосов) в Государственной Думе и тремя четвертями (134 голоса) в Совете Федерации. Президент подписывает федеральный конституционный закон в течение 14 дней. Президент не вправе отклонить федеральный конституционный закон.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ (ФКЗ)

один из видов законов, предусмотренных Конституцией РФ. ФКЗ принимаются квалифицированным большинством голосов палат Федерального Собрания РФ, имеют более высокую юридическую силу по сравнению с обычными ФЗ РФ и тем более иными правовыми актами. Для принятия ФКЗ требуется одобрение не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3, голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый ФКЗ подлежит подписанию в течение 14 дней Президентом РФ и обнародованию (права вето Президента в отличие от порядка принятия простых федеральных законов не предусмотрено).

ФКЗ принимаются согласно Конституции РФ по следующим вопросам: о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта, разрешения иных вопросов, связанных с изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч. 2 ст. 65); о принятии в состав РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65;

ч. 1 ст. 137); об образовании в составе РФ нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137); об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ч.5 ст.66;

ч. 1 ст. 137); о государственных флаге, гербе и гимне РФ. их описании и порядке официального использования (ч. 1 ст. 70); оре-ферендуме в РФ (п. "в" ст. 84); о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87);

о чрезвычайном положении (ч. 2 ст. 88;

ч. 2 ст. 56); об Уполномоченном по правам человека (ч. 1 п. "д" ст. 103); о порядке деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114); о судебной системе РФ, об отдельных частях этой системы - об общих судах, арбитражных судах и др. (ч. 3 ст. 118); о КС РФ (ч. 3 ст. 128); о ВС РФ (ч. 3 ст. 128); о ВАС РФ (ч. 3 ст. 128); о Конституционном Собрании(ч.2 ст.135). Авакьян С.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ" в других словарях:

    Основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов общего числа… … Финансовый словарь

    Основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/, голосов от общего числа депутатов Государственной… … Юридический словарь

    Федеральный конституционный закон Российской Федерации разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон… … Википедия

    федеральные конституционные законы - (ФКЗ) в РФ основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов… … Большой юридический словарь

    федеральные конституционные законы РФ - основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в конституции РФ. фкз РФ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов совета федерации и не менее 2/, голосов от общего числа депутатов государственной… … Большой юридический словарь

    ФКЗ - (федеральные конституционные законы) в РФ основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ. ФКЗ считается принятым, если он одобрен 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от… … Большой юридический словарь

    Законодательство - (Legislation) Содержание Содержание как комплекс нормативных актов Законодательство как деятельность по принятию Систематизация нормативных актов Правовая природа и основные характеристики понятия закон. . Основные признаки закона. .… … Энциклопедия инвестора

    Закон - (Law) Определение закона, признаки и классификация законов Информация об определении закона, признаки и классификация законов Содержание Содержание Правовая природа и основные характеристики понятия. . Основные признаки закона. . Классификация… … Энциклопедия инвестора

    Россия, Российская Федерация - Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Уголовный процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в восточной части Европы и северной части Азии.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Книги

  • Конституция РФ и основные федеральные конституционные законы (подарочное издание) , . Исключительной особенностью данного издания является его оформление. Бархатная обложка с золотым тиснением и стилизованная под старинную гербовая бумага, трехсторонний золотой обрез и золотая…
  • Конституция РФ и основные федеральные конституционные законы , . Перед Вами эксклюзивное издание Конституции Российской Федерации, выпущенное к 20-летию со дня ее принятия всенародным голосованием. Помимо самой Конституции в книге представлены тексты всех…

Федеральный конституционный закон РФ – разновидность федеральных законодательных документов, которые принимаются исключительно на основании Конституции РФ и по тем вопросам, которые предусматривают конституционные нормы. То есть, в данном случае идет привязка именно к Конституции. ФКЗ наделяются повышенной юридической силой, даже по сравнению с федеральными законодательными актами. Существует ряд вопросов, по которым позволено создавать ФКЗ.

Что представляют собой федеральные конституционные законы?

  1. Федеральные конституционные законы создаются при возникновении чрезвычайных положений;
  2. Данные законодательные акты могут иметь в своем составе положения о принятии нового субъекта в состав страны;
  3. Федеральные акты конституционного типа могут быть созданы по вопросам изменения статуса субъекта;
  4. Такие законодательные акты могут отображать в себе данные по поводу нового порядка использования герба, гимна и флага, могут отображать в себе порядок проведения референдума или же введения режима военного положения, а также введения чрезвычайного положения;
  5. Данные законодательные акты могут в своем составе содержать порядок деятельности уполномоченных по правам человека, деятельности правительства или же судебной системы. Могут иметь описание изменения полномочий деятельности, государственных инстанций и судебных системы, порядок созыва Конституционного Собрания.
То есть, как вы видите, ФКЗ освещают более серьезные вопросы государственного значения. На текущий момент времени действует 108 таких законов. Из них более 80 содержат в себе информацию о внесении определенных изменений в законодательные акты.

Порядок принятия федеральных конституционных законов

Весь порядок, на основании которого производится процедура принятия данных законодательных актов, описан в самой Конституции, и регламентируется он документами палат федерального собрания. В статье 108 Конституции РФ, указано, что федеральное законодательство считается принятым исключительно в том случае, если законодательство имеет одобрение в виде 3/4 от общего количества голосов (членов совета федераций) и не менее 2/3 голосов от общего количества депутатов государственной думы.

То есть, в принципе, структура принятия законодательной базы данного типа имеет ряд особенностей, что и провоцирует более серьезное отношение к рассмотрению всех аспектов текста законодательства.

В нашей стране федеральные конституционные законы изначально наделены более существенными параметрами значимости. Создаются они только по вышеуказанным причинам. В течение 14 дней после принятия законодательства оно должно быть подписано президентом. При этом, нужно отметить, что право вето на данные законы не распространяется.


Каждые родители хотят, чтобы их ребенку в школе было комфортно, и чтобы он получил от учителя все необходимые знания. Но о каком комфорте для ребенка может идти речь, если в...


В нашей стране данное понятие соотноситься со сводом законодательных актов, которые изначально направлены на регулирование взаимоотношений и отношений в четко определенном...


Законодательство представлено в виде системы законодательных актов, которые принимаются специализированными, законодательными органами, и действуют на территории всей страны....


Закон – это общеобязательные правила, которые регулируют и регламентируют деятельность и поведение человека, определенных членов общества, а также отношения общества и...

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Комментарий к Статье 108 Конституции РФ

1. Федеральные конституционные законы - новый для отечественной практики вид нормативных правовых актов, учрежденных Конституцией 1993 г. В Конституции определено их место в системе правовых актов и решен вопрос о юридической силе. Федеральные конституционные законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (см. комментарии к ст. 71, ч. 1, 3 и 5 ст. 76). При этом термин "федеральные законы" употребляется в ч. 1 и 3 ст. 76 в собственном, узком смысле, тогда как во многих иных нормах Конституции он используется как общее родовое понятие, включающее и федеральные законы, и федеральные конституционные законы. Так, в указанной ч. 5 ст. 76, трактующей, что законы и иные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, речь, естественно, идет и о федеральных конституционных законах.

Именно в таком широком смысле следует понимать положения Конституции о федеральных законах, составляющих основы конституционного строя: о верховенстве Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, требовании непротиворечивости законов Конституции и обязанности их соблюдения всеми (см. комментарии к ч. 2 ст. 4 и ч. 1 и 2 ст. 15). Терминами "федеральный закон" и "закон" здесь охватываются и федеральные конституционные законы. Федеральная Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 76).

Часть 1 комментируемой статьи, развивая названные конституционные положения, устанавливает, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Из этого следует по крайней мере следующее: федеральными конституционными законами регулируются не все отношения, охватывающие предметы ведения, а только те из них и по тем вопросам, которые прямо названы конституционным законодателем, т.е. многонациональным народом РФ, принявшим всенародным голосованием настоящую Конституцию. С этим, разумеется, не согласуются предложения урегулировать федеральными конституционными законами те или иные вопросы, прямо не предусмотренные в Конституции, а также о возможном использовании данного института для "актуализации Конституции".

Ответ на подобного рода предложения дает сама ч. 1 ст. 108, имеющая отсылочный характер. Из нее следует, что перечень вопросов, требующих принятия конкретных конституционных законов, исчерпывающе определен Конституцией. В Конституции закреплен и механизм ее "актуализации", в том числе посредством принятия опять-таки прямо названных в Конституции федеральных конституционных законов. В порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, принимаются поправки к гл. 3-8 Конституции, вступление в силу которых требует одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. В случае принятия в конституционной процедуре предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции в соответствии с федеральным конституционным законом (не принят) созывается Конституционное Собрание (см. комментарии к ч. 2 ст. 135 и ст. 136). Тем самым использование федеральных конституционных законов и для регулирования конкретных вопросов и как одно из средств возможного совершенствования Конституции - предмет исключительно конституционного регулирования и не может быть усмотрением федерального законодателя.

Конституция определяет следующий круг вопросов, по которым требуется принятие федеральных конституционных законов: условия и порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ и (или) в ее отдельных местностях (ч. 2 ст. 56; ст. 88); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ (ст. 65, 66 и 137); установление государственного флага, герба и гимна РФ, их описания и порядка официального использования (ст. 70); порядок назначения референдума (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); статус Уполномоченного по правам человека (ст. 103); порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114); установление судебной системы (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135). Из комментируемой ч. 1 ст. 108 следует, что данный перечень вопросов исчерпывающий.

В настоящее время приняты следующие федеральные конституционные законы: Законы о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах, о судебной системе РФ, об Уполномоченном по правам человека, о Правительстве РФ, о военных судах, о порядке принятия в РФ, о ЧП, о референдуме, Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" (в ред. от 07.03.2005), от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2003), от 25.12.2000 N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации" (в ред. от 22.03.2001), от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении", от 25.03.2004 N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" (в ред. от 12.04.2006), от 14.10.2005 N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа", от 12.06.2006 N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа", от 30.12.2006 N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", от 21.06.2007 N 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа". Таким образом, по вопросам, предусмотренным в 12 статьях Конституции, уже приняты 18 федеральных конституционных законов об особенностях законов РФ о поправках к Конституции РФ, включаемых в перечень ФКЗ (см. комментарии к ст. 134 и 136).

Важной задачей, решаемой действующей Конституцией, является повышение стабильности законодательного регулирования, в чем существенная роль отводится федеральным конституционным законам и что, безусловно, должно учитываться в работе парламента. За указанный период принято также 30 федеральных конституционных законов, вносящих изменения и дополнения в действующие федеральные конституционные законы, в том числе: в Закон о Правительстве РФ - 7; Закон о Конституционном Суде РФ - 5; Закон о судебной системе РФ - 3; Закон об арбитражных судах - 3; "О Государственном флаге Российской Федерации" - 4; Закон о референдуме - 2. Вместе с тем отсутствует регулирование в форме федерального конституционного закона полномочий, порядка образования и деятельности Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции (см. комментарий к ст. 128).

Исходя из требования непротиворечивости федеральных конституционных законов Конституции, дела о соответствии их Конституции разрешаются Конституционным Судом РФ (см. комментарии к ст. 15 и 125). Термин "соответствие Конституции федеральных законов", употребляемый в Конституции и Законе о Конституционном Суде РФ, включает все виды законов в Российской Федерации: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

Согласно позиции Конституционного Суда, Конституция, имеющая высшую юридическую силу и, следовательно, верховенство по отношению к федеральным конституционным законам и федеральным законам, не допускает существования нормативных правовых актов, соответствие которых Основному Закону не подлежит судебной проверке. Термином "федеральный закон" в Конституции, поскольку иное специально не оговорено, охватываются как федеральные конституционные законы, так и собственно федеральные законы. Принимаемые на основе и во исполнение Конституции федеральные конституционные законы по своей юридической природе не могут служить инструментом для изменения ее положений, т.е. должны соответствовать Конституции, тем более если ими затрагиваются конституционные права и свободы граждан, и подлежат проверке в порядке конституционного судопроизводства в соответствии со . Объектом проверки Конституционного Суда, как специализированного органа судебного конституционного контроля, обеспечивающего верховенство Конституции РФ, ее высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ, являются все законы, принимаемые Федеральным Собранием - парламентом Российской Федерации (Постановление КС РФ от 21.03.2007 N 3-П*(1024)).

Конституционный Суд устанавливает соответствие формы, содержания норм и порядка принятия федерального конституционного закона, а значит предмета (вопроса) его регулирования Конституции (ст. 86 Закона о Конституционном Суде РФ).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет особенности порядка принятия федерального конституционного закона, условия участия в этой процедуре Совета Федерации, Государственной Думы и Президента.

Такие особенности в отличие от условий общего порядка принятия федеральных законов (см. комментарии к ст. 104, 105, 107) заключаются в следующем: федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен и Советом Федерации, и Государственной Думой; для его принятия (одобрения) требуется большинство - не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; принятый палатами Федерального Собрания федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом в течение 14 дней.

Конституционный Суд, давая толкование ч. 2 ст. 108 и ряда других статей Конституции, установил, что под "общим числом" депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации понимается их конституционное число (450 депутатов и по два представителя от каждого из субъектов Федерации соответственно) и что федеральные конституционные законы принимаются палатами раздельно (Постановление КС РФ от 12.04.1995 N 2-П*(1025)). Отсюда - необходимость использования конституционных норм общего порядка принятия федеральных законов: проект федерального конституционного закона также вносится в Государственную Думу; при его одобрении в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации; сохраняется возможность создания палатами согласительной комиссии для преодоления разногласий, после чего проект подлежит повторному рассмотрению и Государственной Думой, и Советом Федерации; Правительство обязано давать заключения на проекты федеральных конституционных законов (см. комментарий к ч. 3 ст. 104).

Рассмотрение проекта федерального конституционного закона обязательно для Совета Федерации, а в случае его отклонения Государственная Дума не вправе проводить по нему повторное голосование. Принятым федеральный конституционный закон становится тогда, когда решение об его одобрении принято в каждой из палат, после чего он приобретает форму закона.

Принятый федеральный конституционный закон в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования (см. комментарий к ст. 107). Принятый с соблюдением конституционной процедуры федеральный конституционный закон Президент не вправе отклонить.

В аналогичном порядке рассматриваются и проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в действующие федеральные конституционные законы. Требованиям конституционного порядка принятия федеральных конституционных законов должны соответствовать Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы.

Особенности принятия федеральных конституционных законов и поправок к Конституции РФ. Способы и порядок изменения Конституции РФ

Особенности принятия федеральных конституционных законов

В Конституции РФ дан четкий, исчерпывающий перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы:

    1. это законы об условиях и введении чрезвычайного положения, режиме военного положения (ст. 56, 87,88);
    2. о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционного статуса Федерации (ст. 65,66,137);
    3. о государственном гербе, флаге, гимне России (ст. 70);
    4. о референдуме (ст. 84);
    5. об Уполномоченном по человека (ст. 103);
    6. о деятельности Правительства (ст. 114);
    7. о судебной системе РФ, о порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных
    8. о Конституционном Собрании (ст. 135).

Особое место конституционных законов, их верховенство по отношению к другим законам обусловлено и сложной процедурой их принятия. Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным (т.е. не менее 3/4 от общего числа членов и не менее 3/5 от общего числа Государственной Думы) большинством голосов в каждой из палат . Для сравнения: для принятия обычного федерального закона достаточно простого большинства голосов, кроме этого, Президент имеет право возвратить обычный закон в парламент на новое рассмотрение.

В отношении федерального конституционного закона Конституция обязывает Президента независимо от того, согласен он с принятым конституционным законом или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят Федеральным Собранием, и обнародовать не позднее чем по истечении четырнадцати дней. Конституционные законы публикуются в тех же официальных изданиях, где и обычные федеральные законы.

Рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ

Поправки к гл. 3-8

Иной, бо-лее облегченный порядок изменения Конституции касается фе-деративного устройства, механизма государственной власти и местного самоуправления (гл. 3-8).

Конституция РФ (ст. 136) определяет, что поправки к гл. 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступа-ют в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Приведенная формулировка ст. 136 породила неопределен-ность в понимании того, какими должны быть наименование и правовая форма документа, содержащего поправку к Конститу-ции РФ. Это послужило основанием для ходатайства о толкова-нии этой конституционной нормы, с которым Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд РФ.

Проведенное Судом исследование вопроса привело его к убе-ждению, что предусмотренная ст. 136 процедура принятия по-правок существенно отличается от процедуры принятия как фе-дерального конституционного закона, так и федерального закона. В частности, важно учитывать, что в отличие от поправок феде-ральный конституционный закон по своей юридической природе принимается во исполнение Конституции РФ, не может изме-нять ее положений, а также не может стать ее составной частью.

Что касается федерального закона, то он не может быть фор-мой принятия конституционной поправки, так как в силу прямо-го указания Конституции РФ для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной для принятия федеральных законов. Кроме того, в отношении феде-рального закона Президент РФ наделен правом его отклонения, чего не предусматривает порядок принятия федерального кон-ституционного закона, распространенный на процедуру приня-тия поправок.

На основании этих и ряда других аргументов Конституцион-ный Суд РФ в постановлении от 31 октября 1995 г. пришел к выводу о том, что положения ст. 136 Конституции РФ могут быть реализованы только в форме специального правового акта о кон-ституционной поправке, имеющего особый статус и отличающе-гося как от федерального закона, так и от федерального консти-туционного закона. Таким актом является Закон РФ о поправке к Конституции РФ.

На основе постановления Конституционного Суда РФ был принят и вступил в силу Федеральный закон «О порядке приня-тия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Этим Законом регулируется про-цесс принятия поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Поправки к этим главам принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции РФ.

Предложение о поправке вносится в Государственную Думу Федерального Собрания субъектом права инициативы такого предложения, установленным ст. 134 Конституции РФ. Предло-жение должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции, либо положение об ис-ключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции. По-ступившее в Государственную Думу предложение направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки со-блюдения требований Конституции РФ и Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции (соответствующее дополнение внесено в Регла-мент).

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона РФ о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. Он считается одобренным, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Одобренный Думой проект в течение пя-ти дней со дня одобрения направляется в Совет Федерации Федерального Собрания, где он подлежит обязательному рассмотре-нию в соответствии с Регламентом. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения Советом Федерации закона Совет Федерации вправе внести в Го-сударственную Думу предложение о создании согласительной ко-миссии.

Председатель Совета Федерации не позднее пяти дней со дня принятия закона опубликовывает для всеобщего сведения уве-домление, включающее текст закона о поправке с указанием дат его одобрения Государственной Думой и Советом Федерации. Да-лее, не позднее пяти дней со дня принятия этот закон направля-ется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

Законодательный орган субъекта РФ в порядке, устанавливае-мом данным органом самостоятельно, обязан рассмотреть закон о поправке в срок не позднее одного года со дня его принятия. Да-лее, в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе данное постановление направляется в Совет Федерации. Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными органами субъ-ектов РФ закона о поправке, устанавливает результаты этого рас-смотрения. Президент РФ, как и законодательный орган субъек-та РФ, в течение семи дней со дня принятия постановления Сове-та Федерации вправе обжаловать постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством РФ. В случае вступления в законную силу решения Верховного Суда, требую-щего пересмотра постановления Совета Федерации об установле-нии результатов рассмотрения закона законодательными органа-ми субъектов РФ, Совет Федерации на своем очередном заседа-нии повторно рассматривает данный вопрос.