Суверенитет определение по истории. Что такое суверенитет

Государственный суверенитет есть самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет является специфической чертой государственной власти, специфическим признаком государства. Термин «суверенитет» происходит от латинского «верховенство».

К понятию суверенитета вплотную подошел уже Н. Макиавелли, который разработал учение о присущей государю верховной воле, единой и ни от кого не зависящей. Автором термина «государственный суверенитет» считается Жан Боден, который понимал под суверенитетом «абсолютную и постоянную власть». Постепенно теории абсолютного суверенитета в науке уступают место концепциям ограниченного суверенитета. В современном международном праве государственный суверенитет ограничен в отношении развязывания я ведения агрессивной войны, применения репрессий к гражданам, в экологической сфере.

Суверенитет государства имеет свои символы. Таковыми считаются герб, флаг, гимн, а иногда также столица и денежная единица.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. В теории права государственный суверенитет включает следующие аспекты:

1) единство и распространение государственной власти на все население и все общественные объединения страны;

2) право осуществлять внутреннюю н внешнюю политику от имени всего общества;

3) исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения;

4) общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются;

5) прерогатива, т. е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.

Суверенитет государства может быть формальным. Такой суверенитет провозглашается, во реально не осуществляется в силу зависимости, например, экономической, от других государств.

Ограничение суверенитета может быть добровольным и принудительным. Добровольное имеет место при вступлении в федерацию, принудительное - по отношению к государству, побежденному в войне.

Конституция РФ провозглашает Россию суверенным государством. Статья 4 указывает, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Такое распространение государственного суверенитета на всю территорию страны в международном праве получило наименование «территориального верховенства». Важную роль в охране суверенитета Конституция РФ отводит Президенту. Так, статья 80 гласит: «Президент Российской Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности*.

Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета нации. Под последним понимается право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства.

Государственный суверенитет также следует отличать от народного суверенитета. Последний означает, что единственным источником и верховным носителем государственной власти является народ. Принцип народного суверенитета закреплен в законодательстве многих демократических государств, в том числе в Конституции РФ 1993 г.

. Государственный суверенитет РФ – независимость и свобода многонационального народа России в определении своего политического, экономического, социального и культурного развития, а также территориальная целостность, верховенство РФ и независимость ее во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет РФ – «естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю , культуру и сложившиеся традиции» (Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.).

Предпосылкой образования суверенного государства является нация как историко-культурное объединение людей. Многонациональный народ России – единственный носитель суверенитета и источник государственной власти . Государственный суверенитет РФ складывается из прав отдельных народов России, поэтому РФ гарантирует право каждого народа России на самоопределение в пределах территории РФ в избранных им национально- государственных и национально-культурных формах, сохранение национальной культуры и истории, свободное развитие и использование родного языка и т. д.

Структурные элементы государственного суверенитета РФ: 1) самостоятельность и независимость государственной власти РФ; 2) верховенство государственной власти на всей территории РФ, включая ее отдельных субъектов; 3) территориальная целостность РФ.

Самостоятельность и независимость государственной власти РФ предполагает, что РФ самостоятельно определяет направления как внутренней, так и внешней политики.

Для обеспечения права государственной власти РФ на независимое определение политики, экономики и других сфер жизнедеятельности общества Конституцией устанавливается: 1) полнота власти РФ при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение субъектов РФ ; 2) верховенство Конституции РФ и законов РФ на всей ее территории; 3) исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством РФ; 4) полномочное представительство РФ во внешних отношениях; 5) право РФ осуществлять свои полномочия во всех формах, предусмотренных законодательством.

Верховенство государственной власти РФ установленное Конституцией РФ верховенство федеральных государственных органов власти в регулировании внутренних отношений РФ с ее субъектами.

Таким образом, высшей юридической силой в РФ обладают: Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы по отношению к законам субъектов РФ. Суверенитет РФ предполагает целостность и независимость территории РФ.

Территория РФ включает в себя территории отдельных административно-территориальных единиц, которые обладают определенной степенью государственности, – субъектов РФ, однако территория РФ составляет единое целое и является неделимой.

Субъекты РФ не вправе выходить из состава РФ, тем самым изменяя ее границы, они наделяются правом устанавливать и изменять только административно-территориальные границы в пределах РФ.

РФ имеет собственную официальную государственную символику, определяющую ее суверенитет во взаимоотношениях с иностранными государствами.

Введение

Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средних веков. Оно потребовалось для того, чтобы в государстве отделить государственную власть от власти церкви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение. Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оно становится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет есть неотъемлемое свойство государства.

Государственный суверенитет – независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела.

В настоящее время мировая цивилизация столкнулась с серьезным системным кризисом, одним из проявлений которого является трансформация национально-территориальной государственности, в течение последних столетий выступавшей основной политической формой существования наций и народов. В условиях экономической, информационной и политической глобализации традиционное содержание понятия «государство» и суверенная государственность как явление все чаще ставятся под сомнение. Государство все чаще рассматривается как изживающая себя сущность, в которой современный мир более не нуждается. На место государства, в качестве более актуальной политической структуры, пытаются поставить «мировое сообщество», как некий единый субъект, исходя из интересов которого должна проводиться политика всех стран и народов. Понятие государства нередко заменяется категориями федерализма, автономии, регионализма, которые выступают как некая альтернатива угасающей территориальной государственности.

Соответственно, происходит отрицание суверенитета как необходимого и значимого качественного признака государства. В связи с глобализацией экономического, культурного и политического пространства в зарубежной науке выдвигаются альтернативы международному и государственно-правовому принципу суверенитета. В качестве более приемлемого правового инструмента организации общественной жизни предлагается принцип автономии в условиях федерализма, который рассматривается уже не как одна из форм территориально-государственного устройства, а гораздо шире - как форма полицентризма власти в различных социальных и политических системах. В целом ряде случаев государственный суверенитет заменяется народным или национальным суверенитетом или рассматривается не как самостоятельный политико-правовой феномен, а как производное от них явление.

В то же время в различных исследованиях, высказываниях некоторых государственных деятелей и политиков, в международном праве указывается на фундаментальный характер принципа суверенной государственности, что в конечном итоге предполагает верховенство государственной власти конкретных стран на своей территории и независимость соответствующих государств в отношениях с другими странами при проведении ими внутренней и внешней политики.

Вышеуказанное определяет значимость и актуальность изучения феномена суверенитета в связи с наличием проблем политико-территориального устройства современных государств и тенденциями его развития в глобализирующемся мире. Подобный подход обусловлен как общей направленностью развития суверенной государственности в мире, так и особой остротой данного вопроса для Российской Федерации, которая в последние годы «столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности»

Объектом настоящего исследования являются проблемы государственного суверенитета в свете последних изменений в законодательстве, и центральной проблемы современной юриспруденции - проблема прав человека.

Предметом курсовой работы является суверенитет государства, а также вопросы соотношения государственного суверенитета и основных прав и свобод человека.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить путем комплексного изучения основные особенности теоретического развития концепции государственного суверенитета и основные тенденции его воплощения в практику построения федеративных и межгосударственных отношений Российской Федерации в современных условиях.

В соответствии с указанной целью были определены задачи исследования:

Проследить эволюцию понятия суверенитета от его возникновения до наших дней;

Определить правовые принципы государственного суверенитета;

Рассмотреть вопрос соотношения суверенитета государства и прав человека.

Рассмотреть проблемы суверенитета и его реализации в Российской Федерации.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

Изучение научной литературы;

Анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;

Анализ нормативно – правовых документов регулирующих вопросы суверенитета России.

Основная часть

Глобализация выступает фактором, разрушающим суверенную национальную государственность и существенным образом трансформирующим классические формы государственного устройства. Возрастающая неспособность современных государств к регулированию глобальных процессов и, как следствие, ослабление их суверенитета – носят достаточно объективный характер. Это ведет к всеобщей трансформации государственности в современном мире, видимыми признаками которой является реновация имперских моделей государственного устройства и возникновение нового вида имперского суверенитета. В связи с этим обозначились две противоречивые тенденции в развитии политико-территориальной организации современных государств. С одной стороны – это расширение исключительных правомочий верховной власти по отношению к территориальным подразделениям, что хорошо видно на примере увеличения объема компетенции федеральной власти в целом ряде федеративных государств (США, ФРГ, Индийский Союз, Россия, латиноамериканские федерации). С другой – это процессы региональной децентрализации, автономизации, федерализации и конфедерализации современных государств, которые идут параллельно с передачей суверенных прав государств на более высокий уровень – различным международным организациям и союзам, их добровольное ограничение в пользу более могущественных в экономическом и политическом отношении держав (США, Китай), международных организаций (НАТО и др.), союзов конфедеративного типа, эволюционирующих в сторону федеративных империй (Европейский Союз).

В данной работе основное внимание было уделено таким аспектам как проблема суверенитета в современном мире, а также, проблема суверенитета и его реализации в Российской Федерации.

При выполнении её я пришел к определенным выводам, которые изложены ниже.

Суверенитет государства представляет собой особое качество государственной власти, выражающееся в ее способности быть независимой при осуществлении как внешних, так и внутренних функций государства. В современных условиях суверенитет государства в его внешнеполитическом аспекте ограничен системой международных правовых отношений, а во внутреннем плане – демократическим правом народа выступать единственным источником государственной власти. Внешние и внутренние факторы, обуславливающие суверенитет государства, имеют тенденцию к постоянному сближению и взаимодействию, определяя тем самым демократизацию всего мирового порядка.

Следует различать форму и содержание государственного суверенитета. Изучение содержания суверенитета позволяет ответить на вопрос, что представляет собой суверенное государство, а при анализе формы исследуется вопрос, каким именно органам государственной власти надлежит выступать в качестве представителей суверенного государства.

Современный суверенитет российского государства не сводится только к его полномочиям. В реальности нет, и не может быть, во всем одинаковых способов взаимодействия федерации с ее различными субъектами. Особенности развития субъектов РФ обусловлены: историческим опытом их развития в качестве субъекта Федерации, этнокультурными особенностями, географическим фактором, экономическим уровнем развития и т.д. Единство суверенитета федерации не может быть эффективно обеспечено без учета указанных особенностей субъектов федерации.

Механизм реализации суверенитета требует всестороннего анализа субъективных факторов, определяющих деформации данного суверенитета, Структуры государственной власти должны быть крайне чувствительны ко всякого рода деформациям.

Всеобщее соблюдение законов и единство законности – главное средство обеспечения единства суверенитета государства.

Глоссарий

Определение

Государственная территория

Часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Составными частями Т.г. являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства, а также приравненные к ней объекты.

Интеграция

(От лат. integer - целый). Объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая И. происходит и на уровне национальных хозяйств стран, и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями.

Компетенция

(От лат. Competens - соответствующий) - совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям.

Конвенции

(От лат. Conventio - соглашение) - международные договоры на уровне правительств стран, предусматривающие соблюдение общих, согласованных правил торговли, денежного обращения, трудовых отношений, взимания налогов и пошлин, ценообразования на экспортируемую и импортируемую продукцию (товары и услуги).

Конфликт

Несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели, и помешать др. стороне сделать то же самое.

Монополия

(От греч. monas - один и poleo - продаю). 1) Исключительное право одного или группы лиц, государства на что-либо (например, на землю), на производство или приобретение чего-либо, торговлю определенными товарами.

Научно-технический прогресс

Использование передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребности людей. Термин широко использовался в советской экономической науке наряду с близким к нему по значению "научно-техническая революция". В современной экономической теории научные достижения, используемые в экономике и технике, чаще называют инновациями.

Политика

Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других классовых организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями

Ратификация

Утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства.

Суверенитет

от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №2 Ст.22.

Bodin, Jean Book 1 // Six Books of the Commonwealth = Les six livres de la Republique / Abridged and translated by M. J. Tooley. - Oxford: Basil Blackwell Oxford, 1955.

Вестфальский мир: межкафедральный «круглый стол» в МГИМО (У) МИД России 27 февраля 2008 года // Вестник МГИМО-Университета: Журнал. - 2008. - № 1. - С. 79.

Суверенитет в федеративном государстве

Конституция Республики Татарстан

Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. - М.: Изд. ИМО, 1963. - С. 192.

Шевцов В. С. Национальный суверенитет (проблемы теории и методологии). - М.,: Юрид. лит., 1978. - С. 3-4, 18-19.

Ушаков Н. А. Суверенитет в современном международном праве. - М.: Изд. ИМО, 1963. - С. 35-37.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права / Перевод с франц. А. Д. Хаютина и В. С. Алексеева-Попова = Du contrat social ou Principes du droit politique // Об общественном договоре. Трактаты. - М.,: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. Книга 1, глава VI и далее.

Левин И.Д. Суверенитет. - Спб.,: Юридический центр Пресс, 2003. - С. 18.

Черниченко С.В. Государство как личность, субъект международного права и носитель суверенитета // Российский ежегодник международного права. - Спб.,: Издательский дом СПбГУ, 1995. - С. 23-24.

Еллинек Г. Общее учение о государстве = Allgemeine Staatslehre. - Спб.,: Юридический центр Пресс, 2004. - С. 442-443.

См.: Карапетян Л. М. Федерализм и права народов. М., 1999.

Freikel M. Federal Theory. Canberra, 1986. P. 6.

См.: Goldsmith J. UW expanded Academic ASAP // Essay for Stanford Law Review. 2000. Vol. 52. Issue 4.

См.: Pavlakovic V., Ramet S. Albanian and Serb rivalry in Kosovo - De facto states. The quest for sovereignty. NewYork, 2004.

Цит. по: Болтенкова Л. Ф. Суверенитет в истории российской государственности. М., 2007. С. 10.

Сурков В. Стенограмма выступления заместителя Руководителя Администрации Президента - помощника Президента РФ В. Суркова перед слушателями Центра партийной учебы и подготовки кадров ВВП «Единая Россия» // Электрон. ресурс [режим доступа: http://www.edinros.ru/news. html?id=111148].

См.: Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994; Бар-циц И. Н. Категория «суверенитет» в правовой теории и практике Российской Федерации. М., 1995; Крылов Б. С. Понятие суверенитета. Суверенитет государства и суверенитет народа // Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.

Гимаев И. Р. Государственный суверенитет и некоторые проблемы развития в России федеративных отношений // Правовое государство. ¹ 3(5). 2006. С. 14.

Федерализм: энциклопедический словарь. М., 1997. С. 247.

Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. и Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. «По запросу группы депутатов государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституции Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан».

Вестник МГИМО-Университета Черниченко С.В. Государство как личность, субъект международного права и носитель суверенитета // Российский ежегодник международного права. - Спб.,: Издательский дом СПбГУ, 1995. - С. 23-24.

Еллинек Г. Общее учение о государстве = Allgemeine Staatslehre / Перевод под ред. В. М. Гессена и Л. В. Шалланда. - Спб.,: Юридический центр Пресс, 2004. - С. 442-443

Карапетян Л. М. Федерализм и права народов. М., 1999.

Freikel M. Federal Theory. Canberra, 1986. P. 6

Goldsmith J. UW expanded Academic ASAP // Essay for Stanford Law Review. 2000. Vol. 52. Issue 4.

Pavlakovic V., Ramet S. Albanian and Serb rivalry in Kosovo - De facto states. The quest for sovereignty. NewYork, 2004.

Цит. по: Болтенкова Л. Ф. Суверенитет в истории российской государственности. М., 2007. С. 10.

Сурков В. Стенограмма выступления заместителя Руководителя Администрации Президента - помощника Президента РФ В. Суркова перед слушателями Центра партийной учебы и подготовки кадров ВВП «Единая Россия» // Электрон. ресурс

Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994; Бар-циц И. Н. Категория «суверенитет» в правовой теории и практике Российской Федерации. М., 1995; Крылов Б. С. Понятие суверенитета. Суверенитет государства и суверенитет народа // Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.

Гимаев И. Р. Государственный суверенитет и некоторые проблемы развития в России федеративных отношений // Правовое государство. ¹ 3(5). 2006. С. 14.

Федерализм: энциклопедический словарь. М., 1997. С. 247

Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993: Изд-во Моск. Коммерч. ун-та

Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. № 1-2005. С. 6-31.

В современной науке категория «суверенитет» рассматривается больше как юридическая категория, чем политическая. Особенно эта традиция прослеживается в таких отраслях как конституционное право, административное право и международное право. Таким образом, представление о суверенитете основывается на положениях российского и международного права, которые представляют суверенитет в качестве юридической конструкции. Если для названных отраслей права подобное положение является условно приемлемым, то теория государства и права, которая рассматривает государство и право не только на основе законов, но и в связи с реальной действительностью, не может довольствоваться такими определениями.

Политическое содержание категории «суверенитет» рассмотрено нами подробно в предыдущем параграфе, поэтому необходимо обратить пристальное внимание и на юридическую сторону данного явления.

Известный советский ученый И.Д. Левин определял юридический суверенитет как «высшую власть органов государства, зафиксированную в законе, регулируемую правом, и, следовательно, осуществляемую в правовых формах» Автор тем самым предполагает юридический суверенитет формой отражения политического.

По мнению Т.С. Мелешкиной, правовой суверенитет предполагает самостоятельность и независимость государства при осуществлении национальной правовой политики в целях обеспечения внутригосударственного правопорядка и эффективного взаимодействия с другими субъектами международных отношений . Т.С. Мелешкина представляет правовой суверенитет как отдельный аспект суверенитета, как общего политико-правового явления. Из чего следует, что правовой (юридический) суверенитет существует среди бесчисленного множества проявлений суверенитета государства и проявление правовой стороны суверенитета сильно сужено.

Более правильным, на наш взгляд, является подход И.Д. Левина, у которого юридический суверенитет предстает формой выражения фактического суверенитета государства и призван адекватно отражать реальные основания власти. Однако на практике юридическая форма часто расходится с политическим содержанием.

Важнейшим документом, предопределившим размежевание политической и правовой сторон суверенитета являлся так называемый «Вестфальский трактат» 1648 г. , который включал в себя два взаимосвязанных мирных договора, подписанные по итогам Тридцатилетней войны . В данном документе впервые отражены положения о территориальной целостности государств и принципах невмешательства во внутренние дела, определены ряд принципов межгосударственных отношений. Данный документ является истоком современного международного права. Тем самым, трактат как бы ограничил возможность проявления отдельных свойств государственной власти, установил ее правовые пределы. Однако мы видим, что правовая схема власти не совпадает с ее политической картиной. Точнее сказать, право не в состоянии ограничить либо очертить границы проявления государственной власти.

Если рассматривать юридический суверенитет, то, с одной стороны, он предстает как внешнее оформление власти определенной социальной группы, отражение внутригосударственных отношений, а с другой стороны - это определенная юридическая конструкция, которая сформирована на основе отдельных политико-правовых концепций. Суверенитет здесь представляется в большей степени как набор правомочий, практически сливающийся со значением юрисдикции.

Суверенитет в данном смысле практически растворяется в законодательстве, и отдельные правовые нормы содержат некоторый его фрагмент. Например, конституция страны определяет основы государства, устанавливает положения о принадлежности власти, систему органов власти, политическую систему и т.д., то есть выражает суверенитет как некий набор необходимых атрибутов, требуемых государству для признания его таковым.

Таким образом, можно предложить следующее определение юридического суверенитета. Юридический суверенитет - это внешнее формальное закрепление свойств суверенитета в системе законодательства, структуре и компетенции органов государственной власти.

Юридический суверенитет берет начало в юридических документах. Источниками юридического суверенитета государства могут быть: конституция, которая провозглашает суверенитет; акты о признании суверенитета другими государствами (например, Указ Президента Российской Федерации от 26 августа 2008. № 1261 «О признании Республики Южная Осетия» ); декларация независимости и другие юридические документы, в которых провозглашается и обосновывается суверенитет данного государства.

М.Ш. Шарифов в качестве специфических форм закрепления (источников) суверенитета называет следующие примеры:

  • - Закрепление суверенитета во внутригосударственных публичноправовых договорах (например, Соглашение о разделении Чешской и Словацкой Федеративной Республики с 1 января 1993 г.).
  • - Институционализация суверенитета в международно-правовых договорах (например, Договор об объединении ФРГ и ГДР от 31 августа 1990 г.).
  • - Подтверждение суверенитета страны международно-правовым актом (например, Резолюция 1546 (2004) Совета Безопасности от 8 июня 2004 г., на основании которой была принята временная конституция Ирака) .

Носителем юридического суверенитета следует признать всю систему органов государственной власти государства, между которыми разделена компетенция. Именно данные органы осуществляют власть, то есть издают властные распоряжения в виде нормативных актов, а также представляют государство в международных отношениях. Распределение компетенции между отдельными элементами системы государственной власти в совокупности составляют содержание суверенитета. Взятая в своем единстве система органов власти обладает неограниченной компетенцией. Каждый орган государственной власти может принять любое решение в рамках отведенных ему законом правомочий.

Для современной России первичным источником суверенитета является Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» . В данном документе провозглашается суверенитет РСФСР и в то же время, заявляется о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Здесь указывается на приоритет законов РСФСР над Законами СССР, если они противоречат друг другу, устанавливается гражданство РСФСР, сохраняется право свободного выхода из состава Союза ССР и другие суверенные права. В целом нужно сказать, что документ, с одной стороны, провозглашает суверенитет, а с другой - устанавливает курс на существование в составе СССР. Тем не менее, все атрибуты суверенного государства нашли свое отражение в содержании Декларации, поэтому ее можно назвать полноценным источником суверенитета России.

Конституция (основной закон) является основным источником юридического суверенитета практически любого государства. Именно в ней отражаются базовые элементы суверенитета и раскрываются его признаки, определяется система органов власти и др.

Юридические нормы, отражающие содержание суверенитета, имеются практически во всех отраслях российского права, а также в Конституции Российской Федерации, являющейся высшим и основополагающим нормативным актом.

Среди положений Конституции России, так или иначе затрагивающих вопросы суверенитета, можно выделить следующие:

  • - В Преамбуле Конституции Российской Федерации записано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, <...> возрождая суверенную государственность России <...> принимаем Конституцию Российской Федерации». Из этого положения следует, что государство, а следовательно, и суверенитет, возникает по воле многонационального народа России. Преамбула выступает своего рода юридическим актом всего народа, объявляющим конституцию действующей .
  • - Статья 4 Конституции Российской Федерации содержит следующие положения: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Здесь раскрывается верховенство государства на своей территории как необходимый признак суверенитета и соответственно государства.

Часть 3 статьи 5 содержит фразу: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти...».

Это положение исключает возможность обладания независимостью субъектами Российской Федерации.

В части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации указано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Из этого положения нельзя сделать однозначный вывод о том, что международное право имеет приоритет над правом национальным, поэтому не может браться за основу при обосновании верховенства международных норм. Так, например, П.А. Клюев указывает, что «государственный суверенитет - это политико-правовая категория, обозначающая свойство государства и выражающая его право на проведение самостоятельной (независимой от другой государственной и иной власти) внешней и внутренней политики, в рамках общепризнанных принципов и норм международного права» 1 . Из этого определения напрашивается вывод о том, что государственный суверенитет является остаточной компетенцией государства. Но «компетенция» - это не «суверенитет». Если употреблять эти термины как синонимы, то существование суверенитета как свойства государства бессмысленно. В связи с чем такое понимание категории «суверенитет» недопустимо.

  • - Ст. 67 Конституции Российской Федерации определяет, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права». Здесь Конституция очерчивает границы суверенитета России.
  • - Ст. 68 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Несмотря на то, что наряду с государственным языком, в национальных республиках может существовать и национальный язык, это положение направлено на создание единого культурного пространства. С позиции верховной власти единый государственный язык необходим: во-первых, для создания единого культурного пространства, а во-вторых, для передачи и единообразного понимания властных предписаний на всей территории России.

  • - Ст. 70 Конституции Российской Федерации устанавливает государственные символы государства (флаг, герб и гимн). Эти атрибуты говорят о единстве нации и выступают символами всего государства, которые позволяют обособить данное государство в числе других.
  • - Ст. 71 Конституции Российской Федерации устанавливает сферу исключительных полномочий Российской Федерации. Если проанализировать указанные там полномочия, то можно сделать однозначный вывод о том, что решения наиболее важных вопросов государственной жизни относится к федеральной власти.
  • - Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам». То есть, из верховенства федеральных органов государственной власти прямо следует и верховенство принимаемых ими нормативных актов.
  • - Статья 79 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации». Если ч. 2 ст. 4 гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации гласит: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации», то соглашения, которые противоречат этому положению, незаконны.

Нельзя согласиться с Л.М. Романовой, которая утверждает, что объем государственного суверенитета сильно сузился юридически за счет международных договоров и еще больше фактически в связи с уже сложившимися традициями . Основополагающие характеристики суверенитета содержатся как раз в разделе «Основы конституционного строя». «Сужающие» государственный суверенитет международные договоры обязательно будут противоречить основам конституционного строя и поэтому не могут действовать на территории России.

Во втором разделе Конституции Российской Федерации «Заключительные и переходные положения» содержится очень спорное положение, а именно: в 4 абз. ч.1 указано: «в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации <...> действуют положения Конституции Российской Федерации». Это положение дословно повторяет название договора, подписанного 31 марта 1992 г., из чего можно сделать предположение о возможности обладания суверенитетом субъектами Российской Федерации и о существовании суверенитета двух уровней -федерального и регионального.

До недавнего времени в конституциях некоторых республик в составе Российской Федерации существовали положения, устанавливающие суверенитет данного вида субъектов федерации . В связи с этим Конституционным судом Российской Федерации 7 июня 2000 г. принято

Постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» .

Здесь сказано: «Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, кроме суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации». Те самым, на вопрос о суверенитете субъектов Российской Федерации получен однозначный отрицательный ответ.

Юридическое закрепление суверенитета не всегда адекватно его политическим основам и содержит элементы фикции. В частности, утверждение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, является весьма спорным. Данное положение является фикцией и направлено на обоснование политической основы власти, попыткой представить носителем власти весь народ .

Так, Томас Ф. Ремингтон отмечает: «На самом деле доктрина народного суверенитета является фикцией, так как правила, в соответствии с которыми принимаются решения в любом обществе, предполагают предпочтение интересов одной из групп людей» .

В референдуме по принятию Конституции Российской Федерации по официальным данным участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых - 32 937 630 (58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции, что составило гораздо менее половины избирателей, которые могли принять участие в выбо-pax . Неофициальные данные показывают еще более низкие проценты. Таким образом, утверждение о принятии Конституции Российской Федерации всем народом преувеличено.

Подобное мнение выражает Г. Курскова: «Народный суверенитет, закрепленный в конституциях демократических государств, не ведет к практическому осуществлению прямого политического господства народа» . Учитывая то, что референдум проводится нечасто и только по определенным вопросам, а на выборах население избирает органы власти и отстраняется от дальнейшего участия в решении государственных вопросов, можно сказать, что власть принадлежит всему народу в небольшой степени.

Основные юридические характеристики государственной власти, а также политической стороны суверенитета содержатся в Главе 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». Здесь в общем виде представлены положения о том, от кого исходит власть и в чьих интересах осуществляется, о территориальном делении государства, системе органов власти и законодательства, экономической системе и т.п.

Законодательство содержит не только нормы, оформляющие содержание суверенитета, но и охраняющие его от посягательств.

Так, Уголовный кодекс Российской Федерации в Главе 29 содержит составы преступлений, посягающих на основы конституционного строя. Среди них необходимо выделить следующие:

  • - Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти, то есть действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
  • - Статья 279. Вооруженный мятеж, то есть организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.
  • - Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» (принят ГД ФС РФ 27 июня 2002) к экстремистской деятельности относится, в том числе, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.
  • - Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества.
  • - Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации.

Указанные выше нормы направлены на защиту определенного по-

рядка, установленного государственной властью и учрежденных ею государственных институтов.

Деятельность тех или иных групп, направленная на изменение закрепленных в Конституции Российской Федерации основ, запрещена, даже если их призывы будут содержать более гуманные и прогрессивные положения об устройстве общества и государственной власти. И в том случае, если господствующая власть не пользуется поддержкой населения, не является легитимной властью, нормы уголовного закона будут защищать ее устройство.

В правовом смысле суверенитет близок к понятиям «компетенция государства» и «юрисдикция государства» . Компетенцию упрощенно можно представить в виде единства полномочий и предмета ведения. Ю.А. Тихомиров определяет компетенцию как «комплекс легально установленных способов осуществления публичных функций» . По мнению автора, она состоит из двух элементов. К собственно компетенционным элементам относятся предмет ведения, объекты воздействия и властные полномочия; к сопутствующим элементам - цели как долгосрочные нормативные ориентации. Термин «юрисдикция» применяется в большей степени к судебным органам, однако, по сути, совпадает со значением категории «компетенция».

Юрисдикция является проявлением суверенитета, она определяется им, исходит от него и выражает сферу действия суверенитета. В связи с этим, логично было бы предположить, что юрисдикция имеет действие в тех же пределах, как и суверенитет, однако анализ действующих норм не позволяет однозначно сделать данный вывод.

Во-первых, в большинстве демократических конституций содержатся положения о распространении юрисдикции государства на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (Конституции Испании, Японии, России и т.д.).

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» исключительная экономическая зона Российской Федерации определяется как морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Таким образом, ни континентальный шельф, ни исключительная экономическая зона не являются государственной территорией, поэтому суверенитет фактически не может распространяться на данные территории, а юрисдикция может.

Во-вторых, в международном праве существует понятие «экстерриториальность», которая означает статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объеме) под действие законодательства государства, национальность которого таковые имеют . В настоящее время данный институт существует в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и других многосторонних международных договоров. Экстерриториальностью пользуются также военные морские и воздушные суда в пределах иностранной территории, если они оказались там законным путем (ст. 32 - Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Принцип экстерриториальности выводит из-под действия суверенитета отдельные территории (например, территории посольств), а также распространяет действие юрисдикции одного государства на суверенную территорию другого, что не корреспондирует с принципом верховенства государственной власти.

Решающее значение в юридизации суверенитета сыграло развитие международного права и процесс глобализации. Международное право связало государства взаимными обязательствами, в результате чего появились международные организации, имеющие возможность оказывать влияние на внутригосударственные дела.

Л.Е. Гринин под глобализацией понимает «процесс, в результате которого мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов» .

В настоящее время уровень интеграции достиг большого масштаба, и часто появляются научные работы, обосновывающие необходимость отказа от принципа суверенитета в межгосударственных отношениях . Как отмечает В.А. Кварацхелия: «...глобализация является основным процессом, посредством которого с большой интенсивностью осуществляется подавление интересов суверенных государств и разрушение национальных основ функционирования экономических комплексов» .

В.И. Волков выделяет две модели десуверенизации государственной власти: европоцентрическая и американская. Европоцентрическая модель глобализации предполагает на смену Вестфальской системе сформировать систему международных организаций и учреждений, наделенную глобальным суверенитетом . Американская (имперская) модель глобализации, наоборот, придерживается принципа, согласно которому международные неправительственные организации, а также международные законы, декларации и соглашения не существуют независимо от свободной государственной воли .

Однако даже Европейский союз, где существует единая валюта, наднациональные органы власти (например, Европейский парламент, Президент) не лишил суверенитета государства-члены . Тем не менее, юридическая сторона суверенитета в данных условиях претерпела серьезные изменения.

Глобализация в международно-правовых отношениях проявляется в том, что созданные международные организации (например, ООН, СНГ, Европейский союз) для своих участников устанавливают единые стандарты в различных областях политики, права и экономики, которые оказывают влияние на внутреннее законодательство договаривающихся государств . Тем самым происходит унификация законодательства государств.

Кроме того, международные судебные органы в случае нарушения международно-правовых норм принимают решения, возлагающие обязанности на суверенные государства.

Такого рода связанность государств, порожденная глобализацией, в юридическом плане формирует общемировую систему правовых норм, где право конкретного государства выступает ее относительно обособленной ячейкой.

Нормы международного права в иерархии стоят выше положений большинства нормативных документов национального государства, поэтому можно сказать, что юридический суверенитет имеет юридические пределы действия. Это проявляется не в том, что ограничена воля государственной власти в принятии решений, а в том, что нормы более низкого порядка, по сравнению с международными нормами, просто не будут действовать ввиду своего несоответствия нормам высшего порядка. Такую же структуру имеет иерархически построенная система органов власти, где для каждого органа определено свое место, то есть обозначены полномочия и предмет ведения и юридическая сила принимаемых данным органом нормативных актов.

В.А. Карташкин выделяет следующие случаи ограничения суверенитета государства в межгосударственных отношениях:

  • - когда государство добровольно принимает на себя определенные международные обязательства;
  • - когда оно становится участником двустороннего или многостороннего договора;
  • - когда государство вступает в ту или иную международную организацию, принимая на себя соответствующие обязательства;
  • - когда международными или региональными органами принимаются решения, имеющие обязательную силу для государств;
  • - когда государство признает верховенство международных норм над национальным законодательством .

Приведенные В.А. Карташкиным примеры относятся к юридическому суверенитету, но ограничить фактическую сторону суверенитета данные случаи не могут. Например, государство может как вступить в ту или иную организацию, так и выйти из нее.

Кроме того, в качестве ограничивающих суверенитет факторов называются принципы международного права: принцип суверенного равенства государств; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства во внутренние дела; принцип всеобщего уважения прав человека; принцип самоопределения народов и наций; принцип сотрудничества; принцип добросовестного выполнения международных обязательств .

В п.п. 1-5 ст. 2 Устава Организации объединенных наций устанавливается, что принципы действуют в отношении членов Организации объединенных наций. В п. 6 той же статьи указано, что Организация (то есть ООН) обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности. Из этого положения следует право Организации объединенных наций вмешиваться во внутренние дела любого государства, даже если они не являются участниками данной организации. В этом случае суверенитет государства, не имеющего членства в Организации объединенный наций, ограничивается извне. Несмотря на юридическую целесообразность принятия таких норм, это не стыкуется с теоретическими положениями о суверенитете и его сущности.

Отдельную роль в попытке юридического ограничения суверенитета играют международные суды. В соответствии со ст. 94 Устава Организации объединенный наций «каждый член Организации обязуется выполнить решение Международного Суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение».

В соответствии с п. 4 Положения об экономическом суде Содружества независимых государств по результатам рассмотрения спора Экономический суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение.

Данные примеры говорят о том, что формально ограничивающими суверенитет факторами являются не только нормативные документы, но и судебные решения. Однако это не позволяет сделать вывод об ограниченном характере суверенитета.

Если мы возьмем суверенитет в статике, то юридические нормы и институты на первый взгляд могут ограничивать суверенитет. Если же рассматривать суверенитет в динамике, то можно сказать, что юридически нельзя ограничить волю политической власти, поэтому в целом суверенитет неограничен.

Немаловажным является вопрос о моменте возникновения юридического суверенитета. С одной стороны, юридический суверенитет должен возникать в один момент с установлением политического господства определенной социальной власти на данной территории. Большинство властных решений облекается в правовую форму и любое решение, если оно направлено на установление определенного устройства и порядка в государстве, должно быть внешне оформлено и доступно для ознакомления. А это и есть право. Однако суверенитет имеет как внутренние, так и внешние характеристики. Верховенству внутри страны должна соответствовать внешняя независимость, что и выступает предпосылкой возникновения международной правосубъектности.

В международном праве то или иное государственное образование становится субъектом межгосударственных отношений в случае его признания со стороны других суверенных организаций. Так, М.В. Богданова отмечает, что «суверенитет государства предполагает во внут-реннеи жизни страны верховенство государственной власти, а во внеш-неполитических делах - признание мировым сообществом наций» .

Под международным правовым признанием понимают признание в соответствии с международным правом существующими государствами новых государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения .

С юридической точки зрения признание государства является юридическим актом, на основании которого государственный суверенитет приобретает свое окончательное оформление и правовая система данного государства становится частью общемировой либо региональной системы.

В подтверждение этого необходимо назвать следующие примеры.

В п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 г. № 1261 о признании Республики Южная Осетия указано: «Учитывая волеизъявление югоосетинского народа, признать Республику Южная Осетия в качестве суверенного и независимого государства» .

«Заявление «двенадцати» о будущем статусе России и других бывших республик» (Вместе с «О критериях ЕС для признания новых государств в Восточной Европе на территории Советского Союза») (Подписано в гг. Брюсселе, Гааге 23 декабря 1991) называет следующие критерии официального признания:

  • - соблюдение положений Устава ООН и обязательств, принятых по Хельсинкскому Заключительному акту и Парижской хартии, особенно в том, что касается верховенства закона, демократии и прав человека;
  • - гарантии прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ;
  • - уважение нерушимости всех границ, которые не могут быть изменены иначе, как мирными средствами и с общего согласия;
  • - принятие всех соответствующих обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия, а также безопасности и региональной стабильности;
  • - обязательство разрешать по соглашению, в том числе предусматривая в случае необходимости обращение в арбитраж, все вопросы, касающиеся правопреемства государства и региональных споров.

Правовыми нормами регламентирована также процедура преобразования суверенитета. В Российской Федерации по данному вопросу существует Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» , где определяются основания, порядок и условия принятия иностранного государства в состав России. Так, согласно ст. 4 указанного закона в случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, а в случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа, если международным договором не указан иной статус.

Таким образом, вступившему в состав России иностранному государству либо его части предоставляется статус, который не предполагает наличия суверенитета, так как субъекты Российской Федерации не могут обладать им в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В связи с этим, принятое в состав России государство утрачивает свой суверенитет в пользу федеральной власти Российской Федерации и получает взамен компетенцию согласно Конституции Российской Федерации и Договору о разграничении полномочий.

Суверенитет государства - политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне. Различают две стороны государственного суверенитета (от фр. - верховная власть):

внутреннюю: выражает верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию (лат jurisdictio - суд, судопроизводство) внутри страны в пределах всей государственной территории;

внешнюю: выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют ещё законодательным суверенитетом , поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года указаны следующие признаки государственного суверенитета Украины:

1) верховенство (иначе: прерогатива власти) - отсутствие другой более высокой общественной власти на территории страны: государственная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

2) самостоятельность - возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

3) полнота (иначе: универсальность) - распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации страны;

4) неделимость власти государства в пределах его территории - единство власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; непосредственное осуществление властных велений по их каналам;

5) независимость во внешних сношениях - возможность самостоятельно принимать решения вовне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран,

6) равноправие во внешних сношениях - наличие в международных отношениях таких прав и обязанностей, как и у других стран.

К указанным признакам суверенитета следует добавить:

7) неотчуждаемость - невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти, только наличие закреплённой законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве).

В Конституции Украины 1996 г. провозглашается: «Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию» (ст. 2).

Суверенитетом обладают любые государства независимо от величины их территории, количества населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

  • право войны и мира;
  • право издавать законы;
  • право формировать государственные органы;
  • право определять свою атрибутику (символику и др.);
  • право устанавливать налоги;
  • право назначать своих представителей в другие государства и международные организации;
  • право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не вправе делать всё, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право. Например, государствам запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета безопасности ООН. Другим ограничением свободы действий государства является юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры. Так, члены Европейского Союза заключили между собой договор, согласно которому большая часть их экономической жизни подлежит руководству Союза. Кроме того, Европейский Союз имеет собственную систему права и свой собственный суд, который исходит из принципа, что в случае возникновения противоречий между законами Союза и законами государства-члена приоритет принадлежит законам Союза. Несмотря на эти ограничения, члены Европейского Союза остаются суверенными государствами.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета народа и суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ - граждане всех национальностей, проживающие на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве. В ст. 5 Конституции Украины записано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета народа?

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда) отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником государственного суверенитета.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Основные права нации - гарантированная законом мера свободы (возможности) нации, которая в соответствии с достигнутым уровнем эволюции человечества способна обеспечить её существование и развитие. Мера свободы закреплена в качестве международного стандарта как общая и равная для всех наций.

Нация (в юридическом отношении) равнозначна термину «народ». В термин «нация» вкладывается и смысл гражданства. Нация - граждане государства различных национальностей, которые объединены сходством в решении существенных политических и психологических проблем. Это сходство возникает вследствие проживания на одной территории и длительного общения друг с другом. Нация (в этническом отношении) - этносоциальная общность, у которой сформировалось самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и характера, склонность к национальным, материальным и духовным ценностям и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство. Население - совокупность физических лиц, вис зависимости от их национальности и гражданства, законно проживающие на территории конкретного государства.

Основные права нации:

  • право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация - вплоть до создания самостоятельного государства);
  • право на свободное развитие национальных потребностей - экономических и социальных;
  • право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;
  • право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;
  • право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;
  • право на экологическую безопасность и др.

Таким образом, суверенитет нации, ее полновластие означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальным потребностям и правам.

Украинский народ политически самоопределился, создав самостоятельное независимое государство. Государство Украина содействует консолидации и развитию украинской нации, сохранению исторической памяти, традиций и культуры, учитывает этническую, культурную, языковую и религиозную самобытность её коренных народов и национальных меньшинств. Конституция Украины определила украинский язык государственным языком, подчеркнув, что государство обеспечивает всестороннее развитие как украинского языка во всех сферах общественной жизни, так и свободное развитие, использование и защиту русского и других языков национальных меньшинств (ст. 10).

Каково соотношение суверенитета государства и суверенитета нации в многонациональных государствах?

В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношению к другим нациям, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из объединившихся наций достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное состоит в том, чтобы нация, составляющая большинство в стране и давшая название государству, не использовала свой перевес для ограничения прав представителей другой нации. Противоправна и недопустима любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

Согласно Уставу ООН, любое государственное образование должно уважать права нации на самоопределение и обеспечить гарантии данного права. Однако право на самоопределение не тождественно праву на государственный суверенитет. Нельзя ставить знак равенства между правом народов на самоопределение и правом на отделение, на вхождение в состав того или иного государства, а также выход из состава государства. Национальный суверенитет не обязательно предполагает государственный суверенитет. Самоопределение может иметь форму культурной автономии, т.е. развитие национального языка, ведение преподавания на родном языке, восстановление и развитие собственной культуры, искусства и т.п. Если все народы, входящие в многонациональное государство, будут добиваться права создания самостоятельного государства (государственного суверенитета), то мир будет вовлечен в хаос.

Государственный, народный и национальный суверенитеты взаимосвязаны в демократическом государстве.

Украина как суверенное демократическое государство воплощает в себе суверенитет государства, суверенитет нации и суверенитет народа. Реализация в Украине права на политическое самоопределение, вплоть до отделения (высшая ступень национального суверенитета, влекущая установление государственного суверенитета) является объективно закономерным процессом.

Блог

9 способов взбодрить мозги

Вам нужно, чтоб мозг четко выполнял то, что Вам нужно? Это достаточно сложно и мы научим, как достичь этого!

Топ 5 самых необычных причин смертной казни

Не так давно смертная казнь служила чем-то вроде развлекательных программ для любопытной публики. От детей до старух – все с удовольствием смотрели на отлетающую голову приговоренного. Но иногда причины казни были совсем нелепы, давайте же взглянем на некоторые из них.

Большинство людей - полные идиоты

Для того, чтобы стать богатым и успешным достаточно выучить это золотое правило от Эдгара Алана По . И Вы сами не заметите, как Ваша жизнь полностью изменится.

Вся правда о 30-летних, или почему мечты остались мечтами

Это статья про поколение рожденных в конце 80-х – начале 90-х годов. Вы неплохо закончили школу, получили высшее образование и даже устроились на работу, но до сих пор не чувствуете себя счастливым? Вам около 30 лет и в погоне за мечтой вы погрязли в рутине… Хотите это изменить? Тогда читайте.