Термин «суверенитет» применительно к государству впервые был употреблен Жаном Боденом (Франция, XVI век)

Ключевые слова: понятие, сущность, признаки, суверенитет, государства

Одним из основных - специфических - признаков государства , позволяющих ему играть ведущую роль в политической системе, является суверенитет.

Суверенитет - важнейшая характеристика политико-правовой сущности государства. Он означает верховенство и независимость власти . Это такое свойство власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела.

Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчиненность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.

Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией.

В качестве суверена государство полностью распоряжается территорией в пределах государственной границы, т.е. обладает территориальным верховенством. Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями.

Государство обязано пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также обеспечивать свою экономическую, политическую и информационную независимость. Оно обеспечивает защиту населения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение - одной из важнейших государственных функций.

Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.

В широком толковании термин "суверенитет" означает также верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал рассматривать суверенитет как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 - 1596 гг.).

Понятие "суверенитет" имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя - весьма относительной.

Примером могут служить взаимоотношения Московского Великого княжества с Новгородом и Тверью в XIV - XV вв., французских королей с герцогством Бургундским в XV - XVI вв. Если Ж. Боден признавал за государственным суверенитетом такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами.

Суверенитет Российской Федерации , например, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. Субъекты Российской Федерации не являются суверенными образованиями.

Вместе с тем в некоторых зарубежных федерациях составные части государства отличаются значительной самостоятельностью. В Швейцарии , например, кантоны обладают суверенитетом: 23 кантона, составляющие Швейцарскую федерацию, суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией.

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны :

а) верховенство государственной власти - т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти , ее независимость от других властей на территории данной страны ;

верховенство власти на определенной территории. Основополагающий признак государства. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (см. Конституция РФ. Ст. 3)

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУВЕРЕНИТЕТ

государственный суверенитет) - независимость государственной власти от всякой иной власти внутри страны и вне ее, исключительное право на политическую самостоятельность, необходимое и достаточное условие существования государства, его способности эффективно осуществлять свои функции.

Суверенитет - источник верховной власти в государстве. Обладание суверенитетом - обладание этим источником.

Понятие «суверенитет» было введено в XVI в. французским юристом Ж. Боденом (1530–1596). В его трактовке суверенитет означает единство, непрерывность и безусловность верховной власти. Единство и непрерывность власти означает, что власть принадлежит только одному субъекту, что не предполагает никаких «разделений полномочий» и «сфер влияния». Безусловность суверенитета - это его свобода от всех договоров и влияний, как внешних, так и внутренних.

Подобной трактовки суверенитета придерживался и Т. Гоббс (1588– 1679), утверждая, что государство рождается тогда, когда люди, устав от «войны всех против всех», жертвуют своими правами в пользу одного - суверена, таким образом, «чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим». По Гоббсу, даже самый плохой суверен лучше чем «естественное состояние», в котором окажется общество, если ему дать возможность самому составлять законы, по которым ему хочется жить.

Один из основоположников теории либерализма Дж. Локк (1632– 1704), возражая Гоббсу, утверждал, что «естественное состояние» скорее добро, чем зло, поскольку именно в этом состоянии человек является «абсолютным господином своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный». Со своей же «свободой» в пользу верховной власти он расстается в силу постоянного посягательства на его жизнь и имущество со стороны других людей. Тогда народ выбирает себе власть, которая становится на службу народу, разделяет свои полномочия (см. Разделение властей) и проводит в жизнь те законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица». Таким образом суверенитет, по Локку, принадлежит не государю, а народу, находящемуся «над властью».

Политическое учение Локка легло в основу доктрины народного суверенитета, возникшей в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», согласно которой носителем суверенитета является монарх, получивший власть непосредственно от Бога, и без которого народ представляет собой неуправляемую толпу.

Дискуссия о природе суверенитета шла весь XVIII в., затем в XIX и в XX вв. В результате победила и стала общепринятой точка зрения сторонников народного суверенитета, предполагающая, что высшей властью и источником всякой власти в государстве является народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п.

Несмотря на это, очень многие выдающиеся мыслители склонялись к противоположному мнению. Так, согласно Гегелю (1770–1831), политическое государство подразделяется на 3 субстанциально различные власти: законодательную, правительственную власть и власть монарха. Но, в отличие от теоретиков разделения властей, в т. ч. Локка и Монтескье, он считает, что эти власти не могут быть самостоятельными и взаимно ограничивающими, т. к. это предполагает враждебность каждой из властей к другим.

Определяющей стороной власти, по Гегелю, является власть монарха, имеющего право окончательного решения. Гегель разделяет суверенитет внутренний и внешний, отмечая, что при феодальной монархии государство было суверенно в отношении других государств, но не у себя внутри, поскольку различные власти и функции государства частью находились в ведении независимых корпораций и общин, частью были собственностью отдельных лиц. Внутренний же суверенитет государства состоит в господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству, воплощенному в монархе.

Мысль о том, что в государстве суверен должен находиться и над прочей властью, и над законом, была близка А. Пушкину, утверждавшему, что «закон - дерево… с одним буквальным исполнением закона не далеко уйдешь», сам по себе закон не может угодить правде, и потому «нужно, чтобы один человек был выше всего, выше даже закона». То есть, по мысли Пушкина, закон - это не юридическая догма, он не может быть превыше всего, поскольку сам закон так же проистекает откуда-то. Этот источник и есть суверен, и он над законом. Сам народ не может быть над законом. Это привело бы к анархии, следовательно, над законом может быть один и только один человек. Человек, стоящий над законом - монарх - единственный имеет возможность исправлять законодательные огрехи, обладать, например, правом вето, правом помилования.

Проблему суверенитета детально разрабатывал в начале ХХ в. немецкий философ и юрист К. Шмитт (1888–1985). Шмитт убежден, что суверенитет - это не норма взаимного признания и не принцип верховенства закона (как считали либералы), а право на исключение, на объявление чрезвычайного положения. Именно с объявления чрезвычайного положения (формального или неформального) начинает свою политическую деятельность суверен, объявляя ничтожными все прежние законы. И именно поэтому ему принадлежит суверенитет.

Причину, по которой восторжествовала идея народного суверенитета, Шмитт находит в произошедшей в середине XVIII в. десакрализации и механицизации субстанции политического: «Всеобщее действие правовой формулы отождествляется с не знающим исключений действием законов природы. Суверен, который в деистической картине мира, пусть и вне мирового целого, оставался все же механиком огромной машины, радикальным образом вытесняется. Машина работает теперь сама по себе».

Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону - исключительное монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны, на отмену и признание ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; и внешнюю сторону - самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Суверенитет - главный признак, отличающий независимую державу от колонии или автономии, пусть и обладающих определенной политической свободой. Реальным суверенитетом, т. е. возможностью государства самостоятельно определять свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать или расторгать союзы и т. д., обладает сравнительно небольшое число государств.

Введенное Ж. Боденом понятие «суверенитет» служило обозначением власти сюзерена, в отличие от власти вассальных правителей. В то время после распада Священной Римской Империи фактически независимые государства и правители Европы считались подчиненными одному верховному правителю, ведущему свой род от Карла Великого и утверждаемому на этот пост главой Ватикана (как наследника Римской Империи на основании позднее признанного фиктивным завещания Императора Константина I). Однако уже в XVII в., после заключения Вестфальского мира (1648) большинство европейских государств, включая вассалов Священной Римской Империи, были объявлены суверенными, что положило начало современной геополитической системе, а также придало понятию суверенитета смысл, который оно имеет и по сей день.

Суверенитет как норма международного права является одним из самых сложных его понятий. Это обусловлено, прежде всего, неоднородностью политических систем и государственных устройств различных стран мира, а также тем, что субъектами международного права являются не только государства, но и народы, а также отдельные граждане. Право народов на самоопределение, закрепленное в уставе ООН, послужило юридическим оправданием целой серии национально-освободительных движений, которые при поддержке государств социалистического лагеря привели в конечном итоге к краху колониальной системы.

Права человека, нашедшие отражение в конституциях большинства стран, также нередко вступают в конфликт с нормами, обеспечивающими понятие государственного суверенитета. В либеральных кругах нередко говорят о размывании понятия национального суверенитета, связанного с глобальными интеграционными процессами, в результате чего возникают и обретают все большую значимость наднациональные органы, такие как Евросоюз, которым суверенные государства частично делегируют свои права.

«Размывание» национальных суверенитетов выгодно, прежде всего, мировой олигархии, могущественным ТНК, становящимся определяющим фактором планетарной политики, «мировым правительством», действующим в интересах монопольного капитала. Их цель - десуверинизация и поддержание на низком уровне развития тех стран, которые они рассматривают в качестве источника дешевых ресурсов. Один из путей ее достижения - установление в таких странах режима управляемой демократии путем проведения «бархатных революций».

Российское руководство исходит из необходимости сосуществования и сотрудничества суверенных, свободных сообществ, что предполагает либерализацию международных отношений и демонополизацию глобальной экономики и отражается в получившем в последние годы широкое распространение понятии «суверенной демократии».

Отличное определение

Неполное определение ↓

В современной науке категория «суверенитет» рассматривается больше как юридическая категория, чем политическая. Особенно эта традиция прослеживается в таких отраслях как конституционное право, административное право и международное право. Таким образом, представление о суверенитете основывается на положениях российского и международного права, которые представляют суверенитет в качестве юридической конструкции. Если для названных отраслей права подобное положение является условно приемлемым, то теория государства и права, которая рассматривает государство и право не только на основе законов, но и в связи с реальной действительностью, не может довольствоваться такими определениями.

Политическое содержание категории «суверенитет» рассмотрено нами подробно в предыдущем параграфе, поэтому необходимо обратить пристальное внимание и на юридическую сторону данного явления.

Известный советский ученый И.Д. Левин определял юридический суверенитет как «высшую власть органов государства, зафиксированную в законе, регулируемую правом, и, следовательно, осуществляемую в правовых формах» Автор тем самым предполагает юридический суверенитет формой отражения политического.

По мнению Т.С. Мелешкиной, правовой суверенитет предполагает самостоятельность и независимость государства при осуществлении национальной правовой политики в целях обеспечения внутригосударственного правопорядка и эффективного взаимодействия с другими субъектами международных отношений . Т.С. Мелешкина представляет правовой суверенитет как отдельный аспект суверенитета, как общего политико-правового явления. Из чего следует, что правовой (юридический) суверенитет существует среди бесчисленного множества проявлений суверенитета государства и проявление правовой стороны суверенитета сильно сужено.

Более правильным, на наш взгляд, является подход И.Д. Левина, у которого юридический суверенитет предстает формой выражения фактического суверенитета государства и призван адекватно отражать реальные основания власти. Однако на практике юридическая форма часто расходится с политическим содержанием.

Важнейшим документом, предопределившим размежевание политической и правовой сторон суверенитета являлся так называемый «Вестфальский трактат» 1648 г. , который включал в себя два взаимосвязанных мирных договора, подписанные по итогам Тридцатилетней войны . В данном документе впервые отражены положения о территориальной целостности государств и принципах невмешательства во внутренние дела, определены ряд принципов межгосударственных отношений. Данный документ является истоком современного международного права. Тем самым, трактат как бы ограничил возможность проявления отдельных свойств государственной власти, установил ее правовые пределы. Однако мы видим, что правовая схема власти не совпадает с ее политической картиной. Точнее сказать, право не в состоянии ограничить либо очертить границы проявления государственной власти.

Если рассматривать юридический суверенитет, то, с одной стороны, он предстает как внешнее оформление власти определенной социальной группы, отражение внутригосударственных отношений, а с другой стороны - это определенная юридическая конструкция, которая сформирована на основе отдельных политико-правовых концепций. Суверенитет здесь представляется в большей степени как набор правомочий, практически сливающийся со значением юрисдикции.

Суверенитет в данном смысле практически растворяется в законодательстве, и отдельные правовые нормы содержат некоторый его фрагмент. Например, конституция страны определяет основы государства, устанавливает положения о принадлежности власти, систему органов власти, политическую систему и т.д., то есть выражает суверенитет как некий набор необходимых атрибутов, требуемых государству для признания его таковым.

Таким образом, можно предложить следующее определение юридического суверенитета. Юридический суверенитет - это внешнее формальное закрепление свойств суверенитета в системе законодательства, структуре и компетенции органов государственной власти.

Юридический суверенитет берет начало в юридических документах. Источниками юридического суверенитета государства могут быть: конституция, которая провозглашает суверенитет; акты о признании суверенитета другими государствами (например, Указ Президента Российской Федерации от 26 августа 2008. № 1261 «О признании Республики Южная Осетия» ); декларация независимости и другие юридические документы, в которых провозглашается и обосновывается суверенитет данного государства.

М.Ш. Шарифов в качестве специфических форм закрепления (источников) суверенитета называет следующие примеры:

  • - Закрепление суверенитета во внутригосударственных публичноправовых договорах (например, Соглашение о разделении Чешской и Словацкой Федеративной Республики с 1 января 1993 г.).
  • - Институционализация суверенитета в международно-правовых договорах (например, Договор об объединении ФРГ и ГДР от 31 августа 1990 г.).
  • - Подтверждение суверенитета страны международно-правовым актом (например, Резолюция 1546 (2004) Совета Безопасности от 8 июня 2004 г., на основании которой была принята временная конституция Ирака) .

Носителем юридического суверенитета следует признать всю систему органов государственной власти государства, между которыми разделена компетенция. Именно данные органы осуществляют власть, то есть издают властные распоряжения в виде нормативных актов, а также представляют государство в международных отношениях. Распределение компетенции между отдельными элементами системы государственной власти в совокупности составляют содержание суверенитета. Взятая в своем единстве система органов власти обладает неограниченной компетенцией. Каждый орган государственной власти может принять любое решение в рамках отведенных ему законом правомочий.

Для современной России первичным источником суверенитета является Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» . В данном документе провозглашается суверенитет РСФСР и в то же время, заявляется о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Здесь указывается на приоритет законов РСФСР над Законами СССР, если они противоречат друг другу, устанавливается гражданство РСФСР, сохраняется право свободного выхода из состава Союза ССР и другие суверенные права. В целом нужно сказать, что документ, с одной стороны, провозглашает суверенитет, а с другой - устанавливает курс на существование в составе СССР. Тем не менее, все атрибуты суверенного государства нашли свое отражение в содержании Декларации, поэтому ее можно назвать полноценным источником суверенитета России.

Конституция (основной закон) является основным источником юридического суверенитета практически любого государства. Именно в ней отражаются базовые элементы суверенитета и раскрываются его признаки, определяется система органов власти и др.

Юридические нормы, отражающие содержание суверенитета, имеются практически во всех отраслях российского права, а также в Конституции Российской Федерации, являющейся высшим и основополагающим нормативным актом.

Среди положений Конституции России, так или иначе затрагивающих вопросы суверенитета, можно выделить следующие:

  • - В Преамбуле Конституции Российской Федерации записано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, <...> возрождая суверенную государственность России <...> принимаем Конституцию Российской Федерации». Из этого положения следует, что государство, а следовательно, и суверенитет, возникает по воле многонационального народа России. Преамбула выступает своего рода юридическим актом всего народа, объявляющим конституцию действующей .
  • - Статья 4 Конституции Российской Федерации содержит следующие положения: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории».

Здесь раскрывается верховенство государства на своей территории как необходимый признак суверенитета и соответственно государства.

Часть 3 статьи 5 содержит фразу: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти...».

Это положение исключает возможность обладания независимостью субъектами Российской Федерации.

В части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации указано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Из этого положения нельзя сделать однозначный вывод о том, что международное право имеет приоритет над правом национальным, поэтому не может браться за основу при обосновании верховенства международных норм. Так, например, П.А. Клюев указывает, что «государственный суверенитет - это политико-правовая категория, обозначающая свойство государства и выражающая его право на проведение самостоятельной (независимой от другой государственной и иной власти) внешней и внутренней политики, в рамках общепризнанных принципов и норм международного права» 1 . Из этого определения напрашивается вывод о том, что государственный суверенитет является остаточной компетенцией государства. Но «компетенция» - это не «суверенитет». Если употреблять эти термины как синонимы, то существование суверенитета как свойства государства бессмысленно. В связи с чем такое понимание категории «суверенитет» недопустимо.

  • - Ст. 67 Конституции Российской Федерации определяет, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права». Здесь Конституция очерчивает границы суверенитета России.
  • - Ст. 68 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Несмотря на то, что наряду с государственным языком, в национальных республиках может существовать и национальный язык, это положение направлено на создание единого культурного пространства. С позиции верховной власти единый государственный язык необходим: во-первых, для создания единого культурного пространства, а во-вторых, для передачи и единообразного понимания властных предписаний на всей территории России.

  • - Ст. 70 Конституции Российской Федерации устанавливает государственные символы государства (флаг, герб и гимн). Эти атрибуты говорят о единстве нации и выступают символами всего государства, которые позволяют обособить данное государство в числе других.
  • - Ст. 71 Конституции Российской Федерации устанавливает сферу исключительных полномочий Российской Федерации. Если проанализировать указанные там полномочия, то можно сделать однозначный вывод о том, что решения наиболее важных вопросов государственной жизни относится к федеральной власти.
  • - Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам». То есть, из верховенства федеральных органов государственной власти прямо следует и верховенство принимаемых ими нормативных актов.
  • - Статья 79 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации». Если ч. 2 ст. 4 гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации гласит: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации», то соглашения, которые противоречат этому положению, незаконны.

Нельзя согласиться с Л.М. Романовой, которая утверждает, что объем государственного суверенитета сильно сузился юридически за счет международных договоров и еще больше фактически в связи с уже сложившимися традициями . Основополагающие характеристики суверенитета содержатся как раз в разделе «Основы конституционного строя». «Сужающие» государственный суверенитет международные договоры обязательно будут противоречить основам конституционного строя и поэтому не могут действовать на территории России.

Во втором разделе Конституции Российской Федерации «Заключительные и переходные положения» содержится очень спорное положение, а именно: в 4 абз. ч.1 указано: «в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации <...> действуют положения Конституции Российской Федерации». Это положение дословно повторяет название договора, подписанного 31 марта 1992 г., из чего можно сделать предположение о возможности обладания суверенитетом субъектами Российской Федерации и о существовании суверенитета двух уровней -федерального и регионального.

До недавнего времени в конституциях некоторых республик в составе Российской Федерации существовали положения, устанавливающие суверенитет данного вида субъектов федерации . В связи с этим Конституционным судом Российской Федерации 7 июня 2000 г. принято

Постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» .

Здесь сказано: «Суверенитет, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, кроме суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации». Те самым, на вопрос о суверенитете субъектов Российской Федерации получен однозначный отрицательный ответ.

Юридическое закрепление суверенитета не всегда адекватно его политическим основам и содержит элементы фикции. В частности, утверждение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, является весьма спорным. Данное положение является фикцией и направлено на обоснование политической основы власти, попыткой представить носителем власти весь народ .

Так, Томас Ф. Ремингтон отмечает: «На самом деле доктрина народного суверенитета является фикцией, так как правила, в соответствии с которыми принимаются решения в любом обществе, предполагают предпочтение интересов одной из групп людей» .

В референдуме по принятию Конституции Российской Федерации по официальным данным участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых - 32 937 630 (58,43 %) проголосовали за принятие новой Конституции, что составило гораздо менее половины избирателей, которые могли принять участие в выбо-pax . Неофициальные данные показывают еще более низкие проценты. Таким образом, утверждение о принятии Конституции Российской Федерации всем народом преувеличено.

Подобное мнение выражает Г. Курскова: «Народный суверенитет, закрепленный в конституциях демократических государств, не ведет к практическому осуществлению прямого политического господства народа» . Учитывая то, что референдум проводится нечасто и только по определенным вопросам, а на выборах население избирает органы власти и отстраняется от дальнейшего участия в решении государственных вопросов, можно сказать, что власть принадлежит всему народу в небольшой степени.

Основные юридические характеристики государственной власти, а также политической стороны суверенитета содержатся в Главе 1 Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя». Здесь в общем виде представлены положения о том, от кого исходит власть и в чьих интересах осуществляется, о территориальном делении государства, системе органов власти и законодательства, экономической системе и т.п.

Законодательство содержит не только нормы, оформляющие содержание суверенитета, но и охраняющие его от посягательств.

Так, Уголовный кодекс Российской Федерации в Главе 29 содержит составы преступлений, посягающих на основы конституционного строя. Среди них необходимо выделить следующие:

  • - Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти, то есть действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
  • - Статья 279. Вооруженный мятеж, то есть организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения территориальной целостности Российской Федерации.
  • - Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» (принят ГД ФС РФ 27 июня 2002) к экстремистской деятельности относится, в том числе, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.
  • - Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества.
  • - Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации.

Указанные выше нормы направлены на защиту определенного по-

рядка, установленного государственной властью и учрежденных ею государственных институтов.

Деятельность тех или иных групп, направленная на изменение закрепленных в Конституции Российской Федерации основ, запрещена, даже если их призывы будут содержать более гуманные и прогрессивные положения об устройстве общества и государственной власти. И в том случае, если господствующая власть не пользуется поддержкой населения, не является легитимной властью, нормы уголовного закона будут защищать ее устройство.

В правовом смысле суверенитет близок к понятиям «компетенция государства» и «юрисдикция государства» . Компетенцию упрощенно можно представить в виде единства полномочий и предмета ведения. Ю.А. Тихомиров определяет компетенцию как «комплекс легально установленных способов осуществления публичных функций» . По мнению автора, она состоит из двух элементов. К собственно компетенционным элементам относятся предмет ведения, объекты воздействия и властные полномочия; к сопутствующим элементам - цели как долгосрочные нормативные ориентации. Термин «юрисдикция» применяется в большей степени к судебным органам, однако, по сути, совпадает со значением категории «компетенция».

Юрисдикция является проявлением суверенитета, она определяется им, исходит от него и выражает сферу действия суверенитета. В связи с этим, логично было бы предположить, что юрисдикция имеет действие в тех же пределах, как и суверенитет, однако анализ действующих норм не позволяет однозначно сделать данный вывод.

Во-первых, в большинстве демократических конституций содержатся положения о распространении юрисдикции государства на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (Конституции Испании, Японии, России и т.д.).

Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» исключительная экономическая зона Российской Федерации определяется как морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Таким образом, ни континентальный шельф, ни исключительная экономическая зона не являются государственной территорией, поэтому суверенитет фактически не может распространяться на данные территории, а юрисдикция может.

Во-вторых, в международном праве существует понятие «экстерриториальность», которая означает статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из-под действия местного законодательства и подпадающих (частично или в полном объеме) под действие законодательства государства, национальность которого таковые имеют . В настоящее время данный институт существует в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. и других многосторонних международных договоров. Экстерриториальностью пользуются также военные морские и воздушные суда в пределах иностранной территории, если они оказались там законным путем (ст. 32 - Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Принцип экстерриториальности выводит из-под действия суверенитета отдельные территории (например, территории посольств), а также распространяет действие юрисдикции одного государства на суверенную территорию другого, что не корреспондирует с принципом верховенства государственной власти.

Решающее значение в юридизации суверенитета сыграло развитие международного права и процесс глобализации. Международное право связало государства взаимными обязательствами, в результате чего появились международные организации, имеющие возможность оказывать влияние на внутригосударственные дела.

Л.Е. Гринин под глобализацией понимает «процесс, в результате которого мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов» .

В настоящее время уровень интеграции достиг большого масштаба, и часто появляются научные работы, обосновывающие необходимость отказа от принципа суверенитета в межгосударственных отношениях . Как отмечает В.А. Кварацхелия: «...глобализация является основным процессом, посредством которого с большой интенсивностью осуществляется подавление интересов суверенных государств и разрушение национальных основ функционирования экономических комплексов» .

В.И. Волков выделяет две модели десуверенизации государственной власти: европоцентрическая и американская. Европоцентрическая модель глобализации предполагает на смену Вестфальской системе сформировать систему международных организаций и учреждений, наделенную глобальным суверенитетом . Американская (имперская) модель глобализации, наоборот, придерживается принципа, согласно которому международные неправительственные организации, а также международные законы, декларации и соглашения не существуют независимо от свободной государственной воли .

Однако даже Европейский союз, где существует единая валюта, наднациональные органы власти (например, Европейский парламент, Президент) не лишил суверенитета государства-члены . Тем не менее, юридическая сторона суверенитета в данных условиях претерпела серьезные изменения.

Глобализация в международно-правовых отношениях проявляется в том, что созданные международные организации (например, ООН, СНГ, Европейский союз) для своих участников устанавливают единые стандарты в различных областях политики, права и экономики, которые оказывают влияние на внутреннее законодательство договаривающихся государств . Тем самым происходит унификация законодательства государств.

Кроме того, международные судебные органы в случае нарушения международно-правовых норм принимают решения, возлагающие обязанности на суверенные государства.

Такого рода связанность государств, порожденная глобализацией, в юридическом плане формирует общемировую систему правовых норм, где право конкретного государства выступает ее относительно обособленной ячейкой.

Нормы международного права в иерархии стоят выше положений большинства нормативных документов национального государства, поэтому можно сказать, что юридический суверенитет имеет юридические пределы действия. Это проявляется не в том, что ограничена воля государственной власти в принятии решений, а в том, что нормы более низкого порядка, по сравнению с международными нормами, просто не будут действовать ввиду своего несоответствия нормам высшего порядка. Такую же структуру имеет иерархически построенная система органов власти, где для каждого органа определено свое место, то есть обозначены полномочия и предмет ведения и юридическая сила принимаемых данным органом нормативных актов.

В.А. Карташкин выделяет следующие случаи ограничения суверенитета государства в межгосударственных отношениях:

  • - когда государство добровольно принимает на себя определенные международные обязательства;
  • - когда оно становится участником двустороннего или многостороннего договора;
  • - когда государство вступает в ту или иную международную организацию, принимая на себя соответствующие обязательства;
  • - когда международными или региональными органами принимаются решения, имеющие обязательную силу для государств;
  • - когда государство признает верховенство международных норм над национальным законодательством .

Приведенные В.А. Карташкиным примеры относятся к юридическому суверенитету, но ограничить фактическую сторону суверенитета данные случаи не могут. Например, государство может как вступить в ту или иную организацию, так и выйти из нее.

Кроме того, в качестве ограничивающих суверенитет факторов называются принципы международного права: принцип суверенного равенства государств; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип нерушимости государственных границ; принцип территориальной целостности государств; принцип мирного разрешения международных споров; принцип невмешательства во внутренние дела; принцип всеобщего уважения прав человека; принцип самоопределения народов и наций; принцип сотрудничества; принцип добросовестного выполнения международных обязательств .

В п.п. 1-5 ст. 2 Устава Организации объединенных наций устанавливается, что принципы действуют в отношении членов Организации объединенных наций. В п. 6 той же статьи указано, что Организация (то есть ООН) обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности. Из этого положения следует право Организации объединенных наций вмешиваться во внутренние дела любого государства, даже если они не являются участниками данной организации. В этом случае суверенитет государства, не имеющего членства в Организации объединенный наций, ограничивается извне. Несмотря на юридическую целесообразность принятия таких норм, это не стыкуется с теоретическими положениями о суверенитете и его сущности.

Отдельную роль в попытке юридического ограничения суверенитета играют международные суды. В соответствии со ст. 94 Устава Организации объединенный наций «каждый член Организации обязуется выполнить решение Международного Суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение».

В соответствии с п. 4 Положения об экономическом суде Содружества независимых государств по результатам рассмотрения спора Экономический суд принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его исполнение.

Данные примеры говорят о том, что формально ограничивающими суверенитет факторами являются не только нормативные документы, но и судебные решения. Однако это не позволяет сделать вывод об ограниченном характере суверенитета.

Если мы возьмем суверенитет в статике, то юридические нормы и институты на первый взгляд могут ограничивать суверенитет. Если же рассматривать суверенитет в динамике, то можно сказать, что юридически нельзя ограничить волю политической власти, поэтому в целом суверенитет неограничен.

Немаловажным является вопрос о моменте возникновения юридического суверенитета. С одной стороны, юридический суверенитет должен возникать в один момент с установлением политического господства определенной социальной власти на данной территории. Большинство властных решений облекается в правовую форму и любое решение, если оно направлено на установление определенного устройства и порядка в государстве, должно быть внешне оформлено и доступно для ознакомления. А это и есть право. Однако суверенитет имеет как внутренние, так и внешние характеристики. Верховенству внутри страны должна соответствовать внешняя независимость, что и выступает предпосылкой возникновения международной правосубъектности.

В международном праве то или иное государственное образование становится субъектом межгосударственных отношений в случае его признания со стороны других суверенных организаций. Так, М.В. Богданова отмечает, что «суверенитет государства предполагает во внут-реннеи жизни страны верховенство государственной власти, а во внеш-неполитических делах - признание мировым сообществом наций» .

Под международным правовым признанием понимают признание в соответствии с международным правом существующими государствами новых государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения .

С юридической точки зрения признание государства является юридическим актом, на основании которого государственный суверенитет приобретает свое окончательное оформление и правовая система данного государства становится частью общемировой либо региональной системы.

В подтверждение этого необходимо назвать следующие примеры.

В п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 г. № 1261 о признании Республики Южная Осетия указано: «Учитывая волеизъявление югоосетинского народа, признать Республику Южная Осетия в качестве суверенного и независимого государства» .

«Заявление «двенадцати» о будущем статусе России и других бывших республик» (Вместе с «О критериях ЕС для признания новых государств в Восточной Европе на территории Советского Союза») (Подписано в гг. Брюсселе, Гааге 23 декабря 1991) называет следующие критерии официального признания:

  • - соблюдение положений Устава ООН и обязательств, принятых по Хельсинкскому Заключительному акту и Парижской хартии, особенно в том, что касается верховенства закона, демократии и прав человека;
  • - гарантии прав этнических и национальных групп и меньшинств в соответствии с обязательствами, принятыми в рамках СБСЕ;
  • - уважение нерушимости всех границ, которые не могут быть изменены иначе, как мирными средствами и с общего согласия;
  • - принятие всех соответствующих обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия, а также безопасности и региональной стабильности;
  • - обязательство разрешать по соглашению, в том числе предусматривая в случае необходимости обращение в арбитраж, все вопросы, касающиеся правопреемства государства и региональных споров.

Правовыми нормами регламентирована также процедура преобразования суверенитета. В Российской Федерации по данному вопросу существует Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» , где определяются основания, порядок и условия принятия иностранного государства в состав России. Так, согласно ст. 4 указанного закона в случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, а в случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта части иностранного государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа, если международным договором не указан иной статус.

Таким образом, вступившему в состав России иностранному государству либо его части предоставляется статус, который не предполагает наличия суверенитета, так как субъекты Российской Федерации не могут обладать им в соответствии с Конституцией Российской Федерации. В связи с этим, принятое в состав России государство утрачивает свой суверенитет в пользу федеральной власти Российской Федерации и получает взамен компетенцию согласно Конституции Российской Федерации и Договору о разграничении полномочий.

верховенство и независимость государственном власти, проявляющиеся в соответствующих формах; внутренний суверенитет - это право и полномочия повелевать всеми находящимися на национальной территории гражданами данного государства и не гражданами, а суть внешнего суверенитет заключается в таких принципах, как единство и неделимое м государственной территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУВЕРЕНИТЕТ

состояние независимости данной государственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого государства (см. Вышинский А. Я., Вопросы теории государства и права, 1949, стр. 410).

Понятие С. имеет два аспекта: внутригосударственный и международно-правовой.

Принцип С. возник в период складывания наций и образования национальных государств.

Обоснование суверенитета как верховенства и независимости власти централизованного государства (самодержавия) было сделано в России в 15–16 вв. (Иван III, Иосиф Волоцкий, Иван Пересветов, Иван Грозный) и во Франции в 16 в. (Воден).

В период победы и утверждения капиталистического строя идеологи буржуазии выдвинули с целью привлечения на свою сторону трудящихся понятие «народного суверенитета» (Руссо) и С. нации, С. государства, отождествляя свои интересы с интересами народа.

В действительности С. при капитализме принадлежит господствующему классу – буржуазии, которая использует его в целях своего классового господства внутри страны и охраны своих интересов от буржуазии других наций.

Подлинно народный С. может существовать только в государствах, в которых ликвидировано господство эксплуататорских классов, и существует в наст. время в Советском Союзе и странах народной демократии.

Принцип С. является общепризнанным основным принципом международного права.

Однако в международно-правовой практике капиталистических государств принцип С. соблюдался только в отношениях между государствами т. н. «европейской цивилизации» и никогда не соблюдался в отношениях с народами малых стран и стран, отсталых в своем экономическом развитии.

Международно-правовая практика капиталистических государств и буржуазная правовая наука полностью отрицают С. колониальных стран, а в целях ограничения С. формально независимых государств ввели ряд институтов: «режим капитуляций», «сферы влияния» и др.

Для того чтобы как-то «оправдать» порабощение капиталистическими государствами народов других стран, буржуазные юристы, вопреки общепризнанному и бесспорному положению, что С. является неотъемлемым свойством всякого государства, выдвинули понятия «несуверенных» или «полусуверенных» государств.

В период домонополистического капитализма, когда еще не было монополий и мир не был поделен между капиталистическими государствами, когда избыточный капитал той или иной вырвавшейся вперед страны находил себе применение на еще не захваченных обширных территориях Азии, Африки и других континентов, принцип С. обеспечивал господство буржуазии на «своем» национальном рынке и не мешал крупным капиталистическим государствам захватывать естественные богатства и эксплуатировать народы отсталых стран.

В период империализма вследствие того, что крайне обострилось противоречие между ростом производственных возможностей капитализма, рассчитанным на получение максимальных прибылей, и относительным сокращением платежеспособного спроса со стороны населения жаждущие максимальных прибылей капиталистические монополии стремятся преодолеть свои трудности за счет народов других стран.

Но в период империализма мир уже поделен, нет больше территорий, не состоящих под С. какого-либо государства. Неизмеримо возросло национальное самосознание народов колоний и зависимых стран, настоятельно требующих осуществления своих суверенных прав на самостоятельное и независимое существование.

Для монополий империалистических стран, и прежде всего монополий США, принцип С. стал серьезной помехой для извлечения максимальных прибылей путем закабаления и систематического ограбления народов других стран, особенно отсталых стран.

Для того чтобы идеологически разоружить народы мира, ослабить их волю к сопротивлению империалистической экспансии, апологеты империализма – буржуазные ученые юристы, философы, экономисты, дипломаты, правосоциалистические лидеры тщетно доказывают, что якобы принцип С. является архаизмом, от которого следует отказаться, что якобы существование суверенных национальных государств является главной причиной потрясающих капиталистический мир экономических кризисов и международных войн, которые якобы можно устранить только в том случае, если все государства откажутся от С. и будет создано «единое всемирное государство» с «мировым правительством», правомочным издавать обязательные для всех народов законы.

Буржуазия провозглашает и отстаивает принцип С, когда он обеспечивает ей высокие прибыли, и отказывается от принципа С, когда он не обеспечивает капиталистическим монополиям получение максимальных прибылей.

Космополитическая пропаганда ликвидации С. и создания «всемирного государства» предназначена для того, чтобы прикрыть гонку вооружений и заключение агрессивных военно-политических договоров против СССР и стран народной демократии, замаскировать обострение внутренних противоречий империалистического лагеря, создать видимость каких-то юридических оснований для вмешательства США во внутренние дела других государств, открыть все государственные границы для товаров и капиталов американских монополий, увековечить национальное неравноправие и колониальное рабство, империалистический гнет кучки миллиардеров над сотнями миллионов трудящихся.

Прикрываясь пропагандой об устарелости С, американские империалисты сколотили агрессивный Северо-Атлантический блок, «Европейское объединение угля и стали» и другие военные блоки и союзы, стремятся превратить Организацию Объединенных Наций и другие международные организации в орудие империалистической экспансии. Все это рассматривается монополиями США как первые этапы на пути к образованию «всемирного государства», т. е. к достижению своего мирового господства.

Советское государство с первых дней своего существования ведет последовательную борьбу за строгое и неуклонное соблюдение принципа С. как важнейшего принципа международного общения.

В противоположность идеологам империализма, с их проповедью государственного «нигилизма», марксизм-ленинизм учит, что к подлинному всемирному объединению человечество придет не через космополитическое отрицание национального С. и не через ликвидацию независимости существующих государств, а через уничтожение капитализма и полное освобождение народов от социального гнета, через образование социалистических наций, всестороннее развитие их культуры – национальной по форме и социалистической по содержанию. И только после этого объединение социалистических наций в зональные экономические центры, укрепление интернациональных связей между ними в конечном счете приведут к единому коммунистическому хозяйству.

С возникновением Советского социалистического государства С. получил качественно новое содержание, соответствующее экономическому строю социалистического государства. Впервые в истории государственный С. стал подлинным С. народа.

В основе советского понимания С. лежит ленин-ско-сталинское учение о праве наций на самоопределение: «Право на самоопределение, т. е. нация может устроиться по своему желанию. Она имеет право устроить свою жизнь на началах автономии. Она имеет право вступить с другими нациями в федеративные отношения. Она имеет право совершенно отделиться. Нация суверепна, и все нации равноправны» (Сталин И. В., Соч., т. 2, стр. 310–311).

Принцип права наций на самоопределение как равного права любой нации образовать свое государство лег в основу национальной политики и государственного устройства Советского Союза.

В обращении Всероссийского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 г. сообщалось, что Советская власть обеспечит всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение. «Декларация прав народов России» провозгласила 15 ноября 1917 г. «равенство и суверенность народов России» и «право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства» (СУ РСФСР 1917 г. № 2, ст. 18).

В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» от 25 января 1918 г., вошедшей потом в первую советскую Конституцию – Конституцию РСФСР 1918 г., – объявлялось, что Российская Советская Республика «учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских Национальных Республик» (СУ РСФСР 1918 г. № 5, ст. 215).

Суверенность и равноправие добровольно объединившихся советских республик в законодательном порядке закреплены в Конституции СССР (ст. 13).

Последовательное проведение принципа суверенного равенства наций в строительстве Советского государства, вызвавшее невиданный экономический, политический и культурный расцвет народов, имеет огромное значение для утверждения этого демократического принципа в качестве основного начала в отношениях между народами.

Советский Союз, имея самый прогрессивный общественный строй, последовательно проводит политику мира и сотрудничества всех народов, основанную на уважении С. всех – больших и малых – наций.

В декларации Правительства СССР на межсоюзнической конференции в Лондоне от 24 сентября 1941 г. указывалось:

«Советский Союз осуществлял и осуществляет в своей внешней политике высокие принципы уважения суверенных прав народов. Советский Союз в своей внешней политике руководствовался и руководствуется принципом самоопределения наций. Во всей своей национальной политике, лежащей в основе государственного строя Советского Союза, Советский Союз исходит из этого принципа, в основе которого лежит признание суверенности и равноправия наций. Исходя из этого принципа, Советский Союз отстаивает право каждого народа на государственную независимость и территориальную неприкосновенность своей страны, право устанавливать такой общественный строй и избирать такую форму правления, какие он считает целесообразным и необходимым в целях обеспечения экономического и культурного процветания своей страны» («Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны», т. 1, 1946, стр. 164–165).

Уважение суверенных прав всех народов является одной из основных линий внешней политики Советского государства с первых дней его существования.

Советское государство отказалось от неравноправных договоров царской России с Ираном, Турцией, Афганистаном, Китаем и другими государствами Востока и оказало большую помощь народам этих стран в борьбе за отмену их неравноправного положения в отношениях с империалистическими государствами.

Осуществляя на деле принцип С, Советский Союз неизменно выступает в защиту государств, ставших жертвами империалистической агрессии. Советский Союз выступил в защиту Эфиопии, когда на нее напала фашистская Италия, и против нтало-гермаиской интервенции в Испании. СССР решительно протестовал против захвата гитлеровцами Австрии, никогда не признавал «Мюнхена» и аннексии Чехословакии Германией.

В период развязывания второй мировой войны только Советекий Союз твердо стоял на защите прав малых народов. Народы Западной Белоруссии, Западной Украины, Литвы, Латвии и Эстонии, пользуясь правом на самоопределение, нашли свое спасение от империалистического рабства в братском союзе с народами великой социалистической державы – Союза ССР.

Защита суверенных прав всех больших и малых народов была одной из целей Советского Союза в Великой Отечественной войне против гитлеровской Германии. И. В. Сталин в докладе, посвященном 25-й годовщине Октябрьской революции, так определял цели войны: уничтожение расовой исключительности; равноправие наций и неприкосновенность их территории; освобождение порабощенных наций и восстановление их суверенных прав; право каждой нации устраиваться по своему желанию.

По инициативе и при поддержке Советского Союза принцип С. был подтвержден в ряде международных актов, подписанных ао время и после окончания второй мировой войны.

В Ялтинской декларации 1945 г. предусматривалось восстановление суверенных прав и самоопределения народов, которые были лишены этого агрессивными нациями путем насилия. В Уставе ООН провозглашено: «организация основана на принципе суверенного равенства».

В результате решающей роли Советского Союза в победе над агрессивными государствами во второй мировой войне и последовательно проводимой им политики уважения суверенных прав всех народов, народы Центральной и Юго-Восточной Европы восстановили свой С, создали новый тип государственности – народно-демократическую республику, осуществляющую функции диктатуры пролетариата;, великий китайский народ освободился от гоминдановского режима и гнета иностранных империалистов – создал Китайскую Народную Республику.

Если отношения между капиталистическими странами строятся на грубом попрании С. и на закабалении крупными империалистическими государствами малых и экономически отсталых народов, то отношения Советского Союза с другими государствами основаны на действительном равноправии сторон и признании С. государств.

Новый тип отношений сложился между СССР и странами народной демократии. Эти отношения основаны на взаимном уважении С. и интересов, на искреннем стремлении к подлинному сотрудничеству, взаимной помощи, к поддержанию и обеспечению международного мира и безопасности.

Этот же принцип уважения суверенных прав всех народов лежит в основе позиции Советского Союза в его отношениях с капиталистическими государствами.

После второй мировой войны Советский Союз выступает в защиту малых народов, борющихся за свои суверенные права, .за самостоятельное и независимое существование. Так было, напр., при рассмотрении в Совете Безопасности ООН заявления Сирии и Ливана о выводе англо-французских войск с их территории, англо-египетского спора и др. Советский Союз решительно протестовал против вмешательства во внутренние дела Индонезии и Греции, против американской интервенции в Корее. Советский Союз в соответствии с Ялтинским и Потсдамским соглашениями последовательно отстаивает суверенные права германского народа на объединение и создание единой, независимой, миролюбивой и демократической Германии.

Советский Союз настаивает на освобождении Японии от иностранной оккупации и превращении ее в независимое демократическое и миролюбивое государство.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова суверенитет

суверенитет в словаре кроссвордиста

Экономический словарь терминов

(ЭКОНОМИЧЕСКИЙ) (от франц. souverainete) суверенитет

экономическая независимость государства, региона от других государств и регионов.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

суверенитет

суверенитета, мн. нет, м. (полит.). Права, положение суверена, верховенство, права верховной власти (право). В 18 веке Англия утратила суверенитет над Северной Америкой.

Независимость государства в его внутренних делах, право собственного законодательства. - Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая Союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. Конституция СССР.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

суверенитет

А, м. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике. Соблюдать с. Государственный с.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

суверенитет

м. Абсолютная независимость государства от других государств во внешних отношениях и верховенство во внутренних делах.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

суверенитет

СУВЕРЕНИТЕТ (нем. Souveranitat, от франц. souverainete - верховная власть) независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и др. международных актах.

Большой юридический словарь

суверенитет

(фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.:

    С. государственный - верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С.;

    С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства;

    С. народный - полновластие народа, т.е. обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С. является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Суверенитет

государственный (нем. Souveränität, от франц. souverainete ≈ верховная власть), верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. Термин «С.» в государственно-правовом смысле был впервые введён в 16 в. французским учёным Ж. Боденом. Идея С. (народного С.) была использована буржуазией в её борьбе против абсолютизма и феодальных порядков, для привлечения на свою сторону народных масс. В разных социально-экономических формациях С. имеет различное содержание, так как решающим является социально-классовая сущность государственной власти и экономический строй данного общества. Основу С. социалистического государства составляет полновластие народа.

С. реализуется прежде всего в порядке осуществления государством его функций, однако наиболее непосредственно он проявляется в системе прав государства, в том числе суверенных прав. Именно правомочия государства обеспечивают действительное осуществление государственной власти, а следовательно, и государственного С. Установление в обществе правопорядка, наделение правами и возложение обязанностей на должностных лиц, общественные организации и граждан ≈ всё это характеризует верховенство государственной власти, её определяющее положение по отношению к любым иным властным отношениям (например, семейным, внутриколлективным и др.). Только государственная власть способна оказывать авторитетное воздействие, а при необходимости и принуждение на все стороны жизни общества, что придаёт ей всеобъемлющий, суверенный характер. С. государственной власти внутри государства тесно связан с её независимостью вовне. С. государства делает его независимым в международных отношениях, где оно выступает как самостоятельный субъект международного права. Внешняя политика СССР исходит из суверенного равенства всех государств, независимо от их социально-политического строя, экономического развития, размеров территории, количества населения и прочих условий. Этот принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН и является одним из общепризнанных принципов современного международного права.

Википедия

Суверенитет

Суверените́т - независимость государства во внешних и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Для обозначения этого понятия используется также термин государственный суверенитет для отличия от понятий национального и народного суверенитета. В современной политологии рассматривается также суверенитет личности или гражданина.

Суверенитет (партия)

Наименование нескольких политических партий в Чехии:

  • СУВЕРЕНИТЕТ - ПОЛИТИКА 21
  • Суверенитет - Партия здравого смысла
  • СУВЕРЕНИТЕТ - Блок Яны Бобошиковой
  • СУВЕРЕНИТЕТ - ПАРТИЯ ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ

Примеры употребления слова суверенитет в литературе.

Но, во-первых, вандемьерское движение выставляло своим лозунгом не реставрацию Бурбонов, а якобы борьбу против нарушения декретом Конвента самого принципа народного суверенитета , принципа свободного голосования и избрания народных представителей, а во-вторых, если солдаты были вполне надежными республиканцами и их только сбивал или мог сбить с толку ловкий лозунг вандемьерского восстания, то с генералами дело обстояло значительно хуже.

Человечество приближается к концу тысячелетия, и кризисы-близнецы авторитаризма и социалистического централизованного планирования оставили на ринге соревнования потенциально универсальных идеологий только одного участника: либеральную демократию, учение о личной свободе и суверенитете народа.

За это Россия получала право восстановить свой суверенитет на все территории, которыми она обладала на Дальнем Востоке до навязанного ей в 1905 году договора с Японией: южную часть острова Сахалин и Курильские острова, военную базу Порт-Артур в Китае и объявление Дайрена открытым портом при соблюдении преимущественных интересов СССР, а также мажоритарное участие в авуарах двух главных железных дорог Маньчжурии.

Гавана нормализовала межгосударственные отношения с большинством латиноамериканских стран, поддержала мирный процесс в Центральной Америке, вывела свои войска из Африки, где они помогали отстаивать суверенитет ангольскому и эфиопскому народам.

В связи с югославским вопросом, а главное, в связи с антимарксистской деятельностью руководства Коммунистической партии Югославии, писали мы в своем письме, мы были и являемся особо чувствительными, ибо их враждебная Советскому Союзу, народно-демократическим странам и всему движению пролетариата деятельность особо яростной была против нашей партии и суверенитета нашей Родины.

Чечня в той геополитической территориальной конфигурации не обеспечивалась тесными связями ни по морю, ни непосредственно общими границами с государствами исламского мира, местные чеченские геополитики под руководством западных коллег разработали план, согласно которому для поддержания суверенитета Чечни предусматривалось абсолютно необходимым выйти к побережью Каспия.

Во Франции генерал фон Браун всячески препятствовал браунам из СС посягать на его суверенитет единоначальника, а брауны из СС прокрадывались под видом тайной полевой полиции - армейского органа.

Но вот психоанализ, который в своей технической части, казалось бы, поместил сексуальные признания вне суверенитета семьи, обнаруживает в самой сердцевине этой сексуальности в качестве принципа ее образования и шифра ее интеллигибельности закон супружества, запутанные игры женитьб и родственных связей, равно как и инцест.

Мексика-но-кубинские отношения являются, пожалуй, прообразом тех отношений, к которым стремятся кубинцы вообще в Латинской Америке, - это отношения дружбы, солидарности, прочных экономических связей, и если понадобится, то взаимной выручки в отстаивании независимости и суверенитета .

В отношениях они то и дело вторгаются в личное пространство окружающих, без всякого смущения заходят на чужую территорию, нарушая право каждого на независимость и суверенитет .

На первом этапе этой операции предполагалось отрезать Польшу от моря утверждением германского суверенитета над Данцигом и распространением германского господства на Балтике до важного литовского порта Мемель Польское правительство оказало сильное сопротивление этому нажиму, и некоторое время Гитлер присматривался и ожидал времени года, благоприятного для открытия кампании.

Когда рухнул Советский Союз, и его бывшие республики одна за другой объявили о своей государственном суверенитете , в Молдове сразу же открыто заговорили о воссоединении с Румынией, хотя ни Бухарест, ни Кишинев не были готовы к такому шагу.

Эти конфликты не могли не скомпрометировать самым сильным образом так называемый суверенитет правительства Виши.

Завершив изложение этих принципиальных положений, я перехожу к своему основному выступлению, при этом я буду представлять доказательства в таком порядке: сначала я дам характеристику режима, установленного на аннексированных территориях, на которых был уничтожен национальный суверенитет .

Такое нераздельное единство запасов и добычи противоречит разделяемой всем миром правовой основе природопользования и национального суверенитета - признанию государственной собственности на еще не добытые полезные ископаемые в недрах.