Условные знаки пешеходный переход. Как обозначается пешеходный переход знаками. Пешеходный переход: ПДД

Официальная статистика МВД подтверждает, что главная причина большинства ДТП в стране – это нарушение Правил дорожного движения на пешеходных переходах.

Поэтому в 2019 году взаимоотношения автомобилистов и пешеходов претерпели некоторые изменения.

Рассмотрим правила проезда пешеходного перехода в новой редакции.

Согласно ПДД, пешеходный переход - участок на дороге, на котором нанесена разметка, установлена звуковая сигнализация и специальные знаки для безопасного передвижения пешеходов на другую сторону дороги. Отсутствие подобных обозначений говорит о том, что на таком месте людям запрещается пересекать дорогу.

Пешеходные переходы могут быть размещены и на перекрестках, и на других участках дороги . Ширина перехода соответствует ширине разметки «зебра».

В случае отсутствия разметки на дороге, ширину перехода определяют установленные с двух сторон специальные знаки – синий прямоугольник с выделенным белым треугольником, в котором черным цветом схематически изображен человек, шагающий по зебре.

Можно выделить два типа пешеходных переходов, для которых существуют отдельные правила пропуска пешеходов на пешеходном переходе:

  1. Регулируемый . Помимо разметки «зебра», нанесенной на дорожном покрытии, регулируемый перекресток оснащен светофором. Последний призван регулировать дорожное движение на этом участке. В случае поломки светофора или если он постоянно мигает желтым цветом, этот пешеходный переход автоматически превращается в нерегулируемый.
  2. Нерегулируемый . О наличии пешеходного перехода говорит только нанесенная на дорожную полосу разметка.

Рассмотрим важные особенности проезда пешеходного перехода по новым правилам.

Нововведения в ПДД

Пункт 14.3. устанавливает правила поведения автомобилистов на регулируемых пешеходных переходах.

Пешеход имеет преимущество в пересечении проезжей части по пешеходному переходу. Его следует пропустить, и дать возможность закончить переход участка, даже если у водителя загорелся зеленый сигнал светофора.

Более того, водитель не вправе подавать звуковой сигнал, тем самым подгоняя пешеходов. Такое действие карается достаточно высокими штрафами.

В новой редакции ПДД изменилась трактовка некоторых пунктов, касающихся движения на нерегулируемых переходах.

Старая редакция обязывала всех водителей «пропустить пешехода» на переходе, а в новой встречается другая формулировка – «уступить дорогу». Рядовому автолюбителю может показаться, что смысл остался тот же, однако на самом деле подход изменился кардинально.

Как пропускать пешехода на пешеходном переходе по новым правилам? Старые ПДД под термином «пропустить пешехода» имели ввиду следующие действия – только пешеход ступил на дорожную разметку, все автолюбители обязаны остановиться и пропустить его, другими словами, — ожидать, пока он до конца не пройдет «зебру».

Новая редакция Правил дорожного движения предусмотрела обязанность автомобилиста остановиться, уступить дорогу пешеходу тогда, когда он находится еще не на дорожной полосе, а на небольшом расстоянии от нее, а движущийся автомобиль может создать помеху для его передвижения.

Таким образом новые поправки защищают в большей мере права пешеходов. Ведь если машина не остановится, человек будет вынужден поменять либо скорость своего движения, либо его траекторию.

Формулировка «уступить дорогу» предполагает, что водитель вправе продолжать движение через пешеходный переход только в том случае, если пешеход находится далеко от дорожной разметки.

Если же пешеход стоит на тротуаре и разговаривает по телефону, водитель не обязан пропускать его. Согласно задумке законодателей, этот подход будет стимулировать людей быстро переходить переход, не создавать тем самым заторы. Такое нововведение окажется особенно полезным для мегаполисов.

Заторы на дорогах в мегаполисах - это уже привычное явление. Поэтому часто случается, что водители вынуждены останавливаться непосредственно на «зебре», а это уже запрещено новой редакцией ПДД.

Согласно ПДД, если есть вероятность того, что водителю автомобиля придется затормозить прямо на дорожной разметке, он должен заранее предотвратить эту ситуацию.

Другими словами, даже если автомобиль встал на «зебре» в результате затора, в любом случае водитель должен понести наказание. Данное требование объясняется следующими факторами:

  • оставаясь на дорожной разметке, автомобиль создает помеху для нормального движения пешеходов;
  • стоящая на «зебре» машина снижает видимость, из-за чего другой автомобилист может начать движение в то время, когда по разметке идут люди.

Во всех вышеперечисленных случаях повышаются шансы возникновения ДТП и получения травм.

Также стоит заметить, что правила дорожного движения для водителей запрещают на пешеходном переходе следующие действия:

  • разворачиваться;
  • оставлять свои автомобили;
  • двигаться назад.

Поскольку пешеходный переход – это особый участок дороги, в отношении него разработаны эти отдельные нормы.

В новой редакции ПДД добавили текст о пешеходном переходе на трамвайных путях . Благодаря этому удалось устранить спорную ситуацию в старой редакции Правил.

Ранее участок трамвайных путей, пересекающийся с пешеходным переходом сквозь проезжую часть, не давал преимущества для движения пешеходу.

В новой редакции ПДД участок трамвайных путей может относиться к пешеходному переходу . В ней говорится, что пешеходный переход – участок проезжей части дорожного покрытия, в том числе, и трамвайных путей, который обозначен разметкой и соответствующими знаками.

Теперь на этих участках дороги от водителя трамвая требуется пропускать людей, которые идут по переходу.

Конечно, пешеходы, в свою очередь, также должны быть внимательными, поскольку это транспортное средство огромной массы не способно мгновенно затормозить.

Разрешен ли обгон на пешеходном переходе? На «зебре» обгон ТС категорически запрещается даже тогда, когда на ней нет пешеходов.

Если раньше один автомобиль мог остановиться или притормозить перед разметкой, другие, при отсутствии пешеходов, могли на небольшой скорости продолжать движение по соседним полосам.

Дополнения к ПДД теперь обязуют всех автомобилистов понижать скорость или останавливаться на пешеходном переходе, если одна из машин притормозила.

Если водитель не пропустил пешехода, идущего по дорожной разметке, он должен быть готов к тому, чтобы заплатить штраф.

Какова сумма штрафа за данное нарушение ПДД? В настоящее время (с 11.10.2017 года) его сумма может варьироваться от 1500 рублей до 2500 рублей, зависимо от тяжести нарушения.

Водитель вправе обжаловать его в случае, если перед ним были автомобили, поэтому обзор был плохим. При этом водитель мог просто не заметить пешехода, идущего по «зебре». Если же обзор был хорошим, в итоге штраф все равно придется оплатить.

Кроме того, если сотрудники ГИБДД имеют видеозапись, сделанную видеорегистратором или с помощью камеры, обжаловать штраф, увы, не получится.

Несмотря на то, что водители обязаны уступать дорогу, от пешеходов также ожидается, что они будут удостоверяться в безопасности перехода. Благодаря взаимному вниманию и уважению дорожное движение будет более безопасным.

Вас заинтересует:


23 Comments

    Я пересек пешеходный переход перед нерегулируемым перекрестком, когда на противоположной стороне улицы человек ступил ногой на проезжую часть (он потом это дела при каждой проезжающей машине, а один из инспекторов фиксировал на камеру, пока второй разбирался с водителями. Меня остановили как нарушившего ПДД в п. 14.1. Мои возражения типа «Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость." — на инспектора не действовали. Одна за одной следовали угрозы отогнать машину на штрафстоянку или применить нормы закона в плане неподчинения работнику полиции. Тогда предложил составить протокол и приложить видеоматериал. Инспектор замялся, но в это время тот «пешеход» в очередной раз ступил на проезжую часть противоположной дороги, когда пешеходный переход пересекала дорогая иномарка. Мне помахали рукой, разрешив уехать. Кто же прав из нас?

    • Есть прецедент в виде решения Верховного суда, что автомобиль не обязан останавливаться, если не создает помех пешеходу, то есть не заставляет его менять скорость и направление движения. Инспектор имеет право составить протокол, а Вы — оспорить его в суде. В подобных случаях требуйте указывать в протоколе схему движения всех участников, желательно со свидетелями и/или материалами видеофиксации.

    Добрый день! Прошу Вас проконсультировать меня по нижеследующей ситуации:

    Подъехав к пешеходному переходу, я пропустила пешеходов, которые начали движения на моей полосе и продолжила движение. В момент пересечения мною пешеходного перехода, на противоположной стороне вступили на проезжую часть другие пешеходы. Дорога четырехполосная, по две полосы в каждую сторону, с двойной сплошной полосой по середине проезжей части. Я ехала по крайней правой полосе, с правой стороны от меня парковочные места для автомобилей. Через 15 метров после проезда пешеходного перехода, меня остановил инспектор ГИБДД, предъявив мне нарушения ПДД в п. 14.1. Мои возражения, что по пункту «Уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость." , с моей стороны не нарушены - на инспектора ГИБДД не действовали. Естественно, был составлен протокол с наложением на меня штрафа. Меня интересует та ситуация, не когда ширина проезжей части не более 7 метров, т.е. по одной полосе в каждую сторону, а при 4 и более полосной проезжей части. В Москве не мало таких автодорог с нерегулируемыми пешеходными переходами.

    Прошу Вас дать разъяснение, как правильно трактовать данный пункт ПДД.

    Заранее благодарю.

    • всё это делается ради наживы и менты пользуясь всякими перестановками в пдд угрожая санкциями и тд хоть и не правы но морды наглые стоят на своём пока не получат гривенник

      • Да, мусора наглые частенько и разводят на баки простых водил. Но я сам дальнобойщик со стажем, и как показала практика с ними надо быть так же наглым. И Без хамства но всем видом давать понять что он не прав. Мне много раз угрожали, типа санкции и все такое. Достаточно знать просто пдд и все и жестко стоять на своем. Мусора только понтуются, начнешь давить на них и все они сдуваются гондоны.

    • всё зависит от того какая разметка, если пешеходный переход полностью и беспрерывно на все 4 полосы, то нужно ждать пока все пешеходы пройдут переход, а если по середине (между встречными потоками) есть «островок безопасности»(с поребриком или просто разметкой неважно), то это уже разные пешеходные переходы и наличие пешеходов на ПП на встречке ни как к вам не относится, вы пропускаете пешеходов только на конкретном переходе, который пересекает вашу полосу движения(на всей его длине)

    почему инспектора не ставя знаки пешеходный переход в массовых прохождении людей а мило стоят и ловят нарушителей во вторых возле остановки возле 13 школы где дети перебегают дороги в не положенном месте к автобусу зато возле кино театра азов в кустах стоит знак пешеходный переход до которого добираться только в болотниках и есчо стоит новый знак на кладбище старое закрытое со всеми нарушениями пдд к каму с этим обратиться так как наших полиц. не кто не когда не проверяет на спец подготовку навыки соблюдении всех инстанции

    Ага привет всем я про наболевшем. Лет пять назад ехал через морду и на посту ДПС стоял сотрудник было уже темно и он меня проводил взглядом как и я его. а ещё я заметил как стоит КамАЗ с нетрезым водителем.И вот еду я дальше а меня через 200 метров догоняет этот мент и машет палкой из машины типо остановись.ну я естественно остановился а он мне ты типо не остановился когда я тебя останавливал на посту, короче забрал мои документы и развернул назад.Когда я поднялся к нему в кабинет то я сразу учуял запах алкоголя. ему в итоге нужен был полтинник на опохмелиться вместе с тем водилой на КАМАЗе. Я тогда помню швырнул его ему и с чувством того что я не могу ничего сделать уехал. Тогда у меня не было видеорегистратора. И вот как с такими бороться?

    Я переходила нерегулируемый пешеходный переход,перед которым был съезд с моста,были предупреждающие знаки о пешеходном переходе.

    Я дошла до середины пешеходного перехода,машины уступали дорогу и ровно на середине машина проехала по ноге,при этом он не пытался сбавить скорость,машина остановилась и водитель сразу признал свою вину,в больнице зафиксировали ушиб мягких тканей,но ходить тяжело,спустя почти неделю,что будет с водителем и если мы будем решать это без суда,на какой сумме сойтись?

    Для того,чтобы подъехать к своему дому,мне приходится с пешеходного перехода съехать через тротуар на дорогу,ведущую к дому.Имею ли я на это право?

    Как будто водители сами пешеходами не являются. Есть такие подлецы, которые на авто нарушают правила, а сами требуют чтобы по отношению к ним относились по правилам. А правила соблюдать надо, ведь по отношению к вам также могут быть нарушены правила, что потом скулить начинаете, а кто виноват, да тот кто первый нарушал и плевал на всех и на правила. Поэтому если нарушение не жалуетесь на последствия! Ведь сами вы такие пешеходы без своих транспортных средств. А ещё велоиспедисты некоторые носятся по тротуарам, а потом падают и плачут, заслужили. Все это карма, не прошлых жизней, а настоящей и передаётся потомкам. Когда пакостите думайте о том, что ничто бесследно не проходит.

    что за чушь относительно новой трактовки правил пропуска пешехода? то есть водитель должен пропускать всех пешеходов аж с запасом, давая ему возможность пройти по всей зебре. Т.е., если дорога четырехполосная, я должен ждать, когда тот пересечет все полосы? Ладно, тот пересек две и ступил на третью, а на первую уже ступил новый пешеход. Мне сколько часов надо простоять перед переходом, если по нему идет нескончаемый поток пешеходов?

    «Новая редакция Правил дорожного движения предусмотрела обязанность автомобилиста остановиться, уступить дорогу пешеходу тогда, когда он находится еще не на дорожной полосе, а на небольшом расстоянии от нее, а движущийся автомобиль может создать помеху для его передвижения.» — таким образом получается, водитель должен начинать тормозить перед любым нерегулируемым пешеходным переходом, как только увидел идущего по тротуару/обочине пешехода? замечательное рассуждение.

    только не забывайте про один момент — «4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.» таким образом, в вашей статье содержится очень вредная информация вводящая в заблуждение как пешеходов, которые и без того последнее время излишне самоуверенны, но и водителей.

    Здравствуйте. Я сегодня сдавала на права по вождению. на нерегулируемом пешеходном перекрестке пешеход с левой стороны приблизился к пешеходному переходу. Я проехала по правой проезжей части, соотвественно не остановившись.Инспектор сказал, что я нарушила правила. И экзамен был не сдан. Кто из нас прав?

    Я сегодня сдавала правила вождения. На нерегулируемом пешеходном перекрестке пешеход с левой стороны подошел к переходу. Я не остановилась, проезжая справа. Инспектор сказал, что я не права. И я соотственно не сдала.

    • Инспектор не прав. см п.п. 14.1 — в новой редакции сказано: водитель должен « уступить дорогу» , (см. сам термин) т.е. не создавать помех, Так что вы при всем желании, не могли помешать пешеходу.

    А если пешеход шёл по тротуару быстрым шагом и не останавливаясь вступил на переход? Скорость 30-40.Зима. Это ж вообще пипец просто а он даже по сторонам не посмотрел. Не то чтобы на секунду задержаться. Тогда бы поставили знак как перед ж/д переездом проезд без остановки запрещён. И все тут.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о непредоставлении преимущества пешеходам. Данное нарушение является довольно популярным, а сотрудники ГИБДД зачастую проводят рейды именно на пешеходных переходах.

Рассмотрим ситуации, в которых пешеходы имеют преимущество, а также штрафы, которые могут быть наложены на водителя. Напомню, что последний раз наказание за непропуск пешеходов, велосипедистов или других участников движения было увеличено 10 ноября 2017 года .

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот .

В 2019 году размер штрафа составляет 1500 - 2500 рублей .

Выбор штрафа в указанном диапазоне выполняет сотрудник ГИБДД. При этом он должен учесть . Таким образом, если водитель совершил нарушение впервые, то он, также как и раньше, получит минимальный штраф в размере 1 500 рублей.

В дополнение предлагаю Вам скачать и распечатать актуальную таблицу штрафов:

Ситуации, в которых пешеход имеет преимущество

На пешеходном переходе

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Самая распространенная ситуация, которая не вызывает вопросов у водителей, - это пешеход, находящийся на пешеходном переходе:

Именно с переходами ассоциируется у водителей штраф за непропуск пешехода, однако это далеко не единственная ситуация, в которой может быть наложено наказание.

При повороте на перекрестке

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Ситуация, которая вызывает больше всего вопросов, это поворот на перекрестке:

Обратите внимание, водитель должен уступить дорогу пешеходу при повороте на перекрестке во всех случаях . В том числе если:

  • пешеходу горит красный сигнал светофора.

Единственный случай, когда дорогу уступать не нужно, - это движение на перекрестке прямо и одновременное отсутствие обозначенного перехода.

При въезде и выезде с прилегающей территории

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Слепые пешеходы во всех случаях

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

По пути к общественному транспорту

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

В данном случае уступить дорогу нужно только при одновременном выполнении следующих условий:

  • На остановке общественного транспорта.
  • Пешеходы идут к маршрутному транспортному средству. Если пассажиры выходят из автобуса, который, например, развозит работников предприятия, то уступать им водитель не обязан.
  • Пешеходы идут к автобусу со стороны дверей.

Приведу пример распространенного ДТП, о котором должны знать все водители. На противоположной стороне дороги (на левой) расположена остановка общественного транспорта. На ней остановился встречный автобус. Завидев это пешеходы, находящиеся справа от дороги, начинают перебегать через дорогу не глядя на автомобили. Как правило этим страдают люди пенсионного возраста.

С точки зрения ПДД уступать дорогу этим пешеходам водитель не обязан. Тем не менее гораздо проще притормозить, чем оказаться участником ДТП (пусть и невиновным) и несколько часов разбираться с ГИБДД.

На обочине

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

25.2. Гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Ну и еще одна ситуация - это разрешенное движение по обочине. Мопеды и гужевые повозки, находящиеся на обочине, должны уступить дорогу пешеходам. За нарушение этого правила также может быть наложен штраф.

Как уступить дорогу пешеходу

Еще один важный вопрос, которому следует уделить внимание в рамках данной статьи, - "Как уступить дорогу пешеходу?". Дело в том, что текст ПДД, связанный с этим вопросом, за последние годы изменялся несколько раз. Сначала правила требовали уступить дорогу пешеходу, потом пропустить его, затем снова уступить. Многократные изменения привели к тому, что многие водители просто не запомнили, как нужно действовать на самом деле.

Итак, если еще раз просмотреть пункты , приведенные выше, то можно заметить, что практически во всех случаях (кроме слепых пешеходов) водитель должен именно уступить дорогу:

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Таким образом водитель должен проехать через переход так, чтобы идущий пешеход не изменил скорость или направление движения.

Например, если пешеход идет по соседней полосе в направлении Вашего автомобиля, то следует непременно остановиться.

Однако если дорога широкая (6 полос) и пешеход только начинает идти по проезжей части с противоположной стороны, то останавливаться не обязательно. Даже если водитель проедет через переход, это никак не повлияет на скорость и направление движения пешехода.

То же самое относится и к ситуации, когда пешеход идет по соседней полосе в направлении от Вашего автомобиля. Нет смысла дожидаться, пока пешеход дойдет до тротуара, правила разрешают проехать через переход.

Что касается слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью, то их нужно именно пропустить. Т.е. нужно именно остановиться и дождаться, пока пешеход покинет проезжую часть.

В завершение хочу отметить, что за последние несколько лет культура вождения заметно повысилась. Как правило, водители без проблем пропускают пешеходов на переходах. Соответственно и штрафы стали накладываться реже.

Удачи на дорогах!

Алексей-345

Цитата: "В том числе если:

на перекрестке нет разметки перехода;

водитель едет по главной дороге;

водителю горит зеленый сигнал светофора, разрешающий поворот;

пешеходу горит красный сигнал светофора."

Вопрос: когда пешеходу горит красный человечек, на светофоре с выделенной пешеходной фазой. Тоже пропускать при повороте?

когда пешеходу горит красный человечек, на светофоре с выделенной пешеходной фазой. Тоже пропускать при повороте?

Да. Потому что иначе в лучшем случае будет штраф обоим, каждому за своё нарушение, а в худшем уголовка за вред здоровью.

Кроме того,

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Так что горящий пешеходу красный на обязанности водителя никак не влияет.

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. 14.1: ** Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3. Правил.

Ваше утверждение неверно, Keeper_Riff . В данном случае пешеходный переход считается регулируемым, при "красном человечке" водитель пешеходов пропускать не обязан.

В данном случае пешеходный переход считается регулируемым, при "красном человечке" водитель пешеходов пропускать не обязан.

Мы говорим не о регулируемом переходе, а об обязанности уступить пешеходам при повороте на перекрёстке. Регулируемый перекрёсток или нет, правила в этом случае одинаковы. "Пропускать" водитель теперь вообще не обязан, слава богу убрали это понятие. Только уступать дорогу.

Только уступать дорогу.

Абсолютно верно.
Мы говорим не о регулируемом переходе, а об обязанности уступить пешеходам при повороте на перекрёстке. Регулируемый перекрёсток или нет, правила в этом случае одинаковы.
Нет, не одинаковы. Именно на нерегулируемом перекрёстке, а также на регулируемом, когда у пешеходов "зелёный человечек" , 13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

В случае регулируемого перекрёстка и регулируемого пешеходного перехода, когда пешеходам "красный человечек", уступать пешеходам водитель не обязан.

Пешеходный переход – специальная зона проезжей части, позволяющая пешеходам комфортно и безопасно пересекать дорогу. Согласно ПДД, пешеходные переходы выделяются разметкой и дополняются специальными знаками. Возможно применение только знаков. Для водителей в зонах пешеходных переходов действуют ограничения и правила, которые нередко меняются. Узнать об актуальных правилах, связанных с «зебрами», предлагается в данной статье.

Знак перехода

Пешеходные переходы существуют в нескольких разновидностях: наземные, надземные и находящиеся под землей.

Наземными называются привычные «зебры» на проезжей части. Есть два подвида:

  • Регулировка отсутствует (без светофоров). Используются на участках с небольшим трафиком. Знак, используемый для обозначения – 5.19. Иногда он дополняется предупреждающим светофором с мигающим сигналом.
  • С регулировкой (светофором). Применяется на дорогах с оживленным трафиком, где есть опасность для пешеходов. Иногда светофоры оснащаются кнопкой.

Кроме перечисленных обозначений, с 2010 года дорожников обязали выделять переходы дополнительно. Это целый перечень средств, однако, их использование оправдано повышением безопасности:

  1. Знаки должны обладать световой анимацией и быть обведены желтой окантовкой.
  2. Промежутки между белыми полосами на асфальте заполняются оранжевой краской.
  3. Предусматривается установка нескольких лежачих полицейских.
  4. Желтые мигающие огни, предупреждающие о переходе также обязательны.
  5. В темное время суток «зебра» должна быть достаточно освещена.

Подземные и надземные переходы относят к внеуличным, их установка и обслуживание сопровождается большими финансовыми затратами, поэтому размещают их на дорожных участках с интенсивным потоком машин.

Правила знака следующие:

  1. На нерегулируемых переходах, в соответствии с п. 14.1 ПДД России, водители должны пропускать переходящих по зебре пешеходов.
  2. При наличии светофора водителю также необходимо соблюдать бдительность и пропускать тех пешеходов, которые не успели завершить пересечение проезжей части. Подробно о ситуациях говорится в ПДД п. 13.1.

Зона действия

Зона действия знака следующая:

  • Знак существует в двух разновидностях, отличающихся направлением движения фигурки пешехода – направо или налево. Никаких различий по ПДД между знаками нет. Зона пересечения автодороги пешеходами ограничена зеброй, переход за ее пределами в пределах действия знака уже считается нарушением. При наличии разметки перехода знак будет действовать в ее границах.
  • Парковаться или останавливать транспортное средство можно на расстоянии не менее пяти метров от зебры с обеих сторон.

Надземный переход

Надземные переходы конструктивно являются мостами над проезжей частью или ж/д путями. Они оснащаются кровлей от осадков и нередко лифтами для маломобильных групп людей.

У надземных коридоров есть ряд преимуществ:

  • высокая безопасность;
  • более низкая стоимость по сравнению с подземными переходами;
  • отсутствие нужды в постоянном освещении

Обозначаются знаком 6.7. Несмотря на это, надземные переходы требуют серьезных инженерных исследований, точных расчетов при строительстве и довольно серьезных материальных затрат.

Подземный переход

Подземные переходы представляют собой размещенные под дорогами туннели. Они оборудуются ступеньками и пандусами для создания условий всем категориям пешеходов.

Рядом с самим туннелем устанавливается знак 6.6 – «подземный переход». Первый подземный переход в Москве построили в 1959 году. Сегодня эти сооружения разгружают дороги во многих городах страны.

Нарушения при проезде пешеходных переходов

Одна из уязвимостей безопасности российских дорог – именно пешеходные переходы. Из-за роста количества нарушений, в 2013 году было принято ужесточить наказание за пренебрежение ПДД.

За нарушение правила водителя ждет штраф в размере 1,5 тыс. рублей и более в соответствии со статьей 12.18 КоАП.

Более серьезный штраф налагается за нарушение правил проезда регулируемого перехода. Проще говоря, за проезд на зеленый для пешеходов. Это наказание за данное нарушение регламентируется ст. 12.12 ч.1 КоАП и составляет 1000 рублей. Однако, речь лишь о первичном взыскании.

В случае если водитель повторно попадется на игнорировании правил, его водительское удостоверение подлежит изъятию на срок 4-6 мес. плюс выплата штрафа до 5 тысяч рублей.

Штраф не минует и пешеходов, если правила перехода дороги нарушены ими. Согласно КоАП может быть взыскан штраф размером до 500 рублей.

На видео о действии знака

Число знаков и обозначений переходов с каждым годом только увеличивается. Они помогают водителю заблаговременно затормозить и пропустить пешеходов. Наказание за нарушение ПДД сейчас не просто неприятное, а весьма суровое. Поэтому лучше всего стараться не нарушать правила, как автолюбителям, и пешеходам.

После внесения изменений в ПДД практически в каждом месте о пешеходном переходе добавлен текст о трамвайных путях. Тем самым, законодатель устранил спорную ситуацию предыдущей редакции Правил. Ведь, раньше участок трамвайных путей, который пересекался с пешеходным переходом через проезжую часть дороги, не давал преимущества движения пешеходу.

Из этого следовало, что автолюбитель мог, объезжая транспортные средства, которые остановились перед зеброй, по трамвайным путям, смело не уступать дорогу людям, переходящим дорогу. Такая ситуация создавала реальную угрозу жизни людей, а также возможность найти лазейку в законе провинившимся водителям.

В новой редакции Правил, эта лазейка закрыта. Ведь, участок трамвайных путей отнесли к пешеходному переходу. Согласно, новой редакции Правил пешеходный переход – это участок проезжей части дороги, в том числе, трамвайных путей обозначенный соответствующими знаками и разметкой которую принято называть «зебра».

Пешеходные переходы бывают, как на участках дороги, так на перекрестках. Ширина перехода определяется шириной разметки «зебра». Если разметка на дорогу не нанесена, то ширина перехода обозначена установленными с двух сторон специальными знаками – синий прямоугольник, на котором выделен белый треугольник с изображенным черным цветом схематическим человечком, шагающим по зебре.

С 25.11.2014 года пунктом 11.4 ПДД установлено, что совершать обгон на пешеходных переходах, включая участок с трамвайными путями, категорически запрещено. Причем, независимо от того есть люди или нет.

Такое ограничение обусловлено «печальной» статистикой. Очень часто в потоке машин находился «хитрец», который старался совершить обгон на переходе с выездом на встречную полосу, и тем самым, создавал аварийную ситуацию.

Как правильно перейти регулируемый переход

Неизменным осталось главное правило движения пешеходов по регулируемому переходу – если работает светофор и регулировщик, то приоритетным сигналом для переходящего дорогу человека будут жесты, регулирующего сотрудника ГИБДД. Поэтому, очень важно освоить значение жестов регулировщика и неукоснительно следовать им.

Пунктом 6.10 Правил дорожного движения определены следующие жесты для пешеходов:

  1. Если правая рука поднята над головой, то людям категорически запрещается перемещаться по пешеходному переходу.
  2. Когда правая рука вытянута вперед, то разрешается перемещаться только за спиной регулировщика.
  3. При вытянутых руках в разные стороны, когда регулировщик похож на букву «Т», то можно переходить через проезжую часть дороги.
  4. У сотрудника полиции обе руки опущены, то нельзя двигаться со стороны спины и груди регулировщика.

Таким образом, пешеходам нужно освоить всего четыре жеста сотрудника ГИБДД, который регулирует перемещение на переходе. Правилами дорожного движения предусмотрено, что регулировщик может использовать, также, другие жесты и подавать сигналы при помощи жезла, но только они должны быть понятными, как пешеходам, так водителям.

В случае отсутствия регулировщика переходящий дорогу человек должен ориентироваться на работающий светофор. Переходить дорогу можно только на зеленый свет.

Когда светофор, установленный для пешеходов, постоянно мигает одним цветом, то он находится в нерабочем состоянии. Людям необходимо ориентироваться на сигналы светофора для водителей.

Как перейти в нерегулируемых местах

На нерегулируемых переходах, согласно пункту 4.5 ПДД – люди сами несут ответственность за свою безопасность. Пешеход обязан выходить на проезжую часть дороги, в том числе, трамвайные пути, только после того, как оценил расстояние до движущихся машин и уверен, что сможет перейти дорогу без угрозы для своего здоровья и жизни.

Правила дорожного движения запрещают пешеходам выбегать внезапно на проезжую часть или появляться из-за какого-то препятствия. К примеру, машины, столба, рекламного щита и пр. Такой запрет связан с тем, что автолюбители не смогут вовремя увидеть человека и, соответственно притормозить, чтобы его пропустить.

Также, предусмотрено, что переходить проезжую часть необходимо только под прямым углом. Во-первых, такой путь самый короткий, по сравнению с другими вариантами. Во-вторых, пешеход не будет создавать никаких дополнительных помех водителям, двигающимся на этом участке дороги.

Уступить дорогу или пропустить пешехода

В новой редакции Правил изменилась трактовка пунктов 14.1 и 14.2, которые касаются движения по нерегулируемым переходам. В старой редакции была формулировка «пропустить пешехода», а в новой – «уступить дорогу». На первый взгляд, кажется, что смысл одинаковый, но на самом деле кардинально изменился подход.

Как правильно пропустить пешехода на пешеходном переходе?

Под «пропустить пешехода» в старых ПДД, подразумевались следующие действия – как только человек вступил на разметку зебры, то все автолюбители должны остановиться и пропускать, другими словами, ждать пока он полностью не пройдет переход.

«Уступить дорогу» значит, что водитель может проезжать через пешеходный переход пока гражданин находится далеко от машины.

В новой редакции Правил предусмотрена обязанность автовладельца остановиться и уступить дорогу человеку только, когда тот находится на близком расстоянии и движущаяся машина может помешать ему перейти дорогу. Если автомобиль не остановится, то пешеход будет вынужден изменить траекторию или скорость своего движения.

Новые правила

Согласно п. 14.1 водитель, который приближается к переходу, обязан уступить дорогу людям, которые уже переходят дорогу или вступили на нее для того, чтобы перейти. Автовладелец при подъезде к знаку дорожный переход должен снизить скорость до такой отметки, которая позволит ему остановиться и уступить дорогу человеку, находящемуся на проезжей части.

Пункт 14.3 Правил определяет поведение автовладельцев на регулируемых пешеходных переходах. В том случае, когда человек начал двигаться по проезжей части дороги на зеленый цвет, но не успел перейти дорогу до того момента, как загорелся красный цвет, то водители должны дать ему возможность спокойно дойти до тротуара.

Такая норма предписана не только для тех владельцев транспортных средств, которые стоят перед пешеходным переходом, а также приближаются я к нему. Подъезжающий к переходу водитель, несмотря на зеленый цвет своего светофора, должен остановиться и дать возможность человеку закончить переходить дорогу.

Таким образом, раньше пешеход имел преимущество на дороге, как только его нога ступала на зебру. В новой редакции Правил законодатель предусмотрел, что человеку необходимо доказать свое преимущество решительным движением по переходу, в том числе трамвайных путях. Как только он вышел на переход и начал свое движение – его необходимо пропустить.

Когда человек стоит на тротуаре и болтает по телефону, не продолжая своего движения, то водитель не обязан его пропускать. По задумке законодателей, такой подход будет стимулировать пешеходов быстро переходить переход, и тем самым не создавать заторы и увеличивать пропускную способность дорог. Это особенно актуально для мегаполисов.

Какое предусмотрено наказание

Какой будет иметь штраф водитель, не пропустивший пешехода? С сентября 2013 года вступили в силу изменения статьи 12.18 КоАП РФ, которая предусматривает административное наказание водителям транспортных средств, которые не пропустили пешеходов, имеющих преимущество в движении по дороге. Санкция по этой статье – 1500 рублей административного штрафа.

Как обеспечить безопасность движения пешехода

Вопрос безопасности пешехода раскрывает пункт 14.2 ПДД. Все водители обязаны снижать скорость перед пешеходным переходом для того чтобы при необходимости пропускать пешеходов. Если соседняя машина притормаживает перед переходом, то автолюбитель по Правилам также обязан снизить скорость и остановиться.

Новые Правила вводят с первого июля 2017 года обязанность для людей, которые идут по обочине загородной трассы, либо переходят ее в вечернее или ночное время, а также во время снегопада или тумана иметь на одежде светоотражающие элементы. Эти элементы должны быть расположены так, чтобы хорошо отражали свет фар.

Во многих Европейских странах уже давно эффективно существует такая практика. Люди, которые вечером гуляют или совершают велосипедные прогулки, одевают специальные жилеты с нанесенными светоотражающими полосами. По сути, у каждого, кто собрался загород есть в рюкзаке такой жилет. Он позволяет водителям вовремя заметить велосипедиста или пешехода.

Конечно, не приходится надеяться, что все сельское население нашей страны с ажиотажем начнет приобретать светоотражающие элементы для одежды или специальные жилеты. Но инициатива хорошая. Всем любителям походов загород, велотуризма желательно побеспокоиться о соответствующей одежде, а особенно для детей.

Итог

Подводя короткий итог, хочется сказать, что новая редакция Правил дорожного движения имеет ряд изменений, которые повлияли на взаимоотношения между водителем и пешеходом. Если раньше пешеход имел преимущество, как только вступил на зебру, то теперь ему необходимо продемонстрировать автовладельцу свое преимущество решительным движением по переходу.

Автолюбителю следует знать, что:

  • совершать обгон на переходе, включая трамвайные пути запрещено, не зависимо от того есть или нет люди;
  • формулировка «пропустить пешехода» в новой редакции Правил заменена на «уступить дорогу»;
  • «уступить дорогу» предполагает, что водитель может проехать через переход пока человек находится далеко от автомобиля;
  • автолюбитель обязан остановиться, если он мешает перейти дорогу человеку, в частности принуждает его изменить скорость или траекторию движения;
  • когда пешеход начал переходить дорогу на зеленый цвет светофора, но загорелся красный цвет, то водители должны его пропустить;
  • если человек стоит на тротуаре, то автолюбитель не обязан его пропускать.

Когда у пешехода было преимущество в движении, а водитель его не пропустил, то его накажут наложением административного штрафа в размере 1500 рублей.

Удачи вам на дороге!

9,630 Просмотры

Сегодня наша тема, как правильно пропускать пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе. Данная тема волнует многих, будь то начинающий водитель или человек со стажем.

Давайте начнем по порядку. Обратимся к правилам дорожного движения и вспомним определение пешеходного перехода и его границы.

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Начнем с пункта 14.2, в новой редакции Правил, мы теперь обязаны снизить скорость или остановиться, если так поступили другие участники, которые двигаются с нами в попутном направлении. Из пункта 14.1 следует, что мы обязаны уступить дорогу пешеходам. Если обратиться к Правилам, то найдем ответ, что значит уступить дорогу.

«Уступить дорогу (не создавать помех) » — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Остановимся на фразе - обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу (в прежней редакции «переходящим проезжую часть» ). Здесь не все однозначно, из правил знаем, что дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Если понимать буквально, мы должны уступить пешеходам, которые уже подошли к проезжей части и находятся на тротуаре или обочине. Ведь они уже находятся на дороге, если следовать определению из Правил. В прежней редакции, можно было продолжать движение, ссылаясь на то, что пешеход ещё не вышел на проезжую часть, сейчас в пункте 14.1 речь именно про дорогу.

Сегодня Правила, прямо не обязывают нас пропускать пешеходов, наша задача уступить дорогу, не создавая им помех. Но где граница, не создавать помех и уступить дорогу не очень ясно (если нас остановит инспектор, доказать, что мы не помешали, будет трудно ).

Вроде обычная ситуация на дороге, мы двигаемся по дальней полосе от пешехода, он находится на противоположной стороне. На первый взгляд, мы не можем помешать пешеходу, наши траектории движения не пересекаются. Но если поставить себя на место пешехода, который собираясь перейти дорогу? Пешеход видит, что по дороге, пусть даже по дальним полосам двигаются автомобили, это может заставить замедлиться и отказаться от перехода дороги. Пока транспортные средства не остановятся, у пешехода не может быть уверенности в безопасности перехода.

Вывод, даже в такой обычной ситуации, мы можем создать помеху пешеходу, который еще не вышел на проезжую часть. Поэтому, какой бы неоднозначной ни была трактовка правил, самое правильное остановиться, если на пешеходном переходе есть человек или он движется в Вашем направлении.

*На видео, уступаем правильно дорогу пешеходам.

Маленькая выдержка из Венской конвенции о дорожном движении (только для ознакомления ). В ней очень точно указаны наши действия при приближении к пешеходному переходу.

b) если движение транспортных средств на этом переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны при приближении к этому переходу надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; в случае необходимости надлежит остановиться и пропустить пешеходов.

И конечно хочется напомнить и пешеходам их обязанности.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

Важно помнить, не смотря на обязанность водителей, пешеходы тоже не должны забывать, о требовании Правил убедиться в безопасности перехода. Только уважение и внимание друг к другу, помогут сделать наше пребывание на дороге более безопасным.

комментариев 12

    Ирина

    Добрый день! Сдавала город, прозвучала последняя команда — найти место для остановки. Выезжая с кругового движения, почти сразу нерегулируемый пешеходный переход и остановка. На пешеходном переходе никого не было, по тратуару шел пешеход от остановки, и я ехала только что переключившись на вторую передачу, но пешеход, который шел по тратуару неожиданно остановился у пешеходного перехода в тот момент, когда если бы я затормозила, то остановилась бы на пешеходном переходе. Инспектор поставил 5 баллов — не уступила дорогу пешеходу. Запись с видеорегистратора без жалобы пересматривать не будут, а я хочу убедиться в том, что справедливо поставлено «не сдал». Жалобу писать боюсь из-за того, что инспектор прав и припомнит мне ее на пересдаче..

    • Сергей Милютин

      Ирина, здравствуйте.
      Вопрос пешеходного перехода, в каких ситуациях уступать дорогу, а в каких нет, остается неоднозначным. В данной ситуации, наверно остается полагаться на решение экзаменатора (на его оценку, была у Вас возможность уступить дорогу пешеходу или нет). Когда Вы приблизились к пешеходному переходу, пешеход тоже был уже перед переходом, следовательно возникает необходимость уступить пешеходу дорогу. При обращении с жалобой в экзаменационное подразделение ГИБДД, скорее всего ответят, что скорость движения должна была обеспечивать Вам постоянный контроль за движением автомобиля для выполнения требований Правил дорожного движения.

      В таких ситуациях, при приближении к пешеходному переходу и нахождении рядом с ним пешеходов, необходимо двигаться с такой скоростью, которая позволит безопасно в случае необходимости остановить транспортное средство. К сожалению, такое на экзамене в городе часто происходит, когда пешеходы неожиданно меняют направление движения.

      Денис

      Добрый день.
      При сдаче практического экзамена автомобиль двигался по второстепенной дороге. Проезд перекрестка осуществлялся в тот момент, когда автомобильный светофор на главной горел красным. Пришлось остановиться пропустить пешехода на переходе после перекрестка, создав помеху автомобилю на главной (хотя зеленый только загорелся). Инспектор утверждает, что пешеход не имел преимущества, так как движение регулируется светофором для пешеходов на главной дороге. Насколько справедливо данное утверждение?

      • Сергей Милютин

        Денис, здравствуйте.

        Данный перекресток, в соответствии с Правилами, трудно назвать регулируемым перекрестком.

        13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

        Так как, при выезде со второстепенной дороги водители руководствуются знаками приоритета.

        На пересекаемой (главной ) дороге, мы видим два регулируемых пешеходных перехода.

        Если вы двигались прямо, в направлении дороги с односторонним движением (на карте ), то сразу после перекрестка находится нерегулируемый пешеходный переход и при нахождении пешеходов на нем необходимо выполнить требование пункта 14.1 Правил, а именно уступить дорогу пешеходам.

        Установленные пешеходные светофоры на главной дороге, никакого отношения к данному пешеходному переходу не имеют.

        Как следует из правил применения светофоров по ГОСТ Р 52289-2004:

        7.3.4 Светофоры П.1 и П.2 устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части, а при наличии разделительной полосы или приподнятого островка безопасности — и на них, если число полос движения в одном направлении более двух (рисунок В.24а).

        При установке пешеходных светофоров должна быть обеспечена видимость их сигналов пешеходами с противоположной стороны проезжей части дороги.

        Пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке.

        Пешеходные светофоры (П.1 и П.2 ) устанавливают на тротуарах с обеих сторон проезжей части с обеспечением видимости их сигналов пешеходами. И самое главное, если это регулируемый перекресток, то тогда светофорами должны быть оборудованы все пешеходные переходы на нем.

        ГОСТ 32944-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация.

        3.5 нерегулируемый наземный пешеходный переход: Участок проезжей части, предназначенный для движения пешеходов через проезжую часть дороги и обозначенный дорожными знаками «Пешеходный переход» и (или) горизонтальной дорожной разметкой.

        3.15 регулируемый пешеходный переход: Наземный пешеходный переход, оборудованный светофорным регулированием.

        5 Классификация пешеходных переходов.

        5.6 Пешеходные переходы в одном уровне с проезжей частью по наличию регулирования подразделяются на:

        — регулируемые;

        — нерегулируемые.

        Считать, что вы создали помеху автомобилю движущемуся по пересекаемой дороге, тоже нельзя. В соответствии с правилами, при включении зеленого сигнала светофора, водители обязаны уступить дорогу, транспортным средствам завершающим движение через перекресток.

        13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

      • Владимир

        ВОПРОС: Обязан ли водитель уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть вне пешеходного перехода? Из ПДД определение «пешеходный переход» – это участок проезжей части, обозначенный… знаками… и (или) разметкой…. Но перекрестки на многих улицах в жилых кварталах и на проездах внутри кварталов наших городов и даже в Москве НЕ ИМЕЮТ, ни знаков, ни разметки (вследствие нерадивости властей или скудости городских бюджетов), а, следовательно, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ пешеходными переходами. Однако, согласно ПДД, пешеходы имеют право переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров (обочин)…, но получается, что водители, при этом, не обязаны уступать им дорогу???

        4.3. «Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин».

        • Сергей Милютин

          Владимир, здравствуйте.

          Кроме пункта 4.3 Правил, где прописана обязанность пешеходов, при отсутствии пешеходного перехода, переходить дорогу на перекрестках по линии тротуаров или обочин, есть еще пункт 4.5 Правил, который требует от пешеходов не создавать помех для движения транспортных средств.

          4.5 На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

          • Владимир

            18.01.18
            Добрый день Сергей! Спасибо за оперативный ответ!
            Посмотрел тему Перекресток без пешеходного перехода и понял, что согласно ныне действующим ПДД переходить дорогу на таких перекрестках, а их в малых и средних городах России БОЛЬШИНСТВО, задача не из легких, даже для взрослого нормального человека. А что там говорить про детей, стариков, инвалидов, пресловутых «блондинок» и т.д.???
            Получается, что на таком перекрестке в одном случае имеет преимущество водитель, а в другом пешеход. То есть, если водитель на таком (без ПП — пешеходного перехода) перекрестке ПОВОРАЧИВАЕТ и его путь пересекает путь пешехода, уже переходящего дорогу или только собирающегося ее перейти, то преимущество у пешехода, а водитель, соответственно, должен уступить дорогу (п. 13.1).

            13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

            Но если водитель ПРОЕЗЖАЕТ такой перекресток (без ПП) ПРЯМО, то его уже должен пропускать пешеход и не создавать помеху (п. 14.5).

            14.5. … При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств…

            Или я неправильно все понял???

            Где логика? Как объяснить выше перечисленным категориям граждан (дети, старики, инвалиды, пресловутые «блондинки» и т.д.), что они вроде как имеют преимущество, переходя дорогу на перекрестке (только о них и речь), но далеко НЕ ВСЕГДА. Ведь даже взрослые, вполне адекватные люди, НЕ ВСЕГДА понимают, как правильно переходить дорогу на таких (без ПП) перекрестках. А если и понимают, то не всегда могут вовремя прореагировать и воспользоваться своим преимуществом, учитывая скорость движения пешехода и автомобиля. Как угадать пешеходу поедет авто прямо или повернет, ведь большинство водителей не утруждает себя включением поворотника?
            Зачастую НЕ ПОНИМАЮТ правил проезда таких перекрестков и водители. Наиболее наглые из них, даже совершая маневр (поворот) нахрапом едут на пешеходов, переходящих дорогу на перекрестках (без ПП) по линии тротуаров, гудят сигналами (в городе!), делают перегазовку – то есть пугают женщин, детей и стариков, кричат им, что, мол, тут нет пешеходного перехода, мол, и «неча тут ходить…», ссылаются на п. 4.5. ПДД. Такое положение приводит к конфликтам между водителями и пешеходами.

            4.5. …При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств…

            Ваши слова, да водилам в уши: «… Конечно, это не значит, что мы не должны замечать пешеходов. В любом случае, если пешеход воспользовался правом перехода дороги, на перекрестке где отсутствует пешеходный переход и уже вышел на проезжую часть, мы должны дать ему возможность завершить переход дороги…» Но, к сожалению это далеко не так, лично я вижу в этом проблему и недоработку современных ПДД.

            Я живу в небольшом курортном городе и в курортный сезон у нас сплошной «час пик» почти круглосуточно. Стоять и ждать когда проедут все авто на некоторых улицах просто невозможно. Почему бы не дополнить определение «пешеходный переход» такой его разновидностью как: «НЕ ОБОЗНАЧЕННЫЙ ЗНАКАМИ… и РАЗМЕТКОЙ… участок дороги в пределах перекрестков по линии тротуаров или обочин»??? По-моему, в старых, советских ПДД так и было!

            • Сергей Милютин

              Владимир, все правильно, так и есть как Вы написали, только к сожалению, здесь скорее можно говорить о нашем современном менталитете, чем о несовершенстве ПДД.

              В Правилах присутствует пункт 1.3 , который требует от участников движения выполнения и соблюдения требований ПДД.

              1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

              Теперь снова к пешеходным переходам. За последние годы количество транспортных средств на дорогах увеличилось многократно (в среднем, количество транспортных средств каждый год увеличивается на 1,5 миллиона ), что требует пересмотра в организации движения, с тем же обустройством новых пешеходных переходов.

              Если в крупных городах изменения заметны, то в остальных населенных пунктах, живем вчерашним днем. На дорогах должно проводиться не только общее обследование городского движения, но и обследование пешеходного движения, с определением основных параметров пешеходных потоков и анализом дорожно-транспортных происшествий с пешеходами. Есть нормы и требования по устройству пешеходных переходов (интенсивность движения транспортных средств, ДТП, сложившиеся маршруты движения пешеходных потоков и т.д. ), только наши власти не спешат выполнять эти нормы (делал запрос в администрацию нашего города, по поводу приведения в порядок светофорного объекта, на регулируемом перекрестке, ответ: «денег нет, работы предусмотрены к 2023 году» ). Нам остается, только быть уважительнее друг к другу.

              • Сергей Милютин

                Андрей, здравствуйте.

                В соответствии с Правилами, дорогу необходимо уступать как одному пешеходу, так и группе пешеходов.

                Иначе, выходит, одному автобусу или троллейбусу начинающим движение от остановки, тоже не нужно уступать дорогу:

                18.3. В населенных пунктах, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

                Как и не передавать документы, если сотрудник полиции один:

                2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
                2.1.1. Иметь при себе и передавать им, для проверки:

              • Сергей Милютин

                Здравствуйте, Сергей! Наверное, лучше начать как обычно, с правил:

                14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

                Данный пункт правил, обязывает нас уступить дорогу пешеходам (водитель не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, в данном случае пешеходов, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость).

                Здесь, наша обязанность, не помешать пешеходу. Получается, если водитель проехал переход, когда пешеход находился на другой стороне дороги и он не снизил скорость и не изменил направление своего движения, то водитель не нарушил преимущества пешехода. В КоАП РФ предусмотрено наказание как раз, за непредоставление преимущества.

                Кодекс РФ об административных правонарушениях.
                Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения.
                Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении.
                Наказание: административный штраф в размере одной тысячи пятисот рублей.

                Пункт 14.1 Правил закрепляет, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Говоря о противоречии оспариваемого положения подпункту «Ь» пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, Черных В.А. указал в заявлении, что оно запрещает водителям продолжать движение через нерегулируемый пешеходный переход, если на нем находятся пешеходы, даже если при этом не создается помех движению этих пешеходов и опасности для их жизни и здоровья. Такое утверждение основано на неверном толковании пункта 11.4 Правил. Обязанность водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом поставлена в зависимость именно от необходимости пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. Данная обязанность не возникает в случае, когда необходимость уступать дорогу пешеходам отсутствует (например, когда траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются).

                Таким образом, оспариваемая норма согласуется с подпунктом «Ъ» пункта 2 статьи 21 Конвенции о дорожном движении, устанавливающим, что если движение транспортных средств на пешеходном переходе не регулируется ни световыми дорожными сигналами, ни регулировщиком, водители должны при приближении к этому переходу надлежащим образом снизить скорость, чтобы не подвергать опасности пешеходов, вступивших или вступающих на переход; в случае необходимости надлежит остановиться и пропустить пешеходов.

                Можно сказать, если дорога широкая или имеет разделительную полосу (в данном случае, пешеход находится еще и на другой проезжей части дороги, в отличии от нас, где мы точно не можем помешать его переходу) и пешеход только начал переходить проезжую часть, то водителю не обязательно останавливаться. Но мы обязательно должны контролировать ситуацию и иметь ввиду, что пешеход может ускориться. По этой причине, в любом случае, мы должны двигаться с такой скоростью, которая позволит при необходимости безопасно остановиться (нельзя забывать о других водителях, которые двигаются попутно, позади нас и резкое торможение может привести к не самым приятным последствиям) и дать возможность пешеходу беспрепятственно пройти.

                Все дорожные ситуации в Правилах прописать невозможно. Водитель и инспектор ДПС должны ориентироваться по обстановке. Причем, если водитель руководствуется Правилами дорожного движения, то инспектор должен также разбираться в административной и судебной практике. К сожалению, не все инспектора ДПС придерживаются такого же мнения и считают, что водитель обязан остановиться перед пешеходным переходом и пропустить пешеходов в любом случае.

                Сергей Дроздовский

                Добрый день, Сергей. У меня возник вопрос, что делать на дорогах с разделительной полосой. Например ул.Ломоносова. Пешеход начинает переход ДОРОГИ слева от нас, мы едем по правой полосе, то есть от нас до пешехода 3 полосы движения и разделительная полоса. Должны ли мы останавливаться?
                Так же рассмотрим ситуацию на проспекте Мира: 4 полосы движения (очень широкие), пешеход выходит слева, мы проезжая по правой спокойно выполним требование уступить дорогу, даже если проедем без остановки, ведь в данной ситуации мы точно не создали помех пешеходу.
                На самом деле хочется отметить, что в странах европы нет нерегулируемых пешеходных переходов через дороги, имеющие более двух полос движения. Это оправдано, так как на более широких дорогах переход будет очень опасным.
                С уважением, Сергей Дроздовский.