В течении которого времени можно заключить контракт с единственным поставщиком

Рассмотрим определение закупки у единственного поставщика, случаи, правила и порядок осуществления процедуры закупки. Приведем образы шаблонов и примеров, которые понадобятся при работе со статьей 93 закона 44-ФЗ.

Большая часть государственных закупок осуществляется путем проведения торгов. Конкурентные процедуры (конкурсы, аукционы) подразумевают, что заказчик не может самостоятельно выбрать понравившегося исполнителя, он лишь предъявляет требования, которым будущий подрядчик должен соответствовать. Такой подход позволяет заручиться условиями для создания максимально честной конкуренции. Тем не менее, закупки у конкретного поставщика возможны – законодательство содержит такое понятие, как «закупки у единственного поставщика».

Данный вид закупок позволяет заказчику заключить контракт с конкретным исполнителем без проведения тендера, однако случаи, при которых это возможно, строго регулируются статьей 93 44-ФЗ, а также рядом дополнительных нормативно-правовых актов. Закупки у единственного поставщика в случаях, не предусмотренных статьей 93, незаконны и могут стать причиной серьезного штрафа для заказчика.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Закупки у единственного поставщика: что это означает

Каждый пункт статьи о закупке у единственного поставщика в нашей таблице подсказок - отдельное основание для закупки. По каждому пункту слева мы указали, что надо сделать, а справа - что необязательно. С живой таблицей подсказок вам не нужно листать длинный список, а можно открыть лишь те пункты, которые вас интересуют.

Из статьи

В каких случаях заказчик может провести закупки у единственного поставщика

Возможность работать с единственным поставщиком остается правом заказчика, однако это не значит, что все закупки можно осуществлять подобным образом. Условия, при которых возможно воспользоваться данным правом, оговорены в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. Всего в ч.1 представлено порядка 50 различных ситуаций, каждая из которых максимально конкретизирована. На практике же применяются лишь некоторые из них. При применении данных условий надо быть очень внимательными.

Основные условия, при которых заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком в рамках 44-ФЗ:

  • ✔ Закупки товаров, услуг или работы у субъектов естественных монополий . Если определенный товар производит только одна компания-монополист, то такие сделки осуществляются в рамках закупок у единственного поставщика. Субъекты естественных монополий обозначены в соответствующем законе (« » от 17.08.1995 № 147-ФЗ). К этой же группе относятся закупки услуг центрального депозитария. (п.1)
  • Закупки на незначительные суммы . Если сумма контракта не превышает 100 тысяч рублей, то заказчик может осуществлять такую закупку у единственного поставщика, а не проводить конкурентную процедуру. (п.4)
  • ✔ Заказ услуг, товаров или работ для нужд оборонной отрасли . Поскольку деятельность оборонной отрасли относится к категории государственной тайны, то и закупки в этой сфере проводятся на особых условиях. Кроме того, при закупках для оборонной отрасли следует учитывать реестр единственных поставщиков военной техники, который включает в себе список компаний, с которыми можно заключать контракты в рамках закупок у единственного поставщика. (п.7)
  • Закупки в сфере культуры и искусства . Сюда относятся как закупки музейных ценностей, так и закупки в области литературы и других видов искусства. Чаще всего на данных условиях работают различные музейные комплексы, фонды, театры и т.д. (п.10, 13 и другие).
  • Закупки услуг в области водоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения . Обеспечение государственных нужд в основных ресурсах, как и обеспечение оборонной сферы, строго регулируется государством. (п.8)
  • ✔ Закупки товаров, услуг или работ в случаях, когда необходима срочная (экстренная) медицинская помощь после возникновения форс-мажорных обстоятельств (катастрофы природного и техногенного характера). (п.9)

В целом, законодательство дает широкий перечень ситуаций, в которых можно воспользоваться процедурой закупок у единственного поставщика. В большинстве случаев эти ситуации так или иначе связаны со сферами, имеющими большое значения для государства в целом: культура и искусство, информационная безопасность, оборонная сфера, медицина, деятельность по обеспечению основных нужд населения, деятельность, связанная с государственной тайной.

Кроме того, закон предусматривает возможность совершать закупки у единственного поставщика, если на то было дан письменный указ Правительства или уполномоченных органов.

Для того, чтобы точно определить, если ли в конкретном случае возможность воспользоваться условиями статьи 93 Закона 44-ФЗ, необходимо максимально точно ознакомиться с актуальной редакцией закона, а также пояснительными записками и выяснить, нет ли прямого запрета на такой вид закупок для выбранной отрасли.

Согласование закупки у единственного поставщика после несостоявшегося открытого конкурса

Помимо случаев, когда закупки у единственного поставщика являются правом заказчика, существуют условия, при которых применение статьи 93 является обязанностью. В частности, сюда относятся закупки по результатам несостоявшегося открытого конкурса (аукциона).

Пункты 24 и 25 статьи 93 44-ФЗ содержат требование, согласно которому заказчик обязан заключить контракт в рамках закупок у единственного поставщика в том случае, если проведенный конкурс был признан несостоявшимся по причине подачи всего 1 заявки или признания 1 заявки соответствующей требованиям.

Заключение контракта с единственным поставщиком является обязанностью в случаях, когда:

  • на конкурсный отбор была подана единственная заявка;
  • только 1 поданная заявка по результатам проверки была признана соответствующей требованиям;
  • только 1 участник был признан соответствующим всем заявленным требованиям.

Таким образом, если в результате конкурсного отбора только 1 поданная заявка была признана действительной и проведение самой процедуры аукциона невозможно ввиду отсутствия конкурентов, вступает в силу действие статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Механизм действий в данном случае прост. Если только 1 заявка была признана соответствующей требованиям, тогда участник, предоставивший данную заявку, становится победителем тендера автоматически. Конкурсный отбор считается несостоявшимся, а заказчик заключает контракт с победителем. В случае, когда не было подано ни одной заявки, заказчик может провести второй этап конкурсного отбора. Правила относительно закупок у единственного поставщика по единственной заявке справедливы и для второго этапа.

До 2015 года действовало правило, согласно которому заказчик, чей конкурсный отбор был признан несостоявшимся, обязан был получить предварительное разрешение от ФАС на заключение контракта с единственным поставщиком. Начиная с 2015 года, это требование отменено. Сегодня при соблюдении всех правил и условий проведения конкурсного отбора заказчик сразу может перейти к процедуре заключения контракта с единственным поставщиком, .

Как провести закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ

Закупки у единственного поставщика пользуются большим спросом во многом благодаря тому, что сама процедура крайне проста. Заказчик должен сделать несколько простых действий.

① Размещение в Единой информационной системе (ЕИС) извещения о процедуре проведения закупок у единственного поставщика. Крайний срок – за пять дней до даты заключения контракта.

② Уведомление контрольного органа. Это должно быть сделано не позднее одного рабочего дня с даты заключения самого контракта.

Кроме того, заказчик должен приложить к документам копию заключения, в котором содержится обоснование закупок у единственного поставщика. Если такого обоснования не будет, то контролирующие органы вправе наложить санкции и отменить данную сделку, так как она является необоснованной и нарушает принцип честной открытой конкуренции.

В качестве обоснования может служить информация о признании проведенного конкурса несостоявшимся либо ссылка на условия, обозначенные в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. В некоторых случаях потребуется дополнительно указать невозможность или нецелесообразность проведения иных процедур определения поставщика, а также сослаться на стоимость или существенные условия контракта, которые предполагают использование процедуры закупок у единственного поставщика.

Важно

Необходимость обоснования закупок и размещения информации в единой информационной системе предусмотрена не для всех случаев закупок у единственного поставщика! Случаи, когда необходимо предоставить обоснование или разместить информацию, обозначены в ч. 2 и 3 статьи 93 44-ФЗ. Перед тем, как заключить контракт, внимательно ознакомьтесь с требованиями статьи.

Практика применения статьи 93 Закона о контрактной системе. Особые случаи и условия

Практика применения условий, обозначенных в статье 93 44-ФЗ, имеет ряд особых случаев, которые требуют дополнительного внимания.

Закупки в оборонной сфере

Все, что так или иначе касается оборонной сферы или государственной (военной) тайны, имеет строгие ограничения, контроль и осуществляется в особых условиях. Что касается государственных закупок у единственного поставщика для нужд обороны, то здесь закон накладывает на заказчиков дополнительные ограничения. Осуществлять подобные закупки у «кого угодно» нельзя, существует Единый Реестр Поставщиков для нужд ГОЗ (государственного оборонного заказа).

Реестр единственных поставщиков для нужд оборонного заказа содержит наименования компаний, у которых можно закупать товары, работы и услуги. Данный реестр формируется Правительством РФ, его содержание строго контролируется.

Данный реестр является уникальным для области закупок у единственного поставщика. Для других отраслей (даже тех, что упомянуты в пунктах части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ) никаких официальных реестров не существует.

Малые закупки

Для небольших контрактов проводить полноценный конкурс иногда не имеет смысла, в том числе с финансовой точки зрения, именно поэтому законом в ч. 1 статьи 93 предусмотрена возможность проводить малые закупки у единственного поставщика. К малым закупкам относятся контракты размером до 100 тысяч рублей.

Закон 44-ФЗ содержит и другое требование для малых закупок у единственного поставщика: общий годовой объем малых закупок не должен превышать 2 миллиона рублей (или составлять более 5% общего совокупного годового объема закупок заказчика). Кроме того, общий объем малых закупок за весь период работы с госконтрактами не должен превышать 50 миллионов рублей. Исключение из этого правила составляют лишь закупки для сельских поселений.

Малые закупки на условиях 44-ФЗ пользуются большой популярностью, так как их не нужно подробно отображать в плане-графике закупок, нет необходимости размещать сведения о них в единой информационной системе. Ограничения, связанные с малыми закупками, введены для того, чтобы исключить злоупотребление данными возможностями.

Практика применения статьи 93 показывает, что малые закупки у единственного поставщика – это один из наиболее эффективных вариантов закупок для небольших государственных и муниципальных компаний, которые не работают с большими объемами и не имеют возможности содержать отдельный обширный штат сотрудников для работы с тендерами.

Форс-мажор

Форс-мажор – это особые ситуации, в которых заказчик может воспользоваться правом заключения контракта с единственным поставщиком. На практике получается, что многие пытаются использовать обстоятельства непреодолимой силы (именно так определяется форс-мажор) для заключения договора с интересующим поставщиком. Однако стоит помнить, что далеко не все обстоятельства можно понимать, как непреодолимые.

Непреодолимыми считаются обстоятельства, о которых не было известно заранее, которые невозможно предсказать и которые непосредственно влияют на условия исполнения обязательств по контракту. Подробнее с понятием можно ознакомиться в статье 401 Гражданского Кодекса. Чаще всего к такого рода обстоятельствам относятся различные катастрофы и чрезвычайные ситуации. При заключении контракта на основании форс-мажора необходимо предоставить доказательства целесообразности использования данного пункта статьи 93.

Проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Закон содержит требование уведомить контролирующий орган о заключении контракта с единственным поставщиком в срок не позднее 1 рабочего дня после даты подписания договора. Это необходимо для того, чтобы контролирующий орган (ФАС в данном случае) мог провести проверку и выявить, были ли допущены нарушения при использовании норм, предусмотренных статьей 93 44-ФЗ.

После заключения контракта заказчик направляет соответствующее уведомление в ФАС или орган местного самоуправленияособых случаях – в другой уполномоченный орган). К данному уведомлению обязательно прикрепить копию самого заключенного контракта, а также предоставить обоснование закупок у единственного поставщика. После получения документов, контролирующий орган начинает проверку. Строгой регламентируемой процедуры проверки не существует, однако, как правило, она содержит ряд основных этапов.

Этапы проверки уведомления о заключении контракта с единственным поставщиком:

  • Специалист тщательно проверяет поступивший пакет документов на соответствие всем нормам закона 44-ФЗ и статьи 93;
  • По результатам проведенной проверки подготавливается доклад;
  • В том случае, если в действиях заказчика нарушений обнаружено не было, то контролирующий орган не предпринимает никаких действия – заказчик продолжает работы по контракту;
  • В том случае, когда в действиях заказчика были обнаружены нарушения, контролирующий орган вправе организовать внеплановую проверку. О проведении данной проверки заказчик будет уведомлен в обязательном порядке;
  • По результатам проведенной проверки будет принято решение относительно дальнейшей судьбы данного контракта.

В большинстве случаев, если заказчик действует строго согласно закону и не злоупотребляет своим правом закупать товары у единственного поставщика, контролирующий орган не будет препятствовать таким закупкам.

Учреждения силовых министерств и ведомств осуществляют закупки конкурентными способами: в виде открытого конкурса, аукциона, запроса предложений или запроса котировок (в том числе в электронной форме), а также проводят закупки у единственных поставщиков. Частью 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) предусмотрена возможность осуществить закупку у единственного поставщика в случае выполнения работ по мобилизационной подготовке, поставке российского вооружения и военной техники, заключения контрактов для обеспечения деятельности объектов госохраны и т. д. Кроме того, этим же способом можно закупить услуги по водоснабжению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению, подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ. Расскажем, как же провести закупку у единственного поставщика.

Малые закупки у единственного поставщика.

Прежде всего рассмотрим самое распространенное основание для проведения закупки у единственного поставщика, которое предусмотрено п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, – закупку товаров, работ и услуг на сумму до 100 000 руб. Это основание очень удобно для осуществления мелких закупок, поскольку Законом № 44-ФЗ данные закупки не ограничены правилом об одноименности. То есть учреждение может раз в месяц или каждый квартал покупать таким образом любые товары, работы или услуги. Главное, чтобы сумма контракта не превышала 100 000 руб.

Для осуществления закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ установлены ограничения. В частности, годовой объем таких закупок не должен превышать:

1) 2 млн руб.;

2) 5% совокупного годового объема закупок (СГОЗ) или 50 млн руб.

Указанные ограничения не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

СГОЗ – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с данным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в данном финансовом году (п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Он рассчитывается по формуле:

Следует помнить, что годовой объем закупок по рассматриваемому основанию может быть сокращен, если лимиты бюджетных обязательств будут отозваны. Если к тому моменту объем закупок у единственного поставщика будет исчерпан и составит более 2 млн руб., заказчику грозит административная ответственность за то, что он принял решение о применении способа определения поставщика в нарушение требований Закона № 44-ФЗ (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ). Ввиду этого Минэкономразвития в Письме от 12.02.2015 № Д28и-229 не рекомендует осуществлять такие закупки в полном объеме в начале финансового года.

Закупать по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ можно любые товар, работу или услугу, даже если для их закупки имеется отдельный пункт в рассматриваемой статье закона.

Также к малым закупкам относятся закупки у единственного поставщика, проводимые на основании п. 5 этой части. Правда, проводить закупки по данному пункту могут лишь определенные заказчики. В их число входят образовательные или физкультурно-спортивные организации. Годовой объем таких закупок не должен превышать 50% СГОЗ и должен составлять не более 20 млн руб.

Процедура размещения заказа у единственного поставщика.

Закупку у единственного поставщика можно разделить на несколько этапов.

Планирование.

В первую очередь отметим, что любая закупка у единственного поставщика должна быть запланирована. Помните, что провести закупку, которой нет в плане-графике закупок, нельзя. Таково правило ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ. План-график формируется в личном кабинете заказчика в ЕИС на основании плана закупок.

Напомним, что правила формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок утверждены следующими постановлениями Правительства РФ:

    для федеральных нужд – от 05.06.2015 № 553;

    для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд – от 05.06.2015 № 554.

Для формирования плана-графика в личном кабинете заказчика нужно заполнить соответствующие вкладки. Информация о закупках на основании п. 4, 5, 23, 26, 33, 42, 44 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в плане-графике вносится во вкладку «Особые закупки».

Отметим, что при заполнении плана и плана-графика закупок потребуется обоснование закупки. Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг при их составлении, а также форма такого обоснования утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. Для закупок по п. 4, 5, 26, 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ нужно обосновать лишь общий годовой объем средств на их проведение. Об этом говорил Минфин в письмах от 02.10.2017 № 24-01-10/64054, от 27.09.2017 № 24-01-10/62476.

Обоснование закупки.

Согласно ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта с единственным поставщиком заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и другие существенные условия контракта. Не путайте этот отчет с обоснованием закупки, включаемым в план и план-график закупок.

Итак, учреждение должно обосновать закупки у единственного поставщика, если планируется заключение контракта по п. 3, 6, 9 – 14, 17, 18, 22, 23, 30 – 32, 34, 35, 37 – 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Для этого составляется отчет в произвольной форме. В качестве причины заключения контракта с единственным поставщиком можно указать, например, срочность закупки или отсутствие конкуренции. Также необходимо обосновать цену и иные существенные условия контракта. При этом для обоснования цены нужно пользоваться методами, указанными в ст. 22 Закона № 44-ФЗ и методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.

Согласование заключения контракта с единственным поставщиком.

В некоторых случаях придется согласовать возможность заключения контракта с единственным поставщиком. Так, это нужно делать после признания несостоявшимися (ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

    определения поставщика закрытым способом (п. 24);

    открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса котировок, запроса предложений (п. 25).

Если несостоявшимся признан электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений или любой вид конкурса в электронной форме, согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не надо (п. 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 данной статьи).

Порядок согласования установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189.

Для согласования заключения контракта с единственным поставщиком учреждению нужно подготовить и направить соответствующее обращение в контрольный орган. Для федеральных закупок и всех закрытых процедур это ФАС, для региональных и муниципальных закупок – контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ, муниципального образования.

Обращение в контрольный орган направляется в следующие сроки.

Контрольный орган рассматривает обращение в течение 10 рабочих дней с момента поступления обращения и принимает одно из следующих решений:

    о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

  • об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Отметим, что отказ возможен, если при рассмотрении обращения выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

К сведению:

В случае положительного ответа о согласовании закупки у единственного поставщика контракт заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком такого согласования или в случаях, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, с даты размещения в ЕИС соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся.

Выбор поставщика.

По общему правилу заказчик самостоятельно выбирает поставщика, за исключением случаев, когда таковой определен актами Правительства РФ или Президента РФ. Например, Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2017 № 2594-р установлены единственные исполнители закупок моторного топлива для служебных транспортных средств системы МВД на 2018 и 2019 годы.

Подготовка документов.

Документация о закупке у единственного поставщика не разрабатывается. Однако некоторые документы все-таки придется составить.

  1. Контракт. В него включаются все существенные условия того или иного вида договора, иначе он может быть признан незаключенным. В любом случае в контракте должны быть условия:

    о цене контракта (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    об ответственности заказчика и поставщика за нарушение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    порядок и сроки оплаты контракта;

    порядок приема исполнения контракта и оформления его результатов (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

    требование предоставить обеспечение исполнения контракта, если оно предусмотрено закупкой (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Отметим, что в силу ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта в случаях, предусмотренных п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44 – 46, 51 – 53 ч. 1 ст. 93 закона, в контракт могут не включаться некоторые условия, закрепленные в ст. 34. Кроме того, в этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, установленной ГК РФ для совершения сделок.

К сведению:

В случае осуществления закупки в соответствии с п. 24, 25, 25.1, 25.2, 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ для заключения контракта должен быть использован проект, включенный в документацию (приложенный к извещению) о несостоявшейся закупке.

При разработке проекта нужно учитывать, что в него включаются расчет и обоснование цены контракта в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрено документальное оформление отчета с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 4 ст. 93). Обычно такой расчет составляется в виде отдельного приложения.

При заключении по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контрактов на оказание услуг водоснабжения, водоотведения, а также договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения следует применять типовые договоры, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645. Такое мнение высказала ФАС в Письме от 16.11.2017 № ВК/79958/17.

  1. Извещение об осуществлении закупки. Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при проведении закупки по п. 1 – 3, 6 – 8, 11 – 14, 16 – 19 ч. 1 ст. 93 данного закона необходимо подготовить и разместить в ЕИС извещение об осуществлении закупки. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (за исключением проведения закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, подведомственными им государственными учреждениями, включенными в перечень, утверждаемый Правительством РФ).

Извещение должно содержать:

    наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;

    краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, выполнения работы или оказания услуги, сроки поставки, цену контракта, источник финансирования;

    ограничение участия в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ (если такое ограничение установлено заказчиком);

    размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения (если установление требования об обеспечении исполнения контракта предусмотрено ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.

Заключение контракта и уведомление об этом контрольного органа.

Контракт заключается путем его подписания сторонами. Важно перед подписанием контракта проверить предоставление обеспечения его исполнения (если требование об обеспечении исполнения контракта установлено в извещении (проекте контракта)).

Срок подписания контракта с единственным поставщиком законодательством не установлен. Однако, если контракт заключается по итогам несостоявшихся процедур, он должен быть подписан не позднее 20 календарных дней с момента получения заказчиком от органа контроля соответствующего согласования или с даты, когда размещены в ЕИС протоколы с информацией о признании определения поставщика несостоявшимся.

При закупке у единственного поставщика по п. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ учреждение обязано уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Если закупка осуществляется для обеспечения федеральных нужд, уведомление направляется в ФАС, а если закупка проводится для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, то в орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящей нормой контракта с обоснованием его заключения.

Подводя итог, напомним, что нужно составить отчет об исполнении контракта с единственным поставщиком (за исключением контрактов, заключенных по п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Форма такого отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Его можно составить в ЕИС, подписать электронной подписью и разместить в системе. Если отчет содержит сведения, составляющие государственную тайну, он составляется, но в ЕИС не размещается.

Процедура заключения контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком отличается от конкурентных закупок. Сроки прописаны в законодательстве, но многие моменты остаются неясны заказчикам и участникам процедур. Рассмотрим, через сколько дней после размещения извещения можно заключать контракт.

Извещение по 44-ФЗ: сроки размещения у единственного поставщика

В общем случае срок размещения извещения у единственного поставщика по 44-ФЗ составляет пять дней до даты подписания контракта.

В извещении следует указать:

  • данные заказчика - наименование, адрес, контакты, ответственные лица;
  • условия контракта - объект закупки, сроки и место поставки, цена контракта, источник финансирования;
  • ограничения на участие в закупке;
  • размер обеспечения.

Однако публикация извещения необходима не для всех закупок. Для процедур, где оно не требуется, срок заключения договора с единственным поставщиком по 44-ФЗ в законе не прописан. Заказчика лишь обязывают сообщить о подписании документа в ФАС в течение одного рабочего дня.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Срок заключения контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Поскольку в законе четко не сказано, сколько дней должно пройти после публикации информации о закупке в ЕИС, многих заказчиков интересует, в какие сроки заключается контракт с единственным поставщиком по 44-ФЗ. Из прямого толкования норм 44-ФЗ, можно сделать вывод, что минимальный период составляет пять дней.

Позже этого срока заключение договора с единственным поставщиком по 44-ФЗ разрешено, раньше - запрещено. Максимальный период нигде не указан. Опираясь на нормы статьи 528 ГК РФ, рекомендуем ориентироваться на предельный срок подписания контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком - 30 дней.

Новая карта сроков для всех конкурентных процедур

☆ Что поменять при переходе с бумажных на электронные способы закупки;
☆ Почему в Карту вошли сроки по устаревающим бумажным способам;
☆ Что уникального в Карте сроков, чего нет больше нигде:

Карта сроков поможет избежать ошибок, потому что рассчитывает сроки автоматически с учетом праздников и выходных. Она подстрахует при работе в ЕИС и оставит время - один день - на прохождение казначейского контроля.

Срок размещения контракта в ЕИС после подписания с единственным поставщиком

Сведения обо всех заключенных контрактах (за исключением малых закупок) размещают в специальном реестре. В течение трех рабочих дней после подписания заказчик направляет информацию в Федеральное казначейство. При внесении любых изменений в текст контракта сведения о них также необходимо направить в течение трех дней после утверждения.

Казначейство проверяет предоставленные данные и документы, после чего включает их в реестр контрактов в ЕИС . Срок размещения контракта с единственным поставщиком по 44-ФЗ составляет три рабочих дня.

Ответственность за нарушение срока размещения извещения при закупке у единственного поставщика по 44-ФЗ

Если заказчик не соблюдает сроки размещения извещения по 44-ФЗ у единственного поставщика, ему грозит ответственность по статье 7.30 КоАП. При просрочке на один день должностных лиц штрафуют на 3 тыс. руб., юридических - на 10 тыс. руб.

Если срок размещения извещения у единственного поставщика по 44-ФЗ нарушен более чем на один день, сумма штрафа увеличивается до 15 и 50 тыс. руб. соответственно.

Новое в закупках по 44-ФЗ у единственного поставщика

С 1 июля 2018 года вступают в силу важные нововведения в Закон о контрактной системе. Они не затрагивают срок заключения контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком, но касаются правил проведения неконкурентных закупок.

В частности, статью 93 дополнили тремя новыми пунктами. Закупку у единственного поставщика можно будет проводить, если ранее были признаны несостоявшимися следующие процедуры в электронной форме :

  • все виды конкурсов;
  • запрос котировок;
  • аукцион.

Все правила закупок у едпоставщика

В живой таблице подсказок - все правила закупок у едпоставщика, собранные в одном месте. С расчетчиками сроков вы посчитаете три самых важных даты в закупке. А Блокнот закупок у едпоставщика напомнит вам накануне крайнего срока, когда разместить извещение и отправить информацию в отчет и реестр.

  • On 09.01.2017
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Статьи, ФАС, Электронный аукцион

Закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом закупки, благодаря которому можно приобрести товары, работы или услуги в короткие сроки и по упрощенной процедуре. В том числе и у поставщика, который является для заказчика предпочтительным. Однако для этого способа существует множество ограничений. Далее рассмотрим, каких именно.

Плюсы и минусы

Закупка у единственного поставщика имеет ряд преимуществ:

  • возможность работать с выбранным поставщиком, с которым имеется успешный опыт сотрудничества;
  • простота и скорость проведения процедуры;
  • отсутствие необходимости проводить конкурентную закупку и тратить на это ресурсы.

Но есть у такого способа закупки и недостатки, а именно:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Основания

В части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ определен перечень случаев, когда заказчик может прибегнуть к процедуре закупки у единственного поставщика. В этот список входят свыше 40 оснований, наиболее распространенными из которых являются:

  • так называемые малые закупки, НМЦК которых не превышает 100 тыс. рублей;
  • закупки, связанные с чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера, авариями и прочим форс-мажором;
  • признание несостоявшимися отдельных процедур – разных видов конкурса, электронного аукциона, запросов котировок и предложений;
  • закупки, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий;
  • закупки услуг водо-, тепло- и газоснабжения и аналогичных услуг, тарифы на которые устанавливаются государством.

Закупки стоимостью до 100 тыс. рублей

Довольно распространенным типом неконкурентной процедуры являются так называемые малые закупки с ценой контракта не более 100 тыс. рублей. Закупать таким образом можно любые товары, работы и услуги при соблюдении следующих условий:

  • годовой объем малых закупок не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного объема закупок;
  • годовой объем закупок не должен составлять более 50 млн рублей.

Указанные выше условия не применяются к закупкам для нужд сельских поселений.

Обратите внимание, что по действующему законодательству не имеет значения, закупается ли в разных малых закупках одноименный товар или нет. Другими словами, один и тот же товар можно закупить у единственного поставщика и в апреле, и в мае. Главное, чтобы сумма каждого из контрактов не превышала 100 тыс. рублей. Ранее закупки одноименных товаров, произведенные в рамках одного квартала, суммировались, но теперь это требование отменено.

Малые закупки весьма популярны, поскольку являются наиболее простым способом получить необходимый товар, работу или услугу. Для них характерны такие преимущества:

  • отсутствие необходимости отражения в полном объеме в плане-графике (информация отражается общей суммой);
  • отсутствие необходимости размещать извещение о проведении процедуры в ЕИС;
  • отсутствие необходимости составлять отчет об исполнении этапов контракта и отражать сведения в реестре контрактов.

Этот тип процедуры особенно удобен, когда заказчик на протяжении длительного времени работает с одним и тем же поставщиком и не имеют желания его менять. Например, нередко таким образом образовательные учреждения закупают услуги по транспортировке учащихся на экскурсии, в детские лагеря и базы отдыха.

Несостоявшаяся конкурентная процедура

Чаще всего неконкурентный способ закупки - это право заказчика. Но в некоторых случаях он бывает обязан заключить контракт с единственным поставщиком. Например, когда в рамках конкурентной процедуры была подана всего лишь одна заявка либо из всех поданных заявок к закупке была допущена только одна. При этом согласовывать закупку с ФАС больше не нужно - с 2015 года это требование отменено.

Закупки, связанные с авариями иными обстоятельствами непреодолимой силы

Закон № 44-ФЗ позволяет заказчикам прибегать к неконкурентной процедуре закупки при возникновении аварий и иного форс-мажора. Однако существует условие – заключить контракт с единственным поставщиком можно лишь в случае, если другие способы закупки нецелесообразны из-за более длительного времени подготовки. При этом нужно четко понимать, какие именно обстоятельства являются форс-мажорными. Для этого стоит обратиться к статье 401 Гражданского кодекса РФ.

Рассмотрим пример. Заказчику выделили финансирование в самом конце года, и он понимает, что провести конкурентную процедуру попросту не успеет. Имеет ли он в такой ситуации право заключить контракт с единственным поставщиком? И ФАС, и арбитры считают, что само по себе выделение средств в конце финансового года не может быть признано обстоятельством непреодолимой силы. Значит, на этом основании заключение контракта с единственным поставщиком неправомерно.

Аналогичная история с профилактикой аварийной ситуации. Даже если заказчик подозревает, что в ближайшее время может произойти авария, сам по себе этот факт еще не является форс-мажором. А значит, не дает заказчику права производить закупку неконкурентным способом.

А вот если авария уже произошла, и у заказчика нет времени на проведение закупочных процедур, то он может произвести закупку товаров, работ или услуг, связанных с ликвидацией последствий этой аварии, у единственного поставщика. Но контролирующие органы будут обращать внимание на тот факт, располагал ли заказчик достаточным количеством времени для проведения конкурентной закупки или нет. Например, если он заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на произошедшую аварию, с момента которой прошло много времени, то такие действия будут признаны неправомерными.

Проверка контролирующими органами

Заключив контракт с единственным поставщиком, заказчик не позднее одного рабочего дня уведомляет об этом контролирующий орган. К уведомлению следует приложить копию заключенного контракта, а также обоснование закупки у единственного поставщика.

Получив такое уведомление, сотрудники ФАС или органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль в сфере закупок, должны проверить соблюдение условий заключения контракта. Итоги проверки оформляются в виде докладной записки. Если нарушений в действиях заказчика не выявлено, то никакого ответа ему не последует. А вот если таковые будут обнаружены, то заказчику грозит внеплановая проверка.

Обоснование неконкурентной закупки

Часть 3 статьи 93 закона № 44-ФЗ определяет случаи, в которых заказчик должен составить и утвердить отчет и обосновать закупку у единственного поставщика. В обосновании следует указать, почему использование конкурентных способов закупки было невозможно или нецелесообразно, а также привести цену контракта и иные существенные условия. Утверждение такого отчета лучше произвести до заключения контракта.

Итак, закупка у единственного поставщика довольно строго регламентируется в 44-ФЗ. Несмотря на то, что во многих случаях этот способ заказчики могут посчитать приоритетным, следует помнить об ограничениях и нюансах при его применении. Поставщику же рекомендуется тщательно изучать документацию заказчика. Впрочем, это следует делать при любом типе закупки.

Здесь упор делается на документацию и требования законодательства.

  • Готовится обращение, по которому производится согласование заключения договора с единым поставщиком.
  • Проводится разработка проекта договора с последующим изучением, проверкой и утверждением.
  • Выполняется расчет, а также обоснование стоимости соглашения. По ФЗ 44 в случае проведения закупки у единого поставщика (исполнителя, подрядной структуры) в договоре должны содержаться данные о расчете, а также информация, касающаяся обоснования стоимости контракта. Такое требование обязательно кроме тех случаев, когда в документальном оформлении нет необходимости.
  • Готовится отчет, в котором приводится обоснование заключения договора с единым поставщиком. В процессе составления должно поясняться, почему конкурентный способ выбора компании-поставщика является нецелесообразным.

Закупка у единственного поставщика по 44-фз и 223-фз

  • Подписание контракта с исполнителем/поставщиком - органом исполнительной власти/учреждением, чьи полномочия определены нормативно-правовым актом, (федеральным или субъекта РФ - законом, постановлением и др.). Примером такой закупки является охрана зданий госорганов и ведомств, которую могут осуществлять соответствующие ведомственные военизированные охранные формирования.
  • Когда предметом контракта являются водо –, газо- теплоснабжение, подключение к техническим сетям (ч. 8 ст. 93);
  • Направление в служебную командировку, проведение фестивалей, культурных мероприятий (ч. 26).

Иногда подписание контракта без торгов превращается из права заказчика в его обязанность.

Стадии проведения закупки у единственного поставщика

Если закупки производятся в пределах оборонного заказа, то регулирующую функцию берет на себя Рособоронзаказ. Что касается закупок для местных нужд или нужд субъектов РФ, то здесь контролирующим органом выступает одно из подразделений местного образования или субъект федерации соответственно.

  • Привлечение независимых специалистов, которые подключаются в процессе выполнения работ, приемке товаров или предоставления услуг. В части четвертой статьи 94 по ФЗ 44 у заказчика есть право привлекать экспертные компании или частных экспертов для проведения экспертизы в отношении услуг, работы или товара.


    Это актуально в случае, когда закупка производится у одного исполнителя (заказчика, подрядной организации).

Закупка у единственного поставщика по 44-фз: что нужно учитывать

Действительно, нерационально тратить не менее месяца на составление, публикацию, рассмотрение и оценку заявок, сопровождаемые соответствующими протоколами в Единой информационной системе (ранее - сайт госзакупок www.zakupki.gov.ru) для того, чтобы закупить, к примеру, моющих средств или бумаги для ксерокса на пару тысяч рублей, когда оформить контракт с проверенным контрагентом и приступить к его исполнению можно всего за один-два дня. Упрощенный порядок оформления контракта в рассматриваемом случае не отменяет, однако, для заказчика обязанности руководствоваться нормами 44-ФЗ для обоснования закупки, определения цены контракта, при необходимости – публикации извещения, отчетов и проч. Исчерпывающий перечень случаев, позволяющих заключить контракт без торгов содержит первая часть ст.
93 44-ФЗ.

Единственный поставщик. разъяснения по 44 фз.

Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают каких-либо критериев или требований для выбора. Обычно контракты заключают с проверенными и хорошо известными контрагентами, у которых заказчик ранее уже проводил закупку необходимых товаров (работ, услуг). Этап 3. Направление предложения о заключении контракта Заказчик может сообщить выбранному контрагенту о своем желании заключить контракт любым удобным способом (в письменной или устной форме).
Контрактное законодательство не устанавливает определенного порядка, который нужно соблюсти при направлении предложения о заключении контракта. Этап 4 (факультативный). Издание приказа о проведении закупки После выбора единственного поставщика и получения его согласия заказчик, как правило, издает приказ о проведении такой закупки. Закон не требует его составления.

Закупка у единственного поставщика (еп)

Законодатели решили упростить процесс для участников контрактной системы, поэтому перечень был увеличен до 43 пунктов. Но это не значит, что заказчик обязательно сделает выбор в пользу закупки у ЕП. Он должен помнить о требованиях закона и четко соблюдать регламент, внимательно изучать действующие формулировки и стараться вникать в их особенности.


Со своей стороны поставщики должны изучать документы, подаваемые со стороны заказчика, еще до оформления соглашения, и также вникать в особенности сотрудничества. Важно отследить ситуацию, когда оформление контракта может оказаться неправомерным, а само соглашение придется расторгать через суд.

Закупка у единственного поставщика по 44-фз

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ. Поставщик должен направить заказчику обеспечение до заключения контракта. Только после этого контракт можно подписать (ч. 4, 5 ст.
96

Инфо

Закона № 44-ФЗ). Этап 6 (факультативный). Публикация извещения о закупке Закон устанавливает ряд случаев, когда заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о закупке. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. В извещении нужно указать:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта с информацией по пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ;
  • все ограничения, которые устанавливает законодательство на участие в определении поставщика;
  • размер и порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Внимание

Это работа выполняется еще до того, как контракт будет размещен и заключен.По ФЗ 44 (части третьей) при осуществлении закупки у ЕП (исполнителя, подрядчика) для оформления контракта заказчик должен документально обосновать нецелесообразность (невозможность) применения других вариантов закупки. Кроме этого, должна приводиться стоимость и прочие условия контракта. При этом положения, которые рассмотрены в часть третьей, не распространяются на ряд случаев закупки у ЕП, предусмотренных в целом ряде пунктов — 1,2,5,7,8 и прочих.

  1. Проводится подготовка и размещение в ЕИС информации (извещения) о проведении закупки у ЕП.

Такая работа должна выполняться не позже, чем за пять рабочих суток до дня подписания договора.

Поэтапно закупки у единственного поставщика по 44 ap

Преимущества и недостатки Работа с единым поставщиком имеет свои особенности, плюсы и минусы. С особенностями мы разобрались выше. Что касается преимуществ, то здесь стоит выделить следующие моменты:

  • Возможность оформления договора с исполнителем (поставщиком), который хорошо известен заказчику, и которому тот доверяет;
  • Минимальный риск нарушения процедур оформления договора, к примеру, из-за появления технических сбоев в работе системы;
  • Небольшие временные и трудовые затраты на проведение всех процедур;
  • Минимальная продолжительность процедуры закупки в сравнении с конкурентными способами вычисления поставщика.

Недостатки:

  • Невозможность сэкономить бюджетные деньги;
  • Отсутствие гарантии качественного выполнения контракта;
  • Высокие риски появления претензий, выставляемых со стороны контролирующих структур.

Поэтапно закупки у единственного поставщика по 44 фз

Важно помнить, что необоснованное решение выбрать способ закупки в виде заключения контракта без торгов чревато наказанием: штрафом от 30 до 50 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ) для ответственного должностного лица. Когда проводятся На данный момент оснований для упрощенных закупок предусматривается 48: они достаточно разнородны - от обычного приобретения товаров/работ/услуг (ТРУ), до заключения контракта на лечение граждан за пределами РФ или закупок для целей контрразведки/безопасности. Чаще же всего на практике используются следующие пункты:

  • Приобретение ТРУ у субъектов естественных монополий (п.


    1 ч.1 ст. 93), к примеру, общедоступных телефонной связи или почтовых услуг.

  • Приобретение любых необходимых заказчикам ТРУ на сумму до 100 (400) тысяч рублей по одному контракту (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93). Установленный предельный потолок по данным основаниям: до 2 млн. руб.

Menu ГлавнаяНовости- Новости госзакупок- Мероприятия- Новости ЕИС- Вестник Института госзакупок- Аукционный вестник- Авторские статьи- Юмор в госзаказе44-ФЗ- Нормативно-правовые акты- Письма и разъяснения- Руководства и документация- Шаблоны документов- Судебная практика- Решения контролирующих органов223-ФЗ- Письма и разъяснения- Нормативно-правовые актыВидео- Вебинары- СеминарыВопросыЗаказчику- Получить консультацию- Пройти обучение- Сопровождение закупок- Помощь экспертов- Автоматизировать работуУчастнику- Получить ЭЦП для тендеров- Получить банковскую гарантию- Получить СРО, лицензию- Получить консультацию- Сопровождение в тендерахПолезное- Учебные центры- Сервисы и справочники- Специализированные организации- Торговые площадки- Общественные организации- Эксперты У нас много планов и проектов для Вас, но ограниченное количество ресурсов.