Все о закупках по 223 фз. Коммерческие тендеры. Виды закупок в электронной форме

В 2011 году Госдумой Российской Федерации был утвержден федеральный закон, регулирующий закупки товаров, работ и других видов услуг юридическими лицами. Данный законодательный акт получил номер 223-фз и начал действовать с 2012 года. Смысл принятого закона заключается в регламентации порядка проведения покупок разнообразных товаров и услуг юридическими организациями определенных категорий.

223-фз о закупках, в отличие от 44-ФЗ, дает юридическим лицам определенную свободу в условиях проведения тендеров и выборе вариантов закупок. Данный закон направлен на развитие тендерной системы, поддержку малых предприятий, искоренение коррупционных схем и вывод новых игроков на рынок госзакупок.

Скачайте текст федерального закона 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» с последними изменениями и комментариями .

Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ

Данное законодательное решение обладает принципиальными особенностями, направленными на успешную регуляцию и мониторинг закупок. Ключевыми целями закона можно назвать:

  • Полную прозрачность закупок по 223-фз. Согласно данному принципу вся информация, включая цены и продавца, должна быть открыта и общедоступна.
  • Высокоэффективное и экономически обоснованное расходование финансовых средств. Принцип ограничивает ценовой диапазон покупок и не дает закупать товары или услуги у одного поставщика по заведомо завышенной цене.
  • Возможность участия в закупке физических лиц, индивидуальных предпринимателей и любых юридических организаций. Подобная особенность развязывает руки мелким предприятиям, которые раньше практически не могли участвовать в поставках товаров и услуг для крупных корпораций.
  • Полное равноправие и непредвзятость по отношению ко всем участникам закупочных мероприятий.

Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.

Структура федерального закона № 223

Закон, регулирующий закупки товаров и услуг между определенными видами юридических лиц, имеет 8 основных статей:

  1. Статья № 1 223-фз описывает цели, которые планируется достичь при помощи принятия данного закона.
  2. Статья № 2 содержит правовое обоснование проведения закупочных мероприятий.
  3. В статье № 3 описаны ключевые принципы и положения, касающиеся закупки товаров и услуг.
  4. Подпункт № 3.1 223-фз РФ поясняет тонкости проведения закупок юрлицами, при осуществлении инвестиционных проектов с поддержкой от государства.
  5. Статья № 3.2 проливает свет на понятие конкурентная закупка.
  6. Пункты № 3.3 и № 3.4 описывают порядок работы электронной площадки для осуществления закупочных сделок.
  7. Статья № 3.5 223-фз вносит ясность в требования к конкурентной закупке закрытым методом.
  8. Подпункт 3.6 оговаривает требования к осуществлению покупки у единственного поставщика.
  9. Статья № 4 обуславливает информационное обеспечения закупочных процессов и перечень необходимой документации.
  10. Статья № 4.1, введенная в 2013 году, регулирует реестр допустимых договоров по 223-фз.
  11. Статья № 5 обуславливает введение специального реестра недобросовестных поставщиков. Такой инструмент направлен сбор данных об организациях, которые уклоняются от заключения контрактов. Кроме этого в реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз может попасть компания, договор с которой был расторгнут в судебном порядке в связи с грубыми нарушениями условий договора.
  12. Статья № 5.1 предполагает проведение оценки соответствия закупочных планов и вносимых изменений.
  13. Статья № 6 гарантирует соблюдение требований федерального закона №223.
  14. Статья № 6.1 регулирует контроль закупочной деятельности соответствующими ведомствами.
  15. Статья № 7 оговаривает ответственность за нарушение требований законодательства.
  16. Статья № 8 описывает особенности вступления закона в силу.

Закон 223-фз: кого это касается

Законодательный документ определяет деятельность следующих групп юридических лиц:

Государственные корпорация и объекты естественных монополий с государственной долей участия более 50%.

Предприятия-дочки вышеназванных предприятий.

Бюджетные организации покупающие товары и услуги за счет финансовых грантов, своих средств или путем привлечения третьих лиц.

Исключением, выходящим за рамки регулирования 223-фз, является купля и продажа ценных бумаг, драгметаллов и прочего.

Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз

Для удобства сравнения двух похожих законов можно составить следующую таблицу:

Критерий сравнения Федеральный закон №44 Федеральный закон 223-фз
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица.
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения.
Условия выполнения соглашений. 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком.
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке.
Антидемпинговые санкции. Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика.
Возможность обжалований действий заказчика. Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте.

Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

  • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
  • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
  • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223

Банковская гарантия по 223-фз может быть трех различных видов:

  1. Гарантия, выдающаяся поставщику, изъявившему желание принять участие в аукционе или конкурсе. Данная гарантия производит обеспечение заявки участника.
  2. Банковская гарантия на возмещение авансового платежа.
  3. Гарантия, обеспечивающая выполнения условий договора по государственным закупкам.

Ключевые требования к банковским гарантиям по 223-фз

Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:

  1. Безотзывными.
  2. С определенным сроком действия.
  3. С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
  4. Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
  5. С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.

Размер гарантированных средств по 223-фз

Сумма, предоставляемая под банковские гарантии, является индивидуальной в каждом отдельном случае.

В соответствии с законом 223-фз, банковские гарантии не могут превышать 10% от общего показателя капитала банка.

Ключевыми факторами, влияющими на стоимость гарантий, выступают сроки предоставления и наличие или отсутствие необходимого обеспечения.

Как правило, для снижения стоимости банковских гарантий можно открыть счет в банке и предоставить залог в виде векселей или депозитов.

Порядок организации закупочных мероприятий в рамках 223-ФЗ

Для осуществления закупок по закону 223-фз нужно сделать следующие шаги:

  1. Оформление цифровой подписи.
  2. Прохождение регистрации на официальном сайте государственных услуг.
  3. Регистрация на сайте о закупках, находящимся по адресу zakupki.gov.ru
  4. Составление положений о закупках.
  5. Осмысление, составление и размещение документации плана проведения закупок.
  6. Полная настройка личного профиля на сайте государственных закупок.
  7. Предоставление документации всем задействованным сторонам.
  8. Проведение конкурса.
  9. Заключение контракта с победителем.

Внешний вид личного кабинета на сайте zakupki.gov.ru показан на рисунке ниже:

Тонкости заполнения положения о закупках по 223-фз

Положение по 223-фз в обязательном порядке содержит следующую информацию:

  • необходимые способы осуществления закупочных мероприятий;
  • предполагаемые порядки проведения торгов;
  • способы отбора актуальных поставщиков;
  • предполагаемые сроки выполнения контракта и перечисления денежных средств;
  • порядок подписания контракта между сторонами;
  • особенности приема и оплаты предоставленных работ;
  • возможные штрафные санкции;
  • способы разрешения спорных ситуаций.

С 01 октября 2018 года для участия в торгах на любой электронной торговой площадке, утвержденной для проведения закупок в рамках 44-ФЗ, необходимо иметь специальный счет в уполномоченном банке. Ознакомьтесь с предложениями банков по спец счетам и банковским гарантиям

Исключения

Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:

  • договор связан с государственной тайной;
  • контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
  • предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.

Последняя редакция 223-фз 2018 позволяет не разглашать информацию, касающуюся перехода прав на недвижимость и определенных финансовых услуг. Так, теперь, согласно 223-ФЗ, необязательно подавать данные в единую информационную систему о привлечении финансов от физических лиц, получении кредитных средств и т.д.

Сроки по 223-фз

Ключевые сроки, которыми оперирует федеральный закон 223-фз удобнее всего разместить в таблице:

Вид документации Срок подачи Соответствующая ссылка на закон
Статья Часть
Положение о предполагаемых покупках До пятнадцати дней с момента подписания. 4 1
Внесенные изменения в первоначальный документ. До пятнадцати дней с даты утверждения. 4 1
Подача информации о проведении закупочных мероприятий. В случае аукциона или конкурса: минимум двадцать суток с момента завершения периода подачи заявок. При иных методах закупок сроки регулируются в соответствии с положением заказчика. 3 2
Скорректированное извещение. С течение трех дней. 4 11
Данные о необходимых покупках. Подается вместе с извещением. 3 2
Толкование особенностей договора. В течение трех суток с момента запроса. 4 11
Утвержденные протоколы о финишировании определенного этапа закупочных мероприятий. Не более трех суток после подписи. 4 12
Конечный протокол. На протяжении трех дней с момента его составления. 4 12
Подписанный контракт. Не более трех суток с момента визирования обеими сторонами. 4.1 2
Изменения в договор. До десяти дней с момента принятия решения. 4.1 2
Отчет. До десятого числа следующего за отчетным месяца 4 19

Обратите внимание! В случае возникновения технических неисправностей во время публикации документов в ЕИС, сроки подачи документов сдвигаются на один рабочий день с момента решения техпроблем.

Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018

В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:

  • Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
  • Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
  • Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
  • Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
  • При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
  • Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
  • Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
  • Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
  • Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
  • Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.

Более полный перечень ключевых изменений 2018 года можно узнать, изучив 223-фз с последними изменениями который доступен по ссылке:

Изменения в 223-ФЗ для малых и средних предприятий

Начиная с 2018 года объекты малого и среднего бизнеса смогут участвовать в закупках со следующими условиями:

  • Проведение всех закупок исключительно в электронной форме.
  • Регистрация сделки доступна лишь на шести федеральных торговых площадках.
  • Денежные средства, обеспечивающие заявку, должны быть поданы на специально оформленный банковский счет.
  • Участники 223-фз, победившие в конкурсе, составляют электронный договор на специальной площадке. Бумажный договор упразднён.

Изменения в системе подачи жалоб по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в фас по 223-фз производилась примерно по следующему сценарию:

  • Поставщик жаловался в ФАС по 223-фз.
  • ФАС анализировал жалобу и выносил решение.
  • Заказчик обращался в судебные органы.
  • Суд выносил вердикт в пользу заказчика.

После осуществления правок появился ограниченный перечень оснований для оформления жалоб. Теперь пожаловаться в ФАС можно если:

  • Заказчик производит закупку с грубыми нарушениями норм 223-фз или собственного положения о закупках.
  • Заказчик не произвел публикацию необходимой информации в единую информационную систему. Поводом может служить отсутствие в ЕИС Положения о закупках, документов описывающих конкретную процедуру и так далее.
  • К поставщику по 223-ФЗ предъявляются требования, которые не были оговорены в документации на закупку.
  • Заказчик не опубликовал в ЕИС полную информацию, касающуюся годового объема закупок у МСП.

Изменения в процессе обжалования по 223-ФЗ

До 2018 года жалоба в ФАС становилась поводом организации антимонопольной проверки всей организации. Например, при подаче жалобы на положения о техдокументации, ФАС производила проверку и других документов. Даже если антимонопольная служба не смогла найти нарушений в техдокументации, но нашла нарушение в, например, в планах закупок, то предписание все равно выносилось.

В связи с появлением части 13 статьи 3 закона №223 рассмотрение жалобы будет ограниченно доводами, которые в ней содержатся. То есть, теперь ФАС, при обнаружении нарушений несвязанных с жалобой, не будет иметь права производить по ним предписания.

Реестр недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков – это список организаций, которые нарушили ключевые аспекты закона 223-ФЗ или закона №44. Львиная доля всех заказчиков работает исключительно с организациями, незанесенными в реестр.

Среди основных причин, по которым организацию могут определить в список штрафников можно отметить:

  • Уклонение от подписания контракта или отказ от выполнения условий договора.
  • Обращение заказчиком в суд, при несоблюдении поставщиком основных пунктов договора.
  • Грубые нарушения поставщиком условий договора, влекущие за собой отказ от выполнения контракта со стороны заказчика.

Полный перечень организаций, входящих в реестр недобросовестных поставщиков можно найти на сайте http://www.zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html .

Как видно из скриншота сайт, посвященный госзакупкам, располагает удобным поиском. При составлении договоров с организациями заказчикам рекомендуется проверить своего контрагента по данному списку, чтобы убедиться в его надежности. Если при поиске вдруг обнаружится, что партнер находится среди недобросовестных поставщиков по 223-фз, то, возможно, следует поискать другую организацию для проведения закупок.

Информация, содержащаяся в реестре

После принятия контролирующим органом решения о внесении организации в реестр недобросовестных поставщиков публикуются следующие сведения:

  • Название юридического лица либо полное имя, фамилия и отчество физического лица.
  • Информация о месте расположения юрлица или о месте жительства физлица.
  • Идентификационный номер налогоплательщика.
  • Данные о дате проведения сделки либо дата признания сделки несостоявшейся.
  • Информация о контракте, включающая наименования товаров, классификационный код, валюту проведения сделки, стоимость и сроки исполнения договора.
  • Дата разрыва договора с указанием соответствующей причины.

Таким образом можно сделать вывод, что исполнение договора по 223-фз – это необходимость. При грубых нарушениях условий контракта организация или физическое лицо рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков и надолго покинуть рынок государственных закупок.

Выход из реестра

На текущий момент единственный способ быстро выйти из реестра недобросовестных поставщиков – это обжалование решения ФАС в суде. Судебная практика имеет огромное количество случаев, когда организация смогла успешно доказать свою правоту, быстро вышла из реестра и успешно продолжила участвовать в закупочных мероприятиях.

Во всех остальных случаях организации, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически покинут списки неблагонадежных компаний через два года с момента занесения в реестр.

Итоги

Фз 223 о госзакупках регламентирует порядок проведения закупочной деятельности отдельными видами юридических лиц. Ключевыми особенностями данного закона 223-ФЗ стали прозрачность производимых сделок, эффективное расходование финансовых средств и возможность участия всех субъектов предпринимательской деятельности в конкурсах, тендерах.

Федеральный закон под номером 223 – это отличная возможность для небольших предприятий поучаствовать в закупках крупных корпораций. Относительно простые правила участия в конкурсах и несложная система подачи электронных заявок позволяет с легкостью побороться за поставку товаров или услуг.

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Нововведения в закон о закупках ощутимо изменят процедуры по 223-ФЗ. Все закупки поделятся на конкурентные и неконкурентные. Приоритет получат первые, которые будут проводиться в основном в электронной форме. Нормы наделяют заказчика новыми обязанностями. В частности, добавились правила, как надо описывать предмет закупки. Главная тенденция – сближение с более строгими правилами закона о госзакупках 44-ФЗ.

Первого июля вступили в силу значительные изменения в закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки госкорпораций, унитарных предприятий и прочих коммерческих организаций с участием государства более 50%. Главное нововведение в том, что закупки будут поделены на конкурентные и неконкурентные. В конкурентных извещение, как правило, будет размещаться в единой информационной системе (ЕИС), а сами такие закупки станут по умолчанию электронными. Исключение - если заказчик указал другой порядок в документации. Если в закупке могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства, то электронная форма становится обязательной, говорится в новом законе. Он впервые предусмотрел правила, по которым заказчики должны подготавливать техническое задание, приравнял запрос котировок и предложений к формам торгов и определил общие требования к ним. Также регламентированы особенности проведения аукционов и конкурсов.

Электронные площадки: почему никто не готов

Закон определил порядок проведения конкурентных закупок в электронной форме. Предприниматели должны будут пройти аккредитацию на новых электронных площадках. Чтобы внести денежные средства в качестве обеспечения, поставщику придется открыть специальный счет в банке, который уполномочен Правительством. По словам Калининой, закупки у малого и среднего бизнеса заработают не с 1 июля 2018 года, а только после того, как начнут функционировать новые операторы площадок (ориентировочно осенью). Как сообщали «Ведомости», Правительство продлило банкам срок для заключения договоров с площадками до 1 января 2019 года. Подготовиться не успевают и крупные заказчики: на круглом столе в Совете Федерации они просили дать еще несколько месяцев, чтобы состыковать свои программы с ЕИС. Поставщикам, в свою очередь, нужно время, чтобы открыть банковские спецсчета, писал «Коммерсант». Несмотря на задержку, заказчикам уже сейчас надо учитывать предстоящие изменения, предупреждает Калинина.

Раньше большинство положений о закупках содержало открытый перечень случаев закупок у единственного поставщика. В результате госкомпании проводили в этой форме треть закупок. Закрытый перечень должен улучшить ситуацию.

Юрист Art De Lex Анна Большакова

Помимо этого, появились правила описания товаров, работ или услуг в конкурентных закупках:

  • нужно указать функциональные характеристики (потребительские свойства) объекта, а также технические, качественные и при необходимости эксплуатационные;
  • в большинстве случаев нельзя указывать товарные знаки, фирменные наименования, страну изготовителя и т. д., поскольку это необоснованно ограничивает количество участников закупки;
  • если назвать товарный знак все-таки необходимо, нужно предусмотреть возможность эквивалента. В законе называются исключения, например, требуется запчасть или расходный материал к машине и производитель требует именно оригинал.

Вместо начальной (максимальной) цены договора можно будет установить цену единицы товара и максимальную цену договора. Еще один вариант - формула определения цены договора и ее максимальное значение.

223-ФЗ+44-ФЗ=?

По мнению Калининой, 223-ФЗ перестал быть рамочным законом, который определяет лишь общие принципы и передает большинство вопросов на откуп заказчика. Теперь свобода заказчика существенно ограничена.

Главная тенденция - сближение правил 223-го и и более строгого 44-го законов. Новые ограничения в 223-ФЗ в значительной степени механически списаны с закона о госзакупках 44-ФЗ, но у него совсем другой предмет регулирования.

Партнер DS Law Мария Калинина

Тенденция видна на примере новых правил описания предметов закупки. Они списаны из 44-ФЗ, но не адаптированы к специфике корпоративных закупок, продолжает партнер DS Law. Но в целом она выступает за ограничение прав корпоративных заказчиков: «До сих пор это был очень неконкурентный рынок, где было принято ловить рыбу в мутной воде».

Поставщикам надо уже сейчас подготовить новые положения о закупках, которые бы отвечали всем требованиям новой редакции 223-ФЗ. «Наши юристы помогают акционерным обществам, автономным учреждениям и другим корпоративным заказчикам, чтобы успеть к 1 июля, - поделилась Калинина. - Но далеко не все этим занимаются. В этом случае их подстегнут жалобы поставщиков, когда изменения вступят в силу».

Главным отличием коммерческих тендеров является то, что организатором таких закупок выступает не государство или государственные корпорации, а любые коммерческие структуры. Если государственные торги регулируются 44-ФЗ или 223-ФЗ, то проведение таких закупок регламентируется только Гражданским Кодексом РФ и 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, можно дать следующее определение:

Коммерческие тендеры — это закупки, которые проводятся коммерческими организациями по своим правилам, не противоречащим ГК РФ и 135-ФЗ, и с использованием собственных финансовых средств.

Некоторые крупные компании создают собственные электронные торговые площадки, на которых организуют закупки товаров, работ или услуг для обеспечения собственных нужд. Также, на подобных ЭТП могут проводиться торги по реализации товаров или услуг данных корпораций.

В остальных случаях участие в коммерческих тендерах проходит на общих торговых площадках. Чаще всего для доступа к использованию таких ЭТП необходимо оплатить тариф, установленный оператором площадки.

Важно внимательно изучить требования того или иного оператора к участникам:

  1. необходима ли электронная цифровая подпись для участия в торгах;
  2. установлены ли тарифы для участников закупок или достаточно бесплатной регистрации;
  3. если участие платно — то изучить возможные варианты тарифов и выбрать наиболее подходящий;
  4. обратить внимание на другие условия работы с площадкой.

Организатору коммерческого торга дается намного больше свободы, чем государственному заказчику.

Заказчик, руководствуясь ст. 448 ГК РФ вправе самостоятельно установить вид проведения торгов — открытые и закрытые конкурсы или аукционы.

Виды коммерческих закупок

При проведении открытой закупки, извещение публикуется на выбранной заказчиком коммерческой площадке и его могут просмотреть все желающие потенциальные участники. При закрытых процедурах определения поставщика извещение направляется ограниченному кругу лиц. В отличие от государственных торгов, заказчик не должен размещать информацию о проводимом тендере в ЕИС.

Согласно ст. 448 ГК РФ, заказчик вправе установить порядок проведения закупки, составить список требований к участнику, установить критерии оценки заявок и требовать от участников именно те товары, которые указаны в извещении, а не их эквиваленты.

Также, условия договора, который заключается по итогам проведения торгов, устанавливаются организатором торгов и отображаются в извещении о проведении закупок.

Если Вы заинтересованы в эффективном участии в коммерческих торгах, можете воспользоваться нашей услугой тендерного сопровождения . Для поиска торгов можете использовать нашу .

Где найти коммерческие тендеры

Для того, чтобы найти коммерческие тендеры лучше всего воспользоваться поисковой системой, которая произведет поиск по всем торговым площадкам и составит список действующих закупок по заданным Вами параметрам. Мы предлагаем воспользоваться нашим сервисом, для поиска и подбора тендеров.

Особенности проведения коммерческих закупок

Этапы проведения коммерческих закупок следующие:

1. Выбор коммерческого торга и изучение соответствующей документации. Для того чтобы понять, подходит ли Вам тендер, необходимо тщательно прочитать все документы, касающиеся интересующей Вас закупки.

Вся информация содержится в извещении, публикуемом организатором торгов.

  1. Информации об организации-заказчике. Используйте её по максимуму, чтобы подготовить тендерную документацию. Если Вам окажется недостаточно этой информации, Вы всегда можете воспользоваться интернет-ресурсами.
    Особое внимание обратите на сферу деятельности компании; сегмент рынка, который она занимает; количество людей в штате и другие особенности.
  2. Цель участия заказчика в аукционе. О ней Вы сможете узнать из тендерной документации. В нее обычно включены две составляющие: техническая и коммерческая. В первой Вы найдете информацию о заказчике, руководство для поставщиков, план составления и подачи заявок на участие в торгах и прочее. В коммерческой - стоимость, условия и многое другое.
  3. Требования к поставщикам. Для многих заказчиков, в первую очередь, важны время работы компании на рынке, достижения каких-либо значимых результатов, опыт участия в аналогичных конкурсах, а также положительные отзывы клиентов.
  4. Требования к форме подаче заявки. Здесь заказчик указывает те пункты, которые обязательно должны быть отображены в Вашем предложении для участия в аукционе. Т.к. коммерческие закупки не регламентированы никаким федеральным законом, то, согласно Гражданскому кодексу РФ, заказчик вправе устанавливать наиболее удобные для себя условия.
  5. Основные критерии оценки, по которым будет выбираться исполнитель. Чаще всего сюда относят цену вопроса, время выполнения работ и т.п., но организатор тендера вправе добавить и ряд других параметров, важных именно для него
  6. Сроки проведения коммерческого тендера. В основном здесь фиксируется дата объявления тендера, начала и завершения приема заявок, а также примерное время их рассмотрения. Чаще всего, если закупка в форме аукциона, то выбирают 3-4 компании с наилучшим предложением цены и из этих организаций выделяют одного лидера.

Если же проводится закупка в форме двух этапного конкурса, то вначале допускаются бОльшее число компаний, соответствующих требованиям заказчика, из которых затем выбирается 2-3 организации, а уже из них определяется победитель.

2. Уточнение всех деталей и аспектов конкурса. Вы можете обратиться к заказчику для разъяснения его позиции, условий, целей участия в торгах и т.п.

3. Подготовка заявки на коммерческие торги. К сожалению, нередко для поставщиков данный этап становится заключительным. Участники могут совершить следующие ошибки: предоставить неполный перечень документов, опоздать с оплатой обеспечения, забыть о необходимости создания электронной подписи и др. Даже если вся документация, которую Вы пересылаете, у Вас в порядке, лучше запросить подтверждение о ее получении заказчиком.

4. Презентация. На специальной встрече всем конкурсантам предоставляется возможность убедить организаторов торгов в том, что именно они достойны победы в тендере. Здесь потенциальным поставщикам предоставляется довольно широкое поле деятельности. Одними из главных правил при этом являются наглядность и доступность информации, которую Вы предоставляете. Оперируйте цифрами, используйте графики и схемы, проведите аналогию работы вашей компании и конкурентов, озвучьте отзывы уже имеющихся клиентов, и Вы приблизитесь к победе.

В случае проведения закупки в электронном виде, заказчик рассматривает поданные на ЭТП заявки участников и исходя из полученных данных определяется победитель коммерческого тендера.

5. Выбор победителя коммерческих закупок. Если форма торга проводится в виде аукциона, то победителем становится участник, соответствующий всем требованиям и предложивший наиболее высокую цену. При проведении конкурса победителем признается поставщик, который по решению конкурсной комиссии предлагает самые выгодные условия.

6. Объявление итогов коммерческих торгов. Если закупка была открытой, то результаты обнародуются или на общем мероприятии. В случаях, когда речь идет о закрытых торгах, все конкурсанты оповещаются об итогах аукциона отдельно.

Стоит отметить, что в случае, если в закупке участвует только 1 поставщик — она признается несостоявшейся. Также законодательством установлены иные причины признания коммерческого торга несостоявшимся. Бывают случаи, когда проведенная закупка признается недействительной.

Все основания и последствия такого решения отражены в ст. 449 ГК РФ.

Компания РусТендер является официальным партнером многих востребованных коммерческих площадок и наши специалисты готовы быстро и качественно помочь в любых возникших вопросах и затруднениях при работе с ЭТП и участии в закупке. Для связи с нами Вы можете оставить заявку в форме ниже или позвонить по бесплатному номеру телефона 8 800 700 2326.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Немного истории: первыми были зарегулированы (и довольно жёстко) закупки бюджетных учреждений (потребляющих деньги из бюджета). Сначала это был 94-фз (запоминать не обязательно, больше мы про него говорить не будем),
теперь это 44-фз, в котором определены базовые понятия ("котировка", "аукцион", "конкурс" итп), (этим правилам и логике посвящена бОльшая часть ресурса сайт если в статье не указано иное).
223-фз это вторая половина госзаказа РФ, он регулирует закупочную деятельность предприятий(в основном) зарабатывающих деньги самостоятельно*.
Закупки 223-фз в любом случае основаны на базовых понятиях. Поэтому совершенно нелепо заниматься закупками 223-фз, не понимая базы. К сожалению, этот простой принцип не ведом некоторым заказчикам 223-фз которые размещают причудливые гибриды, в которых перепутано всё на свете.

    Субъекты 223-фз:
  • Госкорпорации,ГУПы,субъекты естественных монополий,
  • все компании в которых доля государственного участия превышает 50%,
  • а так же все дочерние и “внучатые” организации таких компаний,
  • некоторые (муниципальные) автономные учреждения.

Принадлежность предприятия к тому или иному закону определяется организационно-правовой формой, данной при создании учреждения указом вышестоящего органа власти (таким же образом возможно и перемещение организации из одного закона в другой).
*Указанная формулировка не является юридически исчерпывающей. Предприятия, на практике выполняющие одни и те же функции, могут иметь различную организационную форму, а значит проводить свои закупки по разным законам.
Зубрить приведённые различия не нужно, перепутать законы на практике невозможно.

Бюджетные учреждения осуществляют закупки по 44-фз,
НО имеют право распоряжаться ВНЕбюджетными средствами по 223-фз (то есть значительно более свободно).
Это средства полученные:

  • за счёт грантов граждан и юр.лиц, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов РФ (если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное);
  • в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения субподрядчика, поставщика.
  • за счёт средств, полученных при осуществлении приносящей доход деятельности от физ. и юр.лиц (за исключением средств ОМС).
В том числе любая "наличность" в кассе заведения (полученная от физ.лиц) естественным образом является внебюджетными средствами.

Для проведения закупок по 223-фз заказчики (в том числе бюджетные) должны принять и разместить в ЕИС:
1)Положение о закупках - документ в котором заказчик самостоятельно определяет все правила размещения своих заказов.
*В положение можно вносить изменения и через 10-ть дней после внесения проводить закупки по новым правилам.
2)План-график закупок на следующий календарный год (бюджетные заказчики размещают отдельно план-график закупок по 44-фз и план-график для 223-фз, если проводят такие закупки)
*в план-график можно и нужно вносить изменения в течении года, естественным образом.
Если размещение указанных документов не выполнено, то вся "внебюджетка" тратится по 44-фз.

Типовое положение (скачать pdf) для нужд АО с гос участием по версии РосИмущества
Если заказчик не АО и (или) не относится к РосИмуществу, он не обязан использовать именно это, но может взять за основу.

Обязанности заказчика 223-фз , которые нельзя изменить положением о закупках:

  • Извещения для конкурса и аукциона размещаются не менее чем за 20 дней до ОПЗ , а если заказчиком внесены изменения, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы до нового ОПЗ было не менее 15-ти дней.
  • Протоколы размещаются в ЕИС не позднее чем через 3 дня с момента подписания.
  • Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещает в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров, с отдельными сведениями о закупках у единственного поставщика. Без раскрытия самих поставщиков.

Возможности заказчиков 223-фз:

  • проводить закупки на любой существующей электронной площадке в том числе с платным участием (кроме пяти федеральных - у тех есть свои отделения для работы по 223-фз);
  • не размещать информацию в ЕИС о закупках дешевле 100 000 рублей для всех и дешевле 500 000 для заказчиков с выручкой за отчётный финансовый период свыше 5 млрд рублей;
  • в контракте может быть предусмотрено его изменение, в том числе при выполнении определённого объёма контракта;
  • применять Реестр недобросовестных поставщиков РНП по своему усмотрению (общий с 44-фз);
  • Все виды закупок могут быть проведены в электронной форме;
  • Если предумсмотреть в документации то извещения о закупках не являются публичными офертами. Заказчик имеет право отказаться от проведения закупки на любом её этапе;
  • Так же можно предусмотреть закупки у единственного поставщика на неограниченные суммы;

223-фз не регулирует отношения, связанные с:

Также мы подробно рассказали о самых важных нововведениях, добавленных в этом году.

223-ФЗ ориентирован не на всех участников, а только на некоторых из них. Он вступил в силу 20.06.2011 и обязывает заказчика разработать и утвердить положение о закупках в соответствии с нормами закона.

Какие еще требования предъявляются к организатору? Какой должна быть тендерная документация и конкретно — положение о закупках? На какие категории юридических лиц распространяется действие закона? На все эти вопросы поможет ответить эта статья.

ФЗ-223 о закупках в последней редакции

Самые важные пункты:

    все закупки должны быть спланированы, а соответствующий документ размещен на едином портале zakupki.gov.ru;

    закупочная документация размещается в свободном доступе в единой информационной системе;

    при выборе победителя, заказчик должен руководствоваться только положением о закупках, составленным в соответствии с законом 223-ФЗ;

    существует отдельный реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ.

По ФЗ-223 организатор закупки может самостоятельно выбрать любые конкурентные способы, но обязательно включить в положение о торгах аукцион и конкурс. Торги, на которые не распространяется действие данного закона перечислены в ч. 4, ст. 1 закона (купля-продажа ценных бумаг и валюты, военные закупки и т.д.).

Заказчики по 223-ФЗ:

Полный перечень организаций, которые должны руководствоваться нормами 223-ФЗ представлен в Ст. 1 223-ФЗ. В список входят организации, подходящие под следующие определения:

    Компании, удерживающие естественную монополию в сфере своей деятельности;

    автономные учреждения — бюджетные, обладающие большими правами, чем другие;

    государственные компании и корпорации, в том числе унитарные;

    коммунальные организации в сфере электро-, газо-, водо- и теплоснабжения и утилизации бытовых отходов;

    хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля государственного участия превышает 50%.

Изменения 223-ФЗ с 2018 года

В конце 2017 года были одобрены правки к 223 Федеральному закону, которые вносят значительные изменения в работу заказчиков, поставщиков и электронных площадок.

Наиболее крупные изменения в 223 Федеральном законе в 2018 году:

Закупки будут проводиться в электронной форме, за исключением случаев предусмотренных положениями о закупках.

Все закупки буду переводиться в электронную форму, исключения представляют случаи, прямо указанные в положениях о закупках. То есть теперь заказчику необходимо точно указывать в положениях о закупке, какой вид закупок они планируют проводить в бумажном виде.

Введение специальных счетов для внесения обеспечения заявки на участие.

При проведении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечение вносится на специальный банковский счет, открытый поставщиком в одном из банков, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ранее обеспечение заявки перечислялось на ЭТП. Теперь Взаимодействие между банком и электронной площадкой осуществляется напрямую.

223-ФЗ не будет регулировать закупки между взаимозависимым предприятиями и закупки заказчиков, которые зарегистрированы в иностранном государстве .

Данное нововведение позволит заказчикам проводить закупки у взаимозависимых лиц без применения 223-ФЗ. Как правило, речь идёт о закупках у единственного поставщика.

Учредители унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений имеют право разработать и утвердить типовые положения и определить круг лиц, которые обязаны ими руководствоваться.

Данные положения уточняют порядок формирования и утверждения положения о закупках. На участниках закупок по 223-ФЗ это новшество никак не отразится.

Дочерние предприятия могут присоединиться к положению о закупках материнской компании.

На практике, многие дочерние предприятия работали по положению о закупках головной организации и ранее, данная норма будет официально включена в закон.

Значительные изменения будут для участников из сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ):

    все закупки с субъектами малого и среднего предпринимательства проводятся только в электронной форме;

    они могут проходить только на 6 федеральных площадках (по решению Правительства РФ, какие-то из них могут быть исключены из списка для применения в 223 Федеральном законе);

    деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;

    договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется)

Теперь закупки у СМП обязательно проводятся в электронной форме, способы определения поставщика для субъектов СМП исчерпывающие: по аналогии с 44-ФЗ это конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме или запрос предложений в электронной форме. Конкурентные закупки для СМП проводятся на 6 площадках утвержденных для 44-ФЗ. В соответствии с нововведениями 44-ФЗ, теперь деньги в качестве обеспечения заявок вносятся не на счет на площадке, а на счет в банке, перечень которых утвержден Правительство РФ.

При использовании в описании предмета закупки указания на товарный знак, заказчик обязан использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев, предусмотренных законом.

Заказчик теряет возможность закупать товар конкретного производителя и с конкретным товарным знаком, по аналогии с 44-ФЗ.

Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Теперь вне зависимости от положения о закупках, заказчик не вправе отменить закупку после окончания подачи заявок. Теперь он может отменить закупку только до срока окончания подачи заявок. Полезное для участников нововведение, особенно в случае, если закупка проходит на площадке, на которой установлено платное участие (необходимо оплатить тариф). Теперь участник не теряет денежные средства в случае, если заказчик решил после окончания подачи заявок отменить закупку.

Для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки заказчик создает комиссию по осуществлению конкурентной закупки

Теперь заказчик обязан принимать решение о допуске/недопуске, а также подводить итоги закупок коллегиально, с обязательным созданием комиссии по рассмотрению закупки.

Извещение о проведении конкурса и аукциона публикуется за 15 дней до окончания приема заявок; извещение о запросе котировок — за 5 рабочих дней; извещение о проведении запроса предложений — за 7 рабочих дней.

Для закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства другие сроки:

Конкурсы и аукционы:

    при НМЦК до 30 млн. руб, не менее 7 дней;

    при НМЦК более 30 млн руб, за 15 дней.

Запрос предложений — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.)

Запрос котировок — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.)

Ранее 223-ФЗ предусматривал обязательное проведение закупок в форме аукционов или конкурсов. С 2018 года законодатель утвердил аналогичные 44-ФЗ формы: запрос предложений и запрос котировок, а также установил сроки размещения таких закупок. Теперь конкурсы и аукционы публикуются за 15 дней, запрос котировок — за 5 рабочих дней, запрос предложений — за 7 рабочих дней.

Заказчик не может установить требование о внесении обеспечения заявки, если НМЦК менее 5 млн. руб. Если цена договора более 5 млн руб, то обеспечение заявки не может превышать 5% от НМЦК.

Данное новшество значительно упростит участие в закупках, исключает дополнительные расходы.

Организаторы закупок вправе создавать корпоративные информационные системы, которые будут взаимодействовать с ЕИС.

Данное нововведение скорее будет полезно для заказчиков, достаточно будет внести информацию в свою внутреннюю информационную систему, чтобы информация сразу поступила в ЕИС.

С полным списком изменений, вступающих в силу в 2018 году, Вы можете ознакомиться .

Видеообзор изменений 223 ФЗ в 2018 году

Скачать 223-ФЗ в последней редакции

Если у вас возникнут вопросы по участию в торгах по федеральному закону 223, вы всегда можете обратиться к нашим специалистам, которые помогут вам в любой ситуации, возникшей в ходе аукциона.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ