Выкуп участка земли. Процедура, особенности и цена выкупа земли из аренды в собственность

Чтобы провести правильную оценку специалисты оценочных компаний должны установить и рыночную стоимость земли и построек на ней, и определить сумму убытков арендаторов и владельцев ЗУ и зданий. Все это делается для правильного формирования выкупной стоимости согласно ст. 281 ГК РФ .

ГК России определяет сумму выкупной стоимости ЗУ, которые должны изымаются для нужд государства или муниципального образования, с учетом рыночной и кадастровой цены ЗУ, а так же цены построек на данном ЗУ. Так же учитываются возможные убытки, которые может понести владелец из-за изъятия, и его упущенная выгода.

ГК России регламентирует спорные вопросы прав собственников при выкупе ЗУ у частных владельцев.

Согласно статье 15:

  1. Граждане, которые считают, что их права в процессе выкупа или изъятия были нарушены, могут претендовать на выплату им суммы, возмещающую убытки, если закон или договор определяет меньший размер суммы возмещения;
  2. Убытками принято считать расходы граждан при восстановлении своих прав, имущественный ущерб и не полученные доходы (иначе — упущенная выгода). В тех случаях, когда лица, нарушившие права граждан, получили какой-то доход из-за своих действий, то сумма упущенной выгоды начисляется не меньше суммы этих доходов.

Согласно статье 280:

Владелец ЗУ, который подлежит выкупу или изъятию, в промежутке времени между регистрацией вынесенного решения об изъятии или выкупе и до судебного решения может продолжать распоряжаться и пользоваться ею.

Так же он может тратить необходимые средства для того чтобы земля использовалась по назначению.

Однако средства, потраченные собственником на строительство каких-нибудь сооружений в это время, в процессе определения выкупной стоимости скорее всего будут отнесены на его счет.

Согласно статье 281:

  1. Срок выкупа и цена прописываются в соглашении с владельцем или пользователем ЗУ. Соглашение должно содержать обязательство РФ, его субъекта или муниципалитета выплатить владельцу выкупную цену.
  2. Выкупная стоимость определяется на основании определения рыночной стоимости ЗУ и построек на нем и упущенной выгодой;
  3. Возможно составление соглашения на тех условиях, когда собственнику предоставляется другой ЗУ.

Высший Арбитражный Суд РФ в 2005 года определил некоторые вопросы, касающиеся применения ЗК РФ:

  1. Отчуждение ЗУ может быть проведено судебным решением и строго при условии его предварительной и равнозначной оценки;
  2. Если владелец или пользователь ЗУ не согласен с вынесенной стоимостью или она не указана в решении об изъятии земли, стоимость ее определяется судом на основании рыночной стоимости на дату рассмотрения дела.
  3. Рыночная цена регулируется федеральным законодательством.

Кадастровая и рыночная стоимость земли

Для определения выкупной стоимости ЗУ и построек на них используются несколько показателей, в том числе кадастровая и рыночная стоимость.

Кадастровая стоимость исчисляется при проведении кадастровой оценки . Ее правила утверждены правительством РФ в 2002 году. Она рассчитывается из того, какой доход она будет приносить при ее наиболее эффективном использовании и является одной из составных частей при налогообложении. Ставка земельного налога определяется местными органами власти, согласно российскому законодательству.

Рыночная стоимость является ценой за объект в условиях нормальной конкуренции и на открытом рынке. При этом обе стороны сделки действуют осознанно, имеют в распоряжении всю необходимую информацию и на условия сделки не влияют следующие обстоятельства:

  • Обе стороны действуют исходя из своих интересов, и полностью владеют информацией о предмете сделки;
  • Объект публично выставлен на рынке;
  • Цена за объект является объективной;
  • Сделка заключается без принуждения одной из сторон.

Рыночную стоимость используют:

  • В качестве стартовой цены на торгах при продаже ЗУ;
  • Для установления арендной платы и на торгах правами аренды ЗУ;
  • Установления выкупной стоимости.

Более подробную информацию о том, и как производится узнаете, нажав на выделенные фразы.

Как определяют выкупную стоимость

Завершенная процедура изъятия земли у собственника или пользователя предусматривает полное погашение ему материального ущерба. Поскольку изъятие производится посредством выкупа, то возмещение потерь производится посредством выплаты выкупной стоимости ЗУ, в которую входят:

  • Рыночная цена ЗУ;
  • Рыночная цена построек, находящихся на участке и принадлежащих владельцу земли;
  • Убытки, понесенные владельцем.

При этом определением рыночной стоимости ЗУ и построек занимаются оценочные компании, деятельность которых регламентируется российским законодательством.

Даже в тех случаях, когда в соглашении с владельцем устанавливается выкупная цена, оценка должна проводиться обязательно. Такое положение предусмотрено с целью предотвращения необоснованных расходов при выкупе земель в муниципальные и гос. нужды.

При возникновении разногласий в определении выкупной стоимости назначается суд, который выносит решение о размере выкупной стоимости, основываясь на рыночной стоимости ЗУ.

Если на земле расположены строения, принадлежащие не собственнику земли, то они и получают выкупную стоимость за них, выкупную стоимость за землю получает собственник земли.

Законодательством РФ определяются случаи, когда собственник ЗУ и сооружений на нем не вправе получить компенсацию. Это касается затрат, понесенных при строительстве или реконструкции построек, а так же других затрат, которые не обязательны для целевого использования ЗУ и построек, но при этом значительно повышающих их выкупную стоимость и проведенных после вынесения постановления об изъятии земли.

Участки земли, на которых есть сооружения, имеют свои ставки . Для таких земель выкупная стоимость определяется согласно тому, на каких землях они расположены – находящихся в федеральной, муниципальной или гос. собственности. Стоимость определяют органы гос.власти, федеральные или местные.

Выкупная стоимость земли до того как ее цену определят органы власти, рассчитывается из его кадастровой стоимости. После того как органы местной власти определят цену участка, она не должна превышать сумму кадастровой стоимости.

Льготная цена выкупа ЗУ предусмотрена при условиях:

  1. Граждане владеют участком на основании аренды, договор на которую был составлен в период с 29.10.2001 года по 01.07.2012 года.
  2. Во время заключения арендного договора, собственник должен был пользоваться им на праве постоянного пользования.

Формула расчета

Если граждане приобрели или оформили в собственность постройки, находящиеся на участках принадлежащих государству или муниципалитету до 01.01.2010 года, то цена приобретения участков будет складываться исходя из десятикратного размера ставки налога на землю за одну единицу площади данного участка. Выглядит она следующим образом:

S x (K x 1,5 %) x 10
S – общая площадь участка;
K — кадастровая цена за 1 квадратный метр данного участка;

Цена за 1 квадратный метр рассчитывается путем деления кадастровой стоимости участка на его площадь. Процент от кадастровой стоимости виден на формуле.

В России все земельные отношения регламентируются государством. Каждый гражданин вправе выкупить участки земли, которые находятся в собственности у государства на определенных условиях и по установленной законом цене.

Так же как и каждый собственник вправе потребовать возмещения полного материального ущерба в случаях изъятия у него земли для нужд государства или муниципалитета.

Для того чтобы не обмануться самому и не вводить в заблуждение органы гос.власти относительно стоимости участка, следует правильно оценивать рыночную ситуацию и внимательно читать законы. При этом вы всегда можете запросить в соответствующих инстанциях.

Вопросы от журнала «Недвижимость и цены»

1. Насколько востребован выкупв собственность земельных участков под зданиями и рядом с ними? Какова ситуация в Москве с выкупом земельных участков под зданиями?

В настоящее время в Российской Федерации Земельным Кодексом (ЗК РФ) установлены следующие виды прав на земельные участки:

1) собственность,

2) аренда,

3) постоянное (бессрочное) пользование,

4) пожизненное наследуемое владение,

5) ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут),

6) безвозмездное срочное пользование.

При этом для частных лиц (физических и юридических) в отношении земли наиболее распространенными являются права собственности и аренды.

Сегодня выкуп в собственность земельных участков под зданиями и рядом с ними является очень востребованным. В абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ установлено, что исключительное право на приватизацию земельных участков (т.е. на их приобретение в частную собственность) а также на приобретение их права аренды имеют граждане и юридические лица – собственники расположенных на соответствующих участках зданий, строений и сооружений. Земельным Кодексом собственникам зданий, по сути, предоставлено право выбора – приобрести участок под зданием в собственность или в аренду. Естественно, для большинства из них наиболее предпочтительным является первый вариант.

Следует учитывать, что, например, в Москве, оформление в собственность земельных участков под зданиями является очень редким исключением, так как законом г. Москвы от 14.05.2003 г. № 27 «О землепользовании и застройке в г. Москве» в отношении земли фактически установлен приоритет арендных отношений над отношениями собственности. В Москве земля под зданиями в абсолютном большинстве случаев оформляется в аренду.

В Московской области выкупв собственность земельных участков под зданиями является гораздо более распространенным.

2. Кто может приобрести землю под зданиями в собственность? Арендующие площади в зданиях или собственники?

Как уже отмечалось выше в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков (т.е. на их приобретение в частную собственность) имеют граждане и юридические лица – собственники расположенных на соответствующих участках зданий, строений и сооружений. Арендаторы помещений в зданиях не имеют право получить землю под ними в собственность.

Следует учесть, что случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность (или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора) - п. 3 ст. 36 ЗК РФ.

3. Как определяются размеры выкупаемых участков? Это жесткое ограничение периметром здания или возможно приобретение в собственность больших площадей?

В действующем законодательстве вопрос о размере выкупаемых под зданиями участков четко не определен. Если следовать букве закона, то из п. 1 ст. 36 ЗК РФ можно сделать вывод, что собственник здания имеет исключительное право на выкуп земли, расположенной только под зданием, т.е. в рамках его периметра («пятна застройки»). Вместе с тем, в п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 1 ст. 552 ГК РФ указано, чтопри переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей частью земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования. На практике собственнику здания предоставляется земля не только в рамках периметра здания, но и земля, расположенная рядом с ним и необходимая для эксплуатации здания. В абз. 2 пункта 7 ст. 36 ЗК РФ, который посвящен вопросам установления границ и размеров выделяемых земельных участков, установлено, что «границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка».

В Москве существует практика заключения отдельных договоров аренды земельных участков, расположенных под «пятном застройки» здания и отдельных договоров в отношении прилегающей к зданию земли.

4. По какимпричинам получают отказ на разрешение на покупку этой земли?

По общему положению ЗК РФ (п. 4 ст. 28) отказ в предоставлении в частную собственность земельных участков не допускается за исключением случаев, когда:

· земельный участок изъят из оборота,

· федеральным законом установлен запрет на приватизацию участков,

· участки зарезервированы для государственных или муниципальных нужд.

Подразумевается, что во всех других случаях заинтересованное лицо вправе обратиться в уполномоченные органы для предоставления земельного участка под принадлежащим ему зданием в частную собственность или в аренду.

5. Если собственник владеет частью здания, то какую долю участка он может приобрести?

Как уже отмечалось выше в случае, если здание (помещения в нем), принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность (или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора) - п. 3 ст. 36 ЗК РФ. Таким образом, собственник части здания может претендовать (наряду с собственниками оставшейся части здания) на получение участка в долевую собственность.

6. Может быть так, что согласно планам Московского правительства участок зарезервирован под государственные нужды. Чем это грозит собственникам здания? Есть ли возможность купить участок в этом случае и как это осуществить?

На некоторые земельные участки могут быть наложены определенные ограничения, которые должны быть отражены в Генеральном плане Москвы, документах кадастрового учета участка.Следует отметить, что ситуация, когда здание находится в собственности частного лица, а земельный участок под ним имеет какие-либо ограничения является достаточно редкой. По общему правилу если участок зарезервирован под государственные или муниципальные нужды, то строительство на нем невозможно.

На практике в Москве в отношении участков с вышеуказанными ограничениями заключаются договора краткосрочной аренды, которые по окончании срока могут быть не продлены.

В ЗК РФ (ст. 49) существуют положения, в соответствии с которыми любой участок, в том числе и расположенный под зданием, может быть в исключительных случаях изъят для государственных или муниципальных нужд путем его выкупа. К числу таких случаев относят, в частности, размещение на участке объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, например, объектов федеральных энергетических систем, использования атомной энергии; обороны и безопасности, федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи. Решение об изъятии участков для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

В ст. 239 ГК РФ установлено, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

8. Какова выкупная цена земельных участков в Москве?

Как уже отмечалось выше в Москве оформление в собственность земельных участков под зданиями является очень редким исключением, земля под зданиями в абсолютном большинстве случаев оформляется в аренду. В Москве в соответствии с законом г. Москвы от 14.05.2003 г. № 27 «О землепользовании и застройке в г. Москве» за пользование соответствующим участком часто взимается не только арендная плата, но и плата за само право на заключение договора аренды земельного участка (пункт 1 статьи 23 Закона.). Но указанная плата не взимается за заключение договоров аренды в отношении земли, находящейся под зданиями, в отношении такой земли взимается только арендная плата.

9. Какие законы в настоящее время регулируют вопросы выкупа земельных участков под и рядом со зданиями?

Вопросы выкупа земельных участков под зданиями регулируются, в первую очередь, Земельным (ст. 35, 36) и Гражданским Кодексами РФ (глава 17), а также нормативными актами субъектов РФ. В Москве – это Закон г. Москвы от 14.05.2003 г. № 27 «О землепользовании и застройке в г. Москве», Закон г. Москвы от 16.07.1997 г. № 34 «Об основах платного землепользования в городе Москве», Постановление Правительства Москвы № 522-ПП от 27.07.2004 г. «О порядке проведения оценок стоимости земельных участков…».

Антуфьев Илья Владимирович,

Юрист-эксперт

Исходя из существующей на сегодняшний день практики, приходится констатировать тот факт, что в большинстве случаев цена выкупа того или иного участка при приватизации земли назначается в судебных инстанциях, где, определяя цену выкупа, рассматриваются несколько вопросов, а именно:

1) Что делать физическому или юридическому лицу, если оно не согласно с ценой выкупа земельного участка, предложенной уполномоченным органом при платной приватизации земли?

Во-первых, следует помнить, что определение цены выкупа участка земли регулируется «Земельным Кодексом Российской Федерации». Ст. 422 «Гражданского Кодекса РФ» указывает на необходимость полного соответствия договора действующему законодательству. Отсюда следует, что проект договора купли-продажи земельного участкаможет быть признан ничтожным именно в части определения цены выкупа, если уполномоченный орган предложил цену, не соответствующую расценкам, установленным законодательством при платной приватизации земли. В этом случае, предложенный вышеупомянутым органом вариант договора может быть подписан заявителем. Кроме того, может быть оплачена и указанная стоимость участка земли, а также зарегистрирован на него переход права собственности. После чего стоит обратиться в судебные инстанции с исковым заявлением о том, чтобы признать подписанный договор купли-продажи в части определения цены выкупа надела земли недействительным и обязать уполномоченный орган вернуть переплаченную сумму.

Ст. 36 «Земельного Кодекса РФ» обязывает уполномоченный орган заключать договора купли-продажи наделов земли с собственниками располагающихся на них объектов недвижимости. «Гражданский Кодекс Российской Федерации» регламентирует порядок заключения договоров, обязательных для одной из сторон, статьей 445. Так, п. 2 этой статьи разъясняет право лица, подавшего заявление о выкупе участка земли, адресовать лицу, направившему договор, так называемый протокол разногласий в части определения цены выкупаемого земельного участка к проекту договора, созданного уполномоченным органом, обязанным заключить подобный договор. У уполномоченного органа есть тридцать дней на рассмотрение поступившего от лица, выкупающего участок земли, протокола разногласий. В случае получения от уполномоченного органа отказа подписать протокол разногласий, или в случае нежелания рассмотрения этого протокола, спор о цене выкупа будет рассматриваться судебными инстанциями. Иначе говоря, подписанный договор купли-продажиземельного участка признается действительным. Суд только выносит решение об определении конкретной цены выкупа земельного надела.

2) Могут ли применяться льготные ставки, установленные государством для выкупа земельных наделов, на которых имеются приватизированные объекты недвижимости, в тех случаях, когда вышеуказанные объекты были переданы третьим лицам?

В этом случае закон находится на стороне собственников объектов недвижимости, то есть, в данном случае, на стороне третьих лиц, которым были переданы эти объекты недвижимости. Льготная ставка приватизации земли, составляющая двадцать процентов от кадастровой стоимости для столицы и для Санкт-Петербурга, а также составляющая два с половиной процента для прочих российских регионов, должна быть применена и тогда, когда заявление о выкупе (приватизации) земельного участка поступает от лица, не являющегося первичным собственником имеющейся на данном участке недвижимости, а ставшего правообладателем на нее в результате иных, предусмотренных законом сделок. Тем не менее, должно быть соблюдено условие приобретения прав первичным собственником на эти объекты недвижимости, в результате их приватизации.

3) Какую кадастровую стоимость участка земли (если она изменялась) следует учитывать, определяя цену выкупа: либо действовавшую на момент обращения лица в уполномоченные органы с заявлением о выкупе, либо действовавшую на тот момент, когда договор был заключен (также и через суд)?

На основании ст. 422 «Гражданского Кодекса РФ» во время осуществления расчетов цены выкупа земельного участка, кадастровая стоимость его, которая действовала в тот момент, когда заявителю уполномоченным органом был направлен проект договора купли-продажи, берется в том случае, если уполномоченный орган не затягивал с процедурой выкупа, и, соответственно, договор был заключен в определенные действующим законодательством сроки.

Если же заявителю было необоснованно отказано в подписании договора купли-продажи, или же уполномоченный орган уклонился от подписания такого договора, то в этом случае применяется кадастровая стоимость, действовавшая в то время, когда уполномоченным органом должно было быть принято решение о выкупе нужного участка земли. П. 6 ст. 36 «Земельного Кодекса РФ» устанавливает тридцатидневный срок на принятие такого решения, с момента регистрации заявления собственника недвижимости в уполномоченном органе. В этом случае при расчете цены будет применена кадастровая стоимость участка, которая действовала на тот момент, когда указанный срок истекал.

Примеры того, как юристы Московской областной земельной компании участвуют в подобных судебных спорах.

В Департаменте земельных ресурсов г. Москвы было зарегистрировано заявление «Организации» о приобретении в собственность участка земли. Спустя четыре месяца со дня регистрации заявления, «Организацией» в уполномоченный орган был направлен проект договора купли-продажи. Спустя тридцать дней в суд поступило исковое заявление от «Организации» о понуждении Департамента земельных ресурсов к заключению договора купли-продажи земельного участка.

В судебном процессе представитель департамента возражал против удовлетворения иска, исходя из неверных, на его взгляд, расчетов стоимости участка земли, мотивируя это изменением кадастровой стоимости надела за то время, когда заявление от «Организации» поступило в Департамент и до регистрации искового заявления в суде, более чем на тридцать процентов в сторону ее увеличения. Представителем Департамента было предложено применить цену, которая действовала на момент принятия судебного решения.

Требования «Организации» были удовлетворены Арбитражным судом г. Москвы в полном объеме. В судебном процессе было доказано и подтверждено материалами дела имевшее место неправомерное бездействие со стороны Департамента. Именно поэтому цена выкупа земельного участка была определена на основании кадастровой стоимости, действовавшей на момент истечения срока принятия Департаментом решения о выкупе земельного участка.

Земля является одним из самых ценных и незаменимых ресурсов, как для ведения бизнеса (в случае необходимости проведения строительства, наличия определенных зданий), так и для обустройства личного хозяйства.

До определенного момента для населения была доступна процедура приватизации только зданий и построек, расположенных на определенном земельном участке. Саму землю государство или муниципальные органы могли предоставить в бессрочное пользование или долгосрочную аренду. В настоящий момент землю из аренды можно приобрести в собственность.

Законодательная база

Основным нормативным документом, который регулирует порядок приватизации земельных участков, является Земельный кодекс Российской Федерации.

Кроме него существуют дополнительные законы и постановления:

  1. Закон 212, вступивший в силу 30.10.07 оговаривает порядок объединения земли и построенных на ней объектов недвижимости в одно целое. Согласно положениям данного документа все собственники объектов должны выкупить и приватизировать земельные участки под ними или оформить договора бессрочной аренды.
  2. Кодекс административных правонарушений статья 7, пункт 34 оговаривает суммы штрафов, установленных за нарушение порядка оформления приватизации земли или оформления бессрочной аренды.
  3. Гражданский кодекс РФ регулирует предельные сроки, на которые можно оформлять договор аренды земли без выкупа ее в собственность. Граничные термины аренды нужны для возможности прекращения договора в случае, когда стороны не отказываются от аренды, но и не продлевают ее.
  4. Гражданский кодекс РФ статья 606 дает понятие договора аренды земельного участка, правил оплаты условий такого документа, право последующего выкупа территории в собственность.

Земельный участок в аренде

По определению аренда земельного участка представляет собой определенную форму взаимоотношений между сторонами, при которой одна предоставляет другой за оговоренную плату во временное пользование участок земли для ведения на нем определенной хоздеятельности. Арендодателями могут выступать частные лица (собственники земли) или государство (муниципальные госорганы).

Условия

На арендованную землю накладываются следующие условия:

  1. Исходя из положений Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации земельный участок может быть предоставлен в пользование при уплате установленной договором арендной платы. При этом территория не должна быть изъята из использования.
  2. Для участков, находящихся в частном владении, размер и сроки внесения платы за арендную землю указываются в договоре между сторонами.
  3. Для участков, находящихся во владении государства, порядок внесения оплаты и ее размер устанавливается местными органами управления, муниципалитетом, правительством.

Права

На протяжении срока действия договора лицо, арендующее земельные территории, имеет достаточно широкий спектр прав:

  1. Передача прав и обязательств по аренде третьему лицу без изменения терминов и без заключения нового договора. При этом согласие собственника не требуется, но арендодатель должен в обязательном порядке известить об изменениях в отношениях. В рамках этого пункта арендованные земли могут быть внесены в уставной капитал фирмы, первого кооперативного взноса или залога.
  2. Передача прав и обязательств в субаренду без изменения терминов и без заключения нового договора. При этом согласие собственника не требуется, но арендодатель должен в обязательном порядке известить об изменениях в отношениях. При этом соарендатор обладает такими же правами.

Когда можно выкупать землю

Для определения сроков и возможности выкупа арендованного земельного участка в собственность стоит обратиться к нормативным документам, регулирующим эту статью отношений.

Гражданский кодекс определяет возможность выкупа территории по окончании срока аренды в случае, если такой пункт прописан в договоре между сторонами.

Договор также может предусматривать выкуп земли до истечения срока действия аренды. В рамках такого варианта необходимым условием является погашение арендатором всей цены выкупа. Деньги могут вноситься сразу или погашаться постепенно (путем накопления арендной платы).

Что касается владельцев объектов недвижимости, они имеют права выкупать участки земли в независимости от длительности арендного срока. По окончании термина временного использования владельцы сооружений имеют право приоритетного выкупа земли под постройками (данное правило действует только на государственные земли, для частных владельцев право приоритета не сохраняется).


Процедура выкупа земли из аренды

При выкупе земельного участка для всех случаев (выкуп участка после окончания действия договора, выкуп территории под объектами недвижимости, оформление права бессрочного пользования) действуют одинаковые правила и порядок проведения процедуры.

Этапы проведения выкупа земель такие:

  1. Оформление договора, который оговаривает все условия погашения первого взноса (аванса) для выкупа территории.
  2. Процедура оценки участка по рыночным меркам и сравнение полученного результата со стоимостью по меркам кадастровой службы.
  3. Подтверждение решения купли/продажи участка.
  4. Составление и нотариальная регистрация договора купли/продажи.
  5. Получение госакта на землю.

Для начала получения земли в право собственности заинтересованное лицо подает заявление в муниципальный орган (орган местного управлении и т.д.). К заявлению прикладываются все необходимые документы.

Если приобретается участок под объектами недвижимости, находящимися в совместной собственности, необходимо заявление от всех владельцев.

В некоторых случаях органы власти могут попросить предоставление дополнительных документов, кроме стандартного перечня. Решение о передаче земель в собственность из аренды принимается в течение месяца. По истечении этого срока выдается согласие и рекомендации по составлению договора купли/продажи.

Необходимые документы

Стандартный перечень документов включается в себя:

  1. Копии документов для идентификации личности заявителя или представителя физического (юридического) лица.
  2. Копии документов о регистрации физического (юридического) лица.
  3. Копии решений о предоставлении права на обращение от имени физического или юридического лица.
  4. Выписка из госреестра о правах на объект недвижимости и проведения сделок с ним.
  5. Паспорт на землю, выданный кадастровой организацией.
  6. Копии документов для подтверждения права получения земли в бессрочное пользование или в собственность.

Основания для отказа

В некоторых случаях заявитель может получить отказ в праве выкупа земельного участка. В таком случае специалисты рекомендуют обратиться в суд для обжалования решения. При этом лучше всего будет обратиться за помощью профессионалов, которые смогут объяснить причину отказа и разработать оптимальный план решения ситуации.

Стоит отметить, что для отказа должны быть весомые причины.

Среди определенных законом причин для отказа в приватизации (получении в собственность) земельного участка выделяют:

  1. Изъятие земельного участка из оборота.
  2. Ограничение оборота рассматриваемого земельного участка.
  3. Постановка земли на резерв для нужд муниципалитетов или других государственных органов.
  4. Несоответствие пакета документов, предоставленного заявителем, требованиям действующего законодательства.

Иногда юристам удается найти несоответствие в отказе, полученном заявителем, основаниям, которые описаны выше. В таком случае выкуп участка разрешается осуществить.

В то же время самостоятельно выявить такие несоответствия крайне сложно. Обращение в суд потребует моральных, физических и материальных затрат. Для упрощения процедуры судебного урегулирования отказа в приобретении земельного участка необходимо провести экспертизу всего пакета документов на предмет соответствия правовым нормам законодательства и устранить выявленные отклонения. Дальнейший алгоритм действий по обжалованию отказа лучше обсудить со специалистами, чтобы в оптимальные сроки добиться требуемого результата. В некоторых случаях после устранения всех недостатков возможно досудебное решение вопроса.

Перед подачей заявления арендатору нужно подготовить комплект документов, включающий договор аренды, выписку из ЕГРН из Росреестра, паспорт.

Заявление будет рассматриваться в течение 30 дней. Далее возможно три варианта развития событий:

  1. Заявителю откажут в покупке участка (например, если он был изъят из оборота, заявитель предоставил неполный комплект документов или допустил фактические ошибки, в отношении него ведется процедура банкротства).
  2. Участок выставят на торги, в которых сможет участвовать арендатор. Если участок будет выставлен на торги арендатору нужно зарегистрироваться на электронной площадке, которая будет отвечать за проведение . Если он предложит наиболее высокую цену, либо будет единственным участником, тогда арендатор получит статус победителя и сможет переходить к следующему этапу.
  3. При наличии оснований для продажи участка без торгов заявителю предоставят постановление с положительным решением администрации о передаче участка на возмездной основе с указанием выкупной цены.

Этап 3. Подписать договор купли-продажи

После вынесения положительного решения представители администрации приступают к подготовке договора. У арендатора будет 30 дней на ознакомление с условиями документа и его подписание.

Договор имеет стандартную структуру и включает в себя:

  • данные продавца/покупателя;
  • сведения о предмете договора-земельном участке: расположение, площадь, кадастровый номер;
  • цена договора;
  • порядок и дата на участок;
  • права и обязанности сторон;
  • дополнительные условия;
  • дата составления и подписи сторон.

Договор имеет простую письменную форму и не подлежит обязательному нотариальному заверению.

Этап 4. Зарегистрировать права собственности

После одобрения покупки земли у администрации и подписания прежний арендатор должен внести оплату на указанные в нем реквизиты. После чего остается перерегистрировать земельный участок на нового собственника.

Перерегистрацией прав собственности в России занимается Росреестр. Для этого требуется предоставить:

  • заявление на ;
  • правоустанавливающий документ: в данном случае это договор купли продажи;
  • квитанция с оплаченной госпошлиной (не обязательна, но поможет ускорить время оказания госуслуги);
  • постановление/ , которое подтверждает передачу земли в собственность.

После приема документов собственнику предоставят расписку с указанной в ней датой получения выписки из ЕГРН.

Особенности если выкупается участок под объектом недвижимости

При выкупе земельного участка у государства, на котором располагаются принадлежащие арендатору объекты недвижимости, есть свои особенности. В 2015 году утратила силу 36 ст. Земельного кодекса, которая указывала на преимущественное право покупки земель из государственной/муниципальной собственности, на которых есть здания и строения.

При этом в статье 39.9 Земельного кодекса прописано, что ЗУ со зданиями и сооружениями продается их владельцам без торгов. Т.е. фактически преимущественное право выкупа было сохранено за ними. Статья 39.20 закрепляет за собственниками зданий и сооружений исключительное право на покупку земель.

Если на участке несколько построек, принадлежащих разным собственникам, то он может быть оформлен в . Для получения права собственности через выкуп собственник здания или все собственники должны все вместе обратиться в администрацию.

Обычно земельного участка привязана к кадастровой оценке. Так, при условии строительства на участке под ИЖС или ЛПХ жилого дома в течение трех лет, землю можно будет выкупить за 3% от кадастровой стоимости.

Нет похожих статей.