ФЗ об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ — Российская газета. Интерес общий, подходы - разные: о том, как реализуется закон об организации регулярных перевозок

За громкими новостями последних недель, ньюсмейкерами которых выступали в том числе органы государственной власти, малозаметным осталось подписание Президентом России В.В. Путиным ещё одного Федерального закона, который касается практически всех и каждого. Ибо сфера его применения – общественный транспорт.

сайт восполнит для вас этот пробел. Итак, знакомьтесь. Федеральный закон от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Впервые в истории Российской Федерации на территории всей страны вводятся единые принципы организации пассажирских перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями.

Несмотря на то, что рыночная экономика действует в России уже третий десяток лет, и пассажирскими перевозками ещё с начала 1990-х активно занялся частный бизнес, правовая сторона этого вопроса на федеральном уровне до сих пор была слабо урегулирована. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, на смену старому «советскому» Уставу 1969 года, был принят лишь в 2007 году – почти на полтора десятилетия позже, чем это было необходимо. Но он устанавливал лишь базовые понятия и термины, общие условия перевозок пассажиров и багажа, общие условия предоставления услуг по перевозке и взаимоотношения сторон, возникающие при этом. То есть, если некая услуга по перевозке оказывается, она должна подчиняться Уставу, а также рожденными в дополнение к Уставу в 2009 году Правилам перевозок.

Всё это прекрасно для того мира, где всё давно придумано и ничего менять не надо. Но спрос на услуги по перевозке – меняется. Появился новый микрорайон – возникает спрос на услуги по перевозке к этому району. Закрылся завод или рынок – соответствующий спрос на услуги по перевозке исчезает. Построили новую дорогу, закрыли железнодорожный переезд, и так далее – факторов, влияющих на изменение спроса, достаточно. Кроме того, услугу по перевозке должен кто-то оказывать. А чтобы желающих не было слишком много, или слишком мало, рынок услуг кто-то должен регулировать.

В треугольнике взаимоотношений «государство – перевозчик – пассажир» не хватало регулирующего документа о том, кем и как перевозки организуются, как они могут измениться или прекратиться, как подобрать для них перевозчика, как защитить право пассажира на существование его потребностей в перевозке.

Все равны, но некоторые - равнее

Конечно, в большинстве регионов приняли свои местные законы по транспортному обслуживанию населения, и отчасти это спасало ситуацию. Но для двух «горячих точек» это решение абсолютно не годилось. Это города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, которые являются отдельными субъектами Российской Федерации, и имеют тесные связи со своими пригородами, которые находятся уже в другом субъекте РФ (для Санкт-Петербурга это Ленинградская область, для Москвы – Московская или Калужская области). Объем перевозок тут немалый – несколько сотен маршрутов, на которых ежедневного работают тысячи автобусов и перевозятся миллионы пассажиров.

Каждый из регионов считал себя вправе быть главным в вопросе организации перевозок. При этом взгляды регионов-соседей на один и тот же вопрос мог различаться диаметрально. Например, несколько лет назад и в Московской области и в Москве решили одновременно провести конкурсы на право обслуживания маршрутов. По правилам, принятым в Московской области, победитель должен был получить наибольшее количество баллов, в то время как в Москве победителем признавался претендент с наименьшим количеством баллов. Утвержденные одним регионом маршруты в другом регионе могли быть признаны нелегальными, а перевозчики – получать штрафы за работу на нелегальных маршрутах, с перспективой при этом получить штрафы за прекращение работы маршрута от той стороны, которая его всё-таки согласовала.

Как «комфортно» себя в такой ситуации ощущали перевозчики, и как потом удивлялись пассажиры, когда из-за санкций одной или другой стороны полюбившийся им маршрут вдруг пропадал – представить несложно.

Начали нынешний закон разрабатывать еще в конце «нулевых», после принятия Устава. Но уже к тому времени в разных регионах страны транспортная ситуация развивалась по слишком противоположным сценариям – в одних регионах основой транспортной системы были перевозки по тарифам, регулируемым местным правительством, а главными (а порой единственными) перевозчиками – ГУПы и МУПы, а в других и само слово «автобус» давно выпало из лексикона, безнадежно заменившись на «маршрутку».

Поэтому принятие закона растянулось на долгие годы. В итоге, по очень многим вопросам, освещаемым законом, удалось найти компромиссные решения – не только взять в новый закон как наработки по формированию транспортных систем таких прогрессивных регионов как Москва, Московская область, но и прислушаться к мнению и нуждам периферийных регионов, а также максимально постараться не допустить глобального передела на рынке транспортных услуг, сохранив маршруты и перевозчиков на них.

Не на все вопросы закон даёт ответ сам. Регионам и муниципальным образованиям ряд полномочий остаётся на их усмотрение. Но появляется строгая иерархия вертикали власти – местные акты могут дополнять федеральные требования тогда и только тогда, когда Федеральный закон это допускает.

Без реестра теперь никуда

Новый закон уже вступил в силу, но большинство его положений начнет действовать только 11 января 2016 года. Срок в 180 дней со дня принятия закона необходим для того, чтобы в регионах на уровне субъектов и муниципальных образований успели переписать местные документы таким образом, чтобы они не противоречили 220-ФЗ. Также за это время должны быть сформированы и (что важно для пассажиров) опубликованы на официальных интернет-сайтах соответствующих уполномоченных органов в открытом доступе без взимания платы реестры маршрутов регулярных перевозок. Во многих субъектах РФ реестры маршрутов существовали и до этих пор, но их форма, содержимое и доступность содержащейся в них информации были на усмотрение уполномоченных органов, и, как правило, не в пользу пассажиров.

Теперь требования к реестрам единые по всей стране, сами реестры становятся более информативными и публичными.

Федеральный уполномоченный орган, подчиненный Министерству транспорта России, будет вести реестр межрегиональных маршрутов, т.е. проходящих по территории двух и более субъектов РФ.

Уполномоченные органы субъектов Российской Федерации (министерства, департаменты, комитеты и т.п.) – реестры межмуниципальных маршрутов, т.е. маршрутов, проходящих в границах одного субъекта РФ по территории нескольких муниципальных районов и (или) городских округов.

Уполномоченные органы городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и муниципальных образований иных субъектов Российской Федерации – реестры муниципальных маршрутов.

Уполномоченные органы для ведения реестров смежных межрегиональных маршрутов (к ним относятся маршруты между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью, Москвой и Московской областью, Москвой и Калужской областью, Севастополем и Республикой Крым) определятся, скорее всего, еще до конца 2015 года по соглашению сторон соответствующих регионов. Законом 220-ФЗ предусмотрено обязательное заключение соглашений об организации пассажирских перевозок между городами федерального значения и их соседями, причем время, за которое стороны должны договориться, также ограничено законом, поэтому затянуть процесс заключения соглашений на долгие годы, как это могло быть раньше, не удастся.

Федеральному уполномоченному органу также поручено вести реестр остановок для межрегиональных маршрутов, который тоже должен сформироваться к 11 января 2016 года.

А что внутри?

В реестры маршрутов регулярных перевозок в обязательном порядке должны быть включены сведения о самом маршруте (номер маршрута, наименование, промежуточные остановочные пункты, трасса следования, протяженность). Также реестром определяется порядок посадки и высадки пассажиров на маршруте (только в установленных остановочных пунктах или, если это не запрещено настоящим Федеральным законом, в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок) – по сути это разделение между «автобусом (троллейбусом, трамваем)» и «маршрутным такси». Вид транспортных средств (автобус, троллейбус или трамвай) также определяется реестром, равно как классы транспортных средств (их решено определять по длине транспортного средства – от особо малого (менее 5 метров) до особо большого (свыше 16 метров)), которые используются для перевозок по маршруту регулярных перевозок, а также максимальное количество транспортных средств каждого класса, и их экологические характеристики.

Тариф, применяемый на маршруте, тоже находится в поле зрения реестра маршрутов, но не в виде некоей денежной суммы, а как вид перевозок – по регулируемым тарифам (устанавливаются правительствами субъектов Российской Федерации или администрациями муниципальных образований, с предоставлением пассажирам всех установленных льгот на проезд), либо по нерегулируемым тарифам (тарифы устанавливает перевозчик исходя из своих соображений).

Заглянув в общедоступные реестры, пассажир сможет узнать информацию и о перевозчике по каждому из маршрутов.

В дополнение к этим сведениям, уполномоченные органы субъектов РФ и муниципальных образований для своих реестров могут вводить иную информацию. Для межрегиональных маршрутов, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, законом уже определено, что в соответствующий реестр вносится расписание для каждого остановочного пункта.

Срок подачи документов для внесения действующих маршрутов в реестры у перевозчиков истекает уже в августе 2015 года, после чего поданные сведения будут проверяться уполномоченными органами и в случае успешного прохождения проверки они попадут в итоговые реестры.

Если перевозчики не успеют своевременно подать сведения о маршрутах, то с 11 января 2016 года их можно будет зарегистрировать только как новые. И такие маршруты должны уже будут выдерживать проверку на «совместимость» с ранее утвержденной маршрутной сетью. В частности, вновь регистрируемые межрегиональные маршруты не должны будут по времени отправления совпадать, либо отличаться на величину, меньше разрешенной, с ранее зарегистрированными рейсами. То есть при наличии рейса 17.00 сообщением «Вологда – Ярославль», нельзя будет открыть рейс отправлением 16.55 из Вологды ни до Ярославля, ни до находящихся в том же направлении Костромы, Иванова или Москвы.

Санкции и антисанкции

Интересным новшеством, вводимым законом, является использование судебных органов для расторжения договоров, контрактов и аннулирования свидетельств на право выполнения пассажирских перевозок. Раньше, как правило, в случае недовольства работой перевозчика (как правило, из-за грубого нарушения последним условий выданных разрешений), государственные (муниципальные) органы расторгали договорные отношения с перевозчиками, а те, в свою очередь, оспаривали невыгодные для них решения в судах разных инстанций и периодически их выигрывали. При этом, как правило, перевозчики продолжали на протяжении всего времени судебных разбирательств работать на маршрутах. И контролирующие органы пребывали в замешательстве – с одной стороны, перевозчики работают без разрешений, то есть их надо штрафовать, с другой стороны, в любой момент может появиться решение суда, по которому расторжение договора могут признать незаконным, а значит и все штрафные санкции (а порой это сотни тысяч или даже миллионы рублей) также будут подлежать отмене. Теперь, получив достаточную доказательную базу оснований для расторжения договоров, уполномоченные органы сначала будут обращаться в суд. В случае признания судом справедливости требований уполномоченного органа, договоры будут расторгаться в судебном порядке, и после вступления в силу решений суда недоразумений по поводу того, легальные ли перевозки по маршруту или нет, ни у кого уже не будет.

Предусмотрены новым законом и меры, позволяющие улучшить безопасность движения. Не секрет, что многие частные компании сейчас используют «арендные» машины, которым они лишь выдают путёвки и собирают с их владельцев некую ренту за право работать на маршрутах, закрепленных за компанией. Ночуют такие машины зачастую во дворах, с утра водитель, не пройдя медосмотр, сразу садится за руль автобуса, не прошедшего предрейсовый техосмотр, и едет на маршрут. Результатами таких поездок нередко становятся ДТП с человеческими жертвами. 220-ФЗ вводит положение, заключающееся в том, что в отсутствие водителя стоянка транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, в ночное время (с 22.00 до 6.00) должна осуществляться, только на парковках, соответствующим требованиям Минтранса России, а места парковок определяются уполномоченными органами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Ещё одна негативную тенденцию, которую хочет переломить новый закон – это межрегиональные «заказные» перевозки. В отличии от рейсов регулярного сообщения с автовокзалов и автостанций, выполняемых компаниями, получившими лицензии на право выполнение пассажирских перевозок, заказные рейсы могут выполняться любой компанией, и за качество их услуг никто по сути не отвечает. Например, в Москве уже много лет борются с таким явлением, как «заказные» автобусы от точек, находящихся в районе железнодорожных вокзалов, но кроме локальных побед, кардинального изменения здесь ситуации не достигнуто. Новый закон позволяет уполномоченным органам регионов определять места отправления межрегиональных автобусов, тем самым поставив вне закона все пункты отправления «серых» перевозчиков, оставив перед теми выбор – либо перейти в регулярные перевозки, с отправлением от согласованных автовокзалов/автостанций, либо перевозки прекратить.

В одной, даже большой статье, полностью пересказать все нюансы нового, фундаментального для целой отрасли, закона практически невозможно, поэтому в обзоре останавливаемся лишь на наиболее существенных моментах.

Автобус движется по направлению к границе

И, конечно же, нельзя обойти вниманием негативные последствия закона.

Наибольшее количество неприятностей новый закон сулит пассажирам пригородных межрегиональных маршрутов – то есть маршрутов, проходящих по территориям нескольких субъектов РФ, расстояние между границами начального и конечного пункта которых менее 50 километров. Как правило такие маршруты соединяют соседние райцентры по обе стороны границы между регионами, либо приграничные деревни одного региона с приграничным райцентром другого региона, а остановки располагаются каждые 2-3 километра или даже чаще.

Для того, чтобы все остановки такого маршрута были внесены в реестр, по новой процедуре их должен в федеральный орган подать владелец остановочного пункта. Типичный остановочный пункт пригородного межрегионального маршрута – это павильон ожидания «без удобств», а то и просто столбик в чистом поле. Владельцем, как правило, является дорожная организация, на балансе которой находится дорога, элементом которой эта остановка является. То есть у хозяина остановки нет заинтересованности в функционировании межрегионального маршрута, особенно если через нее проходят другие, «местные» маршруты, и желание готовить документы для внесения остановки в федеральный реестр, у него более чем отсутствуют.

Между тем, перевозчиков за посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах, не внесенных в маршруты, предполагается штрафовать, для чего законом 220-ФЗ внесены соответствующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 11.33 «Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса» начнет действовать уже с 15 июля 2016 года. Помимо посадки и высадки пассажиров, штрафам перевозчики будут подвергаться за стоянку в ночное время вне установленных мест, отсутствие карты маршрута в автобусе, троллейбусе или трамвае (она выдается на каждое транспортное средство по маршруту, согласованному соответствующим уполномоченным органом), а также если такая карта есть, но сам автобус (троллейбус, трамвай) не соответствует заявленным в ней требованиям.

Но вернемся к межрегиональным маршрутам. Помимо всего прочего, по ним теперь не смогут выполняться перевозки по регулируемым тарифам. Между тем в настоящее время только из Московской области в соседние Тверскую, Владимирскую, Калужскую, Рязанскую, Тульскую области таких маршрутов более 20 («Талдом – Кимры», «Зарайск – Жоково», «Шатура – Спас-Клепики», «Серпухов – Кремёнки», «Дубна – Фёдоровка» и другие). О льготах на этих маршрутах придется забыть, как, возможно, и вообще о некоторых из этих маршрутов.

Переходный период

После формирования к 11.01.2016 на всей территории Российской Федерации новых реестров маршрутов, перевозчикам, чьи маршруты попадут в реестр, будут выданы свидетельства на право выполнения регулярных перевозок по маршрутам, и карты маршрутов на каждый автобус (троллейбус, трамвай), предусмотренный расписанием маршрута. Тем самым предполагается реализация первого этапа по трансформации «исторически сложившейся» транспортной ситуации в правила, сформулированные новым законом. Срок действия этих свидетельств будет либо равен срокам старых разрешений, либо (если он не указан, или истек в первые месяцы после принятия нового закона) установлен до 14 июля 2016 года. После чего уполномоченные органы будут выдавать новые свидетельства сроком не менее чем не 5 лет, которые потом (в случае работы перевозчика без существенных нареканий) могут быть продлены на срок не менее 5 лет. Все маршруты, оставшиеся без перевозчиков (из-за его отказа, прекращения действия свидетельства по решению суда и т.д.), будут выставляться на конкурсы. Такая ситуация по маршрутам по нерегулируемым тарифам. Разрешения и сроки их действия по маршрутам по регулируемым тарифам будут зависеть от сроков действия бюджетов соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований. Со временем власти могут переводить маршруты по нерегулируемым тарифам в регулируемые тарифы, но с информированием перевозчика не позднее чем за полгода.

Уполномоченные органы смогут развивать маршрутные сети подвластных им территорий путём утверждения документов территориального планирования – так смогут появляться на свет маршруты, о которых не заявил бы не один перевозчик, но которые нужны пассажирам, изменяться или отменяться существующие маршруты. Для действующих перевозчиков решение властей об отмене или изменении маршрута при этом не будет внезапным – ведь оно должно поступить к ним не позднее чем за 180 дней до предполагаемого закрытия маршрута. Такой срок вполне достаточен для того, чтобы перевозчику либо перестроить работу своей компании, либо попытаться оспорить решение о закрытии маршрута в судах.

Будущее покажет, насколько новый закон будет жизнеспособен. Возможно, какие-то «точечные» изменения и дополнения появятся еще в первый год его жизни. В любом случае, с точки зрения транспортной системы, единый закон для единой России – это несомненный шаг вперёд.

1. Владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

2. Условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, в состав которого включен данный объект.

3. Пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект (далее - договор оказания услуг). Владельцу объекта транспортной инфраструктуры запрещается:

1) навязывать указанным лицам платные услуги, в которых они не заинтересованы;

2) взимать плату за пользование элементами обустройства автомобильных дорог.

4. Расторжение договора оказания услуг допускается по соглашению сторон или по решению суда.

5. Владелец объекта транспортной инфраструктуры обязан разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о платных услугах, оказываемых на данном объекте юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект, включая тарифы на такие услуги.


Судебная практика по статье 34 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ

    Решение от 25 декабря 2018 г. по делу № А56-67810/2017

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    И городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 220-ФЗ), частью 4 статьи 34 которого предусмотрено, что расторжение договора оказания услуг в сфере пассажирских перевозок допускается только по соглашению сторон или по решению суда, уведомление о расторжении договора от 08.08....

    Решение от 17 декабря 2018 г. по делу № А51-12404/2018

    Решение от 13 декабря 2018 г. по делу № А51-12571/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А56-83394/2017

    Арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАС СЗО)

    Без заблаговременного уведомления Предпринимателя, в связи с чем последний был лишен возможности предпринять какие-либо меры, направленные на уменьшение возможного размера убытков. Частью 4 статьи 34 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что расторжение договора оказания услуг в сфере пассажирских перевозок допускается по соглашению сторон или по решению суда. Закон № 220-ФЗ вступил в силу...

    Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А50-22012/2018

    8); владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании (пункт 9). В силу положений части 3 статьи 34 Закона № 220-ФЗ пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником...

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А56-27302/2018

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    Разногласий по договору в гражданско-правовом порядке, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные. Как усматривается из материалов дела, Предприятие, направляя соответствующие оферты перевозчикам, руководствовалось положениями статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении...

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А60-37053/2018

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    О том, что приказом истца от 22.01.2018 г. № 10 утверждены платные услуги, единые для всех перевозчиков противоречит с ч.ч. 2, 3 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, содержанию названного приказа, и обстоятельствам дела. Ответчик также не согласен с выводом суда о том, что отсутствие заключенного договора...

    Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-12575/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-4913/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 26 ноября 2018 г. по делу № А15-2776/2018

    Арбитражный суд Республики Дагестан (АС Республики Дагестан)

    Перевозок пассажиров и багажа, основанием для прекращения свидетельства явилось нарушение обществом требований пункта 7 части 1 ст. 29 указанного Закона №220- ФЗ. Частью 1 статьи 34 Закона №220- ФЗ предусмотрено, что владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, ...

Закон просто жизненно необходим для российских городов, но в России вся строгость законов всегда компенсируется необязательностью их исполнения. Впрочем, посмотрим, как на этот раз заработает новое законодательство на деле, и как будут выкручиваться нелегальные и недобросовестные перевоздчики. Опять же вопрос, кто будет контролировать перевозчиков, кто будет штрафовать за высадку пассажира вне остановочного пункта?!

Оригинал взят у monteklever в Новый порядок организации пассажирских перевозок (Федеральный закон №220 от 13 июля 2015)

В России наконец-то началось федеральное регулирование городских пассажирских перевозок и это просто прекрасно. Раньше всё зависело от желания (или нежелания - как в случае Твери) городского департамента транспорта и депутатов городской думы наводить порядок в сфере перевозок, поэтому в одних городах вроде Белгорода, Перми, Саратова, Москвы городской транспорт развивался относительно нормально, другие же города заполонили полчища маршруток. Теперь все будут подчиняться единым общероссийским правилам. Коротко пройдусь по нововведениям 220-ФЗ от 13.07.2015 г. "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Перевозчики обязаны работать только по контрактам с Администрацией
"Ст.14, п.2: Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона."
Раньше многие маршрутчики спорили и судились, что для осуществления пассажирских перевозок им достаточно одной лицензии на работу. Подобный беспредел уходит в прошлое, теперь в обязательном порядке должны заключаться контракты на основе открытых конкурсов по 44-ФЗ. Примечательно, что п.5 той же статьи предусматривает возможность современного способа расчётов с перевозчиками: забирать выручку маршрутчиков себе, а уже после оплачивать их транспортную работу (про сроки оплаты ничего не сказано).

Свидетельство и карты маршрута
Победителю конкурса выдаётся свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту. Также на каждое транспортное средство из конкурсной заявки выдаются карты маршрута (ст.19). Срок действия этих документов - 5 лет, однако в случае наличия планов по отмене маршрута может быть указан и меньший срок.
Если я правильно понял, то по истечению срока действия документы продлеваются на следующие 5 лет без конкурса (п.5 ст.19)!
При этом допускается аннулировать свидетельство, если будет принято официальное решение о закрытии маршрута (ст.29, ч.1, п.5), а перевозчик должен быть уведомлён об этом за 6 месяцев (ст.39, ч.5).
Ещё Дептранс может аннулировать свидетельство через суд в следующих случаях:
- неоднократного нарушения п.3-5 ст.11.33 КоАП в течение года (ночная стоянка в неположенном месте, перевозка без карты маршрута или на автобусе, не соответствующем характеристикам в карте маршрута);
- расторжения договора простого товарищества.
Чтобы Дептранс смог получить необходимую статистику, УГАДН обязали передавать информацию о выписаных по ст.11.33 штрафах в Администрацию города в течение 1 дня по факсу (ст.36).

Требования к перевозчикам при участие в конкурсе
"Ст.23, ч.1 п.2: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией ;"
Перевозчик может пообещать приобрести транспортные средства, теперь ему необязательно иметь их в наличии.

Критерии отбора победителя открытого конкурса
Регион или муниципалитет разрабатывает свою шкалу оценки для следующих критериев, по которым и выбирается победитель:
- количество ДТП с жертвами или причинением вреда здоровью пассажирам за прошлый год в расчёте на 1 ТС;
- опыт работы в перевозках, подтверждённый исполнением гос- или муниципальных контрактов;
- характеристики ТС, влияющие на качество перевозок (кондиционер, низкий пол, возможность перевозки МГН и т.д.);
- максимальный срок эксплуатации ТС в течение срока действия свидетельства.
Если ни одна заявка не соответствует требованиям конкурсной документации или никто не заявился на конкурс, то Администрация вправе закрыть маршрут или повторить конкурс (ст.24).

Реестр маршрутов муниципального транспорта
Закон устанавливает внушительные требования к содержанию реестра (ст.26). Вот они:
- номер маршрута;
- указание начального и конечного пункта;
- наименование промежуточных остановочных пунктов;
- наименование улиц, по которым проходит маршрут ;
- протяжённость ;
- порядок посадки и высадки (везде или только на остановках);
- вид регулярных перевоз (по установленным тарифам или нет);
- вид и класс транспортных средств (с максимальным количеством ТС каждого класса) ;
- экологические характеристики для ТС ;
- дата начала перевозок ;
- наименование и адрес ЮЛ или ИП (если товарищество, то всех!), осуществляющих перевозки по маршруту .
Нынешний реестр тверского городского транспорта выглядит смехотворно, так как большей части важнейшей информации о маршрутах там нет. Выше я подчёркнул пункты, которых как раз сейчас нет и которые закон обязывает добавить в течение полугода.
От себя порекомендую всем Департаментам вносить также информацию по минимальным интервалам движения в часы пик (как уже сделано, например, в Саратове).
Новый закон обязывает размещать реестр на сайте Администрации в доступной для ознакомления форме без взымания платы. Сейчас на сайте tver.ru реестр можно кое-как отыскать лишь в постановлениях, что, конечно же, неудобно для горожан. По-хорошему ссылку на реестр необходимо разместить в отдельном транспортном разделе сайта, которого, к сожалению, до сих пор нет.

Контроль за осуществлением регулярных перевозок
Государственный контроль (надзор) в области транспорта допускает проведение следующих проверок УГАДН (ст.35):
- наличие у водителя карты маршрута и соответствие ТС техническим характеристикам из этой карты;
- соблюдение требований посадки/высадки пассажиров;
- соблюдение требований парковки в ночное время с 22:00 до 6:00 (ст.33).
Проверку выполнения прочих условий контракта осуществляют сотрудники Администрации. Полномочия проверок УГАДН могут быть переданы субъекту отдельным соглашением.
Также перевозчик должен направлять в Администрацию ежеквартальные отчёты о своей деятельсности (ст.37).

Реализация настоящего ФЗ
В течение месяца с момента принятия закона (к 13 августа 2015) все перевозчики присылают в Дептранс информацию о своих маршрутах (ст.39, ч.1).
В течение 6 месяцев (к 13 января 2016) Дептранс обновляет реестр и выкладывает его на сайте (ст.39, ч.2).
В течение 6 месяцев региональные и муниципальные власти приводят свою нормативку по перевозкам в соответствие данному ФЗ. Пока же они обязаны действовать лишь в части, не противоречащей данному ФЗ (ст.39, ч.10).
В течение 9 месяцев (к 13 апреля 2016) Дептранс должен выдать всем перевозчикам свидетельства и карты маршрутов (ст.39, ч.3).

Изменения в КоАП
ФЗ вносит изменения и в КоАП. Появляется новая важная статья 11.33 о правонарушениях водителей, правда вступит в силу она лишь через год (ст.40):
- ч.1. Штраф водителю за посадку-высадку пассажиров в неустановленном месте - 3 000 руб.
- ч.2. Повторное правонарушение из ч.1 - 5 000 руб.
- ч.3. Ночная стоянка ТС вне установленных мест - 5 000 для водителя, 25 000 для юрлица
- ч.4. Перевозка без карты маршрута - 5 000 для водителя, 300 000 для юрлица
- ч.5. Несоответствие характеристик ТС указанным в маршрутной карте - 20 000 для юрлица

Под статьёй есть супер-крутое примечание: "За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица ". Другими словами всякие ИП будут нести ответственность по всей строгости (раньше была небольшая коллизия, из-за которой получалось штрафовать только водителей).

Порядок вступления в силу настоящего ФЗ
Статьи 1-3, 39, 41, 42 - со дня опубликования
статьи 4-32, 36-38 - через полгода
статьи 33-35, 40 - через год

Федеральный закон, который будет рассмотрен в настоящей статье, направлен на совершенствование российского законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения страны автомобильным и городским наземным электротранспортом.

Описание 220 ФЗ

Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 220-ФЗ был принят 13 июля 2015 года. В это же время были внесены коррективы в Федеральный закон N 16. Подробнее об этом

Структурно закон представлен восемью главами, включающими 42 статьи. Закон имеет достаточно большой объем, потому обозначит тезисно основные аспекты и предметы регулирования:

  • Общие положения : предмет закона, правовые отношения в сфере организации регулярных пассажирских перевозок, основные понятия;
  • Организация регулярных перевозок межрегионального сообщения :
    • Утверждение, изменение и отмена маршрута — заявление, рассмотрение;
    • Требования к составлению расписания прибытия-отправления транспорта;
    • Тарифы и льготы;
  • Организация регулярных перевозок местного сообщения :
    • Пассажирские перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам, порядок установления тарифов, транспортные льготы;
    • Полномочия по утверждению, изменению и отмене маршрутов, изменение вида регулярных пассажирских перевозок, порядок проведения перечисленных процедур для регулярных муниципальных, межмуниципальных и смежных межрегиональных маршрутов;
    • Соглашение об организации регулярных перевозок между субъектами России,
    • Получение свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по установленному маршруту и соответствующих карт;
    • Открытый конкурс: извещение о проведении, порядок организации, требования к участникам, оценка и сравнение заявок;
  • Реестры маршрутов регулярных рейсов : полномочия по ведению реестра, содержащиеся сведения, доступ к ним;
  • Свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по установленному маршруту и карты таких маршрутов :
    • Порядок выдачи и переоформления свидетельства;
    • Получение и переоформление карты маршрута;
    • Прекращение или приостановление действия указанных документов;

ФЗ 126 о связи с последними изменениями

  • Транспортная инфраструктура и отдельные объекты :
    • Остановочные пункты по межрегиональному рейсу;
    • Запись о них в соответствующем реестре;
    • Содержание и порядок ведения реестра;
    • Правила пользования объектом транспортной инфраструктуры;
    • Обязанности перевозчика, осуществляющего регулярные рейсы;
  • Контроль за проведением регулярных пассажирских перевозок :
    • Государственный транспортный контроль, проверки;
    • Происшествия, о которых перевозчик обязан незамедлительно информировать;
    • Отчеты по регулярным пассажирским перевозкам;
  • Заключение :
    • Ограничения, связанные с организацией заказных перевозок пассажиров и багажа;
    • Обеспечение осуществления положений закона;
    • Изменения, вносимые в КоАП РФ и закон о контрактной системе в сфере госзакупок.

Вам будет интересно: ФЗ №257 с последними изменениями

В рамках рассматриваемого закона, под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участник договора простого товарищества.

Настоящий закон претерпевал изменения лишь единожды — в декабре 2017 года.

Какие были внесены изменения?

Последняя редакция закона датируется 29 декабря 2017. Изменения были внесены федеральным законом N 480-ФЗ. Поправки крайне масштабные, была затронута, пожалуй, большая часть статей закона. Обозначим основные из изменений.

В пункте 5 статьи 3 уточняется понятие смежного регионального маршрута — это межрегиональный регулярный маршрут в границах:

  • Городов Москва, С. Петербург и Севастополь и граничащих с ними субъектов РФ;
  • Краснодарского края и Республики Адыгея.

Также статья 3 была дополнена пунктом 28 , в котором прописаны факторы и характеристики, определяющие качество и комфортабельность пассажирских перевозок: высота пола (низкий пол оптимален), наличие кондиционера, специального оборудования для перевозки инвалидов, электронного информационного табло, системы климат-контроля, возможность безналичной оплаты проезда и иные характеристики.

Часть 4 статьи 4 настоящего закона гласит: заявление об утверждении или изменении межрегионального маршрута должно быть одобрено или с мотивированным обоснованием отклонено в течение 3-х дней со дня подачи. Причиной отказа может служить несоответствие положениям частей 1 — 3 статьи 5 закона или наличие в отношении перевозчика обстоятельств, определенных в части 8 статьи 29. Пакет документов, переданный вместе в заявлением, должен быть возвращен заявителю.

Чтобы снизить нагрузку на внутреннюю транспортную систему населенных пунктов, возможно расположение начальных или конечных остановочных пунктов межрегиональных маршрутов вблизи пересечения автомобильной трассы с границами населенных пунктов или городов. Принимая такое решение, местная власть обязана составить соответствующий нормативный акт. В результате последней редакции был уточнен порядок дальнейших действий (ч. 14 ст. 4 фз 220): уполномоченный федеральный орган должен быть письменно уведомлен о принятии нормативного акта в трехдневный срок с момента его утверждения, после чего в течение 7 дней соответствующее уведомление должно появиться на его официальном интернет-сайте.

С 28 июня 2018 года при подаче заявления об установлении или изменении регулярного межрегионального маршрута пассажирских перевозок (ст. 5 закона ) помимо всех прочих данных, перевозчики будут обязаны указывать:

  • Место нахождения — для юридических лиц;
  • Место жительства (фактический адрес) — для индивидуальных предпринимателей.

Статья 6 закона. Был расширен перечень причин, по которым может быть отказано в принятии такого заявления. К нему добавились:

  • Несоответствие планируемого расписания для остановочных пунктов по данному маршруту требованиям, прописанным в статье 7 настоящего закона;
  • Наличие у перевозчика (юридического лица, ИП) или хотя бы одного из членов простого товарищества просроченного неуплаченного административного штрафа, назначенного за нарушение в транспортной или дорожной сфере.

Статья 7 ФЗ 220 . Значительную редакцию претерпели также сами требования к установлению расписания отправления ТС, осуществляющих перевозки по межрегиональным маршрутам:

  • Часть 1 была изложена в новой редакции. Минимальная разница в расписании утверждаемого и существовавшего ранее маршрутов, имеющих несколько общих остановочных пунктов на пути следования, должна соответствовать нормам, установленным Министерством транспорта;
  • Были введены части 3 и 4. Соглашениями граничащих субъектов, между которыми организованы регулярные пассажирские перевозки, могут быть предусмотрены иные условия составления расписания. О заключении такого договора стороны в течение 3 дней должны уведомить федеральный исполнительный орган, который после в течение семи дней разместит информацию на официальном сайте. Требование к разнице в расписаниях устанавливается в зависимости от длины совпадающего отрезка пути следования между общими остановками и общих длин рассматриваемых маршрутов.

Закон был дополнен статьей 9.1 . Предусмотрена возможность органов государственной власти субъектов РФ предоставлять льготы на проезд межрегиональными рейсами отдельным категориям граждан. Условия компенсации недополученных средств согласуются с перевозчиками. Льготы финансируются из местного бюджета.

Статья 12 ФЗ 220 . Порядок создания, изменения и отмены маршрутов регулярных пассажирских перевозок (как муниципальных, так и межмуниципальных) устанавливается с учетом положений настоящего закона местными властями, которые издают соответствующие нормативно-правовые акты для каждого из субъектов РФ и отдельно — для городов федерального значения. После принятия местными органами решения об изменении маршрута, в течение 60 дней перевозчик должен подать заявку о продлении свидетельства и карты данных с учетом правок.

Статья 13. Что касается тех же процедур для межрегиональных пассажирских перевозок, их порядок определяется соглашениями между субъектами, в границах которых пролегает маршрут. Решение об изменении или отмене рейса по инициативе властей должно быть принято за 3 месяца до истечения срока действия свидетельства перевозчика (если меньшие сроки не согласованы с ним самим) и вступает в силу по окончании срока его действия. После принятия решения об изменении маршрута, перевозчик также в течение 60 дней должен обратиться в уполномоченный орган субъекта с целью продления свидетельства и карты.

Муниципальные, межмуниципальные и межрегиональные маршруты пассажирских перевозок считаются утвержденным или измененным со дня внесения соответствующих сведений в реестр (ст. 12 — 13). Карты выдаются на каждое транспортное средство, используемое для пассажирских перевозок по соответствующему маршруту (ст. 17).

Часть 4 ст. 17. Местными нормативными актами могут быть предусмотрены дополнительные требования к перевозчику в части:

  • Количества ТС разных классов, используемых одновременно на одном маршруте;
  • Допустимого соотношения невыполненных рейсов к числу предусмотренных на квартал;
  • Обязанности по передаче в местную навигационную систему сведений о местонахождении транспортного средства;
  • Обеспечения исправной работы установленного в салоне оборудования;
  • Информирования в установленные сроки уполномоченного органа местной власти и администрации автовокзала (станции) об изменении тарифов на пассажирские перевозки.

Претерпели редакцию правила объявления открытого конкурса для потенциальных перевозчиков определенного маршрута (статья 21 закона ). Конкурс должен быть объявлен:

  • Не позднее 90 дней со дня установления маршрута;
  • Не позднее 30 дней после отказа победителя состоявшегося ранее конкурса от права на получение свидетельства (данное положение части 10 статьи 24 вступит в силу в июне 2018) или при наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 7 (были рассмотрены выше);
  • Не позднее месяца после принятия решения о переходе на нерегулируемые тарифы.

Приступить к осуществлению пассажирских перевозок победитель должен не позднее 90 дней после оглашения результатов конкурса и не раньше, чем истечет срок действия свидетельства прежнего перевозчика.

В статье 23 настоящего закона рассмотрены требования к участникам конкурса. Лицо, претендующее на получение права на осуществление пассажирских перевозок, ранее не должно было лишаться свидетельства с связи с допущением серьезных нарушений (судебное решение, многократное невыполнение рейсов без уважительных причин и пр.)

Статья 24 об оценке и сопоставлении заявок в открытом конкурсе практически полностью была пересмотрена: части 2, 3 и 6 были изложены в новой редакции, статья также была дополнена частями 4.1, 4.2 и 9 — 11. Ищите изменения в тексте закона 480 ФЗ (ссылка на скачивание в конце статьи). Большая часть введенных положений статьи вступит в силу 28 июня 2018.

Пункты 9 — 14 ч. 1 ст. 26 . К числу сведений, которые положено вносить в реестр, были добавлены:

  • Характеристики ТС (вид, класс, экологические характеристики, макс. срок использования);
  • Наибольшее возможное количество машин каждого класса, которое допустимо использовать для перевозок по регулярному маршруту;
  • Планируемое расписание для остановочных пунктов;
  • Дата начала пассажирских перевозок;
  • Наименование, место нахождения перевозчика, ИНН;
  • Иные сведения, предусмотренные соглашениями соседствующих субъектов.

Статья 29 . Расширен перечень причин, по которым может быть прекращено действие свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок:

  • Невыполнение ни одного рейса из числа предусмотренных расписанием маршрута в течение более чем трехдневного срока или 5 и более регулярных рейсов подряд — за исключением чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 29 была дополнена пунктами 7 — 8);
  • Многократная просрочка по предоставлению квартальной отчетности;
  • Мотивированная жалоба о выполнении по меньшей мере двух рейсов в течение месяца с отправлением ранее положенного по расписанию времени (последние два обстоятельства рассматриваются в суде на основании иска уполномоченного исполнительного органа).

Статья дополнена частью 8 : если действие свидетельства было досрочно прекращено из-за грубых нарушений (предусмотрены п. 2, 7, 8 ч. 1 ст. 29), перевозчик лишается права участия в открытых конкурсах на 1 год.

Статья 32, дополненная частью 3.1 , прописывает возможность органов государственного транспортного контроля проводить плановые рейды и осмотры автомобильных вокзалов и станций, а также остановочных пунктов, расположенных вне данных территорий.

Транспортная безопасность является одним из важнейших моментов в области перевозок, в особенности пассажирских. Глава 6 пополнилась статьей 34.1. Для осуществления пассажирских перевозок, закон обязывает перевозчика:

  • Использовать исключительно транспорт, находящийся в его распоряжении на законном основании: право собственности, аренда и т. д. (п. 2 ч. 1 статьи 23);
  • Допускать к управлению водителей, с которыми у перевозчика заключены трудовые договоры;
  • Сведения о ИП или участнике договора простого товарищества должны быть внесены в реестр.

Статья 38 о создании условий для беспрепятственного проведения регулярных перевозок путем введения ограничений для заказных перевозок пассажиров и багажа была изложена в новой редакции. Перевозчиков, работающих на заказной основе, могут ожидать определенные ограничения, если таковые будут предусмотрены местными нормативными актами.

  • Запрещено (или должно быть согласовано с властями) отправление одного и того же ТС, используемого для пассажирских перевозок, более 3-х раз в течение месяца (часть 1 ст. 38 );
  • Указанные выше требования не распространяются на автобусы с детьми и перевозки, связанные с оказанием ритуальных услуг.

Также претерпела масштабные изменения статья 39 об обеспечении реализации положений закона ФЗ 220. Статья была дополнена частями 4.1, 5.1, 7.1, части 7 и 9 были изложены в новой редакции.

Скачать действующую редакцию закона об организации регулярных перевозок

Как уже было сказано, правки оказались крайне масштабными, потому даже кратко описать их все в одной статье достаточно сложно. Для ознакомления с полным перечнем введенных в закон 29 декабря 2017 года изменений, предлагаем скачать .

Также вы можете автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 220-ФЗ в последней редакции. Обратите внимание, что часть поправок вступает в силу только в июне 2018, потому они пока не включены в текст закона.

1. Вопрос: Что должен включать в себя документ планирования регулярных перевозок? Общий перечень мероприятий или данный перечень по каждому маршруту?

Ответ: Документ планирования регулярных перевозок – это программа развития регулярных перевозок на определенную перспективу, т.е. это мероприятия не в отношении отдельного маршрута, а в отношении всей маршрутной сети. Законом регламентируется только отдельные мероприятия, которые могут быть включены в этот документ, в частности, перспективный план по оптимизации маршрутной сети и структуры перевозок (установление специализации остановочных пунктов межрегиональных маршрутов по направлениям перевозок, отмена отдельных маршрутов, изменение вида перевозок по отдельным маршрутам), а также помаршрутный график перехода на контрактную систему. Остальное содержание данного документа определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Все мероприятия за исключением установления помаршрутного графика перехода на контрактную систему не являются обязательными.

2. Вопрос: Обязаны ли перевозчики прикладывать к представленной информации согласно части 1 статьи 39 подтверждающие документы (паспорт маршрута, договор, иную информацию)?

Ответ: Не должны. Вся эта информация должна быть в распоряжении органа власти, если все изменения со дня утверждения паспорта маршрута документировались надлежащим образом. Если же этого не происходило, в том числе вследствие бездействия органа власти, то может возникнуть ситуация, когда представленные сведения не соответствуют данным паспорта. В соответствии со статьей 2 закона в этом случае решение остается за органом власти. Самое справедливое (поскольку в этом виновны также и органы власти) объявить амнистию, т.е. если перевозки уже осуществляются по измененным (по сравнению с паспортом) маршрутам, узаконить эти изменения.

3. Ст. 39 Федерального закона предусмотрено, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Ответ: К ним следует относить любые перевозки, в отношении которых предоставляется бюджетное финансирование, независимо от его целевого назначения.

4. Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. Переходными положениями федерального закона предусмотрено: - до 09.04.2016 выдать перевозчикам, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов;

До 14.07.2016 выдать владельцам карт маршрутов свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам и новые карты маршрутов.

Вопрос: Для какого вида перевозок выдается свидетельство?

Ответ: Для перевозок, которые не финансировались бюджетами.

5. Ст. 14 Федерального закона предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт, предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, будет заключаться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44). Таким образом, согласно Ст. 22 Федерального закона № 44 начальная (максимальная) цена контракта подлежит обоснованию.

Вопрос: Как формируется начальная (максимальная) цена контракта в соответствии с Федеральным законом по регулярным маршрутам с регулируемыми тарифами?

Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ в отношении перевозок, которые в настоящее время осуществляются без предоставления бюджетного финансирования, но с применением регулируемых тарифов, должны быть выданы свидетельства. Если такие перевозки осуществляются на основании договора, то данные свидетельства начнут действовать по окончании срока действия этого договора. При этом со дня начала действия свидетельства тарифное регулирование соответствующих перевозок должно быть отменено.

Переход на контрактную систему предусмотрен только в отношении перевозок, которые осуществляются с предоставлением бюджетного финансирования. Этот переход должен быть осуществлен помаршрутно в течение 5 лет. До перехода на контрактную систему перевозки по соответствующим маршрутам должны осуществляться в том же порядке, который действовал до вступления закона в силу.

В настоящее время Минтранс России разрабатывает проект приказа «О порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам». В случае утверждения данного приказа в Российской Федерации будет введен единый порядок определения начальной цены таких контрактов.

6. Вопрос: Может ли маршрут, частично или полностью оплачиваемый за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, иметь вид перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемому тарифу?

Ответ: Не может.

7. Вопрос: Означает ли наличие обязанности в выдаче свидетельства перевозчикам до 14.07.2016, что все маршруты, включенные в реестр в январе 2016 года, имеют вид перевозок – регулируемые перевозки по нерегулируемым тарифам?

Ответ: Если маршрут установлен после 11 января 2016 года, орган власти должен определиться будет или не будет в отношении перевозок по данному маршруту предоставляться бюджетное финансирование. Если не будет, то по этому маршруту могут осуществляться только перевозки по нерегулируемому тарифу.

Если будет, то до перехода на контрактную систему (в течение 5 лет со дня официального опубликования закона) перевозки по данному маршруту должны осуществляться по регулируемым тарифам и в порядке, действовавшем до дня официального опубликования закона.

8. Ст. 11 Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в части регулирования тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района. Вместе с этим ст.15 Федерального закона утвержден порядок установления регулируемых тарифов на перевозки, где пунктом 1 данной статьи определено, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

Вопрос: Будет ли устранено это противоречие в части порядка установления тарифов на регулярные перевозки?

Ответ: В части 2 статьи 11 допущена техническая ошибка. В настоящее время Комитет Государственной Думы РФ по транспорту подготовил проект соответствующих поправок в Федеральный закон № 220-ФЗ, который планируется принять до конца 2015 года.

9. Вопрос: Имеет ли право уполномоченный орган власти предусмотреть для одного маршрута одновременно 2 вида регулярных перевозок?

Ответ: Не имеет.

10. Вопрос: Если с перевозчиком будет расторгнут договор до конца 2015 года, должен ли уполномоченный орган власти выдать такому перевозчику карты маршрутов на срок до окончания года со дня официального опубликования закона (до 14 июля 2016) года?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ карты маршрута должны быть выданы после размещения на официальном сайте уполномоченного органа реестра соответствующих маршрутов (не позднее 11 января 2016 года) и до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона. При этом такие карты выдаются только на срок до окончания действия договора, предусматривающего осуществление перевозок по маршруту, включенному в реестр. Поэтому, если договор с перевозчиком будет расторгнут до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона, то данный перевозчик утратит право на получение карты маршрута.

11. Вопрос: Что означает понятие «установление маршрута»? Равнозначно ли оно понятию «открытие маршрута»?

Ответ: Равнозначно.

12. Вопрос: каким образом осуществляется процедура установления отдельного маршрута в случаях:

1) если регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества;

2) если регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов осуществляются по одному маршруту совместно с регулярными перевозками, частично или полностью оплачиваемыми за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

При этом процедура установления предполагает открытие (установление) нового маршрута (с новым порядковым номером), не включенного в реестр каждому ип, юр. лицу, или присвоение для каждого ип, юр. лица, обслуживающего маршрут, нового регистрационного номера маршрута (при этом они будут осуществлять перевозку по уже открытому (установленному) ранее маршруту, но с разными реестровыми номерами)?

Ответ. Новым маршрутам должны присваиваться новые порядковые и новые реестровые номера.

13. Ст. 28 Федерального закона установлены сведения, которые должна содержать карта маршрута регулярных перевозок.

Вопрос: Будет ли предусмотрено порядком заполнения карты или формой бланка карты маршрута указание государственного регистрационного номера автобуса?

Ответ: Не будет.

14. Вопрос: Каким образом в целях оценки конкурсного предложения, предусмотренного пунктом 1 части 3 ст. 24, определяется и подтверждается количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса?

Ответ: ПТС, договором аренды или лизинга.

15. Вопрос: Может ли орган местного самоуправления/ субъект РФ регулировать минимальную, максимальную величину тарифа по виду перевозок - по нерегулируемому тарифу по муниципальным маршрутам?

Ответ: Если перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам, то органы власти не вправе устанавливать предельные значения данных тарифов, поскольку это также будет являться тарифным регулированием.

16. Вопрос: Предполагается ли введение такого регулирования на законодательном уровне?

Ответ: Наделение органов власти правом устанавливать предельные значения тарифов на такие перевозки не предполагается.

17. Вопрос: Каким образом уполномоченный орган может регулировать процесс установления нерегулируемого тарифа перевозчиком и контролировать процесс его применения?

Ответ: Органы власти не вправе "регулировать процесс установления нерегулируемого тарифа перевозчиком и контролировать процесс его применения".

18. Вопрос: в законе за уполномоченным органом не закреплена обязанность заключения договора с ип, юр лицом, получившим свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса. В связи с тем что предметом конкурса является: право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок вправе ли орган местного самоуправления при утвердждении порядка проведения открытого конкурса предусмотреть процедуру заключения договора на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Ответ: Законом заключение таких договоров не предусмотрено. В то же время в соответствии с частью 1 статьи 421 ГК РФ заключение договора в обязательном порядке может быть установлено только федеральным законом. Поэтому органы власти не вправе обязать перевозчиков заключать такие договоры.

19. Вопрос: если маршруты установлены до 11 января 2016 года - перевозчикам, включенным в реестр как обслуживающим данные маршруты, орган местного самоуправления в сроки, регламентированные законом, выдает карты маршрута и свидетельства.

Означает ли это, что данные маршруты имеют вид перевозок - по нерегулируемому тарифу и могут изменить вид перевозок - по регулируемому тарифу только в сроки перехода на контрактную систему, указываемые уполномоченным органом в документе планирования?

Ответ. Законом предусматривается сохранение до перехода на контрактную систему прежнего порядка организации только тех перевозок, которые частично или полностью финансируются бюджетами. Если после вступления в силу статьи 18 закона (т.е. после 11 января 2016 года) будет принято решение об изменении на каком-либо маршруте вида перевозок (с перевозок по нерегулируемым тарифам на перевозки по регулируемым тарифам) и при этом в отношении таких перевозок не будет предоставлено бюджетное финансирование, то такое решение будет противоправным. Если же в отношении данных перевозок будет предоставлено бюджетное финансирование, то такое изменение вида перевозок возможно. При этом до перехода на контрактную систему они могут выполняться в прежнем порядке, действовавшем до вступления закона в силу.

20. Вопрос: Если с перевозчиком будет расторгнут договор до конца 2015 года, должен ли уполномоченный орган власти выдать такому перевозчику карты маршрутов на срок до окончания года со дня официального опубликования закона (до 14 июля 2016) года?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ карты маршрута должны быть выданы после размещения на официальном сайте уполномоченного органа реестра соответствующих маршрутов (не позднее 11 января 2016 года) и до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона. При этом такие карты выдаются только на срок до окончания действия договора, предусматривающего осуществление перевозок по маршруту, включенному в реестр.

Поэтому, если договор с перевозчиком будет расторгнут до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона, то данный перевозчик утратит право на получение карты маршрута.

21. Ст. 39 Федерального закона определен порядок выдачи карты маршрута и свидетельства юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов Российской Федерации, на основании действующих документов на организацию регулярных перевозок по маршрутам (договоры, разрешения, паспорта, расписания) сроком действия пять лет. Однако в ст. 39 не указано, подлежат ли данные свидетельства и карты маршрута пролонгации.

Вопрос: Можно ли к данным свидетельствам и картам маршрута применить нормы ст. 19 (действие указанных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок продлевается на срок не менее чем пять лет, количество таких продлений не ограничивается)?

Ответ: Нужно.

22. Вопрос: Каким образом в целях оценки конкурсного предложения, предусмотренного пунктом 4 части 3 статьи 24, определяется максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем?

Ответ: Этот срок предлагается участником конкурса в виде добровольно принимаемых на себя обязательств. Например, использование для перевозок по маршруту транспортных средств со сроком эксплуатации не больше 5 лет.

23. Вопрос: ФЗ не предусмотрено оформление паспорта муниципального маршрута при его установлении, изменении. Вправе ли орган местного самоуправления утвердить форму паспорта маршрута, порядок его оформления при разработке порядка установления, изменения, отмены маршрутов или такая необходимость отсутствует в связи с наличием большинства сведений, ранее содержащихся в паспорте, в оформляемых уполномоченным органом картах маршрута, свидетельствах, реестре маршрутов?

Ответ. В соответствии с законом документом, подтверждающим установление маршрута, является не паспорт маршрута, а реестр маршрутов. Свидетельство и карты маршрута являются по сути выписками из этого реестра. В то же время закон не запрещает органам власти предусматривать оформление паспортов на все маршруты, кроме межрегиональных, если они посчитают это целесообразным.

24. п. 3 ст. 39 предусмотрена выдача карт маршрута только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры.

Вопрос: На основании чего будут осуществлять свою деятельность перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, до момента заключения муниципального контракта? Каким образом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом смогут отличить таких перевозчиков и не взыскивать штраф за работу без карты маршрута?

Может ли орган местного самоуправления предусмотреть выдачу карт маршрута в рамках заключенного муниципального контракта?

Ответ. В соответствии с частью 9 статьи 39 такие перевозки до перехода на контрактную систему осуществляются в том же порядке, который действовал до вступления закона в силу, т.е. без карт маршрута. При этом в соответствии с частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ административная ответственность за осуществление перевозок без карт маршрута наступает в случае, когда наличие таких карт является обязательным. Поскольку для таких перевозок до перехода на контрактную систему наличие карт маршрута не является обязательным, то на них эта норма КоАП не распространяется. Надеюсь, что в Вашем регионе все маршруты, где осуществляются перевозки с предоставлением бюджетного финансирования, и перевозчики, осуществляющие такие перевозки, как-то "помечены" (соответствующим договором или НПА). По крайней мере пока еще никто не заявлял о проблемах, связанных с невозможностью отличить "бюджетные" перевозки от "небюджетных".

25. В соответствии со ст. 19 Федерального закона по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, а юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, получившие право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению предусмотренных данным свидетельством регулярных перевозок не позднее чем через шестьдесят дней со дня проведения открытого конкурса.

В случае если участник открытого конкурса взял на себя обязательства по приобретению транспортных средств, а приступить к осуществлению перевозок может не позднее чем через шестьдесят дней, то каким образом в течение десяти дней и на какие автобусы могут быть выданы карты маршрутов?

В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, получившие право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса не готов приступить к обслуживанию маршрута сразу после результатов открытого конкурса, то кто и на каком основании будет осуществлять перевозки на регулярном маршруте на протяжении шестидесяти дней? Может ли в данном случае уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации урегулировать данный вопрос на региональном уровне?

Ответ: Карты маршрута выдаются не на «живые» автобусы, а на то количество автобусов, которое необходимо для осуществления перевозок. Количество таких автобусов определяется при установлении маршрута, т.е. до того как появится конкурсная документация.

Если конкурс проводится в отношении нового маршрута, то таких проблем не возникает. Если конкурс проводится в отношении маршрута, по которому перевозки уже осуществляются, но перевозчик утратил право их осуществления, то в соответствии с пунктом 1 части 3 и частью 6 статьи 19 органы власти вправе предоставить право осуществления таких перевозок любому перевозчику, но не более чем на 180 дней.

26. Федеральным законом определены критерии конкурсного отбора, которые не содержат критериев, направленных на реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива».

Вопрос: Являются ли критерии исчерпывающими или можно установить иные критерии конкурсного отбора?