Работы повышенной опасности на судне. Организация работ повышенной опасности. Какие виды трудовой деятельности включены в общий перечень работ повышенной опасности

Приветствую, друзья! Предлагаю вашему вниманию аналитическую заметку по новым правилам по охране труда на судах речного и морского флота и сами правила в формате MS Word соответственно.

Правила по охране труда на судах морского и речного флота были утверждены Приказом Минтруда России от 05.06.2014 № 367н и зарегистрированы в Минюсте России 04.08.2014 под номером 33445.

Настоящие правила действуют с 02.06.2015 года.

Ключевые вопросы по теме:

Для чего приняты новые правила охраны труда на судах?
Кто будет проверять соблюдение правил?
Что нового появилось в правилах и какова их структура?
Какие обязанности и ответственность установлены в области охраны труда?
Какие требования установлены к проведению работ повышенной опасности?

ПРАВОВАЯ БАЗА

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Для чего приняты новые правила охраны на судах морского и речного флота.

Современные правила по охране труда, учитывающие как национальные, так и международные требования, – важнейший элемент безопасных условий труда на судах. В связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции МОТ от 23 февраля 2006 г. «О труде в морском судоходстве» были разработаны и утверждены Правила по охране труда на судах морского и речного флота (далее – Правила). Указанный документ введен приказом Минтруда России от 5 июня 2014 г. № 367н, зарегистрирован в Минюсте России 4 августа 2014 г. № 33445 и вступает в силу 2 июня 2015 года. Правила воплотили в себе также положения Свода правил МОТ 2001 г. «Предупреждение несчастных случаев на судне в море и порту».

Новые правила приняты с целью не только реализовать в России международные нормы, но и систематизировать законодательство по охране труда на судах. С момента вступления Правил в силу перестанут действовать:

  • РД 31.81.10-91 «Правила техники безопасности на судах морского флота»;
  • Правила безопасности труда на судах речного флота (утверждены приказом Минречфлота РСФСР от 25 декабря 1987 г. № 242);
  • РД 31.87.02-95 «Положение об обучении и инструктаже по охране труда работников плавающего состава судов морского транспорта»;
  • РД 31.81.01-87 «Требования техники безопасности к морским судам»;
  • Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию (утверждены распоряжением Минтранса России от 15 мая 2003 г. № НС-59-р).

Правила распространяются на работодателей (судовладельцев), экипажи судов морского и речного флота, плавающих под флагом Российской Федерации, находящихся в эксплуатации, отстое, ремонте, реконструкции, независимо от их типа и форм собственности, зарегистрированные в установленном порядке, за исключением судов, занятых рыбным или аналогичным промыслом, военных кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота РФ.

КТО БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ?

Надзор за соблюдением Правил будет вести федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ). Ростехнадзор и прочие ведомства отношения к этому не имеют. Общественный контроль будет проводиться уполномоченными представителями профсоюза. Как правило, это руководители, технические и правовые инспекторы труда.

Контроль за соблюдением Правил на рабочих местах членов экипажей судна организует работодатель (судовладелец). Непосредственными исполнителями будут специалисты служб (отделов) охраны труда, безопасности мореплавания, механико-судовых служб.

ЧТО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ В ПРАВИЛАХ И КАКОВА ИХ СТРУКТУРА?

Правила состоят из трех частей.

  1. Общие положения.
  2. Охрана труда на судах, находящихся в эксплуатации.
  3. Охрана труда на проектируемых, вновь строящихся и реконструируемых судах.

Воплощая международные требования, в правила ввели новые разделы.

  1. Обязанность и ответственность судовладельца и командного состава.
  2. Система допуска к работе.
  3. Требования охраны труда при общесудовых работах.
  4. Обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
  5. Требования охраны труда при работах в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях.
  6. Требования охраны труда при работах на высоте и за бортом.
  7. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда.

Впервые в правилах указали, какие документы должны находиться на судах.

  1. Система управления охраной труда на судне.
  2. Нормативно-техническая документация по охране труда.
  3. Учетно-отчетная документация.
  4. Документы контролирующих надзорных органов.
  5. Карты специальной оценки условий труда.
  6. Сертификаты соответствия организации работ по охране труда.
  7. Документация по обучению вопросам охраны труда.
  8. Копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).

На судах, совершающих международные рейсы, с валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн дополнительно нужно иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

Еще одно новое положение, не отраженное в прежних правилах, – возможность создания на судне по инициативе работодателя (судовладельца) и (или) по инициативе работников либо их представительного органа комитетов (комиссий) по охране труда. Впрочем, оно перекочевало из статьи 218 Трудового кодекса.
В Правилах также рассматриваются особенности обучения и проверки знаний экипажей судов, обеспечение членов экипажа судов специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Данные разделы не заменяют, например, постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», а только уточняют некоторые особенности применения законодательства в судовых условиях.

КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УСТАНОВЛЕНЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА?

Правилами установлены обязанности и пределы ответственности судовладельца и командного состава в области охраны труда.

Работодатель (судовладелец) обязан обеспечить:

  • наличие системы управления охраной труда;
  • регулярное инспектирование всех рабочих мест;
  • выявление, оценку рисков, управление ими, информирование членов экипажа о них;
  • безопасность членов экипажа при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ;
  • наличие подготовленных в установленном порядке специалистов по оказанию первой медицинской помощи и медицинскому уходу;
  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильным применением членами экипажа средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проведение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания членов экипажа;
  • рассмотрение всех поступающих с судна предложений о мерах по созданию безопасных и здоровых условий труда;
  • наличие необходимых документов по охране труда;
  • организацию работы судовых комитетов по охране труда (при их наличии);
  • разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению судовых работ;
  • обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитанов, лиц командного состава и членов экипажа.

Капитан обеспечивает:

  • безопасные условия труда, соблюдение требований охраны труда;
  • выполнение требований действующей в судоходной компании системы управления охраной труда;
  • выполнение требований Государственной инспекции труда.

Ответственный за организацию работ по охране труда на судне должен:

  • вести судовую документацию системы управления охраной труда;
  • совместно с руководителями судовых служб составлять заявки на обеспечение членов экипажа СИЗ;
  • участвовать в проверках состояния охраны труда на рабочих местах членов экипажа;
  • участвовать в работе судового комитета по охране труда;
  • участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, оформлять документы по расследованию несчастных случаев.

Руководители судовых служб обеспечивают соблюдение Правил в своих подразделениях . Они же организуют обучение членов экипажа судов своей службы или подразделения безопасным приемам и методам работы.

Кроме того, капитан и командный состав должны следить за тем, чтобы:

  • все механизмы, устройства, системы и оборудование эксплуатировались в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации, правил технической эксплуатации;
  • все механизмы, устройства, системы и оборудование осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные инструкциями, правилами технической эксплуатации;
  • при работе механизмов и другого оборудования судна все движущиеся и вращающиеся их части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, были закрыты или ограждены;
  • проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500 мм и выше (площадки управления, наблюдения), имели закрепленные леерные ограждения.

Члены экипажа обязаны:

  • сообщать своему непосредственному начальнику о замеченных неисправностях судового оборудования, систем, устройств, трапов, средств страховки, представляющих опасность, а также обо всех нарушениях правил и инструкций по охране труда;
  • использовать предохранительные приспособления и СИЗ в соответствии с выполняемой работой;
  • выполнять требования инструкций по охране труда;
  • при несчастном случае немедленно прекратить воздействие внешних травмирующих факторов, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о событии вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и, по возможности, сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

  • выполняемые на высоте и за бортом;
  • выполняемые с использованием изолирующих СИЗ в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров;
  • связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;
  • связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;
  • выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;
  • связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);
  • выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов и требующие оформления разрешения.

Правилами установлено, что для проведения таких работ необходимо иметь определенный перечень документов и получить специальное разрешение. Перечень должен быть утвержден работодателем (судовладельцем).

В Правилах закреплены требования к содержанию разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности (далее – Разрешение). В нем должно быть отражено:

  • наименование судовой работы повышенной опасности;
  • Ф.И.О. и должность руководителя работы;
  • время действия Разрешения;
  • сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с исполнителями работ;
  • сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений (нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям охраны труда, даты испытаний);
  • сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • Ф.И.О. и должность страхующего лица;
  • сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе, согласовании и проверке системы связи руководителя и исполнителя работы;
  • Ф.И.О. исполнителя работы, время начала и окончания работы;сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении работы.

Форма Разрешения не приведена намеренно, поскольку это позволяет, не меняя действующего на судне вида документа, при необходимости внести в него дополнения.

На этом у нас всё. До новых заметок!

Заметку подготовила моя помощница по развитию официальной группы

Во время стоянки судна у причала вахтенный матрос должен постоянно находиться у трапа. Обязанности вахтенного матроса:
- должен быть одет согласно установленной форме и иметь нарукавную повязку ли бэйджик;
- должен убедиться в наличии у верхней площадки трапа спасательного круга с линем и закрепленной под трапом спасательной сетки. Если трап нельзя положить на причал, то с нижней площадки подается сходня, при этом необходимо проверить надежность ее крепления. При минусовых температурах и наличии осадков трап должен быть освобожден от снега и льда и при необходимости посыпан песком;

Категорически запрещается уходить со своего поста и отвлекаться на выполнение каких-либо работ или поручений без разрешения вахтенного помощника. В случае неотложной необходимости отлучиться от трапа вахтенный матрос должен вызвать вахтенного помощника и спросить у него на это разрешение.
Вызов помощника осуществляется двумя звонками или по радиостанции. На время отсутствия вахтенного матроса на посту у трапа остается либо сам помощник, либо он поручает этот пост другому матросу;
- должен знать о персональном составе суточной вахты по всем основным службам. Кроме того, важно всегда быть осведомленным, кто именно из лиц командного состава отсутствует, а кто в данный момент находится на борту. Для этого у трапа устанавливается «Доска вахтенной службы». Вахтенный матрос обязан отмечать присутствие лиц командного состава на борту судна;
- в течение всей вахты матрос наблюдает за окружающей обстановкой на судне и около судна, в районе поста. Обо всех случаях, которые могут отразиться на безопасности судна и людей или отрицательно сказаться на общем ходе его производственной деятельности, вахтенный матрос немедленно докладывает вахтенному помощнику и затем действует по его указанию;
- при выносе с судна вещей или каких-либо предметов вахтенный у трапа проверяет у их владельца должным образом оформленный пропуск. При отсутствии такового задерживает человека и вызывает вахтенного помощника;
- при сходе капитана с борта и возвращении его на судно подается три звонка. По этому сигналу вахтенный помощник немедленно выходит к трапу;
- вахтенный матрос у трапа не имеет права самостоятельно, без разрешения помощника, пропускать на борт посторонних лиц. Остановив у трапа поднявшегося на борт человека, вахтенный матрос вызывает помощника, который проверяет у прибывшего документы и выясняет у него цель посещения судна. Документ, удостоверяющий личность прибывшего, хранится у помощника или вахтенного матроса и возвращается владельцу при уходе с судна. Вахтенный помощник обязан сопровождать прибывшего от трапа до каюты, куда направляется посетитель. Обратное сопровождение до трапа осуществляет тот, кто принимал посетителя, либо помощник. Если постороннее лицо при оставлении судна никто не сопровождал, то вахтенный матрос обязан доложить об этом помощнику;
- смена вахтенных матросов у трапа производится только в присутствии вахтенного помощника. Заступающий матрос должен быть ознакомлен со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.
В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также при других аварийных либо иных чрезвычайных происшествиях вахтенный матрос немедленно объявляет по судну тревогу, используя для этого звонки громкого боя, судовой колокол и другие средства. Он обязан знать способы вызова береговых пожарных команд и расположение ближайших к судну водяных колонок на берегу.
При тревогах вахтенный матрос у трапа остается на своем посту, не допуская на судно посторонних лиц. Он может покинуть пост лишь по указанию капитана, старшего или вахтенного помощника.


Виды опасных работ, допуск к ним.

На каждом судне должен находиться перечень судовых работ повышенной опасности, на которые требуется получение разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности, к которым в том числе относятся работы:

1) выполняемые на высоте и за бортом;

2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;

3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;

4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;

5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;

6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);

7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.

Разрешение на проведение судовых работ повышенной опасности (далее - Разрешение) должно содержать следующие сведения:

1) наименование судовой работы повышенной опасности;

3) время действия Разрешения;

4) сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с исполнителями работ;

5) сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений (нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям охраны труда, даты испытаний);

6) сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;

7) Ф.И.О. и должность страхующего лица;

8) сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе, согласовании и проверке системы связи руководителя работы и исполнителя работы;

9) Ф.И.О. исполнителя работы, время начала и окончания работы;

10) сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении работы.

18. На каждом судне должен находиться перечень судовых работ повышенной опасности, на которые требуется получение разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности, к которым в том числе относятся работы:

1) выполняемые на высоте и за бортом;
2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;
3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;
4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;
5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;
6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);
7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.

19. Разрешение на проведение судовых работ повышенной опасности (далее - Разрешение) должно содержать следующие сведения:

1) наименование судовой работы повышенной опасности;
2) Фамилия, имя, отчество (далее - ФИО) и должность руководителя работы;
3) время действия Разрешения;
4) сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с исполнителями работ;
5) сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений (нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям охраны труда, даты испытаний);
6) сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;
7) ФИО и должность страхующего лица;
8) сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе, согласовании и проверке системы связи руководителя работы и исполнителя работы;
9) ФИО исполнителя работы, время начала и окончания работы;
10) сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении работы.

Требования охраны труда при общесудовых работах

20. Работы на судах должны производиться в соответствии с требованиями Правил, инструкций по охране труда, правил технической эксплуатации судов, инструкций заводов-изготовителей по обслуживанию установленных на судне механизмов, оборудования и устройств, технологических карт, а также документов по безопасной эксплуатации механизмов, оборудования и устройств.
21. Каждый член экипажа судна должен быть обучен безопасным способам обслуживания механизмов и устройств, находящиеся в его заведовании.
22. В целях поддержания в порядке и исправности технические средства судна, устройства и средства борьбы за живучесть, оборудование и снабжение, индивидуальные и коллективные средства защиты, техническая документация, инструменты, принадлежности, а также помещения распределяются распорядительным документом по заведованиям среди членов экипажа судна.
23. Любые работы на судне выполняются только с разрешения руководителя работы.
24. Руководитель работы обязан принять первоочередные меры, обеспечивающие безопасность выполнения судовых работ:

1) обеспечить соблюдение мер безопасного производства работ;
2) провести инструктаж по охране труда при выполнении работ;
3) обеспечить освещение в соответствии с действующими нормами;
4) убедиться в удовлетворительном состоянии палубных покрытий;
5) проверить правильность применения приспособлений, инструментов и средств индивидуальной защиты, а также их исправность и надежность;
6) распределить работающих в соответствии с объемом и характером работы;
7) удалить с места работы лиц, не участвующих в данной работе;
8) обеспечить устранение утечки масла, топлива и других жидкостей в районе проведения работ;
9) обеспечить установку ограждений и соответствующее обозначение опасных мест в темное время суток;
10) обозначить место работы знаками безопасности, в необходимых случаях и до установки знаков безопасности назначить наблюдающих.

25. Во время шторма выход, перемещение и работы на открытой палубе судна допускаются только по распоряжению капитана. При этом перемещения должны совершаться группой в составе не менее двух человек с обязательным применением спасательных жилетов, защитных касок и предохранительных поясов со страховочными концами.
26. Открывать проемы в фальшбортах, убирать леерные ограждения для производственных нужд допускается только с разрешения вахтенного помощника капитана. При этом должны быть приняты меры, предупреждающие падение людей за борт, в том числе установлены знаки безопасности. По окончании работ проемы в фальшборте должны быть немедленно закрыты, а снятые ограждения установлены на место и закреплены.
27. Запрещается черпать воду из-за борта судна, перешагивать и садиться на фальшборт, леерное ограждение, кнехты.
28. При ремонте двигателей, вспомогательных механизмов, электрооборудования, устройств и установок должно быть отключено подающееся на них питание (или приводные системы), а на пусковом устройстве этих механизмов и в других местах, откуда возможно осуществить пуск (распределительные щиты (далее - РЩ), пульты управления, посты управления, рубки), должны быть вывешены таблички с надписью «Не включать - работают люди». Снятие таблички с такой надписью допускается исключительно лицом, которым она вывешена.
29. При открытии клапанов и кранов подачи пара или горячей воды для безопасности следует находиться там, где можно избежать воздействия горячей струи.
30. Для освещения следует применять переносные аккумуляторные фонари или переносные светильники во взрывобезопасном исполнении напряжением не более 12 В:

1) при осмотре, чистке, замерах уровня топлива в цистернах с горюче-смазочными материалами;
2) в помещениях хранения лакокрасочных материалов и баллонов с горючими газами;
3) при вскрытии и осмотре картеров двигателей, компрессоров, зубчатых передач, холодильных машин, где возможно скопление паров топлива, масла и газов взрывоопасных концентраций;
4) в балластных танках, коффердамах, грузовых танках, балластных цистернах, междудонном пространстве.

31. Запрещается открывать и закрывать клинкеты, вентили, краны ключами с удлиненными ручками, контрключами и трубами.
32. При снятии ограждений для выполнения определенного вида работ должны быть приняты меры для предупреждения утери крепежных деталей.
33. Запуск механизмов (устройств) на судне должен производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации механизмов (устройств) после предупреждения лиц, находящихся вблизи, о предстоящем пуске, а также при отсутствии на механизмах (устройствах) посторонних предметов. Пуск главных двигателей судна, связанный с проворачиванием гребных винтов, при стоянке судна в порту допускается после осмотра забортного пространства за кормой на предмет отсутствия там плавсредств и людей.
34. При обнаружении неисправности предохранительных устройств или сигнализации запуск механизмов запрещается. Если в процессе работы механизмов была обнаружена неисправность предохранительных устройств или сигнализации механизмы должны быть остановлены до устранения нарушений.
35. Мелкие повреждения корпуса, оборудования или оснастки судна (выступающие гвозди или шурупы, шатающиеся крепления или рукоятки, неровности или повреждения палубного покрытия, необработанные и расщепившиеся края деревянных изделий, заедающие), которые могут стать причиной травм и падений, должны быть устранены при обнаружении.
36. Рабочие места на судне, проходы и пути эвакуации к ним должны быть свободны от грузов и посторонних предметов, немедленно очищаться от пролитых нефтепродуктов и других веществ, вызывающих скольжение, систематически очищаться от снега и льда. Плиты настилов машинно-котельного отделения судна должны быть закреплены на месте, все вырезы в них закрыты.
37. Освещенность рабочих мест на судне должна соответствовать требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Запрещается снимать предохранительные колпаки со светильников для увеличения освещенности помещений и палуб судна.
38. Места, где временно вскрыт настил, должны быть ограждены, а в темное время суток освещены. Снятые листы настила должны быть уложены рядом с местом ремонта и закреплены, чтобы исключить самопроизвольное их перемещение.
39. Мигающие лампочки могут указывать на наличие дефектов в проводке или оборудовании, которые могут привести к поражениям электрическим током или пожару. Дефекты должны быть выявлены и устранены. Вышедшие из строя лампочки подлежат замене.
40. Предупредительные таблички, надписи и рабочие индикаторы должны быть легкоразличимыми и четкими.
41. Тяжелые предметы, особенно если они установлены над уровнем палубы судна, должны быть надежно закреплены с учетом движения судна. Мебель и другие предметы, которые могут упасть или сдвинуться в штормовую погоду, должны быть соответствующим образом закреплены.
42. Двери, горловины, лазы, крышки и люки грузовых и иных помещений судна как в открытом, так и в закрытом состоянии, должны надежно фиксироваться.
43. Судовое имущество, сменно-запасные части, переносной инструмент, приспособления и инвентарь судна должны располагаться на своем штатном месте и надлежаще закреплены. Крепление имущества следует проверять каждый раз после выполнения судовых работ, а также перед выходом судна в рейс и перед штормом.
44. Техническое состояние фальшборта и леерного ограждения судна необходимо постоянно контролировать и при необходимости ремонтировать. Ослабление креплений леерных ограждений или их повреждение должно быть немедленно исправлено, при этом подходы к поврежденному леерному ограждению необходимо закрыть.
45. Баллоны с аэрозолем, содержащие летучие и легковоспламеняющиеся компоненты, нельзя использовать или хранить вблизи открытого огня или других источников тепла, даже если баллон пуст.
46. Лакокрасочные материалы, бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости должны храниться в специальном помещении в плотно или герметично закрытой негорючей таре.
Запрещается хранить лакокрасочные материалы и легковоспламеняющиеся жидкости в полиэтиленовой и стеклянной таре.
47. Хранение легковоспламеняющихся материалов в машинном отделении запрещается.
48. На дверях помещений, в которых хранятся и применяются ядовитые вещества, лакокрасочные материалы, нефтепродукты, должны быть нанесены предупреждающие знаки безопасности. Двери таких помещений должны закрываться на замок, помещения вентилироваться.
49. При выполнении хозяйственно-бытовых работ на судне:

1) установленные в пищеблоке, прачечной, гладильне и других санитарно-бытовых и общественных помещениях оборудование, электроприборы для выполнения хозяйственно-бытовых работ должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей;
2) в случае обнаружения неисправности оборудования для выполнения хозяйственно-бытовых работ или его повреждения необходимо докладывать лицу, в чьем заведовании оно находится.
При этом запрещается устранять неисправности своими силами и приступать к работе с использованием этого оборудования до устранения выявленных неисправностей;
3) при прекращении подачи электроэнергии к оборудованию для выполнения хозяйственно-бытовых работ необходимо отключить пусковое устройство электрооборудования;
4) командный состав судна обязан контролировать и поддерживать в помещениях пищеблока исправность и регулярную работу вентиляции, контролировать наличие и исправность штормовых креплений в помещениях пищеблока, в столовой и кают-компании, уведомлять персонал пищеблока о приближении шторма.

50. При выполнении прачечных работ на судне:

1) стирка, сушка и глажение белья и специальной одежды разрешаются только в специально оборудованных для этих целей помещениях;
2) при использовании ручных утюгов или стационарных гладильных катков необходимо принимать меры предосторожности, чтобы избежать ожогов, отключать и ставить их в штатное положение всякий раз, когда пользователь выходит из помещения прачечной, обеспечивать рабочее место диэлектрическим ковриком;
3) замена сукна на прижимных или гладильных валках сушильно-гладильной машины должна производиться при ее остановке, выключенном электродвигателе и охлажденных валках;
4) при использовании химикатов для сухой чистки необходимо выполнять меры предосторожности, указанные в инструкции по применению химикатов;
5) при сушке одежды нельзя развешивать ее непосредственно на нагревателях или вплотную к ним и сушить в машинном отделении.

51. В ванных и душевых комнатах необходимо иметь либо нескользящий мат, либо препятствующие скольжению укрепленные решетки под душем, либо резиновый коврик.
52. В душевых и ванных комнатах поручни, оборудование и палубное покрытие (кафель или иной материал) должны быть в исправном состоянии.
53. При выполнении уборочных работ на судне:

1) применяемые электроприборы включать в сеть и выключать необходимо сухими руками, разборку и чистку электроприборов производить только после отключения от электросети;
2) мытье и протирку подволоков, высоко расположенных светильников, иллюминаторов, а также верхней части переборок следует производить при помощи специальных (на удлиненных или телескопически вдвигающихся ручках) зажимов для тряпок, губок, щеток;
3) при качке судна уборка помещений на высоте более 2 м не производится;
4) не разрешается для протирки, мытья высоко расположенных объектов вставать на случайные и не обладающие устойчивостью предметы. При стоянке судна в порту разрешается при небольшой высоте объектов уборки вставать на устойчивые (высотой не более 500 мм табуретки (банкетки);
5) мытье поверхностей внутренних помещений судна следует производить в резиновых перчатках;
6) сухую протирку электропроводки, электроприборов, осветительной арматуры следует производить при отключенном электропитании.

При невозможности отключения электропитания необходимо надевать диэлектрические перчатки. Влажную протирку электропроводки следует производить обесточив ее, а электроприборы и светильники отключив от сети.
54. При выполнении работ с применением химикатов на судне:

1) при технической эксплуатации судового оборудования для мойки, обеззараживания и дезинфекции химикаты должны храниться в специально отведенных помещениях, оборудованных согласно проектно-технической документации. Персонал, использующий химикаты, должен быть обучен безопасным приемам и методам работы с химикатами, применять средства индивидуальной защиты кожного покрова, зрения и органов дыхания;
2) на борту судна должна находиться разработанная и согласованная в установленном порядке работодателем (судовладельцем) инструкция по применению химикатов, содержащая сведения о физико-химических свойствах, токсическом действии препарата на организм человека, вопросы производственной санитарии и меры безопасности;
3) химикаты необходимо хранить в собственной упаковке или в других упаковках, снабженных соответствующими этикетками с их наименованием.
Химикаты должны храниться в закрытом, хорошо вентилируемом, помещении;
4) необходимо применять СИЗ;
5) запрещается принимать на борт судна, использовать химикаты, находящиеся в таре, без информационной этикетки, инструкции по их использованию.

55. Покрытие палубы в спортивных залах (каютах) не должно быть скользким.
Зону плавательного бассейна следует оснастить предупредительными знаками и надписями, запрещающими плавание в одиночку, а также ныряние в бассейн. В случае штормового предупреждения бассейн должен быть осушен.


Приказ Минтруда России от 05.06.2014 N 367н "Об утверждении Правил по охране труда на судах морского и речного флота"
Правила по охране труда на судах морского и речного флота распространяются на работодателей (судовладельцев), экипажи судов морского и речного флота, плавающих под флагом Российской Федерации, находящихся в эксплуатации, отстое, ремонте, реконструкции, независимо от их типа и форм собственности, зарегистрированных в установленном порядке, за исключением судов, занятых рыбным или аналогичным промыслом, военных кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота.

Правила вводятся взамен:
- ;
- ;
- ;
- ;
- .

Содержание
Правила по охране труда на судах морского и речного флота
I. Общие положения
II. Охрана труда на судах, находящихся в эксплуатации
Обязанность и ответственность судовладельца и командного состава
Система допуска к работе
Требования охраны труда при общесудовых работах
Обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью, и другими средствами индивидуальной защиты
Требования охраны труда при работах в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях
Требования охраны труда при передвижении по судну
Требования охраны труда при производстве якорных, швартовых и буксировочных работ
Требования охраны труда при работах на высоте и за бортом
Требования охраны труда при эксплуатации судового электрооборудования
Требования охраны труда при проведении работ в машинно-котельных отделениях
Требования охраны труда при проведении пассажирских операций на море, на рейде и во льдах берегового припая
Требования охраны труда при судовых погрузо-разгрузочных работах
Требования охраны труда при работах на специализированных судах
Требования охраны труда при эксплуатации средств судовождения и связи
Требования охраны труда при производстве ремонтных работ на судне
Требования охраны труда при выполнении очистных и окрасочных работ на судне
Требования охраны труда при работе на камбузе и в продуктовых кладовых судна
Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда
III. Охраны труда для проектируемых, вновь строящихся и реконструируемых судов
Требования охраны труда, предъявляемые к рабочим и санитарно-бытовым помещениям и их оборудованию
Требования охраны труда при проектировании судового оборудования
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств судов-контейнеровозов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств судов с горизонтальным способом погрузки-выгрузки
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств баржебуксирных составов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств железнодорожных паромов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств лихтеровозов, лихтеров и судовых буксиров
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств нефтеналивных судов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств судов - газовозов
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств судов технического флота
Требования охраны труда при проектировании средств обеспечения водолазных спусков
Требования охраны труда при проектировании специального оборудования и устройств плавучих доков
Приложение к Правилам. Перечень условных сигналов для работающих в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях, и их значения

Перечень документов по охране труда, которые должны быть на судне
Перечень документов по охране труда, которые должны быть на судне
1. Нормативно-техническая документация - международные нормативные документы; - межотраслевые нормативные документы; - отраслевые нормативные документы;
2. Учетно-отчетная документация:
- ;
- ;
3. Документы контролирующих надзорных органов (акты, свидетельства):
- сертификаты на ;
- акты испытаний штормтрапов, предохранительных поясов и страховочных концов;
- карты специальной оценки условий труда;
- сертификаты соответствия организации работ по охране труда.
4. Документация по обучению вопросам охраны труда:
- ;
- удостоверения, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний по охране труда;
- сертификат об окончании курсов по оказанию медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание медицинской помощи на судне.
На каждом судне должна находиться копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).

  1. В замкнутых пространствах (емкостях, отсеках, боксах, трубопроводах).
  2. В колодцах, шурфах, траншеях и котлованах глубиной более 2 м.
  3. Изготовление и применение стекловаты, стекловолокна, шлаковаты и изделий из них.
  4. Лесоповал, транспортировка и сплав леса.
  5. , лесов, подмостей, козырьков, опалубки.
  6. Монтаж, наладка, техническое обслуживание, ремонт и демонтаж грузоподъемных машин и механизмов, конвейеров, технологического и станочного оборудования, электроустановок и линий электропередачи.
  7. Монтаж и демонтаж линий электропередачи, строительных конструкций и технологического оборудования с помощью вертолетов.
  8. Оборка камней и укрепление откосов горных склонов, каньонов, ущелий и оврагов.
  9. Ремонт и наладка гидравлического и пневматического оборудования и инструмента.
  10. Проверка, правка и установка абразивных камней на оборудование и инструмент.
  11. Устройство и обслуживание ледовых переправ и дорог, бродов и паромных переправ.
  12. Химическая и огнестойкая защита древесины и деревянных изделий.
  13. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт внутрицехового рельсового и нерельсового транспорта.
  14. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт плавсредств технического флота и оборудования гидромеханизации.
  15. Приготовление и применение холодных и горячих битумных мастик.
  16. Приготовление шихты и варка стекла.
  17. Изготовление изделий из расплавленной стекломассы.
  18. Хранение, перевалка и транспортировка взрывчатых материалов, газовых баллонов, едких и ядовитых веществ, других опасных грузов.
  19. Электропрогрев бетона.
  20. Изготовление и испытание стропов.
  21. В подземных выработках.
  22. В охранных зонах ВЛ.
  23. В зонах действия токов высокой частоты, электростатического электричества, зонах повышенной напряженности электрического или электромагнитного поля, а также работы с применением лазеров.
  24. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт трубопроводов и сосудов, находящихся под давлением.
  25. Устройство металлопокрытий.
  26. Нанесение бетона, растворов, изоляционных и обмуровочных материалов методом набрызга и напыления.
  27. Покрытие и термическая обработка металлов.
  28. Работы с применением открытого огня.
  29. Работы с применением ручных электро- и пневмомашин и инструментов.
  30. Работы с применением пеков, эпоксидных смол и других химических веществ, обладающих токсическими свойствами.
  31. Работы с применением кислот, щелочей и других агрессивных и ядовитых жидкостей и материалов. Химическая очистка оборудования.
  32. Работы с применением легковоспламеняющихся, горючих и взрывоопасных жидкостей и материалов.
  33. Работы с применением радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений.
  34. Литейные работы.
  35. Бурение скважин и шпуров.
  36. Забивка свай.
  37. Цементация и химическое закрепление грунтов и фундаментов.
  38. Взрывные работы.
  39. Электрооттаивание грунтов.
  40. Работы в электроустановках под напряжением.

Профессии рабочих связанных с работами повышенной опасности

  1. Автоклавщики; рабочие, операторы, обслуживающие сосуды, работающие под давлением.
  2. Аккумуляторщики.
  3. Асфальтобетонщики (асфальтировщики, варильщики).
  4. Бурильщики.
  5. Бункеровщики.
  6. Взрывники.
  7. Водолазы.
  8. Вулканизаторщики.
  9. Генераторщики ацетиленовой установки.
  10. Гидромониторщики.
  11. Дефектоскописты.
  12. Дозиметристы.
  13. Известегасильщики.
  14. Изолировщики (гидроизолировщики, термоизолировщики, пленочники).
  15. Истопники.
  16. Кессонщики.
  17. Кислотоупорщики.
  18. Копровщики.
  19. Кузнецы.
  20. Котлочисты.
  21. Кочегары:
  • а) при сжигании в котлах малой производительности в качестве топлива угля - машинисты (кочегары) котельной;
  • б) при сжигании мазута - машинисты;
  • в) при сжигании газа - операторы.
  1. Кровельщики.
  2. Лебедчики.
  3. Маляры на работах с лакокрасочными материалами, обладающими токсичными свойствами.
  4. Машинисты (мотористы, операторы) строительных машин и механизмов.
  5. Машинисты (крановщики, мотористы, операторы) грузоподъемных машин (механизмов) и конвейеров.
  6. Машинисты (мотористы, операторы) оборудования гидромеханизации и технологического оборудования.
  7. Машинисты (помощники машинистов) локомотивов.
  8. Машинисты (мотористы, водители, операторы) внутрицехового рельсового и нерельсового транспорта.
  9. Машинисты двигателей внутреннего сгорания, компрессорных установок, перегружателей, паровых машин и локомобиля.
  10. Машинисты вагоноопрокидывателя, машинисты перегружателей.
  11. Машинисты шахтных подъемных машин, породопогрузочных машин, укладчиков, проходческих щитов, электровозов по откатке.
  12. Медники.
  13. Металлизаторы.
  14. Монтажники (конструкций, оборудования, электроустановок, аппаратуры, приборов).
  15. Литейщики.
  16. Обжигальщики извести.
  17. Огнеупорщики.
  18. Операторы пиротехнического, электрического и пневматического инструмента; заправочных станций.
  19. Откатчики.
  20. Паяльщики.
  21. Пескоструйщики.
  22. Плавсостав технического флота.
  23. Проходчики.
  24. Стекольщики.
  25. Стропальщики (зацепщики), такелажники, сигнальщики.
  26. Скалолазы, проходчики горных склонов.
  27. Стволовые.
  28. Торкретчики.
  29. Трубоклады.
  30. Травильщики.
  31. Электромонтажники.
  32. Электрогазосварщики (газорезчики, бензорезчики, керосинорезчики).
  33. Электрослесари.
  34. Электромонтеры.
  35. Электромеханики по лифтам.
  36. Слесари, выполняющие газоопасные работы.
  37. Раздатчики (кладовщики) складов ВМ.
  38. Рабочие складов ВM, занятые на погрузочно-разгрузочных работах.

Если на предприятии, в организации имеются не указанные в настоящем Перечне профессии рабочих и виды работ, к которым следует предъявлять повышенные требования по безопасности, руководителю организации (предприятия) предоставляется право, по согласованию с местными органами государственной инспекции, вносить в Перечень соответствующие дополнения.

Перечень работ повышенной опасности, на которые требуется оформлять наряд-допуск

  1. с применением строительных машин и механизмов в охранной зоне воздушных линий электропередачи (ВЛ), инженерных коммуникаций вблизи или на территории складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов, ядовитых, агрессивных, радиоактивных веществ.
  2. Земляные работы на участках с патогенным заражением почвы (свалках, скотомогильниках, кладбищах и т.п.).
  3. Строительно-монтажные работы, выполняемые в закрытых емкостях, колодцах, тоннелях, шурфах, подземных выработках.
  4. Строительно-монтажные работы, выполняемые на участках, объектах или сооружениях, находящихся в аварийном состоянии, или в пределах зон с постоянно действующими опасными производственными факторами, в том числе:
  • 4.1. Работы с применением пиротехнического инструмента.
  • 4.2. Работы по устройству ледовых, канатных и понтонных переправ, бродов.
  • 4.3. Работы по устройству понтонов, дренажных колодцев, укладке и перекладке пульпопроводов.
  • 4.4. Уборка опасных деревьев (гнилых, сухостойных, зависших ветровальных, буреломных и сломанных, которые могут упасть от ветра, толчка или удара).
  • 4.5. Разборка, укрепление и восстановление аварийных частей, узлов, элементов зданий и сооружений.
  • 4.6. Работы на высоте при отсутствии строительных лесов, подмостей (кроме монтажа ВЛ и линий связи).
  • 4.7. Электросварочные и другие огневые работы внутри и снаружи всех резервуаров, а также тары и других емкостей из-под горючих, взрывчатых и агрессивных веществ.
  • 4.8. Слив, зачистка, нейтрализация резервуаров, тары и других емкостей из-под нефтепродуктов, кислот, щелочей и других агрессивных, токсичных, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и смесей.
  • 4.9. Сборка, установка и ремонт опор ВЛ, высотных сооружений и т.п. с применением вертолетов или двух кранов.
  • 4.10. Монтаж проводов и тросов при переходах ВЛ через естественные преграды (реки, болота, овраги), на пересечении с другими ВЛ, в охранной зоне действующих ВЛ, инженерных коммуникаций.
  • 4.11. Скалолазные работы.
  • 4.12. Взрывные работы.
  • 4.13. Работы с применением радиоактивных веществ.
  • 4.14. Разработка вручную котлованов и траншей глубиной более 2 м.
  • 4.15. Работы по приготовлению и применению горячих битумных мастик, праимера.
  • 4.10. Работы по сооружению металлических, кирпичных и железобетонных труб.
  1. Строительно-монтажные работы в зонах повышенного уровня радиации.

Примечание. Перечень работ должен быть уточнен и дополнен с учетом специфики работы каждой организации и утвержден ее руководителем.

Инструкция по организации и производству работ повышенной опасности. РД 34.03.284-96

1.Общие положения

1.1. К работам повышенной опасности относятся работы, при выполнении которых имеется или может возникнуть производственная опасность вне связи с характером выполняемой работы. При производстве указанных работ, кроме обычных мер безопасности, необходимо выполнение дополнительных мероприятий, разрабатываемых отдельно для каждой конкретной производственной операции.

1.2. Работы повышенной опасности следует выполнять только при наличии наряда-допуска и после проведения целевого инструктажа непосредственно на рабочем месте.

1.3. В каждой организации на основе Примерного перечня работ повышенной опасности с учетом конкретных условий и особенностей технологии должен быть составлен и утвержден руководителем организации (главным инженером, техническим директором и т.п.) свой перечень работ повышенной опасности.

1.4. Перед началом работ на территории действующего предприятия (цеха, объекта производства и т.п.) заказчик и подрядчик обязаны оформить акт-допуск.

  • Ответственность за выполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность работ и предусмотренных актом-допуском, несут руководители организации и действующего предприятия. Руководитель действующего предприятия несет ответственность за возникновение производственной опасности, не связанной с характером работ, выполняемых подрядчиком (допуск в опасную зону, подача напряжения, горячей воды, пара, газов и т.д.). Руководитель подрядной организации отвечает за организацию и безопасное производство выполняемой им работы.

1.5. При организации работы (размещении участков работ, рабочих мест, проездов для строительных машин и транспортных средств, проходов, санитарно-бытовых помещений и т.п.) следует установить опасные для людей зоны, в пределах которых постоянно действуют или могут возникнуть опасные и вредные производственные факторы.

1.6. К зонам постоянно действующих опасных производственных факторов должны быть отнесены рабочие места, проходы и проезды к ним, находящиеся:

  • - вблизи неизолированных токоведущих частей электроустановок;
  • - ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте на 1,3 м и более;
  • - в местах, где содержатся вредные или опасные вещества в концентрациях выше предельно допустимых или присутствуют опасные и вредные физические факторы с параметрами выше предельно допустимых уровней.

1.7. К зонам потенциально опасных производственных факторов следует относить неогражденные и незащищенные:

  • - участки территории вблизи строящегося здания (сооружения);
  • - этажи (ярусы) зданий и сооружений в одной захватке, над которыми производятся работы (монтаж, демонтаж, ремонт конструкций или технологического оборудования и т.п.);
  • - зоны перемещения машин, механизмов, технологического оборудования или их частей, узлов, деталей, рабочих органов;
  • - зоны, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами;
  • - зоны расположения оборудования с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися, радиоактивными, взрывчатыми и т.п. опасными веществами, а также иные зоны, где персонал подрядчика может попасть под воздействие опасных и вредных факторов.

1.8. До начала работ в опасных зонах следует осуществлять организационно-технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих, а работы выполнять только по наряду-допуску .

1.9. Во избежание доступа лиц, не связанных с выполнением работ в опасных зонах, до начала работы необходимо устанавливать защитные или сигнальные ограждения в соответствии с требованиями ГОСТ 23407-78 "Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия".

  • Порядок установки ограждений при выполнении работ на территории действующего предприятия определяется актом-допуском.

1.10. Выполнение работ в опасных зонах допускается только при наличии проекта производства работ (ППР) или технологических карт (ТК), содержащих конкретные решения по защите работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

1.11. Границы опасных зон, в пределах которых возможно возникновение опасности в связи с падением предметов, устанавливаются согласно табл. 1.

Таблица 1

Примечание. При промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции.

1.12. Границы опасных зон, в пределах которых существует опасность поражения людей электрическим током, определяются согласно табл. 2.

Таблица 2

1.13. Величины предельно допустимых концентраций (ПДК) некоторых вредных веществ в воздухе рабочей зоны, превышение которых создает опасность для здоровья человека, приведены в табл. 3.

1.14. Если в ППР (ТК) границы опасных зон не указаны, их определяют до начала работ лица, ответственные за организацию и производство работ на объекте.

1.15. К самостоятельному выполнению работ повышенной опасности допускаются лица:

Не моложе 18 лет;

Признанные годными к их производству медицинским освидетельствованием;

Имеющие производственный стаж на указанных работах не менее одного года и тарифный разряд не ниже третьего;

Прошедшие обучение и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, в том числе и настоящей Инструкции;

Имеющие удостоверение на право производства этих работ;

Получившие инструктаж на рабочем месте по безопасности при выполнении работ.

1.16. Проведение первичного инструктажа на рабочем месте, повторного и внепланового фиксируется в журнале регистрации инструктажей, а целевого инструктажа - в наряде-допуске.

Рабочие, впервые допускаемые к работам повышенной опасности, в течение 1 года должны выполнять такие работы под непосредственным надзором опытных рабочих, назначаемых для этого приказом по организации.

  1. Требования к персоналу, ответственному за организацию и производство работ повышенной опасности

2.1. Ответственными за организацию и производство работ повышенной опасности являются:

Лица, выдающие наряд-допуск;

Ответственные руководители работ;

Ответственные исполнители работ.

2.2. Разрешается следующее совмещение обязанностей ответственных лиц:

Лицо, выдающее наряд-допуск, может быть одновременно ответственным руководителем работ;

Ответственный руководитель работ может быть одновременно ответственным исполнителем работ.

2.3. Право выдачи нарядов-допусков предоставляется специалистам, уполномоченным на это приказом руководителя организации.

2.4. Лицо, выдающее наряд-допуск:

Определяет необходимость и объем работ;

Определяет условия безопасного выполнения этих работ;

Осуществляет контроль за выполнением мероприятий по обеспечению безопасности производства работ;

Определяет квалификацию ответственного руководителя работ, ответственного исполнителя работ, членов бригады (звена).

2.5. Ответственными руководителями работ должны назначаться специалисты организации, прошедшие проверку знаний правил и норм по охране труда и настоящей Инструкции.

При выполнении работ повышенной опасности на удаленных от предприятия объектах малочисленными бригадами (звеньями) ответственным руководителем-исполнителем работ, при необходимости, приказом руководителя организации может быть назначен бригадир (звеньевой), прошедший соответствующее обучение и проверку знаний правил и норм по охране труда и настоящей Инструкции, имеющий стаж работ не менее 3 лет и квалификацию не ниже четвертого разряда.

2.6. Ответственный руководитель работ несет ответственность за полноту и точное выполнение мер безопасности, указанных в наряде-допуске, квалификацию ответственного исполнителя работ и членов бригады (звена), включенных в наряд-допуск, а также за допуск исполнителей на место производства работ.

2.7. Ответственными исполнителями работ могут назначаться прорабы, мастера, бригадиры (звеньевые), прошедшие обучение и проверку знаний правил техники безопасности, правил пожарной безопасности и настоящей Инструкции.

2.8. Ответственный исполнитель работ несет ответственность за безопасное выполнение работ, соблюдение членами бригады (звена) мер безопасности, указанных в наряде-допуске, обязательное применение индивидуальных средств защиты, производственную и технологическую дисциплину.

2.9. С момента допуска бригады (звена) к работе повышенной опасности ответственный исполнитель работ должен находиться на рабочем месте и осуществлять постоянный надзор за работой членов бригады (звена) и выполнением ими мер безопасности.

Ответственный исполнитель работ не имеет права покидать рабочее место. В случае возникновения такой необходимости его обязан заменить ответственный руководитель работ. При невозможности замены работы должны быть прекращены, а рабочие выведены ответственным исполнителем (руководителем) из опасной зоны.

2.10. При выполнении работ повышенной опасности бригада (звено) должна состоять не менее чем из двух человек, включая ответственного исполнителя работ.

Члены бригады (звена) обязаны выполнять меры безопасности, предусмотренные в наряде-допуске, а также устные указания ответственного руководителя и ответственного исполнителя работ, полученные при допуске к работе или в процессе работы.

2.11. Персонал организации, руководящий работами с применением кранов, бурильно-крановых установок, экскаваторов, бульдозеров и т.п. в охранной зоне действующей линии электропередачи (электроустановки), обязан иметь не ниже 4-й группы по электробезопасности.

2.12. Перед выполнением работ на территории действующего предприятия лицо, выдающее наряд-допуск, ответственный руководитель работ, ответственный исполнитель работ обязаны изучить разделы законодательных и нормативных актов в части, касающейся выполняемых работ, пройти дополнительную проверку знаний по охране труда в комиссии организации при участии представителя предприятия. Дополнительная проверка знаний проводится в порядке, установленном положением, действующим на предприятии (в отрасли). Результаты проверки знаний по охране труда оформляются протоколом в 2 экземплярах, хранящихся в организации и на предприятии, а также с записью в удостоверении на право производства работ.

2.13. Бригадиры, звеньевые, рабочие (исполнители работ), допускаемые к выполнению работ повышенной опасности на территории действующего предприятия, перед допуском должны получить целевой инструктаж с привлечением ответственных работников предприятия, на территории которого предстоит выполнять работы.

2.14. Исполнители работ несут ответственность за выполнение мер безопасности, указанных в инструкции по охране труда, при проведении целевого инструктажа; за точное выполнение указаний ответственного руководителя и ответственного исполнителя работ; обязательное применение индивидуальных средств защиты, производственную и технологическую дисциплину.

  1. Порядок оформления и выдачи нарядов-допусков

3.1. Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ.

В случае невыполнения работы в указанное в наряде-допуске время или изменения условий производства работ работы прекращаются, наряд-допуск закрывается, возобновление работ разрешается только после выдачи нового наряда-допуска.

3.2. На каждую бригаду (звено), участвующую в производстве работ повышенной опасности, наряд-допуск должен оформляться в 2 экземплярах (один находится у лица, выдавшего наряд-допуск, другой выдается ответственному руководителю работ).

Бланк наряда-допуска должен быть заполнен ясно, конкретно и четко, в соответствии с порядком заполнения (Приложение 4). Исправления текста не допускаются.

3.3. При выполнении работ на территории действующего предприятия лицо, выдающее наряд-допуск от организации, учитывая имеющиеся или могущие возникнуть опасности (постоянно и потенциально опасные производственные факторы), а также в соответствии с определенными актом-допуском мероприятиями выписывает наряд-допуск в 3 экземплярах (третий экземпляр выдается ответственному лицу действующего предприятия), согласовав меры безопасности и порядок производства работ с ответственным лицом действующего предприятия (цеха, участка).

3.4. Для выполнения работ в охранной зоне линии электропередачи, связи, других инженерных коммуникаций организация обязана подать заявку предприятию, эксплуатирующему эти сооружения, с указанием вида, характера, места, времени начала и окончания работ, а также список ответственных руководителей, ответственных исполнителей работ и лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков с указанием фамилий, инициалов, должностей и групп по электробезопасности и получить письменное разрешение на право производства работ.

3.5. Наряд-допуск на производство работ в охранной зоне воздушной линии электропередачи, связи, других инженерных коммуникаций должен быть утвержден руководителем (главным инженером, техническим директором) организации и подписан лицом, ответственным за эксплуатацию линии со стороны владельца.

В подразделениях, выполняющих указанные работы и расположенных на расстоянии более 50 км от своих организаций, наряд-допуск утверждает руководитель подразделения или другой ответственный руководитель (специалист), прошедший соответствующее обучение и уполномоченный на это приказом по организации.

3.6. Количество нарядов-допусков, выдаваемых одновременно одному ответственному руководителю работ, определяется лицом, выдающим наряд-допуск, исходя из физической возможности выполнения ответственным руководителем своих обязанностей.

При этом у ответственного руководителя работ не должно быть более трех незакрытых нарядов-допусков одновременно.

3.7. Ответственному исполнителю работ может быть выдан только один наряд-допуск.

3.8. По окончании смены, а также при перерывах в работе на праздничные дни и дни отдыха ответственный исполнитель работ обязан передать наряд-допуск ответственному руководителю работ на хранение.

При возобновлении работ ответственный руководитель обязан лично убедиться в том, что условия их производства не изменились, и только после этого возвратить наряд-допуск ответственному исполнителю работ. Возобновление работ без наряда-допуска запрещается.

3.9. Срок хранения закрытого наряда-допуска - 30 дней.

3.10. Выдача и возврат нарядов-допусков регистрируются в журнале учета выдачи нарядов-допусков на производство работ повышенной опасности или совмещенных работ (Приложение 5). Журнал должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью организации.

Журналы, чистые бланки и закрытые наряды-допуски должны храниться у лица, выдающего их.

Срок хранения журнала - 6 мес. с момента последней записи.

3.11. Ответственный руководитель работ не имеет права принимать наряд-допуск осуществлять допуск бригады (звена) к работе, если характер и условия работ, меры безопасности не отражены в наряде-допуске в требуемом объеме или не соответствуют правилам безопасности. За отказ принять наряд-допуск и осуществить допуск персонала в указанных случаях он ответственности не несет.

Ответственный исполнитель работ не имеет права получать наряд-допуск и начинать работу бригады (звена), если характер и условия работ, меры безопасности не соответствуют действующим правилам и инструкциям по безопасности труда или не отражены в наряде-допуске в требуемом объеме. За отказ получить наряд-допуск и приступить к работе он ответственности не несет.

  1. Порядок допуска и производства работ

4.1. Перед допуском бригады (звена) к работе ответственный руководитель работ обязан:

4.1.1. В присутствии ответственного исполнителя работ проверить выполнение мер безопасности, предусмотренных нарядом-допуском, в соответствии с п. п. 10 - 13 подписать наряд-допуск о готовности к производству работ и передать его ответственному исполнителю работ. В случае возникновения у ответственного исполнителя работ сомнений в правильности или достаточности мер безопасности, указанных в наряде-допуске, ответственный руководитель работ должен устранить недостатки или дать необходимые разъяснения.

4.1.2. Проверить по удостоверениям соответствие состава бригады (звена) по должности (профессии) и квалификации записям в наряде-допуске. Назвать бригаде (звену) фамилию и должность ответственного исполнителя работ.

4.1.3. Провести членам бригады (звена) на рабочем месте целевой инструктаж по технике безопасности. Проведение указанного инструктажа должно быть зафиксировано в п. 10 наряда-допуска.

4.2. Ответственный исполнитель работ обязан:

4.2.1. Проверить в присутствии ответственного руководителя работ подготовку рабочих мест, выполнение мер безопасности, предусмотренных нарядом-допуском, наличие у членов бригады (звена) необходимых в процессе работы средств индивидуальной защиты, оснастки и инструмента.

4.2.2. Указать каждому члену бригады (звена) его рабочее место.

4.2.3. Получить при выполнении огневых, пожароопасных и сварочных работ отдельный наряд (при работах на энергопредприятиях) или разрешение на их проведение и, при необходимости, предъявить подготовку рабочего места ответственному работнику пожарного надзора.

4.2.4. Постоянно находиться на месте производства работ и контролировать выполнение членами бригады (звена) мер безопасности и технологической последовательности производства работ.

4.2.5. Запрещать членам бригады (звена) покидать пределы зоны производства работ без разрешения, выполнять работы, не предусмотренные нарядом-допуском.

4.2.6. Выводить членов бригады (звена) с места производства работ на время перерывов в течение рабочей смены, наряд-допуск при этом остается у ответственного исполнителя работ.

Возобновлять работу после перерыва, только лично осмотрев рабочее место.

4.2.7. По окончании работ вывести бригаду (звено) с места производства работ. Окончание работ оформить подписями (п. 14 наряда-допуска) и передать наряд-допуск ответственному руководителю работ.

4.3. Порядок допуска персонала организации к работам в зоне действия оборудования и инженерных коммуникаций на территории действующего предприятия устанавливается владельцем объекта (оборудования), о чем делается соответствующая запись в акте-допуске.

4.4. Для оформления повторного (ежедневного) допуска бригады (звена) к работе необходимо к наряду-допуску прилагать дополнительный лист по форме:

Приложение

к наряду-допуску

Ежедневный допуск к работе и ее окончание

4.5. Изменения в составе бригады (звена) регистрируются в приложении к наряду-допуску по форме:

Изменения в составе бригады (звена)

Примечание. Приложение хранится вместе с нарядом-допуском.

  1. Особенности организации и безопасного производства совмещенных работ

5.1. Совмещенными считаются строительно-монтажные работы, которые выполняются на одной площадке, объекте (здании) одновременно несколькими организациями (подразделениями), при этом их рабочие зоны соприкасаются или накладываются одна на другую.

5.2. Ответственность за безопасную организацию совмещенных работ в целом по всему строительно-монтажному комплексу возлагается на руководителей генподрядной организации.

5.3. Руководитель генподрядной организации обязан выделить и своим приказом закрепить участки всей территории строительства, а также все строящиеся объекты, здания, сооружения или их части за подразделениями своей организации.

Передача субподрядным организациям участков территории строительства, частей зданий, сооружений или отдельных объектов для выполнения строительно-монтажных работ оформляется двусторонним актом между генподрядной и каждой субподрядной организацией на период производства указанных работ.

Указанным подразделениям и организациям на закрепленных за ними участках, территориях, зданиях и сооружениях вменяется в обязанность выполнение функции генподрядчика по организации и безопасному производству строительно-монтажных работ, а также осуществлению контроля за их выполнением.

Примечание. Участок территории может включать в себя опасные зоны, дороги, подземные и другие коммуникации.

5.4. Руководители организаций, выполняющих функции генподрядчика на закрепленных за ними участках (объектах), обязаны разработать и согласовать с субподрядными организациями график производства совмещенных работ, мероприятия по охране труда и пожарной безопасности, обязательные для всех организаций, ведущих работы на данном участке.

5.5. Ответственность за безопасную организацию совмещенных работ на объекте (с представлением права выдачи нарядов-допусков на эти работы) возлагается:

5.5.1. С начала строительства до передачи объекта по двустороннему акту субподрядной организации - на руководителей подразделений генподрядной организации.

5.5.2. После подписания двустороннего акта приемки объекта или его части (территории) для выполнения работ субподрядной организацией - на руководителя субподрядной организации.

Субподрядная организация осуществляет функцию генподрядной организации только по отношению к своим подразделениям или организациям, привлекаемым ею по отдельным договорам.

5.5.3. После завершения работ и передачи объекта генподрядной организацией во временную или постоянную эксплуатацию - на ответственное лицо эксплуатирующей организации, назначенное приказом (письменным распоряжением).

5.6. На объектах, удаленных на расстояние более 50 км от места расположения организации, разрешается выдача нарядов-допусков на производство совмещенных работ и их утверждение руководителем подразделения, выполняющего функции подрядчика на данном объекте, при условии назначения его приказом по организации ответственным за безопасное производство работ на этом объекте.

При этом общий контроль за нарядно-допускной системой и ответственность за безопасную организацию совмещенных работ возлагается на руководителей организаций, которым подчинены названные подразделения.

5.7. Ответственность за несчастные случаи, происшедшие с работниками организаций, выполняющих совмещенные работы, несут должностные лица организации:

Выдавшей наряд-допуск, если мероприятия, указанные в нем, не обеспечили безопасности работающих;

Не выполнившей мероприятий по безопасности, указанных в наряде-допуске;

Ведущей работы по наряду-допуску в случае расширения ими объема работ за пределы, установленные нарядом-допуском;

В которой работает пострадавший, если совмещенные работы проводились этой организацией без наряда-допуска.

5.8. Наряд-допуск на производство совмещенных работ на закрепленных за субподрядными организациями участках должен выдаваться ответственными работниками этих организаций.