Запрещены иностранные водительские права на российские. Иностранные водительские права у гражданина рф

Российские законодатели давно разработали проект закона, который запрещает осуществление коммерческой деятельности гражданами у которых имеются иностранные права. Однако, вступление в силу данного закона откладывается уже несколько раз. Актуальной новостью сегодня является заявление, что иностранные права продлены на весь 2019 год, но это не соответствует действительности. Поэтому, рассмотрим, можно ли легально работать водителем без замены иностранного водительского удостоверения на российское в 2019 году.

Правительство РФ планирует запретить иностранные права водителей, которые занимаются коммерческой деятельности осуществляя пассажироперевозки и грузоперевозки.

Первый раз такое решение принимали в 2013 году и согласно этого федерального закона (№92-ФЗ) водители-иностранцы, получившие водительское удостоверение на своей Родине, не смогут осуществлять деятельность по перевозкам грузов и пассажиров. Закон вступил в силу 1 июня 2017 года, а новости, что иностранные права продлены на 2019 год — ошибочные. Итак, под действие закона попали следующие категории иностранцев:

  • водители, работающие на маршрутных микроавтобусах;
  • водители автобусов и другого общественного транспорта;
  • таксисты, смотри, как получить в 2019 году;
  • водители микроавтобусов и грузового транспорта, осуществляющего перевозку грузов.

Принятый закон касается всех без исключения иностранных водителей, работающих в России независимо от их родины. Это затронет водителей из безвизовых стран Армения, Республики Молдова, Украина, Таджикистан, Узбекистан и других государств.

Чтобы продолжить работать в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров или грузов с целью получения прибыли, то необходимо получить водительские права российского образца, то есть сдать экзамены в России, согласно существующих правил и требований Российской Федерации.

А вот для передвижения по России в личных целях или при транзите через границу иностранцы могут пользоваться правами, полученными на Родине.

Перенесена ли замена водительских прав для иностранцев до 2019 года

Запрет на иностранные права был введен в результате частых ДТП на дорогах, совершающимися мигрантами, так как они не знают ПДД (Правила дорожного движения, принятые в России) и не соблюдают их. При этом страдают обычные люди — пассажиры и другие участники дорожного движения.

Многие граждане ошибочно считают, что поменять иностранцам водительское удостоверение можно до 30 мая 2018 года и поэтому не спешат получать права российского образца. По статистике, за прошедший год желающих отыскалось всего 3%. Хотя доля мигрантов водителей на дорогах РФ превышает больше 50% от всех.

Как обменять водительское удостоверение иностранного образца на российское

Замена водительских прав иностранным гражданам, работающим водителями в России возможна в случае, если национальные права водителя соответствуют приложению 6 Венской конвенции о безопасности дорожного движения, то есть содержат следующую пронумерованную информацию о владельце:

  1. Фамилия. Полное имя и отчество.
  2. Дата и место рождения.
  3. Регистрация места жительства. Орган, который выдал документ.
  4. Место и дата выдачи документа.
  5. Дата окончания действия.
  6. Номер удостоверения.
  7. Штамп органа, выдавшего документ, либо подпись его уполномоченного сотрудника.
  8. Подпись владельца.
  9. Категории автотранспорта, для которых действителен данный документ, а также
  10. дата окончания срока действия для каждой из них.

В случае несоответствия указанным выше требованиям придется заново в РФ проходить обучение в автошколе. Водителям мигрантам и перевозчикам-работодателям, нанимающим первых на работу, следует позаботиться о получении российских водительских удостоверений. Для этого необходимо сдать экзамены.

В обязательном порядке водителю необходимо сдать три экзамена:

  1. экзамен на знание теории,
  2. экзамен езды на автодроме,
  3. экзамен езды по городу.

Для сдачи экзамена и получения водительского удостоверения требуется предъявить следующие документы:

  1. Мед.справку о состоянии здоровья;
  2. Паспорт;
  3. Водительские права, полученные в родной стране.
  4. Подать заявление по определенному образцу и заплатить государственную пошлину. Цена госпошлины на получение водительского удостоверения в 2019 году из пластика - 2000 руб.
  5. Заявление подать можно непосредственно в отделение ГИБДД или в .

Названные пункты означают, что к дате, когда водителю можно забрать документ, деньги должны находиться на счете ГИБДД. Доказательством может послужить квитанция, чек. Факт оплаты легко можно проверить по базе данных в ГИБДД. Иначе ВУ выдаче не подлежит.

Учитывая, что переноса обмена иностранных водительских прав до 2018 года не будет, водителю-мигранту придётся заплатить штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей. Перевозчики, пользующиеся услугами иностранцев-водителей, заплатят за них штраф уже в 50 000 рублей.

Со вступлением закона в силу, патрульные останавливают водителей маршруток и таксистов. Доказать, что они осуществляют перевозки в коммерческих целях проще, а вот категории водителей, которые перевозят грузы на небольшом грузовом транспорте (микроавтобусах) пока уходят от ответственности, так как доказать сложно, что они осуществляют транспортировку грузов в коммерческих целях.

Пункт 13 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»:

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Если у вас фирма по перевозке грузов или пассажиров, то сажать за руль водителя с иностранными правами уже нельзя. Но если у вашей конторы есть автомобили, но никакой коммерческой деятельности, связанной с перевозками, вы не осуществляете, а трудовая деятельность иностранца никак не связана с управлением транспортом, то требования этой статьи вас волновать не должны. Здесь водителю главное знать, что его родное водительское удостоверение должно соответствовать требованиям международных конвенций.

Как указано в том же законе «О безопасности дорожного движения», национальные права, выданные в иностранном государстве и не соответствующие международным конвенциям, считаются действительными при наличии нотариального перевода. Или при предъявлении обычного удостоверения вместе с международными правами.

А что же грозит водителям-иностранцам, которые продолжают работать по старинке, со своим родным водительским удостоверением?

Так как законодательно водителям-профессионалам управлять транспортом с заграничными правами запрещено, такое деяние приравнивается к управлению без прав. Наказание за это достаточно суровое - штраф от 5 до 15 тысяч рублей (часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ), да еще и машину могут на штрафстоянку забрать. А для должностных лиц организаций, на чьих машинах разъезжает нелегал, предусмотрен штраф в 50 тысяч рублей.

Для чего же ввели такие жесткие требования?

Идея вроде бы благая. Те фирмы, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, а также службы такси, дабы сэкономить на квалифицированных водителях, повсеместно начали набирать себе иностранцев из стран ближнего зарубежья. По мнению Романа Круглова, председателя межрегионального транспортного профсоюза, сам по себе закон хороший. Наемные работники из ближнего зарубежья составляют серьезную конкуренцию местным водителям.

«Мигранты не возмущаются низкой оплатой труда, готовы работать практически на рабских условиях. Они не устраивают забастовок, так как работодатель может отозвать патент, и тогда человек не сможет работать в России, - поясняет Круглов. - Человек, не знающий ПДД РФ, не должен перевозить пассажиров. Более того, бо льшая часть мигрантов водительское удостоверение попросту купили у себя на родине. В итоге страдает безопасность перевозок».

«В Москве можно легко купить натуральные киргизские права! - уверяет Станислав Швагерус, председатель общественного движения TAXI 2018. - Цена вопроса - 200 долларов».

Вот и законодатели ссылаются на то, что такие водители, как правило, с низкой квалификацией и отсутствием профессиональных навыков. Однако какой бы то ни было статистики по этому вопросу все же нет. У данного ограничения, скорее всего, экономическая подоплека. К слову, сам закон, запрещающий найм водителей с иностранными правами, появился еще в 2013 году. Но срок вступления поправок постоянно переносился. Причин тому было множество.

По словам Станислава Швагеруса, несколько раз поправки переносились из-за Крыма, где водителям нужно было время для обмена украинских прав на российские. Кроме этого, за четыре года, пока законопроект пылился в Госдуме, никто не озаботился подготовкой материальной базы для обмена удостоверений.

Судите сами, чтобы получить российские права, иностранцу нужно сдать теоретические и практические экзамены. А так как большинство водителей работают по грузовым категориям, нужны хотя бы площадки, где можно подтвердить свои навыки в управлении фурой, к примеру. Необходимые условия попросту отсутствуют. Если верить данным комитета Госдумы по транспорту, сегодня более 70 тысяч водителей с иностранными правами вынуждены или сдавать экзамены в ГИБДД, или потерять работу.

Но потеряют ли? И будут ли получать российские права мигранты?

Депутаты постоянно говорили об отсрочке вступления в силу этих поправок. Поэтому ни перевозчики, ни сами иностранные водители ничего не предпринимали. Все ожидали, что решение вопроса будет отложено еще на год. Но этого не произошло. Поэтому сейчас все грузопассажирские перевозки, по сути, перешли на полулегальное положение. В такси, к слову, где рынок держат агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber и проч.), особых проблем не возникает и сейчас. Сами таксисты подтверждают, ничего у них в работе ровным счетом не изменилось.

Так, водитель такси Акопян А. рассказал, что вопрос безопасности в реальности никого не волнует. Тем, кто работает с агрегаторами, главное - выполнить как можно больше заказов. Тарифов единых нет, цены постоянно падают, и заработать становится невозможно.

«Ну даже если вместо гастарбайтеров придут трактористы из русской глубинки, что, на дорогах станет лучше?» - недоумевает водитель такси.

Соглашается с этим и Евгений Б., столичный таксист с многолетним стажем.

«В такси ровным счетом ничего не изменится. Придет Ваня из дальнего региона (уже пришел), где наличных денег не видит никто, а агрегаторы как беспределили, так и будут продолжать заниматься демпингом цен», - сокрушается Евгений.

Кстати, среди таксистов ходят слухи о том, что на рынке уже появилось предложение о продаже «российских» прав. И цена небольшая. Всего-то 12 000 рублей. Правда, точка продажи настораживает - район Казанского вокзала.

Мне кажется, что в такси вообще решили не обращать внимания на новый закон. Даже стали всем водителям рассылать специальные указания, дабы иностранцы не прекращали работу.

«Там как передавали заказы иностранцам, так и передают, - уверяет Швагерус. - А Яндекс даже отключил проверку водительских удостоверений системой».

Несмотря на то, что нормальные таксисты нововведению рады, нелегалы продолжают спокойно работать.

«Они (нелегалы) попросту сняли шашки и продолжают выполнять заказы в яндексах и уберах!» - жалуется Евгений Грэк, координатор межрегионального общественного движения «Стоп Нелегал».

Причем такая же ситуация с грузовиками и автобусами, поясняет Грэк. Сейчас активно заработали схемы по продаже поддельных и настоящих документов. В любом случае все желающие к осени прикупят нужные водительские удостоверения.

Так что же изменится, даже если закон заработает?

Очевидно, что в этом случае те водители-иностранцы, у кого нет проблем с подтверждением своих навыков, спокойно продолжат работу. Рынок избавится от тех, кто купил у себя на родине права, и от тех, у кого есть проблемы с законом. А значит, местные жители получат шанс устроиться на работу, которая раньше отдавалась низкооплачиваемым нелегалам. Но все это при условии, что закон реально заработает. А предпосылок для этого пока нет.

Госдума приняла закон, разрешающий жителям стран, в которых русский язык признан официальным, работать водителями в России, не сдавая экзамены в ГИБДД. Речь идет прежде всего о жителях Белоруссии и Киргизии. Статус официального и государственного русского языка закреплен также конституциями Казахстана, Южной Осетии и Абхазии, но на жителей этих стран норма не распространяется, пояснили “Ъ” в Госдуме: им придется сдать экзамены в ГИБДД.


П. 13 ст. 25 закона «О безопасности дорожного движения» запрещает управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений «при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами» (речь идет о водителях автобусов, коммунальной техники, грузовиков и т. д.). Госдума приняла поправку : запрет не распространяется на граждан Киргизии, а также других стран, «законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального».

Новая редакция закона «О безопасности дорожного движения», запрещающая иностранцам водить грузовики и автобусы в РФ без российских водительских прав, вступила в силу 1 июня. Введение этой нормы было запланировано еще в 2014 году, однако откладывалось Госдумой несколько раз. По оценкам комитета Госдумы по транспорту, до 1 июня в стране работало около 70 тыс. иностранцев без российских прав, из них 11 тыс.- белорусы. После введения запрета госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота обратился в Госдуму, попросив вернуть белорусов на российские дороги. Парламент обратился за помощью в правительство, в середине июня это было закреплено постановлением кабмина Союзного государства. Позже Госдума обратилась к президенту Владимиру Путину, попросив допустить к управлению транспортом еще и граждан Киргизии. После этого и был подготовлен соответствующий законопроект.

Отметим, в качестве официального русский язык фигурирует также в конституции Казахстана (используется наравне с казахским государственными организациями и органами местного самоуправления). Однако, пояснил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков, на жителей Казахстана новая норма не распространяется, как и на граждан признанных Россией Южной Осетии и Абхазии (там русский язык имеет статус государственного, как и в Белоруссии). «Вполне возможно, что другие страны примут поправки с учетом нашего закона,- пояснил “Ъ” господин Лысаков.- Перспективы, в любом случае, есть у всех».

Граждане остальных стран должны сдавать экзамены в ГИБДД и получать российские права. Глава ГИБДД России Михаил Черников накануне заявил, что вступивший с 1 июня запрет спровоцировал вал обращений со стороны иностранцев, желающих обменять права, в подразделения.

Главный эксперт Национального экспертного совета по подготовке и тестированию водителей транспортных средств (бывший старший инспектор по особым поручениям ГИБДД России) Александр Лыткин считает, что сложившуюся ситуацию должен прокомментировать МИД, поскольку в конституциях нескольких стран по отношению к русскому языку употребляются термины «государственный» и «официальный». В пресс-службе МИДа на запрос “Ъ” пока не ответили. При этом господин Лыткин отметил, что в законе «О безопасности дорожного движения» есть п. 2 ст. 20, в котором прописано, что юридическим лицам запрещено «допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений», что противоречит принятой Госдумой норме. «Принимаемый законопроект - политический жест в адрес ряда стран, а также попытка подтолкнуть другие государства, чтобы они закрепили русский язык в качестве государственного,- говорит он.- А вот запрет нанимать иностранцев для юрлиц никуда не делся, поэтому формально они будут делать это на свой страх и риск. А если, не дай бог, произойдет ДТП, нарушение законодательства моментально всплывет».

Замена водительских прав для иностранных граждан относится к ряду обязательных действий, но не для всех, а только для тех, кто намерен на территории Российской Федерации, осуществлять какую либо предпринимательскую деятельность посредством автоперевозок.

Замена иностранного водительского удостоверение на российские права обязательной стала с 2014 года.

Следует уточнить, что поменять ВУ Украины либо любого другого государства СНГ придется только в том случае, если гражданин иностранного подданства намерен использовать автомобиль попросту говоря для заработка.

Если же тот же человек не имеет планов на подобную деятельность, а езда на машине не выходит за черту личных целей, украинские и иные права на водительское удостоверение РФ менять нет нужды. В этом случае ездить можно с международным аналогом и с обычным документом того государство, откуда он прибыл.

  • Важно: оба документа должны быть у водителя одновременно, так как при отсутствии первого или второго ВУ.
  • Единственное дополнение: иностранное ВУ в обязательном порядке должно иметь в себе данные о владельце на латинице, либо у гражданина должен быть при себе переведенный на русский язык образец прав. Также этот образец должен быть обязательно заверен в нотариальной конторе.

Кроме этого, удостоверение должно иметь полное соответствие к требованиям Венской конвенции от 1968г.

Что требуется для замены и кто может претендовать?

В том случае, когда гражданин одной из стран СНГ проявляет желание обменять ВУ своей страны на Российское, в его обязанности входит сбор определенных документов и их предоставление в соответствующий орган.

К таким документам относятся:

  1. Гражданский паспорт.
  2. ВУ национального образца.
  3. Стандартная мед справка.
  4. Данные о регистрации.
  5. Также в обязательном порядке потребуется миграционная карта.
  6. Специальное разрешение от органов Федеральной Миграционной Службы на трудовую деятельность.

На основании предоставленных документов, утверждающий орган, в данном случае ГИБДД, решает заменить или нет украинские права на ВУ РФ. Также замена иностранных водительских прав возможна при временном пребывании иностранного поданного.

Существует определенный порядок при замене удостоверения. В том случае, когда человек имеет открытыми к управлению 2-3-4 категории, сдачу экзаменов он обязан осуществить не по всем категориям, а только по определенной подкатегории, либо по высшей из них.

Иерархическая лестница в этом случае выглядит так:

Если без сложных формулировок, водитель имеет открытыми, например категории под пунктами 2-3-4. Для того чтобы открыть в России их все, экзамен он должен будет сдать лишь на категорию под пунктом №2, то есть С. После этого замененный документ становится действительным.

Если лицо, претендующее на ВУ России, раннее не имело прав

Иногда ситуации выглядят иначе. Например прибывший на территорию РФ не имеет тех же украинских прав, у него есть полное право обратиться в ГИБДД для того чтобы на общих основаниях получить стандартное водительское удостоверение российского образца.

Естественно что у таких документов будут иметься существенные ограничения в виде того, что срок действия полученного водительского удостоверения не превысит того срока, в течение которого иностранный подданный может законно находиться на территории РФ.

Для того чтобы получить ВУ России, ему потребуется:

  1. Обучиться вождению. Иногда при подаче документов к гражданам стран СНГ идут на встречу и зачисляют на обучение без предъявления общегражданского паспорта. Зачастую достаточно устно назвать свои данные и уже на следующий день можно приступить к обучению.
  2. Пройти медицинскую комиссию.
  3. Сдать серию экзаменов в пункте обучения. Перед сдачей экзаменов в школе вождения от гражданина обязательно потребуется предоставление временной регистрации. Если ее нет, к экзамену не допустят. Если все сдано, автошкола выдает водительскую карточку и свидетельство об обучении.
  4. При допуске, сдать экзамены в ГИБДД. Почему акцентируется понятие «при допуске» потому что в отдельных случаях иностранного подданного к экзаменам могут попросту не допустить. К этим случаям относятся некоторые медицинские противопоказания, если у человека имеются зафиксированные правила дорожного движения с неоплаченными выставленными штрафами и та категория, которая находится в розыске.
  5. Если все в порядке – получить долгожданное водительское удостоверение.

Если же в течение некоторого времени по различным причинам гражданин Украины вновь решит вернуться на родину, и если возникнет необходимость, он без проблем сможет поменять права российские на украинские.

Порядок действий граждан прибывших в Россию на постоянное место жительства

Если человек решает переехать в Российскую Федерацию на ПМЖ из любой другой страны СНГ, он обязан понимать, что срок действия его национальных прав вождения ограничен 60 днями.

Например если гражданин Узбекистана имеет на руках узбекские права, ездить по ним он сможет после того как:

  1. Получит в Отделении Внутренних Дел разрешение на ПМЖ.
  2. Если же подобное разрешение им было получено на руки на территории Узбекистана, и в Россию он прибыл с полным разрешающим пакетом документов.

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами снова Кулик Илья!

Большинство государств ограничивает возможность использования иностранных водительских удостоверений на своей территории, принуждая своих гостей со временем производить замену прав на местные.

Российская Федерация же, в отличие от других стран, позволяет иностранцам управлять транспортом на своих просторах без обмена удостоверения. Тем не менее запрет на иностранные водительские права в России частично действует. Предлагаю разобраться, в отношении кого он введён и какое наказание грозит тем, кто будет ездить с недействительным документом. Поехали!

Да! Согласно ст. 25 Закона «О безопасности дорожного движения» (далее – ЗоБДД) иностранцы при отсутствии (ВП) могут использовать для передвижения по России национальные водительские удостоверения (НВУ), выданные на территории другого государства.

Чтобы не возникло проблем с использованием НВУ, полученного за границей, вы должны быть уверены, что этот документ отвечает требованиям Венской конвенции о дорожном движении 1968 г.

Согласно Приложению 6 Венского соглашения НВУ должно изготавливаться в виде пластиковой или бумажной карточки и содержать такие сведения:

  • Название документа на национальном языке страны выдачи.
  • Имя и фамилию владельца.
  • Дату рождения. Место рождения может указываться исходя из местной специфики страны, где выписывался документ.
  • Дату выдачи и окончания действия. В некоторых государствах день окончания действия НВУ указывается не всегда. Такое удостоверение в России не принимается.
  • Номер НВУ.
  • Фото и подпись владельца.
  • Категории транспортных средств , право вождения которых предоставлено предъявителю удостоверения. Желательно, чтобы была также проставлена дата окончания действия прав на ту или иную категорию.

Если у вас НВУ старого образца, то оно также подойдёт для передвижения территорией России. Но для того, чтобы у представителей Госавтоинспекции не возникало вопросов, нужно, чтобы удостоверение, выданное в другой стране, сопровождалось или .

Гражданам России также прямо не запрещается управлять транспортными средствами на территории родной страны с иностранными ВП, хотя здесь могут быть нюансы. О них более подробно поговорим далее.

Запрет на вождение в России по иностранным правам при трудовой и предпринимательской деятельности

О введении запрета на использование иностранных ВП для работы говорилось давно.

Закон № 92-ФЗ, которым собственно и ввели ограничение на вождение с НВУ других государств, был принят ещё в 2013 году и ещё тогда содержал норму о необходимости замены ВП на российские. Но вступление этой нормы в силу длительное время оттягивалось по разным причинам. Введена оно была в действие, как мы знаем, в июне 2017.

До 1 июня 2017 года вождение транспортных средств (ТС) с иностранными ВП, соответствующими Венской конвенции, допускалось при любых обстоятельствах. С введением в силу абз. 38 п. 2 ст. 1 Закона № 92-ФЗ, дополнившую ст. 25 ЗоБДД пунктом 13, всё стало несколько сложнее.

Важно! С июня 2017 г. управление ТС по иностранным ВП не допускается, если вождение авто связано с предпринимательской или трудовой деятельностью (п. 13 ст. 25 ЗоБДД). Водителям автобусов, курьерам, таксистам, дальнобойщикам и другим гражданам, работающим с перевозками, необходимо произвести , если этого не было сделано ранее.

Внимание! Водителям, участвующим в международных перевозках или пересекающих Россию транзитом, ВП обменивать ненужно.

Почему ввели запрет на вождение авто без российского удостоверения?

Необходимость изменений вызвана большим количеством автокатастроф, возникающих по вине мигрантов. Так, в Научном центре безопасности дорожного движения МВД утверждают, что около 30% аварий совершают иностранцы.

Мигранты, по словам специалистов, чувствуют себя безнаказанными на дорогах России, особенно это касается таксистов на иностранных номерах. К тому же, проверить законность получения ими водительских удостоверений невозможно.

Ввиду этого, иностранцев, желающих работать в сфере извоза, решили обязать проходить дополнительную проверку на знание ПДД и умение управлять ТС.

Убедились в правильности своих действий депутаты сразу же после подписания Закона № 92 от 07.05.2013. В июле 2013 года в Подмосковье случилась крупная авария, виновником которой стал нелегал из Армении Грачья Арутюнян. Из-за несоблюдения им ПДД погибли 18 человек.

Конечно, хочется верить, запрет на использование иностранных ВП действительно улучшит ситуацию с аварийностью. Но нельзя забывать и о других целях принятия такого решения:

  • Пополнение бюджета. Не секрет, что получение ВП – мероприятие платное. Кроме того, запрет на иностранные ВП прописан в КоАП РФ. Это означает, что штрафов станет выписываться больше.
  • Уменьшение количества мигрантов . Получение новых ВП пугает многих приезжих. Кроме того, отсутствие российского НВУ – повод для их легального увольнения по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Так, 1 июня в «Мосгортрансе» было уволено около трёхсот водителей из-за неимения документов. Кстати, вот вам ещё один повод пополнения казны. На место мигрантов нужно брать обычных россиян, зарплаты которых почти вдвое выше, чем у приезжих. А это, в свою очередь, приводит к увеличению налоговой базы.
  • Перевод таксистов на индивидуальное предпринимательство . Таксопарки стали предъявлять более строгие требования к кандидатам в работники. Планируется, что многие водители теперь будут работать сами на себя.

Для граждан каких стран запрет на управление ТС с иностранными ВП не установлен?

Введение запрета на использование иностранных ВП, хотя и было ожидаемым, вызвало у многих беспокойство. Дабы излишне не накалять обстановку, власти России вынуждены были пойти на определённые уступки, разрешив дружественным народам не производить замену родных НВУ.

Внимание! В июле 2017 года в ст. 25 ЗоБДД внесли поправки, позволяющие гражданам государств, где русский язык считается официальным, управлять и дальше ТС с нероссийскими ВП. Заниматься предпринимательской и трудовой деятельностью, связанной с извозом, этим водителям также можно.

Обмен ВП не является обязательным однозначно для граждан Киргизии. Что же касается русскоязычных стран, то о них в ЗоБДД сказано несколько расплывчато, но из формулировки абзаца 2 пункта 13 статьи 25 можно сделать вывод, что замена НВУ необязательна также для представителей следующих государств:

  • Россия.
  • Беларусь (право белорусов оставить свои ВП подтверждается также Постановлением Совмина № 29 от 16.06.2017).
  • Казахстан.

Также русский язык используется в частично признанных государствах – Абхазии, Южной Осетии, ЛНР, ДНР и Приднестровье. Проблема в том, что Россия последние три государственных образования не признала пока вовсе.

Кстати, в некоммерческом партнёрстве «Гильдия автошкол» и в самом ГИДББ негативно относятся к таким поблажкам. Если в Беларуси автошколы дают действительно неплохие знания и борются с нелегальной продажей водительских удостоверений, то в Киргизии и Казахстане есть определённые проблемы. Там часто покупаются права, да и образование в автошколах желает лучшего.

Как показали результаты первых экзаменов в РФ, более половины тестируемых с первого раза испытание не прошли, что свидетельствует о достаточно низком знании ими ПДД, а это для профессиональных водителей недопустимо.

Разрешат ли гражданам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не обменивать удостоверения?

Вопрос о возможности освобождения граждан ЕАЭС от необходимости замены своих НВУ на российские рассматривался ещё в 2015 году. На тот момент депутаты к согласию так и не пришли.

Сейчас Госдума снова хочет допустить выходцев из стран ЕАЭС к управлению ТС по родным ВП. Есть и соответствующий проект закона о внесении изменений в ст. 25 ЗоБДД .

В тексте проекта предлагается заменить в абз. 2 п. 13 ст. 25 ЗоБДД слова «граждан Киргизской Республики» на «граждан государств-членов Евразийского экономического союза».

Сейчас проект находится на стадии формирования окончательного варианта текста документа.

Напомню, в ЕАЭС на начало 2018 года входят, кроме России:

  • Армения.
  • Беларусь.
  • Казахстан.
  • Киргизия.

В перспективе планируется расширение сообщества.

Наказание за несоблюдение правил запрета

На протяжении четырёх лет, пока Закон № 92 мариновался в Госдуме, российские власти рассчитывали, что собственники автопарков позаботятся о своих подопечных и займутся оформлением российских НВУ. Этого, как и следовало ожидать, не произошло.

Зато появилось наказание работодателей за допуск иностранцев к работе с ВП, полученными в другой стране. Регламентирует привлечение руководства автопарков к ответственности ст. 12.32.1 КоАП РФ.

Допуск граждан к работе по иностранным ВП грозит денежным взысканием в 50 тыс. руб. К ответственности виновных привлекают должностные лица органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ).

Самого работника за управление ТС с иностранным НВУ во время исполнения трудовой функции также штрафуют на 5-15 тыс. руб. на основании ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Запрет на управление ТС с иностранными правами при вождении по личным целям

По личным целям управление ТС с иностранными НВУ допускается всегда. Исключение – тот случай, когда ВП не соответствуют требованиям Венской конвенции. Документ на вождение в такой ситуации признаётся в России недействительным.

Чтобы получить возможность управлять ТС, владельцу недействительного удостоверения необходимо закончить в России автошколу, пройдя процедуру получения ВП от начала до конца.

Нужно ли гражданам РФ менять иностранные ВП на российские?

Неоднозначная ситуация сложилась с гражданами России, проживающими постоянно на территории РФ.

С одной стороны, они могут при отсутствии российского НВУ использовать иностранное на основании ст. 25 ЗоБДД. Прямого запрета на вождение без российского ВП для граждан РФ также ни в одном нормативном акте не установлено.

С другой стороны, в п. 6 ст. 41 Венской конвенции сказано, что государства вправе не допустить своих резидентов к использованию ВП, полученных заграницей.

Судебная практика по этому вопросу противоречивая. Чаще всего, конечно, россиян к ответственности за езду с иностранными ВП не привлекают. А бывает, наоборот.

Например, в одном из судов Санкт-Петербурга в 2016 году подтвердили необходимость наложения штрафа на гражданина РФ, управлявшего ТС с немецким НВУ, за отсутствие у него водительских прав, выданных в России.

Обоснование – гражданин РФ не является лицом временно или постоянно пребывающим в России, а п. 12 ст. 25 ЗоБДД позволяет водить ТС с иностранным НВУ только этим субъектам. Гражданин же должен иметь ВП, выданные в родной стране.

Хотя у нас в государстве и не прецедентное право, этот случай не единичный. Советую вам при переезде в Россию на длительное время всё же озаботиться получением здешних ВП.

Срок действия удостоверения иностранцев

В отличие от других европейских стран, в России дозволено управлять ТС с иностранными ВП вплоть до окончания сроков их действия. Это касается даже тех, кто переехал в РФ на постоянное место жительства или получил гражданство. Главное, чтобы НВУ, выданное в другой стране, соответствовало требованиям Венской конвенции, иначе вас оштрафуют по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Внимание! В сети часто можно встретить информацию о том, что иностранные ВП нужно заменить на протяжении 2-х месяцев после переезда в Россию на постоянное место жительства, так как по истечении 60-ти дней управлять ТС с нероссийскими правами будет нельзя. Нет! Это положение исключено из законодательства ещё в конце 2014 года.

Ограничение срока действия удостоверения до шести месяцев

Сейчас на рассмотрении находится законопроект об ограничении срока действия нероссийских ВП до полугода с момента оформления вида на жительство, получения гражданства или возвращения граждан РФ на родину для постоянного проживания.

Необходимость такого нововведения вызвана тем, что НВУ других государств часто выдаются на срок, намного превышающий время действия российских ВП.

Получается, любой желающий может поехать в другую страну и получить там документ на вождение не на 10 лет, как у нас, а на 30 или 50, а затем вернуться с ним в Россию и ездить с этим удостоверением до старости. Согласитесь, это нечестно. Законопроект как раз и направлен на недопущение такой ситуации.

Если указанный проект вступит в силу, то получается, что гостям России с Евразийского экономического союза позволят работать с иностранными ВП только 6 месяцев, далее им нужно будет обменять удостоверение на российское.

Другие гости страны, которые переберутся в РФ на длительное время, также должны будут произвести замену ВП в течение полугода независимо от того, где они планируют работать.

Подведём итоги

  • В Российской Федерации запрещено ездить с нероссийским НВУ, которое не соответствует Венской конвенции 1968 г.
  • С 2017 года введён запрет на использование иностранных ВП мигрантами, которые работают с перевозками.
  • Запрет на использование иностранного ВП не действует в отношении работников сферы перевозок, если они являются гражданами Беларуси или Киргизии. Остальным мигрантам необходимо иметь российские НВУ, иначе их будут штрафовать.
  • Планируется разрешить управлять ТС по работе гражданам стран ЕАЭС.
  • Срок действия иностранного НВУ неограничен, но планируется его сокращение до 6-ти месяцев, после истечения которых приезжих, не заменивших ВП на российские, будут штрафовать.

Заключение

На сегодня это всё, что я хотел вам рассказать. Если вы обладаете какой-либо информацией по обсуждаемой теме, обязательно оставляйте свои комментарии.

Всем удачи на дорогах! До новых встреч на страницах блога!

Изображения для статьи взяты отсюда: https://www.drive2.ru/r/acura/163