Судебная система средневековой англии. Судебный процесс в феодальной Англии. Возникновение и эволюция института присяжных. Классификация преступлений

Министерство внутренних дел РФ

Московский университет

Кафедра истории государства и права


на тему «Судебная система средневековой Англии.»


Москва 2015 г.



Введение

Особенности средневекового английского государства

Средневековое право в Англии

Особенности английского средневекового права

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность темы определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, в современном судебном процессе по-прежнему присутствуют ритуальные формы, которые для многих наблюдателей на первый взгляд не имеют практического значения. Особенно это касается отечественного судопроизводства, где в результате политических изменений прошлого столетия судебный ритуал, оформлявший судебный процесс как единое целое, был утрачен или заменён на действия, не способствующие повышению доверия к судебной власти. Символы и ритуалы прошлого стали использоваться и пониматься неверно их первоначальному значению, их традиционный смысл недоступен для большинства, и, более того, - не воспринимается как неотъемлемая часть судопроизводства. Зарубежный судебный процесс, особенно это касается судов англо-американской системы общего права, по-прежнему сохраняет многие старинные традиции, появившиеся ещё в средние века. Традиции -это не только принятый образ действия, это ещё и передача информации, содержащей ответы на многие вопросы, которые подсознательно задаёт сам себе человек, сталкивающийся с судом в той или иной ситуации. Чем глубже понимание истоков и традиций судебной власти, тем выше само доверие к суду, которое так необходимо в условиях построения гражданского общества.

Во-вторых, возрос интерес к культурным и политическим традициям российского государства, появились идейные течения, обращающиеся в их поиске к западной и восточной культуре. Подобные изыскания не могут не учитывать опыт других народов, которые, несомненно, повлияли на формирование государства и общества России. Следовательно, для того чтобы сделать выводы об историческом развитии тех или иных общественных и государственных институтов - в данном случае -судебной власти - следует подробно изучить наиболее влиятельные их образцы. К последним, несомненно, относится традиционная английская судебная система, которая на сегодняшний день объединяет многие страны на всех континентах.

В-третьих, именно английское судопроизводство представляет наилучший объект изучения с точки зрения эволюции представлений о справедливом суде. Понятия английской системы судебных прецедентов и английской системы права можно считать тождественными. Иными словами, право для англичанина, как в средние века, так и сегодня, это явление, с которым он встречается прежде всего в суде. Судебный процесс олицетворяет английскую правовую систему и играет символическую роль в сознании индивида.

Следовательно, всё, что связано с судом и процессом, также неотъемлемо связано с правосознанием и правовой культурой. Таким образом, изучая ритуальные и юридические формы в их взаимодействии, мы можем сделать выводы об историческом формировании правосознания индивида в рамках английской правовой системы.

С современной точки зрения, ритуальные формы процесса уже не ассоциируются с ритуальными действиями, однако в условиях несовершенства юридической техники именно ритуальный порядок фактически заменял собой (причём не менее эффективно) столь же необходимый формально-юридический порядок.

Цель работы - обобщение накопленного к настоящему моменту исторического материала по судебному процессу средневековой Англии в сравнительно-историческом плане, определения места и соотношения юридических и ритуальных форм в истории права.

Для выполнения поставленных целей необходимо:

обосновать периодизацию исследуемой эпохи в истории Англии с историко-правовой точки зрения;

обобщить комплекс источников и литературы по теме и провести их анализ с использованием методов современной юридической и исторической науки;

проанализировать развитие институтов судебной власти в средневековой Англии;

определить основные принципы английского судопроизводства и организации судебной системы в течение исследуемого периода.

средневековый юридический история судопроизводство

1. Особенности средневекового английского государства


Особенности эволюции Англии:

Во-первых, Англия развивалась после норманнских завоеваний без вмешательства извне.

Во-вторых, она не имела постоянной армии.

В-третьих, были налицо устойчивые традиции внутреннего самоуправления, которые выражались в суде присяжных и деятельности парламента (с XVII века - многопартийного).

Правовое государство в Англии возникло раньше других. В Англии одним из первых в мире сложился принцип контрассигнатуры. Следующая особенность средневековой Англии - прецедентное право (оно таким и осталось). Предполагалось, что если по конкретному вопросу нет прямого решения парламента, то решение суда - свободная прерогатива судьи.

Периодизация истории средневековой Англии:

1. Донорманнский период (с V века по 1066 год). В результате набегов англов, саксов и ютов на территории острова Британия возникли англосаксонские королевства. Одно из них - Кент - создано было ютами. Англы и саксы каждые создали по три королевства. Англы: Восточную Англию, Нортумбрию, Мерсию. Саксы: Уэссекс (Западное), Эссекс (Восточное) и Сэссекс (Южное). Все эти семь королевств вместе назывались Гептархия (лат. - семикоролевье). Один из правителей, наиболее могущественный, мог получить титул бретвальды, владыки Британии. Вся эта система держалась на народных собраниях (гемоты), которые собирались в отдельных областях и территориях. Страна была разделена на области (шайры), которые возглавлялись выборными шайрифами. Зависимое население (керлы) было обязано работать на тех, кто управлял государством. Знать называлась эрлами.

Государства англосаксов боролись между собой, пытаясь объединить страну. В конце концов, победило королевство Уэссекс (со столицей в городе Винчестере, построенном еще римлянами). В 829 г. король этого государства Эгберт впервые объединил страну. Но все следующие 150 лет прошли в войнах с норманнами, которым удалось захватить северо-восточную часть Англии. Она перешла под их власть и называлась Дэнло. Отчаянная борьба с датчанами завершилась только в XI веке, в правление короля Эдуарда Исповедника. Он стал последним англосаксонским правителем, потому что в 1066 г. страна была завоевана норманнским правителем Вильгельмом.

2. Норманнское государство (1066 - 1215 гг.). В это время Англия приобрела ряд отличий от европейских государств:

Вся земля в государстве была конфискована и передана лично королю;

Введена обязательная присяга всего населения королю;

Все рыцари были напрямую подчинены королю.

Основной закон феодальной лестницы в Англии не действовал.

Эти отличия имели большое значение. Королевская власть должна была сотрудничать с феодалами, поэтому все население было объявлено свободными держателями земли, головными или косвенными. Головными - феодалы, косвенными - все остальные, включая крестьян. В 1086 в Англии была проведена первая в истории перепись населения (документ назывался Книга Страшного Суда).

В 1100 г., при вступлении на престол, король Генрих I даровал Хартию вольностей, в которой подтвердил права населения. Начиная с этого времени становится регулярным созыв Государственного Совета. Кроме него, при короле созывался Личный совет (так называемая Малая курия). Центральное управление государства было упорядочено. К высшим должностям в государстве относились:

юстициарий - главный помощник короля;

канцлер - главный докладчик.

Последний имел права казначея, и постепенно превратился в государственного секретаря. Местное управление осталось без изменений, только шайрифы превратились в наместников. Во главе сотни по-прежнему стоял главный констебль - тоже выборная должность.

С 1135 по 1154 гг. в стране происходила длительная междоусобица, которая привела к смене правящей династии. Король Генрих II Плантагенет провел ряд важных реформ. Прежде всего, он провел судебную реформу, подготовив единый сборник законов (такие сборники назывались ассизами). Всем было разрешено пользоваться услугами присяжных, а присяжные были обязаны видеть подозреваемого. Мнение присяжных по делу считалось законом. В соответствии с судебной реформой впервые создавался разъездной суд. Этот суд в количестве 12 человек нигде не мог останавливаться дольше, чем на одну ночь (чтобы не было никаких интересов, взяток, друзей и пр.). С 1377 г. присяжным дано было право судить - появились присяжные заседатели.

Судебные реформы привели к упорядочению правовой системы Англии (которая с небольшими изменениями сохранилась и до наших дней). Военная реформа заключалась в том, что каждый мог вместо службы в армии выплачивать щитовые деньги, на полученные средства король мог нанимать профессиональных воинов.

В 1215 г. была принята Великая Хартия вольностей, по которой государство ограничило произвол королевской и местных властей, выступало в защиту населения, отделяло судебную власть от других ветвей.

3. Период сословно-представительной монархии (1215 - 1485 гг.). В это время постоянно возрастала роль парламента, который с 1295 г. созывается регулярно. Парламент постепенно приобрел большие права, включая контроль над финансами. С 1340 г. налоги могли вводиться только по воле парламента. В 1430 г. был введен в действие избирательный закон (первый в истории Европы). Было установлено пассивное избирательное право. Тогда же было принято решение об уравнении областей государства в правах. В результате этой реформы в XIV веке парламент приобрел дополнительные права и полномочия, и в 1327 г. не без участия парламента был казнен король Эдуард II. В 1341 г. парламент взял под контроль все назначаемые должности в государстве.

Королевской властью было предпринято несколько попыток подчинения парламента (или расправы над ним). Но подчинить его удалось только в 1485 г., когда к власти пришла династия Тюдоров, и началось формирование абсолютной монархии.

4. Правление Елизаветы I (1558 - 1603 гг.) стало временем, когда завершился процесс формирования абсолютной монархии. Парламент утратил свое значение, созывался все реже; он был разделен на две палаты. Единственной его функцией стало вотирование налогов, предлагаемых правительством. Парламент согласился и с казнью претендентки на английский престол Марии Стюарт


2. Средневековое право в Англии


Англия и империя - эти два понятия неразрывно связаны в истории Великобритании XIX в. Британская империя была крупнейшей и включала колониальные владения во всех частях света: в Европе - Ирландию, Мальту и Гибралтар, в Азии - Индию, Цейлон и Малайзию, в Америке - Канаду и Южную Америку, а также Австралию, Новую Зеландию и пр. Колонии служили источником первоначального накопления капитала, а позднее - поставщиками сырья и рынком сбыта товаров из метрополии. В обход европейских народов вошли колониальные товары, из колоний в Европу пришли три самых распространенных продукта питания - рис, кукуруза и картофель, большое распространение на Западе получили восточная философия, религия, медицина.

Наличие огромных колониальных владений оказало непосредственное влияние на экономическую, политическую, мировоззренческую жизнь англичан, породило тезис о «бремени белого человека» относительно привнесения «отсталым» народам достижений западной цивилизации и прогресса. Хотя проповедь либеральных идей «христианства, цивилизации и коммерции» не помешала метрополии прибегать к силе оружия для поддержания эффективности системы колониального управления.

Высшая законодательная власть в Британской империи принадлежала парламенту и правительству, издававшим «приказы короля и Совета» - нормативные акты для колониальных владений. Должность государственного секретаря по делам колоний появилась в 1768г., однако до сер. XIX в. система управления колониями не была упорядочена, а министерство колоний было создано лишь в 1854 г. Экспансионистскую политику осуществляли как видные государственные деятели типа Б.Дизраэли, так и авантюристы - Сесил Родс, полковник Лоуренс и др.

Система косвенного управления владениями отличалась гибкостью и зачастую колониальный режим поддерживался без громоздкого аппарата, опираясь на местную правящую элиту. На протяжении XIX в. применительно к общему делению колоний на «завоеванные» и «переселенческие» были выработаны два типа управления. «Завоеванные колонии», как правило с «цветным» населением, управлялись от имени короны британским правительством и не обладали политической автономией. Губернатор - высший правительственный чиновник, назначенный метрополией, наделялся законодательной и исполнительной властью, а «представительные органы» при нем играли роль совещательного органа, выражая интересы незначительной прослойки местных жителей. Обычно в «завоеванных колониях», например в Индии, устанавливался режим расовой дискриминации, социального и национального угнетения.

Захват и подчинение Индии, занимавшей особое место в колониальной системе Великобритании, был осуществлен еще в XVII в. Ост-Индской торговой компанией. Торговый аппарат компании, наделенный многочисленными привилегиями, фактически превратился в аппарат управления Бенгалией, Бомбеем и Мадрасом. Согласно парламентскому акту1773 г. все дела компании перешли в ведение совета директоров, а губернатор Бенгалии получил должность генерал-губернатора Индии. Хотя в конце XVIII в. деятельность компании была подчинена специальному контрольному совету во главе с министром по делам Индии, двойная система управления и судопроизводства посредством органов британской короны и Ост-Индской компании сохранилась вплоть до начала 1860-х гг.

Восстание сипаев, индийских солдат на британской службе, жестоко подавленное метрополией, обусловило реформу управления Индией и передачу ее в непосредственное подчинение британской короне. Английская королева Виктория стала императрицей Индии, а в состав кабинета министров была введена должность государственного секретаря по делам Индии. Наконец, подъем освободительного движения к началу XX в. подтолкнул английский парламент принять статуты 1861 г. и 1892 г., несколько расширившие представительство коренных жителей в совещательных органах при колониальной администрации.

Иной тип управления сложился в «переселенческих» колониях, где значительную часть населения составляли белые переселенцы из Европы - Австралии, Новой Зеландии, Капской земли, Канады, Новой Англии. Долгое время эти территории по форме управления мало отличались от иных колоний, однако со временем они обрели политическую автономию. В середине XVIII в. в «переселенческих» колониях возникли представительные органы самоуправления, не имевшие реальной политической власти, ибо в руках назначаемых метрополией генерал-губернаторов оставалась высшая законодательная, исполнительная и судебная власть.

В ряде провинций на территории Канады в XIX в. был учрежден институт «ответственного правительства». Местная ассамблея получила право вынесения вотума недоверия и роспуска совета при губернаторе, игравшего роль колониального правительства. На протяжении второй пол. XIX в. переселенческие колонии добились расширения самоуправления и особого правового статуса доминиона. Акт о действительности колониальных законов 1865 г. признавал недействительными акты колониальных законодательных органов, если они противоречили нормам английского «общего права», актам британского парламента либо изданным на их основании приказам и положениям. В то же время легислатуры получили право учреждать суды и издавать акты, регламентирующие их деятельность.

В 1867 г. британский парламент принял Акт о Британской Северной Америке - конституцию Канады, послужившую образцом для последующих конституций британских доминионов. В единый федеральный доминион «Канаду» статут 1867 г. объединил территории Квебека, Онтарио, Новой Шотландии и Нью-Брансуика. Подобным образом в 1901 г. был создан Австралийский Союз, объединивший несколько самоуправляющихся колоний на территории Австралии. Здесь, как и в Канаде, двухпалатный парламент состоял из сената и палаты представителей, избираемых населением каждого штата. В 1907 г. и 1909 г. правовой статус доминиона получили Новая Зеландия и Южно-Африканский Союз. Отметим, что австралийские аборигены и лица афро-азиатского происхождения были лишены избирательных прав.

К началу XX в. усилилась английская экспансия в Азии и на Арабском Востоке. Афганистан, Кувейт, Иран были превращены в протектораты - полуколонии, их суверенитет был ограничен навязанными метрополией договорами о присутствии британских колониальных войск. Одновременно Великобританией были захвачены огромные территории в Африке - Нигерия, Сомали, Кения, Гана.

Широкое внедрение норм английского «общего права», «права справедливости», статутного права, постановлений и распоряжений министерства колоний началось во второй половине XIX в., когда потребовалось обеспечить безопасность собственности и личности британских подданных, устойчивость товарообмена, а колонии становились торговыми «партнерами» метрополии. В начале XX в. тесные экономические связи и система льготных тарифов не превратила империю в экономически замкнутый блок, а вопрос о большей централизации посредством установления прямого колониального представительства в Вестминстере или учреждения специального имперского парламента не раз поднимался в палате общин, но не нашел широкой поддержки. Важно, что строители империи еще в XIX в. заложили в ее структуру концепцию деволюции власти от Лондона к колониям. Жесткого контроля со стороны метрополии, как это делала в подчиненных ей странах Франция, здесь не было.

На рубеже XIX-XX вв. итогом осмысления накопленного колониального опыта стала концепция «нового империализма», в которой сохранение империи предполагалось через налаживание взаимовыгодного сотрудничества метрополии и переселенческих колоний, укрепление военного контроля коронных колоний с афро-азиатским населением, захват новых колоний не по экономическим, а по военным соображениям.


3. Особенности английского средневекового права


Особенности исторического развития во многом обусловили особые пути развития английского права. В период раннего феодализма господствовало обычное право, которое постепенно начало фиксироваться. Сборники составлялись в различных англосаксонских королевствах. Наиболее важными сборниками были: Законы Инэ (ок. 690 г.), Законы Канута (1017 г.).

После норманнского завоевания обычаи и традиции Англии были консолидированы в рамках общего права. В результате реформ Генриха II королевская власть установила контроль над местным управлением и правосудием с помощью разъездных судов.

Источники английского права:

общее право;

суды справедливости;

статутное право (королевские указы).

Нормы общего права унаследовали положения англосаксонского права, норманнские обычаи, решения королевских судов, а также правила международного торгового оборота. В то же время влияние римского права на английское в раннее и развитое средневековье было весьма невелико. Нормы общего права закреплялись, начиная с конца XIII века, в так называемых Ежегодниках.

Судебное решение должен был принимать судья. Главной идеей была мысль, что решение уже имеется, судья должен только его найти. Общее право основывалось на системе судебных прецедентов, не предусматривало наличия системы законов. Поэтому в Англии не произошло рецепции римского права - оно просто не понадобилось.

В деятельности королевских судов большое значение имели выдаваемые истцу за плату королевские предписания. В конце XIII века сложилась фиксированная система приказов. Общее право было формализовано. Однако оно не соответствовало изменениям в индивидуальной психологии и общественной жизни. Формирование нового общества потребовало возникновения новой системы правовых норм.

Суды справедливости - это канцлерский (или королевский) суд, установленный в 1329 г. Он рассматривал проблемы, не попадавшие в компетенцию других судов (например, договор об использовании чужой собственности). Здесь же разбиралось невыполнение феодалом своих обязанностей. Канцлерский суд ввел понятие измены, причем за измену королю преступнику полагалась казнь со всеми родственниками, включая малыми детьми. С 1474 г. письменные приказы от имени короля издавал канцлер.

В XV в. права из-за вмешательства канцлеров в сферу действия общего права стали заметны разногласия между двумя системами. Это соперничество привело к уменьшению формализации общего права. В начале XVI в. канцлер приобрел право выдачи запретительных приказов, ставя под сомнение авторитет судов общего права. В конце этого же века, в связи с борьбой между парламентом и королевской властью, между двумя судебными системами возник открытый конфликт. Судьи общего права выступили на стороне парламента, и Король Яков I объявил о приоритете норм права справедливости. Однако впереди была революция, в которое немалое участие приняли юристы.

Законодательство средневековой Англии включало королевские хартии, постановления, ассизы, ордонансы. После возникновения парламента появились статуты, обозначавшие утвержденные королем парламентские акты. Наиболее важные законодательные акты были приняты королем Эдуардом I (Вестминстерские статуты 1275 и 1285 гг., упорядочившие судебную процедуру и устранившие противоречия между нормами общего права). С установлением абсолютной монархии роль статутов все более возрастала.

Особое место среди источников английского права занимали труды юристов, издававшиеся с конца XII в. Наиболее известны работы Гленвилля, Брактона и Литтльтона, которые пытались систематизировать общее право в интересах судебной практики.

Среди различных форм собственности английская правовая система придавала большое значение выработке отношения к собственности на землю. Законы признавали три основных вида свободных земельных держаний (Вся собственность считалась королевской):

пожалованные земли (фи-симпл);

земли майоратов;

условные держания.

Только земли первого типа могли переходить наследникам. Земли третьего типа в случае смерти держателя переходили к сеньору.

С XIV в. зародился институт своеобразной доверительной собственности. Земля передавалась управляющему, обязанному распоряжаться ею в интересах владельца. С XIII в. распространилась аренда земли. Процедура оформления сделок о земле была запутанной и дорогостоящей. В английском праве были известны обязательства, вытекающие из договоров и из причинения вреда, основанные на различении формальных и неформальных договоров. Общее право предоставляло защиту только формальным договорам. Право справедливости могло защитить и некоторые неформальные договоры, выяснив, имело ли место реальное их исполнение.

Брачно-семейные отношения в Англии регулировались нормами канонического права. Общее право касалось только имущественного положения супругов. Узаконение внебрачных детей было запрещено в 1236 г.

До XII в. уголовное право сохраняло верность англосаксонским обычаям. Затем ассизы Генриха II (1166 и 1176 гг.) выделили два типа преступлений: против короля и против частных лиц. Суды выявляли наличие умысла и неосторожности. В XIV в. было установлено деление преступлений на три типа, в зависимости от степени тяжести. К наиболее тяжелым преступлениям отнесли измену. Менее тяжким преступлением считалась фелония (тяжкие уголовные преступления). Наконец, наименее важным преступлением признавался мисдиминор (мелкие преступления). В XIV в. уголовно-правовые репрессии стали более жестокими. Таковы, в частности, статуты XVI в. о нищих и бродягах. Они даже получили название кровавого законодательства.

Английское право было связано прочными рамками судебной процедуры. Процесс носил состязательный характер. Он был публичным и устным. Большинство исков по общему праву длительное время разбиралась в местных, феодальных судах. Институт присяжных возник в XI в., но укоренился только после введения ассиз Генриха II. К началу XIV в. существовали два вида суда присяжных: большое и малое жюри. В дальнейшем, с середины XVI в. полномочия большого жюри были ограничены утверждением обвинительного акта. Малое жюри получило право рассмотреть дело и выносить окончательный вердикт. С времени Тюдоров преследование обвиняемых осуществлялось двумя путями: в порядке суммарного производства и по обвинительному акту. Первый способ касался только малозначительных уголовных дел и решался на местном уровне. Второй способ предполагал арест обвиняемого, предание его суду, осуществление судебного разбирательства и вынесение приговора. Обжалование судебных решений не допускалось.


Заключение


Благодаря особой специфике правовой системы Англии, базирующейся на практике и доктрине судебной власти, в рамках данного исследования возможно привлечение такого широкого перечня источников и литературы. Тем не менее, общие выводы, которые можно сделать на материале средневековой Англии в равной степени верны для эпохи средневековья в целом. Каждый этап развития судебной системы -это не просто развитие юридической техники, это развитие общества и его ментальности, развитие в общем смысле. Право усложняется, судебная власть обособляется и её структура усложняется и разветвляется, появляются инстанции, каждая из которых служит гарантией от ошибок предыдущей. Но выше последней инстанции, будь то суд Королевской Скамьи или Парламент, всё равно находится нечто, что гарантирует справедливость и внушает доверие к человеческому суду.

Напоминанием об этом служат судебные ритуалы, которые по-прежнему сопутствуют судебному процессу, причём чем более развитой является правовая и судебная система государства, тем больше в судопроизводстве ритуалов, тем строже они соблюдаются и тем выше доверие к суду со стороны населения.

И наоборот, суд, формально наделённый всеми полномочиями со стороны легитимной власти, но не выглядящий как суд, не следящий за соблюдением ритуалов, уже не обнаруживает той преемственности своих полномочий от той сакральной судебной власти, лишённой институциональности, но присутствующей в иррациональном восприятии действительности, в коллективном бессознательном или просто в неясных ощущениях, ведущих своё начало от того трепета, охватывавшего человека, входившего в здание суда или видевшего судебную процессию.

Право - сложная система социального регулирования, в которой многие положения не доступны для понимания без надлежащего изучения. Для средневекового индивида любое необъяснимое событие или факт находило обоснование в мире воображаемого. Европейская средневековая философия, основанная на христианской теологии, определяла правовую культуру средневекового общества наряду с народной культурой. Отрицание права, правовой нигилизм попросту был невозможен в условиях сакрализации правосудия.

Отрицание права, земного закона означало отрицание естественного, божественного закона, а это было равносильно отрицанию существования бога и самых основ мироздания. Этим во многом объясняется то, что в государствах и обществах с исторически неразвитой юридической техникой может существовать развитая правовая культура.

Исследование судебного процесса в его историческом контексте, в процессе перехода от одних форм к другим, выявляет определённую парадигму развития отдельных форм судопроизводства на протяжении всей эпохи средних веков.

Каждый этап развития судебной системы - это не просто развитие юридической техники, это развитие общества и его ментальности, развитие в общем смысле. Право усложняется, судебная власть обособляется и её структура усложняется и разветвляется, появляются инстанции, каждая из которых служит гарантией от ошибок предыдущей. Но выше последней инстанции, будь то суд Королевской Скамьи или Парламент, всё равно находится нечто, что гарантирует справедливость и внушает доверие к человеческому суду.

Напоминанием об этом служат судебные ритуалы, сопутствующие судебному процессу. Не ограничиваясь изучением только документов юридического характера, таких, как законы и судебная практика, перечень источников расширяется до преданий и легенд, художественных произведений, исторических хроник и свидетельств очевидцев и участников.

Служебная функция судебных ритуалов неразрывно связана с иррациональной сущностью. Ордалии, клятвы, судебные поединки, по сути определявшие судебное решение, являлись своего рода страховкой от судебной ошибки. Вернее, в данном случае вопрос об ошибке вообще не мог ставиться - ведь ошибаться свойственно человеку, а не высшему существу, Богу, который посредством этих ритуалов демонстрирует свою волю и указывает на истину.

Такие понятия, как «неправедный суд», «невинно осуждённый» могли применяться только к нехристианским судам или к таким судебным процессам, где явно не соблюдались должные ритуалы и к решениям которых не могло быть доверия. Обжалование приговора, пересмотр судебного решения - эти процедуры просто не могли существовать в условиях сакральности судебного разбирательства. Та сторона, что защищает неправое дело, может рассчитывать только на временную выгоду в этом мире, тогда как защищающий справедливые требования или обвинение может быть уверен на благополучный исход в мире ином.

Английские традиции судебных ритуалов, благодаря своей долгой истории и особого пути развития, могут представлять образец того, как репутация суда и доверие к судебной системе развиваются, бережно сохраняя преемственность традиций. Ряд традиций, в том числе ритуального характера, перекочевал и на американскую почву. Клятвы, одеяния судей, последнее слово обвиняемого и т.д. - все эти элементы как будто непосредственно не связаны с юридической составляющей судебного процесса - установлением истины путём взвешивания доказательств и применяя нормы права.

Однако мы по-прежнему видим живые примеры из современности, что, например, ложь под присягой или отказ от неё вызывает вполне юридические последствия. Суд, как в средневековье, так и сегодня, отличается от различных квазисудебных организаций (чрезвычайных судов, деятельность которых основана на произволе) именно судебными ритуалами - атрибутами настоящего судебного процесса. Насколько были важны ритуалы во времена, когда суду доверяли благодаря их соблюдению, настолько суд нуждается в ритуалах сегодня, когда сама идея правосудия и гарантий судебной защиты провозглашается одной из главных правовых ценностей. Суд сегодня более чем когда-либо должен соответствовать современным идеалам, которые являются едва ли не более сакральными ценностями, чем божественная справедливость в средневековом суде.


Список литературы


1.Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции. Курс лекций. М., 2003.

.Аннеррс Э. История европейского права. М., 2004

.Бартлетт Р. Становление Европы: Экспансия, колонизация, изменения в сфере культуры. 950-1350 гг. М., 2007

.Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 2008

.Виноградов П.Г. Исследования по социальной истории Англии в средние века. СПб, 1997

.Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. М., 1999

.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. Екатеринбург, 2005

.Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1999

.Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М., 2001.

.Проблемы общей теории права и государства: Учебник для ВУЗов./Под общ. ред. B.C. Нерсесянца- М.: Норма, 2002.

.Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2т. М., 2006

.Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в Средние века. М., 2003

.Петрушевский, Д.М. Очерки из истории средневекового общества и государства. - СПб, 2003.

.Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии X-XIII веков. СПб, 2001

.Радбрух Г. Философия Права. М, 2004.

.Штокмар В.В. История Англии в средние века. СПб, 2000

.Хрестоматия по истории средних веков/ под ред. С.Д. Сказкина -М.,1997

.Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М.: Гос. изд. юр. лит., 1999

.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.: НОРМА, 2005

.Антология мировой правовой мысли М., 2006

.История средних веков / Сост. М.М. Стасюлевич. СПб., 2009

.Трактат о законах и обычаях королевства Английского, который называется Гленвилевским / Перевод, редакция и вступительное слово С. Ю. Хатунова. Ставрополь, 2002.

.Матузова В.И. Английские средневековые источники IX-XIII вв. М., 2007

.Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. -М.: Юрист, 2001.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Королевская курия, ставшая постоянно действующим верховным судебным органом, заседала в составе пяти юристов - трех мирян и двух клириков. Она занималась делами кассационного порядка, а также некоторыми категориями исков о собственности. Под ее юрисдикцией находились все непосредственные королевские вассалы. В начале XIII в. Королевская курия разделилась на суд королевской скамьи, ведавший уголовными делами и разбором апелляций, и суд общих тяжб, ведавший делами общего характера.

Во второй половине XII в. оформился институт разъездных судей. Выезды представителей Королевской курии для контроля над судебной деятельностью шерифов практиковались уже при Генрихе I. С 1176 г. королевские судьи начали ежегодно выезжать в судебные округа, чтобы разбирать иски, преимущественно связанные с интересами короны («тяжбы короны»). Кроме того, они осуществляли, ревизию местного управления.

Следующим шагом в развитии королевской юрисдикции было введение института присяжных обвинителей. Согласно ассизам, в каждой сотне назначались 12 полноправных людей и, кроме того, четыре свободных человека из каждой деревни, которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, грабителей, убийц, фальшивомонетчиков и поджигателей, а также их пособников и укрывателей, находящихся в пределах данной сотни. Королевские судьи и шерифы на основании этих данных вели расследование, а затем выносили приговор.

Присяжные времени Генриха II - это не судьи, это просто сведущие люди, дающие под присягой показания о правах своих тяжущихся соседей. Они или были свидетелями факта, или имели о нем достоверную информацию от лиц, бывших свидетелями. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор, а их функция перешла к другим лицам. Принцип расследования через присяжных был применен Генрихом II и к уголовным и к гражданским делам.

В XIVв. Появляется суд справедливости. Его возникновение было связано с деятельностью лорда-канцлера – проводника королевской совести, который сначала от имени короля, а с 1474г. – от своего имени стал оказывать защиту истцам, жалующимся на плохое правосудие, на то, что их обидчики не преследовались, а они не защищались в судах общего права.

На основе обращения потерпевших лорд-канцлер стал издавать приказы о вызове под страхом штрафа обидчика в канцлерский суд, где без формальной процедуры разбирались жалобы, выносились решения, невыполнение которых грозило ответчику тюремным заключением на основе специального приказа за неуважение к суду.

Родиной суда присяжных считается Англия. Однако многие считают, что суды присяжных появились во Франции, где есть свидетельства появления какого-то их подобия во времена правления Людовика Благочестивого в 829 году нашей эры. Эти суды были занесены в Англию норманами после вторжения в 1066 году и твердо закрепились там, как неотъемлемая часть английской правовой системы к началу XII века. Английский юрист Р. Уолкер отмечает, что присяжные участвовали в судах англосаксонских королей еще до распространения в этой стране христианства, когда судебные дела разрешались посредством ордалий, т.е. обращения к сверхъестественным силам с вопросом о виновности или невиновности обвиняемого. Одним из способов ордалий была очистительная присяга. Обвиняемому предлагалось назвать 12 человек, которые могли бы клятвенно подтвердить его невиновность. В те времена к клятве относились серьезно, и найти 12 человек, согласных произнести ее при сомнении в невиновности подсудимого, было трудно. С распространением в Англии христианства в церемонии присяги стали участвовать священники.

Присягу давали лица, которые, исходя из известных им обстоятельств дела и личности обвиняемого, полагали его невиновным, и их совместная клятва служила оправдательным вердиктом. За неправильный же вердикт присяжным грозило суровое наказание. Таким образом, в то время это были скорее свидетели, нежели судьи в современном понимании – незаинтересованные в исходе дела, незнакомые с обвиняемым лица.

В 1215 году на Лютеранском соборе папа Иннокентий III запретил священникам участвовать в ордалиях, и этот способ судебного следствия в Англии был упразднен.

В том же году произошло еще одно событие, которые англичане поныне торжественным слогом называют большим краеугольным камнем британского храма свободы. В солнечный июньский день на маленьком островке посреди Темзы между Купер-Хиллом и Стейнсом прижатый к воде мятежными баронами Иоанн Безземельный подписал Великую Хартию Вольностей. Спасая жизнь и личную свободу, король отказывался в пользу баронов о многого. Статья 39 подписанной злополучным королем Хартии гласила: «Ни один свободный человек не будет задержан или заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен вне закона, или изгнан, или как-нибудь иначе обездолен, и мы (король) не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по законному приговору равных ему и по законам страны». Смысл этого положения тогда состоял в ограждении баронов – и только их, никого более – от королевского произвола. Отныне феодал мог быть лишен свободы и прав не иначе как судом равных ему по сословному положению. Но важно, что принцип суда равных уже получил в Великой Хартии юридическое закрепление. В дальнейшем, по мере включения в политическую жизнь новых и новых слоев населения этот принцип – отнюдь не гладко, не легко, преодолевая кровопролитное сопротивление – распространялся на мелких дворян, зажиточных и средних крестьян – иоменов, на городской промышленный и торговый люд. И всего через каких-то 750 лет стал действительно всеобщим.



Примерно с начала XVI века в английском процессе происходило постепенное разграничение функций свидетелей и присяжных: первые сообщали известные им сведения, а вторые постановляли вердикт – решали вопрос о виновности. Только в 1670 году утратили силу правила, по которым присяжный мог быть наказан за свой вердикт.

Рассмотрение дела судом присяжных по английским обычаям испокон веку рассматривалось как право обвиняемого, отрицающего свою вину, и обуславливалось его согласием.

При обвинении в преступлениях средней тяжести молчание подсудимого на вопрос, согласен ли он подвергнуться суду присяжных, приравнивалось к признанию своей вины, что влекло обвинительный приговор без дальнейшего судебного разбирательства. При обвинении же в тяжком преступлении в случае несогласия обвиняемого на суд присяжных он подвергался особой процедуре: на грудь ему клали тяжелые железные брусья и давили на них, добивались согласия. В предвидении пытки, которой они могут подвергнуться после согласия на суд присяжных, иные обвиняемые предпочитали смерть под брусьями. Это влекло прекращение дела и избавляло от конфискации имущества. Процедура с брусьями отменена в 1772 году, когда было предписано молчание обвиняемого во всех без исключения случаях расценивать, как признание своей вины. Только в 1827 году был принят закон, содержащий противоположное правило, по которому «стоящий молча» предполагается отрицающим вину.

Под давлением общественного мнения в XVIII – XIX веках в английских судах постепенно прекратились пытки и – это уже противоположная крайность – в делах, рассматриваемых с участием присяжных заседателей, вообще вышел из употребления допрос обвиняемого.

Не имея возможности изложить известные ему оправдывающие или смягчающие ответственность обстоятельства, подсудимый лишался наиболее доступного ему средства защиты. Положение было исправлено Законом об уголовных доказательствах 1898 года, который установил: «Всякий обвиняемый в преступлении, может, а также его супруг или супруга могут быть компетентными свидетелями в интересах защиты».

Впоследствии в результате ряда законодательных актов, отменяющих имущественный ценз для участия граждан в суде в качестве присяжных, предусматривающих бесплатную юридическую помощь обвиняемым и другие прогрессивные нововведения, английский уголовный процесс принял современные гуманные формы.

В XVII – XVIII веках англичане установили свои судебные порядки в заморских владениях: Индии, Бирме, Австралии, Новой Зеландии, Северной Америке, Южной Америке и др. Позже, освободившись от колониальной зависимости, эти государства сохранили прежний называемый теперь англосаксонским, или англо – американским, тип процесса.

Единое английское "общее право" (common Law) стало образовываться лишь начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды в своей деятельности руководствовались обычаями, судебной практикой (предыдущими решениями судов) и указаниями, содержавшимися в королевских "указах", которые ничего общего не имели с законодательными актами. Такой "указ" выдавался за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. "Указ" (Wirt) был обращен к шерифу - представителю королевской власти в графстве и содержал распоряжение принудить правонарушителя или ответчика удовлетворить претензию или, в случае его отказа, принудить его явиться в королевский суд и дать объяснения по поводу своих действий. Впоследствии "указы" были направлены на обеспечение явки в суд. Хотя каждый "указ" выдавался по отдельному конкретному делу, но он составлялся по определенному образцу в зависимости от обстоятельств дела. Так, истец, желавший вернуть собственное имущество, получал "указ о праве" (wirt of right), а для взыскания долга получал "указ о долге" (wirt of debt).

Генрих II установил, что даже феодальные суды не могут рассматривать земельные споры без наличия такого "указа".

К началу XIII в. "указы" были настолько многочисленны, чтопоявился сборник "Реестр указов", явившийся как бы справочником по общему праву и дополнявшийся новыми "указами" канцлера.

Начиная с XV в. канцлеры уже больше не составляли "указа" по каждому делу; он писался самим истцом, который обращался к канцлеру только за приложением королевской печати.

Королевские "указы" сыграли большую роль в образовании английского общего права, на основании его источником были решения королевских судов. "Общее право" - это решения и приговоры королевский судов, закрепленные в судебных протоколах. Протоколы каждого суда назывались "свитки тяжеб". Основным принципом "общего права" было то, что решение вышестоящего суда, записанное в "свитке тяжеб", являлось обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же судом или нижестоящим судом. Этот принцип получил название судебного прецедента. Но при этом для высших судов допускалась и свобода судейского усмотрения, что давало возможность некоторого развития "общего права".

Но в XIV в. развитие "общего права" стало останавливаться, так как королевские судьи крайне неохотно шли на создание новых прецедентов. Но потребности торгового оборота, меняющейся обстановки, новых общественных отношений были причиной появления, начиная с XIV в., новой системы права - "права справедливости" (eguity), существовавшей одновременно с системой "общего права". Суд "справедливости" возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах. В связи с ростом этих жалоб король поручил рассмотрение их канцлеру. Так появился суд канцлера (суд "справедливости"), который, не будучи связан практикой общих судов, рассматривал дела единолично по "справедливости", руководствуясь своей совестью, используя отчасти естественное и римское право. Суд канцлера явился в целом защитником интересов нарождающейся буржуазии против феодальной аристократии.



1.Возникновение парламента в Англии

Соперничество между Англией и Францией длилось несколько веков. Но у них был и общий соперник - римские папы. Папы хотели, чтобы короли приносили им вассальную присягу. Они наказывали правителей, отлучая от церкви целые страны.

Так, в начале XIII века папа Иннокентий III назначил своего кандидата вместо королевского на роль главы английской церкви. Король Иоанн Безземельный возмутился этим, но был отлучен от церкви. Иоанн не смирялся перед папой, и тот объявил его лишенным королевского трона. Бароны подняли мятеж против своего короля. Иоанн вынужден был пойти на унижение. Он признал себя вассалом папы и в знак зависимости согласился ежегодно платить ему большую сумму. Но примирение с папой не вернуло Иоанну покорности подданных. На стороне мятежных баронов оказались рыцари и города, обычно державшие сторону королей, но теперь уставшие от денежных поборов. Иоанн вынужден был отступить перед собственными подданными и вассалами. В 1215 году он согласился с их требованиями, которые были записаны в особом документе, названном «великая хартия вольностей». Король давал торжественное обещание соблюдать права английской церкви, в частности свободу церковных выборов, не брать с баронов больших поборов, чем это следовало по обычаю, соблюдать права городов. «Надо мной поставили 24 короля», - в ярости кричал Иоанн. Король не собирался точно выполнять договор, и война против него возобновилась. Не привела к умиротворению страны и смерть Иоанна. В 1265 году было решено собрать представителей от всех групп общества - баронов, духовенства, горожан, жителей графств и добиваться выполнения «Великой хартии вольностей». Представители сословий обсуждали разные вопросы и потому собрание назвали парламентом.(от французского «парле» - говорить).



Англия стала сословно-представительной монархией. Это произошло почти на 40 лет раньше, чем во Франции. Со временем парламент разделился на две палаты, заседавшие отдельно - палату лордов, то есть представителей высшей знати и высшего духовенства, и палату общин, то есть представителей рядового рыцарства и горожан.

Усиление королевской власти и объединение страны шло в Англии быстрее, чем в других государствах. Появление парламента в середине XIII века означало превращение государства в сословно-представительную монархию - новую форму феодального государства.

2. Высшими судами “общего права” в Англии в этот период стали Суд королевской скамьи(сформировался из Суда короля, заседал до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников.Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, но со временем был специализирован на рассмотрение апелляций по уголовным делам) , Суд общих тяжб (рассматривал частные гражданские иски, стал основным судом общего права, осуществлял надзор за местными и манориальным судами. По приказу из концелярии жалобы могли быть перенесены в этот суд из любого другого низшего суда,мог исправлять судебные ошибки других судов) , Суд казначейства (первым стал записывать свои слушания, рассматривал финансовые споры и прежде всего споры, касающиеся догов казны и короны). К исходу XIV в. возросло количество неудовлетворенных судами людей -> они обращались за помощью непосредственно к королю. Первоначально петиции по судебным делам разбирались самим королем в Совете, минуя разные формальности. Изначальная особенность королевского суда – то, что здесь не считали существенным для дела деление людей по сословным категориям. Король руководствовался только представлениями о справедливости данного требования равной для всех сословий. К XV в. кол-во обращений за справедливостью увеличилось и король передал обязанность рассматривать эти дела лорду-канцлеру. В 1474 г. появился первый приказ от имени самого канцлера о защите нарушенных прав, минуя традиции “общего права”.Суд канцлера был основным в системе новой юстиции. Первоначально канцлер был единственным судьей в своем суде, но к XVI в. дела слушали особые мастера – и самым главным из них был хранитель архивов. Решения утверждались исключительно самим канцлером. Процесс начинался с того, что в суд направлялась петиция. Признав ее основательной, канцлер издавал приказ о вызове ответчика, который должен был представить объяснения письменно и под присягой. Суд ограничивался юридическим спором, к показаниям свидетелей прибегали для получения фактов. Итоговое решение выносил канцлер. Была возможна апелляция в Палату лордов, которая была высшим судом королевства, хотя непосредственное рассмотрение ею дел к XVI в. вышло из практики. С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорда-канцлера, который решал вопросы “по справедливости”. Процедура общих судебных разъездов была громоздкой и дорогостоящей -> в XIII в. была установлена периодичность общих объездов не чаще одного раза в 7 лет. В XIV в. общие объезды утратили свое значение и уступили место более специализированным разъездным комиссиям, среди которых можно выделить Суды ассизов(по рассмотрению споров о преимущественном праве владения леном), комиссию по делам о мятежах и комиссию по общей проверки тюрем. Введение института присяжных обвинителей. Согласно ассизам в каждой сотне назначались 12 полноправных людей и кроме того четыре свободных человека из каждой деревни, которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, грабителей, убийц, фальшивомонетчиков и поджигателей, а также их пособников и укрывателей, находящихся в пределах данной сотни. Королевские судьи и шерифы на основании этих данных вели расследование, а затем выносили приговор. Присяжные времени Генриха II - это не судьи, это просто сведущие люди. дающие под присягой показания о правах своих тяжущихся соседей. Они были или свидетелями факта, или имели о нем достоверную информацию от лиц, бывших свидетелями. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор, а их функция перешла к другим лицам.

3.Ряд положений Великой хартии обрели новую силу и значение благодаря возникновению парламента - представительного сословного собрания, созываемого и распускаемого по желанию короля. В период сеньориальной монархии король управлял в со-дружестве с относительно узким кругом советников в лице баронов и прелатов.

Первая попытка организовать самостоятельный совет по сословному принципу, намеченная в Великой хартии, - это Совет баронов, который в действительности собирался вплоть до 1258 г.

Следующей стадией организации сословной активности стал парламент, созванный Симоном де Монфором, сводным братом правившего тогда короля Генриха III, в период очередной сословной смуты, когда бароны частично перешли на сторону короля, а Симону де Монфору, эрлу Лейчестера, пришлось опираться помимо баронов также на рыцарей и горожан. Собрание знати Симон де Монфор назвал парламентом (от франц. "парлеман" - собрание для обсуждения). Английские короли пришли к заключению о выгодах подобного собрания знати, в частности, о новых возможностях в деле санкционирования конкретных мер или установлений.

К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства.

Созыв первого такого собрания с новыми функциями приходится на правление Эдуарда I. Созванный им в 1293 г. парламент получил название модельного (образцового). Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов. С его помощью король мог повысить доходы казны путем дополнительного налогообложения и по согласию тех, кто был в состоянии их платить.

Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его определило особенности как структуры, так икомпетенции английского средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты: парламент был разделен на палату господ (лордов) и палату общин. Был образован устойчивый союз между сословиями рыцарей, горожан, других свободных людей, именуемых часто одним словом "джентри", с гражданским равенством всех ниже пэров (высшей знати, состоявшей из пяти рангов: герцогов, маркизов, эрлов, виконтов и баронов) и с заметным ростом полномочий нижней палаты.

Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее - в палате общин.

Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. В 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут "о неразрешенности налогов" в котором говорилось, что обложение налогами, пособиями ипоборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия:

Право на участие в издании законов;

Право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны;

Право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

В XII-XIII вв. в средневековой Англии судебный процесс носил обвинительный характер, т.е. о движении дела заботились сами стороны. В XII в. еще существовал "суд божий" - ордалии.

Одним из действенных доказательств считалась присяга, нарушение которой влекло уголовное наказание. В дальнейшем состязательно-обвинительный процесс стал господствующим в судах "общего права" как по гражданским, так и по уголовным делам.

К расследованию дела непосредственно судьей (что является главной характерной чертой следственного процесса) прибегали в судах канцлера и в церковных судах. Но пытки применялись и в судах "общего права" при определенных обстоятельствах. Если обвиняемый признавал себя виновным, он немедленно присуждался к наказаниям. Если "стоял молча", выяснялось, молчал ли он "по злобе" или его "поразил господь".

"Общее право" исходило по делам об измене и мисдиминорах из презумпции, что молчание - признание вины. При обвинении в фелонии молчавшего подвергали пытке. Его клали на железную плиту и морили голодом. Многие предпочитали умереть под пыткой, так как, умирая неосужденным, человек спасал свое имущество от конфискации. Собственно предварительного следствия не существовало. Церковные суды, рассматривающие семейные дела (вплоть до 1857 года), прибегали к услугам расследователей, которые изучали доказательства и устанавливали факты. Их заключения и являлись основой решения.

В судах "общего права" доказательства собирались самими сторонами. В конце XV в. стали созываться специальные жюри так называемых обвинительных присяжных с целью проверки достоверности материалов обвинения. Если они признавали достаточными доводы в пользу обвинения, то составляли документ об обвинении и, не выслушивая доводы защиты, передавали дело в суд "малого жюри". Такую проверку мог проводить и мировой судья. Интересно, что дача ложных показаний не всегда считалась преступлением в английских судах. Даже церковные суды, считавшие, что в их компетенцию входят дела о нарушении доверия, упускали лжесвидетельство из своего поля зрения.

Закон 1540 года ввел штраф за подкуп свидетеля, а в 1562 году лжесвидетельство стало наказываться штрафом в гражданском порядке. "Звездная палата" признавала наказуемым лжесвидетельство как преступление в форме "ложных показаний на суде". После того как стороны полностью предоставляли свои доказательства, судья должен был суммировать обстоятельства дела и дать совет присяжным, указывая на правовые вопросы по делу. Суд присяжных должен был выносить вердикт о виновности или невиновности обвиняемого единогласно.

Процесс носил открытый характер, за исключением процесса в "звездной палате".

В силу обвинительного характера процесса в Англии не получил развития институт государственного обвинения, представленный особыми должностными лицами. С XIII в. появились профессиональные правозаступники, которые делились на две категории: баристеров и солиситоров, или аттореев. Первые выступали в суде, т.е. принимали такое же участие в процессе, как и их клиент, если бы он лично вел дело. Солиситоры - ходатаи по делам занимались главным образом подготовкой дел к судебному рассмотрению. Первоначально баристеры получали возможность выступать в суде лишь по разрешению судей. С конца XV в. суды "общего права" стали записывать в своих реестрах имена тех лиц, которых они признавали представителями сторон, тем самым придавая им своеобразный статус должностных лиц при суде.

Блог

Новости

Прогноз технологий на 2019-2099 от директора Google

Это потрясает воображение! Один из лучших футурологов Рэй Курцвейл, который работает техническим директором Google рассказал нам о том, что ждет человечество в 2019-2099 годах.

Хотите быть счастливыми? Чаще обнимайтесь


Секрет счастья
оказался очень простым, по крайне мере так считают ученые из Стэндфордского Университета. Их исследования доказали, что для счастья нам с вами нужно всего 8 объятий в день .