Трудовое право относится к частному или публичному. Публичное право

Публичное право – отрасль, нормы которой способны защитить общественное благосостояние. Все нормы напрямую связаны с тем, как действует государство, как выполняются общественные задачи и цели.

Что регулирует публичное право

  1. Отношения органов государства с гражданами страны.
  2. Государственные отношения с общественными объединениями.
  3. Отношения государства с хозяйствующими структурами.
  4. Взаимоотношения между органами внутри государства.

Государства контролирует и обеспечивает все возможные интересы как общества в целом, так и отдельно какой-либо группы или категории.

Публичное право является полномочным органом, который может диктовать и указывать на поведение каких-то определенных слоев населения или отдельных граждан. Если правила не будут соблюдаться, то нарушителя настигнет наказание в виде юридической ответственности.

Регулирование публичного права происходит при помощи категорических норм. Эти нормы не поддаются изменению при помощи участников правовых отношений. При публичных отношениях рассматривается неравноправие сторон. С одной стороны находится государство, также его можно заменить любым органом или должностным лицом.

Какие отрасли входят в состав:

  • конституционное;
  • финансовое;
  • административное;
  • уголовное;
  • уголовно-исполнительное;
  • международное публичное;
  • процессуальное.

Право поделилось на публичное и частное еще в Древнем Риме. Раньше публичное относили к римскому государству, а именно к его положению. Частное относилось к пользе отдельных лиц. Но сейчас такое разделение встретить можно достаточно редко.

На видео-основные отрасли частного права:

Система частного права включает в себя:

  • гражданское;
  • семейное;
  • трудовое;
  • земельное;
  • международное частное.

Гражданское

Что представляет собой эта отрасль права? Это комплекс отраслей, которые способны распространить свое воздействие на регулирующие лица и частные. Гражданское право способно регулировать имущественные отношения, а также неимущественные, но связанные с имуществом.

Право может регулировать и семейные отношения. Гражданское регулирует отношения собственников и каких-либо объединений в их совместной деятельности.

Гражданское право выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная . Эта функция помогает создать определенные нормальные условия, которые смогут направить развитие экономики в правильное русло. При этом экономика будет хорошо развиваться и функционировать.
  2. Охранительная функция . Она помогает защитить от возможных правонарушений. Обычно эту функцию рассматривают в виде восстановительного элемента.

Перечисленные функции могут в полной мере охарактеризовать гражданское. Также признаки гражданского права в полной мере могут раскрыть гражданское право.

Принципы права:

  1. Все участники юридически равны.
  2. Собственность является неприкосновенной. Исключением является то, когда в судебном порядке происходит принудительное отчуждение собственности.
  3. Вмешательство произвольного характера недопустимо.
  4. При заключении договора между сторонами соблюдается свобода.
  5. Чтобы реализовать свои права, нужно проявлять самостоятельность и инициативность.
  6. Злоупотреблять гражданским правом нельзя. Если злоупотребление ведет к причинению вреда, то это наказуемо.

Примером гражданского права является заключение сделки между двумя сторонами с участием третьей стороны или посредника. При заключении того или иного вида сделки каждая сторона сохраняет свои права. Посредник же контролирует проведение процесса.

Семейное

Семейный кодекс РФ – главный и основной источник семейного права. Между членами семьи возникают гражданские отношения, которые часто используются на практике . Брак считается действительным, если он был заключен в органах ЗАГС, а также записан в актах гражданского состояния.

На видео-семейное право отрасль частного права:

Семейное способно регулировать условия вступления граждан в брак, прекращение брачных уз и признание брака недействительным. Кроме того, регулируются отношения внутри семьи. Чтобы заключить брак, достаточно прийти в ЗАГС и подать заявление, которое будет служить основанием. Брак регистрируется через 1 месяц после подачи заявления. Но иногда случаются обстоятельства, в связи с которыми брак можно заключить раньше или позже. Если нужно это сделать позже, то не более чем через 2 месяца после подачи письменного заявления.

Вступить в брак могут лица, достигшие 18-летнего возраста. Особые обстоятельства учитываются, если нужно заключить брак в возрасте 16 и 14 лет.

Есть и ряд условий, которые противоречат заключению брака. Брак не может быть заключен между родственниками. Если один из заявителей уже состоит в браке, то повторно вступить в брак он не может. Иногда требуется медицинское освидетельствование, которое подтверждает психическое и физическое здоровье человека. Но делают это только с разрешения брачующихся.

Семейное право предусматривает и случаи, в результате которых брак прекращает существовать.

Это может быть смерть одного из супругов, расторжение брака при помощи заявления, поданного в ЗАГС. Расторгнуть брак может любой из супругов. С другой стороны рассматривается закон, который говорит о том, что расторгнуть брак в одностороннем порядке нельзя при наличии соответствующих условий. Если жена беременна, то расторгнуть брак без ее согласия нельзя. И в течение года после родов тоже этого сделать нельзя. Если претензий у супругов нет, то в суде они могут расторгнуть брак без всяких проблем.

Еще один пункт предусматривает семейное право:признание брака недействительным. В каких случаях это происходит?

Если были нарушены условия, когда брак заключался. Например, к браку принудили, возраст супругов не достиг совершеннолетия. Если кто-либо из супругов скрыл факт наличия ВИЧ-инфекции или венерической болезни, то брак считается недействительным. Фиктивный брак – он тоже считается недействительным.

Трудовое

Эта отрасль права регулирует отношения, которые возникают на предприятиях частного и государственного характера. Все участники трудовых отношений должны быть заинтересованы в этом. Любой человек имеет право на труд. Труд может быть самостоятельным и наемным. Часто на практике можно встретит и смешанную форму.

Из предложенных вариантов человек сам может выбрать подходящий. Но самым распространенным является наемный труд. В результате человек вступает в отношения, которые возникают между наемником и работодателем. Отношения, которые возникают, являются предметом регулирования. Стороны или субъекты – это работодатели, весь коллектив, предприятие в любой форме.

Самая важная роль трудового права – урегулировать отношения, которые возникают в процессе трудовой деятельности людей. При этом условия должны охраняться, улучшаться, в любой мере поддерживать работника. Социальное партнерство внутри коллектива должно укрепляться.

Что можно отнести к примерам проявления трудового права:

  1. Подготовка работников на производстве, улучшение профессиональных качеств.
  2. Переговоры, ведущиеся внутри коллектива.
  3. Охрана труда работника.

В случае, если по каким-либо причинам трудовые права гражданина были нарушены, он имеет парво обратиться в суд. Судебное разбирательство будет запущено в случае, если истец предъявит доказательства наличия .

Земельное

Земельное способно регулировать отношения, которые возникают в результате пользования землей, как недвижимым имуществом, так и любым природным объектом. Земля находится в неразрывной взаимосвязи с другими объектами природного происхождения. Это могут быть воды, леса, растительный и животный мир. В итоге все земельные правоотношения связываются с другими природными объектами.

Участок земли – это верхний плодородный слой почвы, которым может пользоваться человек для изъятия благ для себя. Этот участок земли имеет строго описанные границы. Человек может пользоваться землей, не выходя за рамки этих границ.

Любой участок может быть делимым и неделимым. Делимым участок является, когда после раздела каждый из участков представляет собой самостоятельный участок земли.

Предмет земельного права: отношения, возникающие в результате пользования земли и ее охраны. В итоге земля выступает основой для жизни граждан, пользующихся этим наделом. В качестве источника земельного права выступают правовые и нормативные акты, которые принимались в компетентных органах.

В качестве примера земельного права можно рассмотреть раздел земли или пользование только своим участком земли. Если затрагивается чужая территория, то это может повлечь за собой ответственность.

Международное частое право

Это право представляет собой совокупность норм, которые регулируют гражданские отношения, трудовые, семейные и брачные отношения. Все эти отношения должны иметь международный характер.

На видео-примеры отраслей частного права:

Если расшифровывать понятие международного частного права, то можно сказать, что отношения просто усложняются участием в них иностранных субъектов наряду с участниками граждан РФ. Или отношения должны возникать на территории РФ с участием иностранных сторон. В результате они принимают форму международного характера.

Что собой представляет понятие, предмет и метод отрасли гражданского права, подробно указано в данной

В международном частном праве могут участвовать иностранные юридические лица или просто иностранные лица. Объектом может выступать имущество, права на имущество, вещи, которые находятся за границей.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда международная компания подписывает определенный договор с компанией из России.

Правовое государство представляет собой соответствующую структуру с конституционным правлением, а также с преобладанием законности во всех жизненных сферах. Здесь же разделены законодательная, исполнительная и В данном случае усматривается развитая правовая система с широкими демократическими направлениями, равноправием. Также сюда входит усовершенствованный социальный контроль политики. Создание данного государственного устройства является длительным процессом.

Разграничение

Для данного государства характерно разделение власти на две крупные соответствующие ветви. Это публичное и частное является немаловажным. Если говорить о то его ни в коем случае нельзя отделять от частного. Это в связи с тем, что, несмотря на видимые различия, эти две отрасли имеют очень тесную взаимосвязь. Для того чтобы понять, что именно представляет каждая ветвь в отдельности, нужно дать терминам четкое определение. Далее об этом подробнее.

Изначально рассмотрим частное право

Признаки, характерные для данного определения - это в первую очередь децентрализованное регулирование с помощью институтов, отраслей и соответствующих норм. Основная их функция - это корректирование отношений между объединениями. Следует выделить и еще одну особенность. Она заключается в методе регулирования взаимоотношений в рамках данной ветви между субъектами. В этом случае речь идет о гражданско-правовом способе. Основная база для данной отрасли - это защита интересов лиц, которые возникают при взаимоотношениях с иными личностями. В этом случае субъект сам принимает соответствующее решение относительно необходимости использования им своих прав. Например, решает, стоит ли заключать какой-либо договор с теми или иными лицами.

Теперь детально рассмотрим публичное право

Данное определение является также немаловажным. Публичное право - это:

  • Во-первых, определенный блок, на основании которого создается область, где реализуются соответствующие интересы. А именно - взаимоотношения между отдельными а также между последними и частными лицами. Сюда же включаются и объединения индивидуальных субъектов.
  • Во-вторых, публичное право - это регулирование правоотношений между сторонами исключительно из единого центра. Это немаловажный факт. Учитывая, что одной из данных сторон является уполномоченное страной должностное лицо или представители государственной власти.
  • Ну а в-третьих, публичное право - это императивность правовых норм. Они берут свое начало из иерархических истоков.

В основном регулирование взаимоотношений между субъектами публичного права реализуется при помощи разрешительных способов, а также волеизъявления властных органов. Они же являются участниками такого вида взаимоотношений. Именно указанные аспекты и включаются юристами в понятие публичного права.

Следует обратить внимание на одну особенность. Она заключается в том, что субъекты публичного права - это в обязательном порядке государство - с одной стороны, и частные лица - с другой стороны. Это немаловажно знать. А вот субъектами частного права в большинстве своем являются индивидуальные лица.

Взаимосвязь

Теперь рассмотри соотношение между указанными терминами. Публичное право регулирует работу органов, которые представляют непосредственно государственную власть. Это правоохранительные структуры, суды и т. д. К публичному праву относится и и парламент. Соответственно, существование и плодотворное функционирование норм частного права невозможно представить без плотной взаимосвязи с публичным. Это достоверный факт. Ведь основной задачей публичного права является защита и охрана именно частного. Кроме того, в данном случае следует отметить еще один нюанс. Он заключается в том, что в своей реализации частное право всегда опирается на публичное. Это связано с тем, что именно на частное возлагается задача, направленная на реализацию прав свободной личности. Т. е. субъект данных отношений производит реализацию тех полномочий, которыми он наделен в любом допустимом законодательством направлении. К главной функции частного права относят распределение и фиксирование как материальных, так и иных благ. Это является немаловажным. Нормы публичного права, как говорилось выше, совершенно иные.

Признаки разграничения

Разобравшись с определениями, перейдем к следующему вопросу. Это основные критерии, по которым те или иные нормы можно отнести к той либо к другой правовой ветви. Рассмотрим этот пункт подробнее.

В целом критерии, которые определяют частное право, являются полностью противоположными тем, которые будут описаны и рассмотрены в данном тексте ниже, а также непосредственно относятся к публичному направлению. Это вполне объяснимо. К основным признакам частного права специалисты относят сохранение классической юридической техники. Если говорить о форме регулирования соответствующего отношения, то в данном случае используется чаще всего договорная. Следует заметить, что для данной ветви характерно преобладание диспозитивных норм. Причем основной акцент в этом случае делается на свободном волеизъявлении, экономической свободе, а также защите собственников.

Итак, переходим к другому определению. К публичному праву относится функция регулирования соответствующих взаимоотношений на основании законодательных актов. Они издаются непосредственно государственной властью. Кроме того, можно сказать, что к публичному праву относятся и такие признаки, как обеспечение соответствующих интересов, общее и безличное содержание определенных норм. Их воздействие относится к нормативно-ориентирующему характеру. Однако также преобладают в данных отношениях нормы, имеющие директивно-обязательное определение. Они рассчитаны на иерархическую схему взаимосвязей между соответствующими субъектами. Также в этот перечень компетентные юристы включают обеспечение публичных интересов. Для этого акценты обычно делаются именно на обязанности и запреты, а также на сферу усмотрения. Дополнительно к публичному праву относится и такой признак, как широкое и многогранное использование самых новых технических приемов.

Разграничиваем в соответствии с основными аспектами

Если рассмотреть критерии, в соответствии с которыми указанные нормы можно отнести либо к одному, либо к другому виду, то получаем примерно следующую картину. Разделим их по следующим аспектам:

Субъекты. Публичное право - это взаимоотношения между государственными органами/государством и частными лицами. Это нужно знать. Частное право - это взаимоотношения только лишь между приватными лицами.

Предмет, на который направлено соответствующее регулирование. Для публичного права это для частного права - имущественные.

Интересы. Для публичного государственный интерес, для частного - «привязанный» к соответствующей области.

Методы регулирования. Для публичного права характерен способ, основанный на субординации. В частном же - наоборот, метод координации.

Пример

Систематизируя изложенную выше информацию, приходишь к соответствующему выводу. Он заключается в том, что все без исключения отрасли права можно разделить на две категории. К первой относятся те нормы, в которых преобладает публичное право. Вторую же характеризует наличие аспектов частного.

Рассмотрим данное разделение на примере предпринимательского права. По сути это система норм, созданная для регулирования товарно-денежных (или а также управленческих взаимосвязей. Данным способом управленческих взаимосвязей является императивный (в то время как метод регулирования товарно-денежных отношений направлен на фактическое равноправие сторон таких взаимоотношений, которыми являются предприниматели, и иначе он называется диспозитивный). предусматривает наличие обязательных нормативно-правовых актов. Они имеют управленческий характер и распространяют свое действие равно как на предпринимателей, так и на соответствующие органы.

Наличие данных определений в процессуальных отраслях

Здесь все довольно-таки просто. Если говорить о процессуальных отраслях права (например, гражданский, уголовный), то для данных норм также характерно наличие указанных двух методов. Обычно бывает, что либо императивный, либо диспозитивный метод выражен в большей мере.

Итог

В заключение следует добавить, что не существует нормативно-правовых норм в чистом виде, которые можно однозначно отнести к той или иной указанной ветви. Элементы публичного права могут присутствовать в отраслях частного. Также может быть и наоборот. Например, публичное право отрасли права семейного присутствует в виде следующих элементов: это и судебный порядок расторжения брака, и процедура взыскания алиментов. Также в данном случае усматривается еще одна составляющая. Она заключается в процедуре лишения родительских прав.

Еще один яркий пример - публичное право отрасли права, регулирующей земельные правоотношения. Здесь все проявляется очень четко. Например, порядок землеустройства, изъятия, также как и отвода территорий, определяется исключительно государством. И даже частичное изменение утвержденного плана недопустимо. Таким образом, на основании приведенных выше примеров достаточно просто можно проследить четкую взаимосвязь и своеобразный симбиоз между правом публичным и частным.

Предмет и метод правового регулирования, лежащие в основании деления системы права на отрасли, определяются глубинным делением права на две подсистемы: частную и публичную , известные еще со времен Древнего Рима. По известной формуле римского юриста Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное - к пользе отдельных лиц.

Публичное и частное право - это, с одной стороны, противоречивые, а с другой - взаимосвязанные грани права. Сегодня правовые системы многих цивилизованных стран основываются на принципе разделения права на частное и публичное (ФРГ, Франция, Италия, Испания и др.). Мировая юридическая наука признает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым.

Представим деление права на частное и публичное с указанием предмета, признаков, метода, относящихся к каждому из них:

Предмет регулирования публичного права Предмет регулирования частного права
- область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д. - область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тд.
Признаки публичного права: Признаки частного права:
1) регулирует отношения между государственными органами либо между частными лицами и государством; 2) обеспечивает публичный интерес - акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей(подданных) перед государством; 3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права; 4) предполагает широкую сферу усмотрения; 5) содержит нормы общие и безличные, имеющие нормативно-ориентирующее воздействие; 6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов; 7) широко использует новейшие технические приёмы. 1) регулирует отношения частных лиц между собой; 2) обеспечивает частный интерес: акцентирует внимание на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства; 3) обеспечивает свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав; 4) предполагает широкое использование договорной формы регулирования; 5) содержит нормы, обращенные к субъективному праву и обеспечивающие судебную защиту; 6) характеризуется преобладанием диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям; 7) сохраняет классическую юридическую технику.

Критерии отнесения норм к частному или публичному праву:

1) интерес (публичный, государственный интерес - область публичного права, частный - область частного права);

2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному - неимущественные);

3) метод правового регулирования (в публичном праве - метод субординации, в частном - координации);

4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами, частное - частных лиц между собой).

Таким образом, отрасли права можно разделить на те, у которых преобладают начала публичного права, и те, у которых превалируют начала частного права. Для первых характерен императивный (соподчинения) метод правового регулирования, для вторых - диспозитивный (автономии).

Преобладание в отрасли права начал публичного (или частного) права не исключает наличия в ней норм частного (или публичного) права и соответственно определенного сочетания императивного и диспозитивного методов регулирования, что свидетельствует об отсутствии «чистых» отраслей права.

Например, предпринимательское право - система норм, регулирующих имущественные (товарно-денежные) и управленческие отношения. Если методом регулирования первых является диспозитивный (ориентирован на равенство сторон-предпринимателей), то вторых - императивный (в отношениях предпринимателей и органов управления он предусматривает обязательные управленческие акты, адресованные предпринимателям - в пределах компетенции управленческого органа).

Экологическое, аграрное, земельное право в силу специфики предмета правового регулирования требуют сочетания нескольких методов правового регулирования.

В экологическом праве применяются: императивный (властный) метод, необходимый для обеспечения выполнения экологических предписаний; диспозитивный метод равенства сторон и свободного волеизъявления, необходимый для рационального использования природных ресурсов, экономических мер регулирования качества окружающей среды.

Земельное право также сочетает в себе элементы ведущих методов (императивный) административного и (диспозитивный) гражданского права.

Процессуальным отраслям права - гражданскому процессуальному праву и уголовному процессуальному праву - свойственны элементы как диспозитивного, так и императивного метода, при превалировании одного из них. Разумеется, система методов правового регулирования находится в постоянном движении, динамике.

Материальное право - это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

К отраслям материального права относятся:

§ конституционное право - закрепляет основы конституционного строя страны, правового положения личности, систему государственных органов и их основные полномочия. Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция РФ. Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такие подотрасли, как гуманитарное право (основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право;

§ административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства. Основной нормативный акт - Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП);

§ финансовое право, которое в своем составе имеет три подотрасли (бюджетное, налоговое, банковское право), регулирует доходы и расходы государства (источники и порядок получения доходов, направления их использования). Основные нормативные акты - Бюджетный кодекс РФ (БК), Налоговый кодекс РФ (НК); Закон о банковской деятельности;

§ предпринимательское право - это система норм, регулирующих экономические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управлению хозяйственным комплексом. Если в основе первых лежит принцип автономии, то вторые регулируют отношения предпринимателей с органами управления и основаны на началах подчиненности. Основные нормативные акты - Закон об ограничении монополистической деятельности, Закон об акцио-нерных обществах и др.;

§ гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права. Оно регулирует разнообразные имущественные отношения. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина. Гражданский кодекс РФ (ГК) - основной нормативный акт. Граж-данское право имеет подотрасли: авторское право, патентное право, наследственное право, торговое право. Некоторые ученые склонны считать их самостоятельными отраслями права;

§ жилищное право, являясь пока в основном подотраслью гражданского права, регулирует порядок предоставления и использования жилья. Основной нормативный акт - Жилищный кодекс РСФСР;

§ семейное право регулирует брачно-семейные отношения. Основной нормативный акт - Семейный кодекс РФ;

§ природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами - землей {Земельный кодекс РФ), недрами (Закон о недрах), водой {Водный кодекс РФ), воздухом (Воздушный кодекс РФ), лесными богатствами (Лесной кодекс РФ);

§ экологическое право выделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс практически уже завершен. Оно регулирует защиту природных объектов и всей окружающей среды. Закон об охране окружающей среды - основной нормативный акт. Охранительные нормы экологического права имеются также во многих нормативных актах (УК, КоАП, ГК и др.);

§ трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с применением наемного труда. Основной нормативный акт - Трудовой кодекс РФ (ТК).

Право социального обеспечения - подотрасль трудового права, главным нормативным актом которого является Закон о государственных пенсиях;

уголовное право - система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступлениями, и какое наказание за их совершение применяется. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс РФ (УК).

Процессуальное право

Процессуальное право - это совокупность отраслей, основная задача которых - установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.

К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся:

§ уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) объединяет нормы, определяющие порядок назначения наказания. Основной нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК);

§ гражданско-процессуальное право (гражданский процесс) регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жилищные, имущественные, семейные, наследственные и др.). Основной нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК);

§ арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс) регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, организациями и государственными органами. Основной нормативный акт - Арбитражный процессуальный кодекс РФ (ЛПК).

В процессе становления находятся и некоторые другие отрасли процессуального права: конституционный процесс, административно-процессуальное право, налогово-процессуалъное право, бюджетный процесс, избирательный процесс, дисциплинарный процесс и др.

Особую группу отраслей процессуального права составляют отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрисдикционных органов:

§ уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполнения мер уголовного наказания в связи с исправительно-трудовым воздействием. Основной нормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК);

§ гражданско-исполнительное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основные нормативные акты - Закон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных приставах».

Особое положение занимает международное право - система норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества. Оно делится на международное публичное и международное частное право. Вопрос о правовой природе норм международного права является спорным, так как им не свойственен основной системообразующий признак права - обеспечение норм права государственным принуждением. Исполнение же норм международного права, как правило, зависит от доброй воли самих государств.

С возникновением новых, прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, система права пополняется новыми нормами, институтами, подотраслями, отраслями, становится более совершенной и эффективной.

Система права, как и общественная жизнь, подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.

Очень часто понятия «форма права» и «источник права» отождествляются. Строго говоря, это все же разные понятия.

Источники права - это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле «источник» - это как бы корень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Источником права являются объективная реальность, т. е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе законодательных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

1.2. МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ (ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО
Между международным и национальным (внутригосударственным) правом - этими самостоятельными правовыми системами - существует тесная взаимосвязь. Национальные правовые системы оказывают влияние на формирование норм международного права (например, двусторонние соглашения о режиме государственной границы отражают национальные законы о границах соответствующих стран; установления конституций учитываются при согласовании положения договора о порядке вступления его в силу и т.д.). Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство, и это влияние постоянно возрастает (например, в части обеспечения основных прав человека, защиты окружающей среды). Принимая на себя международное обязательство, государство обязано обеспечить его фактическое выполнение на всей своей территории, всеми органами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Система мер, обеспечивающая такое выполнение, называется имплементацией. Имплементация международного права достигается различными способами. Государство может по конституции признать непосредственное (прямое) действие норм международного права на своей территории (это называют иногда генеральной рецепцией). Предусмотреть, что в случае расхождения какого-либо положения международного права с национальной нормой преимущественную силу имеет норма международного права. Государство нередко включает положения взятых на себя международных обязательств в национальное законодательство. Такой метод именуется иногда трансформацией. Государство в общем случае не может ссылаться на свое национальное законодательство (в том числе на конституцию) для оправдания несоблюдения международного обязательства. О единственном исключении (о положениях национального права, касающихся компетенции заключать договоры) речь пойдет ниже. В теории поставлен вопрос о примате международного права над национальным или наоборот. Согласно распространенной точке зрения примат международного права означает его главенствующую роль в сопоставлении с национальными правовыми системами. Вместе с тем нельзя не признать, что у каждого государства имеются свои национальные интересы, которые объективно могут быть конкурентными. Поэтому задача заключается в том, чтобы, не нарушая международного права, поставить его в основу гармонизации разных национальных интересов государств. ТЕОРИЯ В плане оценки соотношения международного и национального (внутригосударственного) права существуют разные мнения. Монистическая теория исходит из единства двух правовых систем. Дуалистическая теория признает наличие двух самостоятельных правовых систем, которые развиваются параллельно, никогда не пересекаясь. Преобладающее мнение состоит в акценте на взаимодействии права международного и национального. С точки зрения нормообразования внутригосударственное и международное право являются самостоятельными системами, но с точки зрения правоприменения они неразрывно связаны. 1.3. Объекты международного права ТЕОРИЯ Вопрос об определении объекта международного права сохранил дис- куссионность. Такое определение, писал еще в 1886 г. Н. Коркунов, представляет «большие трудности и, конечно, по этой именно причине вопрос об объекте большинством излагателей международного права обходится полным молчанием. Можно подумать, что международное право - право безобъектное. Но такого безобъектного права, т.е. права ни на что, не допустит, конечно, всякий мало-мальски мыслящий юрист. Право ни на что и есть ничто»1. Ф. Мартенс, называя международное право «правом международного управления», писал: «Объектом права международного управления является совокупность всех жизненных отношений между государствами, общественными группами и частными лицами, которые требуют содействия, покровительства или защиты государственной власти»2. То есть в сочинениях двух знаменитых отечественных специалистов по международному праву еще в XIX в. проявляется разное понимание значения самого термина «объект права». Для Н. Коркунова вопрос об объекте права - это вопрос, по поводу чего возникло и реализуется данное право (т.е. вопрос: I это «право на что»?). Для ф. Мартенса же вопрос об объекте права - это вопрос о том, что же данное право регулирует. Он отвечает на него: «совокупность... отношений между государствами». Но этот последний вопрос, как известно с позиций современной теории права, - этот вопрос о предмете права, а не о его объекте. Для того уровня правовой теории, впрочем, извинительно было не отграничивать предмет права (общественные 1 отношения) от объекта права (тех благ или интересов, по поводу которых общественные отношения регулируются правом), тем более что английское «object» и французское «objet» переводятся на русский язык в разных контекстах словами и «предмет», и «объект». Тем не менее Н. Коркунов и по другим поводам критиковал Ф. Мартенса за «напрасное насилие над рус ским языком», и в данном случае подход Н. Коркунова к значению термина «объект права» выглядит убедительнее. Ближе к Н. Коркунову, чем к Ф. Мартенсу, позиция Ф. И. Кожевникова, который, развивая идеи первого, отмечает, что «чаще всего под объектом международно-правового отношения понимают территорию»3, хотя объекты международных правоотношений - это блага, не ограниченные лишь государственной территорией. Территория «выступает в качестве объекта международно-правовых отношений весьма часто, в особенности после окончания войны, например, в мирных договорах». Эту же позицию развивает В. М. Шуршалов, по мнению которого объектом международного права «следует считать материальные и нематериальные блага и неотделимые от них интересы государства»4. В. М. Шуршалов отмечает, что взгляд Ф. Мартенса «на международные отношения как на объект международного права научно не состоятелен». Получается, «что объектом международно-правовых отношений являются сами эти отношения. Такое утверждение логически и фактически неверно»5. В. М. Шуршалов критикует «взгляд на международные отношения как на объект международного права» и в современной доктрине: «признание И. И. Лукашу- ком международных отношений в качестве объекта международного права вызывает существенные возражения». А. Н. Талалаев пишет: «С точки зрения общей теории государства и права наиболее правильное решение вопроса о понятии объекта международно-правового отношения дано, на наш взгляд, проф. Ф. И. Кожевниковым»6. Эта же позиция отражена в шеститомном отечественном курсе международного права: «Объектом международного правоотношения является все то, по поводу чего субъекты международного права вступают в правоотношения на основе принципов и норм международного права. Таким объектом могут быть материальные и нематериальные блага, действия или воздержание от действий»7. Д. Б. Левин тоже не разделяет точку зрения И. И. Лукашука, в основном солидаризируясь с подходом Н. Коркунова, Ф. И. Кожевникова, В. М. Шуршалова, А. Н. Талала- ева. По мнению Д. Б. Левина, «объект международного права - это какое- либо благо, на которое имеют правопритязания субъекты международного права... Эти блага могут касаться как непосредственных интересов самого государства, так и граждан, лиц, проживающих на его территории, государственных, общественных и частных учреждений. Это могут быть материальные и нематериальные блага. Важнейшим материальным благом, служащим объектом международного права, можно считать государственную территорию»8. Несмотря на такую критику, И. И. Лукашук и в более позднем труде защищает точку зрения Ф. Мартенса: «Под объектом права понимается то, на что направлено его действие, что оно призвано регулировать, в обслуживании чего заключается его социальная функция. В международном праве таким объектом является, как уже говорилось, международные, а точнее межгосударственные отношения»9. Но согласно общей теории права, повторим, общественные отношения составляют не объект, а предмет права10. Отношения, на которые распространяется право, или отношения субъектов права - это и есть предмет правового регулирования11. Объект же права или конкретного правоотношения - это не отношения субъектов права. В курсе общей теории права авторы на примере правоотношения купли-продажи весьма доступно доказывают, что объект правоотношения - вещь и деньги, но не отношения между покупателем и продавцом12. видуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага» (ст. 128). Но не отношения субъектов гражданских прав. Такие отношения являются предметом, а не объектом гражданского права. Аналогично, предметом экологического права или права окружающей среды названы «общественные отношения по поводу природы или окружающей среды»13, а «в качестве объекта правового регулирования в рассматриваемой нами сфере выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и другие связанные с ними интересы»14. Этот же вывод к определению понятий объект и предмет права подтверждается специалистами в области конституционного права15. Нет оснований для того, чтобы, вопреки этому подходу, объектом международного права называть отношения его субъектов, т.е. международные отношения. Такие отношения, повторим, есть предмет международного права. Объекты же международного права - это разнообразные материальные и нематериальные блага и интересы, по поводу которых на данном этапе его развития оформляются международные отношения. Объект международного правоотношения - это то, по поводу чего данное отношение между субъектами международного права оформлено (на основе обычая или договора) и в связи с чем оно реализуется. Например, объектом Конвенции о защите озонового слоя 1985 г. являются не международные отношения, а именно озоновый слой, а целью Конвенции - его защита. Объект Соглашения 1994 г. об осуществлении Части XI Конвенции по морскому праву составляют ресурсы морского дна за пределами национальной юрисдикции (ресурсы Района), а цель Соглашения - рациональное использование таких ресурсов в интересах человечества. Объект и цель договора - это не сугубо теоретические понятия. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам в их контексте, а также «в свете объекта и цели договора» (п. 1 ст. 31).

Понятие системы права и ее значение

Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, или, что то же самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права ».

С философской точки зрения система - это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Значит, выяснение вопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ, по меньшей мере, на два вопроса: 1) из каких частей состоит право и 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы заключают в себе представление о внутренней структуре (организации) права.

Понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

Поскольку содержанием права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права . Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование - институты права, а те, в свою очередь, - в подотрасли и отрасли права , которые в своем единстве и есть система права. Единство системы права - специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования , единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений. Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на определенные части - отрасли и институты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций. Единство и обособленность (дифференцированность) являются необходимыми условиями системной организации права.

Особо следует обратить внимание на объективный характер системы права, ее обусловленность спецификой регулируемых отношений. Это означает, что система права - явление объективное, складывающееся под непосредственным воздействием господствующих отношений, идеологии, культуры, образа жизни людей. Объективный характер системы права подтверждается тем обстоятельством, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы имеются группы однородных отраслей права, идентичных всем странам (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное и др.). Оказывая непосредственное воздействие на формирование системы права, законодатель не может отвлечься от этих объективных факторов. В ином случае система права может складываться и помимо воли законодателя. Итак, система права - это объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы. Соответственно элементами системы права выступают (рис. 1):

Рис. 1. Элементы системы права

Нормы права

Каждая отрасль отличается специфическим набором юридических средств, с помощью которых оказывается воздействие на регулируемые отношения. Тем самым каждая отрасль специфичностью юридических средств регулирования (или методом правового регулирования) выделяется в числе других. Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Следовательно, систему права можно представить совокупностью норм права, объединенных в институты, подотрасли и отрасли права.

Системное построение права означает, что все правовые нормы находятся между собой в определенной зависимости, связи. Наличие этих устойчивых связей указывает на то, что одни нормы могут существовать и действовать, оказывать регулирующее воздействие лишь при наличии иных норм, с которыми такая связь предполагается. Так, предоставление гражданам права на информацию (ст. 29 Конституции РФ) предполагает одновременно возложение обязанности на должностных лиц и соответствующие государственные органы в установленном порядке предоставлять гражданам такую информацию. Кроме того, должна быть установлена юридическая ответственность за действия, противоречащие природе данного права (непредоставление информации, создание препятствий к ее получению или распространению и т.д.). Наличие всех этих компонентов, определенным образом расположенных и взаимосвязанных между собой, создает эффективную юридическую конструкцию: закрепление в Конституции РФ права на информацию, в федеральном законодательстве - корреспондирующих ему обязанностей и санкций, обеспечивающих их исполнение, - означает юридическую гарантированность и реализуемость конституционного права граждан.

Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования.

Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права. Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга».

Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве. В правоприменительной деятельности системный принцип права позволяет правильно истолковать и применить норму права.

Кибернетические свойства системы права позволяют использовать ее возможности в информационных целях для создания эффективного банка данных о позитивном праве. Несомненно значение системной организации права для систематизации законодательства, приведения его в упорядоченную и согласованную систему.

Традиционный подход к построению системы права (предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права)

Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя. Положение, высказанное в 20-е гг. при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Лениным о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», длительное время служило методологической установкой для юридической теории и практики.

Нарождающиеся институты рыночной экономики , признание частной собственности переводят проблему деления права на публичное и частное из области теоретических рассуждений в практическую плоскость. Справедливо замечено, что вопрос о делении права на частное и публичное, их соотношении затрагивает все стороны человеческого существования: соотношение свободы и несвободы, инициатива, автономия, воли и пределы вторжения государства в гражданскую жизнь. Основной смысл деления права на частное и публичное в этой связи заключается в том, что таким образом конституционная формула «человек , его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ) получает предметно-юридическое воплощение во всей национальной системе права . Деление права на частное и публичное означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов юридически запрещено или ограничено законом . Тем самым исключается (юридически) возможность произвольного вторжения государства в сферу личной свободы, юридически узаконивается степень и границы «прямого приказа» государства и его структур, юридически раздвигаются границы свободы собственности и частной инициативы.

Не менее значимо и то, что разграничение публично- и частноправовых начал в условиях постсоциалистического переходного периода необходимо для процесса разгосударствления собственности, психологического освобождения общественного сознания от веры во всемогущество государственного патернализма. Внедрение данного принципа в общественную практику устранит этатистский подход к праву, поставит заслон на пути к безудержному нормотворчеству государства, стремлению правящей элиты, отождествляющей себя с государством, навязывать таким образом свою волю всему обществу . Интеграция России в сообщество европейских государств - Совет Европы - предполагает интернационализацию российской правовой системы, сближение национального законодательства с европейским правом.

Понятно, что деление права на частное и публичное, признанное правовыми системами всех европейских стран, будет способствовать решению означенной проблемы.

Что касается внутриотраслевой дифференциации, то уже сейчас создались предпосылки для выделения муниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США , к примеру, это наиболее крупная отрасль).

Система права находится под значительным влиянием субъективного фактора - нормотворческой деятельности государства . Соответственно этот фактор также будет оказывать значительное влияние на соотношение между частным и публичным правом. Очевидно, можно предположить, что если возобладает идея сильного государства, то это одновременно будет означать усиление публичноправовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.

Конституционное право

Административное право

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в составе системы права обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования . Отрасли же законодательства такими объединяющими началами не обладают. Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства:

  1. одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.);
  2. комплексные отрасли законодательства - отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное, или сельскохозяйственное, и некоторые другие;
  3. отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).

Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ , охватывается 48 таких отраслей.

Соотношение международного и национального права

Современный мир насчитывает около 200 государств и столько же внутригосударственных или национальных правовых систем. Нормы международного права регулируют не только те отношения, которые «недосягаемы» для норм национального права . Современное международное право активно «вторгается» в сферу внутригосударственных отношений.

Верно то, что внутригосударственное право и право международное - две различные системы права , действующие в своих соответствующих областях, и что между ними нет юридического соподчинения. Вместе с тем материальное единство мира, в конечном счете, делает необходимым взаимодействие этих двух правовых систем.

В вопросе о соотношении международного и национального права в науке права определились три направления. Первое, так называемое дуалистическое, исходит из того, что международное и национальное право есть относительно изолированные и независимые друг от друга системы правопорядка . Два других направления, именуемых монистическими, основываются на том, что международное и внутригосударственное право есть составные части единой системы права. При этом одна часть сторонников такого подхода исходит из признания приоритета (примата), или верховенства, национального права, другая, напротив, настаивает на примате международного права над национальным. Теория примата национального права получила широкое распространение в XIX - начале XX в. в немецкой юриспруденции.

Интернационализация жизни народов, расширение международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, всевозрастающее значение роли международных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности , придающих современному миру целостность, усиливают значение международного права. Современное международное право становится универсальным регулятором, выражающим общечеловеческие ценности и приоритеты.

В этих условиях все большее число сторонников находит концепция примата международного права, разработанная основателем нормативистской школы права Г. Кельзеном. Он исходил из того, что в мире существует единая система права, включающая право международное и право национальное всех без исключения государств. При этом действительность, истинность норм национального права, в понимании Г. Кельзена, определяется нормами международного права.

В нынешних условиях примат международного права над национальным выступает одной из важнейших правовых гарантий обеспечения мира, взаимовыгодного сотрудничества государств в решении задач планетарного характера, в обеспечении соблюдения прав и свобод человека .

В Российской Федерации проблема соотношения международного и национального права юридически решена в федеральной Конституции : «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы . Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом , то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Государственное (конституционное) право - ведущая отрасль национального права; это отрасль пра­ва, закрепляющая основы общественного и государственного уст­ройства страны, основы правового положения граждан, систему орга­нов государства и их основные полномочия. Конституционное право: регулирует общественные отношения, связанные с правами и свобода­ми человека, устройством государства, и иные основополагающие об­щественные отношения; опирается преимущественно на императивный метод правового регу­лирования; имеет в качестве главного источника – Конституцию РФ - правовой акт высшей юридической силы.

Административное право регламентирует общественные отношения в сферах государственного управления и поддержания общественного порядка (определяет правовое положение государственных служащих, административную ответственность). Руководствуется императивным методом правового регулирования; имеет в качестве главного источника Кодекс об административных пра­вонарушениях РФ (КоАП).

Финансовое право представляет собой совокупность норм, ре­гулирующих общественные отношения с сфер финансовой деятель­ности. Регулирует деятельность по сбору, распределению и использованию денежного фонда государства, процесс бюджетной деятельности государства. В отличие от административных правоотношений, финансовые правоотношения – это имущественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства по поводу денежных средств (подотрасли: бюджетное, налоговое, банковское право).

Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является пре­ступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уго­ловного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое. Опирается на императивный (властный) метод правового регулирова­ния; имеет в качестве основного источника Уголовный кодекс РФ (УК).

Экологическое право регулирует отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей природной среды.

Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, воз­никающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процес­са; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесе­ния и обжалования судебного решения. В качестве главного источника имеет Гражданско-процессуальный ко­декс РФ (ГПК).

Уголовно-нроцессуальное право объединяет нормы, определяю­щие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного след­ствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при рас­следовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уго­ловных дел.

Уголовно - исполнительное право регулирует отношения, склады­вающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устана­вливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголов­ного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания. Опирается на властный (императивный) метод правового регулирова­ния; руководствуется Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК) как основным источником.

Арбитражный процесс регулирует деятельность судов по разрешению экономических споров между юридическими лицами и гражданами предпринимателями.

Международно – публичное право не является составной частью национальной правовой системы права; совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения.

Отрасли частного права

Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского пра­ва закрепляют и охраняют различные формы собственности, определя­ют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регла­ментируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или орга­низаций. Опирается на диспозитивный (координационный) метод правового ре­гулирования. В качестве основного источника имеет Гражданский кодекс РФ (ГК).

Трудовое право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нор­мы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда. Метод правового регулирования - императивно-диспозитивный; основной источник – Трудовой кодекс РФ

Семейное право - отрасль права, которая регулирует брачно- семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родите­лей и детей по отношению друг к другу. Опирается на диспозитивный метод правового регулирования; главный источник данного права - Семейный кодекс РФ (СК).

Земельное право регулирует общественные отношения в облас­ти использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

Международное частное право регулирует гражданские, семейно – брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предметом международного частного права выступают отношения, которые в РФ регулируются нормами гражданского, семейного, трудового права, осложненные иностранным элементом, то есть те, которые имеют международный характер. Особенностью правоотношений международного частного права является то, что в них участвуют иностранные граждане и иностранные юридические лица, их объектом являются вещи, находящиеся за границей, они связаны с территорией 2 – ух или нескольких государств.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31