В соответствии с нормативным правовым актом субъекта. Классификация нормативно-правовых актов

По сфере действия:

В зависимости от особенно-стей правового положения субъектов правотворчества

В зависимости от срока действия

По предмету правового регулирования

В зависимости от юридической силы

1. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

Подзаконные нормативные акты.

Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юри-дической силы) на Основной (Конституцию), Федеральные Конституцион-ные и Федеральные.

Включают в себя норматив-ные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постанов-ления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной вла-сти субъектов Российской Федерации (включая и законы Субъектов РФ), нормативные акты органов местного самоуправления, локальные норма-тивно-правовые акты (например, правила внутреннего трудового распо-рядка какого-либо предприятия или учреждения).

Следует, правда, оговориться, что особенности российского законодательства относительно предмета исключительного ведения субъектов РФ предполагают верховенство актов субъекта Российской Федерации над за-конодательством Федерального центра. Однако это скорее исключение из общего правила.

Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их класси-фикации. Она определяет их место и значимость в общей системе госу-дарственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вы-шестоящих правотворческих органов обладают более высокой юриди-ческой силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. По-следние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, изда-ваемых вышестоящими правотворческими органами.

2. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:

Акты принятые в результате референдума ;

Акты изданные государственными органами;

Акты органов местного самоуправления;

Акты локального действия организаций, учреждений.

3. В зависимости от срока действия различаются постоянные и вре-менные акты .

Постоянные - не ограничены в своем действии временным проме-жутком, действуют до отмены (Конституция)

Временные (срочные) - ограничены конкретными сроками (календар-ной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).


4. По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:

Общегосударственные, действующие на всей территории страны.

Региональные, действующие на территории одной или нескольких ад-министративно-территориальных единиц.

Локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации.

5. По предмету правового регулирования (по содержанию):

Акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;

Акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;

Акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и т.д.

Такое деление в известной мере условно . Условность эта объек-тивно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах со-держатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уго-ловное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они вклю-чают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.

Существует несколько определений закона, как разновидности нормативно-правового акта.

Закон - это принятый в особом порядке акт законодательного орга-на, обладающий высшей юридической силой и направленный на регули-рование наиболее важных общественных отношений.

Закон - это нормативный акт, принятый высшим зако-нодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый выс-шим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребно-стей населения страны.

Это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни.

Признаки закона:

Нормативный акт, содержащий нормы права, основной источник права;

Принимаются только высшими представительными органами государства или непосредственно народом в результате (в порядке) референдума;

Обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие норматив-ные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их. Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на ос-нове законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону;

Принимаются по основным, наиболее существенным во-просам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлет-ворения интересов личности;

Принимаются и вводятся в действие в особом процессуальном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате ре-ферендума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме;

Не подлежат контролю или утверждению со стороны ка-кого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законода-тельный орган;

Представляют собой ядро всей правовой системы госу-дарства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (Хропанюк).

Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организаций. На основе конституционных законов строится и детали-зируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по от-ношению к другим нормативно-правовым актам, в том числе и законам, обладает высшей юридической силой.

Обыкновенные законы прини-маются и действуют в строгом соответствии с конституционными акта-ми, регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни.

Законы Российской Федерации можно подразделять:

По субъектам, их принимающим,

По юридической силе,

По от-раслям права.

По субъектам принятия законы делятся на:

Принятые на референдуме;

Принятые Федеральным Собранием РФ;

Законы субъектов федерации.

По юридической силе законы делятся на: федеральные законы и законы субъектов федерации.

Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136 Конституции РФ), о введении чрезвычайного поло-жения (ст. 56), военного положения (ст. 87), о принятии и об-разовании новых субъектов федерации и об изменении их ста-туса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст. 70), о правительстве, о судебной системе и высших судеб-ных инстанциях (ст. 118, 128). Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

Законы субъектов федерации принимаются в пределах пол-номочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, за-ключенными Российской Федерацией с отдельными субъек-тами.

Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые осно-ваны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юриди-ческой силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регули-рование общественных отношений имеет место тогда, когда общие ин-тересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные по-ложения законов применительно к своеобразию различных индивиду-альных интересов.

Их юридическая сила определяется местом органа, их принявше-го, в иерархической лестнице государственного аппарата.

По субъектам изда-ния и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты . Это нормативно-правовые акты общей компетенции , действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, соци-альные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие пред-писания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства.

В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламент-ской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента (Акты Президента).

Президент РФ издает указы и распо-ряжения. Указы Президента РФ могут быть как нормативны-ми, так и индивидуальными правоприменительными (напри-мер, Указы о награждениях, назначениях на государственные должности и др.). Нормативные указы Президента занимают второе место после законов. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаются по широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряже-ния принимаются обычно по конкретным вопросам.

В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента в правотворческой деятель-ности определяются конституцией страны или специальными конститу-ционными законами. Они регламентируют самые разнообразные сторо-ны общественной жизни, связанные с государственным управлением.

Постановления правительства (Акты Правительства РФ).

Это подзаконные нормативные ак-ты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в не-обходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государ-ственного управления экономикой, социальным строительством, здра-воохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

Постановления и распоряжения Правительства могут быть как нормативными, так и индиви-дуальными, правоприменительными. Распоряжения прини-маются обычно по конкретным вопросам. Нормативные пос-тановления Правительства принимаются по широкому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов и указов Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов. В их числе следует назвать, прежде всего, законы, принимаемые законодательны-ми органами субъектов федерации, высшими из которых яв-ляются конституции республик и уставы краев, областей, ав-тономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, по вопросам их исключительного ведения имеют пре-имущества перед федеральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентов республик, губернаторов краев, областей, округов, далее - постановления и распоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов общего характера не принимают.

2. Местные подзаконные акты (нормативные акты органов местного самоуправления). Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их из-дают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех лиц, проживающих на дан-ной территории. Это могут быть нормативные решения или поста-новления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различ-ным вопросам местного характера.

Ор-ганы местного самоуправления действуют на территории районов, городов (кроме Москвы и Ленинграда, являющихся субъектами федерации), сел, поселков, микрорайонов и т. п.

К числу этих актов относятся акты представительных ор-ганов городов, районов, сел, поселков, акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаются представительные органы), акты глав администрации местно-го самоуправления, а также акты, принимаемые путем рефе-рендума населением соответствующей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т. п.).

Эти акты принимаются в пределах компетенции ука-занных органов, определяемой федеральными законами и за-конами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т. п.), мест-ным налогам, сборам, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения, охране общественного порядка, окружающей среды и т. п. Среди этих актов особо следует выделить уставы местных сообществ (городов, райо-нов и т.п.), принимаемые местным референдумом или пред-ставительным органом местного сообщества.

Акты органов местного самоуправления, принятые в пре-делах их компетенции, не могут быть отменены общегосудар-ственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

3. Ведомственные нормативно-правовые акты (акты федеральных органов исполнительной власти) могут носить разное название: инструкции, постановления, прика-зы, правила, положения, разъяснения и т. п.

В ряде стран определенные структурные подразделения правитель-ственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной влас-тью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспорт-ные, государственно-кредитные и другие).

В РФ эти акты принимаются министерствами, государственны-ми комитетами, комитетами, государственными службами. Приказы и постановления могут быть как нормативными, так и ненормативными. Указанные нормативные акты издаются в соответствии с компетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им подведомственных, на ос-новании и во исполнение законов РФ, указов Президента и постановлений Правительства РФ.

Эти акты могут быть чисто внутриведомственного значе-ния, распространяться на органы и работников только дан-ного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, не входящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов, Государст-венного банка, министерств охраны окружающей среды и природных ресурсов, связи, путей сообщения. Государствен-ного таможенного комитета. Комитета санитарно-эпидемиологического надзора. Комитета по патентам и товарным зна-кам, Федеральной службы лесного хозяйства и др.

В ряде случаев могут издаваться совместные акты, напри-мер министерств внутренних дел и юстиции РФ и др.

Согласно Указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и имеющие межведом-ственное значение, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ и обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 10 дней после регистрации. Незарегистрированные и неопубликован-ные акты не имеют юридической силы и не могут применять-ся к гражданам. Это сделано в целях недопущения ограничения прав и свобод граждан, возложения на них обязанностей, противоречащих законам.

4. Внутриорганизационные подзаконные акты (локальные нормативные акты). Это такие норма-тивно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций, это акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными акта-ми подобного рода являются прежде всего уставы этих орга-низаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, прави-ла внутреннего трудового распорядка, коллективные догово-ры между администрацией предприятия, учреждения и орга-ном профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструк-ции и т. п.).

В рамках, определенных актами высшей юри-дической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятель-ности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.

Система нормативно-правовых актов современных государств не-однородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, националь-ными и другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юриди-ческой силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности обще-ственной жизни и ее оптимальной организованности должны соответ-ствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном госу-дарстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова дня всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

В нормативном регулировании общественных отно-шений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В право-вом государстве закон охватывает своим действием все основные сторо-ны общественной жизни, он является главным гарантом коренных ин-тересов, прав и свобод личности.

Общеобязательность нормативных актов, их действие не беспредельны, а ограничены пространством, временем и кру-гом лиц.

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правового акта во времени рассматривается как юридическое понятие, включающее в себя:

а) момент вступления акта в законную силу;

б) момент прекращения его действия;

в) условия применения установленных нормативным актом юридичес-ких норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).

В России нормативно-правовые акты вступают в силу:

В результате указания в нормативно-правовом акте даты, с которой юридический документ вступает в силу;

В результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывает-ся вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования»);

В результате приложения общих установленных государством правил и сроков.

Согласно Закону Российской Федерации от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» законы РФ вступают в силу через 10 дней после их опубликования.

Законы о поправках к Конституции вступают в силу со дня их опубликования (За-кон от 6 июня 1998 г.).

Согласно указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президен-та Российской Федерации, Правительства Российской Феде-рации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их первого официального опублико-вания

Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального ха-рактера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие пра-вовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их опубликования.

Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные акты федеральных органов исполнитель-ной власти (министерств, комитетов, служб и т. д.) межве-домственного характера, а также затрагивающие права и обя-занности граждан после регистрации в Министерстве юсти-ции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.

Контроль за правильностью и своевременностью опубли-кования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.

Особый порядок вступления в силу предусмотрен для на-логового законодательства. Федеральное законодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его офи-циального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ, вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НК РФ).

Нормативные акты Таможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать в силу и в более короткие сроки (ст. 11 ТК РФ).

Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и в других нор-мативных актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской — через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.

Прекращение действия нормативно-правовых актов во времени про-исходит в результате:

Истечения срока, на который был принят юридический документ (бе-зусловная отмена);

Объявления об утрате им юридической силы (безусловная отмена);

Принятия компетентным органом нового юридического документа равной или большей юридической силы, регулирующий тот же круг обще-ственных отношений (условная отмена);

Устаревания юридических документов в связи с исчезновением обсто-ятельств, на регулирование которых был направлен нормативно-правовой акт (условная отмена);

Признание акта не конституционным и вследствие этого - юридически ничтожным по решению Конституционного суда (безусловно подразуме-вается и учитывается правоприменителями).

Обратная сила закона - это сумма принципов, определяющих возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в период, предшествовавший его принятию.

С действием нормативных актов во времени связаны воп-росы их обратной силы и переживания.

Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу юридичес-ких принципов, сложившихся в ходе исторического развития права, при-знанных всеми развитыми правовыми системами и воспроизведенных в большинстве своем международными декларациями и пактами о правах человека. Так, всеобщая декларация прав человека и гражданина ООН 1948 года устанавливает, что «не может налагаться наказание более тяжелое, нежели то, которое могло быть причинено в то время, когда преступление было совершено».

Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отяг-чающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гла-сит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения, не признавалось правонарушением». Это означает, что закон не рас-пространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу.

Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, приме-няется новый закон» (ст. 54 ч. 2).

Обратную силу могут иметь законы, отменяющие на-логи или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).

Переживание закона - это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, ко-торые были в момент его действия. Например, к преступле-ниям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

Действие нормативных актов в пространстве распространяет-ся либо на всю территорию государства, либо на определенную часть тер-ритории государства.

Это зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пре-делах их территорий и т. д.

Пространственные пределы действия нормативно-правовых актов оп-ределяются, главным образом, территорией, ограниченной Государствен-ной границей (фактическая территория).

Пространство, на которое распространяется суверенитет (власть) государства, включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, до-ступный обычным летательным аппаратам (самолетам), тер-ритории посольств, военные корабли в любом месте, граж-данские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.

Однако режимы фактической территории не единственны, норматив-но-правовой акт действует и на иных территориях, юридически подчиняю-щихся праву данного государства (юрисдикционная территория).

К юрисдикционной территории относятся территории дипломатичес-ких и консульских представительств за рубежом, территории военных, мор-ских и воздушных судов в открытом море.

Кроме того , юрисдикция государства распространяется на иностранные дипломатические и консульские представительства, а также иностранные военные и воздушные суда, находящиеся на территории данного государ-ства.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Действие законов в пространстве означает, что законы распространяются на всех субъектов, находящихся в соответ-ствующем пространстве.

Однако в ряде случаев, хотя закон и действует на всей территории, он распространяется лишь на определенный круг лиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности, изби-рательные законы и др.). Территории посольств иностран-ных государств экстерриториальны, там законы РФ не дейст-вуют.

Дипломатические представители обладают дипломатиче-ским иммунитетом, на них не распространяются уголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветеранов войны, многодетных матерей и т. д.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц в зависимости от понятийно-правовой свя-зи с государством распространяется на: граждан государства, иностранных граждан, лиц без гражданства (апатриды), лиц с двойным гражданством (бипатриды), беженцы, граждан ближнего зарубежья, почетных граждан, лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом и привилегиями.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под источником права в материальном смысле?

2. Что понимается под источником права в формальном смысле?

3. Что такое нормативно-правовой акт и каковы его признаки?

4. В чем выражается специфика закона как нормативного акта, обладающего высшей юридической силой?

5. Чем обусловливается системный характер нормативно-правовых актов конкретного государства?

6. Что понимается под юридической силой нормативно-правового акта?

7. Какова роль Конституции в системе законодательства государства?

8. Какие органы государства наделены правом издавать нормативно-правовые акты? Какие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации уполномочены издавать акты нормативного характера и какого вида (законы, указы, постановления и т.п.) нормативно-правовые акты они издают?

9. Что понимается под обратной силой закона?

11. Каковы конституционные принципы порядка опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан?

Дополнительная литература

Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. - 1998. - № 1.

Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. - М., 1987.

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. - М.: Наука, 1993.

Гаврилов О.А. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование. - М, 1993.

Гук П.А. Судебный прецедент в России: Теория и практика // Правоведение. - 2001. - № 4.

Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права // Государство и право. - 1998. - № 2. - С. 15 - 21.

Елисеев Б.П. Договоры и соглашения между РФ и субъектами РФ: решение или порождение проблем? // Государство и право. - 1999. - № 4. - С. 5 - 13.

Жевакин С.Н. Государственная регистрация ведомственных нормативных актов: краткий комментарий и обзор практики применения // Государство и право. - 1995. - № 5. - С. 30 - 38.

Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты Российской Федерации: краткий аналитический обзор // Государство и право. - 1996. - № 11. - С. 98 - 104.

Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование. Сб. статей: В 2-х томах. - Н.Новгород, 2001.

Законодательный процесс в России: граждане и власть. - М., 1996.

Зивс Л.С. Источники права. - М.: Наука, 1981.

Зыкин И.С. Обычай в советской правовой доктрине // Советское государство и право. - 1982. - № 3.

Источники права. - М., 1985.

Калинин А.Ю., Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права // Правоведение. - 2000. - № 6. - С. 3 - 10.

Керимов Д.А. Законодательная техника. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998.

Конституция. Закон. Подзаконные акты. - М., 1994.

Крестояников Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению // Государство и право. - 1997. - № 9. - С. 12 - 21.

Кросс Р. Прецедент в английском праве. - М., 1985.

Лопатина С.Н. Правовой акт органа или должностного лица местного самоуправления как источник права: общетеоретический аспект // Правоведение. - 2000. - № 2. - С. 41 - 51.

Мицкевич А.В. Источники (формы выражения) российского права (Историко-теоретический очерк). // Закон: создание и толкование. - М.: Спарк, 1998. - С. 6 -39.

Муромцев Г.Н. Источники права // Правоведение. - 1992. - № 2.

Мэн Г.С. Древний закон и обычай. - М., 1984.

Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие / Ю.А. Тихомиров, И.В. Котелевская. - М., 1999.

Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации: Научно-методическое пособие / Отв. ред. А.С. Пиголкин. - М.: Изд-во НОРМА, 1998.

Свечникова Л.Г. Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, проблемы (на материалах юридической и этнологической наук). // Государство и право. - 1998. - № 9. - С. 98 - 102.

Сергеева Т.В. Обычай как источник права // Правоведение. - 1997. - № 2.

Судебная практика как источник права. - М., 1997.

Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество // Государство и право. - 1997. - № 4.

Чернобель Г.Т. Закон и подзаконный акт // Закон: создание и толкование. - М.: Изд-во Спарк, 1998. - С. 40 - 55.

Шохин А. Взаимодействие властей в законодательном процессе. - М., 1997.

Шупленков В.П. Законотворчество: Фундаментальный курс. - М., 1993.

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Основные черты нормативно-правового акта:

– устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;

– принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;

– содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;

– адресован неопределенному кругу лиц.

Виды нормативных правовых актов:

1. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу.

2. Решения референдумов –направленны на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

3. Программные законы –принимаются в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам.

4. Кодексы (нормативные правовые акты) –объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенные области общественных отношений.

5. Законы – нормативные правовые акты, регулирующие важные общественные отношения.

6. Декреты Президента – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией.

7. Указы Президента – нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.

8. Постановления палат Национального собрания – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента.

9. Постановления Совета Министров – нормативные правовые акты Правительства.

10. Регламенты – нормативные правовые акты, принятые (изданные) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления (совокупность правил, определяющих порядок деятельности соответствующих государственных органов и их подразделений).

11. Инструкции – подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государства.

12. Правила – формы нормативных правовых актов, которыми устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.

13. Уставы (положения) – нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа (организации).

14. Приказы – издаются руководителями Республиканских органов государственного управления в пределах компетенции возглавляемых ими органов в соответствующей сфере государственного управления.


15. Решения органов местного управления и самоуправления –принимаются местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования.

Указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь - вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

Нормативный правовой акт не распространяет свое действие на отношения, которые существовали еще до его вступления в юридическую силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан.

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

– истечения срока действия акта;

– признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

– признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

– отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

11.Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу.

Утрата юридической силы :

а) истечения срока;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом.

Закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

В пространстве :

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

Государственная тер-ия: часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет распростра­няется на тер-ию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц : распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.

Ис­ключения :

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Дата написания: 2013-10-01


При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов. Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы (Гарант, Консультант+), сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов. Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами. И для правильного их толкования конечно же надо понимать как все устроено.

Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ. Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере формальным.

Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие "юридической силы" документа. К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто "юридическую силу" определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия. Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.

В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.

В самой общей классификации различают:

  • Законы
  • Подзаконные акты

Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.

  1. Конституция
  2. Федеральные конституционные законы
  3. Федеральные законы

Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты.

Согласно ст. 15 Конституции РФ

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации

Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

Федеральные законы принимаются Государственной думой (законодательная власть), одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ, публикуются в официальных изданиях и затем только, спустя определенное время, вступают в силу.

Довольно сложная процедура издания законов продиктовано важностью регулируемых ими общественных отношений, а также их первостепенным (после Конституции) положением в системе нормативных актов России.

Кроме законов (Конституции, Федеральных конституционных законов и Федеральных законов) в систему нормативных правовых актов, как указано было выше, входит другая большая группа актов, так называемые подзаконные акты.

  1. Указы и распоряжения Президента
  2. Постановления и распоряжения Правительства
  3. Акты федеральных органов исполнительной власти

Это акты, которые по процедуре издания гораздо менее сложны чем законы. Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти. По большому счету, их основная функциональность - "во исполнение федеральных законов". Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом. Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия. На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты. Это не совсем правильно. Нельзя "размывать границу" между законодательной и исполнительной властью. Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений , а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.

Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Необходимо отметить, что распоряжения Президента и Правительства РФ, обычно носят индивидуальный или организационный характер, не являясь по сути нормативными документами, которые имеют неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:

Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

  • Международные акты
  • Акты Конституционного суда РФ

Так, согласно ст. 15 Конституции РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Кроме того, согласно ст. 125 Конституции РФ

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению

Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.

Признаки нормативно-правового акта:

  • властно-волевой характер;
  • неоднократность применения;
  • адресованность неопределенному кругу лиц.

В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, либо населением письменный официальный документ — решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» он определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм .

Нормативные правовые акты по делятся на:

  • законы;
  • подзаконные акты.

Законы

Закон называют писаным правом, которое истолковывается юристами. В целях устранения путаницы в толковании система нормативных правовых актов обладает строгой иерархичностью . На первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов. Например, во Франции Конституция 1958 г. — это всею лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующею Основною закона. В соответствии с преамбулой акта 195S г. его частью являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы. В Конституцию входят не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, признанные законы Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г. Конституционные нормы обладают особым авторитетом, гак как устанавливают фундаментальные основы жизни общества. В связи с этим во многих государствах конституционные положения принимаются и изменяются в особом порядке, например путем всенародного голосования. Особый авторитет данных норм выражается в особом контроле за их соблюдением, соответствием других законов, стоящих ниже на иерархической лестнице, нормам конституции. Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, с этой целью создан особый орган — конституционный суд.

В классическом понимании закон — это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывающий основы регулирования в полном объеме.

При этом закон регламентирует ключевые аспекты жизни страны, принципиальные экономические, политические и социальные вопросы.

Отсюда следуют основные признаки закона как нормативного правового акта:

  • он принимается представительными органами, избираемыми народом, иди непосредственно самим народом на референдуме;
  • обладает высшей юридической силой;
  • принимается в особом процессуальном порядке;
  • по своему характеру является стабильным;
  • принимается для регулирования наиболее важных социально значимых общественных отношений.

Итак, закон - это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке народом или парламентом, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на:

  • основные;
  • обыкновенные.

Основные законы

Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы , также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

Обыкновенные законы

Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:

  • текущие;
  • кодифицированные.

Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.

Важное значение имеет классификация законов поправа: законы о труде, уголовные, финансово-кредитные законы и т. д.

Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы.

Кодекс (лат. codex — книга, пень) — это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т. п.). Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.

Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.

Например, положения Общей части Уголовного кодекса РФ (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.

Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.

Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы.

Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.

Подзаконные акты

Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т. д.).

В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты.

Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты — указы и распоряжения — принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. В частности, благодаря Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1487 «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования» (утратил силу) сохранялось бесплатным полное среднее общее образование. Согласно же действующей Конституции РФ государство гарантирует бесплатное обучение лишь до 10 класса, т. е. основное общее образование. Данный Указ Президента РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку устанавливает более широкие гарантии прав граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конституции РФ.

Согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в форме федеральных законов. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью. Наличие указов Президента не ограничивает право Государственной Думы принимать по этому же вопросу федеральный закон и устанавливать иные нормы права.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи. Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитие федеральных законов. Ежегодно Правительство РФ принимает более 1 тыс. нормативных правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ. федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ.

Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для других граждан.

Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.

В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов. Доступ к его информационным ресурсам можно осуществлять через Интернет.

Нормативно-правовой акт - это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства .

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.

Виды законов в РФ:

  • 1. Конституция РФ
  • 2. Федеральные конституционные законы
  • 3. Федеральные законы
  • 4. Законы субъектов РФ

Законы бывают основными и текущими . К основным законам относится, прежде всего, Конституция РФ. Конституция - это основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации . В отличие от остальных законов Конституция РФ обладает высшей юридической силой: все иные нормативно-правовые акты, в том числе и законодательные, не должны противоречить конституционным положениям, а сами законы принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается

Федеральные конституционные законы - это те законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ в особом, усложненном порядке . Все остальные законы называются текущими. Среди массы текущих законов выделяются кодексы - законы, с помощью которых систематизируются юридические нормы в какой-либо определенной отрасли права . Совокупность всех действующих законов называют законодательством Российской Федерации.

Законы характеризуются следующими признаками:

  • 1) принимаются только высшими представительными органами государственной власти - Федеральным Собранием Российской Федерации или парламентами субъектов Российской федерации, в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ, конституцией или уставом субъекта РФ и регламентом соответствующего парламента;
  • 2) регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений;
  • 3) обладают высшей юридической силой: любой иной правовой акт, изданный не на основании и не во исполнение закона, а тем более не соответствующий или противоречащий закону, отменяется в установленном порядке;
  • 4) имеют особую структуру, состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами. Основными реквизитами законодательного акта являются:
    • - название органа, принявшего закон;
    • - название закона;
    • - номер и дата принятия закона;
    • - преамбула, т. е. вступительная часть, в которой указываются мотивы, цели и задачи принятия закона;
    • - нормативно-правовое содержание закона;
    • - указание на вступление закона в юридическую силу и отмену иных нормативно-правовых актов, ранее регулировавших данные общественные отношения;
    • - подпись соответствующего должностного лица (для законов Российской Федерации - Президента РФ).

Каждый закон состоит из отдельных утверждений, называемых статьями. В статье могут содержаться либо одна, либо несколько норм права или части норм права. Статьи имеют порядковый номер. Статья может быть разделена на части, а части иногда делятся на пункты и абзацы. В большинстве законов части статьи обозначаются порядковым номерам, а пункты - буквами. Абзацы номеров не имеют и отсчитываются от начала пункта, части или статьи. Для удобства пользования законом его статьи объединяют в главы, главы в параграфы, а параграфы - в разделы.

Подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к различным жизненным ситуациям. Во главе системы подзаконных актов Российской Федерации стоят указы Президента РФ. Указам Президента РФ не должны противоречить постановления Правительства России, ведомственные акты (приказы и инструкции министерств и ведомств), а также акты местных органов исполнительной власти.

Для правильного применения правовых норм необходимо уметь точно определить действие нормативно-правового акта, содержащего эти нормы, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определен, то он вступает в силу по истечении определенного срока после опубликования. Официальным опубликованием считается публикация текста закона (или иного акта) в четко определенном издании, называющимся официальным. Например, для федеральных законов, актов Президента РФ, актов Правительства РФ - это журнал «Собрание законодательства Российской Федерации», выходящий в свет еженедельно, а также ежедневная газета «Российская газета». Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Акты, не подлежащие опубликованию и рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.

Действие нормативно-правовых актов прекращается в следующих случаях:

  • 1) по истечении срока действия акта (самоотмена);
  • 2) в случае указания государственного органа об отмене акта (прямая отмена);
  • 3) в случае принятия нового акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим государственным органом (косвенная отмена).

Утрата юридической силы нормативно-правовым актом может быть временной. Временная утрата имеет место в случае приостановления действия нормативно-правового акта на некоторый срок, после которого нормативно-правовой акт снова начинает действовать.

Таким образом, по общему правилу должен применяться тот нормативно-правовой акт, который вступил в юридическую силу и не утратил ее. Однако из этого правила есть два исключения:

  • 1) в отдельных случаях может иметь место так называемое переживание закона, которое представляет собой применение отмененного, уже не действующего нормативно-правового акта к тем правоотношениям, которые возникли еще в период его действия;
  • 2) иногда вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. В таких случаях говорят об обратной силе закона. По общему правилу большинство законов обратной силы не имеет. В частности, согласно ст. 57 Конституции РФ обратной силы не имеют законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие права налогоплательщика. Исключение составляют уголовные законы: они могут иметь обратную силу, если устраняют наказуемость деяния или смягчают наказание. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определенной части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правовых актов охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему нормативно-правовой акт. Так, территория Российской Федерации включает в себя территорию всех ее субъектов, внутренние воды (реки, озера, внутреннее море) и территориальное море, воздушное пространство над ними. Нормативно-правовые акты РФ также действуют на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (200-мильная прибрежная полоса), которые в соответствии с международным правом в состав территории государства не входят. Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер , т. е. действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них (ветеранам, пенсионерам, студентам, военнослужащим и т. п.). Однако из этого правила существуют исключения. Ряд законов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев. Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Наиболее часто под действие принципа экстерриториальности попадают главы иностранных государств и правительств, члены иностранных государственных делегаций, дипломатические и консульские представители иностранных государств и члены их семей. На них не распространяются уголовно-правовые нормы и нормы законодательства об административных правонарушениях. Вопрос об ответственности этих лиц за совершенные ими правонарушения решается дипломатическим путем: чаще всего они объявляются персоной нон грата, т. е. нежелательной персоной, и высылаются за пределы страны.