Пути предотвращения чрезвычайных ситуаций. Предупреждение чрезвычайных ситуаций Виды предупреждения аварийных ситуаций

Особенность применения порошковых огнетушителей заключается в том, что в замкнутом пространстве существует опасность попадания мелкодисперсного огнетушащего порошка в дыхательные пути и на органы зрения. По этой причине, эвакуация через зону применения ОП существенно затрудняется или становится невозможной, поэтому позиция для тушения должна находиться между очагом пожара и эвакуационным выходом. При применении углекислотных огнетушителей следует исключить физический контакт конечностей с раструбом для формирования углекислотных хлопьев (инея), так как температура на этом элементе конструкции огнетушителя достигает -60 -70°С, что может привести к обморожению. Не стоит долгое время находиться в замкнутом помещении (при применении ОУ в помещении снижается уровень кислорода). Необходимо строго следовать информации, приведённой на корпусе огнетушителя, о возможности тушения электрооборудования под напряжением. Дополнительно необходимо проинформировать об опасности поражения электрических током при непосредственном тушении пожара, его локализации и недопущении распространения огня на новые площади, если огнетушащим веществом является вода или её растворы (применение пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, огнетушителей с огнетушащим веществом на водной основе). Особенность применения песка для тушения разлитых горючих жидкостей (керосин, бензин, масла, смолы, клеи, краски и др.) заключается в том, что сыпать песок следует не в очаг горения (иначе произойдет разбрызгивание и растекание горящей жидкости), а главным образом по внешней кромке горящей зоны, стараясь окружать песком место горения. Затем при помощи лопаты нужно покрыть горящую поверхность слоем песка, который впитает жидкость и собьет огонь. Асбестовое полотно, грубошерстные ткани или войлок (кошма, покрывало из негорючего материала) эффективно используются для изоляции очага горения от доступа воздуха, но безопасно могут применяться лишь при небольшом очаге горения - на площади не более 50% от площади применяемого полотна.

В соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, при обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.), необходимо:

а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

б) принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара.

До сведения инструктируемых лиц также рекомендуется довести следующую информацию: «Если огонь не в вашем помещении (комнате), то прежде чем открыть дверь и выйти наружу, убедитесь, что за дверью нет большого пожара: приложите свою руку к двери или осторожно потрогайте металлический замок, ручку. Если они горячие, то ни в коем случае не открывайте эту дверь! Не входите туда, где большая концентрация дыма и видимость менее 10 м: достаточно сделать несколько вдохов и вы можете погибнуть от отравления продуктами горения. Возможно, кто-то решится пробежать задымленное пространство, задержав дыхание, хорошо представляя себе выход на улицу. При этом обязательно надо учесть, что в темноте можно за что-то зацепиться одеждой или спотыкнуться о непредвиденное препятствие. Кроме того, очаг пожара может находиться на нижнем этаже, и тогда путь к спасению - только наверх, т.е. вашей задержки дыхания должно хватить, чтобы успеть вернуться обратно в помещение.

Если дым и пламя позволяют выйти из помещения наружу, то:

Уходите скорее от огня; ничего не ищите и не собирайте;

Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом: он может стать вашей ловушкой;

Знайте, что вредные продукты горения выделяются при пожаре очень быстро; для оценки ситуации и для спасения вы имеете очень мало времени (иногда всего 5-7 мин);

Если есть возможность, попутно отключите напряжение на электрическом щите, расположенном на лестничной клетке;

Дым, вредные продукты горения могут скапливаться в помещении на уровне вашего роста и выше, поэтому пробирайтесь к выходу на четвереньках или даже ползком

Ближе к полу температура воздуха ниже и больше кислорода;

По пути за собой плотно закрывайте двери, чтобы преградить дорогу огню (дверь может задержать распространение горения более чем на 10-15 мин!).

Если дыма много, першит в горле, слезятся глаза - пробирайтесь, плотно закрывая дыхательные пути какой-нибудь многослойной хлопчатобумажной тканью, дышите через ткань. Хорошо, если вы сможете увлажнить внешнюю часть этой ткани. Этим вы спасете свои бронхи и легкие от действия раздражающих веществ. Но помните, что этот способ не спасает от отравления угарным газом;

Покинув опасное помещение, не вздумайте возвращаться назад за оставленными вещами, так как опасность там сильно возросла;

Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяют выйти наружу:

Не поддавайтесь панике;

Если вы отрезаны огнем и дымом от подъезда, проверьте, существует ли возможность выйти на крышу или спуститься через соседние лоджии;

Если возможности эвакуироваться нет, то для защиты от тепла и дыма постарайтесь надежно загерметизировать свое помещение. Для этого плотно закройте входную дверь, намочите водой любую ткань, обрывки одежды или штор и плотно закройте (заткните) ими щели двери изнутри помещения. Во избежание тяги из коридора и проникновения дыма с улицы - закройте окна, форточки, заткните вентиляционные отверстия, закройте фрамуги вентиляционных решеток;

Если есть вода, постоянно смачивайте двери, пол, тряпки;

Если в помещении есть телефон, звоните в пожарную охрану, даже если вы уже звонили туда до этого, и даже если вы видите подъехавшие пожарные автомобили. Объясните диспетчеру, где именно вы находитесь, и что вы отрезаны огнем от выхода;

Если комната наполнилась дымом, находитесь как можно ближе к полу - так будет легче дышать (около пола температура ниже и кислорода больше);

Оберните лицо повязкой из влажной ткани, наденьте защитные очки; продвигайтесь в сторону окна, находитесь возле окна и привлекайте к себе внимание людей на улице;

Если нет крайней необходимости (ощущения удушья, помутнения сознания), старайтесь не открывать и не разбивать окно, так как герметичность вашего убежища нарушится, помещение быстро заполнится дымом и дышать даже у распахнутого окна станет нечем. Благодаря тяге вслед за дымом в помещение проникнет пламя. Помните об этом, прежде чем решиться разбить окно. Опытные пожарные говорят: «Кто на пожаре открыл окно, тому придется из него прыгать»;

Привлекая внимание людей и подавая сигнал спасателям, не обязательно открывать окна и кричать, можно, например, вывесить из форточки или из окна (не распахивая их!) большой кусок яркой ткани. Если конструкция окна не позволяет этого сделать, можно губной помадой во все стекло написать «SOS» или начертить огромный восклицательный знак».

Многоквартирный жилой фонд

В целом, требования к жилым помещениям в многоквартирных жилых домах аналогичны требованиям к жилым помещениям в индивидуальных жилых домах, освещённых в предыдущем разделе и касаются:

Соблюдения установленных требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации при эксплуатации электросетей и электротехнической продукции:

Запрещается:

Соблюдения установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации требований при эксплуатации баллонов с горючими газами и газовых приборов:

У входа в жилые дома, в которых применяются газовые баллоны, размещается предупреждающий знак пожарной безопасности с надписью «Огнеопасно. Баллоны с газом».

Дополнительно к указанным требованиям, к жилым помещениям в многоквартирных жилых домах предъявляются следующие требования, установленные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации:

Исключение устройства в помещениях квартир производственных и складских помещений для применения и хранения взрывоопасных, пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, изменения их функционального назначения, в том числе при сдаче в аренду;

Недопустимость блокировки и загромождения люков на балконах и лоджиях квартир.

Как правило, люками на балконах и лоджиях оборудуются многоквартирные жилые здания высотой более 5 этажей в новом жилом фонде. До сведения инструктируемых лиц следует довести, что данные люки предназначены для обеспечения возможности эвакуации жильцов на нижележащие этажи, при невозможности покинуть здание через лестничную клетку в подъезде. Однако, как показывает практика, хранимые на балконах и лоджиях предметы и вещи ограничивают или делают невозможным оперативный доступ жильцов к люкам.

Для предупреждения возникновения пожаров в общем имуществе многоквартирных жилых домов, ограничения его развития, обеспечения безопасной эвакуации, отдельно следует провести инструктаж о следующих требованиях Правил противопожарного режима в Российской Федерации:

О недопустимости устройства в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовых и других подсобных помещений, хранения под лестничными маршами и на лестничных площадках вещей, мебели и других горючих материалов, установки в лестничных клетках внешних блоков кондиционеров;

Об исключении загромождения мебелью, оборудованием и другими предметами дверей, люков на балконах и лоджиях, переходов в смежные секции и выходов на наружные эвакуационные лестницы, демонтажа межбалконных лестниц;

О недопустимости демонтажа предусмотренных проектной документацией дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, других дверей, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации и т.д.

При разъяснении требований пожарной безопасности, предъявляемых к общему имуществу, следует сделать акцент на том, что подъезд с устроенной в нём лестничной клеткой является единственным путём эвакуации для жильцов, и именно поэтому законодателем предъявляются требования, исключающие устройство в подъездах дополнительных помещений (кладовок, киосков, мастерских и пр.), а также хранение любых посторонних материалов (мебели, велосипедов, детских колясок, ящиков для овощей, газовых баллонов и пр.).При наличии источника зажигания (например, курение в подъезде, детская шалость, поджог, короткое замыкание и пр.), произойдёт возгорание указанных материалов, с мгновенным распространением опасных факторов пожара (густой дым, высокая температура) по всему объёму подъезда!

В период проведения рейдов (независимо от сезонных условий), с целью профилактики гибели детей на пожарах в жилом секторе, рекомендуется акцентировать внимание на недопустимость оставления малолетних детей без присмотра даже на непродолжительное время, исключение хранения на видных местах в жилых помещениях источников открытого огня (спички, зажигалки), проведение индивидуальных воспитательных бесед родителей с детьми об опасности шалостей с огнём.

Дополнительно целесообразно рекомендовать инструктируемым лицам обеспечить наличие в жилых помещениях автономных дымовых пожарных извещателей. Они предупредят о возникшей для жизни и здоровья опасности, в том числе в ночное время, при нахождении в состоянии сна, алкогольного опьянения.

Предупредите об опасности привычки курения в постели, особенно в состоянии алкогольного опьянения! Отравление продуктами горения происходит практически незаметно, достаточно загорания, вызванного непотушенным окурком. От вдохов угарного газа человек теряет сознание, спастись в такой ситуации становится практически невозможным!

Индивидуальный жилой сектор

Соблюдение установленных требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации при эксплуатации электросетей и электротехнической продукции:

Запрещается:

Прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также над местами открытого хранения горючих веществ, материалов и изделий.

Эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;

Пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;

Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

Пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;

Применять самодельные электронагревательные приборы;

Оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя (например, холодильники);

Размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;

При проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов.

Кроме доведения установленных Правилами противопожарного режима требований, необходимо довести следующие рекомендации:

    пригласите специалиста для оценки состояния электросетей в эксплуатируемых Вами помещениях! Установите устройство защитного отключения. Поверьте, затраты на заблаговременную проверку электросетей и их ремонт (замену) ничтожно малы по сравнению с ущербом, который может нанести пожар!

    ни в коем случае не допускайте превышения суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке. Ознакомьтесь со сведениями о мощности используемых электроприборов в документации завода-изготовителя (паспорте на прибор)!

    не оставляйте бытовые зарядные устройства подключенными к электрической сети! Это может привести к пожару или поражению детей электрическим током!

    не пользуйтесь электроприборами, особенно подключенными к сети (в том числе мобильными телефонами), в период приёма ванны.

Соблюдение установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации требований при устройстве и эксплуатации печного отопления:

Перед началом отопительного сезона следует осуществить проверку и, при необходимости, ремонт печей.

Запрещается эксплуатировать печи и другие отопительные приборы без противопожарных разделок (отступок) от горючих конструкций, предтопочных листов, изготовленных из негорючего материала размером не менее 0,5 x 0,7 метра (на деревянном или другом полу из горючих материалов), а также при наличии прогаров и повреждений в разделках (отступках) и предтопочных листах.

При эксплуатации печного отопления запрещается:

а) оставлять без присмотра печи, которые топятся, а также поручать надзор за ними детям;

б) располагать топливо, другие горючие вещества и материалы на предтопочном листе;

в) применять для розжига печей бензин, керосин, дизельное топливо и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

г) топить углем, коксом и газом печи, не предназначенные для этих видов топлива;

д) производить топку печей во время проведения в помещениях собраний и других массовых мероприятий;

е) использовать вентиляционные и газовые каналы в качестве дымоходов;

ж) перекаливать печи.

Необходимо обеспечить побелку дымовых труб и стен, в которых проходят дымовые каналы!

При доведении установленных требований, необходимо разъяснить значение слов «разделка» и «отступка»:

разделка – это утолщение стенки печи или дымового канала в месте соприкосновения с конструкцией здания, выполненной из горючего материала;

отступка – это пространство между наружной поверхностью печи или дымового канала и стеной (перегородкой).

Предтопочный лист должен располагаться узкой стороной (50 см) к топке.

Долговременная топка может привести к перекаливанию печи и возникновению прогаров!

Соблюдение установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации требований при эксплуатации баллонов с горючими газами и газовых приборов:

Газовые баллоны для бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок), за исключением 1 баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, должны располагаться вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не менее 5 метров от входов в здание.

Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также предупреждающие надписи «Огнеопасно. Газ».

У входа в индивидуальные жилые дома, в которых применяются газовые баллоны, размещается предупреждающий знак пожарной безопасности с надписью «Огнеопасно. Баллоны с газом».

При использовании бытовых газовых приборов запрещается:

а) эксплуатация бытовых газовых приборов при утечке газа;

б) присоединение деталей газовой арматуры с помощью искрообразующего инструмента;

в) проверка герметичности соединений с помощью источников открытого пламени, в том числе спичек, зажигалок, свечей.

Необходимо обеспечить своевременную проверку состояния газовых баллонов (в том числе на герметичность) в специализированной организации!

При появлении запах газа в жилом помещении ни в коем случае нельзя пользоваться источниками открытого огня, электрооборудованием или искрообразующим инструментом! Необходимо тщательно проветрить помещение и вызвать специалистов газовой службы!

С целью профилактики гибели детей на пожарах в жилом секторе, рекомендуется акцентировать внимание на недопустимость оставления малолетних детей без присмотра даже на непродолжительное время, исключение хранения на видных местах в жилых помещениях источников открытого огня (спички, зажигалки), проведение индивидуальных воспитательных бесед родителей с детьми об опасности шалостей с огнём.

Дополнительно целесообразно рекомендовать инструктируемым лицам обеспечить наличие в жилых помещениях автономных дымовых пожарных извещателей. Они предупредят о возникшей для жизни и здоровья опасности, в том числе в ночное время, при нахождении в состоянии сна, алкогольного опьянения.

Предупредите об опасности привычки курения в постели, особенно в состоянии алкогольного опьянения! Отравление продуктами горения происходит практически незаметно, достаточно загорания, вызванного непотушенным окурком. От вдохов угарного газа человек теряет сознание, спастись в такой ситуации становится практически невозможным!

При абстрактном подходе все проблемы окружающей среды можно свести к человеку, сказать, что любое отрицательное воздействие на окружающую среду исходит от человека - субъекта хозяйственной деятельности, производителя, потребителя, носителя технического прогресса да и просто жителя планеты. В этой связи необходимо проанализировать некоторые аспекты деятельности человека, которые оказывают особо вредное воздействие на среду, и среди них производство, транспорт, потребление, использование современной техники, урбанизация и т. д. как основные источники загрязнения и ухудшения окружающей среды. Такой подход дает возможность выделить те сферы деятельности человека, которые наносят вред или создают угрозу среде, наметить пути их исправления или предотвращения.

До последнего времени считалось бесспорным, что серьезные нарушения окружающей среды человек совершает в сфере производственной деятельности. Заводские и фабричные трубы являлись основным источником загрязнения воздуха, стоки промышленных предприятий - рек и прибрежных морских вод. В конце XX в., когда транспорт и непроизводственная деятельность потеснили промышленность в шкале загрязнителей, промышленное и сельскохозяйственное производство остаются одними из главных источников ухудшения окружающей среды.

Выбросы от автомобильного транспорта в нашей стране составляют около 22 млн т в год. Более 200 наименований вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных, содержат отработанные газы двигателей внутреннего сгорания. Нефтепродукты, продукты износа шин и тормозных накладок, сыпучие и пылящие грузы, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют придорожные полосы и водные объекты.

При эксплуатации, обслуживании и ремонте вооружения и военной техники (ВВТ) оказывается вредное влияние на атмосферу, гидросферу, литосферу. Воздействие военной техники на окружающую среду аналогично воздействию транспорта, сельскохозяйственной, промышленной, землеройной и другой народнохозяйственной техники.
Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии вооружения и военной техники при использовании по назначению или при хранении.

Повседневное техническое обслуживание включает контрольный осмотр и ежедневное техническое обслуживание. Во всех случаях техническое обслуживание должно обеспечить постоянную готовность вооружения и техники к использованию, безопасность эксплуатации, устранение причин, вызывающих преждевременный износ и поломки составных частей, надежную работу вооружения и техники в течение установленных межремонтных сроков, а также минимальный расход эксплуатационных материалов.



Контрольный осмотр боевых, специальных и транспортных машин проводится перед выходом из парка, в пути (на остановках и привалах), в ходе занятий и учений. С природоохранной точки зрения важными его элементами являются:

· проверка заправки топливом, смазочными материалами, водой;

· выявление утечек воды, масла, горючего;

· устранение причин неисправности при выявлении утечек.

Насколько важен последний элемент, можно судить, исходя из следующего примера.

Если происходит утечка бензина или масла со скоростью одна капля в секунду, то за сутки на грунт попадает около 4,5 литра загрязняющего природную среду продукта, который в конечном счете появится в воде, а один литр масла способен испортить миллион литров воды, то есть количество воды, помещающейся в 20 железнодорожных цистернах.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) вооружения и военной техники проводится по окончании занятия (этапа учения, работы) в целях определения технического состояния и предотвращения ускоренного износа под воздействием грязи, влаги, остатков едких жидкостей и веществ, а также для приведения в готовность к предстоящим действиям.

В ходе ЕТО узлы, агрегаты и детали машины чистятся, моются, смазываются; устраняются выявленные неисправности; выполняются крепежные и регулировочные работы. До начала ЕТО, в ходе его или по завершении производится заправка машин топливом, маслами, охлаждающими жидкостями на полевых заправочных пунктах, организуемых в подразделениях и при складе горючего части.

При выявлении неисправностей, неустранимых силами экипажа, производится текущий ремонт машин с помощью передвижных ремонтных средств батальона (дивизиона) или части.
Все операции по заправке, техническому обслуживанию и ремонту ВВТ связаны с неизбежным выбросом на грунт загрязненных вод, нефтепродуктов, использованных обтирочных материалов, упаковок, мелких резинотехнических изделий и других деталей. Поэтому все операции должны выполняться на специально подобранных площадках с твердым грунтом или низким травяным покровом, укрытых от наземного наблюдения. Такая площадка оборудуется сточными канавками, групповыми сборниками (отстойниками) загрязненных вод, жидкостей, использованных обтирочных материалов, упаковок и непригодных деталей. По окончании занятия (этапа учения, работы) водосборники нейтрализуются, а использованные материалы и детали собираются в герметичную тару и транспортируются в отведенное место сбора для утилизации (захоронения, уничтожения).

Площадки для технического обслуживания и текущего ремонта ни в коем случае не должны развертываться вблизи водоемов и на особо охраняемых территориях. На тактических полях и других объектах полигонов и учебных центров целесообразно оборудовать для этого специальные стационарные площадки с твердым (бетонным) покрытием.

Основные правила предотвращения возникновения ЧС с экологическими последствиями

Главными задачами в охране окружающей среды являются предотвращение загрязнения ее вредными продуктами человеческой деятельности и очистка средообразующих природных компонентов от выбросов и сбросов, если загрязнение уже состоялось.

Приоритет безусловно должен отдаваться выполнению первой задачи: не допускать загрязнения собственной среды обитания.

К сожалению, удовлетворение материальных потребностей общества, по крайней мере в настоящее время, не может осуществляться без нанесения определенного ущерба окружающей среде. Однако этот ущерб должен быть по возможности минимальным, так как от сохранения среды обитания зависит существование человека как биологического вида. Каждый из нас должен стараться находить такие возможности удовлетворения своих потребностей, которые не причиняли бы вреда природе, а наоборот, способствовали бы поддержанию экологического равновесия, помогали бы ее устойчивому развитию.

Вооруженные Силы не могут стоять в стороне от решения столь сложной и актуальной задачи, тем более что именно они обладают колоссальным природоразрушающим потенциалом, способным уничтожить сложившиеся экосистемы Земли в случае возникновения вооруженных конфликтов.

Предотвращение (предупреждение) загрязнения окружающей среды необходимо как при аварийных ситуациях на военных объектах, так и при функционировании их в штатном режиме, когда по тем или иным причинам происходит превышение значений установленных допустимых выбросов, сбросов и лимитов размещения отходов.

Предотвращение (предупреждение) загрязнения окружающей среды вследствие деятельности военных объектов в значительной мере может быть осуществлено мерами как организационного, так и технического характера.

Меры организационного характера включают в себя следующие мероприятия:

  • планирование мероприятий по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду при осуществлении военной деятельности;
  • планирование мероприятий по поддержанию технических средств предотвращения загрязнения в исправном состоянии;
  • соблюдение режимов функционирования указанных технических средств;
  • соблюдение правил работы с потенциальными загрязнителями в соответствии с действующими инструкциями;
  • исключение проливов и утечек нефтепродуктов;
  • сбор и утилизацию масел, кислот, щелочей и других технических жидкостей;
  • сбор, сортировку и удаление производственных и бытовых отходов;
  • исключение нарушений растительно-почвенного покрова и загрязнения водоисточников при передвижениях и действиях войск на местности;
  • сведение к минимуму времени работы двигателей боевых, специальных и транспортных машин на холостом ходу;
  • установление режимов и направлений излучения при работе радиотехнических систем, систем связи и навигации;
  • прекращение работы источников электромагнитного, лазерного, радиационного излучения и исключение выбросов опасных химических веществ, превышающих установленные пределы.

К мерам технического характера относятся инженерные методы и способы очистки выбросов и сбросов работающих энергетических, производственных, коммунально-бытовых объектов и систем от вредных компонентов до поступления их в окружающую среду.
Для их очистки применяются механические, физико-химические, химические, биохимические, термические методы и различные средства.

Для очистки и обезвреживания отходящих газов используются самые различные технические устройства и установки: «сухие» и «мокрые» механические пылеулавливатели, фильтрационные установки, пылеосадительные камеры, центробежные конструкции, пенные газоочистители, пылеулавливатели ударно-смывного действия, ультразвуковые аппараты, инерционные пылеулавливатели.

В целях очистки сточных и канализационных вод применяются следующие технические устройства: водные отстойники, решеточно-процеживающие установки, песколовки, нефтеловушки, барабанно-вакуумные фильтрующие установки, центробежные конструкции, дисперсные установки, пенные сепараторы, ультрафиолетовые установки, дегазаторы удаления растворенных газов, окислительные установки.

Предотвращение загрязнения почв и земель на военных объектах осуществляется по следующим направлениям:

  • уничтожение, обезвреживание и утилизация твердых и жидких бытовых отходов;
  • уничтожение, обезвреживание и утилизация отходов сельскохозяйственных предприятий;
  • рекультивация земель.

Для уничтожения твердых отходов используются механические и термические методы. Основными техническими средствами при этом являются механодробилки и специальные печи. Жидкие отходы, как правило, утилизируются на так называемых полях запахивания.

Рекультивация земель предусматривает заравнивание повреждений грунта и засеивание его растительными культурами, наложение на поврежденные участки продуктивного нового грунта.

Характер влияния на окружающую среду различных военных объектов, отличающихся своим предназначением, типом выполняемых задач и другими характеристиками, не одинаков.
Наиболее опасными в экологическом отношении являются потенциально опасные военные объекты. К таким объектам относятся:

  • радиационно опасные - энергетические ядерные установки; склады и базы с элементами ядерного оружия; ядерные исследовательские реакторы; хранилища жидких радиоактивных отходов; хранилища твердых радиоактивных отходов; хранилища отработанного ядерного топлива; места захоронения радиоактивных отходов;
  • химически опасные - хранилища и склады химических веществ, в том числе химических боеприпасов (кассет) с боевыми химическими веществами; хранилища и склады боевых химических веществ; места уничтожения и захоронения боевых химических веществ; хранилища и склады компонентов ракетного топлива;
  • взрыво - и пожароопасные - базы, арсеналы, хранилища и склады различного рода боеприпасов, вооружения и военной техники; хранилища, склады и базы горючего и смазочных материалов, агрессивных жидкостей, объемов сжатого воздуха.

С функционированием именно этих объектов, с нарушениями технологических процессов и авариями на них связаны негативные воздействия на окружающую среду.

Для деятельности атомного флота, например, характерно накопление и хранение ядерного топлива и радиоактивных отходов на береговых технических базах и специальных плавсредствах. Для ядерных установок характерно то, что даже при безаварийном режиме их функционирования продукты деления (газообразные и летучие изотопы криптона, ксенона, йода) через микроскопические неплотности и дефекты трубопроводов попадают во внешнюю среду.

Испытания ядерного оружия, проводящиеся в атмосфере, космосе, под водой, приводят к глобальному радиоактивному загрязнению атмосферы и земной поверхности.

На таких объектах, как склады и базы ГСМ и других специальных жидкостей, при годовом обороте материалов и веществ, превышающем 50 тыс. тонн, соответствующая утечка составляет 5-6 процентов, то есть не менее 2,5-3,0 тыс. тонн. Это ведет в итоге к значительному загрязнению грунтов и подземных вод.

Вопрос очистки и восстановления природной среды приобретает особое значение в условиях, когда на объекте возникает аварийная ситуация, связанная с нарушением технологических процессов или выходом их из-под контроля.

В комплекс общих мероприятий по восстановлению природной среды при авариях на радиационно и химически опасных военных объектах входят:

  • оценка типа, характера и источника аварии;
  • определение масштабов аварии и ущерба, нанесенного природной среде;
  • определение комплекса мероприятий по ликвидации последствий аварии и восстановлению природной среды.

В комплекс мероприятий по восстановлению природной среды при авариях на радиационно опасных военных объектах непосредственно входят также локализация источника аварии и обработка загрязненной территории.

Локализация источника аварии предполагает прекращение функционирования объекта и исключение дальнейшего выброса в природную среду радиоактивных веществ.

Для обработки загрязненных территорий используются следующие способы:

  • обработка пылеподавляющими композициями;
  • химико-биологическое задержание;
  • экранирование слоями чистого материала;
  • обволакивание.

В качестве пылеподавляющих композиций используют битумные эмульсии, поливиниловый спирт, некоторые отходы промышленного производства и другие специальные химические соединения.

Химико-биологическое задержание включает в себя в основном рекультивацию земель с использованием таких рецептур, как: минеральные удобрения, смеси многолетних злаковых трав, латекс, торфяная крошка.

Большое значение при рекультивации земель придается обработке грунтов методами вспашки, рыхления, фрезерования, дискования.

Для экранирования загрязненной территории используют строительные и другие листовые материалы, грунт, глину, песок, щебень.

Обволакивание загрязнениых территорий предполагает устройство рвов, барьеров (земляных, бетонных) или замораживание грунта.

Кроме того, в целях ликвидации последствий аварий производят дезактивацию загрязненных участков, обмыв водной струей, снос загрязненного грунта, зданий, построек и вывоз их с объекта.

Практически такие же меры, методы и способы применяют при аварийных утечках ГСМ и агрессивных жидкостей. В то же время здесь имеются и некоторые особенности, которые связаны главным образом с загрязнением больших акваторий.

Основными методами восстановления акваторий являются:

  • устройство плавучих боновых заграждений (пленочного или панельного типа);
  • сжигание нефтепродуктов на воде;
  • использование абсорбирующего (впитывающего) материала (сена, соломы, древесных опилок и др.);
  • сбор нефтепродуктов с воды с помощью эжекторов, мотопомп и т. п.

Локализация проливов и утечек нефтепродуктов на почве осуществляется путем снижения степени испарения нефтепродукта, снижения уровня проникновения его в грунт и ограничения места разлива насыпями и рвами.

Для снижения испарения нефтепродукта используют пенообразователи, пенозатвердители, а для снижения проникновения в грунт - структурообразователи, полимерные пленки или применяют метод замораживания грунта.

Сбор основной массы нефтепродукта с поверхности почвы может проводиться с использованием различных поглощающих материалов - опилок, торфа, керамзита и др. (так, например, 1 кг опилок поглощает более 2, а 1 кг торфа - около 1,2 кг нефти).

В целях очистки грунта, загрязненного нефтепродуктами, применяются следующие методы:

  • удаление загрязненного грунта и захоронение нефтесодержащих шламов;
  • удаление основной массы загрязнителя с помощью насосных установок и вакуумных фильтров;
  • продувка почвы воздухом;
  • термическое воздействие на загрязненный грунт.

Возможно также использование химических методов, позволяющих превращать токсичные вещества в нетоксичные соединения.

Одним из направлений государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является подготовка и реализация мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (предотвращение и уменьшение их масштабов). Эти меры преимущественно проводятся в превентивном порядке. Издавна считалось, что гораздо важнее предотвратить беду, чем потом бороться с нею. Зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что затраты на проекты по предупреждению чрезвычайных ситуаций значительно ниже возможного ущерба от них.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций обеспечивается заблаговременным, а иногда и оперативным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса мероприятий (превентивных мер), направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь в случае их возникновения.

Превентивные меры защиты от чрезвычайных ситуаций - это предпринимаемые заблаговременно меры по уменьшению риска ЧС и смягчению их негативных последствий, по прогнозу времени и места возникновения опасных природных и техногенных явлений, как правило, на основе прогноза их частоты (или вероятности за заданный интервал времени) на определенной территории.

Превентивные меры защиты можно классифицировать по цели, уровню принимаемых решений на их осуществление, факторам риска и другим признакам (рис. 6.4).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций состоит в предпринимаемых заблаговременно организационных, инженерно-технических и других мероприятиях по снижению возможности возникновения ЧС и масштабов их последствий. Предупреждение ЧС основано на:

мониторинге окружающей природной среды, потенциально опасных объектов, диагностике состояния зданий и сооружений с точки зрения их устойчивости к воздействию поражающих факторов опасных природных и техногенных явлений;

прогнозировании опасностей и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий воздействия их поражающих факторов на население, объекты экономики и окружающую природную среду.

Рис. 6.4. Классификация превентивных мер зашиты по цели

Превентивные меры по предотвращению (снижению возможности возникновения) ЧС предусматриваются по следующим направлениям:

  • - исключение (снижение частоты) событий, инициирующих ЧС;
  • - снижение вероятности перерастания опасного явления в ЧС (инициирующего события в стихийное бедствие или аварию).

Снижение частоты событий, инициирующих ЧС (опасных природных, техногенных и социальных явлений), достигается путем проведения следующих мероприятий:

  • - инженерно-геологического районирования территории и в соответствии с его результатами рационального размещения объектов территориального экономического комплекса, в частности, рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • - предупреждения (снижения интенсивности) некоторых опасных природных явлений;
  • - профилактики возникновения аварий (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • - борьбы с терроризмом и преступностью.

К мерам по снижению вероятности перерастания опасного явления в ЧС относятся:

  • - инженерная защита от опасных природных и техногенных явлений;
  • - физическая защита потенциально опасных объектов от опасных социальных явлений, проведение мероприятий по повышению надежности персонала;
  • - обеспечение защищенности объектов (снижение уровней нагрузок, возникающих от опасных явлений);
  • - снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • - обеспечение физической стойкости зданий и сооружений;
  • - обеспечение эффективности (в частности, надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию аварийных ситуаций в аварию.

Рассмотрим комплексы мер, исключающих события, инициирующие чрезвычайные ситуации.

Инженерно-геологическое районирование территории проводится по совокупности геологических факторов (рельеф, строение и свойства горных пород, гидрогеологические условия, развитие современных геодинамических процессов и т.д.). На картах инженерно-геологического районирования выделяются участки по степени их пригодности для хозяйственного освоения, по устойчивости к воздействию опасных природных явлений. Такое ранжирование территорий позволяет обеспечить высокое качество и надежность создаваемых объектов, а также их оптимальное инвестирование.

Помимо карт инженерно-геологического районирования, для сейсмоопасных районов составляются карты детального сейсмического районирования и микрорайонирования. На них территории разделяются по степени сейсмической опасности (сейсмической балльности) с учетом конкретных геологических, структурно-тектонических, гидрогеологических, геоморфологических условий и сейсмодинамических свойств пород, слагающих эти территории.

С использованием результатов инженерно-геологического районирования проводится рациональное размещение территориальных комплексов расселения и хозяйства. Безопасные участки рекомендуются для размещения важных объектов, например, жилых зон с высокой плотностью населения или крупных объектов жизнеобеспечения (электростанции, транспортные коммуникации и др.), опасные - оставляют свободными от застроек, создают там зоны отдыха, лесопарки и т.п.

На основе специальных исследований ряда площадок осуществляется выбор площадок из условия обеспечения безопасности людей для размещения потенциально опасных объектов, например АЭС. Влияющими факторами являются население, геологические и сейсмические характеристики предполагаемой площадки, а также характеристики окружающей среды. Вопросы рационального размещения опасных объектов более детально будут рассмотрены в главе 8.

Среди мер по предупреждению свое место занимают мероприятия, направленные на снижение интенсивности (силы) возможных опасных природных явлений или даже на их предотвращение. В частности, для снижения силы землетрясений может проводиться провоцирование (преждевременный сброс напряжений) землетрясений меньшей силы с помощью ядерного взрыва, мощных генераторов колебаний. Возможно предотвращение (снижение силы) таких явлений, как град, лавины, сели, снег, дождь.

Профилактика возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера основана на проведении диагностики оборудования, планово-предупредительных ремонтов, повышении качества технического обслуживания. По данным Ростехнадзора, основной причиной высокой аварийности в промышленности является износ основных фондов во всех отраслях экономики и низкие темпы их обновления из-за неудовлетворительного финансово-экономического положения большинства предприятий. Профилактике аварий способствуют также процедуры государственного регулирования промышленной безопасности.

В комплексе мер по предупреждению ЧС важное место занимают усилия по снижению вероятности перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации.

Среди них особое место отводится инженерной защите населения и территорий.

В ходе инженерно-геологического и сейсмологического районирования часто выясняется, что даже наиболее благоприятные для освоения участки недостаточно устойчивы и мало защищены от опасных природных явлений. Иногда возникает необходимость в освоении заведомо неблагоприятных территорий, например, пониженных участков морских побережий и долин рек, склонов гор, территорий с закарстованными и просадочными грунтами. В этом случае одним из важнейших элементов превентивных мероприятий становится инженерная защита населения и территорий.

Инженерная защита населения и территорий осуществляется в зонах возможных разрушительных землетрясений, затоплений и подтоплений, оползней, обвалов, карста, селевых потоков, снежных лавин. Она проводится в целях снижения риска перерастания опасных явлений в ЧС и состоит в возведении инженерно-технических сооружений для защиты от поражающих факторов, вызванных характерными для рассматриваемой территории опасными природными и техногенными явлениями, т.е. создании физических барьеров, снижающих уровни негативных (поражающих) факторов опасных явлений.

Основными объектами инженерной защиты являются население, объекты хозяйственной инфраструктуры и территории.

Для защиты руководства страны, органов управления, войск, персонала предприятий (организаций) и населения от ЧС мирного и военного времени используются следующие защитные сооружения - специальные фортификационные сооружения, войсковые фортификационные сооружения и защитные сооружения гражданской обороны. Эти сооружения предназначены для укрытия людей от поражающих факторов оружия и некоторых поражающих факторов, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Опасность наводнений, схода селей, снежных лавин, оползней устраняет или снижает строительство защитных дамб и других специальных сооружений, водоотводящих каналов, подпорных стенок. Снижают опасность стихийных бедствий специальные работы по инженерной подготовке территорий: отсыпка грунта и повышение уровня поверхности, строительство дренажных сооружений, мероприятия по усилению несущей способности грунтов (уплотнение, закрепление, обезвоживание и многое другое).

Рационально спланированные и последовательно реализуемые мероприятия инженерной защиты обеспечивают снижение возможных людских и материальных потерь на 30-40%, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах - на 70-80%. Однако проведение инженерно-технических мероприятий требует значительных капитальных вложений.

Более подробно инженерная защита населения и территорий будет рассмотрена в главе 9. Однако одного аспекта инженерной защиты - повышения физической стойкости зданий и сооружений - целесообразно коснуться уже сейчас.

Одной из главных причин массовой гибели людей при стихийных бедствиях считается бесплановая (часто стихийная) застройка городов, которая опережает развитие городской инфраструктуры и мероприятия по инженерной подготовке территорий. Статистика показывает, что при стихийных бедствиях гибель большинства людей связана с обрушением жилых и промышленных зданий. Имеется значительный объем специальных знаний, обобщающих накопленный опыт и позволяющих разрабатывать принципиально новые конструкции зданий и сооружений повышенной физической устойчивости. Такое строительство признано социально приемлемым и экономически оправданным. Оно обходится, как правило, на 2-12% дороже стоимости строительства обычных зданий, а получаемый эффект несравнимо выше, если учесть не только экономические, но и социальные, экологические, психологические и другие факторы, являющиеся неотъемлемыми компонентами устойчивого развития общества.

В ряде случаев социально оправдано строительство, требующее больших дополнительных затрат. Так, в Бангладеш, где за последние 30 лет от циклонов и штормов погибло около 750 тыс. человек, осуществляется крайне дорогое строительство специальных убежищ на морском побережье. Это двух-четырехэтажные здания, возведенные на укрепленных бетонных колоннах высотой 7-8 м (выше уровня волн) или на намытых земляных холмах. В каждой конкретной местности нужно найти простые, не требующие больших расходов, методы реконструкции существующих зданий, которые бы повышали их устойчивость к опасным природным явлениям.

Необходимость мер противодействия землетрясениям в нашей стране вызвана высокой сейсмической активностью на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, Алтае, Саянах, Прибайкалье, Якутии. Это требует принятия мер по повышению сейсмостойкости потенциально опасных объектов, жилых зданий и гидротехнических сооружений. С появлением новых карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации требования к сейсмостойкости объектов, расположенных в упомянутых районах, существенно возросли - в соответствии с новыми оценками балльность возможных землетрясений повышена на 2-3 единицы. Это означает, что многие города и промышленные предприятия, размещенные в этих районах, фактически оказались по новым нормам не способны противостоять разрушительным землетрясениям. Теперь более 70% населения сейсмоопасных регионов проживает в зданиях, не отвечающих требованиям по сейсмостойкости (с дефицитом сейсмостойкости), т.е. подвергаются сейсмической угрозе. Поэтому в сейсмоопасных районах сейсмостойкое строительство и сейсмоукрепление зданий и сооружений, построенных без учета сейсмичности, является очень актуальной государственной задачей.

Важную роль в управлении техногенными рисками играют соответствующие системы безопасности. Обеспечение эффективного функционирования организационных и технологических систем безопасности, которыми должны оснащаться потенциально опасные объекты, является важным направлением деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Задачи подобных систем безопасности могут быть сведены к двум группам:

  • - в объектах одноразового применения, не функционирующих в процессе эксплуатации - предотвращение задействования (преждевременного срабатывания) от внешних факторов (аварийных и поражающих воздействий, несанкционированных действий) или перевод объектов в безопасное состояние с точки зрения возможного воздействия на окружающую среду в случае значительной вероятности такого срабатывания;
  • - в функционирующих объектах - предотвращение развития аварийных предпосылок в аварию либо ограничение последствий аварии.

Основными видами систем безопасности по принципу действия являются системы, в которых применяются пассивные или активные методы защиты.

Пассивная, или жесткая защита основана на создании физических барьеров на пути распространения аварийных факторов к критически важным с точки зрения безопасности узлам потенциально опасного объекта, а также на пути выхода из объекта и распространения поражающих факторов. Преодоление этих барьеров требует затраты большого количества энергии.

Активная, или функциональная защита включает чувствительные элементы (датчики), следящие за состоянием потенциально опасного объекта и фиксирующие возникновение аварийных ситуаций, а также системы, препятствующие развитию предпосылок ситуации в аварию или снижающие ее последствия. В местах возможного повышения концентрации взрывопожароопасных паров и газов устанавливаются анализаторы-сигнализаторы довзрывных концентраций.

Системы безопасности потенциально опасных объектов чаше всего основаны на принципе прерывания (подавления) аварийного процесса или формирующегося опасного фактора, а также отключающие из функциональной схемы объекта аварийные блоки. Системы предотвращения возникновения аварий включают блокировочные и предохранительные устройства (клапаны, фильтры, плавкие вставки и т.п.), системы пожаротушения, системы безаварийной остановки технологических процессов (например, ядерных реакторов), локализации источников аварии и аварийного энергоснабжения.

Развитие теории и практики управления безопасностью сложных технических систем идет главным образом по пути предъявления повышенных требований к качеству оборудования, систем управления и персоналу, ограничивающих возможные негативные техногенные воздействия на окружающую среду и человека. Перспектива же управления безопасностью этих систем связана с их проектированием с учетом критериев безопасности, возможности возникновения в таких системах в процессе эксплуатации цепочек событий, которые в обычной ситуации не приводят к опасным состояниям, но при определенном стечении обстоятельств могут стать причиной аварий.

Последовательное освоение системных методов проектирования сложных технических систем позволит в будущем решить задачу предупреждения возникновения крупных аварий и катастроф. Эти методы проектирования основаны на следующих принципах:

  • - принцип многоуровневой защиты (создание последовательных уровней защиты, уменьшающих вероятность аварий и ограничивающих их последствия). Этот принцип применяется для компенсации потенциальных ошибок человека или отказов технических устройств. Принцип реализуется в первую очередь путем создания серии барьеров для удержания энергии или опасных веществ, которые должны быть нарушены, прежде чем может быть нанесен ущерб человеку и окружающей среде;
  • - принцип комбинированной защиты (объединение систем жесткой и функциональной защиты объекта от аварий);
  • - принцип единичного отказа (объект должен оставаться безопасным при отказе любого элемента);
  • - принцип безопасного отказа (отказы системы аварийной защиты должны способствовать ее ложному срабатыванию, но не допускать перерастания аварийной ситуации в аварию);
  • - принцип независимости и разнообразия, когда системы обеспечения безопасности проектируются так, чтобы влияние дефектов, ошибок, отказов на работоспособность системы было минимальным. При этом независимость достигается физическим, функциональным и пространственным разнесением, а разнообразие - разнотипностью физических, методических и аппаратных принципов реализации;
  • - принцип надежности и живучести, когда обеспечивается высокий уровень надежности функционирования важнейших элементов в нормальных условиях эксплуатации и при проектных внешних воздействиях;
  • - принцип естественной технической безопасности, который реализуется путем применения автономных специальных средств защиты, максимально упрощенной и надежной конструкции технической системы, минимизации уровня запасенной энергии и вредных веществ, а также исключением влияния ошибок оператора на развитие аварийных процессов. В качестве перспективной стратегии обеспечения безопасности рассматривается применение бионических принципов, т.е. проектирование сложных технических систем с внутренне присущей им безопасностью;
  • - принцип самозащищенности систем (создание систем с пассивными и внутренне присущими характеристиками безопасности). Пассивные средства защиты действуют автономно, основаны на знании законов природы и поэтому заведомо обладают высокой надежностью.

При реализации последнего принципа необходимо соблюдение следующих правил:

  • - максимальное упрощение рабочих процессов, конструкции и систем управления потенциально опасным объектом с целью повышения надежности;
  • - минимизация запасенной энергии и вредных веществ, опасных при реализации аварийной ситуации;
  • - минимизация роли ошибок человека в инициировании и развитии аварийных процессов и повышение длительности периода, когда вмешательство человека не обязательно.

Как уже упоминалось, важной целевой составляющей предупреждения чрезвычайных ситуаций (наряду с их предотвращением) является смягчение последствий чрезвычайных ситуаций , или в других терминах, снижение размеров возможных потерь и ущерба, уменьшение масштабов последствий.

Известно, что в основе возникновения стихийных бедствий и природных катастроф лежат процессы и явления, энергетическая мощь которых несоизмерима с возможностями человечества по противодействию им. Человек способен предотвратить лишь малую их часть (некоторые сели, лавины, град и др.). То же самое в технике. Не может быть предотвращено, например, развитие аварии с автомобилем при большой скорости его движения и, следовательно, кинетической энергии, развитие взрыва - выделение энергии в течение малого промежутка времени, т.е. большой мощности.

В связи с этим профилактическая работа по отношению к таким опасным природным и техногенным явлениям сводится не только к их предотвращению, пока еще не поздно, но в основном к принятию мер по снижению ущерба, наносимого ими людям и окружающей природной среде.

Комплекс заблаговременных мер по смягчению возможных последствий чрезвычайных ситуаций включает:

  • - превентивную локализацию зон возможного воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций;
  • - подготовку к ликвидации ЧС (поддержание в готовности системы управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС к ликвидации последствий ЧС; создание запасов материальных средств; подготовку к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, поддержание в готовности аварийно-спасательных формирований, совершенствование аварийно-спасательных средств; создание страхового фонда документации и т.д.);
  • - подготовку объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • - защиту населения (обеспечение средствами защиты, подготовку эвакуационных мероприятий) и многое другое;
  • - осуществление первоочередного жизнеобеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Целью государственной политики по противодействию ЧС является обеспечение защиты населения, его жизни и здоровья. В связи с этим осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих защиту населения, является важнейшим направлением деятельности органов государственной власти в области обеспечения природной и техногенной безопасности. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России.

Мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно. Именно они, в основном, обеспечивают при возникновении чрезвычайной ситуации смягчение ее последствий. Эти мероприятия планируются и осуществляются дифференцированно с учетом особенностей конкретных районов, городов и объектов экономики, степени реальной природной и техногенной опасности, природно-климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются исходя из принципа разумной достаточности, экономических возможностей государства или отдельных регионов по их реализации.

Составной частью комплекса мероприятий защиты в ЧС, кроме рассмотренной инженерной защиты, является радиационная, химическая, медицинская, противопожарная защита населения, а также его эвакуация. Вопросы защиты населения будут отдельно рассмотрены в главе 9.

Одним из направлений деятельности в области снижения риска и смягчения последствий ЧС является подготовка органов управления, сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативному проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. От того, насколько быстро будет оказана помощь пострадавшим, приняты меры по локализации и ликвидации очагов поражения, в значительной мере зависят масштабы последствий ЧС. Опыт показывает, что сокращение времени начала аварийно-спасательных работ в завалах зданий с 6 часов до 1 часа уменьшает людские потери на 30-40%, а повышение темпов работ в два раза увеличивает число спасенных на 35%.

Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на основе соответствующих программ и планов.

В процессе этой подготовки осуществляется также подготовка к осуществлению первоочередного жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации, что при успешном его проведении позволяет снизить потери среди населения и таким образом смягчить последствия ЧС.

Успех предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. В основе организации этих работ лежат заблаговременно разработанные на всех уровнях РСЧС, во всех ее подсистемах и звеньях планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения ЧС для соответствующей территории, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ.

В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования, доводятся до органов управления нижестоящих уровней РСЧС. Со стороны органов управления вышестоящих уровней РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС) – это деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и структур , направленная на предотвращение , уменьшение возможных потерь и ущерба в случае их возникновения, основу которой составляют превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера. Большая часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от ЧС на всех уровнях РСЧС.

Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат, решаются, как правило, в рамках региональных целевых программ по предупреждению ЧС и реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в экстремальных условиях. Организация работы по предупреждению ЧС в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года» (постановление Правительства РФ от 6 января 2006 года № 1).

Предупреждение ЧС проводится по следующим направлениям:

  • мониторинг и прогнозирование ЧС;
  • рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  • предотвращение некоторых опасных природных явлений и процессов;
  • повышение технологической безопасности с целью предотвращения аварий и катастроф;
  • подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;
  • декларирование промышленной безопасности;
  • лицензирование деятельности опасных производственных процессов;
  • страхование ответственности эксплуатации опасного производственного объекта;
  • проведение государственной экспертизы, надзора и контроля за природой и техногенной безопасностью;
  • информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах, а также подготовка населения в области защиты от ЧС.

Решение вопросов, связанных с проведением конкретных мероприятий по предупреждению ЧС, осуществляется путем планирования, которое проводится в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, разрабатываемых на всех уровнях РСЧС. В планы включаются не только мероприятия инженерно-технического и технологического характера, касающиеся конкретных природных опасностей и опасных производств, но предусматриваются организационные и экономические меры. Наибольшую возможность практического осуществления получают плановые задания, включенные в перспективные и годовые прогнозы (планы) социально-экономического развития или решаемые в рамках федеральных или региональных целевых программ по предупреждению ЧС. Информационной базой выбора и обоснования планируемых мероприятий по предупреждению ЧС являются результаты оценки состояния безопасности населения и территорий.

Для организации деятельности всех ведомств в масштабах страны по предупреждению ЧС природного и техногенного характера отдельные результаты мониторинга и прогнозирования, сводится в единую базу данных, которая используется централизованно, на ее основе построены аналитические комплексные прогнозы ЧС, их результаты доводятся до всех подсистем и звеньев РСЧС, органов государственной власти и местного самоуправления, а также населения.

В интересах предупреждения ЧС проводятся превентивные меры, предпринимаемые заблаговременно по прогнозу времени и места возникновения опасных природных, техногенных и социальных явлений. Научно-методической основой принятия решений по уровню П.ЧС является анализ рисков техногенных и . Превентивные меры защиты от ЧС подразделяются по целям, уровням принимаемых решений на их осуществление, факторам риска и другим признакам. Так, профилактика возникновения ЧС техногенного характера основана на проведении диагностики оборудования, планово-предупредительных ремонтов, повышении качества технического обслуживания. Мониторинг состояния техногенных объектов (техногенный мониторинг) решает задачи производственной безопасности и заключается в ведении наблюдения и контроля за состоянием производственной базы объектов экономики и технологическими процессами на них с целью прогнозирования аварийности и принятие соответствующих мер по её предотвращению и смягчению последствий.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза ЧС на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей. Главным результатом мониторинга и прогнозирования ЧС является оценка риска возникновения ЧС . Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территории, деклараций безопасности промышленных объектов.

В деле по предупреждению ЧС важную роль играют общегосударственные, ведомственные и территориальные меры организационно-экономического характера. Они позволяют поднять экономическую ответственность владельцев и руководителей организаций, особенно имеющих в своем составе потенциально опасные объекты, стимулировать работу по снижению риска ЧС и управлению им. Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС проводится руководителями организаций, во владении или подчинении которых находятся данные объекты, под контролем соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов управления МЧС России.

Деятельность по предупреждению ЧС имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих ЧС и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация. Предупредительные меры особенно эффективны при наличии достоверных прогнозов, целесообразном определении фронта, состава и объема профилактических работ.

Предупреждение ЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь в случае их возникновения.

Конкретные мероприятия по предупреждению возникновения ЧС реализуются также в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС. В ходе выполнения планов и целевых программ, при целенаправленной работе объектов и отраслей экономики по подготовке к функционированию в условиях ЧС.

При ЧС природного и техногенного характера размеры потерь во многом зависят от степени информированности населения в области ЧС. Поэтому информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территориях проживания непосредственно влияет на эффективность работы по уменьшению масштабов ЧС.

Вся информация о защите населения и территорий от ЧС, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» является гласной и открытой. Ограничение этой информации допускается лишь в законодательном порядке.

Информация, доводимая до населения в связи с ЧС, представляет сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, а также сведения о состоянии радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической обстановки на соответствующих территориях.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрации организаций, а также органы управления РСЧС обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по другим каналам о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания, приемах и способах защиты населения от них, состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых вариантах развития возможных ЧС, а также о возникших ЧС, необходимых действиях населения и принимаемых мерах.

Предупреждение ЧС основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Профилактическая работа по предупреждению ЧС зависит от социально-экономического и политического положения в стране, состояния общества, природных условий и других факторов. Эти факторы глубинны и трудно поддаются влиянию, в результате чего возможности государства и РСЧС по обеспечению результативности предупредительных мер бывают ограниченными.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. – М., 1999; Предупреждение и ликвидация ЧС. – М., 2002.

1) целенаправленная деятельность органов власти и управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций, по снижению уменьшение возможных потерь и ущерба в случае возникновения, основу которой составляют конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях на всех уровнях РСЧС. Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат решаются в рамках федеральных или территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в экстремальных условиях;

2) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ до 2005 года". Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организованного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера. Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям: мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; рациональное размещение производственных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего разрушительного потенциала; предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования; разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, уменьшение масштабов, защиту населения и материальных средств; подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасных производственных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций; государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Предупреждение чрезвычайных ситуаций" в других словарях:

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их… …

    - (предупреждение ЧС) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной … Экологический словарь

    предупреждение чрезвычайных ситуаций - предупреждение ЧС Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной… …

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных… … Официальная терминология

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Предупреждение ЧС на акваториях Совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами Российской… … Справочник технического переводчика

    Комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и… … Экологический словарь

    предупреждение чрезвычайных ситуаций на акваториях - 3.1.8 предупреждение чрезвычайных ситуаций на акваториях; предупреждение ЧС на акваториях: Совокупность организационных и технических мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (англ. emergency management) это дисциплина по предотвращению рисков и работе с произошедшими рисками. Эта дисциплина включает в себя подготовку к бедствию или катастрофе до их наступления, реакцию на чрезвычайную ситуацию (например,… … Википедия

Книги

  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие. Суторьма И. И., Загор В. В., Жукалов В. И. , Суторьма И.И. , Загор В.В. , Жукалов В.И. , Приведены организация деятельности ОПЧС, основы медицинских знаний, краткое устройство боевой одежды пожарного, ручных пожарных лестниц, ручного инструмента, пожарных рукавов, рукавного… Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Высшее образование. Бакалавриат Издатель: НОВОЕ ЗНАНИЕ , Производитель: НОВОЕ ЗНАНИЕ ,
  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. Учебное пособие. Гриф МО Республики Беларусь , Суторьма Игорь Иванович , Приведены организация деятельности ОПЧС, основы медицинских знаний, краткое устройство боевой одежды пожарного, ручных пожарных лестниц, ручного инструмента, пожарных рукавов, рукавного… Категория: